«Чрезвычайно рада встрече. Я отправлюсь куда пожелаете, чтобы выполнить ваш заказ. Самопишущая кукла Вайолет Эвергарден к вашим услугам», – так говорит странная девушка с механическими руками. Как сирота войны и солдат, Вайолет когда-то знала лишь приказы своего командира и убивала не задумываясь. Теперь же, в мирное время, она выполняет заказы по написанию писем для тех, кто не может написать свои собственные по тем или иным причинам. Как психически травмированному ребёнку, многие чувства чужды Вайолет, отчего такая работа даётся девушке с трудом. Но она не сдаётся, ибо, возможно, это тот путь, который поможет Вайолет выполнить последний приказ своего командира и понять его последние слова: «Я люблю тебя».
Kyoto Animation зарекомендовала себя передовой современной аниме-студией. Среди её работ такие хиты как Suzumiya Haruhi no YuuutsuМеланхолия Харухи Судзумии, K-On!!Кэйон!!, Clannad: After StoryКланнад: Продолжение истории; среди же новых Hibike! EuphoniumЗвучи, эуфониум! и Koe no KatachiФорма голоса. Последние их творения могут похвастаться впечатляющей анимацией, почти не имеющей аналогов в отрасли. Студия традиционно работает с одними и теми же режиссёрами, среди которых, например, Naoko YamadaНаоко Ямада, что гарантирует удивительную последовательность исполнения. Kyoto Animation, как правило, уделяет приоритетное внимание сугубо личному повествованию, и история "Вайолет Эвергарден" кажется естественным продолжением всего, что они делали раньше.
Здесь можно узнать, где происходят события той или иной серии.
Я думал о том, что многие люди, читающие ранобэ, будут предоставлять города, которые имеют атмосферы подобные Лондону или какому-либо другому английскому городу. Не только знаменитая лондонская туманность, но ощущение спокойствия и серый тон города – то, что придаёт ему торжественный образ. Когда я выбивал детали с Йосиды-сан, она сказала, что «Вайолет вполне может быть в городе подобного типа, сие не вызовет у неё никакого дискомфорта; это было бы для неё обычным явлением». Поэтому мы переработали образ места и начали прорабатывать различные идеи. Таким образом, мы думали, что какое-нибудь более яркое место сочетания различных культур, такое, как например берег Средиземного моря, будет подходить лучше. (Taichi IshidateТаити Исидатэ)
zen.yandex.ru
спойлер
Культура и технологии начала XX века. Цветы и платья предлагают викторианскую эстетику, в то время как военные сцены — Первую мировую войну. Империя Гардарика (так скандинавы в раннем Средневековье называли территорию Древней Руси), расположенная на севере, явно отсылает к Российской империи. Названия городов и населённых пунктов, техника и униформа отсылают к Германии времён второго Рейха, а имена персонажей и политическая система — к Англии. В наличии так же крайне странно выглядящий алфавит, напоминающий греческий.Отдельное внимание уделяется работе почты и самопишущих кукол, так как реабилитация главгероини Вайолет будет проходить в рамках этой стези.
Имеется внятная предпосылка.
Думаю, вполне логично, что такой работой занимаются именно девушки, так как и ныне профессии, связанные с тонкостями межличностных связей, преимущественно женские.
В начале сериала мы знакомимся с главной героиней, девушкой с “каменным” лицом и механическими руками. Аффектация Вайолет на самом деле выходит далеко за рамки подвижности лица; девушка будто бы неспособна вообще выразить себя эмоционально или даже признать себя человеком. Она воспринимает себя оружием и ждёт приказов от своего командира. Обнаруженная ещё ребёнком в условиях войны, Вайолет была воспитана офицером по имени Gilbert BougainvilleaГилберт Бугенвиллея, и жизнь солдата – это всё, что она знает. Но теперь война окончена, майора Гилберта больше нет, а Вайолет остаётся на попечении его друга Ходжинса и семьи Эвергарден. Опытный анимешник может припомнить похожий образ Эврики с той же траекторией развития. Можно ещё вспомнить ведьмачку ClareКлэр. С похожей линией развития от травмированной девочки к невесте - Chise HatoriТисэ Хатори.
Имя Вайолет переводится как «фиалка». Многие действующие лица этого аниме названы в честь цветов.
С образом Вайолет всего одна проблема — очень сильная художественная условность в рамках реалистического сеттинга. Обосновать явление ребёнка на войне не так уж и сложно. Нужно просто поработать над драматичной предысторией в духе «Иванова детства». Да и проработать превосходство в ближнем бою девушки с механическими протезами из адамантия тоже не проблема, если постараться над хореографией и режиссурой боёв в сторону реализма и удачных случайностей. Но реализация сего в данном сериале просто смехотворна: изящная девушка изображается буквально терминатором, вообще без оружия укладывающим вооружённых солдат. Это же, вроде бы, драма, а не типичный анимешный боевик категории B.
Клаудия Ходжинс — лучший друг майора Гилберта, ныне заведует почтовой службой в Лайдене. Среди его работников три самопишущие куклы, не считая Вайолет: Каттлея, Эрика и Айрис.
И если Эрику и Айрис хоть как-то показывают: зрителю дают понять, почему они стали куклами и чего хотят, — то вот о Каттлее — лучшей самопишущей кукле Лайдена — мы ничего толком не знаем. Да, она вскользь проронила, что «танцевала» до того, как стала куклой, на что, возможно, намекает её откровенный наряд, хотя у остальных вид довольно пуританский. С Ходжинсом у неё тяжёлое прошлое ("горит не только она, И я, и ты тоже. У всех у нас есть незримые ожоги, оставленные пламенем войны"). Но на этом всё.Честно говоря, поначалу я не думал, что адаптации нужны оригинальные персонажи... Однако, когда я поговорил с компоновщиком сериала Рейко Йошидой-сан, я понял, что неплохо бы добавить компаньонов, которые были бы в местах, куда Вайолет может вернутся. Мы думали, что наличие людей рядом с ней позволит ей легче понимать то, что она чувствует. Да, это было бы лучшим способом проявить зарождающиеся чувства. Иначе, я думаю, она бы выглядела очень странной. Эрика и Айрис – это те, кого мы можем назвать друзьями Вайолет, и, наблюдая за глвгероиней с близкого расстояния, они занимают такую позицию, из которой могут легко поддержать её и выразить сочувствие. (Taichi IshidateТаити Исидатэ)
zen.yandex.ru
Но вот совсем плохо с почтальоном Бенедиктом, который носит обувь на шпильках (такую же, как у Вайолет, только чёрного цвета).
Если даже с Ходжинсом или Каттлеей понятна их сюжетная роль, то необходимость Бенедикта в этом произведении под большим вопросом до последней серии. Можно спокойно заменить его во многих сценах на рандомного почтальона, и сериал ничего от этого не потеряет.
Также Бенедикт довольно близок с Каттлеей, но это никак не раскрывается. Кто они друг другу?
Да и вообще, кто такой этот Бенедикт? Понятно, что почтальон. Но после просмотра всех серий я так и не понял, что это за фрукт.
А уж учитывая то, что в кульминации произведения, когда Вайолет разбита тяжёлой для неё новостью, ей помогает бородатый почтальон RolandРоланд, которого до этого раз показали в беседе с Бенедиктом, тогда как сам Бенедикт подвернул ногу (обувь как «чеховское ружьё») и опять мило собачился с Каттлеей. И тогда зачем эта мужская версия Вайолет вообще нужна в произведении?
Дитфрид Бугенвиллея (род вечнозеленых растений семейства Ночецветные) - старший брат Гилберта, ненавидящий Вайолет за то, что она выжила ценою жизни брата.
Пока же стоит сказать, что отправной точкой для всего далее описанного становится сцена, где Вайолет пытается написать отчёт майору Гилберту, но у неё выскальзывает ручка, а письмо улетает. В этом явно имеется некая аллегория на нынешнее состояние Вайолет, ибо это первая сцена, когда зритель видит Вайолет после войны.
Также стоит обратить внимание на то, что камера улетает за письмом и пролетает рядом с парой мест последующего действия. Например, замок из пятого эпизода. Возможно, ссылки на другие иные истори даны через повяление в кадрах самолёта и железной дороги с несущимся в кадр поездом.
- Тема послевоенной адаптации.
Как можно понять, данная проблематика за редкими исключениями развивается плачевно для героев, травмированных войной. «Вайолет Эвергарден» же идёт другим путём. Повествовательный план настоящего времени очень яркий, контрастирует с мрачным и зачастую кровавым прошлым (боевые действия в воспоминаниях Вайолет всегда происходят в пасмурную погоду или ночью; в кровавых сценах используется приём затенения). Да, Вайолет испытала немало лишений на войне: потерянное детство, психологические травмы, шрамы по всему телу, потеряла обе руки и близкого человека. Однако первая же серия переворачивает всё это с ног на голову, оглашая приказ майора Гилберта в воспоминаниях Вайолет: «Живи дальше и стань свободной». Свободной от чего? От войны. От приказов. Несвобода Вайолет проявляется в начале первой серии…
- Тема самоосознания.
Следующим моментом в развитии данной темы в линии персонажа становится ответ Вайолет в 6-ой серии на стандартный за первые эпизоды вопрос, зачем она работает куклой: "Сначала я считала её заданием. Однако сейчас мне кажется, что будь то запись чувств и мыслей клиентов или перепись литературы давно минувших дней, каковой мне, как сейчас, порой доводится заниматься, это особенное... и по-настоящему замечательное занятие".
Теперь это занятие стало ей по душе. Однако Вайолет сомневается, годится ли она для такой работы. Тут уже начинают проявляться те самые "ожоги" войны, о которых говорил Ходжинс.
- Проблема выражения мыслей и чувств словами.
Данная проблема исследуется как в линии Вайолет, так и на примере эпизодических персонажей, которые зачастую аккомпанируют линии протагонистки. Тему трудности выражения чувств задаёт второй эпизод, когда Вайолет, став самопишущей куклой, сталкивается с первыми трудностями в своей работе. Она пишет письмо, точно и ясно изложив то, что ей сказала клиентка. Однако это приводит к плачевной ситуации для заказчика.Очень сложно как-то обобщить эмоции, которые люди чувствуют и выражают. Вы мотете соединять термины, создавая такие слияния как например «счастливая грусть», но даже это, лишь малая часть всего того, что они чувствуют – вы действительно не можете выразить это просто словами. (Taichi IshidateТаити Исидатэ)
zen.yandex.ru
Кажется, я догадываюсь об истоках проблемы...
Вайолет в замешательстве: " Я точно описала всё, о чём она говорила". В беседе с ней Каттлея пытается прояснить ситуацию: "У слов бывает много значений. И то, что говорят, не единственная правда. Люди испытывают других. чтобы узнать себе цену... Противоречие".Так сериал пытается нащупать корень данной проблемы: люди зачастую неискренны в силу тех или иных в большей степени бессознательных причин (тщеславие, желание оправдать ожидания, страх и т.д.), что ведёт к противоречию между мыслью и её словесным выражением. И так как серия в некоторой степени посвящена коллеге Вайолет Эрике, то новый аргумент в пользу данного тезиса мы видим на примере её отношений с Вайолет, когда Эрика заступается за новенькую.
Третий эпизод представляет собой профессиональное обучение Вайолет. Самое важное в нём — «экзамен», всё остальное — экспозиция к нему. Причём, экзамен на профпригодность Вайолет сдаёт неформально, а в плане дуги развития персонажа, которой посвящена следующая глава. В этом эпизоде на курсах Вайолет знакомится с другой самопишущей куклой Лукулией Мальборо, личная драма которой и становится тем самым «экзаменом» для Вайолет. Её брат Спенсер винит себя в том, что погиб не он, а его родители (вина выжившего), а Лукулия же никак не может ему сказать, что она рада и тому, что он вернулся живым.
Вывод из показанного озвучивает Ходжинс: "В письмах не всегда нужны изысканные слова. Иногда важнее выразить самое главное". И действительно! Причём, данный способ отлично согласуется с прямолинейной формой выражения Вайолет. Согласитесь, было бы странно, если бы она сразу написала изящное письмо.
Четвёртая серия подхватывает мысль второго эпизода о том, что люди противоречат сами себе: "Не каждый может сказать, что он чувствует на самом деле. Люди могут противоречить самим себе, обманывать себя". И, отталкиваясь от этого и личной истории Айрис, Вайолет выдаёт новый тезис: "Чтобы сказать "Я люблю тебя", нужно много смелости. Особенно если эти чувства не взаимны... Чувствовал ли майор то же самое"". Как я уже упоминал, люди зачастую неискренны в силу тех или иных причин. Однако данная серия вновь стремится поразить зрителя глубинной мыслью: людям не всегда хватает смелости, чтобы быть искренними. Эта мысль иллюстрируется на примере развития отношений между Айрис и её семьёй, так и взаимоотношений между Айрис и Вайолет. Айрис как самопишущая кукла не пользуется особой популярностью и успехом, однако обманывает родителей, мол, она лучшая кукла Лайдена. Также Айрис устраивает истерику, когда на её день рождение приходит мужчина, который некогда отверг её. А когда Вайолет успокаивает её родителей, объяснив причину такого поведения со стороны их дочери, Айрис упрекает Вайолет за то, что она выдала такой страшный секрет. Типичная драматизация пустяковой ситуации девочкой-подростком в силу юношеского максимализма и эгоизма.
Всё заканчивается тем, что Айрис находит в себе смелость хотя бы в письме быть искренней как со своей семьёй, так и с возлюбленным. "Письмо поможет донести то, о чём сложно говорить. Даже самые глубокие мысли и чувства, о которых непросто сказать".
Итак, что мы имеем. Люди неискренны, врут, в том числе самим себе. А всё оттого, что боятся или стыдно сказать правду. Для того, чтобы сказать именно то, что у тебя на душе, нужна смелость.
Пятый эпизод ещё нагляднее иллюстрирует эту мысль, но с другого ракурса, когда правду сказать сложно из-за статуса. Хотя есть нечто забавное в том, что самопишущая кукла провоцирует ситуацию, когда её профессиональные услуги не нужны.
В первых письмах между Шарлоттой и Дамианом звучат величественные романтические заявления, потому что сам их брак — политическая акция, предназначенная больше для публики, чем для личной переписки. И убедив их писать собственными руками то, что они на самом деле чувствуют, Вайолет подготавливает почву для их счастья в будущем браке. Возможно, Вайолет не так много писала в этом деле, но ведь главная задача самопишущей куклы — передача истинных чувств между людьми.
Как мне кажется, здесь данная тема и заканчивается, будто солдат, сдавший пост товарищу. Впоследствии сериал будет прибегать к плодам данных исследований.
Третья серия показывает, что Вайолет всё же может понимать и выражать чужие мысли и чувства, главное, чтобы с ней были откровенными — то, чего как раз-таки не было в случае с горделивой клиенткой из второй серии.
После этих вводных эпизодов «Вайолет Эвергарден» переходит к эпизодической структуре, основанной на командировках Вайолет к новым клиентам. Иными словами, сериал использует вертикально-горизонтальное построение сюжета.
Четвёртая серия ещё нагляднее подтверждает мысль, что Вайолет сложно понимать чувства других, так как люди неискренны. Когда Айрис обвиняет Вайолет в том, что та не понимает чувства людей, Вайолет соглашается и прибавляет: "...чувства у людей очень сложные и нежные. Поэтому мне сложно понять, что верно, а что нет". Иными словами, у Вайолет проблемы с социализацией.Сезон имеет центральную сюжетную линию. Однако для усиления интриги серии, в которых данная линия разрабатывается, перемежаются с сериями, посвященными отдельным происшествиям с героем (заимствование из вертикальной модели). "Ударные" серии основной сюжетной линии нередко распределяются с учетом эфирной сетки.
К пятому эпизоду она усвоила язык эмоций достаточно хорошо, чтобы отлично справляться со своей работой.
Кстати, в пятой же серии представлена интересная ситуация разновозрастного брака. Но самое интересное в том, что Вайолет зачем-то спрашивают её мнение о таких браках, на что она отвечает, что читая мировую художественную литературу, она находила множество примеров браков со значительной разницей в возрасте, а потому: "Разница в возрасте любви не помеха". Это какой-то хитрый комментарий-намёк на перспективу отношений самой Вайолет и майора Гилберта?
В начале пятого эпизода Вайолет придаёт своему лицу выпрошенную улыбку руками, тогда как в конце эпизода искренне улыбается счастью своей клиентки.
Что ещё более важно, Вайолет обнаруживает, что есть кто-то настолько важный для неё, что она даже бросила бы свои обязанности, если бы это означало, что она может спасти его. В аниме отношения Вайолет с Гилбертом уже были хорошо показаны за счёт флешбэков в первой серии, соотносимых с не самыми близкими главами новелл, поэтому мы не испытываем в этот момент прозрения. Вместо этого аниме-сериал заставляет нас сравнить Вайолет из первого эпизода с Вайолет, которую мы видим сейчас. Стала ли она лучше понимать свои собственные чувства? Ответ - да, в некоторых небольших, но важных аспектах. Когда её спрашивают о Гилберте, она добровольно предоставляет больше информации об их отношениях, чем, например, предоставляла Айрис в четвёртой серии. Вайолет может утверждать, что понимает тоску и одиночество только на интеллектуальном уровне, но когда Leon StephanotisЛеон Стефанотис догадывается, что то, что она чувствует, действительно является тоской, она понимает это. Для неё это новая информация, но не шок.
