Комментарий #8788764

kaurka
@Пазу, насчёт Онегина и Чацкого не могу согласится. Есть книги на эту тему. Например Лотмана или Тынянова. А я доверяю мнению специалистов.
Про Холмса хорошо написал Александр Генис. Холмс - продукт эпохи декаданса. А декаданс - это результат кризиса морали викторианской эпохи. Холмс сам по себе - вызов эпохе. Не могу согласится, что Холмса можно отнести только лишь к неоромантикам. Он искал острых ощущений (характерных для неоромантизма), в попытках избавиться от скуки (что характерно для декаданса). Для неоромантизма характерна борьба за духовную красоту, но у Холмса присутствуют явные проблемы с моралью и очевидный цинизм. Куда уж там до высших духовных ценностей. Да и вообще в Великобритании того времени неоромантизма в литературе в чистом виде не существовало.
На мой взгляд в Холмсе масса черт (описанных мною в предыдущем посте), присущих байрническому герою.

Саске я бы дала 4 из 10. Он просто заблудшая овца. Не романтик, не циник и не эстет, и не интеллектуал (просто он умней Наруто), а травмированный ребёнок, попавший не в те руки. В силу упрямства (юношеского максимализма), огромного количества догм и косности системы социальных норм (куда без них в аниме - оно ж японское!), он стал жертвой обстоятельств и скатился по наклонной. До поры до времени.
Капитан Харлок - вообще не то. Он же топорный, праведный и пафосный. На интригу не способен, пока кто-нибудь г.на на вентилятор не накинет. Да и тогда он просто ходит конём (углами, я бы сказала). Молча. Тоже мне мститель.
Ответы
Пазу
Пазу#
Для неоромантизма характерна борьба за духовную красоту
А у романтиков нет? У того же Новалиса, Андерсена или раннего Гофмана этого предостаточно. Да и реалистам пафос духовной красоты ещё больше свойственен. Вспомнить праведнические повести Лескова, романы Достоевского (особенно, "Идиот") или позднее тв-во Толстого.
Романтизм изображает необычного героя в необычных обстоятельствах. Причём, берётся наиболее напряженный момент в судьбе героя. Это уже реалистов стала интересовать история всей жизни. А некоторых натуралистов и история целых поколений семьи ("Ругон-Маккары" Золя) Неоромантическая литература зачастую изображает либо необычного героя в обычных обстоятельствах (Холмс), либо же обычного героя в необычных обстоятельствах (Остров сокровищ).
Он искал острых ощущений (характерных для неоромантизма), в попытках избавиться от скуки (что характерно для декаданса)
Стоит напомнить, отчего скитался Чайлд-Гарольд?
Вступая в девятнадцатый свой год,
Как мотылек, резвился он, порхая,
Не помышлял о том, что день пройдет -
И холодом повеет тьма ночная.
Но вдруг, в расцвете жизненного мая,
Заговорило пресыщенье в нем,
Болезнь ума и сердца роковая,
И показалось мерзким все кругом:
Тюрьмою - родина, могилой - отчий дом.

Он совести не знал укоров строгих
И слепо шел дорогою страстей.
Или вот ещё более декадентский случай: Печорин, играющий в русскую рулетку. И это задолго до "Клуба самоубийц" Стивенсона, в котором отлично отражена атмосфера декаданса.
насчёт Онегина и Чацкого не могу согласится. Есть книги на эту тему. Например Лотмана
Так я трактовку Лотмана и пересказываю. Только Лотман пишет о многоликости Онегина в силу разных точек зрения на него в произведении. Но о Байронизме там говорится как социальной маске.
А я доверяю мнению специалистов.
Хорошо. Возьмём того же Лотмана.
Не случайно Пушкин в письме к Горчакову определил жанр «Пленника» как «романтическое стихотворение». В том же письме, характеризуя героя поэмы, Пушкин подчеркнул принципиальное тождество его лирическому герою эле­гий 1820-х гг.: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века».
Отношение к элеги­ческой поэзии и к разочарованному герою в декабристской среде было, скорее всего, негативным. М.И. Муравьев-Апостол писал И.Д. Якушкину: «Байрон наделал много зла, введя в моду искус­ственную разочарованность. <...> Воображают, будто скукою по­казывают свою глубину,— ну пусть это будет так в Англии, но у нас, где так много дела, даже если живёшь в деревне, где всегда можно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рас­суждают о скуке».
А теперь обратимся к тексту произведения.
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек

Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Слово "москвич" (когда Онегин - петербуржец) в данном случае означает "провинциал, стремящийся подражать петербургским аристократам".
И Лотман пишет, что Онегин был "болен" байронизмом, как и многие светские молодые люди того времени. Т.е. Онегин - не байронический герой, а реалистический персонаж, который подвергся влиянию байронизма, как и многие поклонники Байрона.
Дубровский куда больше тянет на байронического героя, чем Онегин.
Не романтик, не циник
Разве?
не эстет
А кто там у Байрона эстет, окромя Дон-Жуана по части женской красоты?
не интеллектуал
Кроме Чайлд Гарольда и Манфреда, у Байрона не сильно интеллектуальные герои, просто умнее большинства. Тот же Конрад или Гуяр.
На интригу не способен
А кто у Байрона, окромя Манфреда, Дон Жуана и Люцифера, гениальные интриганы?
В силу упрямства (юношеского максимализма), огромного количества догм и косности системы социальных норм
Вылитый Байрон! Стоит напомнить, почему он не в родной Англии умер? А как метко заметил Пушкин, персонажи Байрона - его отражения.
он стал жертвой обстоятельств и скатился по наклонной
Так и про Чайлд Гарольда можно сказать.
Так-то Саске очень уж напоминает Гуяра. Только у первого была возможность получить прощение от друга, когда же Гуяр остался сначала скитаться, а потом и существовать в монастыре, дожидаясь последнего дня, полный сожалений.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть