Моё знакомство с Кайдзи началось не с положительных отзывов, интереса к азартным играм или прочтением краткого описания к сериалу, а с, как ни странно, опенингов к обоим сезонам. Они мне показались настолько выразительными и красивыми, что захотелось посмотреть сериал, в котором они играли. Я тогда слабо представлял, что такое Кайдзи, но предчувствовал, что увижу нечто превосходное, а высокие оценки только больше подталкивали к просмотру, хотя я никогда не был азартным человеком и особой тяги к гэмблингу не испытывал. Так что же из себя представляет этот тайтл? Достоин ли он таких высоких оценок? Сюжет этого аниме поделён на 4 арки: корабль "Эспуар", человеческое дерби, Карта-И и лотерея. В каждой из них Кайдзи играет в ту или иную азартную игру с предельно высокими ставками: свобода, часть тела или даже сама жизнь главного героя. И всё это ради погашения долгов, в которые он влез. Во всех арках присутствуют напряжённая битва умов, неожиданные и изобретательные ходы персонажей и в целом крайняя увлекательность игры. До просмотра этого сериала я и подумать не мог, что смотреть за тем, как неудачник пытается выиграть в камень-ножницы-бумагу с изменёнными правилами, может оказаться значительно интереснее, чем следить за битвой кучи людей с гигантским монстром(не буду показывать пальцем). А всё благодаря великолепно написанной и не провисающей истории, вовлечённости авторов, отличной режиссуре и глубине показанных переживаний во время игр. Но всё это могло бы пойти прахом, если бы не интересные и хорошо прописанные персонажи, а особенно Кайдзи, вокруг которого и крутится история. Он слаб, глуповат, доверчив, наивен, до грубости прямолинеен, но при этом не теряет лица, в какой бы сложной ситуации не оказался, продолжает верить в людей, окружающих его, любит жизнь и ни за что не готов с ней расстаться. Однако он очень азартен, настолько, что может сложиться впечатление, что он игроман, хотя это всё же не совсем так, он просто вынужден участвовать в азартных играх. Кайдзи в обычных условиях умом не блещет, но, находясь на грани, почти всегда находит выход из положения. Это неоднозначный и уязвимый протагонист, Кайдзи - один из главных козырей тайтла. Но следить за ним было бы не так интересно, если бы не харизматичные злодеи, противостоящие ему: Юкио Тонэгава, хладнокровный и крайне умелый игрок, и Кадзутака Хёдо, безумный старик-садист. Благодаря ним вторая половина сезона обретает большей остроты, а взгляды и сила духа Кайдзи проходят серьёзное испытание. Нельзя не отметить и визуал с музыкой, они здесь на высоте. Опенинг очень бодрый, саундтрек отлично подобран, необычный, немного карикатурный и гротескный чардиз контрастирует с серьёзностью ситуаций, в которых оказываются персонажи, ZAWA ZAWA ZAWA, уже ставшее визитной карточкой Кайдзи и в целом произведений Нобуюки Фукумото, а также реакции персонажей и визуализация их эмоций помогают сериалу, делают его более динамичным и способствуют большему погружению зрителей в историю. Что же в итоге? Кадзи - настоящий шедевр, не побоюсь этого слова. В нём всё исполнено на очень высоком уровне и, что самое главное, очень глубоко переданы чувства и эмоции людей, оказавшихся в крайне стрессовой ситуации, а также сам процесс игр, причины, побуждающие людей играть. В начале я не просто так написал про то, как знакомился с сериалом, ведь я уверен, что доставить удовольствие он сможет совершенно любому зрителю, нравятся ему азартные игры или нет. Он прежде всего про психологизм, чем просто про карты, маджонг или любую другую игру. Очень, очень жаль, что такой прекрасный тайтл в просмотренном всего лишь у десяти тысяч человек, он достоин большей известности. Моя оценка - 10/10.
