Однако все это одним трейлером не ограничивается. «Дети моря» начинаются как стандартная драма в духе сценариев Мари Окады. У главной героини есть проблемы в отношениях с одноклассниками, да и в отношениях между её родителями не всё гладко. Дальше картина развивается как типичный юношеский мультфильм о девочке, которая находит необычных друзей и вместе с ними идёт на поиски приключений. Но тон истории постепенно становится серьёзнее, а в дружеских чувствах героев начинаешь подозревать романтический потенциал. И едва успеваешь настроиться на просмотр мелодрамы, как фильм превращается в самый настоящий арт-хаус с калейдоскопом сюрреалистичных образов и философских монологов о сущности вселенной, о её величии, о взаимосвязи всего сущего и т.п. Этим лента напоминает Guskou Budori no Denki (2012)Жизнь Будори Гуско: она тоже начинается как аниме про милых котиков, а заканчивается как психоделический трип. Такой резкий переход нехарактерен для авторского кино и не несёт какой-либо ценности в плане киноприёма, что может говорить только о неопытности режиссёра Аюму Ватанабэ. Да и первая стандартная половина на первый взгляд будто бы и не очень связана со второй.
В результате, мы имеем ситуацию, когда аниме посмотрели зрители, не привыкшие к таким фильмам, а ценители такового обошли картину стороной. Отсюда и все неодобрительные комментарии. А всё из-за игнорирования ориентации на целевого зрителя. Но это Studio 4°С. Им, кажется, уже давно неведомы такие заботы.
Но давайте посмотрим, что же собой представляют «Дети моря». И начнём с содержательной части, ибо к ней больше всего вопросов.
Мангака Дайске Игаращи как художник и философ воспринимал океан как колыбель жизни. Именно эта авторская позиция привела к появлению на свет «Детей моря» – сюрреалистической притчи о связи всего сущего. Манга отличается необычным визуальным стилем и крайне метафоричным повествованием. Подробнее о ней можно почитать здесь: zen.yandex.ru.
C повествованием в фильме не всё так просто. Начнём с завязки. В первый день летних каникул старшеклассница Лука приходит в океанариум городка Энокура, где работает её отец, и случайно встречает двух странных мальчиков – UmiУми (с яп. «Море) и Сору (с яп. «Небо»), которых привезли сюда для научных исследований. Ребят нашли в океане в районе Филиппин. Будучи воспитанными стадом дюгоней, «дети моря» ничего не помнят о собственном происхождении, но при этом, несомненно, обладают сверхъественными для простого человека способностями. С первого взгляда Уми и Сора уверены, что Лука похожа на них – она тоже видит морских призраков и «слышит звёзды», а значит имеет право знать о том сокровенном, что в данный момент происходит в океане.
Впоследствии внешний сюжет рассыпается и подтексты выплывают наружу в сюрреалистичной гамме визуальных средств, сопровождаемых комментариями старушки. И внимательному зрителю становится ясно, что «Дети моря» рассказывают о том, как с неба на Землю пришла прекрасная и таинственная жизнь, как море эту жизнь выносило и породило, как все мы – бродящие по просторам нашей огромной планеты – связаны одним этим фактом. И особо примечательно то, что выкладки научных гипотез панспермии и возникновения жизни в воде даются в поэтической и визуально насыщенной форме.
Аниме кажется «пустым» и бессюжетным, ибо основные темы раскрываются не через стандартные конфликты персонажей и другие конфликты, а через иные средства визуального искусства. Основную мысль оригинала – «о связи всего сущего» – аниме реализует на нескольких уровнях: визуальном, аудиальном (в диалогах) и смысловом (отсылках и метафорах... часто визуальных). Приведу примеры всего и сразу на одну и ту же мысль из начала, середины и момента ближе к финалу фильма...
1918x8131918x813
Потому и главные герои «Детей моря» не являются реалистичными образами простых людей, они – ходячие метафоры, на что намекают имена UmiУми и SoraСора, т.е. Море и Небо. Причём, Небо понимается в крайне широком смысле. Именно «с неба» пришла жизнь, которую море выносило. Сора (Небо) передал метеорит (с частицей жизни) Луке как существу женского пола (как её назвала бабуля - Богиня), а Лука передала его потом Уми (Море). Получается гегелевская триада: небо – море – жизнь.
Функция фигур второго плана иная. Они – резонёры (рупоры авторских идей). Стоит прислушаться к словам молодого учёного AngladeАнглада или бабули, и многое из происходящего на экране становится понятным. По мне же, это минус аниме. Резонёры зачастую проговаривают, да ещё и не один раз, только в иных выражениях то, что несколько раз показано в визуальных метафорах или сказано вскользь "детьми моря". Пространные монологи персонажа должны развивать новую тему, поставить иную проблематику, вопрос (углубляя таким образом произведение), которые могут на этом монологе и закончиться. Например, как это делают герои-философы А. Тарковского...