Это достижение разрабатывает седьмой эпизод.
Параллели между Оскаром Уэбстером и Вайолет проводятся ещё в первой сцене данного эпизода, когда действующее лицо одной из пьес Оскара убивает кого-то и говорит: «Я вынужден жить с этим бременем всю свою жизнь!». С того момента, как Вайолет поручили это задание, стало ясно, что письмо Оскара находит отклик у Вайолет. Она эмоционально погружается в его последнюю историю о девочке, которая не может вернуться домой к своему отцу, и настаивает на том, чтобы Оскар закончил пьесу, когда он, кажется, готов сдаться.
Когда Вайолет говорит: «Прямо как эта девушка Оливия, я радуюсь, грущу и переживаю вместе с ней», Оскар говорит ей, что она испытывает сочувствие. Так «Вайолет Эвергарден» продвигает идею о том, что мы можем испытывать чувства других через слова.
Теперь понятно, почему встреча Вайолет с братом Гилберта Дитфридом произошла так рано в аниме-версии истории (в новелле это происходит намного позже). Его презрение к ней побудило Вайолет к самоанализу, который всегда был необходим ей, чтобы ощутить вину и научиться сочувствию. Возможно, тогда она не понимала всего значения его слов, но после того, как Вайолет увидела историю Оскара, она понимает, каково это потерять любимого человека до того, как их желание было выполнено.
К середине серии Вайолет угадывает, что её клиента что-то гложет. А после того, как он поведал ей свою историю, она расчувствовалась.
Это прогресс! Причём, он взят не из воздуха, а на параллели знакомого Вайолет чувства — утраты близкого и тоски по нему (что такое тоска и факт того, что Вайолет её чувствует, обсуждали в прошлом эпизоде). А отправной точкой для развития сочувствия послужило появление Дитфрида в конце пятого эпизода.
Кстати, помнится Вайолет не испытывала чувство стыда при Бенедикте во второй серии, тем самым заставив его жутко смущаться. Однако в седьмом эпизоде должны были показать, как Оскар случайно застукал Вайолет за принятием ванны (сильно удивившись, что это на самом деле живая девушка, а не робот), чем вызвал у неё смущение. Сцена не вошла в аниме, но можно найти эндкард с ней.
спойлер
И для того ли, бедняжка Вайолет научилась чувствовать в полную силу, чтобы узнать наконец о печальной судьбе её майора Гилберта. И правда, в знании много печали. И тут мы можем увидеть капитальную разницу между шаблонной кудере и образом Вайолет, которая выдаёт такие эмоциональные сцены, что некоторые цундерки позавидуют.Отдельного замечания заслужила сейю Вайолет Yui IshikawaЮи Исикава, которая проникновенно отыгрывает слова в финальной сцене седьмого эпизода, а когда слов не остаётся и начинается заставка, то мы слышим сдавленные вздохи. Это шикарно!
10-я серия.
Изменения в Вайолет замечает и Дитфрид, когда видит её печаль.
Во-первых, мы помним, что Вайолет подружилась с коллегами Айрис и Эрикой, чему было уделено время. Также мы помним слова, что говорила Вайолет в личной серии Айрис: «Письмо может выразить то, о чём сложно сказать напрямую». В общем, «чеховские ружья» выстреливают.
В-четвёртых, газетная статья и театральная афиша, также многое говорящие о том, насколько сильно Вайолет изменила жизни своих клиентов (и не только) к лучшему, усиливают эффект предыдущего. За исключением истории шестой серии об исследователе, всё срабатывает как канонада чеховской артиллерии.
Далее в разговоре с Ходжинсом Вайолет затрагивает тему ожогов прошлого, которые невозможно стереть. Действительно, что сделано, того не исправишь. Однако сериал делает отличный вывод, вновь используя всё произошедшее (и даже фоновую песню "Believe in...") как аргумент в его пользу: "Прошлое стереть невозможно. Но... всё, что ты сделала как самопишущая кукла, никогда не исчезнет".
Да, эпизодические истории «Вайолет Эвергарден» нельзя назвать очень уж интересными как самостоятельные истории, хотя лично мне понравился сюжет о писателе в творческом кризисе, но и назвать плохими никак нельзя, ибо все они работают в контексте сериала.
В конце десятого эпизода мы видим, что у Вайолет теперь с чувствами всё отлично… или даже перебор.
Интересен момент, когда её умирающий клиент Aiden FieldЭйден Филд просит Вайолет дотронуться до него, но её руки не могут его согреть. Он говорит, что ему стало холодно. Это очень сильная сцена. Последние слова, которые он произнёс, не были озвучены для зрителя, но это наверняка были: «Я люблю тебя». Находясь рядом с Эйданом в его последние минуты жизни и становясь свидетелем его сильных эмоций, Вайолет, несомненно, стала на один шаг ближе к пониманию значения фразы «Я люблю тебя».
Двенадцатый эпизод сводит Вайолет и капитана Дитфрида на одном поезде, чтобы разрешить последнюю тему.
Но, как мы видим дальше, она всё ещё следует приказам… последнему приказу майора Гилберта.
Единственно, я так и не понял, что дало тот толчок к тому, чтобы Вайолет простила себя. Даже если дело в примирении с Дитфридом сие выглядит не слишком убедительно. В развитии Вайолет всегда были проблемы с последовательностью, однако в данном случае это сложно списать на таймскип.
Далее Каттлея напоминает Вайолет о её желании написать письмо Гилберту. Собственно, этот эпизод и посвящён написанию первого личного письма. Вайолет научилась понимать и выражать чувства, теперь ей осталось показать, что она может выразить свои чувства и мысли на бумаге. Кажется, эта тонкая перекличка с темой сложности выражения чувств. Вайолет таким образом сдаёт финальный экзамен. Размышляя о письме, Вайолет полностью вспоминает свой разговор с майором Гилбертом перед сражением. И это воспоминание подхватывает уже упомянутое противоречие в плане следования приказам из 12-й серии, а также подготавливает финальный аккорд по теме самоосознания.
После этих флешбэков Вайолет делится своими выводами с Ходжинсом и Каттлеей.Майор Гилберт: Почему ты думаешь, что это приказ? Думаешь, я считаю тебя всего лишь оружием? У тебя есть чувства! У тебя тоже есть сердце, как и у меня! <...> Если его нет, то почему ты сейчас так реагируешь?
Ну и тот «последний аккорд» по теме. Важный поворот в этом сыграла сцена встречи с матерью Гилберта и Дитфрида, которая говорила о том, что человек жив, пока его помнят.Вайолет: У меня есть чувства. Они были даже тогда. Просто я не понимала их.
Так Вайолет перестала жить «по приказу», живя теперь по причине просто жить и помнить о Гилберте.Дитфрид: Живи вместо него.
В конце появляется Лукулия (она никогда не фигурировала в новеллах). Теперь очевидна роль этого персонажа. Лукулия способствует раскрытию зрителю разума или чувств Вайолет, как это было, например, в 4-м эпизоде. С Лукулией Вайолет делится тем, что написала своё первое личное письмо, после чего начинается многозначительная песня.
Первая серия является экспозицией. Обратим внимание на то, что Вайолет в настоящем мы впервые видим пишущей "отчёт" майору Гилберту. Запомним это.
Вторая серия обеспечивает переход от экспозиции к развитию действия. Изображение конфликта между личными недостатками Вайолет и требованиями её новой работы было необходимо для того, чтобы сосредоточить внимание на развитии её образа, задать начало этому движению.
Также вторая серия расставляет несколько чеховских ружей, которые выстрелят в четвёртой (падение Айрис) и в двенадцатой (Бенедикт сбивает каблуком бомбу) сериях.
Также интересны некоторые моменты режиссуры самой эпизодической истории. "Вайолет Эвергарден" больше показывает, нежели рассказывает или совмещает оба типа изображения действия, что является хорошим тоном.
Четвёртая серия подхватит эту мысль на примере Айрис, которая скажет: "Я и сама не всегда знаю, что чувствуют другие люди", - что обеспечит взаимопонимание между ней и Вайолет. Лукулия, чтобы подбодрить Вайолет, решает показать ей дорогой сердцу пейзаж заката и приводит протагонистку на башню. Причём, в этот момент мелькают воспоминания Лукулии о том, как её водил туда братик. Проводится параллель между реакцией Вайолет в настоящем и реакцией Лукулии в прошлом. Однако обстановка комнаты хорошо показывает внутреннюю неразбериху Спенсера. Ближе к развязке истории через подобный же влешбэк показывают сожаления Спенсера о нынешнем состоянии его отношений с сестрой. Метафорой отдаления этих героев выступает улетающая шляпа Лукулии, которую безуспешно пытался поймать Сменсер. После того, как Вайолет выразила чувства Лукулии в письме, символичным восстановлением потерянной связи выступает сцена, в которой Спенсер с Лукулией вновь поднимаются на эту башню и вместе любуются закатом.
Четвёртый эпизод является ещё одной оригинальной аниме-историей. Также это третья серия подряд, в которой Вайолет объясняет, почему она стала самопишущей куклой. Понятно, что протагонистка, находясь тет-а-тет с коллегой, каждый раз пытается установить «контакты третьей степени» методом откровенность за откровенность, но эти повторы могут несколько раздражать.
Пятая серия. И ещё одна оригинальная история! Однако...
- в этот раз Вайолет имеет дело не с коллегами, а с полноценным клиентом;
- серия не наступает на одни и те же повторяющиеся сюжетные моменты из предыдущих эпизодов;
- история о Шарлотте и её политическом браке с принцем постарше сама по себе довольно милая и умно сыграна в общие темы сериала;
- это также был первый эпизод, в котором Вайолет является скорее второстепенным персонажем...
Между тем, в такой перспективе видна некоторая резкость в последовательности развития образа Вайолет. Слишком маленькие шаги она предпринимала среди того, что нам показали, чтобы проявлять такой эмоциональный интеллект в данной серии. Хотя всё это кроется моментом таймскипа: Вайолет явно пришлось написать достаточно писем, чтобы на неё обратила внимание королевская семья.
Это была первая серия, которая полностью соответствовала стилю и тональности оригинальных новелл. Когда Вайолет исполняет свою роль куклы в книгах, в центре внимания истории находятся люди, которым она помогает. Хотя в третьем эпизоде была предпринята попытка изобразить Вайолет с точки зрения другого персонажа, всё же именно пятый эпизод был первым, который проявил себя обоснованным с точки зрения клиента. Шарлотта была не просто ступенькой для развития персонажа Вайолет, даже и поспособствовала развитию Вайолет. По мере эпизода Шарлотта немного меняется, а в конце серии даже несколько повзрослела. Предпоследняя сцена с Шарлоттой и её служанкой была хорошо поставлена, а близость между двумя персонажами отчётливо проявлялась на языке их тел. Стоит отметить, что Naoko YamadaНаоко Ямада (режиссёр Истории любви Тамако и Формы голоса) нарисовала раскадровки для этого эпизода, и её способность передавать теплоту и близость между персонажами была здесь хорошо продемонстрирована.
Также интересен момент, как обычные люди в обеих странах, казалось, были вовлечены в отношения Шарлотты Абельфрейи Дроссель и Дамиана Балдура Флюгеля, до такой степени, что выкрикивали любовные советы, когда читали опубликованные в газетах письма.
Шестая серия является адаптацией четвёртой истории первого тома под названием «Учёный и самопишущая кукла». В аниме показывается та же история: молодой человек по имени Leon StephanotisЛеон Стефанотис работает в паре с Вайолет, по уши влюбляется в неё и на этаком «свидании» ведёт с ней задушевный разговор об одиночестве и любви. А заканчивается всё тем, что Вайолет уходит, а Леон отправляется в путешествие. Леон — первый человек в повествовании, который демонстрирует очевидные романтические чувства к Вайолет, что побуждает её раскрыть ту сторону себя, которую она никогда раньше не показывала, и возможно, даже не осознавала.
Самая большая разница между новеллами и аниме-сериалом заключается в том, ЧТО они рассказывают о главной героине зрителю. В новелле эта история представляет много новой информации о Вайолет, которая до тех пор изображалась загадочной фигурой. Новелла описывает её с точки зрения Леона. В его глазах Вайолет — прекрасное и неуловимое существо, даже несмотря на то, что в этой главе героиня раскрывается так, как никогда раньше не показывалась. В результате кадрирования аниме присутствие Леона кажется более опосредованным. И возможно, это было к лучшему. В новеллах его предыстория описана куда подробнее, но она также сильно опирается на расистские стереотипы о цыганах. Леон напрямую называет своих родителей «цыганами», описывает преобладание среди них женщин, которые гонятся за мужчинами, и решительно настаивает, что именно по этой причине его бросили в детстве. В аниме же мудро удаляются все упоминания слова «цыган» и действия его матери рассматриваются как более личный акт страсти, хотя при этом сохраняются её темные волосы и оттенок кожи.
Претерпел изменение и образ Леона. Он стал куда… милее. Так-то Леон и в новелле, и в аниме является мужским вариантом цундэрэ. Но в новелле больше говорится о его ненависти к женщинам, тогда как в аниме он производит впечатление одинокого и застенчивого юноши. Особенно забавна была сцена в аниме, в которой он просит Вайолет пойти с ним полюбоваться звёздами. Его беспокойные, неуклюжие движения кричат о его влюбленности в неё, но, когда она говорит "да", то он тут же пытается вести себя хладнокровно и напыщенно.
Седьмой эпизод адаптировал самую первую историю в первом томе новеллы. Однако серия аниме заметно отличается по своей направленности и исполнению. Как и в предыдущей истории о Леоне в новелле Вайолет представляет собой некую загадку, но её изображение в аниме гораздо теплее и интимнее. Пьеса, которую пишет Oscar WebsterОскар Уэбстер, и реакция Вайолет на неё — это оригинальные аниме-изобретения, которые должны дать вам представление о том, насколько тонким был этот сюжет в ранобэ. Аниме-версия истории корректнее сама по себе и крепче связана со всеобъемлющим сюжетом сериала.
Восьмой эпизод погружают зрителя в предысторию Вайолет и её отношений с майором Гилбертом. И тут сценарий активно развивает свою самую слабую сторону — историю девочки-машины смерти. В начале восьмой серии Дитфрид, говоря, что она перебила горстку его солдат, просто бросает её на попечение Гилберта и говорит: «Она — оружие». Позже Вайолет отлично показывает себя на полигоне как боевая единица, но даже в контексте, это не объясняет, почему этой девочке необходимо оставаться в армии. Нас, как и персонажа Гилберта, просто ставят перед фактом: «Приказ сверху».
И тут стоит заджаться вопросом: "Насколько целесообразно и практично делать уберсолдата из маленькой девочки?". Причём, аниме-индустрия знает хороший пример реализации сего концепта - Gunslinger GirlШкола убийц. Девочку вряд ли заподозрят в том, что это протезированный киллер - а это повышает шансы на успешное выполнение задания по устранению цели.
Отсутствие в этом сеттинге детей-солдат, кроме Вайолет, только подчёркивает её неуместность. Каждый второй солдат, от названных персонажей до второстепенных, является взрослым мужиком. Учитывая, что Akiko TakaseАкико Такасэ доказала свою способность создавать красочных второстепенных персонажей в предыдущих эпизодах, единообразие образов солдат кажется намеренным. Но это странное решение, ещё больше подчёркивающее визуальный контраст между Вайолет и другими солдатами, избавляя её тяжелое положение от правдоподобия. Почему никто и глазом не моргает из-за того, что в армии девочка?
В общем, быть травмированным маленьким ветераном войны — это одно, пример чего мы можем увидеть, например, в JormungandЁрмунганд, но прошлое Вайолет настолько убого прописано, что оно больше похоже на стереотипную предысторию ещё одной трагической аниме-девочки.
Всё бы ничего, только эта проблема распространяется и на образ Гилберта и его с Вайолет отношения. Гилберт явно обеспокоен пребыванием Вайолет в армии и хочет, чтобы она была обычной девочкой. Однако почему он вообще чувствовал себя обязанным оставить её в армии. В новеллах объясняется, что её убили бы, если бы она не воевала, но принудительный призыв детей-солдат как-то совершенно не соответствует миру этой истории. В любом случае, вместо того, чтобы предпринимать какие-либо действия, Гилберт просто грустно смотрит в сторону Вайолет и продолжает таскать её за собой. Трудно сопереживать моральной дилемме, которая выглядит настолько неубедительной.
Что касается сценария, то интроспективный эпизод является хорошим выбором, чтобы перемежать предысторию с попытками Вайолет найти Гилберта в наши дни, поскольку контраст между прошлым и настоящим даёт отличный эффект. Самым впечатляющим моментом является столкновение Вайолет с Дитфридом, когда она спрашивает у него, где находится Гилберт, камера фокусируется на её глазах, рте и языке тела; мы не видим её выражения лица целиком. Дитфрид спрашивает: «Почему ты корчишь такое лицо?» и нам остается только представить, какое же у неё было лицо в этот момент. Это сильная и отлично поставленная сцена, потому что это один из немногих случаев, когда аниме предпочитает не показывать выражения лица персонажа в деталях.