В последнее время я стал смотреть довольно много исекаев, и мне стало интересно, с чего же всё начиналось? Так я приступил к просмотру SAO, тайтла, который популяризировал жанр исекай и стал хитом в своё время, мало того, франшиза до сих пор чувствует себя уверенно, выходят продолжения, которым конца края не видно. Итак, достойно ли шоу своей популярности? Что же в нём такого "невероятного"? Давайте посмотрим. Завязка сериала, а именно 1 серия, выглядит очень многообещающе: сначала ММО-игру показывают как милую эскапистскую фантазию, но после объявления главного злодея арки идиллия превращается в кошмар, из которого многим героям с трудом представляется, как можно выбраться живыми. Но, к несчастью, эта идея не получит толкового раскрытия, как и персонажи, которых нам показали: Кирито, Кляйн, Асуна и многие другие. Более того, большая часть персонажей - унылые пустышки и статисты, введённые чуть ли не только ради растягивания хронометража(косвенный пруф моим словам в
Kawahara: Well, number one when it was made into an animation, the production company requested that I write more and expand the short stories because we did need more time to make a 25-minute animation.
с Рэки Кавахарой, где он говорит, что ему пришлось писать более длинные истории лишь из-за того, что не хватало времени для полноценной серии, что уже не очень хорошо). Почему же я так считаю? Всё просто: почти все второстепенные персонажи получают время на раскрытие в пределах одной серии, и дальше толком не появляются. И это было бы полбеды(в той же Кино авторы справились просто великолепно, хотя были такие же рамки), но ведь у них нет никаких ярких черт, благодаря которым их можно было бы запомнить: девочка с драконом, розоволосая цундере-кузнец, ребята из гильдии, которых якобы убили, подлый рыцарь из Рыцарей Крови - все они просто никакие, у них в лучшем случае 1-2 черты характера, и те почти не проявляются. Единственное исключение - это Кляйн: он бывает и весёлым, и серьёзным, и заботливым, и сильным, время от времени совершает ошибки, с трудом адаптируется на первых порах, что делает его более живым. Но, к несчастью, как я уже упоминал, у него было слишком мало времени, чтобы стать по-настоящему классным и запоминающимся персонажем. Но что же я так прицепился к второстепенным персонажам, ведь это не самое главное в тайтле? Не совсем, ведь первая арка в сао строится на маленьких историях героев, которых встречает Кирито, на их приключениях. И слабая проработка персонажей сильно вредит этим небольшим сюжетам, а добивает их слабый сценарий. Приведу в пример
нам показывают, как герои собираются биться с боссом, битва будет серьёзной, они к ней готовятся, вводятся в сюжет целых четыре новых персонажа: Диабэль, Асуна, Кибао и Эгиль. Но мы едва ли что-то о них узнаём, и не совсем понятно, зачем их вообще показали, кроме разве что Асуны, но она как бы главная героиня. Особенно не понятно с Кибао: зачем он вообще был нужен, если после этой серии он только пару раз упоминался и всё? Мы даже не знаем, выжил ли он после всей истории. Диабэль получился абсолютно никаким, а ведь на его смерти строится драматизм битвы с боссом. Но как можно переживать за героя, о котором не знаешь ровным счётом ничего? Его смерть - просто очень грубая и неуклюжая попытка сделать сериал серьёзнее, крайне низкопробный приём. Также автор решил поступить и с гильдией, члены которой получились унылыми картонками, о которых даже писать нечего, поэтому тяжело сочувствовать и понимать эмоции Кирито, ведь мы об этих ребятах ничего не знаем. А ведь это важный момент, отпечатавшийся в душе Кирито, и он так плохо исполнен. Забегая вперёд, важные для сюжета герои дальше погибать вообще не будут, что полностью рушит атмосферу смертельной опасности, которую пытался создать автор.
. И остальные маленькие истории ни чуть ни лучше по проработке, из-за чего большинство из них скучно смотреть. Они сделаны не раздражающе плохо, но очень лениво и слабо. Может, тогда хотя бы битва с боссом в этой же второй серии удалась? И здесь промах: командир отдаёт беспорядочные приказы, никакого ни умственного, ни физического напряжения толком нет, Кирито и Асуна просто берут и "превозмогают", легко расправляясь с монстром, которого целый отряд игроков победить не смог, при этом совершенно не продумывая свою тактику; к тому же, "хореография" боя просто уныла, герои машут мечами так же беспорядочно, как командир отдаёт приказы. И здесь почти все битвы такие, кроме совсем крупных, но там всё сводится к "окружить толпой и заспамить атаками", как в битве с многоножкой, из-за чего и за сражениями наблюдать неинтересно. Может, тогда главная сюжетная линия и отношения Кирито и Асуны могут вытянуть шоу? Они могли бы, но из-за непроработанности главных героев и их
Кирито просто добрый и необщительный парень, а Асуна - классическая цундере, а потом и в "даму в беде" деградирует
наблюдать за ними просто-напросто скучно, романтика между ними не так плоха, но всё же слишком уж приторные у них отношения, даже в Эф всё было мрачнее, серьёзнее и эмоциональнее, хотя это далеко не шедевральная мелодрама. При этом в некоторых моментах, особенно, когда они отдыхают в домике у озера, за Кирито и Асуной становится приятно наблюдать, но всё рушится из-за Юи. Герои слишком быстро к ней привязались, сама она скучная и искусственная(что, конечно, объясняется в сериале, но лучше от этого не становится, если учесть реакцию главных героев на неё), чересчур добрая и моэшная.
Ну правда, дочь-ИИ, серьёзно? Это даже звучит глупо, а уж что говорить о том, как она плохо вписана в сам сериал, как нераскрыта тема её человечности. А про её смерть и перерождение я вообще молчу: настолько ленивый и безвкусный сюжетный ход, что про него и писать неприятно, автор, видимо, просто не понимает, как работает драма.
Причём, ход со "смертью" и практически моментальным "возрождением" будет много повторяться в сериале, что делает практически невозможным сочувствие персонажам, ведь они просто не могут умереть или получить серьёзный урон, не могут проиграть. Из-за этого смотреть за Кирито и Асуной чертовски скучно, хотя некоторым моментам всё же удаётся развеселить. Тогда здесь наверняка есть яркие злодеи, раз протагонисты вышли никакими? Но со злодеями всё ещё хуже: Каяба из себя мало что представляет, ведёт себя нелогично и просто непонятно для зрителя, поскольку его характер и то, как он себя ведёт в реальности и в игре, были мало показаны(
про свою мотивацию забыл. Нет, это неплохой сюжетный ход в теории, но исполнено просто ужасно, как будто автор реально забыл ему прописать причины поступков, показано без толики иронии или драматизма.
А о второстепенных злодеях писать просто нечего, кроме того, что они злые, и это в общем-то их единственная черта. Ну окей, это только первая арка, во второй же должно стать лучше? Это самая большая ошибка, которую может сделать бедный зритель: вторая арка просто отвратительна, на её фоне первая смотрится в разы лучше, даже начинаешь по ней скучать. Во второй жуткая тягомотина, кучаабсолютноненужныхперсонажей, похожий на Марио сюжет(и я, если что, сейчас вовсе не шучу), Асуна превратилась в "даму в беде", злодей ещё более унылый, экшен совсем скучный, поскольку герои ничем почти и не рискуют, романтическая линия с Лифой изначально была мертворождённой. В общем, отстой. Итак, после всей этой простыни текста, есть ли в тайтле что-то хорошее? Конечно, есть, иначе сериал бы никому не нравился. Здесь красивая графика, хорошая музыка(кроме отвратных опенингов, в которых играет средней паршивости j-pop и унылый визуальный ряд), среди маленьких историй первой арки попадаются довольно интересные(забавная история с рыбалкой, неплохая "детективная" история, с погибшей гильдией и цундере-кузнецом очень средние, но вполне смотрибельные), есть смешные и милые моменты(хоть их и мало), есть Кляйн, но его экранное время, к несчастью, авторы решили похоронить. И теперь я хочу написать, что хоть, по моему мнению, шоу и слабое, я отчасти могу понять тех, кому оно понравилось, особенно тех, у кого это был первый или один из первых тайтлов, ведь внешне сериал неплохой, но если отвлечься и заглянуть чуточку глубже, то всё разваливается. Для меня окончательно всё рухнуло во время последней битвы Каябы и Кирито(
а именно, когда Кирито убили и он тут же возродился просто так, это было ужасно. Хотя и момент "воскрешения" Юи уже сильно разочаровал.
), из-за чего мне сериал не понравился. Но я не могу сказать, что я его прямо-таки ненавижу или что-то в этом духе, просто мне очень обидно из-за того, что люди вложили много сил в создание САО, но из-за то ли лени, то ли неумелости писателя Кавахары(да, именно из-за него, так как, насколько я знаю, снималось близко к первоисточнику. И нет, я его не хейчу, даже признаю, что он талантлив, но с первым сезоном сао однозначная халтура, особенно со второй аркой) все их усилия пошли прахом, а ведь "техническая" составляющая хороша, над ней видно, что старались, кроме опенингов, они ужасны. Шоу не выбесило меня, но вогнало в скуку, а лень автора вот и вправду раздражала. За это тайтлу оценка 5/10.
Резеро - один из самых популярных тайтлов последних лет, и в этом не может быть никаких сомнений. Но заслужена ли эта популярность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнём рассмотрение с сюжета. Завязка следующая: главный герой Субару, ОЯШ, совершенно неожиданно попадает в фэнтези мир. Он, конечно, как и зритель, думает, что его ждут гарем из топовых тян, невероятные суперспособности, всеобщая любовь и уважение даже от сильнейших героев, но реальность довольно жестоко разбивает его розовые очки: никаких способностей у него как не было, так и нет, окружающие вовсе не торопятся бежать к нему с распростёртыми объятиями, гарем с неба не сваливается, к тому же на каждом шагу его поджидает смерть, а добиться хоть мало-мальски полезного результата оказывается очень непросто. В аниме экранизированы 3 арки ранобэ: арка с украденной эмблемой, арка в особняке и арка в столице. Первые две очень камерные, битв не особо много, разве что только в конце каждой из них, но и те далеко не масштабные. Третья же гораздо эпичнее, в ней сразу два крупных сражения с участием множества героев, и Субару здесь уже играет заметно большую роль, чем в предыдущих. Как же здесь "работает" сюжет? Главный герой попадает в непонятную ситуацию, обстановка резко меняется, он совершает кучу ошибок, расплачивается за них(зачастую очень жестоко, даже, я бы сказал, несоизмеримо жестоко), появляется некая угроза, антагонист, который убивает гг и его возлюбленную, а порой и других дорогих им людей, Субару возрождается и умирает раз за разом, пока не понимает, что нужно сделать, чтобы победить, ну а дальше можно праздновать победу. И за всем этим, как ни странно, крайне увлекательно наблюдать: каждый раз автор выдумывает ситуацию, в которой не сразу понятно, кто убийца, и найти его крайне нетривиальная задача. К тому же, интересно, как Субару в этот раз выпутается, при всей его эмоциональности, слабости и глуповатости. И с деконструкцией шоу справляется отлично, хотя и не идеально: какие-то штампы разрушаются иронией и самоиронией протагониста, а с какими-то обходятся с большим драматизмом. Но всё равно остаётся ощущение, что недожали, что можно было порадикальнее, ну да ладно, всё равно это лишь развлекательный сериал, а не сложная авторская работа. В общем и целом, с сюжетом здесь проблем серьёзных нет. Дальше нужно разобрать тех, кто этот сюжет двигает - персонажей. Самый интересный из них - это сам главный герой, Субару. Автор над ним постарался на славу, герой вышел очень неоднозначным и довольно реалистичным: он глуповат, плохо контролирует эмоции, наивен, не всегда адекватно воспринимает происходящее, слаб, заносчив, но в то же время добр к окружающим, честен, непосредственен, смел, способен здраво рассуждать, если совладает с эмоциями, готов на всё ради тех, кого любит и кем дорожит. Это отличный персонаж, который очень уязвим, обладает разными качествами, как негативными, так и позитивными, благодаря чему следить за ним по-настоящему интересно. Эмилия же вышла значительно менее яркой, эдакая дама в беде, по характеру немного напомнила Офелию: наивная, инфантильная, ведомая и пассивная. Но в третьей арке проявляются и её более
её ссора с Субару, слабость, неспособность ладить с другими людьми, неприспособленность к трудностям жизни, непонимание, как реагировать на чужие чувства и т.д.
, благодаря чему у героини появляется потенциал. Уверен, что во втором сезоне её вполне смогут раскрыть. Что же касается второстепенных персонажей, то они вышли тоже довольно яркими, но всё же поверхностными, как и в большинстве случаев. Слишком много о них писать не буду, лишь упомяну классных рыцарей Райнхарда, Юлия, Феликса, старика Вильгельма и крайне известных сестричек Рем и Рам, которые, как по мне, немножко "схематичны", особенно Рам - классическая цундере, Рем чуть интереснее, но всё равно довольно поверхностная. В общем и целом, персонажи получились запоминающимися и интересными, особенно главный герой, он настоящая находка для этого тайтла, особенно учитывая, что авторы деконструируют некоторые штампы исекаев. Ну, а раз уж жанр здесь фэнтези, то без лора никуда. Но с ним дела как раз обстоят не очень: историю мира подают слишком в малых количествах, остаётся слишком много белых пятен, чтобы составить адекватную картину мира, в котором живут герои. Однако здесь в защиту тайтла можно написать, что упор делается явно не на это, а на эмоции персонажей, их маленькие истории. К тому же, такой подход к раскрытию мира может оправдать себя, если автор специально не даёт информации, чтобы зритель почувствовал себя на месте Субару, и собирается раскрыть всё далее. Бои сами по себе, конечно, не уровня Властелина Колец, но благодаря уязвимости главного героя они становятся весьма захватывающими, ведь интересно же, как он выкрутится на этот раз, тем более, что часто всё идёт не совсем по его плану. Особенно хочется выделить отлично сделанные битвы с Белым Китом и культистами, они были очень масштабными и зрелищными, не отпускали до самого конца. Также отмечу и неплохой юмор, строящийся на иронии и самоиронии протагониста, комичных ситуациях, а также фансервисе, куда же без него. Впрочем его не слишком много, так что не назову его присутствие минусом. В общем, с развлекательной частью шоу, как по мне, справилось на ура. Теперь о более "технических" деталях. Рисовка качественная, в общем-то без нареканий, ничего гениального, но и без злоупотреблений кошмарным 3D или ужасно прорисованных сцен. Музыка тоже на достойном уровне: классные опенинги и эндинги, в особенности
youtube
youtube
(они не шедевральные, конечно, но очень добротные, песни приятные, визуал хорошо подобран), композиции же, играющие в самих сериях, не настолько хороши, но всё ещё весьма подходящие и неплохо дополняют действие. Подводя итог вышенаписанному, Резеро - это отличное развлечение, его приятно и легко смотреть благодаря игре на контрастах между жестокими смертями главного героя и комедийными моментами, хорошо прописанным(в большинстве своём) персонажам, довольно динамичному сюжету, ловкому обращению со штампами исекая и зрелищным битвам. Но недостатки у тайтла, конечно же, есть, и их хватает: слабое раскрытие мира и некоторых персонажей, схематичность сюжета может надоесть некоторым зрителям, недостаточно радикальная деконструкция штампов и другие, которые я мог не заметить. Впрочем, тайтл и не претендует на звание шедевра, автор не создавал работу претенциозной, это всего лишь развлекательный сериал, и я думаю, он достаточно оригинален на фоне других исекаев и хорошо играет на эмоциях. Могу посоветовать тайтл тем, кому нравятся исекаи, но надоели их штампы, а также любителям тайтлов на подобие Врат Штейна или Дневника будущего, как бы таких "emotional rollercoaster". Меня это шоу тронуло, поэтому моя оценка - 8/10.
Даже несколько удивлён таким вниманием к тайтлу. Вроде бы совершенно ничего особенного, но то и дело его страничка всплывала в обсуждениях дня. Так заслужил ли сериал такую популярность? Почему вокруг него вообще столько шума? Начну с сюжета. По сути, повествование разбито на арки, связанные между собой в основном только одними и теми же героями и местом действия. Как такового сквозного сюжета здесь нет, ну, кроме общей цели главного героя сделать условия для себя и своего города как можно лучше и выполнения просьб разных героев/героинь. При этом каждая арка не сильна сюжетно, но это здесь и не требуется, всё же это просто комедийный фэнтези-исекай. Главная функция сюжета здесь - генерация комичных ситуаций и больших и не очень проблем, которые главные герои преодолеют без особых трудностей и продолжат жить своей беззаботной и спокойной жизнью. Правда, иногда всё же попадаются довольно мрачные эпизоды, на контрасте с которыми позитивные моменты только больше выделяются, от чего тайтл, в целом, выигрывает. Что же касается персонажей, то особо глубокими их не назовёшь, но со своими ролями каждый из них справляется на ура: несущая тяжёлое бремя Шизу, глуповатый и высокомерный принц ящеров Габил, строгий учитель Хакуро, ходячее бедствие лоли-демон-лорд Милим, трио незадачливых наёмников и многие другие. Главный герой добрый, немного наивный и простодушный, ведёт себя не очень похоже на 37-летнего, но в то же время его инфантильность не воспринимается как что-то отталкивающее, за ним интересно и приятно следить. Да, персонажи все неглубокие, одномерные, носители одной яркой черты и не более, но этот недостаток восполняется их количеством и комичностью ситуаций, в которые они попадают, а также время от времени происходящими изменениями в их характерах, хотя эти изменения могут показаться некоторым зрителям немного наивными. С юмором здесь всё очень даже неплохо, фансервиса и пошлых шуток относительно немного(ну, допустимое количество, по крайней мере), в основном здесь больше комедийности добиваются ситуациями, в которые попадают герои, и забавными чертами их характеров. С боями, конечно, не очень, всё же зачастую здесь какое-то время идёт экшен ради экшена, персонажи тратят все силы на противника, но ничего не выходит, но потом кто-то применяет абилку и всё, враг повержен. Это явно не уровень годного сёнена в духе ДжоДжо, ведь всё в итоге решается одной способностью или одним приёмом, но это вполне сносно для комедийного исекая, тем более упор делается явно не на сражения. Теперь о рисовке и музыке. Нарисовано и анимировано всё очень добротно, серьёзных промахов не заметил, но при этом и особых изысков и невероятного авторского стиля тут вы не увидите. Музыка тоже хороша, но ничего выдающегося из себя не представляет. Хочется отметить разве что отличные опенинги: первый бодрый и весёлый, второй же немного погрустнее, он больше грустно-счастливый, чем совсем печальный или радостный. Подводя итог вышенаписанному, тайтл далеко не идеальный, но он и не пытается им быть. Это просто расслабляющий, милый и безобидный комедийный фэнтези-исекай, и он отлично справляется со своей задачей - развлечь зрителя и поднять ему настроение. Его стоит смотреть только чтобы просто отвлечься от своих проблем и невзгод и окунуться в мир, в котором даже слизь может стать счастливой и сделать мир и жизни его обитателей лучше. И хоть здесь и полно исекайных штампов, авторы знают как с ними обойтись, чтобы в конечном итоге оставить свою аудиторию довольной. Если вы хотите расслабиться и увидеть что-то жизнерадостное и милое, то этот тайтл определённо вам подойдёт. Моя оценка - 8/10.
