Сюжет
10
Эпик вин!
Персонажи
9
Великолепно
Рисовка
9
Великолепно
Звуковой ряд
10
Эпик вин!
Итоговая оценка
10
Эпик вин!
Если коротко - отличное артхаусное аниме про подростков, шедевр на любителя.
1. О сериале в целом
2. Персонажи
3. Сюжет
4. Графика
5. Звуковое сопровождение
6. Заключение
Внимание: в тексте присутствует много спойлеров, включая интерпретацию сюжета.
Является ли данное аниме по-настоящему сложным? Безусловно, наполненное флешбеками и сменой перспектив повествование диалогового характера, а также гигантское количество отсылок и общая стилистика делают Сонни боя одним из трудных для восприятия произведений, смотреть которое нужно внимательно. Настолько внимательно, что для многих людей такой просмотр вряд ли будет комфортным – пропустив пару коротких сцен в одном месте, можно запросто не понять половину того, что будет происходить в другом, а то и вовсе потерять нить повествования. Иногда приходится ставить на паузу, переводить иероглифы. Поэтому будет проще пересмотреть сериал через некоторое время, необходимое для переваривания увиденного в первый раз.
Вместе с тем, всё не так однозначно, ведь основной темой тайтла является взросление: как ни парадоксально, большинство деталей сюжета раскрывается нам прямым текстом, а философские идеи и нарративы предельно просты и прямолинейны, о чём в своих интервью говорит и сам автор, подобно Hideaki AnnoХидэаки Анно решивший поговорить о собственных подростковых проблемах. Для этого он отправил своих героев путешествовать в полные сюрреализма фантастические миры, где походу дела обыгрывает различные задумки и идеи, увлекающие его воображение.
Я не нашёл возможным написать эту рецензию без спойлеров, они будут присутствовать даже в описаниях персонажей и завязки сюжета, потому что в противном случае ничего проанализировать попросту нельзя: все события слишком сильно связаны, как в клубке. Если для вас критична каждая деталь, просто попробуйте посмотреть несколько серий, в целом они дадут представление и о том, что будет происходить дальше, за исключением последнего эпизода.
Нагара действительно является классическим примером персонажа-эскаписта, однако я хотел бы разобраться в его роли чуть более подробно. Да, наш герой обладает не самым приятным характером, но вместе с тем - так ли просто он убегает? Самое вероятное что его ждёт через пол года, это грязная работа в каком-нибудь ближайшем ресторанчике, электричка, дом. Если повезёт, устроится в какую-нибудь старшую школу, но особыми способностями он не блещет. Даже после начала событий сериала эта «тьма» символически продолжает преследовать его, постепенно заполняя всё вокруг. В качестве своей суперспособности Нагара получает побег – возможность переносить себя и других людей в иные измерения. Применяет её в основном находясь в опасности или случайно, а возвращаться назад не умеет.
В одном из интервью Синго Нацуме говорит, что в подростковом возрасте больше всего мог бы ассоциировать себя именно с ним, поэтому сериал в какой-то мере автобиографичен. Что иронично, Нагара - далеко не самый интересный и проработанный среди основных персонажей, даже в этом отношении он остаётся аутсайдером.
На протяжении всего сериала ассоциируется с птицей или ангелом. Её имя переводится как «надежда» и, что иронично, она умирает так и не выпусившись из школы. Будто бы обрекая остальных жить в мире, в котором умерла надежда. В сериале присутствует лишь несколько намёков о её прошлом. В пятом эпизоде Нозоми упоминает, что общалась с неким врачом, в одном из других эпизодов показано как она лежит на полу, мелькает разбитая ваза. Возможно, чем-то больна - причины её смерти в реальном мире не совсем ясны, хотя постоянная склонность прыгать в бездну наводит на не самые хорошие мысли. Подобный символизм не случаен, ведь главная сила Нозоми – компас. Она «видит свет», который помогает вести остальных к исходному миру в момент своей смерти, а после – к мирам, в которых герои желают жить.
Выступает против податливого общества и за справедливость. Во время выборов президента школьного совета подняла скандал, раскрыв махинации, благодаря которым победила дочка министра. Мидзухо пожаловалась учителю, впоследствии укорившему её в ребячестве. Когда слухи разлетелись, этого учителя, вероятно, уволили. Подглядев у него обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки, она пробует носить его так же, чтобы казаться чуточку взрослее. Ближе к концу сериала становится более самостоятельной и обретает поддержку в виде Нагары.
