Комментарий #8723587

SmokyWerewolf
@Пазу, откуда мне знать что для тебя киберпанк) Из того, что им обзывают другие, я видел БаблгамКризис, Акиру, Матрицу, Эрго Прокси, Лэйн, Психопаспорт. Говорят, что даже Гитс это киберпанк, но я так и не выкупил где там "панк" кроме первых двух. И дело не в том что японское отличается от американского, а в том что выходя за рамки жанра любой сабж просто перестает быть его представителем, а вовсе не расширяет или развивает его. Само понятие жанра сводится к тому, чтобы обобщающий шаблон обозначить.
Ответы
Пазу
Пазу#
откуда мне знать что для тебя киберпанк)
В этой статье прописываю. Пока застопорился на истории, но главу, что такое киберпанк уже осилил.
Если лень искать, вот выдержки...
Почти всё, что мы делаем с крысами, можно проделать и с человеком. А с крысами мы можем сделать многое. Об этом нелегко думать, но это правда... Это и есть киберпанк.
Во вселенной киберпанка мысль о том, что существуют некие священные границы, в которых будет придерживаться человек ‒ заблуждение... Этот "антигуманистический" подход в киберпанке не есть лишь некий литературный субститут для эпатажа мещан, это объективный факт культуры конца ХХ века. Киберпанк не изобретал данную ситуацию, он всего лишь отобразил её.
Брюс Стерлинг, эссе «Киберпанк в девяностых»
В киберпанке есть несколько центральных тем. Тема вмешательства в человеческий организм [постгуманизм]: протезы конечностей, электросхемы-имплантаты, пластическая хирургия, генетическая модификация. Ещё мощнее звучит тема вмешательства в человеческий разум [трансгуманизм]: интерфейс мозг-компьютер, искусственный интеллект, нейрохимия ‒ техника даёт новое, радикальное определение человеческой природе, природе личности.
Брюс Стерлинг. Предисловие к антологии «Зеркальные очки: Антология киберпанка»
Таким образом, киберпанк не столько сетевой технотриллер о хакерах в трущобах или компьютерах да сети, сколько воплощённое авторское видение того, что человек может сделать с человеком (или собой) при помощи технологий третьей научно-технической революции, чем может стать человек или само понятие о человеке в новую цифровую эпоху.
Таким образом, у нас подходят только Мегазона 23 (1-я), Город Оэдо 808 (и то, первая история; вторая - боевичок в киностилистике), Ангел Алита, да GiTS. Причём, последний с оговорками. Термокомуфляж у бандита, зрительная галлюцинация в связи сбоя импланта/мозга, встреча с ИИ и отчасти финал перекликаются с Нейромантом;
844x1200851x1200
сама героиня не похожа на киберковбоев и других отбросов, да и город чистенький, что, вроде бы, говорит о посткиберпанковости. И тут дело в том, как определять киберпанк (по персонажу - примитивно, да Гибсон с Шайнером ругались на такой подход). Например, уже к 1986 г.у Ширли и Суэнвика выходят несколько рассказов отнюдь не об отбросе, но просто маленьком человеке, который попал впросак из-за того. что, например, сэкономил на протезе глаза, или чего хуже, подписался на какой-то туманный корпоративный проект. К киберпанку относят Эффинджера, который вслед за Рюкером начал продвигать нуарную традицию с героем-детективом или сюжетом-следствием или погоней. Таким образом, отличие персонажа киберпанка и посткиберпапанка в том, что в первом главгероя заботит личная успешность, он хочет выйти за рамки системы с помощью технологий, тогда как герой посткиберпанка уже хочет как-то повлиять на систему, так как мыслит себя её частью. В этом, кстати, и разница между Мотоко Осии и Синдрома одиночки Камиямы. Мотоко Осии не мыслит себя частью системы и даже мира. Её тело - военная собственность. Поэтому при встрече с ИИ, как в трилогиях Гибсона и Рюкера, она хочет уйти в сеть, т.е. обрести свободу.
Продемонстрировать, что в киберкультуре сплетаются идеологии различных субкультур, отличительной чертой которых является вера в безграничные возможности компьютерной техники в плане реализации индивидуальной свободы.
ЕМЕЛИН В.А. КИБЕРКУЛЬТУРА И СЕТЕВОЕ ЛИБЕРТАРИАНСТВО // НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2018. – №3(31). – С. 3-11
В общем, я рассматриваю GiTS Осии как переходное к посткибепранку явление.
БаблгамКризис
Сложно! Так-то это боевичок в стилистике киберпанка. Я потом отдельно напишу о киберпанке как визуальном стиле в кино, вроде нуара.
С другой стороны, идея бумеров, которые сходят с ума основана на реальном случае, когда в 80-е производственные роботы на разных предприятиях Японии убили несколько человек (четверых, кажется). И корпорации-производители это дело замяли. И концепция вот-вот лопнущей жвачки в названии аниме говорит о страхе перед такой ситуацией. Но вот сам сюжет... В общем, боевик просто сожрал какой-либо киберпанк в нарративе.
Психопаспорт
Типичный посткиберпанк. Обсасывается идея улучшения общества посредством цифровых и вычислительных технологий. Вспомним определение кибернетики. Героиня является частью системы, узнаёт правду, но не знает варианта, который бы привёл систему к лучшему, но уничтожать имеющееся не хочет, так как это может привести к хаосу, ибо выросло поколение в этих условиях, отчего откат будет болезненным. В документальном фильме «Неизведанные территории» Гибсон говорит, что думать, будто современный человек сможет жить (отказаться) без компьютеров и вернуться к "естеству" по Руссо - заблуждение.
Второй сезон уже детективный технотриллер, пытающийся очень искусственно сымитировать баги представленной в первом сезоне системы. И делается это не для того, чтобы показать взаимодействие человека и "машины" (персп. технологий), сколько для интригующего сюжета.
Эрго Прокси
Я тоже вот не пойму, что здесь киберпанковского.
Акиру, Лэйн
Их я отношу к японскому киберпанку.
Обычный бизнесмен начинает постепенно превращаться в железное чудовище (Тэцуо - железный человек). Секс-раб в цепях с окровавленным ртом несётся по городским тротуарам (Пиноккио 964). В подземной лаборатории подопытного одевают в резиновый БДСМ-костюм, чтобы вызвать у него экстрасенсорные способности (Любовь к резне). Два электрических супергероя сражаются друг с другом на крышах высоток (Электрический дракон 80.000 Вольт). Всё это японский киберпанк - протестный, провокационный, андеграудный жанр, родившийся в Японии в 80-х и проживший до начала 2000-х.
Здесь высокие технологии отсутствуют как данность — громоздкие, уродливые механизмы, собранные из мусора, вплетаются в понятие low life, порождая уникальный симбиоз, то самое кибернетическое (железное) чудовище, которое, как и сами эти картины, пугает, вызывает отвращение, но неизбежно впечатляет. Подробнее о японском киберпанке можно почитать здесь.

960x7201098x584 1099x618
В литературе чисто японский киберпанк наиболее выражен в творчестве Кэндзи Сиратори. Например, его роман "Кровь электрическая" представляет собой логи робота-маньяка который убивает наркоманов чтобы из частей разных тел состряпать себе своё.
Почему Лэйн яп. киберпанк? Сюрреализм (особенно, мотив машина поглощает человека), типичные тропы, вроде шума электропроводов или конструирования какой-то непонятной. но работающей фигни из мусора.
Особенно характерны столбы линий электропередач, так часто мелькающих в кадре и звук трансформатора. Напоминает фильм "Электрический дракон 80.000 Вольт".

Ну и сюжет с задумкой. Причём, авторы думали, что западный зритель вообще не поймёт, о чем аниме.
С другой стороны, очень много ссылок на сюжетики раннего посткиберпанка. Например, сцена в клубе, в котором дети покупают наркоту, отправляющую в Сеть. Хотя и к последним двум книгам трилогии Гибсона тоже отсылок хватает.
DeadL0Li
DeadL0Li#
БаблгамКризис
Сложно! Так-то это боевичок в стилистике киберпанка.
серия где чел собрал тачку чтоб давить байкеров, а потом в машине проснулся собственный интеллект и серия про секс-кукол сбежавших на землю + все эти постоянные терки с корпорациями, я конечно давненько смотрел, но по моему это все таки киберпанк
Эрго Прокси
Я тоже вот не пойму, что здесь киберпанковского.
Подсюжетная ветка с авторейвами и вирусом когито (который приводит появлению у них самосознания), возможно
Подробнее о японском киберпанке можно почитать здесь.
почитал я эту статью ...
Всё это — японский киберпанк, совершенно не похожий на то, к чему привыкли на Западе и в Голливуде, протестный, провокационный, андеграудный жанр, родившийся в Японии в 80-х и проживший до начала 2000-х.

1980-м снимает на 16-миллиметровую камеру дипломную работу про байкеров — «Дорога безумного грома».
Тем временем все кланы решают объединиться, чтобы противостоять полиции и властям, но Фантомы не собираются ни с кем сотрудничать.
В 1982-м Сого Исии снимает важнейший для японского киберпанка фильм — «Взрывающийся город».
Мафия и члены различных субкультурных групп противостоят друг другу в полуразрушенном постапокалиптичном городе, беспорядки захлёстывают улицы
занятно что автор статью упомянул вышедший годом ранее Безумного Макса "атмосферой всё это немного напоминает первого «Безумного Макса»", но не упоминает другой культовый фильм Воины тоже вышедший в 1979, который по моему и породил всю эту моду на ряженых бандитов в городе
В общем из статьи можно сделать вывод что весь этот "японский киберпанк" это просто супер низкобюджетный артхаусный трэш на тему трансгуманизма и влияния технологий на человека, что-то наподобие упомянутого в той же статье фильма Видеодром только совсем без бюджета и совсем артхаус
бтв приятно видеть что статья обновляется, @Пазу у тебя киберпанк любимый жанр?
эх я вот мечтаю накатать статейку про свой любимый жанр (нуар), но как представлю объем работы смело говорю себе
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть