«Замок Калиостро»: первый фильм Миядзаки
После ограбления казино Люпен обнаруживает, что украл фальшивые деньги. Он сразу понимает, откуда взялись точные подделки, и отправляется на их родину. Там он встречает наследницу правящего рода Калиостро, спасающуюся навязанного жениха.
Благодаря крепкому бокс-офису «Тайны Мамо» и растущей популярности второго сезона, студия TMS запустила в производство второй фильм. Для Хаяо Миядзаки «Замок Калиостро» станет первой полнометражной картиной в карьере.
В процессе работы выяснилось, что Миядзаки вместо сценария рисует раскадровки. Более того, в «Люпене» он нарисовал все черновики со взгляда сверху. Однако к тому времени, когда должна была быть готова половина готовых раскадровок, режиссер сделал лишь четверть.
Команде фильма дали полгода на производство, поэтому чтобы выпустить картину к дедлайну, она занималась анимацией параллельно с разработкой раскадровок, большинство которых Миядзаки отрисовывал самостоятельно.
А ведь Миядзаки еще старался исключить все, что выдавало бы в главном герое неотесанную обезьяну из телика: сменил угловатость на мужественное тело, цвет пиджака перекрасил обратно в зеленый.
Мэтр, не бывавший за пределами Японии, смог точно изобразить Альпы, используя наброски из его предыдущего проекта «Хейди — девочка из Альп». А еще он регулярно отсылал в сюжете фильма на произведения Мориса Леблана про оригинального Люпена.
Фильм вообще полон интересными деталями: Люпен и Джиген рассекают на Fiat 500, машине Ясуо Оцуки, а где-то в кадре прячется Citroen 2CV — первой машины Миядзаки. Что уж говорить о привычной нам анимации травы, листвы, облаков и воды — все так двигается и шелушит, что можно будто потрогать. Все это благодаря Ясуо Оцуку, известному любовью к деталям и плавностью анимации.
При такой работе неудивительно, что фильм обошелся студии в 2,3 млн долларов, став самой дорогой полнометражкой в истории. Жаль, что показал он средние результаты бокс-офиса – всего 2,8 млн долларов.
Фильм не оправдал ожиданий зрителя, шедшего в кинотеатр за жестокостью и эротикой. Лишь благодаря множеству переизданий фильм получил популярность в видеопрокате и в 2001 году стал девятым лучшим аниме-фильмом в истории по версии журнала Animage. Но куда лучше о важности фильма в культуре скажет тот факт, что он сотворил и популяризировал
моэ — аниме-троп, подразумевающий наивную героиню-идеалистку
(Кларисса из «Калиостро», Эмилия из «Ре:Зеро»). «Замок Калиостро» вдохновил огромное количество аниматоров по всему миру: например, John LasseterДжон Лассетер, основатель Pixar, признавался в любви фильму, а режиссер «Атлантиды: Затерянного мира» признавался, что сцену с отходом воды из затонувшего города он подсмотрел из «Калиостро». А финальная сцена битвы Люпена и главного злодея на больших часах позже обретет бесчетное количество референсов.