
Не без скепсиса приступил к просмотру аниме "Провожающая в последний путь Фрирен", ибо многие нашумевшие работы, бравшие своё начало с 20-го года по сегодняшний, неприятно удивляли то бессодержательностью, то изобилием дурного, то бескомпромиссной похожестью. *Здесь* — приятная цветовая гамма, звуковое сопровождение и разношерстные пейзажи создали атмосферу сразу; неторопливое же повествование, сочетаясь с магией бытового назначения, придали реализм тому жанру, от которого этого не ждешь (что напомнило "Врата Штейна"). Короче, начало тайтла дало повод мне отбросить сомнения, чему я и обрадовался.
ВРЕМЯ.
Время (история) является основной темой произведения: эльфийка Фрирен, влачившаяся одиночкой сотни лет, встречает команду героев, которая и наполнит, пусть и на эльфийское мгновение, ее существование смыслом; а кончина , наверное, ближайшего товарища станет отправной точкой развития личности героини.
Вообще, об отряде нам рассказывают весьма неплохо: сначала завлекают как бы в конец дружного пути "авантюристов", а потом - через воспоминания волшебницы, сказания и благодарность некогда обездоленных горожан, - мы узнаем как об их подвигах, так и о характере седовласой, Химмеля, Хайтера и Айзена. Стоит отметить и положительное раскрытие Айзена: если в рамках четверки, кроме "совы", обрисовываются только мечник и "хмельной святоша", то .
СЮЖЕТ (тут уже нельзя без череды спойлеров)
Прелести начала были изложены выше; а чуть дальше — встреча с Ферн, девочкой, взятой под опеку уже статным Хайтером, с которой у Фрирен завяжутся теплые, сестринские отношения, воспринемающиеся органично, с уютностью. А дальше... а дальше цветет то, в пользу чего вянет немалая доля перечисленных достоинств.
Уже в седьмой серии ощущается убывание той неторопливости и уюта, что и придавали этому произведению самобытности: эпизодические персонажи, к коим можно причислить и демонов , начинают резать глаз своей бессодержательностью; проблемы, а так же их разрешения формируются по канонам узнаваемых сенонов (сюда можно отнести всё приключение, происходящее в городе Граната ); магия, непривычно употребляемая в быту, находит приложение в битвах, но сущностно они (битвы) представляют из себя "прыжок-удар-вниз, прыжок-удар-вверх". Осадок от этого остается пренеприятнейший еще не одну серию, и, казалось бы, арка с Зейном хотя бы несколько возвращает изначальные достоинства, но
На некоторых обстоятельствах остановимся.
АТМОСФЕРА
А)По ней "Фрирен" нередко сравнивают с аниме "Волчица и пряности". Действительно, там тоже волшебная долгожительница путешествует не одна, направляясь к далекой земле, но отличия вот какие хочу подчеркнуть.
В "Волчице" героиня обаятельная, выдержанная, развивающаяся вместе со своим спутником. Их передвижения часто сопровождаются торговыми делами Лоуренса, что вкупе с архитектурой и музыкой умело погружают зрителя. Вишенкой же на торте является, конечно, еда. Яблоки в меду и эль (продукты сами по себе нетривальные) подаются в таком колорите, с таким голосом, в таком свете, что вкус чувствуется во рту... , — и сии достоинства соблюдаются как минимум весь первый сезон. А что "Провожающая..."?
Фрирен действительно развивается, как и Ферн. Ритм же сменяется быстро, и это идет во вред самобытности; а самое странное, что в аниме НЕТ(!) запоминающейся еды. Да, пирожные, стейки наличествуют , но при упоминании каких лакомств из данного блока вы почувствуете запах европейской таверны, и какой сериал вспомнится?