Что касается режиссуры, то этот эпизод может порадовать использованием погодных эффектов и декораций, чтобы запечатлеть состояние молчаливой Вайолет. Например, Гилберт впервые приводит Вайолет в свой дом зимой, что отражает холод и суровость её внутреннего мира. Когда она безжалостно убивает вражеских солдат в следующей сцене, тёмная ночь оживает. Отличная работа с визуальными деталями делает эти типичные (или трогательные, кому как) сюжеты интереснее хотя бы с визуальной точки зрения.
Центральный для всей истории девятый эпизод, к моему удивлению, является оригинальным. В ранобэ Вайолет узнала о смерти Гилберта ещё до того, как стала куклой. Проведя недели, отказываясь выходить из своей комнаты в доме Эвергарденов, где она писала письмо Гилберту, Ходжинс в конце концов дал ей цель в качестве самопишущей куклы. Поскольку действие аниме происходит в другом контексте, эту часть истории тоже пришлось переписать.
Во многих отношениях этот эпизод является куда более впечатляющим, чем версия ранобэ. Вместо того, чтобы выражать эмоции Вайолет через её угрюмое молчание и недоставленные письма, в аниме-сериале её эмоции прямо выражаются на её лице. Теперь она иначе реагирует на судьбу Гилберта, чем если бы узнала правду в первом эпизоде. Что делает аниме интересным как адаптацию, так это то, как оно реконструирует события истории в зависимости от того, когда они происходят, что даёт даже читателям новелл новое ощущение перспективы.
Аниме идёт намного дальше оригинала в изображении глубины отчаяния Вайолет. В ранобэ героиня производила впечатление потерянной и бесцельной после смерти Гилберта, но в аниме эти чувства связаны с чувством вины и растущим самосознанием, что приводит к более интенсивной эмоциональной реакции. Kyoto Animation может иметь репутацию создателя милых и сентиментальных аниме, но кадр, где Вайолет пытающейся задушить себя механическими руками, был довольно резким, что заставляет вспомнить похожие сцены в «За гранью». Самоповреждение никогда не бывает приятным зрелищем, и эта сцена только усиливается разбрасыванием бус, порчей игрушечной собаки и разбитым стеклом на полу.
Режиссура этого эпизода сильно зацикливалась на руках; окровавленные, отрубленные конечности Вайолет заметно видны в начале эпизода, не говоря уже о темно-красной крови, стекающей по её механическим рукам, когда она думает о людях, которых она убила. Основная мысль заключается в том, что руками Вайолет было совершено насилие. И когда она теряет собственные руки, это происходит самым жестоким способом; одна рука оторвана пулей из дробовика, а другая — гранатой. И словно доводя эту идею до логического завершения, Вайолет ищет насилия над собой.
Десятый эпизод выделяется своей филлерностью (горько-сладенькая история в духе "P.S. Я люблю тебя"), но это затравка для рамочного сюжета последнего фильма. Хотя сам по себе сюжет серии являет сильнейшую эпизодическую историю в сериале, потому что она является лучшим примером того, как написание писем может изменить жизнь человека к лучшему. Мать Энн Clara MagnoliaКлара Магнолия никогда не сможет вернуться из могилы, но её письма можно будет читать ещё долго после ее ухода. Это также похоже на тот случай, когда присутствие Вайолет в качестве куклы действительно было необходимо, учитывая, что мать Энн была недостаточно здорова, чтобы самостоятельно писать столько писем от руки.
В написании писем есть своего рода романтическая привлекательность, которой нет ни в электронной почте, ни в тексте. Чувства, передаваемые в письмах, выражаются в материальной форме, и это требует осторожности и хорошего обращения, чтобы письмо дошло до адресата в целости и сохранности. В результате слова отзываются эхом даже спустя долгое время после смерти автора.
Этот эпизод адаптирует вторую главу первого тома ранобэ. Как и в ранобэ, аниме показано полностью с точки зрения Анны, за исключением одной сцены в конце. Сцена, в которой Ann MagnoliaЭнн Магнолия обвиняет Вайолет в том, что она нарушительница, и убегает в слезах после того, как заставила свою мать плакать, в обеих версиях истории примерно одинакова. Письма её матери также идентичны.
Самые большие различия между ранобэ и аниме-сериалом заключаются в характере Вайолет. Когда Энн впервые встречает Вайолет, то принимает её за куклу. В ранобэ это недоразумение никогда не исправляется; это только начало истории, и есть много загадок о характере Вайолет, которые ещё предстоит прояснить. В аниме, однако, в конце Энн прикасается к Вайолет и понимает, насколько ей тепло, делая шутку о том, что происходит с чаем, который употребила Вайолет, довольно забавной. (В обоих случаях Вайолет отвечает: «Со временем вода выйдет из моего тела и вернётся на землю»)
Сцена же в финале эпизода, где Вайолет плачет и рассказывает о своей борьбе с эмоциями, оригинальная, но она добавляет некую глубину всей ситуации Вайолет, которую было сложно прочувствовать в куда более "мягких" ранобэ. Это также хорошо проявляется в сцене беседы Вайолет с Энн тет-а-тет.
Тут сразу вспоминаются ужасные обстоятельства, при которых наша героиня потеряла руки.Вайолет: С этим уже ничего не поделать. Так же, как и мои руки... такими мягкими и тёплыми, как ваши, они больше никогда не будут.
В аниме есть и другие изменения. Отец Энн в ранобэ был просто бездельником, но в аниме Энн говорит: «Он умер героем». Её отец тоже стал жертвой войны, а дочь никогда не знала его достаточно хорошо, чтобы горевать по нему. В этой сцене лицо Вайолет не видно, но вы легко можете себе представить, насколько хорошо она понимает значение этой трагедии по сравнению с Энн.
В то же время военные повадки Вайолет в аниме были сильно смягчены. Например, в ранобэ перед тем, как начать печатать, она говорит: «Пожалуйста, отдайте мне приказ». Вайолет также носит с собой пистолет для самообороны, и даже объясняет Энн, как использует его. В аниме же Вайолет ни разу не показывали с оружием в руках со времен её службы в армии, что как мы уже знаем имеет смысл в контексте общего сюжета сериала и нелюбви Вайолет ко всему, что связано с войной, которая отнимает близких, прерывает их мечты и надежды.
Все эти мелочи сделали реакцию Вайолет ещё более мощной. Её работа требовала, чтобы она сохраняла невозмутимость, независимо от того, что она чувствовала, но после того, как работа была закончена, она почувствовала себя обязанной выпустить всё наружу. Повествование о взрослении Вайолет работает лучше всего, когда оно пересекается с жизнями других людей, а не является основным предметом драмы.
Одиннадцатый эпизод является этаким перевалочным пунктом; он подготавливает то, что будет затронуто в последующих эпизодах: упоминание провоенных мятежников и встреча Вайолет с ними, а также момент узнавания одним из них Вайолет как предвестие скорой антагонистической встречи, побег военнопленных Гардарики, упоминание моста, на котором случится кульминация...
История Эйдана о том, как он не мог сказать своей подруге детства Марии, что любит её, пока не стало слишком поздно, довольно типична для военной драмы, но всё равно показана интересно в силу применения приёма визуального потока сознания. Аниме отлично показало то, как мечты Эйдана о доме контрастируют с суровой реальностью: он мечтает сказать Марии, чтобы она поцеловала его, а Вайолет целует его в лоб.
Итак, мы наконец достигли кульминации истории (12 эп.), того неизбежного момента, когда Вайолет снова сталкивается со своим военным прошлым. Но двенадцатая серия нагляднее всего показывает, что «Вайолет Эвергарден» плохо работает как жестокая военная драма. Собственно, военная предыстория Вайолет и Гилберта и военная же кульминация истории — это те места, где в целом на редкость сильный сценарий даёт неимоверную слабину. Эти повстанцы, которые появлялись в предыдущем эпизоде и в арке воспоминаний, снова появляются в этом эпизоде как однозначно плохие парни.
Интересен момент параллели Меркулова и Вайолет, которую сам персонаж и проводит, мол у нас обоих остались ожоги войны.
A2react
Вайолет: В реальности война закончена.
Меркулов: Закончена для кого? Мы сражались для того, чтобы в конце войны и живых, и мёртвых славили как героев. А чем всё обернулось? Верхушка делает всё по вашей указке. А солдаты, которые готовы были отдать жизнь за Родину, теперь никому не нужны и всеми презираются.
Меркулов: Закончена для кого? Мы сражались для того, чтобы в конце войны и живых, и мёртвых славили как героев. А чем всё обернулось? Верхушка делает всё по вашей указке. А солдаты, которые готовы были отдать жизнь за Родину, теперь никому не нужны и всеми презираются.
Вайолет: Но война окончена.
Меркулов: Ничего подобного! Мы сражались, мечтая о славе и почестях, которыми нас, живых или мёртвых, осыпят после войны. Но что получили в итоге? Наши лидеры делают всё, что прикажут на юге, а солдаты, которые сражались и рисковали жизнью ради защиты людей, стали объектом для насмешек и были брошены на произвол судьбы.