Итак, первый сезон был довольно средней мелодрамой: далеко не худшее аниме, но и не шедевр уж точно. Что же со вторым сезоном? Стал ли он лучше предыдущего или повторил его ошибки? Обо всём по порядку. Визуал у Шафт как всегда на высоте: необычных и очень красивых сцен стало больше, и они стали эмоциональнее.
youtube
youtube
Сюжет значительно улучшился: он помрачнел, стал более динамичным, появился полноценный антагонист, который привносит в тайтл большей драматичности и, к тому же, является довольно интересным и неоднозначным персонажем, да и герои стали гораздо более уязвимыми. Диалоги, соответственно, тоже стали менее приторными. При этом сериал сохранил атмосферу сказки о любви, пускай и стал значительно грустнее и жёстче, отлично дополняя историю героев предыдущего сезона и раскрывая прошлое взрослых персонажей. Единственный минус, слишком медленный темп в линии Кудзэ и Мидзуки, слишком уж долго развивались их отношения. Сами же герои стали менее шаблонными, хотя и не сказать, что есть в них какая-то новизна. Просто такие персонажи попадаются реже в аниме, чем те, что были в первом сезоне. Ю Химура, Юко Амамия, Акира Амамия - очень неоднозначные персонажи, с мрачным прошлым и своими негативными сторонами и "скелетами в шкафу". Сюити Кудзэ и Мидзуки Хаяма тоже далеко не так просты, как могут показаться. Впрочем, не буду писать про них слишком, ведь это аниме - тот случай, где, скорее, не персонажей раскрывают, чтобы показать действие, а действие служит предлогом для их раскрытия. Саундтрек, на мой вкус, тут стал получше, чем в первом сезоне. По крайней мере
youtube
стал точно лучше, как по мне, и в плане визуального оформления, и в плане музыки.
youtube
youtube
, играющие в самом аниме, тоже очень хороши, по крайней мере, я так считаю. Итак, возвращаемся к началу: стал ли второй сезон лучше? Да, определённо, его гораздо интереснее смотреть, благодаря большей остроте сюжета и более трагичным и уязвимым персонажам, за которых зритель наверняка будет переживать. Если он смотрел первый сезон, конечно же. И здесь появляется самый главный вопрос: а стоит ли вообще приступать к просмотру обоих сезонов Эф? Да, пожалуй, если вы любитель мелодрам или просто хотите получить довольно милую и трогательную
пишу так намеренно, поскольку именно такое впечатление производит Эф: слишком всё приторное, "прилизанное", нереалистичное. Так сюда ещё и мистику добавили, что делает происходящее ещё более похожим на сказку
о любви. Ну, и, конечно, определённо эти два сезона стоит смотреть поклонникам студии Шафт и её стиля(так я, собственно, и наткнулся на Эф, ища, что бы из тайтлов студии посмотреть). Но если вам совершенно не нравится первый сезон, то и второй особого смысла смотреть нет, ведь он многое берёт от предшественника. Также едва ли могу порекомендовать этот тайтл тем, кто не любит грустных историй, ведь тут всё гораздо мрачнее, чем в первом сезоне. Мне же оба сезона в целом, скорее, понравились, чем нет, ну, а так как второй - это, по сути, очень серьёзная работа над "ошибками" первого, то моя оценка - 8/10.