
Что ж, вот и закончилось аниме, которое я начинал смотреть в школьные годы, а закончил - после окончания университета, и пусть этот отзыв быстро покроют другие, напишу свой, пока свежи впечатления. Персонажи изменялись вместе с автором оригинала-ранобэ и со зрителями, менялись студии, рисовка, почему-то просевшая в последнем сезоне (но если брать как анти-эталон последние экранизации Берсерка, то тут всё отлично). Впереди формально ещё целый учебный год и, как вариант, университет и взрослая жизнь, для которых можно было бы придумать какую-нибудь овашку, однако пока что всё будто бы закончилось: ушла в закат такая важная персона, как харизматичный незамужний сэнсэй, клуб претерпел реинкарнацию, и впереди, кажется, бесконечная подготовка к экзаменам и расставание компании, которая только-только вышла на одну волну.
Даже не знаю с какого конца зайти, попробую с сюжета... А, его тут нет. Да, потому что это аниме о реальности, реальности японской Чибы и современных японских школьников -- но вообще-то всё это скорее собирательный образ школьной жизни для ностальгирующих взрослых либо попытка автора "исправить" свою школьную жизнь и компенсировать недостатки -- например, крайне дружескими и ресурсными отношениями брата с сестрой. Главный герой - типичный ОЯШ... Ой, тоже нет? Ура. Итак, на что же ушли три сезона, если тут нет ночных битв с чудовищами из другого мира, сбора огоньков за добрые дела и роботов в умирающем мире и прочих интересных вещей вроде зацикливания на Бодлере и похищения женской формыи панцу? На рост героев и на слова и безмолвие. Фундамент событий ОреГайру таков: старшеклассника, который был в жёстком пролёте в течение младшей и средней школы (примерно 9 лет) и заработавшего социофобию лёгкой степени, парадоксально-софисткую логику, навыки скрытности и нигилизм в качестве психологической защиты, кличку "Хикки" и кучу прочитанных книг и пройденных игр -- на что ещё время тратить, если нет ни друзей, ни клуба -- берёт под опеку школьный психолог либо просто толковый (если не образцовый) учитель после разбора одного окололегендарного эссе о фальши юности нашего героя. В олдовом первом сезоне зрителю демонстрируют, главным образом, интеллектуальную битву между двумя нелюдимыми гг (вспомним слова одной из них, которую в школе (и дома) раньше тоже потравливали: "У этого парня никогда не будет девушки"), которым нечего терять, и странное сближение с ними противоположности - яркой, эмоциональной, раскованной easy-going улыбчивой экстравертки Юи-как-её-там. У неё есть чувство вины перед сбитым из-за её собаки парнем, с которым она пытается сблизиться и который отвергает её жалость и пытается порвать отношения (1). В то время как парня сбила машина другой гг, с которой тоже возникает раздор, так как она ничего не сказала об этом (2). Однако, в силу специфики клуба героям приходится знакомиться с другими людьми и переключаться с себя любимых-нелюбимых на внешний мир. Вплоть до второго сезона герои (главным образом два из троих - Юкиношита, глава клуба, и Хикигая) действуют своими методами для решения проблем других людей, ведь между ними даже идёт соревнование с вольным счётом и критерием оценки результатов, зато с хорошим мотивом - "любое желание победителя". Постепенно личности персонажей обрастают деталями как друг для друга, так и для зрителя, происходит знакомство с классом (фактически, только из него и будут приходить в клуб помощи, видимо, он засекречен для остальных). И вообще незнакомых школьников в кадре зритель фактически никогда здесь не встретит. Происходит знакомство с семьёй Юкиношита (ведь это их машина сбила Хикигаю), и оказывается, что отца в семье фактически нет (как и у Юи, и у Хачиманов (у которых и матери не просматривается), зато есть властная холодная мать, держащая дистанцию, и нагнетающая ужас сестра с улыбчивой экстравертной маской (можно ли её рассматривать как злую версию Юи, я не знаю). Волею судьбы (в виде цепочки "помочь Юкино которую из-за авторитета сестры и элитного класса берут в оргкомитет а я участник её клуба") наш прикидывающийся никчёмным работником, но на самом деле желающий стать домохозяином хикки-кун попадает в правящие круги школы -- и сначала делает себя "общим врагом" руководства, а потом рушит личность главы фестиваля и делает себя врагом школы (3) и чуть не получает по морде, в итоге по канону немного сближаясь с соперником-Хаямой - представителем "элиты", альфачей, Ерохиных и прочих, с которым он сыграл в крутой теннис, но фактически проиграл. Гг находит себе друзей в виде андрогинного мальчика и возможного альтер-эго автора оригинального ранобэ -- попутно вспоминая, находясь, пожалуй, в юношеском максимализме, своё собственное чунибьё. В выездном школьном лагере, кстати, Хикигая, став теневым лидером, организует целую кампанию, чтобы помочь похожей на него и Юкино девочке избежать их судьбы. Однако она его даже не благодарит (4). "Ты очень многого достиг и всё смог, но методы отвратительны". В конце первого сезона Хикигая принимает активное участие в спортивном фестивале, пытается хитрить и становится местной знаменитостью в негативном ключе. Уф, ну во втором сезоне, если кратко, в самом начале получается так, что методы Хикки настраивают против него сразу Юи (5), Юкино (6) и весь класс (7), а затем, пытаясь продвинуть в студсовет одну лису, он и вовсе попадает в конфронтацию с главой клуба (8), и всё грозит развалиться, весь второй сезон кратко можно охарактеризовать сценой, где все плачут. Зима, колесо обозрения, тяжести наваливаются на всех. Диалоги сверхтяжёлые для понимания, из ранобэ не экранизировали несколько целых арок, ну и студия и рисовка поменялись. Хикигая усердно работает и проводит бессонные ночи, катаясь с сэнсэем на машине, пытаясь понять, почему же всё разваливается, ведь всё он делает вроде бы логично и рационально. Оказывается, что проблема именно в том, что он не учёл чувства людей. Ну, заодно происходит дальнейшее развитие взаимоотношений с классом ("Розовые! Ничоси!"), с элитой, которая пытается почему-то стать как наш "никчёмный гг с гнилыми глазами", но не может -- как и наш 8ман не может стать Хаямой, а также с сестрой Юкиношитой и её матерью. А, ну и ещё происходит ре-знакомство с первой любовью, переоценка этой самой любови и работа в качестве представителя школы в другой школе, где встречается девочка из первого сезона, немного изменившаяся после своей арки "колючая" Кава-как-её-там и её милаха-сестрёнка. Да и отношения с Комачи у Хачимана во втором сезоне несколько шатаются (9). Юи тревожно смотрит на отчуждение своих друзей друг от друга и как-то пытается начать действовать. После второго сезона идёт время, пишется и переводится ранобэ, мир накрывается медным тазом...
И всё-таки выходит третий сезон, пусть и с еле уловимыми изменениями рисовки и непримечательным саундтреком - который вроде как перекочевал в основном из второго сезона. Однако изменилась подача. Ранобэ переносится на экран довольно бережно, основное нововведение - полноценные интерлюдии в конце серии от лица разных персонажей, а Хикки иногда выдаёт вслух те хаотичные бессмысленные реплики, которые вроде бы раньше оставались у него в голове. С самого начала, после продолжения концовки предыдущего сезона, как-то вдруг меняется атмосфера - фактически коренным образом! Во-первых, Хикигая явно освоил техники дерефлексии и поддержания улыбки, и вот уже он заботится о сестрёнке Кавасаки в кафе почти как Дайти из Брошенный кролик. Да-да, авторы сделали прямо душевный фансервис для фанатов различных рутов-пейрингов. Жаль, в сауне мысли о Тоцуке не прозвучали... Кхем. Третий сезон получился по атмосфере самым расслабленным и расслабляющем, и, вспоминая свою старшую школу, я что-то такое да припоминаю. Класс десятый наверно как раз - ГИА позади, ЕГЭ через год. А может, наоборот, в начале 11, не важно. Ну, не припоминается ничего? Ладно, едем дальше. Несмотря на ламповость и расслабленность явно медитирующего тайком гг в третьем сезоне остро повисает атмосфера расставания (10). Нужно что-то решать, и вариантов немного: выбрать кого-то одного либо никого (уже невозможно игнорировать повисший в воздухе треугольник, да и Харуно нагнетает и дизморалит) и остаться ни с чем. Хикигая пытается понять, чего же он на самом деле хочет и почему, но на самом деле он, как и многие зрители и читатели, уже вполне всё понимает. А, да, ещё возникла игра в исполнение желаний. Юи пытается быть настойчивой, и вот уже Хикигая оказывается у неё дома и поминутно краснеет - никуда его натура из первого сезона не делась, и отрицающая очевидное тоже, как хорошо в комментариях показал анализ серии одного человека. А ещё она "засыпает" у него на плече... Тем не менее слёз не избежать. В то же время, крутой хип-хоп/рэп-баттл с (тоже изменившимся!) президентом знакомой школы Кайхин-сого может повеселить до слёз. Вот такие дела, и неспешно идёт повествование, вот уже 7 серия, 8... Даже не получается вспомнить, что происходило почти весь сезон, вот честное слово. Несколько нетерпеливых людей не дождались конца и написали разгромные отзывы с крайне низкими оценками. Однако в комментариях происходили целые литературные дискуссии с детальными анализами каждой серии, сами по себе тянувшие на отзывы. Шутка ли - 2121 коммент на 12 серий? И что же, в игру вступает некий "пром" (знакомые с "Кэрри" вздрогнули) и его организация -- снова разными путями (11), и снова Хикигая устраивает свой блэкджек с тремя очкариками. Если не ошибаюсь, два из них - из неэкранизированной мини-арки из середины ранобэ. Возникает практически открытое противостояние юного Хикигаи Хачимана с холодной матерью Юкиношита. Пром реализуется, есть даже танец с Юи. Ироха, кстати, играет далеко не последнюю роль в сезоне. И вот вроде бы всё и закончилось... Но Харуно ждёт в коридоре и на крыльце, Юкино хватает за одежду, а потом сэнсэй похищает и признаётся в любви... И наступает поворот, Хикигая, чуть не про...пустивший всё по ветру 11 раз (или больше, или меньше), мысленно вспомнив одиночество в школьные годы и прикинув варианты будущего, делает свой выбор, приняв решимость и ответственность, и всё решается благодаря велосипеду и мосту над дорогой. И Хикигая решает вести свою игру, чтобы всё не про...пустить по ветру. На пляже он фотографирует девушек, и одна милая фудзёси говорит ему, что всё-таки они разные (если правильно помню). Ну а дальше, под аффектом от видимо таки имевшего место (скрытные японцы не показали явно) поцелуя всё расцветает румянцем, и галопом по Европам происходит завершение сезона, в итоге оказалось, что "гигант" (отсылка к Базарову ага, удивительно, да, но Хикигая оказался человеком, у которого могут возникнуть человеческие чувства) оказался подвержен той самой "фальшивой весне юности", а Юкиношита Юкино совсем внезапно раскрыла в себе традиционный для японской женщины времён самураев менталитет. Вообще она (и зритель) в этом сезоне лицом к лицу сталкивается со своей (её) слабостью -- и получается так, что она решает -- да и фиг с ним, этим тасканием всего на себе, этой независимостью, в конце концов одна голова хорошо, а две лучше. Матери она открыто заявляет, что хочет продолжить работу отца, а Хачиман выражает своё взросление в отказе подняться с пола с помощью руки чуть ранее упавшей на него на радость фанатам сэнсэя. Однако тут же хватает её и крепко пожимает в благодарность. И можно бесконечно спорить, что будет, когда угаснет буря гормонов и чувств (ведь Хикки на радостях даже подумал о свадьбе), каковы были или остаются альтернативы, что дальше в целом, и что Хикигая Хачиман стал "нормальным" и предал себя -- однако, как ни крути, он всего лишь угодил всем, не сделал себя всеобщим врагом и всё сохранил и даже приобрёл. Дочитали? Ну всё, теперь 14 томов ранобэ для вас не будет проблемой, спасибо за внимание. Там всё наиболее полно, нет сильного ощущения непоследовательности и пропусков частей сюжета, да и тысячи отсылок и игр слов в наличии. В качестве похожего и альтернатив развития персонажа -- Не моя вина, что я не популярна! (в манге тоже всё пошло по пути выхода из своей скорлупы, а большой поворот случился наверное и там и там благодаря школьной поездке в Киото), Добро пожаловать в NHK как плохой концовки в случае беспричинного отката Хикигаи к поведению из первого сезона, и современного и немного о другом Hitoribocchi no Marumaru Seikatsu - о девочке-социофобе и линии поведения для изменения состояния. А, ну и по ламповости может - Любовь похожа на прошедший дождь, ещё есть короткие аниме "Бухающая Вакако" и о проблемном муже-отаку, забыл название. Ещё Ханда-кун и Цитрус - там фактически такая же Юкиношита в гг. Ну и, может быть, Хёка. OreGairu аниме особенное, тут хоть философию ищи, хоть проблемы японского интровертного общества, хоть социальные, как угодно, но в центре всё равно взаимоотношения людей и словесные тонкости. Из Хикигаи бы получился хороший юрист, ищущий различные прочтения и лазейки в законах, наверное. Тайтл фактически про него и таких как он, про выход к людям из "стеклянных стен", про принятие себя и развитие своих сильных сторон, своего неординарного подхода (а в коллективизме Японии одиночки на особом положении). Хикигая остался собой, просто он вырос, и вообще константного "я" нет, человек всегда находится в становлении, для которого необходимы другие люди.
