Хватит смотреть на аниме-студии!

Toku Tonari
374
Очень часто я натыкаюсь на комментарии по типу: “Этот тайтл делает какая-то ноунейм студия, которая никогда раньше ничего не делала, это явно будет говно!”, “Такая отличная манга, но её делает студия которая недавно плохо адаптировала другую мангу, по любому выйдет не очень!” — и это меня очень напрягает. Самое важное, что стоит понять — смотреть на студии в общей массе бесполезно и они никак не отражают качество сериалов/фильмов. Студии — это просто инструмент, который всего лишь является одним из звеньев в цепи создания фильмов/сериалов. Но значит ли это, что смотреть на студии полностью бесполезно, и их стоит полностью игнорировать? Не совсем.

Тезис на первый взгляд довольно спорный, учитывая, что часто можно определить студию, создающую аниме, всего лишь по одному кадру. Так, если аниме делает студия ufotable (Kimetsu no Yaiba, Fate/Zero) или Kyoto Animation (Форма Голоса, Violet Evergarden, Clannad), то с высокой вероятностью, анимация в этом аниме будет на высшем уровне. 

*вставить шутку про K-On! фейсы c 2009 года*

С другой стороны, от студий по типу Deen (Higurashi no Naku no Koro ni, Kore wa Zombie Desu Ka?, J.C. Staff (Toradora!, Shokugeki no Souma), или неизвестных студий можно ожидать проблем с анимацией, задержек на производстве или вместо анимации вы будете видеть панорамные кадры, когда картинка просто двигается справа-налево, или приближается-отдаляется, создавая иллюзию анимации. 

Этот факт породил определенные мифы о бюджетах аниме, якобы у некоторых студий попросту много денег, которые они вкладывают в свои проекты, в то время как другие студии очень бедны, и поэтому не могут позволить себе создавать аниме высокого качества. На деле, дела в аниме-индустрии обстоят гораздо сложнее. Особенно это как раз коснулось студии ufotable, над которой принято постоянно шутить, что у них есть бесконечное количество денег, которые они могут тратить на создание аниме.

Особенно когда сравнивают адаптации визуальной новеллы Fate/Stay Night от ufotable и студии Deen.


В 2014 году, студии Deen от студии Satelight (Fairy Tail) достался второй сезон Log Horizon. Его финальное качество было… мягко говоря не очень хорошим. У Deen к этому времени сложилась репутации студии, которая делает “быстро и дешево”, и поэтому, когда появилась информация о том, что в зимнем сезоне 2016 года от этой студии будет выходить сразу два аниме: Двойное самоубийство по Ракуго/Showa Genroku Rakugo Shinjuu и Этот замечательный мир!/Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo!, то по этим тайтлам заранее объявили похороны только из-за того, что их делает студия Deen

Конечно, трудно назвать данные сериалы шедеврами с точки зрения анимации, однако же, KonoSuba стала невероятно популярной, а Rakugo Shinjuu было высоко оценено зрителями и критиками за сюжет и постановку. При этом, для еще одного подтверждения тезиса о том, что студия не важна — фильм по франшизе KonoSuba был сделан на упомянутой выше студии J.C. Staff, несмотря на то, что делала его та же команда, что и сериал, просто под крылом другой студии. Та же самая команда, под предводительством главного режиссера Канасаки Такаоми будет делать и третий сезон, но теперь на студии Drive (Uzumaki, Teppen!!!). То есть, смотреть нужно в первую очередь не на студию, а на команду, которая делает аниме.

Даже главные режиссеры кочуют между студиями, в зависимости от нужд проекта. Большая часть аниматоров в индустрии являются фрилансерами, и поэтому, не аффилированы ни с какими студиями, и поэтому работают над большим количеством проектов в разных студиях. Конечно, есть и исключения, которые будут актуальны для большинства тезисов в этой статье — студии ufotable, Kyoto Animation, или студии занимающиеся только фильмами, по типу Ghibli (Унесенные Призраками, Ходячий Замок) или Comix Wave Films (Твоё Имя, 5 сантиметров в секунду), в которых аниматоры являются сотрудниками.