У Мидзухо и её кошек, пожалуй, наиболее интересные суперспособности. Сама девушка обладает стазисом, позволяющим остановить старение и сделать всех окружающих людей бессмертными. Сила кошек - Нямазон, позволяет переносить из реального мира и копировать предметы или живых существ.
Персонажей сериала можно условно разделить на три команды. Первая из них это добряки - главный герой, Нозоми и Мидзухо, а так же помогающий им Раджани. Вторая, с нестабильным составом, включает в себя Асакадзе, Хоши и некоторых других персонажей, которые не являются ведомыми, но полностью не прибиваются ни к какому другому лагерю. Третья – это всяческие злодеи, ведомые люди и элитные путешественники из параллельных миров. Рассмотрим ещё несколько важных персонажей.Рассматривая этого героя, можно на удачном примере показать, насколько тщательно Синго Нацуме прорабатывает своих персонажей и сериал в целом. Создавая образ Раджани, режиссёр попытался «оказаться в шкуре ученика» и обратился к таким темам, как программирование. В результате мы получили множество интересных отсылок, например, во второй серии для обхода правил одного из миров Раджани создаёт приложение для обмена электронной валютой, QR-код которой вполне рабочий и выдает сообщение, отсылающее к манге Hyouryuu Net Cafe. Для проработки иероглифов в пятой серии, где герой в качестве специального артефакта для разгадок получает живую компьютерную мышку, команда Синго попросила Юсуке Эндо, чемпиона мира по обфусцированному программированию на языке Си, создать довольно интересную программу.1920x10801920x1080 Данный иероглифический текст можно перевести с японского как «сложно», но по совместительству он является куайном - исполняемой программой на языке Ruby, которая выводит те же самые иероглифы, а затем расползается как это и показано в самом аниме. Причем каждый из иероглифов тоже является отдельной программой. С этим кодом Раджани связано много интересного, полный разбор всех пасхалок от Юсуке Эндо можно найти в интернете.
- VoiceГолос – персонаж, сочетающий в себе образы ветхозаветного бога, будды, доктора Стрейнджлава и архитектора матрицы. По совместительству совершенно случайно оказался директором школы, в которой учатся наши герои. Иногда разговаривает устами персонажей, иногда появляется лично.
- HoshiХоси – лжепророк, особенно часто слышащий голос бога. Предвидел начало основных событий сериала и заранее пришел в школу, чтобы поучаствовать в «спасении». Умеет посылать другим людям страшные пророческие ведения. Ассоциируется с Ноем и ведёт себя как политик. Ближе к концу сериала изобретает смерть и сходит с ума, напоминает Сатану.
- AsakazeАсакадзэ – тщеславный парень, может летать и управлять пространством. Во время нахождения на острове сделал специальную яму для «тьмы» Нагары, чтобы всё не утонуло. Любит Нозоми, в целом остаётся нейтральным персонажем.
- Aki-senseiУчитель Аки – одна из учительниц в школе где учатся наши герои. По всей видимости тоже является школьницей-третьегодкой, что подтверждается официальным CV персонажей, но умеет изменять свой облик: аналогичную способность нам показывали в 5 серии в виде очков старости. Скорее всего её способность более сложная, если не врёт перевод, она может изменять относительность прикладываемых другими учениками суперспособностей. Подобным образом, например, раскрывается умение девушки со сломанной рукой читать мысли. Вероятно Аки пришла из параллельных миров, как и Летучая мышь относится к Битник, группе опытных скитальцев между мирами, путешествующих независимо от главных героев.
- Девушка в конце – персонаж, которого показали всего в нескольких кадрах финального эпизода. Вероятно, так и выглядит настоящая Аки-сенсей. Поговорим подробнее и обсудим другие версии в разделе о последней серии.
- YamabikoЯмабико – аналогично Аки пришел из других миров, где провёл пять тысяч лет и успел стать псом. После встречи с главными героями начинает с ними путешествовать и рассказывает занятные подробности устройства мира. Обладает силой, напоминающей способность Нагары.
- WarВойна – парень из параллельных миров, обладающий способностью «искусство шрамов», материализующей душевные раны людей вокруг. В ходе своих путешествий из-за невозможности ни с кем общаться сходит с ума и остаётся парить над бездной в одном из миров.
Вместе с тем, в аниме есть несколько филлерных серий. Они являются по-своему важными для общего понимания персонажей или сюжета, но всё же довольно обособленны и напоминают скорее притчи, среди них можно выделить две наиболее характерных. Первая - о бейсболе, отсылающая к роману Филипа Рота The Great American Novel, в целом любопытная, но дающая лишь несколько уточнений к деталям персонажей и злонамеренно скучная. Более интересными и мрачными являются подобные серии во второй половине, например эпизод о Ямабико, который раскрывает главных героев лишь косвенно, но сам по себе вышел весьма содержательным.
