Наткнулся на сие pulp fiction, ну и заинтересовало, по обложке (обложки кстати здоровские), ну и по описанию. Однако надежды увидеть безбашенный трешак развеялись после первых же глав. Трэш, жестокость и насилие лишь заявлены по форме, и то разгоняет адреналинчик в крови лишь по началу, в сценах, где на выпускном взрослые стали курами, и стали нападать на разевающих рты школьников, а потом он как-то входит в норму, которая особо и не отталкивает, но в то же время не притягает тем шармом, каким должно притягать. А за формой подстерегает наивного любителя трэша и читателя книг Сорокина — довольная ванильная история с ванильными героями, главный герой калька один в один с Гарри Поттера, правда, жестокость со стороны опекунов — гиперболизирует семейку Дурслей или как этих пухлых так — в разы этак десять. Так что с посылом и с идейкой у чтива, как уже отмечали — посредственно и скучновато. Разве что классно — но всё равно это на подростковом каком уровне — когда главный герой говорит что-то в духе: «Я буду спасать людей, а взрослые пошли нафиг. Ненавижу этих вонючих ******». (Не стану писать, что под звёздочками, иначе местные агенты смиты одарят меня чёрной меткой). Ну или как-то так. Да и как сама рисовка не очень-то и запоминающая, изредка что-либо скринил, когда как мангу по джодже или Монстра от Наоки Урусавы, или истории от Дзюндзи Ито — чуть ли не каждую страницу, разумеется, с фреймами для вп! Тут даже особо что-то забавного для вп не нашлось, можно разве что картинку-другую для мемасов. А про обложки уже сказал, просто шикарно, ей Богу! А в целом не задаётся нужная атмосфера рисунком, да и в героях под конец как-то запутался. Хотя, с другой же стороны, арки ключевых персонажей, как и некоторых второстепенных (к примеру — арка о дочери врача в готическом платье — одна из достойных находок, когда могут, тогда могут). А остальное — ну что это такое. Как так-то, можно было придумать побольше невероятных сюжетных твистов, историю более зрелищной сделать, эх... Особенно этот ваш антагонист, который до жути напоминает главзлодея из «Эльфийской песни»:
под влиянием референсов из «Монстра», когда первоклассный врач вместо его дочки оперирует какую-то высокопоставленную шишку (ведь люди, как известно, не равны), наш многоуважаемый г-н антагонист решает создать новых людей, превратив всё взрослое население в курятник, где основной рацион — человечина, а корм стал бы в гетто чинить кровавую баню, а самому в безопасном логове заниматься евгеникой во благо своей несчастной дочурки
. Мысль-то всё равно интересная, и по началу даже вела свою интригу, но увы, недокрутили, поломали загадочность получилось что получилось, даже сюжетец плосковатый, немного скомканный, но пару слов ещё вдобавок в вердикте выскажу, в плане (отчасти) антагониста, и в плане синопсиса, без какой-либо изюминки, всё в конце концов подаёт на заветном блюдечке и как-то читательское ожидание затухает. Если в двух словах — получился унылый трэш с кровожадными петухами. Спасайтесь кто может!
Итого: тема петухов-людоедов, конечно, раскрыта, как и тема безумной дичи из всякого бесмысленного рандома, что мне нравится; но в остальном попытки в клишированный трэш с ванильными героями, ванильными конфликтами (даже тот же очкарик, друг гг, и тот клиширован по самые томаты) ну и ванильным выводом, мол, останемся же людьми, сохранив всю свою гуманность в пороховницах. Хотя эта наивность всё равно улыбает и умиляет, даже немного веселит, всё же чувствуется, что автор создавал эту мангу с душой, по-доброму, без какого-либо плохого умысла, а главгерой как ни крути — крутой обояшка, которому сопереживаешь (да и большей части героев тоже — ну кроме отъявленных негодяев, которые создавались как негодяи сами по себе), так ещё и живучий, гадёныш, аки Борис «Хрен попадёшь». На ночь-другую можно этой мангой скрасить свой досуг, читабельно, сюжет хоть и с некоторыми логическими дырами, хоть и коряв, но выстроен по уму. Однако прям чего-то захватывающего нет, больше скуки и беготни с петухами, ну то есть — от петухов.
Меня потянуло на Синкая, и на фоне «Пяти сантиметров в секуду» глянул этот фильм. Собственно, ради контраста. Когда-то давно начинал смотреть Синкая, собсна и «Твоё имя», и «Сад изящных слов» неплохи, хотя уже в «Твоё имя» уже отход от той лиричности, неторопливости и восточной притягательности и лаконичности, какая в «Пяти сантиметрах в секунду» или в «Саде изящных слов» Плюс, это первый осознанный отрицательный отзыв, хотя обычно мне до фонаря, положительно ли отнёсся к работе или нет: оставаться беспристрасным — вот моя партитура отзыва.
В отличие от прошлой работы, которая характеризуется лиризмом и отсутствием сюжета (я про пять сантиметров в секунду, тк это мой прошлый отзыв, хотя немного неудачно выразился), в «Дитя погоды» сюжет ещё как присутствует. Однако в его наличии и главная проблема: из-за этого совсем не прочувствовал той глубины, какую увидел в «5 см/с». Да, красивая картинка, захватывающее действо, стройная фабула более-менее. Однако для Синкая работа очень и очень слабая: а) герои ведут себя наобум, творят сущее безрассудство, тот же главгер, который сбегает из дома, или героиня, которая ради подработки не гнушается «жолтаго билета»; отсюда б) нет сопереживания героям в тех сценах, когда это надо; в) обоснованность всех действий и всего происходящего на очень сомнительном уровне а ля документалки в рен-тв: начиная ещё с самого начала, как пацан устраивается на работу во второсортную редакцию за еду и кров, чтобы чистить унитазы и сочинять росказни о существовании масонов и рептилоидов. В двух словах, нет погружения в сюжет, нет какого-либо внятного осмысления, нет катарсиса, нет жизни. Не верю! Если в «Пяти сантиметрах...» я не верил оптимистичному пафосу в финальных кадрах, то тут, когда оптимизм заиграл всеми сказками, не верю вообще всему происходящему.
Фильм с сюжетом оказался с пустой художественной ценностью и с картонными героями. Так же и с самой любовной линией, точное с её неправдоподобности. Очень натянуто аниме показало взаимоотношения героев, откуда возникли чувства. и тут мем от Бэда в тему: «Боря, твой выход!..» Опять же явный контраст с более ранними работами: в бессюжетном «Пять сантиметров в секунду» до мельчайших деталей изобразили мотивацию героев и убедили зрителя поверить в любовь. Наблюдать хочется лишь само действие, но не за самими героями, да и то действие очень и очень скомкано. Хочется отметить полное отсутствие какого-то психологического осмысления героя: как будто перед ним и не стояло никакого выбора: благополучие жителей Токио или же любимая. Вообще сначала он выпалил, мол, хочу солнце, но тут же меняет своё мнение, когда узнаёт правду. Что за бесхребетность? Где экзистенциальный стержень? Тот же Takaki ToonoТакаки Тоно не лавирует так при удобном случае, и на протяжении всего действия сохраняет свои чувства к своей школьной любви независимо от обстоятельств и жизненных передряг (при этом практически их не показывая на экране!), а также осмысляет их, даётся феноменологический взгляд, и не только его одного. С отсутсвием такого творческого метода в «Дитя погоде» система персонажей рассыпается, они просто марионетки, когда хотят — делают одно, но когда нужно — резко меняют своё мнение и поступают, как в сценарии написано. Очень и очень искусственно. Хотя посыл и идейная составляющая вполне и вполне достойны, тут есть размах для драмы. Но, видимо, не получилось. Также, может, мне от этого и не особо зашёл саунтрек этого фильма, потому что песня и события на экране как-то не гармонируют.
Не хочется чёт много словес расписывать, пора дочитывать моего любимого и мерзотного во всех смыслах «Улисса» Зато Джойс не даёт заскучать, в отличие от Синкая в «Дитя погоды». Вывод такой: на вид ничего так, даже в компании интересно смотреть, но по художественной ценности... очень и очень сомнительно. Всё выглядит слишком натянутым, неубедительным, неправдоподобным, так ещё и бессмысленным, несмотря на наличие внятного сюжета. Синкай стал попсом, чтоб лишь бы всё прикольно было. Отречение ли это от прошлых эстетических воззрений, или же?.. Не стану судить, пока у мене нету времени глядеть всю фильмографию, зачитываться интервью, критикой, дневниками и прочими записульками карандашом на туалетной бумаге.
