Когда ты была здесь раньше,
Я не мог смотреть тебе в глаза.
Ты подобна ангелу.
Созерцая твой образ, я плáчу.
Ты паришь, как пёрышко,
В этом прекрасном мире.
Жаль, что я не особенный,
Ты же чертовски особенная.
("Creep” Radiohead)
«Союз Серокрылых» - это тихий, задумчивый, медленный сериал, полный загадок, символов и таинственных персонажей. Однако не стоит думать, что это обычная повседневность или ияшикей, ибо всё же «Союз Серокрылых» - ещё одно творениеЁситоси Абэ, наряду с широко известнымиЭкспериментами Лэйн. И хотя «Союз» далеко не такой революционный, как «Лэйн», повествовательный конструкт во многом схожий: крайне условный сеттинг, вялотекущий сюжет, множество тайн и загадок, героиня, исследующая «новый мир». Но есть и капитальное отличие – у главной героини Ракки нет чувства буквальной и образной изоляции от мира, каковая была у Лэйн. Не случайно аниме называется «Союз серокрылых». В аниме важны межличностные отношения, именно через них выражаются основные идеи сериала и двигается повествование.Я не мог смотреть тебе в глаза.
Ты подобна ангелу.
Созерцая твой образ, я плáчу.
Ты паришь, как пёрышко,
В этом прекрасном мире.
Жаль, что я не особенный,
Ты же чертовски особенная.
("Creep” Radiohead)
Абэ утверждал, что вдохновение пришло к нему из окружённого высокими стенами города в романе Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»: в сюжете романа также был город, обнесённый стеной, тогда как местность за стеной оставалась terra incognita; стена несла угрозу при приближении к ней; обитатели города не имели возможности выйти за стену, её могли перелетать лишь птицы; каждому жителю города давалась какая-либо работа (порой бессмысленная); главной целью героя был поиск собственного "Я" и побег из города.
Именно через её точку зрения зрителю рассказывается история и открываются интересные персонажи:
Ку («Небо»)
Это весёлая и беззаботная девочка-пацанка. Внешне и по характеру чем-то напоминает Нию из более ранней работы Абэ. Так как является самой молодой среди Серокрылых (не считая младокрылов), то сильно переживает из-за этого, что выливается в подражание старшим серокрылым. После появления Ракки подружилась с ней, с удовольствием помогая новой подруге осваиваться в городе.
Кана («Речная рыба»).
Кана - резкая и порывистая девушка. Постоянно повышает голос, часто размахивает руками, бегает, разъезжает на велосипеде с максимально возможной скоростью. При этом она любит возиться с механизмами. Кана аккуратна и просыпается раньше всех, что, вкупе со всем остальным, явно говорит о её собранности и ответственности. Работает в часовой мастерской.
Хикари («Свет»).
Это спокойная и хозяйственная девушка, немного легкомысленна. Работает в булочной, где импровизирует с формами булочных изделий.
Нэму («Сонная»).
Нэму - самая старшая из серокрылых Старого дома. Любит поспать. Получился хороший персонаж за счёт одной детали - её очень интересует то, что явно интересует любого зрителя этого аниме: что это за мир такой и как он устроен? Этот интерес подхватывает и Ракка.
Рэки («Галька»).
Хозяйка Старого дома. Курит, часто впадает в меланхолию. Рэки присматривает за младокрылами и заботится о новичках. Она первая нашла кокон Ракки, и заботилась о ней с момента рождения.
Каждый из персонажей отлично показан и раскрыт в меру художественной задачи. Например, Хикари посвящена 3-я серия, Кане - 4-я, Нэму - 5-я, Ку - 6-я (при первых двух вводных).
Первая половина аниме-сериала легка и беззаботна, так как она концентрируется на построении связи между Раккой и другими жителями города. Новенькой в их компании Ракке приходится налаживать отношения с каждым серокрылым. Ракка готова понимать новых товарищей, терпеть мелкие недостатки и быть готовой прийти на помощь.
Кстати, на протяжении всего сериала серокрылые очень редко пользуются суффиксами (-чан, -сан). В основном только по отношению к горожанам. Т.е. серокрылые очень привязаны друг к другу, можно даже сказать, что они все, как сёстры.
Но по мере продолжения сериала мы всё больше склоняемся к миру Рэки и обнаруживаем, что её долгая история с городом и её время в качестве Серокрылой не всегда были положительными. Любой, кто страдал от депрессии или одиночества, будет иметь много общего, чтобы идентифицировать себя с Рэки; её характер тонко раскрывается с течением времени с небольшими подсказками (курение) и другими намёками на предзнаменование. Завершение её сюжетной линии происходит за счёт развития образа Ракки и, тем более, всех остальных. К последним нескольким эпизодам мы забываем, что есть другие Серокрылые, и эмоциональная борьба Ракки поспешно переходит к тому, чтобы дать Рэки последний толчок, в котором нуждается её персонаж перед финалом.
Интересно, что даже второстепенные персонажи за небольшой хронометраж представлены как весомые и колоритные художественные образы со своими собственными желаниями и представлениями о мире. Мастер Каны переживает, что она может покинуть часовую мастерскую. Домоправительница Старого Дома мимоходом устраивает урок для Рэки, хотя та по возрасту уже сама является воспитателем малышей. Начальница Немо в библиотеке вздыхает о своих подростковых мечтах покинуть город и пытается понять смысл знаков в Каменной Книге. MidoriМидори пытается приручить HyoukoХёко, и, кажется, даже пилит его ("Почему ты вечно хочешь отбиться от рук?!").
Переговорщик - ещё один персонаж, который не так прост, как кажется. По сути, он является связующим звеном между "плащами" и жителями Гли. Он также работает священником и советником "союза серокрылых", и его забота о перьях древесного угля, мягко говоря, трогает сердце. Он довольно строг и ожидает от «всех своих детей» (как он их называет) послушания. Но он также сострадателен и не жалеет средств, помогая серокрылым любыми возможными способами.
Вся эта небольшая, камерная вселенная Серокрылых производит впечатление подлинности, то есть высокой степени продуманности. Чего только стоят...
- тайная система общения Союза. Ладони рук – как крылья, пальцы – как перья. Жесты рук служат для общения. Знаки на Скрижалях и в Каменной Книге изображают жесты рук. Убедительная и логичная система, сквозная конвертация на разные носители одного простого образа – образа крыльев;
- изящный способ молчаливого общения серокрылого со старшим наставником из храма: с помощью колокольчиков на крыльях, правый – да, левый – нет. "Ангельская" двоичная система;
- новогодний обычай дарить разноцветные орешки как способ молчаливо выразить чувство. И т.п.
А кроме того, есть масса бытовых деталей и мелких повседневных подробностей, которыми "Союз серокрылых", кажется, набит под завязку и которые делают происходящее на экране столь реалистичным. Кокон, наполненный (околоплодной?) жидкостью, комически затопляющей всю комнату с присутствующими в ней в момент рождения серокрылого. Обвязанный бинтом палец Рэки, который положено кусать от боли, когда режутся крылья у "новорождённого" серокрылого. Покрытые сукровицей прорезавшиеся крылья, которые нужно вычесать, вымыть, потом посушить денёк на солнышке, а потом не забывать тренировать, развивая их подвижность. Нимб, прикрученный проволокой к голове, пока не закрепится сам. Досадно торчащие вверх наэлектризовавшиеся от нимба локоны прически. Висящие на входе в Старый Дом таблички с именами живущих в нём Серокрылых, которые надо повернуть нужной стороной, уходя или приходя домой. Мусорные баки, регулярно подвергающиеся набегам голодных ворон. Кровать, которую долго не может раздобыть Ракка, вынужденная спать на неудобном диванчике. Платье из секондхенда, в котором добрый продавец бесплатно вырезает отверстия под крылья. И подаренные им же зимние сапоги, без которых Ракке пришлось бы ходить по снегу в босоножках. Булочки, которые любят малолетние Серокрылые, и морковка, которую они почему-то терпеть не могут (в Японии что, не едят морковь?). Скутер, на котором обычно ездит только Рэки и который ей приходится сдавать на заправку в другой район города через чужие руки, не пересекая запрещённой границы. Велосипеды, которыми пользуются все остальные серокрылые. Причём, если едут вдвоём, то пассажир почему-то обычно стоит во весь рост позади водителя, а не сидит на багажнике или раме, как это положено у нормальных людей. Найденный обрывок книги о сотворении мира, вдохновивший персонажей на сочинение собственной, изящной и поэтической версии Творения (один из самых чудесных эпизодов в фильме). Осенний поход всей младшей группы в магазин за секондхендными пальто на зиму. Новогодние меренги, которые умеет готовить только Рэки. Жёлтый цвет прощального салюта HyoukoХёко и посланного в ответ лимонного пирога Рэки.
В "Союзе серокрылых" нет сколько-нибудь отрицательного персонажа. Все так улыбаются и так трогательно стремятся помочь друг другу (стараясь при этом ещё и быть ненавязчивыми и тщательно маскируя своё доброхотство). В городе Гли, кажется, нет вообще никаких серьезных социальных конфликтов. Ни классовой борьбы, ни политических страстей, ни даже банального бытового мордобоя. Создаётся ощущение, что всё в этом городе: и обычные жители, и, тем более, Серокрылые, – особая порода людей. Какие-то специально отобранные лучшие представители человечества (в морально-этическом плане). Могу поклясться, что в этом городе даже двери в домах не запирают.
Что касается загадок, то в сериале их довольно много. Например, почему серокрылые используют только старые вещи, оставленные другими людьми, будь то заброшенные здания или предметы, взятые по листам в благотворительных магазинах? Почему они вместо денег используют тетрадные листы? Почему серокрылые могут работать только в определённых местах? Что за стенами города? Какова природа стен? Но самая интригующая загадка – какова сущность серокрылых? Сериал даёт нам лишь намёки. Например, изображаемый в аниме мир, скорее всего, является загробным пристанищем душ, которые не готовы к «упокоению» (чистилищем). Таким образом, «Союз серокрылых» является предком Ангельских ритмов, в которых такой же условный сеттинг и персонажецентрическое повествование. Все вышеупомянутые моменты намеренно остаются расплывчатыми. В интервью Абэ утверждал, что задумывал произведение таким образом, чтобы зрители сами поразмышляли о подобных вещах. И получается, все эти недосказанности не являются сюжетными дырами, просто «Союз серокрылых» – это аниме, рассчитанное и на процесс, а не только на результат, и требует от зрителя пораскинуть мозгами и подключить воображение. Возможно, данное аниме – самая загадочная концептуальная работа автора, который поощрял поклонников делать собственные выводы и находить другой смысл.
Однако Абэ в интервью чётко дал понять – ангельский облик серокрылых является чисто эстетическим и никоим образом не предназначен для религиозных заявлений. На это зрителю намекают чисто вещественные «нимбы», которые готовят буквально в сковородке, вылупление из яйца-кокона, будто птичье рождение, а также образ курящей серокрылой. В отличие от обычного фэнтези, крылья не позволяют их обладателю летать, и нимбы не предлагают никаких сверхъестественных преимуществ. Напротив, жизнь Серокрылых кажется удивительно прозаичной. Всё в том же интервью Абэ признаётся, что в основу фильма лёг его собственный религиозный опыт, а не какая-то конкретная религиозная традиция.
Также имеются кое-какие факты, дающие не слишком большое поле для трактовок.Раз уж так вышло, что ангелоподобные создания являются главными действующими лицами, может показаться, что эта история имеет некоторый религиозный подтекст. Но это история напрямую не связана ни с одной из религий. Однако всё-таки это история с религиозным оттенком, я считаю. Это, возможно, моё отображение понимания сущности Бога и того, что называется жизнью... это своего рода... выражение того, что я думал...