Время начала событий – август, последний учебный год в средней школе лишь постепенно подходит к своему концу, но героям уже необходимо потихоньку решать, чем заниматься дальше, ведь впереди какая никакая взрослая жизнь. А у них, как мы уже выяснили, куча своих проблем и страхов. По совпадению, директором школы оказывается бог и наделяет третьегодок суперспособностями, которые заставляет сработать в следующем виде: Нагара в потустороннем мире создаёт для всех новое измерение с застывшей посреди пустоты школой; Мидзухо со своими кошками копирует туда всех одноклассников, останавливает старение и делает их бессмертными.
Аналогичный процесс был проделан богом как для конкретно этого класса, так для его вариаций из будущего, прошлого, и других вариантов настоящего. В результате этого потусторонние миры оказываются населены большим количеством школьников из разных временных линий. Так как сами миры предполагают возможность перехода между ними с помощью порталов и суперспособностей, а время в них течёт не линейно, образуется довольно большое общество, населяющее различные миры и имеющее как очень короткий опыт путешествий в них, так и многотысячелетний. Всю эту совокупность явлений называют одним термином – дрейф.
Объяснил ли режиссёр мотивацию: зачем бог это делает? Герои сериала находят несколько ответов на этот вопрос. Раджани утверждает, что бог просто «подбросил монетку». Например, учитывая специфику сеттинга в данном аниме, вполне вероятно, что в бесконечном количестве вселенных бог проявляется всеми возможными способами и отправил в дрейф все возможные группы людей, а наши герои попали именно в такой мир, который показан в Сонни бое. Под игрой в кости может подразумеваться подобный сценарий, пусть вероятность такого исхода и нельзя просчитать. Ямабико говорит, что никакой причины и вовсе не было, а их попадание в дрейф это абсурдная случайность, его объяснение неплохо соотносится с ответом Раджани. Сам же бог, как и некоторые персонажи, говорит о некоем «спасении», но учитывая наблюдения Раджани за муравьями, подобное явление скорее смахивает на эксперимент. Почему бы богу не поэкспериментировать над своими творениями?
Синго Нацуме начинает повествование сразу с момента, когда герои уже попали в дрейф, и лишь постепенно с помощью флешбеков и детективной составляющей «раскручивает» все предшествующие события. Первые кадры аниме наполнены просто гигантским количеством информации. Сначала мы видим часы, показывающие около часу дня, затем переписку Нагары с матерью, где объясняется его «брошенность». На следующем кадре время на часах возвращается назад, хотя парень всё ещё лежит со своим смартфоном на том же месте – из-за временной аномалии происходит таймскип и показывается 12 часов дня даты 16.08, дальше которой школьники, судя по всему, не могут перешагнуть. Восьмерка это символ бесконечности или петли, а число 16 подозрительно напоминает количество учеников. Прямо-таки Suzumiya Haruhi no YuuutsuМеланхолия Харухи Судзумии за десять секунд!
Постепенно Нагара сближается с Мидзухо, Нозоми и Раджани. Школьники знакомятся с устройством миров и учатся путешествовать между ними, появляется Аки-сенсей и происходит первое знакомство с «пришельцем». Часть школьников переходит на её сторону и отказывается от путей возвращения, которые предлагают в группе Нагары. Вместе с Хоши они начинают строить ковчег для путешествий по измерениям,
Нозоми видит свет всё ближе, всё большее значение принимает самый главный вопрос – смогут ли они вернутся в свой изначальный мир. Путём различных экспериментов с измерениями, герои находят такое, в котором в виде киноплёнки собраны фильмы обо всём на свете, включая мир, из которого они пришли. Герои узнают, что на самом деле являются копиями, а в реальном мире живут оригиналы – их там никто не ждёт. Вместе с этим Нозоми узнаёт, что умерла незадолго до выпуска, и перестает видеть свет. На этом первая часть сериала заканчивается.
В начале Нагара сталкивается с миром башни под названием Бабель, куда наш герой отправляется в одиночку и проходит нечто вроде испытания, в ходе которого способный отключать суперсилы битник Летучая мышь выносит ему оправдательный приговор по вопросу вины в дрифте. Сама башня является классической аллюзией на Вавилонскую. Она строится вниз, но хозяин измерения обладает способностью всё «переворачивать», и такой подход не является проблемой – основная цель строительства это достижение «рая», то есть выхода из потусторонних миров (что в общем-то может быть достигнуто). В данном эпизоде Синго Нацуме поднимает как темы труда и рутины самих по себе, так и более глубокие мотивы о бессмысленности и абсурдности такого труда, напоминающего наказание Сизифа.
Гораздо более глубокой получилась восьмая серия, где Ямабико, греясь у ночного костра вместе с нашими героями, предаётся воспоминаниям и рассказывает свою историю. Изначально он был угрюмым школьником, напоминающим Нагару. Обладая способностью материализовывать собственные мысли, он создал собственный мир, запер свои переживания, словно в коконе или скорлупе. В этом мире поселились другие путешественники, с которыми он сдружился, но до последнего не открывался и ранил остальных, в особенности свою подругу Кодаму, веря в неё но не вкладывая в эту веру себя.
Девятая серия раскрывает нам подробности сил кошек Мидзухо, переживания каждого из котов о своей хозяйке. Параллельно герои пытаются помочь отряду Аки-сенсей помирить двух близнецов, соревнующихся в подсчёте количества волос на собственном теле. Более содержательной является десятая серия. Это единственный эпизод Сонни боя где практически всё повествование ведётся в форме монолога. Асакадзе находит лишившегося ума после своих скитаний Войну в его собственном мире-бездне, убивает, и даёт умереть отчаявшейся Нозоми. Мы наблюдаем за героями с точки зрения девушки, читающей мысли – мы слышим либо её собственные мысли, либо монологи других людей, который она слышит посредством своей способности. Подобный приём позволяет по-новому взглянуть на многих персонажей и является весьма удачным.
Далее нам показывают, как Нагара и Мидзухо убегают и находят свой новый мир, не смотря на то, что бог пытается их отговорить. Они окончательно решили вернуться, несмотря на все трудности, с которыми столкнуться в реальном мире. По крайней мере эти двое больше не одиноки и связаны чем-то покрепче обычной веревки. Эта сцена является одной из лучших во всём аниме.
Вместе с тем, данный момент сериала является, пожалуй, и самым загадочным. Наших героев провожает Асакадзе, сообщая, что из его отряда больше никого не осталось. Во время сцены разговора Нагары с богом мы видим кадр с той самой девушкой, которая работает вместе с ним. Вероятно это Аки, она тоже окажется в новом мире в своём изначальном облике.
1920x10801920x1080
В последней части эпизода мы узнаём, что Мидзухо на самом деле притворилась, что не узнала Нагару. Ей потребовалось какое-то время, чтобы прийти в себя и убедиться в реальности происходящего. Герои снова встречаются и начинают обсуждать свои будущие планы. Пусть им предстоит много трудностей, всё будет хорошо. Ведь как сказал Нагара, их жизни только начинаются, а для всего остального нужно время.
Референсы, отсылки и философия
Разбирать философию этого произведения всерьёз нет никакого смысла – оно «подростковое» и содержит весьма банальные темы осмысления смысла и ценности человеческой жизни, природы смерти, дружбы, религии, саморазвития. Ответы на эти вопросы человек находит с возрастом и для этого не обязательно (даже не желательно) читать экзистенциалистов, достаточно лишь как герои сериала заглянуть в себя и немного в будущее, понять что тебе нравится. Другие вопросы вроде смерти бога поднимаются лишь эпизодически и особого смысла для аниме не несут, находятся где-то на периферии.
Среди других недостатков могу отметить довольно странную романтическую линию. Сам автор признаётся, что пытался всячески избавиться от любовного треугольника и показать нам персонажей, которые будут просто друзьями. Получилось ли у него? Определённо нет. Нозоми и Нагара, изначально будучи вместе, расходятся, а ревнующая Мидзухо наконец остаётся вместе с главным героем. Осознанно или неосознанно, режиссёр всё-таки создал тот самый треугольник, но особого развития отношений не показал. Многие намекающие на это моменты остались за кадром, как например сцена купания в середине сериала. Учитывая нарочито реалистичный стиль, Синго практически упускает из виду подобные детали. С одной стороны, отсутствие откровенного фансервиса в данном аниме определённо пошло на пользу.
Справился ли автор со своей задачей в целом? Определённо.
- Провода и столбы
- Пустая ночная станция
- Берег озера на закате
- Пустая парковка
- Огни ночного города
- Транспорт и светофоры
Полный список композиций
Ging Nang Boyz – 少年少女
Sunset Rollercoaster – Broken Windows
Sunset Rollercoaster – Seagull
VIDEOTAPEMUSIC – Summer Storm
The Natsuyasumi Band – Tune from diamond
mitsume – 夜釣り
Sunset Rollercoaster – Let There Be Light Again
Ogawa & Tokoro – Beacon
Mid-Air Thief – Yamabiko’s Theme
Mid-Air Thief – Kodama’s Theme
Ogawa & Tokoro – Soft Oversight
mitsume – ソウとセイジ
Kaneyorimasaru – Kyo no Uta
The Natsuyasumi Band – Lightship
mitsume – スペア
toe – サニーボーイ・ラプソディ
Conisch – Lune
Conisch – Jugement
Conisch – Tour
Conisch – Soleil
Conisch – 旅立ちの日に
Sunset Rollercoaster – Broken Windows
Sunset Rollercoaster – Seagull
VIDEOTAPEMUSIC – Summer Storm
The Natsuyasumi Band – Tune from diamond
mitsume – 夜釣り
Sunset Rollercoaster – Let There Be Light Again
Ogawa & Tokoro – Beacon
Mid-Air Thief – Yamabiko’s Theme
Mid-Air Thief – Kodama’s Theme
Ogawa & Tokoro – Soft Oversight
mitsume – ソウとセイジ
Kaneyorimasaru – Kyo no Uta
The Natsuyasumi Band – Lightship
mitsume – スペア
toe – サニーボーイ・ラプソディ
Conisch – Lune
Conisch – Jugement
Conisch – Tour
Conisch – Soleil
Conisch – 旅立ちの日に
Рекомендую к просмотру ностальгирующим взрослым, выпускникам всех учебных заведений, тем кто менял работу, любителям гулять под дождём и просто ценителям необычных аниме. И помните:
Полезные ссылки
- Интервью Синго Нацумэ для ANN
- Синго Нацумэ об эпизодах сериала: часть 1 часть 2
- Официальное описание персонажей
@S John, братик, из леса выйди687x384
@Winkel@Winkel, все это бред собачий что гатарифаг там написывает, 0 просто ЗЕРО пруфов, а кидается фразами "во всем мире", я скажу одно - единственный отталкивающий барьер для не-ипонца в Ванписе будет чарактер дизайн, но когда чел преодолевает этот барьер у него сразу глаза разбегаются от чего ему фанатеть - герои, истории на любом из островов , сквозной общий сюжет покрытый тайнами, ворлдбилдинг, рофлы с Усопами и Багги в общем перечислять устану@Winkel@S John, на дворе мочало, начинай сначала.единственное, что я не люблю - моэ, всё. остальное всё люблю. просто у тебя аниме на нем одном замкнуто. у когот типа нет и нравятся и мехи, и споконы, и чисто гэговые аниме со странным японским юмором и странным стилем, и мрачнуха с нулевых и все подряд. и то с моэ тоже та еще тема, тк не все мне там прям радикально не нравится, тк существует Ария.
тебе уже выше написали про вкусовщину. то, что аниме известно в нынешнем мире за хентайки, исекаи и гаремки - не говорит о том, что любители чисто этих жанров - настоящие тру-японофилы, лел. это как называть любителей немецкого порно настоящими германофилами)
@ggkdspcdlvdklvelcw, ну дык понятно, что был бы кусок чисто гэговым тайтлом - он так и остался бы чисто в японии. а тк там пафосу навалят, там еще чегонить - постепенно и везде заходит. фишка батлсенэноты.ток у сджона всвязи с его узкой заинтересованностью в чисто анимешном аниме, которое из себя представляют по его сугубому мнению гатари и девочки-пони - не хватает кругозора, чтобы чет такое понять.
@S John@neyoki@нольэкспешечка, это будет финальная статья цикла Току Тонари!/comments/8769651
*читаю свежую порцию комментариев*
Из твоих последних комментариев складывается впечатление, что ты считаешь "японское" априори лучше "корейского" или "западного". А почему?
@S JohnТеория японской анимации
Я не могу сказать, что прямо не перевариваю западную анимацию. Некоторое там мне нравится и я ее немало смотрю, обычно чтобы развеяться. Просто в массе она другого типа - глуповата и рассчитана на невзыскательную аудиторию.
Что касается неяпонской азиатской анимации, то у нее имеются специфические черты, которые в больших дозах я не переношу.
Садао Цукиока, Ограниченная, компьютерная и китайская анимация
@🍀 Goliard 🍀Тебе лично больше нравится японская или ты упираешь на то, что она лучше объективно (и приводишь поэтому слова эксперта)?
@S John@🍀 Goliard 🍀@S John@🍀 Goliard 🍀Если в какой-нить Алтай съездить, можно получить такой комплекс впечатлений, что еще надолго хватит.
@S John@had25[comment=8798797], спасибо, поправил.@neyoki@понпончик,