Меркулов: Ничего подобного! Мы сражались, мечтая о славе и почестях, которыми нас, живых или мёртвых, осыпят после войны. Но что получили в итоге? Наши лидеры делают всё, что прикажут на юге, а солдаты, которые сражались и рисковали жизнью ради защиты людей, стали объектом для насмешек и были брошены на произвол судьбы.
Мы сражались за Родину, но Родина не отплатила нам за наши жертвы почётом.
Самое забавное, что точно такой же мотив всплывёт у военных антогонистов аниме-сериала следующего сезона (того же 2017-го года).
Я не большой знаток японской истории XX века в общеполитическом ракурсе, но мне видится в этом моменте комментарий или даже критика японских милитаристов, политика которых в начале XX века и спровоцировала участие страны во Второй мировой. В любом случае, мы видим, что фракция «противников мира» выступает против реальности как таковой, исхода войны, который был предрешён историей, а не против условий мира, что добавило бы глубины послевоенной линии повествования. Да и сами повстанцы показаны ещё в предыдущем эпизоде как садисты, которым противна сама идея мира. Всё это обесценивает данную параллель, делая её бессмысленной с режиссёрской точки зрения. У Вайолет имеется прописанный военный и отлично прописанный антивоенный опыт, когда же у Меркулова и его шайки головорезов нет ничего даже близко стоящего. Просто изображение этих персонажей — уже хорошая параллель несостоятельности антагонистов.
Тут можно парировать, что у повстанцев малый хронометраж, однако достаточно вклинить в их историю троп «война во мне» (ПТСР и т.п.), как это ловко и ненавязчиво сделано в фильме «Таксист» (и даже «Брат») или очень навязчиво в «Апокалипсис сегодня», чтобы решить проблему. В любом случае, убийцы-садисты с поверхностными мотивами только ослабляют личную борьбу Вайолет в искуплении вины за участие в войне. И ведь она бережёт жизнь таким людям при том, что они готовы убить как её, так и многих других людей. Тут можно вспомнить знаменитую фразу Шарлотты Корде: «Я убила одного, чтобы спасти сотни тысяч — я убила мерзавца». И если, например, имеет продуктивный аргумент к такому замечанию, то Вайолет не имеет даже подспорья, так как антагонисты — просто препятствие на пути. Нам даже не покажут, что с ними стало-то. И когда Дитфрид в этом эпизоде ругает Вайолет за то, что она не убивает этих мерзавцев, подвергая опасности свою жизнь, сохранённую ценою жизни его брата, то его слова становятся очень весомыми, хотя сама направленность сцены и последующие слова Дитфрида явно намекают на несостоятельность его слов.
Образ же Дитфрида работает немного лучше, являясь примером того, как прошлое Вайолет возвращается, чтобы преследовать её. Его гнев по отношению к Вайолет проистекает из ненависти к себе, горечи от потери брата и потребности обвинить кого-то в этом. Дитфрид прямо говорит Вайолет, что лучше бы умерла она. И Вайолет может лишь сказать ему, что Гилберт приказал ей жить, поэтому она не может взять на себя ответственность за его смерть, умирая сама. Этот конфликт работает хорошо, потому что в смерти Гилберта виноват солдат Гардарики с гранатой, которого Вайолет не застрелила в силу того, что в винтовке закончились патроны, но это поле боя…
С другой стороны, присутствие Каттлеи и Бенедикта в этом эпизоде казалось ненужным. Они защищают Вайолет от оскорблений Дитфрида и говорят о том, что Вайолет их друг, но в течение двенадцати эпизодов мы ни разу не видели, чтобы они особо-то взаимодействовали. В большинстве эпизодов этого сериала Вайолет отправляется на миссии в одиночку, поэтому их разговоры о дружбе на этом этапе кажутся неубедительными.
Хореография боя получше, чем в прошлой серии, но всё равно оставляет желать лучшего. Повстанцы максимально неэффективно пользуются своим оружием, они подходят слишком близко, чтобы эффективно использовать свои штыки, что делает ход сцены нелогичным. Как и все другие боевые сцены с участием Вайолет, эта построена в первую очередь как зрелище, демонстрирующее прекрасные навыки Вайолет в ближнем бою, а не как способ изобразить жестокость войны.
В общем, двенадцатый эпизод — самый слабый в сериале. Сценаристы не очень хорошо продумали работу сцен на основные темы и мотивы произведения: ненужная параллель Вайолет с Меркуловым, просто зрелищная боевая сцена, неубедительные сцена с Каттлеей и кульминация с Дитфридом. Сразу видно, что «Вайолет Эвергарден» наиболее впечатляет в интимных моментах драмы, но хуже всего проявляет себя в тропах боевика.
Однако не всё так и плохо. Момент, когда Вайолет блокирует пулю своей механической рукой, необычайно хорош и зрелищен. И в каком-то плане этот момент кажется символичным. Хотя Вайолет не удалось спасти солдата из прошлого эпизода, ей, наконец, удалось спасти кого-то этими руками.
Тринадцатый эпизод. Завершение! Столкновение с повстанцами завершается до середины эпизода, оставляя большую часть времени для развязки. Причём, лидер повстанцев в итоге прыгает с поезда, а все остальные повстанцы внезапно пропадают без вести. Учитывая, что Вайолет была так озабочена в предыдущем эпизоде сохранением жизней даже своих врагов, странно видеть, как повествование устраняет их, не показывая никаких последствий, как только они перестают иметь отношение к действию.
Однако было приятно видеть, что второстепенные персонажи, такие как Бенедикт, наконец, сделали что-то, имеющее отношение к общему сюжету. Та сцена, где он выполняет акробатические трюки на высоких каблуках, была, честно говоря, более впечатляющей, чем любой из суперсолдатских подвигов Вайолет. Кстати, именно он вытаскивает Вайолет из воды. Не зря на поезде был. Хотя всё равно персонаж выглядит искусственнее остальных — такое заржавевшее чеховское ружьё, выстрелу которого даже удивляешься.
Если говорить о серии вообще, то в последнем эпизоде повторяются все начинания с первой серии. Вайолет заявляет, что она узнала значение слова «любовь» и что ей больше не нужны приказы. Она также пишет своё первое письмо и, как и ожидалось, адресует его Гилберту (помните сцену с рапортом из первой серии?). Вайолет пишет о том, как она выросла, как будто это не было само собой разумеющимся, и эпизод завершается тем, что она продолжает свою работу в качестве самопишущей куклы. Все эти события были совершенно предсказуемы. Эпизод завершает историю Вайолет аккуратным поклоном. Сериал «Вайолет Эвергарден» всегда использовал серьёзный и прямой подход к эмоциональной драме. Даже изображение фиалки, распустившейся после долгой ночи в конце было передано через растянутую сцену. Кому-то такое может не понравиться.
Подробнее о производственном процессе сериала можно узнать здесь.
Что касается звукорежиссуры. У некоторых композиций есть конкретный лейтмотив в контексте сериала. Например, музыка "Последнее письмо" играет тогда, когда Вайолет пишет последнее письмо клиента (два клиента Вайолет умирают), а один из самых сильных треков "Высочайшая цена" играет в момент скорби по Гилберту, когда Вайолет говорят о его смерти... а также в момент извещения родителей клиента о смерти их сына в одиннадцатом эпизоде.
Перевод
Раунд 1. Первая серия. Сцена в доме Эвергарден по случаю пролития чая на руки Вайолет. Миссис Эвергарден волнуется за девочку, но Вайолет рсчехляет свои ручки и поясняет...
А2react: Руки из серебра адамант.
nnm-club^anime: Руки сделаны из твёрдого серебра.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: Она сделана из алмазного шпата.
SovetRomantica: Эти руки сделаны из адамантина.
Vivid: These arms are made from adamantine.
Раунд 2. Вторая серия. Беседа Вайолет с Каттлеей в ресторане о многознапчности слов и противоречии в людях.
А2react: Слова не всегда однозначны. И часто мы скрываем за ними истину.
nnm-club^anime: У слов бывает много значений. И то, что говорят, не единственная правда.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: Слова можно трактовать по-разному. Они означат не только то, что в них слышишь.
SovetRomantica: У слов есть две стороны. Необязательно записывать всё, что тебе говорят.
Пример 3. Седьмая серия. Знакомство Вайолет с новым клиентом Оскаром, который не особо-то стремится писать пьесу, и вместо этого валяется на диване и попивает алкоголь.
А2react и SR: Сложно с вами.
nnm-club^anime: Тяжело будет с вами работать.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: С вами нужно построже.
После не сильно-то удачных попыток вразумления Оскар засыпает под бубнение Вайолет. Героиня со вздохом повторяет фразу.