Б) Расстраивает и то, что "время" - , центральная тема произведения - обыгрывается весьма скудно: в начале еще товарищеские воспоминания смотрятся интересно, но дальше, кроме них и памятников (которых иной раз отделяют века, но их друг от друга не отличить), ничего не добавляется, а времени экранного на такие ходы остается все меньше и меньше. Получается, если забыть вводные факты, то есть переместиться сразу в середину работы, заприметится только резкая смена кадров, но никакого ощущения "настоящего" или "прошлого" не будет.
В "Бензопиле", например, случается так, что герои в течение двух минут общаются на балконе; бывает, Дендзи наслаждается оконными пейзажами с минуту, или пол серии, будучи в баре, делит с коллегами обед - все это вовлекает зрителя , делает его как бы участником действия; и почему такие художественные ходы, растягивающие мгновения, дающие зрителю прочувствовать его сполна, обнаруживаются там, где они вовсе не обязательны, но даже отдаленно не используются там, где следовало бы их ожидать? Почему нет серии, где Фри и Фре в пределе 2-3 локаций собирают овощи, их моют, обрезают, кипятят воду, а фоном все это время играет приглушённо музыка германцев? Почему нет серии, где Ферн смотрит на уплывающий парус, катящуюся луну, придаваясь меланхоличным и немногословным размышлениям на 3-4 минуты? Увы.
В) Сериал сравнить можно с фильмом "Украсть прощальное утро цветами обещания". В обоих случаях есть эльфийка, обретающая семью, подчеркивается скоротечность людской жизни и даже ценность воспоминаний выделяется. Но "Прощальное утро" даёт нам семейные отношения, выдержившие не один конфликт, что делает их глубже, объемнее. Оно так же сосредотачивается на героях, последовательно развивающихся, и к тому же имеет правдоподобный конец . *Здесь* — развитие можно заприметить разве что у волшебницы, а остальные члены тройки либо развиваются менее явно, либо не развиваются вовсе. Можно воспринимать "ПвППФ" как своего рода продолжение "УПУЦО", ведь Фрирен, по сути, начинает с тем, с чем заканчивает Макия. Но тогда это самое продолжение не выдерживает ни атмосферу, ни содержательность героев, ни глубину поднимаемых тем. Словом, снова сравнение в пользу того, с кем сравнивают.
СТАРК
Персонаж вводится как "воин" и наследие Айзена, но как он раскрывается и раскрывается ли вообще?
Например, во "Вратах Штейна" есть Окабе - креативный двигатель, Маюри - "душа" коллектива и Итару - гиговский остряк и ключевой программист/инженер-конструктор. В "Атаке титанов" Эрен - энергия, Микаса - телохранитель, Армин - "мозг". В "БумерАнге" Сокка (казалось бы, не имеющий магии чудак) — незаменимый организатор, отпускающий характерные, узнаваемые шутки-каламбуры. А что Старк?
Телохранитель ли ? - но ведь и Фрирен и Френ способны при желании защитить себя от макушки до пят.
Мозг ли? - волшебницы самостоятельно находят нужные пути, припасы, а "воин" нередко сам создает проблемы по несоображению.
"Душа" ли? - Зейн в двух сериях сделал и в этом отношении больше, чем юноша за всё своё экранное время.
"Родитель" ли? - Зейн <текст сверху>, а в остальном — эти функции чередуют Ферн и Фрирен.
Может, Старк совершенствует навыки? Но за все серии я припомню разве что отжимания его; а во второй части сериала так вообще начинается турнир ВОЛШЕБНИКОВ.
Получается, персонаж не вышел за пределы "наследия" и романтического повода, что для члена центральной тройки в аниме с претензией на самобытность и семейность, увы, промах.
"Проважающая в последний путь Фрирен" - одно из ярких аниме последних лет. Если "КРД", "Магическая битва", "Чел-бенз", "Дан-да-дан" и прочие, честно сказать, малоинтересны, то представленная работа - дело другое. Было любопытно обозначить, что в этом аниме хорошего, чего ему не хватило и что ему помешало. Какая оценка? Непросто... С одной стороны, эта работа - одна из лучших за последние года, с другой - она уступает и "Волчице", и "Цветам", и "Союзу", коим я поставил "7".
Выбирая между предельной шестеркой и слабейшей семеркой, — первое.
ВРЕМЯ.
Время (история) является основной темой произведения: эльфийка Фрирен, влачившаяся одиночкой сотни лет, встречает команду героев, которая и наполнит, пусть и на эльфийское мгновение, ее существование смыслом; а кончина , наверное, ближайшего товарища станет отправной точкой развития личности героини.
Вообще, об отряде нам рассказывают весьма неплохо: сначала завлекают как бы в конец дружного пути "авантюристов", а потом - через воспоминания волшебницы, сказания и благодарность некогда обездоленных горожан, - мы узнаем как об их подвигах, так и о характере седовласой, Химмеля, Хайтера и Айзена. Стоит отметить и положительное раскрытие Айзена: если в рамках четверки, кроме "совы", обрисовываются только мечник и "хмельной святоша", то
после смерти последних, в "настоящем", внимание концентрируется уже на живой легнде, оставшимся боевом товарище
СЮЖЕТ (тут уже нельзя без череды спойлеров)
Прелести начала были изложены выше; а чуть дальше — встреча с Ферн, девочкой, взятой под опеку уже статным Хайтером, с которой у Фрирен завяжутся теплые, сестринские отношения, воспринемающиеся органично, с уютностью. А дальше... а дальше цветет то, в пользу чего вянет немалая доля перечисленных достоинств.
Уже в седьмой серии ощущается убывание той неторопливости и уюта, что и придавали этому произведению самобытности: эпизодические персонажи, к коим можно причислить и демонов , начинают резать глаз своей бессодержательностью; проблемы, а так же их разрешения формируются по канонам узнаваемых сенонов (сюда можно отнести всё приключение, происходящее в городе Граната ); магия, непривычно употребляемая в быту, находит приложение в битвах, но сущностно они (битвы) представляют из себя "прыжок-удар-вниз, прыжок-удар-вверх". Осадок от этого остается пренеприятнейший еще не одну серию, и, казалось бы, арка с Зейном хотя бы несколько возвращает изначальные достоинства, но
весьма скоро священнослужитель уходит от компании, а действие сериала перетекает в город волшебников, где начинается экзамен на чунина в лучших традициях "Боруто"
На некоторых обстоятельствах остановимся.
АТМОСФЕРА
А)По ней "Фрирен" нередко сравнивают с аниме "Волчица и пряности". Действительно, там тоже волшебная долгожительница путешествует не одна, направляясь к далекой земле, но отличия вот какие хочу подчеркнуть.
В "Волчице" героиня обаятельная, выдержанная, развивающаяся вместе со своим спутником. Их передвижения часто сопровождаются торговыми делами Лоуренса, что вкупе с архитектурой и музыкой умело погружают зрителя. Вишенкой же на торте является, конечно, еда. Яблоки в меду и эль (продукты сами по себе нетривальные) подаются в таком колорите, с таким голосом, в таком свете, что вкус чувствуется во рту... , — и сии достоинства соблюдаются как минимум весь первый сезон. А что "Провожающая..."?
Фрирен действительно развивается, как и Ферн. Ритм же сменяется быстро, и это идет во вред самобытности; а самое странное, что в аниме НЕТ(!) запоминающейся еды. Да, пирожные, стейки наличествуют , но при упоминании каких лакомств из данного блока вы почувствуете запах европейской таверны, и какой сериал вспомнится?
Б) Расстраивает и то, что "время" - , центральная тема произведения - обыгрывается весьма скудно: в начале еще товарищеские воспоминания смотрятся интересно, но дальше, кроме них и памятников (которых иной раз отделяют века, но их друг от друга не отличить), ничего не добавляется, а времени экранного на такие ходы остается все меньше и меньше. Получается, если забыть вводные факты, то есть переместиться сразу в середину работы, заприметится только резкая смена кадров, но никакого ощущения "настоящего" или "прошлого" не будет.
В "Бензопиле", например, случается так, что герои в течение двух минут общаются на балконе; бывает, Дендзи наслаждается оконными пейзажами с минуту, или пол серии, будучи в баре, делит с коллегами обед - все это вовлекает зрителя , делает его как бы участником действия; и почему такие художественные ходы, растягивающие мгновения, дающие зрителю прочувствовать его сполна, обнаруживаются там, где они вовсе не обязательны, но даже отдаленно не используются там, где следовало бы их ожидать? Почему нет серии, где Фри и Фре в пределе 2-3 локаций собирают овощи, их моют, обрезают, кипятят воду, а фоном все это время играет приглушённо музыка германцев? Почему нет серии, где Ферн смотрит на уплывающий парус, катящуюся луну, придаваясь меланхоличным и немногословным размышлениям на 3-4 минуты? Увы.
В) Сериал сравнить можно с фильмом "Украсть прощальное утро цветами обещания". В обоих случаях есть эльфийка, обретающая семью, подчеркивается скоротечность людской жизни и даже ценность воспоминаний выделяется. Но "Прощальное утро" даёт нам семейные отношения, выдержившие не один конфликт, что делает их глубже, объемнее. Оно так же сосредотачивается на героях, последовательно развивающихся, и к тому же имеет правдоподобный конец . *Здесь* — развитие можно заприметить разве что у волшебницы, а остальные члены тройки либо развиваются менее явно, либо не развиваются вовсе. Можно воспринимать "ПвППФ" как своего рода продолжение "УПУЦО", ведь Фрирен, по сути, начинает с тем, с чем заканчивает Макия. Но тогда это самое продолжение не выдерживает ни атмосферу, ни содержательность героев, ни глубину поднимаемых тем. Словом, снова сравнение в пользу того, с кем сравнивают.
СТАРК
Персонаж вводится как "воин" и наследие Айзена, но как он раскрывается и раскрывается ли вообще?
Например, во "Вратах Штейна" есть Окабе - креативный двигатель, Маюри - "душа" коллектива и Итару - гиговский остряк и ключевой программист/инженер-конструктор. В "Атаке титанов" Эрен - энергия, Микаса - телохранитель, Армин - "мозг". В "БумерАнге" Сокка (казалось бы, не имеющий магии чудак) — незаменимый организатор, отпускающий характерные, узнаваемые шутки-каламбуры. А что Старк?
Телохранитель ли ? - но ведь и Фрирен и Френ способны при желании защитить себя от макушки до пят.
Мозг ли? - волшебницы самостоятельно находят нужные пути, припасы, а "воин" нередко сам создает проблемы по несоображению.
"Душа" ли? - Зейн в двух сериях сделал и в этом отношении больше, чем юноша за всё своё экранное время.
"Родитель" ли? - Зейн <текст сверху>, а в остальном — эти функции чередуют Ферн и Фрирен.
Может, Старк совершенствует навыки? Но за все серии я припомню разве что отжимания его; а во второй части сериала так вообще начинается турнир ВОЛШЕБНИКОВ.
Получается, персонаж не вышел за пределы "наследия" и романтического повода, что для члена центральной тройки в аниме с претензией на самобытность и семейность, увы, промах.
"Проважающая в последний путь Фрирен" - одно из ярких аниме последних лет. Если "КРД", "Магическая битва", "Чел-бенз", "Дан-да-дан" и прочие, честно сказать, малоинтересны, то представленная работа - дело другое. Было любопытно обозначить, что в этом аниме хорошего, чего ему не хватило и что ему помешало. Какая оценка? Непросто... С одной стороны, эта работа - одна из лучших за последние года, с другой - она уступает и "Волчице", и "Цветам", и "Союзу", коим я поставил "7".
Выбирая между предельной шестеркой и слабейшей семеркой, — первое.