Стоит так же и не забывать, что, как правило, аниме делает не одна студия, а сразу несколько, несмотря на то, что пишут в анонсах или даже в титрах. Почти всегда, часть промежуточных кадров отдается на аутсорс в другие студии. Обычно эти студии находятся в Японии, но иногда кадры отправляют в другие страны, так как это попросту дешевле. Получается так, что почти любое аниме представляет собой коллаборацию разных студий. Иногда, даже если в анонсе аниме стоит название одной студии, это вовсе не означает, что эта студия не отдала это аниме на аутсорс. Такое происходило, например, с третьим сезоном аниме Семь Смертных Грехов/Nanatsu no Taizai. Первые два сезона делала студия A-1 Pictures (Sword Art Online, Твоя апрельская ложь), но впоследствии она отказалась от проекта. Тем не менее продюсерам срочно был нужен третий сезон аниме для того, чтобы рекламировать мобильную игру, вышедшую в июне 2019 года, и поэтому проект должен был выйти осенью 2019 года. 

В результате на проект согласилась студия Deen, которая, в свою очередь передала проект студии Marvy Jack. Результат налицо. При этом, винить студию Deen можно, но разве что за то, что они решились на суицидальную миссию в виде работы над третьим сезоном Грехов. 

Мелиодас всем своим видом просит убить себя.

Студии по типу A-1 Pictures иногда отправляют целые серии на аутсорс в другие студии. Так например, одними из первых проектов известной студии Trigger (Kill la Kill, Darling in the FranXX) было именно создание отдельных серий для таких сериалов как Idolm@ster(#17) или Sword Art OnlineМастера Меча Онлайн(#8) когда студия только еще работала над своими первыми полноценными сериалами, но им нужно было как-то зарабатывать. Одной из самых больших проблем A-1 часто называют то, что качество их аниме скачет от проекта к проекту. Аутсорс является одной из главных причин этого.

Даже когда аниме уже делает коллаборация из двух студий, это вовсе не значит, что им занимаются только они. Возьмем для примера Spy x Family/Семья Шпиона из весеннего сезона 2022 года, которым занимаются студии Wit (Атака Титанов, Vinland Saga) и CloverWorks (Yakusoku no Neverland, Bunny Girl Senpai). И даже так — 12 серия была отдана на аутсорс в студию Madhouse (Тетрадь Смерти, One Punch Man). Это к слову о том, что довольно часто, даже "большие студии", которые делают сериалы иногда тоже занимаются аутсорсом. Так, например, 11 серия аниме 5-toubun no Hanayome, от студии Tezuka Productions (Dororo) делалось студией Shaft (Bakemonogatari, Mahou Shoujo Madoka Magica)
Еще есть пример Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou, когда первоначально аниме делала студия White Fox (Steins;Gate, Re:Zero), но в итоге, её работу забраковали, и получилось, что почти всю работу делала студия asread.(Mirai Nikki, Arifureta), но отметили это как коллаборацию. 

Студии White Fox стало приходить огромное количество предложений делать адаптации исекай-ранобе после успеха Re:Zero. Но не все из них были успешны, или хотя бы сделаны.

Как уже говорилось выше, промежуточные кадры аутсорсятся в небольшие студии, которые не производят собственных аниме. Как пример, существуют студии, которые фокусируются только на работе с фонами в аниме. Одной из таких студий например была Atelier BWCA, которая известна своей работой над Гримгар пепла и иллюзий/Hai to Gensou no Grimgar, и фоны этого аниме стали визитной карточкой сериала. К сожалению, она была вынуждена закрыться из-за слабого здоровья директора студии, Хидэтоси Канэко, который при этом был и арт-директором в студии.



Точно так же как стоит знать о том, что обычно аниме делают сразу несколько студий, точно так же, часто в студиях есть свои “подстудии”, или просто команды, которые занимаются разными проектами, и поэтому даже если одна команда выдает отличное качество, это вовсе не значит, что все проекты этой студии будут такими же. Так например, студия CloverWorks как раз раньше была частью студии A-1 Pictures, которая постепенно выросла в отдельную студию.

Если вы видите, что аниме делает студия Sunrise, а точнее теперь Bandai Namco Filmworks, то о чем вы подумаете? Я вот, например, о том, что это мне ничего не говорит, потому что BNF состоит как минимум из десятка студий, каждая из которых занимается своими проектами. Снизу представлена информация, взятая из статьи, в которой описывается ситуация на 2016 год.