Лука выполняет чёткую сюжетную роль - это персонаж, близкий зрителю, который становится свидетелем и слушателем тайны, которую "дети моря" ей (и зрителю заодно) открывают. Не случайно в конце аниме Лука, узнав, что бабуля в своё время была такой же "посвящённой", говорит, что недостойна этого.
А уж после титров мы понимаем, что и семья Луки - то ещё чеховское ружьё, сопрягающее "материнскую" парадигму смыслов: рождение звёзд в рамках Вселенной, рождение жизни в воде ("море словно мать") и рождение жизни у живых существ. И не случайно Лука спрашивает о колыбельной, которую пела ей мама. За весь фильм не раз упоминается та или иная песня: песня китов, "песня звёздных китов", которую старушка играет на карманном инструменте, "песня моря". И куда же без комментариев бабули? Те, кто смог подглядеть "зарождение жизни" (правда. каким образом?)...
Поэтому говорить о каком-то развитии характера (кроме Луки) в этом аниме не приходится. Тут совершенно иная эстетическая система. В созданном воображением Игараши мире, где человек может проглотить кишащий инопланетной жизнью метеорит, а морское создание, умирая, – породить новую галактику, такие простые чувства, как эмпатия, кажутся до странности неуместными.
В итоге мы имеем...
- слишком резкий переход от чёткой и трогательной истории к пространным метафизическим размышлениям под крайне сюрреалистичный видеоряд;
- очень занудные комментарии резонёров по поводу того, что и так можно увидеть. Апогей сего - когда зритель видит огромные косяки проплывающих под лодкой рыб, и бабуля комментирует: "Всё в океане пришло в движение". Без неё бы не увидели.
- К мыслям о непостижимости Вселенной, связи всего живого и прочих высоких материях, которые можно углядеть в фильме особых претензий нет. Они вполне логично завершают путешествия Луки, помогают её внутреннему росту и заодно дают зрителю пищу для ума. Но размышления вышли несколько затянутыми, да и подаются они чересчур внезапно и прямолинейно.
У «Детей моря» невероятно самобытный и разнообразный графический стиль. Графика даже ближе к карандашной технике, чем к компьютерному планшетному рисунку. Непривычные фантастические цвета, будто сошедшие с картин ван Гога или Шагала.
От видов морских глубин и их жителей просто дух захватывает, а уж картины зарождения Вселенной в конце фильма вообще заставляют вспомнить фильм Терренса Маллика "Древо жизни" (2011). В частности, прекраснейший момент о зарождении жизни на нашей планете.
Во-вторых, рана Луки, настойчиво демонстрируемая на протяжении большей части истории, которая заживает по мере знакомства с Уми и Сорой.
Вообще, в авторском кино музыка обычно играет роль второстепенную. Однако при просмотре "Детей моря", я был удивлён, насколько гармонично музыкальное сопровождение подходит картинке и происходящему. Например, использование арфы, часто сопровождающей морские пейзажи и действа в кино. И думаю, это не случайно, ведь музыку к аниме написал, Joe HisaishiДзё Хисаиси – композитор многих аниме-фильмов Хаяо Миядзаки.
Обычно хорошие фильмы можно воспринимать на нескольких уровнях. Одни увидят на экране захватывающий экшен, другие заметят тонкий психологизм и отсылки, третьи рассмотрят глубокий философский подтекст. «Дети моря» — другой случай. Ты или проникаешься идеями создателей фильма и оригинальной манги и увлечённо расшифровываешь их послание, попутно любуясь видами, или смотришь красивый, но какой-то непонятный мультик от «этих странных японцев».
Вопреки ожиданиям, «Дети моря» оказались не милым подростковым мультфильмом, а сложной историей о взрослении, познании себя и окружающего мира, настоящим аниме-арт-хаусом. С переходом от незатейливой истории к глубокомысленности и сюрреализму авторы слегка перестарались, но благодаря потрясающему визуалу фильм впечатляет, даже если часть смыслов остается непонятой.
В общем, это аниме не для развлечения. Точно не для фанатов простеньких сентиментальных историй Синкая или любителей бодрых незатейливых сёнэнов. Я бы сказал, что "Дети моря" - аниме для любителей поразмышлять... Не отрыть какие-то "тайны жизни" и прозреть, а именно просто поразмышлять. Хотя и этот момент портят слишком навязчивые комментарии резонёров.
Аниме категории SS.