Ну а теперь, мне пора, успешной всем сессии и хороших аниме хочеца сказать на манер одного небезызвестного в широких кругах товарища: «всего плохого» ахах
На мой взгляд получилось аниме достаточно модернистское в том смысле, в каком обычно циркулирует это слово в контексте культуры начала ХХ века: великий и ужасный Джойс с его Улиссом-Блумом, ищущий потерянное время Пруст, абсурдист-Кафка в бесконечном судебном процессе, шумный и яростный Фолкнер и тд... Разберёмся по форме:
а) Монтаж: Три истории о взрослении главного героя Такаки Тоно. Вообще это история одно очень большой любви, и многие пытаются рассмотреть в этом сюжет. Однако, могу сказать, что особо сюжета нет и в целом в аниме, и в отдельных новеллах (которые вообще очень странно названы, как и само аниме, несмотря на то, что сразу получаем объяснение о 5 см/с). Перед нами лирическое произведение, которое лишено внешней драматургии, эпоса и главное «динамики» (при том при сём герои вовсе не статичны: постоянно разъезжают на поездах, меняют школы, места проживания, вплоть до полёта в космос, но об этом позже). Драматургия действует подводно, в недрах человеческой психологии. Поэтому при просмотре опираться на какое-либо рацио будет сложновато, хотя некоторые ситуации выглядели довольно абсурдны: в первой новелле, как Акари ждала своего друга на станции, при этом мало того, что родители не обеспокоились о девочке, так ещё и нашли какой-то сарай, где переночевали. Значит, говорить о реализме придётся с оглядкой на такого рода эпизоды: на первом фокусе — человеческие чувствования, отношение, самопознание и поиски утраченных времён по Прусту, но об этом тоже позже. Проносится история в не одно десятилетие, и дети вступают в эту одинокую взрослую жизнь жизнь (большую часть экранного времени они показываются в одиночестве). И в плане монтажа довольно примечательно кольцевая композиция: начало и конец с поездом, где герои стоят по разные стороны железной дороги, не только создают рамку в третьей новелле, но и рамку вообще всего фильма. И теперь главный вопрос — почему нам показали именно эти три истории, почему они стали столь определяющими, какую несут в себе драматургию при отсутствии привычного сюжета? Оставим пока этот вопрос, перейдём дальше;
б) Полилог: Несмотря на то, что у нас есть главный герой, который предстаёт перед нами в трёх разных обличиях в трёх разных новеллах, не только он читает монологи, но и другие герои. Начинается аниме вообще с голоса Акари: монтируются её письма с отсутствием выраженных ответов гг (имплицитность). Раз уж заговорили про письмо, то отметим аспект из японской классики: во многих литературных произведений Японии прослеживается обмен писем между возлюбленными (обычно, в виде танка, но в нашем случае делаем корректировку на культурно-временной контекст, из примеров — «Кодзики», «Такэтори-моногатари» и «Повесть о прекрасной Отикубо»). Так вот: сначала опускается от восприятия зрителя ответы на письма Акари; зачем, в конце первой новеллы, письма так и не доходят до друг друга: одно теряется, а другое Акари забывает отдать, дальше, во второй новелле уже теряется голос Акари, и Такаги пишет смски без адресата. Своего рода деконструкция письма. Возникается странная картина: несмотря на множество голосов, полилога так и не возникает, это несколько симультанных монологов, которые накладываются друг на друга, и на них нет ответа. Своего рода поэтику тишины создаёт здесь Синкай. Если же герои и говорят, то не высказывают своих искренних чувств (что абсурдно, особенно для первой новеллы, которая заканчивается поцелуем!);
в) Феноменализм: ФЕНОМЕНАЛИЗМ – субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.) (по Новому философскому словарю, ссылка: iphlib.ru) Внимание приковывается к сознанием разных героев, даже для эпизодической роли Канаэ отводится небольшое время, изображается её сознание, её восприятие. И в этом отношении также мы сталкиваемся с самым интересным — с явлением потока сознания. Правда, будем откровенными: это довольно слабые потоки сознания, из одних лишь флешбеков и своих мыслей. Джойс и Фолкнер творили куда более интересные вещи, пусть и довольно отталкивающие. Первый чётко сформулированный поток сознания — в поезде, где герою время от времени встречаются разные образы прошлого. Второй поток сознания — перед финальной сценой в третьей новелле, который по своему монтажу немного напомнил мне радости эпилептика из «Конца евангелиона». При этом второй сознания — не одного героя, а Такаги и Акари вместе (лишь тогда возникает полилог), из которого узнаются подробности их дальнейшей судьбе, которые проскальзывают едва незаметно (особенно о трёхлетнем романе главного героя, о котором нам практически ничего неизвестно). При всей своей слабости эти потоки сознания и ретроспекции работают внутри произведения довольно слаженно в плане монтажа.
г) Путь: Перед нами хронотоп пути: будь то поезд, на котором едет Такаги, или полёт ракеты в космос, или же судьба двух героев, которые постоянно переезжают. При этом встречи героев лишь три: первое знакомство, первая новелла и финал. При этом ставится проблема, что чем дальше в лес, тем больше дров. В смысле, что дальше герои не становятся счастливее, этот путь ведёт к одиночеству, а всё, время прошло, потеряно, и как раз в третьем потоке сознания герои тщетно пытаются найти его в Токио (образ города, как всегда, кошмарен). Да и поездка в первой новелле мало предвещала хорошего: это начало отдаления. Своего рода, главный герой — своего рода космонавт, который отправляется в путешествие в один конец и обречён на одиночество до смерти и на встречи со случайными попутчиками. Это мне хорошо напомнило одну нетленную классику
youtube
.
Теперь мы можем вернуться к вопросам, которые я поставил. Эти истории показывают разные моменты сознания главного героя (и от его лица, и от других, разные феномены, так сказать), как он менялся в сравнении с прошлым и что его ждёт дальше, при этом ярко подчёркивается одиночество разных персонажей + три важных контрапункта, перелома в сознании. Можем говорить, что «Пять сантиметров в секунду» — современная переделка сюжета истории об Орихиме и Хикабоси (Танабата, ахах), которым позволялось встречаться лишь раз в году (но тут встреч совсем мало, и предвидятся ли они дальше). Герои отдаляются друг от друга, письма, редкие встречи, со временем забывают друг друга, а затем даже в одном городе случайно вспоминают о том, что было, оборачиваются, но идут поезда... Финал очень и очень открытый, но довольно пессимистичный. Я не верю всем тем, кто говорит о хорошей концовке, вовсе нет! Даже Синкай со своим жизнеубеждающим пафосом сильно и сильно лукавит. Ибо дальше — ничего, дальше — лишь 無. Дальше неизбежность и буддистская трагедия. Драма, которая разворачивается по законам подводного сюжета чеховской пьесы: ничего практически не произошло, не считая взросление, но произошла трагедия! И в последнем кадре — вопрос, на который должен ответить каждый, почему. Из-за лиризма, кстати, и слабо выраженные характеры героев, причём практически всех: они слабы, безвольны, покоряются судьбе, а в решающий миг не могут сказать важных слов или же в лицо лукавят (даже в озвучке от реанимедия это слышно!) Однако при всём при этом картина сильно впечатляет и своей историей, и своими модернистскими приёмами (но отчасти слабоватыми).
Эх, снова получился отзыв с размером в неплохую рецензию, но я не умею писать рецензии и пока не хочу, жанра отзыва мне более достаточно, чтобы высказывать свои мнения. Надеюсь, это мини-разборчик был интересен хоть как-то, до следующего раза!
: потому что особо много не получится высказать. Во многом манга ничем не отличается от прошлой части: повседневная жизнь трёх фей-вредительниц-проказниц, а также других обитателей Генсокё. Из положительного — нам объяснили о способностях Стар Сапфир, ну или меня тогда прояснило, а при чтении первой части протупил. Также качество рисовки в этой части — куда добротнее. Ну и помимо Рейму и Марисы выступают и другие персонажи, даже есть камео персов из десятой игры! Ну и особенно забавна главы с появлением Сырно и недолгой герильи с феями
Что показалось странным... странное объяснение причин, отчего эта святая троица настолька ничтожна, беззаботна и до сих пор не заставила всех ёкаев и не-ёкаев ползать на четвереньках. Оказывается, виноват зелёный змей, и феи жрут сакэ, как сапожники, вот отчего все инциденты проходят без их участия. На самом деле, сцена комедийная, но в рамках манги — немного абсурдная в том плане, что дело не только в чрезмерном употреблении спиртных напитков девушками, которым точно не дашь 18 лет на первый взгляд. Сцена немного натянутая на фоне их остальных деяний, да и прошлую часть, и эту при всех смекалки героинь, вряд ли назовёшь их могущественными, даже Юкари в конце называет их ничтожными тварями. И ещё такие амбиции заправлять всем Генсокё и быть сильнейшими, по правде, не в характере трёх фей сеета. Если, конечно, их до этого не укусила Чирно Может, конечно, это мои придирки, а я выступаю в амплуа душнилы
В целом манга также читается легко и непринуждённо. Хотя, я на пару недель забросил её из-за учёбы, но это не считается. В идейном плане всё плавно, как и в общем по всей вселенной тохо. Лишь в последних главах, про дерево с участием
518x5711109x682 у которой почему-то бдсм замашки, как у садистки Юки При чём в случае фей Юкари сначала осыпала их градом из даммаку, а затем уступила им новое дерево. Проверить силу? Но с проницательностью Юкари зачем ей было тратить лишние усилия? Особенно для Юкари, который предпочитает лишний раз вздремнуть
. Из-за этих приколов и отошла на второй план её роль как серого кардинала и великого кормчего Генсокё.
Короче, меньше придирайтесь и читайте эту мангу без задних мыслей! В целом всё хорошо, к остальному можно прицепиться, но эти игры для хардкорных фанатов тохо, среди которых ваш покорный слуга, который по мелочи готовы разговаривать. Всего хорошего! Если желаете как-то дополнить, обсудить со мной как раз что-то по мелочам, за которые можно зацепиться и также расписать что-то графоманское или устроить баталию умов в тохо-фандоме; или же как-то не согласны с моим мнением, и у вас другие представления о
у каждого свой Генсокё
то давайте, буду только рад поговорить, не стесняйтесь!
У меня нет слов... одно из самых гнусных аниме, которые мне довелось увидеть. И теперь думаете, в хорошем смысле я так отозвался... или нет. А всё потому что смущающие высказывания запрещены! Теперь к делу, хотя не знаю, как с этим получится, ибо тут будет высказывание чисто на чувствах. Мне доводилось читать и смотреть много чего извращённо депрессивного, погружался с головой в омут книг Достоевского и Андреева, впадал в хандру после поэтических циклов Александра Блока, но такое... что показала мне Ария... Я всегда знал, что тематический жанр повседневности отличается своим меланхоличным и депрессивным настроем, но настолько мощно воздействовать! Ибо тут плакал чуть не на каждой второй серии. Может, так повлияла текущая обстановка в мире впрочем, ничего нового, или же накопившийся стресс и всякое с нервами. Но это настолько прекрасно, настолько идёт в контраст с действительностью, что осознаёшь — и лишь слёзы. Можно с уверенностью приглашать знакомых думеров (или как таких пессимистичных чувачков с шапочкой и сигареткой из мемов зовут?) на просмотр. При этом даже связного сюжета нет, не происходит чего-то трагического. Но некоторые эпизоды, например, эпизод, когда Акари нужно было передать письмо девочки уже умершему родственнику, сильно тронули сердце. Очень похоже на то, что Чехов проделывал в своих пьесах — подводный сюжет — однако Ария по форме как повседневность, скрепленная рядом разрозненных серий новеллистического характера, поэтому ничего схожего нет. В то же время ощущение от просмотра — как после того, как прочитал «Три сестры» Чехова в ночь перед экзаменом по русской литературы. Однако чем действительно пользуется это аниме — и причём достаточно жестоко — приём моно-но аварэ, На русский лад же: очарование вещей. Эта эстетическая категория появилась на ранних стадия развития японской культуры, когда уже в японском обществе циркулировали идеи синтоизма и буддизма. И ключевое для этого — созерцания субъектом некоего объекта. Причём весьма неизбежна кратковременность этой связи, как и смертность всего земного. И объект, и субъект — со временем меняются и в конце-концов умирают — тут влияние буддистского пессимизма. И эта чувственность, так характерная для японской культуры, яркими красками (если, конечно, яркими), прослеживается из серию в серию. Чувство прекрасного есть на самом деле чувство к жалости, ведь рано или поздно всё в этом мире меняется: проходят сезоны, люди взрослеют и не могут проводить вместе время — вот, наверно, основной посыл сериала. Довольно экзистенциальный. Лишь человеческие чувства, как и душа, живут вечно, и их можно передать в пространстве и времени. Кстати, может не в тему, но что-то кот-президент компании Ария показан уж слишком долгожителем, или мне показалось? Неважно, о чём это я... Всё же прекрасное аниме! Рекомендую к просмотру, только будьте осторожны, когда будете смотреть. Однако всегда рядом улыбка главной героини, Акари Мидзунаси, которая согреет и утешит, один из самых обаятельных образов! А остальные слова будут излишне, да и многие уже без меня говорили. Всего Вам хорошего обязательно!
Примечание
Интересен также и контраст, который проводится между планетой Ария как своего рода Ханаана, земли обетованной, и Землёй, которая не так прекрасна и уже проживает последние года. И очень завораживает героический пафос на заре планеты Арии, когда все люди мечтали создать рай на не небесный, а в мире людском. И это передаётся больше косвенно, чем прямо рассказывается, и понимание этого — по-настоящему восторгает.