А2react: Сложно с вами.
nnm-club^anime: Похоже, он устал.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: С ним точно нужно строже.
SovetRomantica: Да, будет сложно.
Раунд 4. Загадка Энн. С загадками всегда трудно, поэтому приходится либо переводить условно дословно, либо подбирать какой-нибудь аналог из родной культуры. Энн всё это время прячет сковороду за спиной.
А2react...
Раунд 5.
1920x10801920x10801920x10801920x1080 NNM & SR мимо. Какие, к чёрту, беженцы?
Пример 6. Мне кажется, независимо от того, как там в оригинале, контекстуально наиболее вменяемый А2react.
1920x10801920x10801920x10801920x10801920x1080 Забавные моменты в пер. NNM.
Косяк пер. Saiko.
Итак, с какими же субтитрами лучше смотреть?
А2react, конечно. В большинстве эпизодов их перевод наиболее вменяемый, а общая редактура очень хорошая. Хотя было забавно читать такое в контексте представленной ситуации. Гоп-стоп от Вайолет.
Почему нет примеров субтитров других команд? Три с половиной пересмотра подряд мне хватило. Когда-нибудь дополню.
А2react: Руки из серебра адамант.
nnm-club^anime: Руки сделаны из твёрдого серебра.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: Она сделана из алмазного шпата.
Вроде бы, сходится, но надо было хотя бы посмотреть, как этот алмазный щпат выглядит. Если почитаем побольше, то узнаем...АДАМАНТИН — (греч. adamantines, a отриц. част., и dammo украшаю). Непрозрачный корунд, известный под названием алмазного шпата. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
В общем, мимо.Название слова происходит от устаревшего названия алмаза — «адамант».
Адамас (с др.-греч. — «неодолимый») — мифический металл, служивший материалом для орудий богов. — сверхпрочный и лёгкий материал (адамантий, адамантиум, адамантин) в мифологии и поэзии, так могут называть металл, алмаз или бриллиант. "Адама́нтий (англ. Adamantium) — вымышленный сплав металла на основе железа, появляющийся в комиксах издательства Marvel Comics. Наиболее известен как материал, которым покрыты скелет и когти Росомахи. Впервые он появился в Avengers #66 (июль 1969)".
SovetRomantica: Эти руки сделаны из адамантина.
Vivid: These arms are made from adamantine.
Раунд 2. Вторая серия. Беседа Вайолет с Каттлеей в ресторане о многознапчности слов и противоречии в людях.
А2react: Слова не всегда однозначны. И часто мы скрываем за ними истину.
nnm-club^anime: У слов бывает много значений. И то, что говорят, не единственная правда.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: Слова можно трактовать по-разному. Они означат не только то, что в них слышишь.
SovetRomantica: У слов есть две стороны. Необязательно записывать всё, что тебе говорят.
Пример 3. Седьмая серия. Знакомство Вайолет с новым клиентом Оскаром, который не особо-то стремится писать пьесу, и вместо этого валяется на диване и попивает алкоголь.
А2react и SR: Сложно с вами.
nnm-club^anime: Тяжело будет с вами работать.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: С вами нужно построже.
После не сильно-то удачных попыток вразумления Оскар засыпает под бубнение Вайолет. Героиня со вздохом повторяет фразу.
А2react: Сложно с вами.
nnm-club^anime: Похоже, он устал.
Sa4ko aka Kiyoso & kuro: С ним точно нужно строже.
SovetRomantica: Да, будет сложно.
Раунд 4. Загадка Энн. С загадками всегда трудно, поэтому приходится либо переводить условно дословно, либо подбирать какой-нибудь аналог из родной культуры. Энн всё это время прячет сковороду за спиной.
А2react...
nnm-club^anime...Энн: Суп-кашу не сварит, зато омлет и котлету пожарит. О чём я?
Вайолет: О ком-то, кто не любит суп и кашу?
Sa4ko aka Kiyoso & kuro...Энн: Какой хлеб очень твёрдый и его нельзя съесть?
Вайолет: Его можно положить в суп, и он размякнет.
SovetRomantica...Энн: На какой посудине нельзя отправиться в морское путешествие?
Вайолет: Если нет пробоин, поплывёт любая.
NNM & SR мимо.Энн: Какой вид блинчиков сложно и даже невозможно съесть?
Вайолет: Они все съедобны, если полить сиропом.
Раунд 5.
Пример 6. Мне кажется, независимо от того, как там в оригинале, контекстуально наиболее вменяемый А2react.
Косяк пер. Saiko.
Итак, с какими же субтитрами лучше смотреть?
А2react, конечно. В большинстве эпизодов их перевод наиболее вменяемый, а общая редактура очень хорошая. Хотя было забавно читать такое в контексте представленной ситуации. Гоп-стоп от Вайолет.
Почему нет примеров субтитров других команд? Три с половиной пересмотра подряд мне хватило. Когда-нибудь дополню.
Мелодрама категории А.
Другие аниме по теме послевоенной адаптации: Pumpkin ScissorsТыквенные ножницы... Ima, Soko ni Iru BokuЗдесь и сейчас, Kurenai no ButaПорко Россо, JormungandЁрмунганд, Black LagoonПираты «Чёрной лагуны», Vinland SagaСага о Винланде, Grisaia no KajitsuПлод Грисайи, вторая половина Tengen Toppa Gurren LagannГуррен-Лаганн, пронзающий небеса в судьбах многих героев. В какой-то мере Darker than Black: Kuro no KeiyakushaТемнее чёрного.
По теме девочка-оружие в мирное время: Saishuu Heiki KanojoМоя девушка — совершенное оружие и Mahoromatic: Automatic MaidenМахороматик: Автоматическая девушка.
По линии развития персонажа "из машина смерти в Человеки": Pumpkin ScissorsТыквенные ножницы, KatanagatariИстории мечей (имеется аверсия тропа), KatanagatariИстории мечей, в какой-то мере Jin-RouОборотни и Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan - Tsuioku-henБродяга Кэнсин: Воспоминания.
P.S. Вступление, а также некоторые предложения о графике взяты из рецензии Ника Кремера. Глава "Сценарий и режиссура в целом" во многом основаны на цикле рецензий Ким Моррисси.
По функционалу в произведении самая настоящая машина смерти.
Девочка с вражеской стороны положила отряд Дитфрида. Он передал её на попечение Гилберту как оружие, хотя почему-то не убил на месте. И как он такую убердевочку пленил-то? Гилберт хотел оставить её у себя домка, но командование вмешалось? А какое их дело? Она, по идее, должна быть военнопленным... или на гражданке. Они её в армию записали? Вообще, с этим "она оружие", которое твердит каждый военный в предыстории, изрядная доля маразма. И нам показывают. что командование рассматривает эту убердевочку лишь как расходный материал.
В общем, чуть ли не каждый элемент из показанного в предыстории Вайолет выполнен небрежно. Истоки зла в оригинальной истории. В ранобках прописано побольше, но это погоды не меняет.
@Пазу, ладно извини, больше не буду так@Пазу@Reymond 78-e5491, сколько в рецензии не знаю (сейчас не могу посчитать), но в черновике было ~56 тыс. (где-то 15 листов 12 тб 0,2 интервал) + написал главу уже в редакторе. Да и с тех пор прилично добавил.На следующей неделе надеюсь закончить редактуру.
@Reymond 78-er5491@Пазу, Ок, значит там примерно 60тыс. символов. Это конечно очееееннннннььььь много. Но я прочитаю её так уж и быть@Пазу@Warwaks, странно, что вы решили оставить отзыв под рецензией, а не в топике аниме. Но ладно.Если читали рецку, то могли видеть, что преувеличенную художественную условность изображения Вайолет в бою я тоже не обошёл стороной. Вообще, сама предыстория Вайолет - то ещё недоразумение.
Все мы выглядим жалкими, когда плачем. Особенно, если поводом для слез стал другой человек. Думаю, вы, как и я, не фанат мелодраматического жанра.
@Warwaks@Пазу, да это и не отзыв(хотя конечно какое только говно в них не принимают), просто почитал мнение, в целом согласился и добавил свое)А вот про последнее не согласен, из тех же девушек например, Юи, Ан или Цукаса, из за слез уж точно отвращение не вызывали, просто одно дело плакать когда есть причина и она качественно раскрыта зрителю, другое дело вот так вот бесконечно причитать, при том еще и для зрителя, майор очень долго просто сопливая строчка в предыстории на 5мин уделённого времени
@Пазу@Warwaks@Пазу, и за эти серии на расскрытие персонажа ушло целых 5 минут, стало понятно о нем что он добренький и, а усё, с чего даже в теории зрителю не должно быть насрать на такого глубоко прописанного персонажа?@Пазу@Warwaks, но история-то не о нем. А повествование ведётся от лица Вайолет. Гилберт показан настолько, насколько она его знала. Его никто не собирался раскрывать больше, нежели нужно для изображения значимости в судьбе Вайолет, что логично.Это чисто твоя проблема в восприятии драмы по поводу персонажа, которого ты слабо знаешь. Например, в Ангельских ритмах героиня рассказывает свою грустную историю об убитой семье, особенно сестренке. То, что ты не знаешь, кто это такие, мешает тебе проникнуться драмой персонажа?