Студия 1 делала такие аниме, как Gundam G no Reconguista и Gundam Thunderbolt
Студия 2: одними из последних работ были Cowboy Bebop, Planetes, Wings of Rean. Постепенно большая часть команды из этой студии ушла в Bones.
Студия 3: Основная студия, делающая Гандамы: делала Gundam: Iron Blooded Orphans
Студия 4: Студия, основной работой которой в последние годы является Code Geass и его спин-оффы и продолжения.
Студия 5: Больше всего известна за работу над Гинтамой. В итоге стала “Bandai Namco Pictures
Студия 6: Самая известная работа — Tiger and Bunny. Постепенно отпочковалась в студию Bridge.
Студия 7: Известна по Witch Hunter Robin, часть продюсеров постепенно ушли в Manglobe.
Студия 8: Считается “моэ” студией внутри Sunrise, работала над Accel World, но в последние годы, работает только над франшизой Love Live!
Студия 9: Работала над Daily Lives of High School Boys, Binbougami ga! и Aikatsu! Постепенно стала студией B у Bandai Namco Pictures.
Студия 10: Делала Phi Brain: Kami no Puzzle

И это еще не конец. Надеюсь смысл понятен, что слово “Sunrise” в графе “студия” буквально ни о чем вам не скажет. Именно поэтому важнее смотреть на режиссера и команду. То же самое касается и студии Bones, которая и как её “мать” содержит в себе несколько студий, каждая из которых работает над своими проектами. Реальность такова, что по похожей схеме работают почти все студии. Разница лишь в том, что если у студий по типу Sunrise и Bones отдельные студии для отдельных проектов, то у остальных студий для этого есть отдельные команды внутри студии.

Некоторые люди думают, что производство серии аниме может занимать неделю, так как смотрели такие аниме как Наруто, Ван Пис, Блич, или Fairy Tail и Black Clover, которые выходили каждую неделю в течение длительного периода времени. Некоторые люди представляют себе так, что все люди в студии за неделю успевают нарисовать целую серию, и затем приступают к следующей. На деле же, внутри студий есть несколько команд аниматоров, параллельно работающих над сериалом, каждая из которых работает несколько недель, а то и месяцев над каждой серией.

Делается это из-за того, что у каждого аниматора есть свой определенный стиль анимации, и поэтому, и аниме, созданные большими командами аниматоров могут иметь разное качество анимации в разных моментах. Также, большими командами сложнее управлять, и поэтому, чем меньше людей работает над заданием, тем лучше. Грубо, команда, состоящая из 50 человек, у которой есть месяц работы, справится гораздо хуже, чем та, в которой состоит 25 человек, но у которой два месяца на работу. 

Студия Pierrot при этом активно пользуется услугами студий-аутсорсеров и отдает им некоторые серии своих сериалов. Из-за этого у них сложилась репутация "плохой студии", хотя некоторые из их команд выдают работу очень высокого качества даже внутри своих еженедельных сериалов. Так например, 65 серия Боруто делалась отдельной командой в течение 4 месяцев, и поэтому её качество было гораздо выше, чем остальное аниме. То же самое касается и 63 серии Black Clover, для которой была приглашена команда молодых аниматоров, сделавшая целую серию в непривычном для BC стиле. Ну и не стоит забывать и про Akudama Drive, тоже анимированная студией Pierrot, только другой командой, которой не нужно было умирать в еженедельных дедлайнах, от которых страдают аниме по типу Наруто или Black Clover.
В видео присутствуют незначительные спойлеры по Боруто и Черному Клеверу.
youtube
youtube
youtube


То же самое происходит и с One Piece - зрители очень высоко оценивают эпизоды, срежиссированные Megumi IshitaniМэгуми Иситани, которая режиссировала 957, 982, 1015 серии. Однако она управляет только своей небольшой командой, которая работает над каждой серией примерно по 6 месяцев для того, чтобы достичь высокого качества режиссуры и анимации.