О системе оценок
Первые четыре ранга (D,C,B,A) стандартные аниме, оценка которых опирается на общее впечатление и на отдельные аспекты. Остальные же говорят о более уникальной с эстетической точки зрения подаче идей (модернизм, авангард, постмодернизм, метамодернизм) или крайне нестандартном и даже глубоком содержании.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Yojouhan Shinwa TaikeiСказ о четырёх с половиной татами, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Yojouhan Shinwa TaikeiСказ о четырёх с половиной татами, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
P.S.
Материал данной рецензии основан на статьях "«Дети моря» — это волшебный вывих мозга" Ксении Аташевой (журнал "Мир Фантастики"): www.mirf.ru/anime/anime-deti-morya/, Дарьи Баракиной kg-portal.ru/movies/kaijuunokodomo/reviews/5843/ и Сафиуллиной Жанны www.b17.ru/article/158414/ Однако внимание данных рецензентов было уделено почти исключительно содержанию, да и сугубо в положительных тонах. По мне же, у аниме есть проблемы с подачей своих идей.
@Пазу, Есть, кста мнение, что артхаус это что-то дешёвое обычно (в производстве) за пару рублей снятое.@Пазу@Полезный Мусор, скорее, стереотип. Да, многие авторы кина не для всех начинают с самостоятельных проектов, выиграв гранты или получив ограниченную сумму от министерства культуры (государства), и далеко не всем удаётся стать заметными для инвесторов фигурами. Сам понимаешь, искусство без пафоса, фансервиса и крайне непривычное далеко не всегда приносит прибыль. Или вот, как с Hideaki AnnoХидэаки Анно, когда его идеи разошлись с планами студии и инвесторов, то отобрали весь бюджет, но он всё равно сделал лучшие (по моему мнению) последние серии, чем весь сериал. Я не к тому, что Ева - артхаус (хотя его переиздание, пожалуй, да), а о том, что низкий бюджет иногда - вызов таланту. Или с "Головой-ластиком" Линча, финансирование которого прекратилось после съёмки где-то 20 минут фильма.А так это стереотип, мол денег не было на музыку и сценарий, не задумываясь о том, что это авторская задумка. Да, денег зачастую не хватает на реализацию всех идей. Но это не сильно помешало выдавать шедевры.
@Полезный Мусор@Пазу, И какие же есть артхаусы с бюджетом в сто милиллионов долларов?@Пазу@Полезный Мусор, такие бюджеты редки, ибо за такие деньги и творческой свободы обычно не имеется, а отсюда и арт-хаус не получается. Вот, к примеру, Бегущий по лезвию 2049 - безумно дорогой, но вот, скорее, попса в стиле арт-хаус. Не имел привычки смотреть на бюджеты картин, но фильмы Терренса Маллика или "Чёрный лебедь" (113 млн.) Даррена Аронофски довольно дорогие.@Полезный Мусор@Пазу@Полезный Мусор, соглашусь. Задумка и аллюзии понятны, но пытаясь нормально изобразить то, что обычно показывает в своих картинах Сатоси Кон (выпадение из реальности и т.п.), Аронофски ушёл в какой-то драматический триллер с потугами на приёмы Девида Линча, в которых совсем совсем не силён.@Полезный Мусор,@Astr@Пазу, Ты, кстати Рестлера его не смотрел? Я чёт так и не решился.@Пазу@Полезный Мусор, смотрел. Неплохой фильм. "Кино не про борьбу на ринге, но про борьбу внутри себя...".@Полезный Мусор@Пазу, Ладно, тогда и я посмотрю!@Пазу@Полезный Мусор, только учти, это далеко не "Фонтан". И от арт-хауса там только имя режиссёра.@Полезный Мусор,@Полезный Мусор@Пазу, Учту!@Пазу, жаль, Фонтан и Реквием по мечте меня довольно сильно порадовали у Аронофски, думал, что Чёрный лебедь тоже годный... Всё равно посмотрю, но ожидать буду минимум, а то почти все его ругаютИ поэтому неоправданные ожидания зрителей это проблемы самих зрителей, трейлер просто кричит о том, что это инди/артхаус/независимый/авторский продукт, а не обычный мультик для среднего зрителя. Я много хожу в кинотеатры, и видел массу примеров когда люди не понимали куда они идут и на что, и это касалось любых жанров, то детей заволокут там где рейтинг 18+ давать надо, то на страсти христовы подумают что комедия и тд. Совесть автора в таком случае чиста, если и могут быть вопросы, то разве что в к прокатчикам и рекламе, но и то, вспоминая как подается артхаус в кинотеатрах, часто даже без трейлеров, приходишь афиша, 20 фильмов, на лбу у каждого не написано что это, люди сами выбирают на что идти. Что-то на слуху, Шварцнеггер/Деймон/Сталлоне, о, это значит мейнстрим. Непонятное название, непонятный сюжет, непонятные актеры? Ну значит что-то непонятное.
Кинотеатры в этом случае как книжный магазин.
Если зашел, купил книгу, она не оправдала ожиданий, проблема не в авторе, в большинстве случаев, а в том, кто ее покупает.
При этом, ошибки безусловно неизбежны..но..они работают в обе стороны, иногда наши ожидания не оправдываются, а иногда находишь там, где не ожидал. Это и есть жизнь, мы не знаем что нас ждет за поворотом, мы принимаем решения и смотрим что будет.
А по самому тайтлу, ну я только трейлер собственно посмотрел, по нему многое уже ясно что там, почитал рецензии известных критиков, в принципе согласны с этой рецензией, интересный материал, но нету целостности, много разорванных звеньев в различных компонентах и много вопросов к авторам работы в конце.
Но посмотреть надо будет, под настроение, не одним Ежиком в тумане единым..вот где артхаус и шедевр на все времена
@Пазу@Tsuri77, может быть, я не так выразился. Надо будет переформулировать. Я писал, скорее, о восприятии зрителем. Проблема рекламы - не проблема авторов. Проблема авторов здесь в повествовании. резкий переход между частями, кое-где скомкано (если почитать мангу), кое-где разбросали сцены. Вот что бывает, когда пытаешься запихнуть объёмный поток сознания и сюрра в двухчасовой фильм. Да и режиссёр - относительно новичок. Может и это сыграло роль. Но произведение необычное, без фансервиса и другой фигни. Правда, большинство идей банальны. После Бергмана и Тарковского кажется простеньким. Но и с позиций любителей Ким Ки Дука и т.п. резко и не хватает темпа и размеренности. По ощущением схоже с красивейшими фильмами Терренса Маллика, но у него - одна ключевая идея и всё строится под неё, здесь же - разброс всего, и все темы рема-тематической структуры пытаются друг друга тянуть, как приливные волны, но выглядит местами не ахти, ибо реализовать цепную рему (а тут именно такая) невероятно сложно."Ёжик в тумане" хорош. Но "Сказка сказок" - вот наивысшее творение Норштейна, да и всей советской анимации в целом.
@Tsuri77@Пазу, согласен, почему вышло так как есть в этой работе, не знаю. То что режиссер новичок, для меня дело такое, я помню к примеру, студенческие работы Тарковского, он был новичком, но кто там скажет что, да и тот же Ким Ки Док, царство ему небесное, или Малик, или Бергман тоже с чего-то начинали, и когда пересматриваешь первые работы, или когда еще только смотришь в кинотеатре впервые, не зная что будет впереди, видно стиль, видно творческий рисунок, поэтому первый фильм или 200, написал Пушкин в юношестве или перед смертью, если у человека талант, он это воплотит, у того же Малика первый фильм получается какой , Пустоши, у Тарантино Бешеные псы, у Нолана первый фильм столько наград, и пока писал, таки дошло, что ты имел ввиду. Дело в том, что в этой части, кинематограф и анимацию, особенно японскую, сравнивать нельзя, поскольку в современном кино, несколько стандартных путей как режиссеров пускают снимать фильмы, выходящие в прокат, и один из них "сначала режиссер снимает картину, малый бюджет, нет проката/ограниченный прокат, получает хорошую прессу, хорошие отзывы критиков, ему доверяют снимать "большое" кино", часто начинают с короткометражек, но это уже нюансы. При таком подходе, вообще не стоит вопрос новичок режиссер или нет. ВОпрос в другом, какое виденье этот режиссер имеет, какой у него рисунок, перфекционист визуалист Маллик, любитель складных головоломок Нолан, мастер эпатажа, жестокости и развязок Тарантино, или буддизм Ким Ки Дока. Безусловно, есть лучшие работы, есть худшие, автор тоже меняется, различные периоды творчества, как недавно ходил мем про режиссера Мэд макс дорога яростиНо в целом, в прокат, не считая сегмента Б и ниже кино, попадают уже люди, которые доказали что могут, не важно, 50 лет им или 20
А в анимации наверное по другому, в японской так точно, вчера раскадровщик, сегодня режиссер, завтра еще кто-то, там опыт очень важен, особенно работы со сложным материалом.
Но, и обезяна может упасть с дерева. Выстроил вот так, прогадал, пусть мотает на ус. Так опыт и нарабатывается.
За Сказку сказок я уже и забыл, давно это было, спасибо, надо будет обязательно пересмотреть.
@Пазу