Изначально серокрылые – существа безымянные. Своё имя среди членов союза серокрылые получают на основе снов, которые они видели, находясь в коконе. По одной из гипотез, эти сны показывают, как умерли серокрылые, однако прямо об этом нигде не говорится. В то же время, у каждого из серокрылых есть и другое, «истинное» имя, обозначающее его судьбу, аналогичное по звучанию, но записанное другими кандзи. Это имя пишется на скрижалях стены, когда Серокрылый пройдёт испытание и перелетит через стену («День выхода из гнезда» (巣 立 ち の) или, в англоязычных версиях, «День полёта»). Возможно, намёк на традицию писать на поминальных табличках вместо прижизненного имени – «дзокумэй», немое имя – «каймё» или законное – «хоммё». Сон, увиденный в коконе, помогает пройти испытание.
Также серокрылым навешивают нимб, «чтобы он был путеводителем в будущее». Каким образом? Когда серокрылый преодолеет внутренние проблемы и будет готов двигаться дальше, нимб начинает мерцать и тускнеть. Ну а дальше "День полёта" за стену.
Это примерно то же самое, что показано в Ангельских ритмах: души обретают мир и покой благодаря душевным связям и уходят в лучший мир (наверное). Но «Союз серокрылых» не останавливается на этом.
Некоторые серокрылые не помнят свой сон должным образом и называются «связанными грехом». Постепенно их крылья чернеют. Есть намёки, что эти серокрылые покончили жизнь самоубийством в прошлой жизни. Похоже, это было в случае с Реки, поскольку её сон, кажется, указывает на это. Эту теорию также подтверждает наблюдение, что Ракка, чьё имя (落下) означает «падающая», боялась высоты. Признаки причастности к греху не всегда появляются с рождения. Например, крылья Ракки почернели только после того, как её подруга Ку перелетел через стены в свой «День полёта».
По поводу полёта Ку. Перед полётом она говорит: «В моей душе есть чаша. Каждый раз, когда я с кем-то сближаюсь, в неё падают капли. И сейчас я чувствую, что эта чаша наполнилась до краев… Это значит, что мне пора…». Это явная отсылка к Библии, если только подобный синтаксис не был намеренно введён фантазией переводчиков Реанимедии.
Эти события все кроме Ракки перенесли весьма спокойно, но только Ракка не смогла принять все как должное. И не понимала, почему всех устраивает. Ракка отгораживается от всех. Месяц самоизоляции. И тут… почернели её крылышки.
Связанные грехом серокрылые не могут достичь своего «Дня полёта», пока они не «очистятся». Если они остаются связанными грехом по прошествии определённого времени, они перестают быть серокрылыми. The CommunicatorПереговорщик сообщает Ракке, что эти падшие потеряли свои крылья и нимб и должны жить отдельно от людей и серокрылых. В этот момент кадр смещается к фальшивым крыльям, которые являются частью униформы Переговорщика, и эмблеме на его капюшоне, напоминающей нимб, возможно, как намёк на то, что члены «союза серокрылых» являются теми самыми «падшими» –единственными людьми, которые могут входить в город Гли и покидать его.
Однако союз серокрылых со временем может дать серокрылым новое имя (с тем же кандзи), которое символизирует их духовную судьбу или препятствия, которые они преодолели. В случае с Раккой Переговорщик отмечает, что она избавилась от чувства покинутости и изоляции в своей предыдущей жизни и связалась с другими; таким образом, он даёт ей имя Ракка (絡 果 , соединённый орех) . В случае с Реки Переговорщик предвидит трагическую судьбу и даёт ей имя Реки (轢, сбитая). Если же она преодолеет испытание, она сможет остаться Реки (礫, камешек) и стать ступенькой на пути, по которому будут идти другие. Связанные грехом серокрылые обычно чувствуют себя виноватыми за то, что они сделали в своей предыдущей жизни, и, пока они не смогут преодолеть сие, они не смогут очиститься.
В погоне за вороном Ракка падает в колодец, на дне которого находит скелет того самого ворона, что падал с ней в её сне, и чувствует, что они были душевно связаны. Вообще, данная сцена уж очень напоминает роман всё того же Мураками Хроники Заводной Птицы. Ракка вспоминает частичку своего прошлого. Скорее всего, она была так одинока, что покончила с жизнью самоубийством. Но она была не права. Она не была одинока, с ней падал ворон, который пытался её спасти. Видимо, кто-то очень близкий ей. Возможно, он даже отдал свою жизнь. И тут встает вопрос, её грех в том, что из-за неё близкий человек тоже лишился жизни, или в том, что она ранила близкого человека тем, что ушла из жизни? Судя по тому, что мы видим труп ворона, он и правда погиб.
Дальше идёт разговор с Переговорщиком. Ракка называет себя грешницей и жаждет наказания. На что Переговорщик отвечает: «Осознавший свой грех безгрешен. Грешница ли ты?». Благодаря ворону Ракка вспомнила и осознала свой грех. А, как уже говорилось, «осознавший свой грех безгрешен», ибо, не сознавая греха, невозможно раскаяться. И тут немаловажно то, что грех она сознаёт благодаря ворону.
Точно так же Рэки сознаёт свой грех благодаря Ракке. Рэки с самого появления в городе Гли никто не встретил, поэтому она нуждалась в поддержке. Получив поддержку от KuramoriКурамори, она не перенесла разлуки. Да и с друзьями вскоре пришлось порвать связи. Рэки закрылась. А мы уже знаем, чем это чревато. И по-настоящему раскрывается она лишь Ракке в призыве: «Ракка, помоги!». Благодаря Ракке, заботе о ней, связи с ней, Рэка в финале осознаёт свой грех: "Я так и не смогла выбраться из своего кокона" (отсылка к одной из первых фраз Рэки в 1-ой серии). Мне думается, смысл её линии в том, что нужно научиться прощать друг друга (отношения с KuramoriКурамори), доверять близким.
В общем, у каждого есть свой камень на шее, и пока его не сбросишь, взлететь не получится. Общайся с окружающими, учись понимать себя и других, тогда и только тогда тебе светит "День полёта". Хитрецы перелезть через стену наказываются, лентяи и трусы в конце концов теряют данные от рождения крылья и заканчивают дни отшельниками "на вселенской обочине". Даже обязанность работать, кажется, вызвана не материальной необходимостью (что, Союз не нашел бы одежды и провизии для полутора десятков детей?), а чтобы заставить серокрылых жить вместе с людьми, быть вынужденным общаться, искать контакт с окружающими, не замыкаться в себе (в "круге греха").
В официальной «Белой книге» существует парадоксальное определение: возможно, нет никакого главы, как нет и самого Союза Серокрылых, а есть только система взаимоотношений, носившая это название. Место, где обитает Переговорщик, – храм. Получается безличная система, которая помогает выйти из порочного «круга греха» (аналогия с буддистской концепцией "сансары" как круга перерождения, где смысл в достижении "нирваны" - разрыва круговорота страданий в цикле жизни и смерти и слияние с бесконечным). Если Бог даёт шанс на искупление тем, кто оступился, не вынеся жестокости мира, то Союз Серокрылых и есть любовь. И каждый человек – её часть, все немного серокрылые. Но это так... для размышлений на тему.
Также серокрылым навешивают нимб, «чтобы он был путеводителем в будущее». Каким образом? Когда серокрылый преодолеет внутренние проблемы и будет готов двигаться дальше, нимб начинает мерцать и тускнеть. Ну а дальше "День полёта" за стену.
Это примерно то же самое, что показано в Ангельских ритмах: души обретают мир и покой благодаря душевным связям и уходят в лучший мир (наверное). Но «Союз серокрылых» не останавливается на этом.
Некоторые серокрылые не помнят свой сон должным образом и называются «связанными грехом». Постепенно их крылья чернеют. Есть намёки, что эти серокрылые покончили жизнь самоубийством в прошлой жизни. Похоже, это было в случае с Реки, поскольку её сон, кажется, указывает на это. Эту теорию также подтверждает наблюдение, что Ракка, чьё имя (落下) означает «падающая», боялась высоты. Признаки причастности к греху не всегда появляются с рождения. Например, крылья Ракки почернели только после того, как её подруга Ку перелетел через стены в свой «День полёта».
По поводу полёта Ку. Перед полётом она говорит: «В моей душе есть чаша. Каждый раз, когда я с кем-то сближаюсь, в неё падают капли. И сейчас я чувствую, что эта чаша наполнилась до краев… Это значит, что мне пора…». Это явная отсылка к Библии, если только подобный синтаксис не был намеренно введён фантазией переводчиков Реанимедии.
В руках у Давида чаша, преисполненная благословений Господних. Это подтверждает следующий стих Псалма 22:«Чаша моя преисполнена». (Пс.22:5).
Через Своего помазанника, Давида, Господь распространил Свое благословение на Израиль и народ.«Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей». (Пс.22:6).
Да, Абэ говорил, что религиозные детали в его произведении имеют чисто художественную функцию, однако, как и в картинах эпохи Возрождения или в прозе или лирике модернистов отсылка к религиозному тексту также следовала художественным задачам, однако понимание контекста отсылки давало лучшее представление о сюжете произведения. Мне думается, тут аналогичная ситуация. Душа Ку преисполнилась единением с ближними – по моему мнению, «Союз серокрылых» именно об этом, ибо в Японии проблемы с самоизоляцией (целевая аудитория?) – и она была готова идти дальше, показав путь остальным.«Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду». (Ис.55:2-3)
Эти события все кроме Ракки перенесли весьма спокойно, но только Ракка не смогла принять все как должное. И не понимала, почему всех устраивает. Ракка отгораживается от всех. Месяц самоизоляции. И тут… почернели её крылышки.
Связанные грехом серокрылые не могут достичь своего «Дня полёта», пока они не «очистятся». Если они остаются связанными грехом по прошествии определённого времени, они перестают быть серокрылыми. The CommunicatorПереговорщик сообщает Ракке, что эти падшие потеряли свои крылья и нимб и должны жить отдельно от людей и серокрылых. В этот момент кадр смещается к фальшивым крыльям, которые являются частью униформы Переговорщика, и эмблеме на его капюшоне, напоминающей нимб, возможно, как намёк на то, что члены «союза серокрылых» являются теми самыми «падшими» –единственными людьми, которые могут входить в город Гли и покидать его.
Однако союз серокрылых со временем может дать серокрылым новое имя (с тем же кандзи), которое символизирует их духовную судьбу или препятствия, которые они преодолели. В случае с Раккой Переговорщик отмечает, что она избавилась от чувства покинутости и изоляции в своей предыдущей жизни и связалась с другими; таким образом, он даёт ей имя Ракка (絡 果 , соединённый орех) . В случае с Реки Переговорщик предвидит трагическую судьбу и даёт ей имя Реки (轢, сбитая). Если же она преодолеет испытание, она сможет остаться Реки (礫, камешек) и стать ступенькой на пути, по которому будут идти другие. Связанные грехом серокрылые обычно чувствуют себя виноватыми за то, что они сделали в своей предыдущей жизни, и, пока они не смогут преодолеть сие, они не смогут очиститься.
В погоне за вороном Ракка падает в колодец, на дне которого находит скелет того самого ворона, что падал с ней в её сне, и чувствует, что они были душевно связаны. Вообще, данная сцена уж очень напоминает роман всё того же Мураками Хроники Заводной Птицы. Ракка вспоминает частичку своего прошлого. Скорее всего, она была так одинока, что покончила с жизнью самоубийством. Но она была не права. Она не была одинока, с ней падал ворон, который пытался её спасти. Видимо, кто-то очень близкий ей. Возможно, он даже отдал свою жизнь. И тут встает вопрос, её грех в том, что из-за неё близкий человек тоже лишился жизни, или в том, что она ранила близкого человека тем, что ушла из жизни? Судя по тому, что мы видим труп ворона, он и правда погиб.
Дальше идёт разговор с Переговорщиком. Ракка называет себя грешницей и жаждет наказания. На что Переговорщик отвечает: «Осознавший свой грех безгрешен. Грешница ли ты?». Благодаря ворону Ракка вспомнила и осознала свой грех. А, как уже говорилось, «осознавший свой грех безгрешен», ибо, не сознавая греха, невозможно раскаяться. И тут немаловажно то, что грех она сознаёт благодаря ворону.
Точно так же Рэки сознаёт свой грех благодаря Ракке. Рэки с самого появления в городе Гли никто не встретил, поэтому она нуждалась в поддержке. Получив поддержку от KuramoriКурамори, она не перенесла разлуки. Да и с друзьями вскоре пришлось порвать связи. Рэки закрылась. А мы уже знаем, чем это чревато. И по-настоящему раскрывается она лишь Ракке в призыве: «Ракка, помоги!». Благодаря Ракке, заботе о ней, связи с ней, Рэка в финале осознаёт свой грех: "Я так и не смогла выбраться из своего кокона" (отсылка к одной из первых фраз Рэки в 1-ой серии). Мне думается, смысл её линии в том, что нужно научиться прощать друг друга (отношения с KuramoriКурамори), доверять близким.
В общем, у каждого есть свой камень на шее, и пока его не сбросишь, взлететь не получится. Общайся с окружающими, учись понимать себя и других, тогда и только тогда тебе светит "День полёта". Хитрецы перелезть через стену наказываются, лентяи и трусы в конце концов теряют данные от рождения крылья и заканчивают дни отшельниками "на вселенской обочине". Даже обязанность работать, кажется, вызвана не материальной необходимостью (что, Союз не нашел бы одежды и провизии для полутора десятков детей?), а чтобы заставить серокрылых жить вместе с людьми, быть вынужденным общаться, искать контакт с окружающими, не замыкаться в себе (в "круге греха").
Как мы видим, тема поисков выхода из замкнутого круга одних и тех же ошибок решается персонажами очень по-буддистки. И, главное, решается аккуратно и тонко.В этом мире одним только птицам разрешено покидать пределы города. Это особенные существа. Если мы станем кормить воронов, ничего хорошего не будет. Им не нужно будет искать еду, они поселятся в городе и, наверное, перестанут летать за Стену. Им будет незачем. Может, они и будут счастливы, но это же... Просто ужасно! (KanaКана)
В официальной «Белой книге» существует парадоксальное определение: возможно, нет никакого главы, как нет и самого Союза Серокрылых, а есть только система взаимоотношений, носившая это название. Место, где обитает Переговорщик, – храм. Получается безличная система, которая помогает выйти из порочного «круга греха» (аналогия с буддистской концепцией "сансары" как круга перерождения, где смысл в достижении "нирваны" - разрыва круговорота страданий в цикле жизни и смерти и слияние с бесконечным). Если Бог даёт шанс на искупление тем, кто оступился, не вынеся жестокости мира, то Союз Серокрылых и есть любовь. И каждый человек – её часть, все немного серокрылые. Но это так... для размышлений на тему.
Повествованию негде развернуться – всё-таки 13 эпизодов, а не 26. Но именно такой формат позволил избежать затянутости и преувеличенного акцента на эмоциях. Пожалуй, это тот редкий случай, когда аниме-сериал, в которой с виду ничего серьёзного не происходит, и все персонажи заняты вполне себе бытовыми проблемами, держит в напряжении.
Кстати, в дополнительных материалах коллекционного Blu-Ray имеется «Особый финал», содержащий альтернативные визуальные эффекты и лёгкую джазовую песню.
Единственное, к чему здесь можно придраться в графическом плане, так это к резкому падению качества в отдельных сериях (в 3-ей, например) или некоторых моментах второй половины сериала.
Первая композиция, которую мы слышим в сериале - “Refrain Of Memory", является наиболее подходящим введением в мир "Серокрылых". Используя всё: от арфы до скрипки, Отани переводит нас из кроля в спринт и обратно, ни разу не меняя темпа и с лёгкостью, редко слышимой в аниме-музыке.
Традиционный канон - "Breath Of A Germ". Отани немного развлекается, бросая интервал между флейтой и струнами ближе к концу, но всё будто по академической штудии. Трек очень мягкий, и исполнители исключительно осторожны, чтобы использовать минимум вибрато, позволяя каждому тону приятную ясность и чистоту.
Клавесин очень редко появляется в “A little plate's Rondo”, что слишком однообразно, чтобы заманить на несколько воспроизведений, однако в качестве краткого развлечения формальность усиленного флейтой стиля удивительно восхитительна. В общем, какая-то недоразвитая мелодия.
Ищете хорошую, выразительную струнную игру? ”Blight" - хороший образчик. После короткого вступления виолончели альт занимает центральное место, продвигая каждую фразу вперёд, привнося мрачность, которая отличает “Blight” от типичной камерной музыки. Последовательность аккордов, которая начинается в середине пьесы, скрывается в тени так долго, что идеальная пятая около двухминутной отметки вызывает шок для чувств. Манипуляции Отани с подачей просто гениальны.
Погружение глубже в сердце "Союза серокрылых" открывает “Wondering” - ариетту, которая скорее, "созерцательна". У Донны Берк получается прекрасное вокальное исполнение, сопровождаемое гармонией, напоминающей церковный гимн, хотя и обескураживающее подпевание. С первого же печального аккорда арфы легко потеряться в гипнотическом повторении пьесы. Это песня роста, утраченной невинности, самой сути "Союза серокрылых".
"Love Will Light the Way", будто заимствованная из джазового жанра, является серьёзным отходом от стиля Старого Света Отани, и это не самое сильное его проявление, но это желанная инъекция разнообразия. Вокал Джулианны исключителен, и Отани исполняет своё лучшее пианино из всего саундтрека, но в песне явно чего-то не хватает. Начиная со второй минуты, это просто слишком свободная форма, чтобы поддерживать большой интерес. Тем не менее, такая песня очень удачна для расслабляющего прослушивания. Следующий трек, “Etheral Remains”, является ещё одним экспериментом Отани - и гораздо более успешным. Многослойные хоровые линии вызывают мысли о композициях Юки Кадзиуры, но Отани ещё лучше. Всё идеально сбалансировано, и мелодия легко дрейфует от инструмента к инструменту. Эффект опьяняет.
Опенинг “Свободная птица" очень подходит данному аниме. Эндинг “Голубой поток” Masumi ItouМасуми Ито использует подходящий текст песни и примечателен символизмом, знакомым ещё по эндингу "Экспериментов Лэйн".
Однако это довольно щекотливый момент, ибо не понятно, подразумевается тут сама организация, которую возглавляет Переговорщик, или же центр смысла переносится на двух пепельнокрылых героинь. В любом случае, на всех фансайтах, посвящённых данному аниме, пользователи настаивают именно на "пепельнокрылых"...."пепельнокрылые" - сюжетное слово, тот, кто перевел их как "graywing" или "серокрылые", не досмотрел сериал дальше 6-й серии.
Уже упомянутый «День выхода из гнезда» (巣 立 ち の) переведён как "День полёта". И это не единственный случай, который заставляет задуматься о том, что многие термины переводились с английских субтитров.
"Связанные грехом" серокрылые. Насколько я мог понять из сравнения самого разного ансаба, подразумевалось "рождённые со грехом" или даже, скорее, "запятнанные грехом".
Дальше круче. Васи - яп. ワシ досл. «почитаемый оратор», «Связующий»; в официальном переводе "Переговорщик". Почему не парламентёр, например? Думаю, даже в контексте данного перевода куда уместнее "Оратор", "Трибун" или "Ритор". Но напомню, что данный персонаж "является связующим звеном между "плащами" и жителями Гли", поэтому имя «Связующий» куда больше подходит. Ну и т.д.
Но, в любом случае, перевод Караева все же является наилучшим вариантом из имеющихся на данный момент.
И хотя это может раздражать некоторых зрителей, то, как финальные сцены обращаются к сценам начальным, показывает, что в сериале рассказывается отдельная законченная история, и идти дальше можно было бы лишь при использовании другого подхода, нежели некое чудо, показанное здесь. Знать, что находится за стенами, какова природа стен и почему всё работает именно так, в конечном итоге не так важно, нежели видеть, как одни персонажи с удовольствием завершают свои долгие и иногда мучительные скитания, в то время как другие продолжают свой путь в их отсутствие. Художественное исполнение хорошее, в целом анимация размытая, чтобы создать сюрреалистическое ощущение. Музыка Ко Отани изящная; опенинг и эндинг задают тон. «Союзу Серокрылых» следует отдать должное - это один из самых неординарных аниме-сериалов.Символ... неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадэкватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине. Он — органическое образование, как кристалл. (Вяч. Иванов)
Символистская драма категории S.
О системе оценок
Если вам понравился данный аниме-сериал, то, возможно, вам стоит обратить внимание и на такие аниме, как Yokohama Kaidashi KikouПутевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму, Spirit of Wonder: Shounen Kagaku ClubДух чудес: Научный клуб, Aru Tabibito no NikkiДневник путешественника, Tsumiki no IeДом из маленьких кубиков. Первые четыре ранга (D,C,B,A) стандартные аниме, оценка которых опирается на общее впечатление и на отдельные аспекты. Остальные же говорят о более уникальной с эстетической точки зрения подаче идей (модернизм, авангард, постмодернизм, метамодернизм) или крайне нестандартном и даже глубоком содержании.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но зачастую имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но зачастую имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
Если вам понравился именно творческий почерк, то стоит взглянуть на предыдущее творение Абэ - NieA Under 7Ния под семёркой.
Из масскультовых аналогов: Angel Beats!Ангельские ритмы! и Kamisama no Inai NichiyoubiВ воскресенье даже Бог отдыхает.
P.S.
При написании использованы материалы следующих статей:
www.animenewsnetwork.com
www.animenewsnetwork.com/sound-decision/2003-08-10
animeuknews.net/2022/02/haibane-renmai-blu-ray-review/
dtf.ru
old.mirf.ru/Reviews/review4004.htm
@Daemas, потому что рецензиям нужен функционал для допиливания спустя месяц, а отзывам — нет. Ну и потому что Морр не заморачивался такой фигней.К слову, по заявкам, я так понимаю, акки вычищают с сайта — Минсона же вычистили, у меня с ним диалог в личке был именно, что подчистую удален.
@Полезный Мусор@Daemas, спасибо за дельное предложение. Через две недельки возьмусь.@Пазу@OKreel, спасибо. Данный отрывок является переводом рецензии на осты музыкального критика. Решил, что не лишним будет. Тем более, музыка играет в аниме существенную роль в создании атмосферы. Я, будучи любителем классики, во многом солидарен с автором. А так, на вкус и цвет.@OKreel@Пазу, музыка хороша, без спору. Некоторые треки аж за душу берут. Просто я бы не смог такими словами объяснить, чем она хороша.@Rouwer, а что теперь скажешь? Думаю, выжал, что можно (исключая СПГС-разбор). Правда, теперь ощущение, что текст стал куда более громоздким, чем был.Но с другой - есть целый ряд моментов, которые "режут глаз" и "вынуждают округлить глаза и вопросительно поднять брови"
Скорее всего Вы посмотрели сериал именно "в расслабленном состоянии" (или) имея (заранее сформированное) о том, что будет показано на экране, представление, или же Вы просто не ставили перед собой цели "расшифровать" культурные коды, содержащиеся в этом сериале и не задавались вопросом вроде "что на самом деле значит набор символов, преподнесённых Вам в аудио-визуальной форме". В противном случае Вы бы к ияшикэй этот сериал не отнесли ни при каких обстоятельствах и речи про "релакс" и "исцеление зрителя от проблем повседневности" в Вашей рецензии бы ни шло. Релакс - это было Ваше состояние, в котором Вы были перед тем как сели смотреть сериал. И Вы из него по видимому не выходили. Это и не плохо и не хорошо, но (возможно) Вы именно по этому не обратили внимание на то, что "Альянс пепельнокрылых начинается с сцены "встречи и общения души с Богом". Да, этот сериал про "чистилище" в котором души получают и переживают "определённый опыт\урок" чувств, знаний, эмоций, страданий и ...раскаяния (в том числе за то, что ими было сделано в их мирской жизни перед тем, как они (через страдание и идущее с ним обновление) "получили свои крылья"), прежде чем (после осознания полученного опыта и уроков) двигаться в "новую жизнь". Ни о каком успокоении в этом сериале речь не идёт ещё и как минимум по тому, что (если меня моя память не подводит) как минимум один из "носителей крыльев" "расплачивается" за (совершённое ею ранее) самоубийство. А поскольку у "пепельнокрылых" есть не только "персональные истории", но и "общая "причина существования", не исключено, что "причина попадания туда, где они оказались" у них у всех - одна
@Полезный Мусор,@Пазу@Illiryel, +@Illiryel, простите, но могу со всей ответственностью заявить, что я прочитал все интервью автора, комментарии команды создателей и команды английского дубляжа на коллекционном переиздании Geneon (можно найти на няшке), посмотрел и почитал разборы и анализы, которые нашёл на русском, английском, немецком и французском языке (сменой языка в гугле), обшарил крупные сайты, посвящённые данному тайтлу, почитал додзинси, и на ваши слова могу привести лишь цитату самого автора, которую он повторяет в каждом интервью, когда его спрашивают о религии и т.п.На этом сайте вы можете найти всё необходимое.
По моему, идти дальше - страдать СПГС. Хотя Абэ настаивал, что все возможные интерпретации правомочны, но это его открещивание от религиозных коннотаций настораживает, если честно.
К тому же, вам стоит посмотреть и почитать другие работы Абэ - почти все они об одиночестве (часто вплоть до изоляции) и отношениях между людьми. Чего только стоят NieA Under 7Ния под семёркой или Pochiyama at the PharmacyАптека Потиямы.
Сейчас пересматрел и... начинается сериал со сцены падения в воду (звук "бултых!").
1280x7201280x720
А потом падение. И общается она с вороном, которого потом найдёт на дне колодца.
Об этом конкретно нигде не говорится. Мы можем только гадать.
Не вижу противоречия в ваших словах. Если один расплачивается (вы же о старике?), то значит, дело не в искуплении и примирении? Если же о Рэки, то Переговорщик упоминал:
А вообще, мне было интересно почитать ваш личный разбор. Хотя он и "режет мне глаза", да и напоминает старый христианский разбор одного товарища с WorldArt, который в рунете завирусился. Правда, там такая ересь в определении христианских понятий. Как человеку, посещавшему духовную семинарию, мне это было больно читать.
@Illiryel,@Полезный Мусорну если учесть любовь японцев к "синтезу" (в целом) и к "синкретизму" (в частности) о "прямой связи" (само собой) никто и не говорит, но "из песни слова не выкинешь", а (например) у того же Малевича под чёрной краской "чёрного квадрата" (как Вы можете знать) ещё одна (не чёрная, а) "цветная картина",
...заявлять об отсуствии связей с реально существующими религиями и использовать целый букет как монотеистических, так и политеистических образов - я бы даже сказал - это довольно забавно...
- например когда девочка падая беседует с вороном, Вам любой человек, знакомый с культурами крайнего (и не особо крайнего) севера скажет, что "она беседует с Богом".
- а когда одна из "пепельнокрылых" вспоминает "движущийся на неё поезд", сама причина происходящего там становится ясна как Божий день любому христианину...
- ну или "нимбы и крылья" - прям совсем напрямую не связана эта история, да-да, да-да
- про сцену "роста крыльев" я вообще молчу... не для слабонервных зрелище, прямо скажем, да и сама "идея" о том, что "ангелы создаются ИЗ людей (а поскольку мы всё же говорим о душах) т.е. из человеческих душ (за счёт процесса "прямой метаморфозы одного в другое") ...с этой позиции, место где всё происходит, кстати, - уже не "чистилище", а "натуральные ясли" хоть и не человеческие.
Конечно, автор - не христианин... он скорее всего (как и почти все японцы) всеяден (и искушён) в вопросах религиозных верований (синтоизм + дзенбуддизм + христианство в разных его вариациях = совершенно обыденное для японцев дело... в последие 20-30 лет туда ещё и Индуизм кстати потянуло, но это уже другая история). На счёт расплаты, да, я про Reki... если главная героиня (в начале) утопла, то это можно сказать вообще про всех "носителей крыльев". С этой т.з. "само пребывание" их "там" - это и есть "расплата" за то, как они ушли из жизни... "опыт, который им необходимо пережить", "урок, который им необходимо "выучить" необходимый для того, что бы "двигаться дальше" - это "опыт и урок осознания себя, своего прошлого, своих поступков и их причин" (опыт осознания, повторного переживания и обретения настоящих себя, их память же (по прибытию)... подтёрта иьли сильно замутнена, если я ничего не путаю). "Мир" (в который они попали) открывает свои границы (наружу) только для тех, кто "понял то, что должен понять".На счёт "режет глаз" извините за "острое слово", просто реально бросилось в глаза то, насколько позитивно Вы описали эту очень серьёзную историю (описанную в этом сериале). "Алиянс" ведь не просто так ставят на одну ступень с SELain (который с т.з. философии и содержимого) - вообще жесть. Но я ещё раз скажу Вам, то, что Вы воспринимаете "Алиянс пепельнокрылых" с ракурса позитивных эмоций (через их призму) - это хорошо. Честно
И я приношу извинения если что-либо из того, что я озвучил или вспомнил прозвучало как-либо предоссудительно.
Предмет нашего с Вами диалога - совсем не так прост как кажется.
@Пазу@Illiryel, пример с Квадратом Малевича в данном случае неккоректен. Ни одна из сторон четырехугольника не параллельна противоположной стороне, а такого цвета Малевич достиг смешением различных красок, кроме черной. Так как под слоем черного нашли два эскиза других работ, которые и дали в итоге этот странный цвет в трещинах краски, то появились теория о том, что Малевич якобы не успевал написать работы к выставке, психанул и закрасил все черным цветом, а внезапно вошедший в это время друг воскликнул: «гениально!», а Малевич потом накидал высоких смыслов сверху. Если почитать, как работал художник, то сия теория сомнительна, ибо он долго пытался выразить невыразимое и только потом придумывал, что это значит. Например, Маору Осии признавался, что не знает о чём Яйцо ангела (авангардисткая вещь). К тому же художник, чётко дал понять в своих лекциях (авнгардисты часто выступали с лекциями), что квадрат означает: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству». Т.е. бунт против традиционного искусства в виде изображения бесформенного.Просто мне кажется, что Абэ настаивал на сугубо эстетическом видении картины. Например, Мураками, вдохновивший Абэ на создание сего аниме тоже использует множество христианских символов сугубо в эстетической парадигме.
Причём тут мифология крайнего севера России (вы же Кутха имеете ввиду?) и японская анимация?
Поезд. Да, в священных текстах явно много о поездах написано! Не сочтите за грубый сарказм. Я по-доброму. Мне это, скорее, напоминает, главного героя исекаев. Если же вы про эзотерику в духе "свет в конце тунеля", трактовки сновидений (а это вообще грех!) и т.д., то с религией оно связано только тем, что это очень удобно стыковать с видениям Святого Духа.
Чисто эстетические приметы образа. Не более.
Вот этот птичий момент больше всего и намекает, что герои - не ангелы, а самые обычные твари.
Это уже называется СПГС. Я в равной степени могу на ваших же примерах доказывать обратное.
Тут надо чётко понимать, что есть обычные серокрылые, а есть пепельнокрылые - рождённые со (или "клеймёные") грехом.
В общем, слишком много тезисов и "это же очевидно", но слишком мало аргументов, особенно диалоговых. И всё же, мне очень интересно почитать ваш разбор. Хотя, мне кажется, начало уже положено.
А вообще, мне думается, Абэ - любитель двусмысленности (любит этим бахвалиться) - намеренно сделал такую историю ("Даже к 7 серии я ещё не знал, чем всё закончится"),а потом дал зелёный свет каждой интерпретации, только иногда повторяя: нет, это не ангелы, и даже не думайте об этом.
Чувствую, в комментах мы всё разберём.
@Illiryelпоскольку Вы - христианин, Вы должны это знать даже лично
@Пазу@Illiryel, странно, что Иосифа не припомнили. А волхвы - уполномоченные в таких делах.Правда? Я думал, она просто плавала в своём сне? Надо будет пересмотреть этот момент. А как же тогда обозначение "рождённые со грехом"?
Один и тот же человек может видеть разное, если сами факты не дают чёткого представления.
Скорее, агностик. Нельзя доказать или опровергнуть божественное бытие.
Мне теперь стало интересно, что же такое "День выхода из гнезда" по вашему мнению?:
а) уход в райские земли, подобно отплытию Фродо в Валинор.
б) перерождение человеком (новая жизнь)
в) упокоение беспокойной души
г) телепортация за стены
По-моему, я упомянул все версии, которые только встречал. Причем, ни одна из них не может быть подтверждена. Всё в рамках "мне кажется".
@Illiryel@Пазу@Illiryel,Мне тоже импонирует деизм: физика демонстрирует насколько упорядочен мир со своими чёткими и непреложными законами (как-то так это формулировал и Ломоносов).
Вы же о гелиоцентрической системе? А то постоянно выражаетесь так, будто у нас телепатическая связь или других вариантов и быть не может.
Об этом, как раз-таки, вообще нигде не говорится ни в аниме, ни в доп. материалах к нему. А вот намёк на то, что грешники-самоубийцы - это именно пепельнокрылые героини, имеется и постоянно варьируется в речах персонажей (разговоры Ракки с Переговорщиком и Переговорщика с Рэки и т.п.). Думаю, (опять же, недостаточно конкретных данных) что серокрылые - это просто неготовые по тем или иным причинам к раю: этакий момент чистилища (им и сон в руку). А вот пепельнокрылые должны сами осознать свою вину (тут очень важен факт того, что они не помнят своих снов подробно).
Я всё же склоняюсь к этому варианту: а) уход в райские земли, подобно отплытию Фродо в Валинор, так как у Толкиена религиозные образы тоже используются сугубо в эстетическом плане (атмосфера художественного мира). Хотя это не мешало многим, даже довольно авторитетным исследователям находить религиозные мотивы и символы (на всё это ещё Толкиен отнекивался сарказмом, а его сын и вовсе злился, ссылаясь на рабочие записи отца).
Кстати, у меня же есть последовательный разбор сцен в тетрадках. Могу как-нибудь опубликовать. + добавлю ваши трактовки. Абэ же поощрял правомочность и плюрализм зрительского видения в данном аниме.