С другой стороны, есть известный случай Wonder Egg Priority, в котором режиссер сериала собрал совсем небольшую команду для работы над сериалом, как раз для того, чтобы качество сериала было максимально стабильным, однако, в итоге небольшой команде совершенно не хватило времени на проект, даже несмотря на то, что они сильно перерабатывали, а одного из продюсеров забрали в реанимацию аж два раза из-за переработок.

Студия david production более всего известна тем, что работает над JoJo’s Bizarre Adventure. При этом, это не значит, что студия выпускает только ДжоДжо, на деле, она работает и над другими проектами. В летнем сезоне 2017 года у david вышло аниме Sakurada Reset, и многие фанаты франшизы JoJo раскритиковали студию за то, что она вместо того, чтобы закончить работу над ДжоДжо занимается другими проектами. Но тут стоит понимать, что на деле — этими двумя проектами занимались две разные команды, которые никак между собой не пересекались, кроме того, что они обе находились под крышей david

В 2016 году, пока шел показ четвертой части, Diamond is Unbreakable, команда Сакурады работала над своим проектом. С момента окончания работы над четвертой частью, команда JoJo команда сразу же начала работу над пятой частью, и так как она тоже состояла из 39 серий, то работа над ней попросту не могла занять столько времени, чтобы одни и те же люди смогли сделать 39 серий четвертой части, потом 24 серии Sakurada Reset, и потом еще 39 серий Vento Aureo.

То же самое касается и остальных проектов, которые никак не связаны с JoJo — как например, Fire Force. Часть команды, которая работала над Fire Force, включая режиссера, на деле пришли из студии Shaft, и поэтому их работа тоже никак не пересекалась с командой, которая работала над JoJo. Важно понимать, что работники студии не работают над всеми проектами, которые находятся в производстве у студии.
Как еще один частный случай можно назвать аниме Sarazanmai, которое было сделано студией Lapin Track под режиссерством Кунихико Икухары. Даже несмотря на то, что большая часть работы была сделана именно Lapin Track, тем не менее, на многих сайтах это аниме упоминается как кооперация между двумя студиями, а иногда и просто как аниме студии Mappa

Стоит ли сильно беспокоится, что сотрудники Mappa или CloverWorks перерабатывают от того, что студия набирает себе кучу проектов? С одной стороны, да, потому что сотрудники явно перерабатывают, чтобы успеть делать аниме в срок. С другой же стороны, нет, не нужно переживать, что одни и те же люди работали над всеми проектами, в которых указано, что над ними работала Mappa. Почти над всеми проектами в индустрии работают фрилансеры, никак не привязанные к студиям, и поэтому размер студии почти никак не влияет на количество проектов, которыми студия может заниматься.

Пожалуйста, дайте ему наконец поспать.

Исключения, конечно же, есть. Это студии фильмов, типа как Comix Wave Films, делавшие Твоё Имя и Дитя Погоды, или студия Ghibli. Они хорошо платят своим аниматорам, и при этом почти не полагаются на фрилансеров. То же самое можно и сказать про Kyoto Animation — для работы там желательно пройти их школу аниматоров, и поэтому почти вся работа происходит внутри студии. Точно так же, студия ufotable делает большую часть работы внутри студии, и у них даже есть свой 3D-отдел, который позволяет проще налаживать работу между отделами, что частично позволяет им удешевлять производство аниме.

Стоит понимать, что производство 3D это очень дорого, учитывая зарплаты CGI аниматоров, и поэтому аутсорс 3D анимации может быть одной из самых дорогих строчек в бюджете. Студии, у которых есть свои 3D отделы, по типу ufotable, могут позволить себе направить ресурсы в другие места. Как правило, студии используют CGI не в целях экономии, а из-за того, что это позволяет ускорить производство. Именно поэтому студия Mappa активно использовала 3D титанов в финальном сезоне Атаки Титанов - из-за сжатых сроков, им пришлось пойти на такие меры. Точно так же, производство 3D аниме часто выходит не сильно дешевле, чем создание аниме в 2D. Это позволяет производить сезоны быстрее, а также заново использовать модели и ассеты для следующих сезонов, что почти невозможно для 2D аниме, и поэтому, 3D аниме стоят дороже на первоначальных этапах, когда вам нужно создать CGI модели, но со временем его производство становится дешевле.

В случае таких студий, как правило, вы можете ожидать красивой картинки, но даже так — и у студий по типу ufotable бывали свои провалы, как раз связанные с тем, что они делают все внутри студии, как пример, God Eater, вышедший в летнем сезоне 2015 года, сразу после того, как студия завершила работу на Fate/Stay Night Unlimited Blade Works. Из-за небольшого размера студии, она не смогла потянуть два больших проекта подряд, и поэтому, визуальная составляющая этого аниме с каждой серией становилась хуже, так как студии пришлось нанять большое количество аутсорсеров, которые не были знакомы с процессами внутри студии. Большое количество кадров потом пришлось поправлять на Blu-ray дисках, а некоторые серии и вовсе задерживались и переносились на более поздние сроки. Таким образом, аниме, начавшееся в летнем сезоне 2015 года закончилось весной 2016 года. Это отметает и другой миф про “Unlimited Budget Works”, якобы студия ufotable делает красивые аниме только благодаря тому, что не жалеет денег на производство. Скорее всего, наоборот, из-за того, что студии пришлось нанимать большое количество фрилансеров, то это влетело им в копеечку. 

Еще исключениями являются студии, которые создают 3D аниме из-за специфики производства. На таких студиях должны быть особые условия, как например, свои “майнинг фермы”, точнее фермы для рендера кадров, потому что это занимает большое количество времени. Тем не менее аниматоры так же легко перемещаются из одной студии в другую, а режиссеры иногда вообще до этого могли и не работать с 3D, так скажем, главный режиссер Страны Самоцветов до этого снимал Love Live! и это никак не повлияло на производство.

Подытоживая, эта статья написана из-за того, что я вижу, что множество людей придают слишком большое внимание вещам, которые на деле не настолько важны. Конечно, в среднем, у одних студий продукция выходит более высокого качества, чем у других. Конечно, студии действительно важны и влияют. Но эта статья, да и прошлая про оценки аниме задуманы с идеей, что не нужно выделять какие-то моменты и сильно акцентировать на них внимание. Аниме-индустрия это очень сложная штука и поэтому, её не стоит упрощать до простых моделей, что "что-то всегда хорошо, а что-то всегда плохо".

Студии действительно важны. Но аниме все же делаются в первую очередь людьми, и поэтому даже если по анонсу кажется, что выйдет не очень, то хороший режиссер и его команда могут творить чудеса на любой студии. Но даже самая крутая анимационная студия в мире будет выдавать плохой продукт если им дать мало времени, не обеспечить им нормальные условия или просто у менеджеров проекта нет четкого плана действий. Даже у хороших студий бывают провалы. Даже у студий, которые считаются плохими, достаточно хороших проектов, ну или как минимум, они наверняка работали над кучей известных популярных проектов в качестве аутсорсеров.

Вы можете спросить меня: "Ну так если не стоит смотреть на оценки, и даже на аниме-студии, то на что же тогда смотреть?"
У вас могут сложиться и другие вопросы:
“Почему студии отдают свои аниме другим студиям?”
“Почему нет нового сезона моего любимого аниме?”
“Почему злая аниме-студия решила сделать аниме всего 12 серий, а не на шесть сезонов по 25?”
"Почему у Kyoto Animation и у ufotable аниме получаются настолько лучше, чем у остальных студий?"
Ответы на эти вопросы будут даны во второй части этой статьи, /articles/221-obyazatelno-smotrite-na-anime-studii


Если вам было интересно, то подписывайтесь на мой телеграм канал - там гораздо больше текстов про аниме.
Комментарии
Скрыть 354 комментария
Показать 354 комментария
Загрузить ещё 20 из 354 комментариев
🇷Ϻ🇩
🇷Ϻ🇩#
@Полезный Мусор, люблю сгущенку вареную:tea2:
chudoku
chudoku#
Я об этом никогда даже не задумывался что что какое фуфло не выходило, но оно все равно проходит производственный ад как и любое другое время, тратит время деньги и нервы создателей. И что качество итогового продукта зависит от того: сколько денежек дали, кто режиссёр, сколько времени дали, если у команды энтузиазм или желание сделать чтобы понравилось и себе и зрителям.( ну конечно угодило продюсерам(у)) Думаю нужно извинится за то что не благодарный как упрекаю в чём то анимеделов.
Jean-Antoine
Jean-Antoine#
буквы чееееееел, из всего понял только, что аниме говно, студии сами выбирают, над чем работать, у тебя есть телеграм
Temmie Dola
Temmie Dola#
Круто) я раньше так и думал про 3д что его делают потому что так дешевле, а оказывается даже наоборот
Мачете
Мачете#
То есть если в аниме много 3д, то либо студия заточенная, либо времени дали в обрез, либо хотят ещё 2 сезона наклепать потом по старым рельсам.
Toku Tonari
Toku Tonari#
Думаю нужно извинится за то что не благодарный как упрекаю в чём то анимеделов.
Да, никто не хочет делать плохой продукт, просто из-за ограничений иногда получается так себе. Хотя иногда влияют и другие факторы.
Круто) я раньше так и думал про 3д что его делают потому что так дешевле, а оказывается даже наоборот
/comments/8757444 - вот еще коммент про это, почему это дорого
То есть если в аниме много 3д, то либо студия заточенная, либо времени дали в обрез, либо хотят ещё 2 сезона наклепать потом по старым рельсам.
Типа того, хотя везде все индивидуально.
stacy_ghoste
stacy_ghoste#
спасибо большое за проделанный труд и статью! :shy:
Toku Tonari
Toku Tonari#
@stacy_ghoste, Вам спасибо за прочтение!
d3me
d3me#
В общем, всё зависит не от студии, а от команды и количества бутербродов с яки-собой и такояки, выделенных на проект.
Dark Cat
Dark Cat#
@d3me, зависит от того как стаф умеет работать с первоисточником. Меня всегда удивляла позиция что человек лучше сделает плохо, чем откажется делать, то что ему не по силам и даст возможность поработать тому кто умеет.
Flaxy
Flaxy#
Спасибо за статью!
Нагибатор( крутой)
Нагибатор( крутой)#
@Flaxy, незашо
Нагибатор( крутой)
Нагибатор( крутой)#
@Dark Cat, чел ти глупий иль таво? он берется чтоб набивать опит иначе как по другому
Нагибатор( крутой)
Нагибатор( крутой)#
@Toku Tonari, йа тож прочитал похвали
Dark Cat
Dark Cat#
@Нагибатор( крутой), набивать опыт, можно и работая ассистентом у толковых людей, а не коверкая работы за которые ты берешься там где уже нужен опыт
Toku Tonari
Toku Tonari#
Нагибатор( крутой)
Нагибатор( крутой)#
@Dark Cat, получать практис на курирующем месте тож нужа
Dark Cat
Dark Cat#
@Нагибатор( крутой), нужно, не спорю
h1ka_
h1ka_#
Прекрасная статья, практически всегда первым делам сморю на команду , что делает тайтл, а уже потом на студию, хотя иногда во мне что-то просыпается и я негодую, почему это аниме делает другая студия :scream: , но со временем это проходит, и я просто наслаждаюсь прекрасными адаптациями манги и ранобэ, а так же оригинальным сюжетом.:tea2:
S John
S John#
всегда первым делам сморю на команду , что делает тайтл, а уже потом на студию
Для некоторых студий команда значит меньше, чем сама студия. Например - Гибли, Гайнакс/Триггер, KyoAni, Шафт, Studio 4°C. Из новых - Colorido, Science SARU, Poncotan, очень необычная Yaoyorozu, китайская ANA.

Также необходимо иметь представление о массивном аутсорсинге Toei начиная с 1990-х и о P.A. Works, которые, наоборот, все делали только в Японии. Дигипэинте Gonzo начала 2000-х и экспериментами с вебген Tatsunoko и Sunrise начала 2010-х. Что Madhouse с начала 2000-х по сути не японская, а южнокорейская.

Существует термин "студия-оболочка", к которым действительно в значительной степени относится то, о чем вы говорили. Но такие студии далеко не все и необходимо иметь представление, в какой степени это слово относится к конкретной студии.

Такие вещи неплохо знать, а не ориентироваться на статьи некомпетентного автора, который вешает на уши лапшу малограмотным читателям. Если вам сказали, что все очень просто и все оказалось именно так, как вы сами думали, то скорее всего вас надули.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть