Сама по себе, "Сёва-Гэнроку" – одна из тех редких и драгоценных драм для взрослых (дзёсэй), которые каким-то непостижимым образом проскальзывают на конвейер аниме. Аниме-сериалу сильно повезло с гениальным режиссером Mamoru HatakeyamaМамору Хатакэяма – человеком, вышедшим из школы SHAFT и только что проявившим себя. Рука Оматы ясна в визуализации: от спектаклей до повседневных сцен и случайных визуальных фантазий – это триумф визуального повествования.
"Сёва-Гэнроку" – преднамеренно театральная трагедия, и поэтому целеустремлённый и иногда показной визуальный стиль Оматы отлично подходит для содержания сериала. В повседневных сценах есть ощущение серьёзности, которое создаётся драматическим кадрированием, а фон и работа с цветом усиливают этот эффект. Аниме украшено бесчисленными мелкими деталями визуального повествования, которые используются как для управления тоном, так и для отражения или предвосхищения событий истории. Использование света и тени может перейти от отражения отношений между двумя персонажами к изоляции кого-то в пределах их собственной жизни, а отношения персонажей с их окружением всегда имеют эмоциональный вес, даже если они не анализируются как единый символ (об этом ниже).
И помимо повседневных сцен, чтобы оценить произведение во всей красе, нужно увидеть сами выступления ракуго в сериале. Именно в этих сценах тщательное управление кадром Оматы становится наиболее ощутимым. Постоянно меняя перспективу, он может запечатлеть эти выступления с точки зрения как публики, так и исполнителя, делая реальными радость и истощение артистизма. Персонажи представлены, как если бы они разговаривали сами с собой, а разные исполнители сопровождаются разнообразным визуальным оформлением.
Также стоит похвалить образцовую работу сейю, которая помогла в воплощении этих историй в жизнь. Центральная игра Akira IshidaАкира Исида в роли Кикухико иногда может показаться немного натянутой (особенно поначалу), но его манеры почти подходят для мелодрамы, сфокусированной на исполнении. В целом, озвучка достаточно хороша. Она соответствует уровню аниме, требующего от исполнителей немало усилий и таланта. И музыка идеально подходит для актёров – замечательная смесь тяжёлого ударного джаза и валторны, которая умело управляет темпом исполнителей, завершается фантастической вступительной песней и медленным, меланхоличным финалом.
Но самая большая слабость аниме – фоны. Они минималистичны и замылены. Подобное можно увидеть в Rozen Maiden (2013)Девы Розена (2013). Там точно так же пытаются вписать этот минимализм, стилизуя под мазки и используя общую для кадра цветовую схему. Но тут решили ещё сэкономить, и в помещениях тёмные места могут быть просто закрашены чёрным.
Что касается базовой повествовательной композиции, то история довольно сильная. "Сёва-Гэнроку" превращает Кикухико, Сукероку и Миёкичи в последовательных, многогранных персонажей, и каждый поворот сюжета наполнен невероятным чувством неизбежности. В аниме изящно объединены разные времена Японии, великолепно изображена динамика времени в рамках флэшбэка, а регулярные размышления о том, что значит искусство для главных героев, для кого они выступают придают ему желанный оттенок тематической индивидуальности.
Однако использование в сериале собственных мелодраматических, театральных форм также оказывается его величайшей слабостью для рядового зрителя. Поскольку история по своему построению и повествованию намного шире, чем жизнь (драматические речи о самоубийствах любовников, яркие дискуссии о судьбе ракуго, слезливые признания на смертном одре), она часто может казаться несколько безличной. Ракуго Синдзю предлагает историю больше для ума и тонкого эстетического вкуса, нежели для эмоциональной разрядки; к сюжету сериала больше проникаешься уважением, нежели эмоционально в него вовлекаешься. Персонажи аниме несмотря на то, что они отлично представлены, вряд ли тронут вас, пробьют на сочувствие.
Всё это сводится как к стилю, так и к конструкции. Сериал допускает лишь небольшую близость зрителя с персонажами; многие сцены, которые традиционно были бы посвящены развитию героев, здесь драматизируются посредством выступлений ракуго, т.е. духовный сдвиг персонажа зачастую выражается символическими ракуго-твистами, нежели материальным жизненным опытом. Последовательное использование в сериале символизма вместо характеристики является разумным и хорошо продуманным, но всё же не может компенсировать сцены небрежной близости зрителя к персонажам. И многие из реальных обменов персонажами кажутся более целеустремленными, чем человеческие, - это сочетание сюжетного движения и повышенной драматической аффектации, которые оставляют мало места для базового человеческого взаимодействия. "Сёва-Гэнроку" – одно из тех аниме, где невозможно представить, чтобы разговаривали какие-либо иные персонажи помимо тех, которых вы видите на экране.
Однако, с моей точки зрения, эта безличность – скорее, характерная черта данного аниме-сериала. Очень приятно после гор «потребительского искусства» увидеть такую серьёзную историю, в которой нет ни фансервиса, ни гротескных дизайнов, ни пафоса, ни даже дешёвых мелодраматических приёмов, вроде тех, что используются в творениях Синкая, Окады и др.
Что касается переводов на русский YakuSub Studio и Akashi, то, по мне, оба хорошие, но каждый со своей изюминкой. У YakuSub Studio переводчик: Nika_Elrik, редактор: Harushechka - самые компетентные в проекте люди. Поэтому опасений за качество быть не должно. К тому же их перевод содержит дополнительные пояснения терминов и понятий. Если говорить о характере, то он очень литературный, хорошо подчёркивает личность Кикухико. Перевод Akashi, наоборот, очень простой и замечательно, на мой скромный взгляд, передаёт простую речь и взбалмошный характер Сикэроку. Убедитесь сами. 1- YakuSub Studio и 2 - Akashi.
Плюсы: аниме рассказывает изящно исполненную драму, которую дополняют фантастическая режиссура и достойная сего сюжета музыка; настоящие выступления ракуго превосходны – одно только это многого стоит.
Минусы: анимация везде слабая, театральный стиль сериала делает его несколько безличным.
Дзёсэй и историческая драма в ракуго антураже категории А-.
О системе оценок
Из качественных аналогов - 3-gatsu no LionМартовский лев. Первые четыре ранга (D,C,B,A) стандартные аниме, оценка которых опирается на общее впечатление и на отдельные аспекты. Остальные же говорят о более уникальной с эстетической точки зрения подаче идей (модернизм, авангард, постмодернизм, метамодернизм) или крайне нестандартном и даже глубоком содержании.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Yojouhan Shinwa TaikeiСказ о четырёх с половиной татами, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Yojouhan Shinwa TaikeiСказ о четырёх с половиной татами, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
Если же хотите чего-то в таком же специфично культурном японском духе, но не такое серьёзное, то стоит обратить внимание на Kabuki-bu!Клуб кабуки.
P.S.
Перевод рецензии Ника Кремера с личными дополнениями.
@ПазуПро безличность тоже не согласна. В этом сериале можно и погружаться в историю как зритель самих постановок, так и через повествования героев. В то время как в большинстве аниме мы просто зрители непосредственно аниме. Что-то не понятно, какая тогда альтернатива не безличности
@Пазу@Mari_san,@akos, я пояснил, что макуги нет. В выходные подробнее напишу об этом. Если вкратце, то анимация хороша только во время выступлений. Но тут правильнее говорить о режиссёрском мастерстве. И это отмечено в рецензии. В не ракуго-моментах анимация максимально простенькая. А во второй половине сериала кривые наезды к лицу героя во весь кадр и др. выдают старания режиссеров замаскировать проблемы и дешевизну проекта. Я, наверное, нарезки видео сделаю для наглядности. В итоге, шикарная режиссерская работа с кадром и постановка сцен, в целом, при очень дешёвой анимации и фонах.@Mari_san,@akosЕдинственное как минус можно отметить, как у некоторых дешевых аниме, что на фоне разговоров показывают кадр какой-то отдельной части тела или фона, что не видно , как герой разговаривает. Может быть это имеете в виду.
@SergejVolkov@Пазу, ну для слайса (грубо говоря) самое то, если говорить именно об анимации. Не мог бы привести навскидку пример хорошей анимации в подобных "не боевых" аниме? Я бы посмотрел.@Пазу,@SergejVolkov@akos, почитай рецензию на Хинамицури. В выходные я и туда примеры видео закину.Так же, первое что приходит в голову (качество анимации измеряется в количестве клипов на сакуге, специализированном авторитетном ресурсе по этой тематике). Критерий выбора: жанр - слайс.
- Мелочи жизни (247 клипов),
- Торадора (182 клипа),
- Руки прочь от кинокружка (151 клип),
- Наброски Хидамари (116 клипов),
- Хёка (115 клипов),
- Брошенный кролик (85 клипов),
- Мария Холик (45 клипов),
- Харухи (40 клипов),
- А все-таки, город вертится (32 клипа),
- Счастливая звезда (29 клипов),
- Адзуманга (19 клипов).
Да, понимаю, большую часть списка вы уже видели, но так даже лучше для понимания, что слайс слайсу рознь.@akosСпасибо за рецензию, как обычно!
@SergejVolkov, а промежуточная анимация не в счёт? Если речь только о сакуге, то ладно.@SergejVolkov@Пазу@Nori-chi★, спасибо. Проглядел при переводе. Очень корявое предложение.@Nori-chi★@Пазу,@Пазу@Nori-chi★, это обыгрывание "сюжета в сюжете" или "истории в истории" (вставного сюжета).@akos, ?? Речь как была о сакуге, так и осталась. Сами посудите, вы когда-нибудь видели упоминание выдающейся промежуточной анимации в тайтле с именами промежуточных аниматоров, и подробным разбором их работы? Как максимум, о промежуточных аниматорах вспоминают, когда они становятся ключевыми, как, например, Такэси Коикэ. Пока он десятилетия инбитвинил, кто о нем слышал, даже в Японии?Промежуточная анимация, как это не прискорбно для самих художников, обезличена до крайней степени. Она может, конечно, относиться к производственным достоинствам, если выполнена хорошо. Но, небольшой нюанс, какие ключевые кадры - такая и промежуточная анимация. Так что, если мы обсуждаем графику в Мадоке, то даже на то, что в какой-то сцене промежуточные кадры дорисовывались почти без ключевых, можно обратить внимание, потому что это в некоторой степени отражает вертикально интегрированный подход Шафт. Но это будет уже весьма дополнительной информацией, которая сама по себе в отрыве от сакуги почти бесполезна.
Приведу простой пример: мы восхищаемся музыкальной группой. Вначале нам просто нравится музыка, затем нам симпатичны музыканты, затем мы восхищаемся их виртуозной игрой на музыкальных инстрментах. Профессионалы восхищаются работой звукорежиссера. А вы сейчас говорите про сессионных музыкантов. Извиняюсь, но это какой-то демагогический прием. Одно дело - знать о существовании рабочих лошадок, которые делают неблагодарную, но крайне важную работу, и по-человечески уважать их, а другое - прикрываться этим уважением, когда студия звукозаписи поленилась / не смогла выполнить свою работу на отлично, члены группы разбежались, а звукорежиссер ушел в запой. Хотя, может, я не прав, и вы совсем не это имели ввиду, заранее извините.
@akos@SergejVolkov, честно говоря, я тут посмотрел отрывками пару эпизодов и анимация там действительно слабая, вы правы, каюсь, смотрел давненькоМожет такой эффект от субтитров, которые отвлекают внимание на нижнюю часть экрана, но когда я смотрел впервые, сериал казался красивее.
А вот насчёт промежуточной анимации, я действительно загнул.
И по поводу сабжа согласен.
Удивительно, как такое аниме вышло уже в новой эпохе и сумело привлечь внимание, а ещё удивительнее, что сделано оно студией, у которой фейлить в порядке вещей.
@Sato(N0)Die@Left behind@Sato(N0)Die, сам в шоке