Сюжет
8
Отлично
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
7
Хорошо
Итоговая оценка
9
Великолепно
Почему так? А вот почему.
«Цветы зла» четко разделяет своих читателей на две категории. В первой находятся люди с острым мироощущением, духовно богатые люди и люди незаурядного ума. Во второй — все остальные. Первым не нужно читать между строк, они видят замысел автора и понимают его работу. Вторые же, те, кто не в состоянии осмыслить мангу, наблюдают в ней только наружность, которая их забавляет или шокирует. Главная героиня называет таких людей весьма подходящим словом, в контексте данного вступления которое прозвучало бы оскорбительно.
Подобные вещи не создаются спроста. Они обязательно несут в себе определенный посыл нравоучительного характера. Не стоит отрицать наличие смысла там, где он непременно есть. Потому как лишь ограниченное и, что самое смешное, извращенное мышление не способно его разглядеть или понять в данной вещи.
Это произведение словно поле, засеянное семенами зла, где под черным солнцем постепенно восходят и распускаются цветы чернее самой темной ночи. И в окружении цветов, поддавшиеся нежному пороку, находятся герои, ни дать ни взять — комики, сумасшедшие и дегенераты. Но лишь с первого взгляда.
Хоть эта вещь рассказывает историю о школьниках, она совсем не для них. По крайней мере, не для большинства из них.
Прежде чем я продолжу, хотелось бы пояснить: текст, который вы, надеюсь, внимательно прочтете, не столько рецензия, сколько свободное размышление. Вещам вроде этой нельзя дать четкую характеристику или описать с предельной точностью... Можно только поделиться мыслями и ощущениями и надеяться, что они найдут отклик в сердцах пытливых читателей.
В этом тексте я не дам четкого представления о данной работе, поскольку это невозможно, однако попытаюсь сделать так, чтобы хотя бы чувственно читатель смог понять, чего от нее ожидать.
Далее спойлеры, так что сами знаете что.
Маленький город, словно монстр, сожрал Такао, стоило ему только появиться на свет. И теперь, как не сопротивляйся, из брюха уродливой твари никак не выбраться. Вокруг одни горы, утопающие в нежно-молочном тумане, да ржавеющий и скрежещущий металл вывесок стареньких забегаловок. Единственное спасение мальчика в этой дыре — книги. Но не те, какими обычно балуются дети его возраста, — не комиксы и не наивная приключенческая проза, пропитанная духом романтики. Мальчишка в восторге от серьезных произведений и поэтических сборников авторов, олицетворяющих своими работами такие направления в литературе, как сюрреализм, декадентство и символизм. Что ни говори, а для четырнадцатилетнего школьника такое увлечение весьма похвально. Весьма.
Стоит заметить, что название манги, «Цветы зла», выбрано автором неслучайно. Из всех книг, которые Такао прочел за свою короткую сознательную жизнь, любимой для него стала Les Fleurs du mal (рус. «Цветы зла») — нашумевший в свое время поэтический сборник французского поэта и эссеиста Шарля Бодлера. Японское издание сборника отличается от прочих особенным и эстетически-красивым изображением пресловутого «цветка зла» на обложке, в манге который имеет не одно символическое значение.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323245.jpg)
Сложно говорить о сюжете «Цветов зла» не срываясь на многословные рассуждения. Очень хотелось бы верить, что это во всем идеальное произведение, где важно содержание, а не фактура. И в целом так оно и есть. Поступки героев осмысленны, твисты подчас шокирующие и неожиданные. Однако все же заметно, как автор старался быстрее покончить с завязкой и перейти к главному. Например, слишком уж быстро первая умница и красавица в классе влюбляется в главного героя. Этому не предшествует какое-то знаковое событие, благодаря которому все становится на свои места. Все происходит слишком быстро.
Логика героев тоже иногда страдает противоречиями. Мир, который лежит за пределами маленького городка, в котором они живут, первоначально видится Такао и Саве этакой «другой стороной», где якобы не существует того, от чего они пытаются убежать. При этом когда история доходит до пика и пока еще «другая сторона» не поменяла своего значения, у обоих героев появляется шанс выбраться отсюда, то есть удовлетворить свое сокровенное желание. Вместо чего они почему-то решают сделать то, что решают.
К счастью, подобное в манге встречается крайне редко, и история развивается стройно, предельно четко и без обиняков. Даже несмотря на то, что буквально пропитана сюрреализмом.
В «Цветах зла» стоит обратить внимание не столько на сюжет, сколько на его подоплеку. История набирает обороты, когда в жизни Такао происходит маленькое недоразумение: мальчик крадет спортивную форму своей одноклассницы, той, в которую тайно влюблен. Не подразумевая своим поступком ничего пошлого, мальчика тем не менее терзают угрызения совести и почти сразу он начинает отождествлять себя с цветком зла. Положение усугубляется, когда Такао узнает от своей другой одноклассницы, странной и грубой девочки, что та видела его «преступление». И чтобы она не выдала его, мальчишке приходится согласиться заключить с ней так называемый договор, единственное условие которого: Такао непременно должен отдать Саве «самое ценное».
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323206.jpg)
Но постойте, на самом ли деле поступок, который совершил Такао, украв форму своей возлюбленной, своей музы, является извращением, как в последствии о нем отзываются учителя и одноклассники мальчика? Если называть его поступок извращением, то сколько из нас такие же извращенцы? Извращенцы, страстно желающие любить и быть любимыми. А когда быть любимым не получается, некоторым остается довольствоваться самым малым. Любовь толкает на разные вещи, которые люди совершают без задних мыслей, в порыве, ведомые отчаянием от неразделенного чувства.
Так было ли это действительно извращением?
Признаться, начало манги сильно напоминает работу другого автора под названием «Onanie Master KurosawaМастер вздрочки Куросава». Однако не стоит сравнивать эти два произведения, отличающиеся друг от друга, как ночь и день. «Onanie Master KurosawaМастер вздрочки Куросава» шутит с читателем, иногда подкидывая ему пищу для размышлений, в то время как «Цветы зла» от главы к главе растет над собой и становится все более серьезным произведением. Ближе всего по духу к нему «Oyasumi PunpunСпокойной ночи, Пунпун».
Начинаясь как заезженная школьная трагикомедия, «Цветы зла» постепенно обретает форму драмы, основополагающими моментами в которой являются ненормальная связь между людьми, социальная девиация и маниакальные наклонности главных героев, а также сумасшествие, возведенное к абсолюту. С другой стороны, изнанкой этих моментов становятся поиск себя, изменчивость и двойственность человеческой личности, юношеский бунт, желание быть особенным, стремление вырваться из опостылевшей повседневности, разрушая себя и все на своем пути.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323169.jpg)
Правильно утверждение, что, не ознакомившись с творчеством Бодлера или хотя бы не понимая главной идеи его произведений в стихах, понять, о чем рассказывает история манги, представляется непростой задачей. Посредством своей «Цветы зла» Shuuzou OshimiСюдзо Осими как бы пытается по-своему изобразить основные мотивы одноименного сборника Бодлера. А именно: блуждание героя от идеализированной духовной красоты к красоте порока и упадка, какую в нормальном обществе принято порицать; желание героем духовной смерти и смерти реальной, двойственность его натуры, не способной выбрать что-то одно — нормальное либо ненормальное. Что такое «путь зла» в нетрадиционном его понимании и сложно ли по нему идти? На этот вопрос, на мой взгляд, призвана ответить манга.
Понятие же «извращение», часто звучащее здесь, можно интерпретировать по-разному. Все мы люди, и человеческие отношения иной раз принимают странную форму, отклоняющуюся от норм морали и нравственности. В мире, где все кажется серым и скучным, и даже любовь, если поразмыслить, немилосердно часто отдает заплесневелой рутиной, отчаянно хочется необычного. Любовь между сумасшедшими (или представившими себя сумасшедшими) длится недолго, но не проходит в перспективе вечности. Она пылает ярче самого яркого пламени и под конец обдает окружающих фейерверком болезненных чувств и эмоций, перемешавшихся с ненормальными радостью и наслаждением. А затем угасает, словно и не было ничего. Именно так можно вкратце охарактеризовать «Цветы зла».
Герои чувствуют, что живут, и читатель живет вместе с ними. Но где-то глубоко внутри просыпается зависть, тяжелая и гнетущая. Что есть «любовь», о которой мечтает каждый подросток? Вариантов ответа не так уж много. Иногда так и подпирает сказать: «Как это скучно!» Другое дело — Такао, отдавшийся на милость ненормальной Саве, унижающей его и манипулирующей им. Стокгольмский синдром или влечение к ущербным духом, одиноким, заблудшим и как зеркало отражающим тебя самого? Может, в этом и заключается нечто возвышенное?