Мне вспоминается противоположный случай. В рецензии на Скрытые вещи последний комментатор бомбил, что я там тонкую метафору пропустил и не уделил внимание «настоящему аду» в жизни главного героя, который выкатили в последней серии, который основан на последствиях от поисков жены и рисования Манги. Однако о его жене мы ничего не знаем. Даже ее лицо не показывают.
@Warwaks@Пазу, с одной стороны логично, с другой, ну все равно не делает эту "смерть" чем то что должно зацепить зрителя, все же ничего не мешало хоть сколько то его сделать интеерсным, а не функциональной, доброй, пустышкой, например Дот Пиксис, экранного времени у него никак не больше, но это не помешало сделать полноценного персонажа, а не добренькую затычку в сюжетеА именно проникнуться, так что бы это реально зацепило, все же лично мне мешает, события просто выступают как грустная предыстория персонажа, дают ему получше раскрыться, но никак не заставляют именно проникнуться происходящим, напротив же история Каэдэ, которая куда менее трагична и не так что бы блистала своей изобретательностью(да и сам перс не особо интересный), но именно в силу того что оба задействованных персонажа раскрыты, понятны и к ним уже даже привык, куда сильнее чувствуется
Ну по скрытым вещам я хз, не смотрел, так что не в теме
@Пазу@Warwaks, всё бы хорошо, только Пиксис действующее лицо, хоть и второго плана, а Гилберт внесценический персонаж (персонаж из флэшбека), и история не о нём. Да и в Атаке титанов повествование постоянно переключается между персонажами, когда в Вайолет это делается моментами только с эпизодическими персонажами (больше всего с Леоном).Далее. Это аниме-адаптация ранобэ, в котором о майоре известно не сильно-то больше львиную долю истории (хотя я кратко ознакомился и не дочитал).
Но я соглашусь, что произведение в целом было бы лучше, если бы раскрыли Дитфрида, а через него и Гилберта. В последнем фильме как раз и показана их предыстория флэшбеком на пять минут. Этого было бы достаточно.
Из моих личных заметок выделю: музыка почти всегда не соответствует сценам; Вайолет в аниме под названием "Вайолет Эвэргардэн" ни разу мне не казалась тем, кто думает; военную составляющую исключая Гила пытался сделать человек, который, видимо, является Вайолет в самом начале.
Собственные ожидания иногда очень портят потом настроение. Даже отгородив себя от описания и отзывов других людей о тайтле, ограничив себя лишь кадрами, на первых минутах я ожидал другого.
@ПазуЧеловек, который является Вайолет в самом начале? Дитфрид, что ли? Так он появляется под конец 5-го эпизода. И что значит, "пытался сделать военную составляющую"? К боевику приводят деятельность повстанцев во главе с Меркуловым (он мелькаяет в одном из флешбэков середины сериала, но появляется в поздних эпизодах).
Отнюдь не всегда. Я всё думаю найти время пересмотреть и разобрать лейтмотивный момент музыкального сопровождения. Например, музыка перехода между сценами играет, где и должна.
Трек "Высочайшая цена" играет всего два-три раза: когда Вайолет узнаёт о смерти своего клиента его родителям и когда вспоминает момент "смерти" майора Гилберта.
Композиция волнующих событий или поспешных действий аналогично. Правда, играет она очень уж часто.
Трек "Письмо Вайолет" играет несколько раз; когда Вайолет пишет письмо Спенсеру и в конце майору. Может ещё пару раз, но не помню. где именно.
Я всё думал. но вы меня убедили, что надо бы. Другое дело, что треки, которые должны бы поддерживать многие эмоциональные сцены с самой Вайолет начинаются не в лучший момент и уровнем громкости мешают происходящему. Вот этот трек особенно резал уши попыткой выдавить слезу.
Лучше бы делали такие моменты (изредка) без музыки вообще, как в момент, когда Вайолет узнаёт о смерти Гилберта (музыка затухает).
Вроде бы, почти всё уже устранил. Остались парочка речевых и несколько грамматических. Но я такое правлю потихоньку, так как могу наделать много опечаток (печатаю, как пулемёт).
@ErnestOsterman@Пазу, ну, прежде, скажу, что всё выше - моё мнение. И т.к. я не знаю, как делать такие цитаты, то отвечу просто по пунктам.1) Когда я знакомился с тайтлом, в первые минуты я понял, что история про Вайолет, которая в детстве была обучена только военным составляющим. Полная изоляция мыслей - не то, чего я ожидал. Мне очень знакома ситуация, в которой люди вокруг тебя думают не так, как привык. Вполне обыденная вещь, когда я не понимаю банальные вещи от знакомых, которые, как в тайтле, "не всегда соотносят чувства со словами". Ну, а если к делу - даже такие люди мыслят. Я-то вижу, что в тайтле Вайолет развивается, живёт, спорить не буду. Но я бы хотел услышать хотя бы какую-то мысль даже для комичных ситуаций. Я не знаю людей, у которых в голове нет вообще НИКАКИХ мыслей, которые бы смогли стать лучше. Может, моё окружение настолько плохое, но таков мой опыт. Ожидал, что Вайолет будет ближе для меня.
2) Тут я подумал чуть усерднее и понял, что повторяюсь как в рецензии. У меня такое же мнение - и затравка в виде "суперкрошки в погонах", и логика большинства военных мне тоже не нравится своей детальностью.
3) Ну, тут уж совсем вкусовщина и не претендую на объективность. Я бы расписал конкретные моменты... Но могу сказать точно про один. Из трэков, что мне зашли - Inconsolable. Почему? Ну, переведя название, мне ещё понятнее. Может быть, я правда ожидал не того, но для меня чувства, которые были как у Вайолет, не бывали такими "жизнерадостными". Трэк выше достаточно хорошо оправдал мои ожидания, но он играл всего пару раз. А остальные... Когда я только начал смотреть, меня не покидало ощущение, что музыка всяким способом пытается доказать, что "с Вайолет всё daijobu". Вроде бы эмоциональная сцена (забыл, какая), а на фоне играет ровно тот же трэк, что и при повседневном изучении мира. Причём будто все трэки сделаны реально под хорошее фэнтези. А, и да, к самим трэкам претензий нет - они реально классные и грамотно сделанные с хорошим набором инструментов. Просто мне не понравилось, что они уж слишком жизнерадостнее картинки. Я ожидал чего-то более отчаявшегося. После просмотра всей франшизы вспомнил сцену смерти Аббаккио и la strada giusta - для меня лучшая драм.сцена, в которой всё равно есть объективные недостатки даже той же композиции (мотив второй части и его инструменты).
Я поставил всему из франшизы 9, просто потому что 10 для меня - то, что я подчёркиваю для своей жизни. 9 для меня - показатель того, что я могу советовать другим. Какими бы не были мои претензии, за пределы меня они не уйдут. Я очень огорчён своими ожиданиями - безнадёгу в наше время не делают уже.
А ещё мне бы пора научиться писать первый комментарий больше, чтоб потом не было вопросов, на которые я не думал продумывать ответы.
@ПазуПроблема военной предыстории приехала прямиком из оригинала. В ранобэ чуть подробнее, больше внимания отношениям Гилберта и Вайолет уделяется, но погоды это не делает. Почему создатели аниме не переиначили этот момент (автор запретил?), учитывая сколько в сериале оригинальных историй, остаётся только догадываться.
@ErnestOsterman@Пазу, ну, я не сколько за разжёвывание, сколько за последовательность действий. А "майор" для меня показалось маловато. Возможно, что для меня процесс полного обдумывания простых ситуаций вполне привычен, потому я его и ожидал. Я и не ругаю что-либо с этим - только себя и свои надежды на родственную душу. Да и я сам понимаю, что сериал от внутреннего голоса лучше не станет, придётся много сцен перерабатывать.А, и ранобэ читать я не собираюсь (
"Когда Айрис обвиняет Вайолет в том, что та НГЕ понимает чувства людей, Вайолет соглашается и прибавляет"
"Параллели между Оскаром Уэбстером и Вайолет проводятся ещё в первой сцене серии"
Ссылку полностью на фамилии не хватает (ом)
"Хотя чувствуется, что сериал мог бы больше проникнуть в характер Лукулии, её предыстория убедительна и дополняет послевоенные темУ повествования"
@Пазу@had25, спасибо! Поправил.