Даже не знаю с какого конца зайти, попробую с сюжета... А, его тут нет. Да, потому что это аниме о реальности, реальности японской Чибы и современных японских школьников -- но вообще-то всё это скорее собирательный образ школьной жизни для ностальгирующих взрослых либо попытка автора "исправить" свою школьную жизнь и компенсировать недостатки -- например, крайне дружескими и ресурсными отношениями брата с сестрой. Главный герой - типичный ОЯШ... Ой, тоже нет? Ура. Итак, на что же ушли три сезона, если тут нет ночных битв с чудовищами из другого мира, сбора огоньков за добрые дела и роботов в умирающем мире и прочих интересных вещей вроде зацикливания на Бодлере и похищения женской формы
И всё-таки выходит третий сезон, пусть и с еле уловимыми изменениями рисовки и непримечательным саундтреком - который вроде как перекочевал в основном из второго сезона. Однако изменилась подача. Ранобэ переносится на экран довольно бережно, основное нововведение - полноценные интерлюдии в конце серии от лица разных персонажей, а Хикки иногда выдаёт вслух те хаотичные бессмысленные реплики, которые вроде бы раньше оставались у него в голове. С самого начала, после продолжения концовки предыдущего сезона, как-то вдруг меняется атмосфера - фактически коренным образом! Во-первых, Хикигая явно освоил техники дерефлексии и поддержания улыбки, и вот уже он заботится о сестрёнке Кавасаки в кафе почти как Дайти из Брошенный кролик. Да-да, авторы сделали прямо душевный фансервис для фанатов различных рутов-пейрингов. Жаль, в сауне мысли о Тоцуке не прозвучали... Кхем. Третий сезон получился по атмосфере самым расслабленным и расслабляющем, и, вспоминая свою старшую школу, я что-то такое да припоминаю. Класс десятый наверно как раз - ГИА позади, ЕГЭ через год. А может, наоборот, в начале 11, не важно. Ну, не припоминается ничего? Ладно, едем дальше. Несмотря на ламповость и расслабленность явно медитирующего тайком гг в третьем сезоне остро повисает атмосфера расставания (10). Нужно что-то решать, и вариантов немного: выбрать кого-то одного либо никого (уже невозможно игнорировать повисший в воздухе треугольник, да и Харуно нагнетает и дизморалит) и остаться ни с чем. Хикигая пытается понять, чего же он на самом деле хочет и почему, но на самом деле он, как и многие зрители и читатели, уже вполне всё понимает. А, да, ещё возникла игра в исполнение желаний. Юи пытается быть настойчивой, и вот уже Хикигая оказывается у неё дома и поминутно краснеет - никуда его натура из первого сезона не делась, и отрицающая очевидное тоже, как хорошо в комментариях показал анализ серии одного человека. А ещё она "засыпает" у него на плече... Тем не менее слёз не избежать. В то же время, крутой хип-хоп/рэп-баттл с (тоже изменившимся!) президентом знакомой школы Кайхин-сого может повеселить до слёз. Вот такие дела, и неспешно идёт повествование, вот уже 7 серия, 8... Даже не получается вспомнить, что происходило почти весь сезон, вот честное слово. Несколько нетерпеливых людей не дождались конца и написали разгромные отзывы с крайне низкими оценками. Однако в комментариях происходили целые литературные дискуссии с детальными анализами каждой серии, сами по себе тянувшие на отзывы. Шутка ли - 2121 коммент на 12 серий? И что же, в игру вступает некий "пром" (знакомые с "Кэрри" вздрогнули) и его организация -- снова разными путями (11), и снова Хикигая устраивает свой блэкджек с тремя очкариками. Если не ошибаюсь, два из них - из неэкранизированной мини-арки из середины ранобэ. Возникает практически открытое противостояние юного Хикигаи Хачимана с холодной матерью Юкиношита. Пром реализуется, есть даже танец с Юи. Ироха, кстати, играет далеко не последнюю роль в сезоне. И вот вроде бы всё и закончилось... Но Харуно ждёт в коридоре и на крыльце, Юкино хватает за одежду, а потом сэнсэй похищает и признаётся в любви... И наступает поворот, Хикигая, чуть не про...пустивший всё по ветру 11 раз (или больше, или меньше), мысленно вспомнив одиночество в школьные годы и прикинув варианты будущего, делает свой выбор, приняв решимость и ответственность, и всё решается благодаря велосипеду и мосту над дорогой. И Хикигая решает вести свою игру, чтобы всё не про...пустить по ветру. На пляже он фотографирует девушек, и одна милая фудзёси говорит ему, что всё-таки они разные (если правильно помню). Ну а дальше, под аффектом от видимо таки имевшего место (скрытные японцы не показали явно) поцелуя всё расцветает румянцем, и галопом по Европам происходит завершение сезона, в итоге оказалось, что "гигант" (отсылка к Базарову ага, удивительно, да, но Хикигая оказался человеком, у которого могут возникнуть человеческие чувства) оказался подвержен той самой "фальшивой весне юности", а Юкиношита Юкино совсем внезапно раскрыла в себе традиционный для японской женщины времён самураев менталитет. Вообще она (и зритель) в этом сезоне лицом к лицу сталкивается со своей (её) слабостью -- и получается так, что она решает -- да и фиг с ним, этим тасканием всего на себе, этой независимостью, в конце концов одна голова хорошо, а две лучше. Матери она открыто заявляет, что хочет продолжить работу отца, а Хачиман выражает своё взросление в отказе подняться с пола с помощью руки чуть ранее упавшей на него на радость фанатам сэнсэя. Однако тут же хватает её и крепко пожимает в благодарность. И можно бесконечно спорить, что будет, когда угаснет буря гормонов и чувств (ведь Хикки на радостях даже подумал о свадьбе), каковы были или остаются альтернативы, что дальше в целом, и что Хикигая Хачиман стал "нормальным" и предал себя -- однако, как ни крути, он всего лишь угодил всем, не сделал себя всеобщим врагом и всё сохранил и даже приобрёл. Дочитали? Ну всё, теперь 14 томов ранобэ для вас не будет проблемой, спасибо за внимание. Там всё наиболее полно, нет сильного ощущения непоследовательности и пропусков частей сюжета, да и тысячи отсылок и игр слов в наличии. В качестве похожего и альтернатив развития персонажа -- Не моя вина, что я не популярна! (в манге тоже всё пошло по пути выхода из своей скорлупы, а большой поворот случился наверное и там и там благодаря школьной поездке в Киото), Добро пожаловать в NHK как плохой концовки в случае беспричинного отката Хикигаи к поведению из первого сезона, и современного и немного о другом Hitoribocchi no Marumaru Seikatsu - о девочке-социофобе и линии поведения для изменения состояния. А, ну и по ламповости может - Любовь похожа на прошедший дождь, ещё есть короткие аниме "Бухающая Вакако" и о проблемном муже-отаку, забыл название. Ещё Ханда-кун и Цитрус - там фактически такая же Юкиношита в гг. Ну и, может быть, Хёка. OreGairu аниме особенное, тут хоть философию ищи, хоть проблемы японского интровертного общества, хоть социальные, как угодно, но в центре всё равно взаимоотношения людей и словесные тонкости. Из Хикигаи бы получился хороший юрист, ищущий различные прочтения и лазейки в законах, наверное. Тайтл фактически про него и таких как он, про выход к людям из "стеклянных стен", про принятие себя и развитие своих сильных сторон, своего неординарного подхода (а в коллективизме Японии одиночки на особом положении). Хикигая остался собой, просто он вырос, и вообще константного "я" нет, человек всегда находится в становлении, для которого необходимы другие люди.