Как и цикл стихов Бодлера, «Цветы зла» Shuuzou OshimiСюдзо Осими наполнена символизмом. Будь то изменчивая «другая сторона», которую так отчаянно пытаются достигнуть герои, или самосожжение как не простая попытка самоубийства, но яркий протест против общества «го***едов» — этакий «привет» протесту суровых тибетцев, осуждающих власти Китая.
Стремление вести неравную борьбу с невеждами, застрявшими в рамках предубеждений; разглагольствующих как по шаблону, привыкших равнять всех под одну гребенку. Эта вещь сама по себе вызов, разрыв шаблона, взглянув на которую, такую непривычную и местами отвратительную, заурядный читатель начнет глупо острить или возмущаться.
Условно «Цветы зла» можно разделить на две части: до попытки самоубийства главных героев и после нее. Первая часть злая и шокирующая отдельными моментами, вызывающими ассоциации с «Oyasumi PunpunСпокойной ночи, Пунпун». Вторая — более размеренная и медитативная, имеющая своей целью показать внутреннюю борьбу Такао не только с самим собой, но и с еще не угасшими чувствами к Саве. Характер обоих частей олицетворяют две героини, к которым главный герой питает определенные чувства. Первая часть — это Сава — странная и враждебная. Вторая — Ая — романтичная и спокойная.
Так же как и «Oyasumi PunpunСпокойной ночи, Пунпун», «Цветы зла» после прочтения оставляет на душе неприятный тоскливый осадок, чувство пустоты и потерянности, а главное — любовь к Саве, к такой печальной и загадочной. Но вместе с тем и жалость, несмотря на то, что спустя годы в жизни у девушки вроде бы все устаканилось.
Где-то в глубине души вопят смутные сомнения. О том, что все могло быть по-другому. И о том, что не все так хорошо, каким хочет казаться. Тем не менее любовь к нетипичным, серьезным и эмоциональным вещам перевешивает доводы здравого смысла. Слишком сильное впечатление оставляет о себе «Цветы зла».
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323156.jpg)
В конце концов именно Сава стала для него настоящей музой, центром вселенной, на которой зациклены все его мысли.
Можно подумать, что, очарованный характером Савы, мальчик просто поддался ее дурному влиянию.
Но все было бы слишком просто, если бы было действительно так.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323157.jpg)
Бывают ли женщины, обладающие поистине странной, демонической привлекательностью, но вовсе не внешней? Девушки, которые достойны, чтобы им прокричать: «Я умру за тебя! Я умру ради тебя! Я умру вместе с тобой! Не столько потому, что люблю, а потому что понимаю. И преклоняюсь перед тобой»?
Образ Савы — это образ девушки, которая, словно цветок, хрупкая, моментами нежная, неподдельная. И вместе с тем пропитанная ядом, ранящая острыми шипами. Но все еще дурманящая незнакомым ароматом. Настоящий цветок зла.
Обращаясь к окружающим, используя резкие слова, она также словно бы обращается к тем читателям, которые не способны ее понять — к таким же серым и скучным людям, которых так презирает.
Сава и Такао пляшут на краю пропасти. И если девчонка вконец долбанутая, то мальчишка только хочет быть таковым, хотя поначалу и отрицает свою темную натуру. В конечном счете Сава подтаскивает его к самому краю, но когда дело в прямом смысле слова начинает пахнуть керосином, предает, но вместе с тем и спасает.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323163.jpg)
Влюбилась в Такао за его необыкновенное отношение к ней. Считала, что тот видит в ней нечто большее, чем просто возлюбленную, что, безусловно, поначалу было действительно так.
Из ревности к Саве в буквальном смысле набросилась на Такао, когда они остались наедине, и сделала с ним то, что, в общем-то, сделала.
Отрицала первоначальное значение «той стороны» и говорила, что, куда бы Такао не пошел, везде будет одно и то же скучное и серое настоящее. В конце концов оказалась права.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323167.jpg)
Пытается написать роман и заканчивает его лишь благодаря Такао, страстно желающему прочесть конечный вариант ее рукописи.
Внешностью отдаленно напоминает Саву.
Как ни крути, каждый отдельно взятый персонаж «Цветов зла» уникален. Во время чтения не возникает мыслей о том, что ты чего-то не улавливаешь в их поступках или словах. Раскрытые образы, как на ладони — герои обнажают себя чуть ли не до костей. Самое главное правило соблюдено: ты понимаешь, чего они хотят и почему этого добиваются. Каждый хранит в глубине души какую-то тайну, однажды вырывающуюся на волю от переизбытка чувств и эмоций. Ради достижения своих целей герои готовы идти на крайние меры, совершать отвратительные поступки, но и поступки смелые. И даже Такао, кажущийся в начале копией любого другого тихого и неприметного неудачника, не способного противостоять Саве, в конце концов оказывается безрассудным юношей, переступившим через свои страхи и ударившим под дых осточертевшей действительности.
Так уж сложилось, что на части манга делится не только сюжетно. Глядя на визуальную сторону «Цветов зла», сложно не подумать о том, что ее рисовали словно бы несколько человек. Визуальный стиль первой дюжины глав манги отличается очень странным рисунком, благодаря которому персонажи выглядят какими-то приплюснутыми. Вполне возможно, таким образом автор стремился передать возраст героев, хотя вместо детей у него получились едва ли не карлики.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323240.jpg)
Однако по мере добавления глав к общему содержанию исправляется и визуальное исполнение. Ближе к середине манги герои становятся несколько реалистичнее, они больше не похожи на замерших в нелепых позах кукол; автор добавляет им стати; в выражениях лиц больше не встречается глупый статичный идиотизм, перекочевавший из произведений жанра «комедия»; чаще появляются фреймы, в которых участвует более одного-двух действующих лиц в полный рост (а не только головы и половинки торсов) и в движении.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323197.jpg)
Одним из достоинств рисовки является умелая адаптация фотографий реальных мест в качестве фонов. Такой подход делает мангу не только красивее, но и придает ей больше реализма. В «Цветах зла» несколько страниц даже уделены детальному рассмотрению городской обстановки, фотографии которой были использованы в работе.
Впрочем, иной раз складывается впечатление, что от главы к главе качество рисунка скачет от «хорошего» к «отличному», затем падает практически до плинтуса, словно автор рисовал в плохом настроении или с похмелья, и вдруг снова выстреливает «потрясающим».
Вместе с тем значимые моменты в манге, коренным образом влияющие на сюжет, во всех случаях выполнены более чем на достойном уровне. Как правило, они детальны, эмоциональны и незаурядны.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/original/21887/323244.jpg)
Подобно содержанию, с каждой новой главой взрослеет и рисовка. И чем глубже становится сюжетная линия, тем детальней, изящней и профессиональней становится рисунок. В этом тоже можно увидеть некоторый символизм. Некое отражение мироощущения главного героя в визуальной составляющей «Цветов зла». Но понимать все что угодно, как известно, можно как угодно.
Рисовка «Цветов зла» хорошая, но иногда уродливая; где-то отличная, а где-то не очень. Главное же, она своеобразная и запоминающаяся.
«Цветы зла» — неоднозначное и противоречивое произведение во всех смыслах, которое, повторюсь, оценить очень сложно. Оно безусловно придется по нраву тем, кто остался в восторге от «Oyasumi PunpunСпокойной ночи, Пунпун».
Как и приведенный выше пример, «Цветы зла» уникальная манга, смелая и непохожая на остальные. Подобных произведений едва ли наберется больше десятка, или даже меньше. «Цветы зла» словно бы говорит, какой должна быть манга, чтобы считаться искусством.
«Цветы зла» берет атмосферой, моментами пробирающей до мурашек, и отражением реальной действительности, в которой люди, в отличие от манги, привыкли молчать и не высовываться.
Это произведение, которое просто требует, чтобы его добавили в избранное. Но добавили не просто с мыслью «понравилось», а с таким теплым и ласкающим слух «особенное».
Как и всегда, итоговый бал выставляю, ссылаясь на ощущения и эмоции. Иначе такие вещи оценить нельзя.
В завершение небольшим отступлением хотелось бы указать на факт, касающийся одноименной экранизации. Аудиально закрывающая тема под названием «Hana» («a last flower» в версии для аниме-сериала) в исполнении, если не ошибаюсь, Asa-Chang & Junray идеально отражает атмосферу «Цветов зла» — и аниме-адаптации, и манги. Стопроцентное попадание, за что авторам экранизации моя искренняя благодарность.
Благодарю за внимание!
@Disturbed, Это не логично. Если в аниме есть, что-то важное, что может цеплять помимо сюжета, персонажей и рисовки, при этом позволяет поставить итоговую оценку выше средней более чем на 1 балл, то это что-то непременно должно быть отражено отдельным пунктом в оценках.Чтобы поставить аниме итоговую оценку = 9, исходя из перечисленных оценок нужно некому невидимому эфемерному пункту, назовем его пункт "Впечатления" поставить оценку = 12. Тогда 8+8+7+12 = 35 / 4 = 8.75 (округленно выходит итоговая оценка в 9 баллов).
@Rouwer,@10 out of 10,@Joseph,@Toshiru@Приятель жены, покажи правило, гласящее, что итоговая оценка обязательно должна являться средним арифметическим из оценок за каждую составляющую тайтла.@Приятель жены@Приятель жены, это правильно. Оценки за рисовку, сюжет, персонажей и прочее - это чистый объективизм.А вот итоговая оценка - это чистая субъективщина.
@Шубыч, Я, как можно понять из вступления, пытался оперировать чувственными образами. Так сказать, в первую очередь донести до читателя атмосферу манги, поскольку тут это одна из главных вещей, за которые ее вообще стоит читать. Быть может, вышло это у меня несколько неловко. Потому все так, как есть.В любом случае благодарю за дельный комментарий.
@Dark Cat, благодарю.@Приятель жены, да нет, никто не мухлюет.Можно думать, что в тайтле и рисовка не очень, и персонажи так себе, но при этом ощущать, что, черт возьми, это все равно, что б ее, девятка! Вот на девятку он тянет - и все тут.
Хотя если тайтл плох сюжетно - это не про меня. Меня в первую очередь интересует, какие эмоции я испытаю, наблюдая за историей.
@Josephрецензия просто...ох и ах! Серьезно. Красивый язык, читать приятно. Прям настоящее художественное произведение получилось.
Те, кто жаловался на спойлеры - дурачье. Нечего их слушать. Вон у Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" - прям в названии спойлерище такой - как бедные школьники читают после этого? =\
Важен-то не итог, а то, как к нему пришли. Мне лично спойлеры даже помогают лучше понять, о чем именно речь и на что надо внимание обращать.
Аж захотелось мангу полистать, честное слово.
@Joseph@Rouwer, Я не могу показать "Вашему Великолепию" такого правила. Потому, что итоговая оценка на то и итоговая, чтобы ставиться от фонаря!!! Вот есть разные оценочные критерии, которые мы собираем вместе, а затем подытоживая говорим, что они не особо оправдали нашего ожидания и потом, как бы подчеркивая, что мы выше всей этой объективистской шелухи заявляем: "Говорят, это кино для дураков... А мне понравилось!"@Приятель жены@Приятель жены, Ничего не понятно, да? Вот и мне не понятно, зачем при имеющихся раскладах нужны еще какие-то оценки, кроме итоговой. Итоговая оценка показывает, как тут принято говорить, "зашло" аниме автору рецензии или не "зашло", все остальное ничтожно.@10 out of 10@Toshiru, благодарю. Рад, что вы пришли к такому мнению.@Приятель жены, чтобы читатель смог понять отношение автора к тем или иным критериям тайтла. Некоторые могут дропунть мангу из-за сюжета или рисовки, к примеру@Приятель жены, Открою тайну, но те критерии, что даны на шики - это далеко не все критерии оценок для аниме. Общая оценка - это вывод из всего, что написано в рецензии, а не только из трёх словосочетаний вида "критерий - оценка".@Matsukaze,@Приятель жены@Narso, присоединюсь, у каждого аниме/манги/новеллы расставлены акценты на разных вещах. Допустим нет оценочной шкалы "Юмор", а ведь он главный критерий во всех комедиях.@Приятель жены@Narso,@Matsukadze, Здравая аргументация, моя удовлетворенНо мне сериал и так норм, в основном из за аимации. На счёт манги не знаю, я ведь посмотрел аниме.
@iNFeCTioN______@slavarussko, тю, зачем узнавать о Бодлере больше, нежели говорилось на уроках зарубежки в школе? Вполне хватит. Если, конечно, программы у нас одинаковые были.Или кто-то не прогуливал зарубежку@slavarussko@iNFeCTioN______, как оказалось... да про меня вообще не важно.)Сразу вспомнились люди-картонки в клипе "Through the Glass" Stone Sour...
Спасибо за рецензию! Давно хотел прочитать данную мангу..