Невероятно красивая и детализированная вещь. Если кто-нибудь когда-нибудь хотел увидеть сеттинг «Trigun встречается с Hellsing и Wolf's Rain», то это именно то, что нужно. На выходе имеем стимпанковый футуристический экшен с элементами вестерна и драмы, то есть сделанный на мужскую и женскую аудиторию. Мир из ковбойских пустынных городков и руин здесь соседствует с готическими замками и признаками высокоразвитой цивилизации.
Титульный персонаж — герой, будто сошедший со страниц дамских романов, с уклоном в образцового сигму, типичного для Ёсиаки Кавадзири. Он в меру таинственный, в меру общительный, что самое главное, в его человечность во взаимодействии с людьми веришь. Ди не бросается непонятными фразами, в его голосе чувствуется тяжесть прожитых лет. Среди сейю здесь вообще звёздный состав: Hideyuki TanakaХидэюки Танака, Kouichi Yamadera, Houchuu Ootsuka, Keiji Fujiwara... Для мужской ца здесь есть милый женский персонаж-баунтихантер с голосом лучшей женской сейю, имеющей обязательную трагичную предысторию и горько-сладкую концовку.
Но главное достоинство аниме — сюрреалистические бои с тенями, иллюзиями, использованием пространства, сочные антагонисты с уникальными способностями, характерные для режиссёра. Если Кавадзири и был скован первоисточником (третьей книгой) в экспозиции, то местные монстры дали развернуться его таланту на полную. Специально для аниме даже создали персонажа Carmilla на основе одноимённой готической новеллы, возможно чтобы лучше раскрыть Ди. Именно для такой атмосферной постановки эстетический дизайн персонажей Ёситаки Амано подошёл как нельзя лучше.
Мувик отлично подойдёт, чтобы хорошо провести вечер в приятной компании, но не стоит ждать чего-то большего. А ещё это одно из первых аниме Семёна Костина, тоже узнавшего про него из журнала Мир Фантастики, с диска. Где-то дома у меня даже хорошо сохранился постер с Ди.
Когда-то я писал рецензию на старый сериал, то была первая серьезная работа с текстом на этом сайте. Пробовал абстрагироваться от качества предыдущей адаптации, в итоге не вышло. В каждой есть свои плюсы и минусы. Если в 96м достоинства это яркие сражения и отличная музыка, то в 23м - цельный сюжет и более детальная работа с характерами персонажей. Поэтому проще будет разбить отзыв на мини-арки, чтобы было больше конкретики по впечатлениям и изменениям. Аттеншен, спойлеры!
Введение + мини-арка Дзинъэ Удо. Крепкий среднячок, знакомящий с Кеншином и его друзьями, не вызвал каких-то особых эмоций. Режиссер во второй серии ввел Яхико, чтобы сделать интеграцию команды чуть лучше. Кровожадный наёмник Джинье — первый опасный оппонент, а вот с другими антагонистами здесь всё плохо. Тот же Гохэй Хирума выглядел более мотивированно в старом сериале, в новом это обыкновенный тупой громила, таскающийся за стереотипным подлецом-братом.
Арка Онивабана. В ремейке понравилась больше, на этот раз лучше раскрылся Аоси Синомори, которому здесь дали мотивацию для противостояния Кеншину в будущем, в старом сериале этот момент опущен. Плюс самопожертвование его отряда выглядит здесь более органичным (в детстве сцена расстрела из Гатлинга очень отложилась в памяти), да и самим участникам Онивабана здесь завезли флэшбек (в аниме 96го они просто стояли столбом рядом с Аоши). Ну и Мегуми здесь более забавная, готова сообразить на троих с Кеншином и Саноске.
Арка Райдзюта Исуруги. Первая откровенно слабая часть сериала, когда Кеншину после опасных Джинье и Аоши завозят помойного Райдзюту, а новый персонаж, мальчик Ютаро, в будущем не появляется, а следовательно у Яхико не будет соперника. Но здесь авторы выкрутились, удалив из сценария подчиненных Райдзюты, так как 1) за таким мечником никто бы не пошел, т. к. подвох раскрылся бы быстро; 2) Кеншину было важно победить врага идеологически.
Эпизод про Яхико и Цубамэ Сандзё. Существует чтобы показать самодостаточность сопляка в бою против каких-то статистов. Унылота.
Арка Кацухиро Цукиока. Вторая слабая арка без какого-либо боя с Кеншином, призванная показать рост Саноске, ну и чтобы Цунан позднее помог ему с бомбами в Киото. Интересно, что в сцене после титров 19 эпизода тизерят премьер-министра Окубо, подводящего к Макото Сисио. В сериале вообще хватает сцен после титров (где Канрю привозят пулемет, Аоши стоит перед надгробиями и т. д.), так что лучше скипать эндинг до конца.
Арка по Rurouni Kenshin: Tokuhitsuban, Третья (!) проходная мини-арка, на этот раз экранизация "нерассказанной истории" Кеншина до того, как он встретил Каору, посвящена нелегкой доле женщин в 19 веке, которым профессионально было невозможно куда-то пробиться. В манге ее не было, выходила она к лайв-экшн адаптации. На сюжет не влияет, Кеншина никак не раскрывает. В топку.
Появление Хадзимэ Сайто/старт Киото. Здесь стало очевидно, что из-за введения Шинсенгуми в первой же серии режиссер не смог в атмосферу при непосредственном появлении Сайто в сюжете. Отсутствие контраста между повседневностью и пиковыми схватками Кеншина это наверное главная беда экранизации. Если в аниме 96го при появлении Волка были какая-то психоделика (цвета в негативе, реки крови в воображении), внушительная раскадровка боя и
youtube
то здесь постановщик снова заюзал трясущуюся камеру перед лицами крупным планом для "напряжения" и жирные штрихи при пафосных атаках как в манге, добавив резкое затемнение. Сыровато. Нет ощущения, что Кеншин столкнулся с ожившим ночным кошмаром из Бакумацу.
Что касается раскрытия главных и некоторых второстепенных героев: к сожалению, все друзья Кеншина повально заражаются «кеншинотерапией» (да, такой троп был до Наруто) и становятся плоскими идеалистами, что не играет истории на руку. Персонажи так часто проговаривают свои мотивы и то, какой Кеншин молодец (и это на фоне стандартного экшена с оглядкой на «реализм»), что смотреть такое сейчас безболезненно практически невозможно. В какой-то момент даже перестаешь различать, кто сейчас толкает мотивирующую речь: Кеншин, Яхико или Саноске.
В целом, мангака слишком много уделил времени экспозиции со всеми подробностями сеттинга, а Лиден Фильмс ему вторила, сняв почти покадровую мангу с анимацией и озвучкой (музыка здесь посредственная). Режиссёр этого ремейка ни на чем ранее не набил руку, у Кеншина в 2023 просто нет яркого стиля, нет самобытности и поэтому недостатки манги стали заметны невооружённым глазом. На мой взгляд, было бы лучше, если бы режиссер сделал краткие авторские пояснения по эпохе Мэйдзи в рекламной забивке, как это сделали Вит и Маппа в Shingeki no Kyojin. Тогда смотреть было бы не настолько нудно. Поэтому Токийская арка это очень средняя работа среднего автора, которая вряд ли сейчас кого-то способна впечатлить. Если и браться за такой устаревший хлам, то с заниженными ожиданиями. А я лучше пойду смотреть Jujutsu Kaisen.
P.S.
Ну и ответ на вопрос, какой Кеншин (персонаж) вышел лучше, в аниме 1996 или в аниме 2023? В ремейке главный герой получился более зрелым и мужественным, хотя при этом не совсем понятно, почему тогда он так долго ничего не рассказывал о своем прошлом Каору, да и с чего вообще Каору к нему так привязалась. В старой экранизации Кеншин, помимо хозяйства, занимался хоть и чужими, но детьми, Аямэ и Судзумэ, которых не было в манге, и это значительно его очеловечило. Плюс Каору в теории, наблюдая это, могла сделать выводы, что семьянином он стал бы неплохим, но это только моя теория.
Наверное, сложно что-либо расписывать о подобной классике в 2023 году. Ещё сложнее делать это, опираясь на первоисточник и держа в голове, что 120 глав объективно невозможно уместить в двухчасовое кино.
Так вот, Акира — то, каким должен быть боевик мечты. С необходимым минимумом экспозиции в историю, который берет зрителя за руку и кидает в гущу захватывающих событий. С атмосферным сеттингом военной антиутопии, где молодые банды в трущобах города кайфуют от духа свободы, рассекая на байках по неоновому Токио. С яркими и сочными перестрелками, напоминающими фильмы Джона Ву, когда из попавшего под пули человека делают мясное решето.
И это главное. Кацухиро Отомо, режиссёр и автор оригинала, хорошо понимал, что не сможет реализовать концепции своей манги в одном фильме, поэтому делал упор на отличную режиссуру, плавную анимацию и саундтрек с азиатскими мотивами. В Акире проскальзывают темы трансгуманизма как новой вехи человеческой эволюции (дети-эсперы), коррумпированности властей и погони человечества за изобретением совершенного источника энергии/оружия массового уничтожения. Однако, главная идея — что, если силу сверхчеловека получит обычный закомплексованный хулиган — раскрыта слабо и только благодаря флэшбеку под конец. Но следует похвалить Отомо за то, что фильм хоть и к концу становится сумбурным, поставлен так, что не возникает вопроса «кто все эти люди» и в отрыве от оригинала понятна роль каждого персонажа.
Без Акиры мир бы никогда не увидел Koukaku Kidoutai, Neon Genesis Evangelion, Trigun, работы Satoshi Kon (вспоминаются жуткие видения Тэцуо в больничной палате), Mob Psycho 100 и много чего ещё в том виде, в каком они существуют. Очень хороший киберпанк, значительно повлиявший на индустрию.
Визуально режиссёр держит марку: объёмно и захватывающе поставлены сцены с водой, изящными мазками передано восприятие ослепшего музыканта Томона. Сеттинг с духами-мононоке и отдельные образы, вроде проклятого с рождения ребёнка и слепого лысого старика, напомнило о DororoДороро, только в Ину-О главные персонажи более яркие. История о пути к успеху и его последствиях служит скорее поводом к действу на сцене, но не успевает наскучить и надоесть.
Чем ярче индивидуальность, тем сильнее одиночество.
Хосода ударился в диснеевскую попсу!
Хосода снял свой самый банальный тайтл по мотивам популярной сказки!
Хосода вслед за Макото Синкаем включил в фильм музыкальные номера!
Но всё ли так плохо на самом деле?
Режиссёр говорил, что этот фильм вобрал всё, что было в его прошлых работах. И действительно: школьная повседневность первой половины шикарна, заставляет вспомнить тёплую атмосферу лета в Toki wo Kakeru Shoujo. Но и визуал в мире глобальной сети U в стиле Summer WarsЛетние войны выполнен на высоте: приз за лучшие CG-модели персонажей! Увы, с сюжетом всё далеко не так однозначно.
Главная героиня: неуклюжая веснушчатая плакса, живущая месседжерами, моэ-персонаж в лучших смыслах этого слова. И если вас немного раздражала кричащая растяпа Makoto KonnoМакото Конно, то эта рёва просто сведёт с ума! Хосода сделал максимально приземлённую женскую героиню, близкую к современной аудитории. Сейю Kaho NakamuraКахо Накамура очень постаралась с вокалом, подарив девочке хрупкий, но глубокий и выразительный голос. За сцены с тошнотой из-за волнения и окровавленным порезом на щеке отдельный респект.
Главный герой: мрачный волк-одиночка, в жизни напоминающий взрослого AmeАмэ. Краеугольный камень сценарных проблем тайтла.
С одной стороны, смело, что Хосода поднимает идею домашнего насилия в семейном аниме. С другой, грамотный поворот с раскрытием личности должен быть подан так, чтобы зритель сам до него мог догадаться, а не промелькнуть фоном в завязке и появиться в последний момент.
Второстепенные герои: шикарны, от Hiroka BetsuyakuХирока Бэцуяку, тайно угорающей по преподу-старичку и смеющейся «охохохохо», до пятерых немолодых тётенек в хоре, в свои годы так и не понимающих, что же такое счастье. Прям чувствуешь, что Хосода через них самовыражается, делясь собственным жизненным опытом взрослого семьянина и отца. А максимально неловкое признание сдержанной красотки Ruka WatanabeРука Ватанабэ чудаковатому спортсмену Shinjirou ChikamiСиндзиро Тиками украло моё сердечко, смеялся в голос почти до слёз. Нравятся такие пары. Браво!
К сожалению, отличными песнями фильма не скроешь проседающий сюжет. Suzu NaitouСудзу Найто с самого начала не умеет петь от слова совсем, но девайс U преображает её личность до оперной дивы видимо из-за веры в себя.
А в кульминации абьюзер-отец останавливается от избиения сыновей перед героиней и резко оборачивается трусливым слизняком просто потому что.
Да и как высказалась одна из девушек на сеансе, можно ли хоть в одном фильме обойтись без силы любви?