Про лучший эндинг осеннего сезона, про красоту на экране и годное музыкальное сопровождение уже все знают, да и это не главное. Sousou no Frieren приятно пересматривать по второму кругу, мне нравится подмечать мелочи которые могли быть пропущены с первого раза. Например, давайте вернёмся к началу первой серии, где в двух слайдах Фламме рассказала о своём путешествии на край ойкумены. Я подозреваю, что многие из вас не обратили внимание на это, может быть, вы об этом забыли, а эти два слайда размером в 17 секунд экранного времени спойлерят весь сериал, так-то. Да, оказывается, спустя тысячелетие главная героиня сериала, сама того не зная, повторяет пройденный её наставницей путь! И более того, уничтожив повелителя демонов, она превосходит Фламме. В дальнейшем мы обязательно вернёмся к этой теме, поскольку она красной нитью вьётся от начала и до конца - ученики идут по стопам учителей, а учителя надеются, что те их обязательно превзойдут. И их надежды обязательно должны оправдаться.
1366x7681366x768
Это я решил взяться за основные сюжетные линии, текста стало бы в два раза больше если разбирать все личные истории второстепенных героев. Так что ради этого я когда-нибудь пересмотрю Фрирен в третий раз, ведь аниме, которое можно пересматривать трижды, по определению годное. Да, конечно, не всем понравилась арка с батлроялем, из-за него сюжет теряет динамику ближе к финалу, но это не критично, учитывая что потраченное экранное время ушло на хорошее раскрытие новых второстепенных персонажей. Мне вообще нравится мысль о том, что их жизнь не заканчивается на проваленном экзамене. Вот такое вот аниме мы с вами посмотрели и будем, по всей видимости, пересматривать перед новым сезоном. Может быть, нам побольше расскажут об эльфах, раскроют монаха Крафта как героя с интересной судьбой, познакомят с погребальными ритуалами дворфов. А ещё мы обязательно узнаем о том, встретил ли Зайнженщину постарше друга детства.
1366x768
1366x7681366x768
О повествовании
Теперь посмотрим на то, как строится повествование. С одной стороны, у нас есть обыкновенная фентезийная история об отряде героев, который состоит из типичных фентезийных типажей: мечник (Химмель), дворф-танк-двурук (Айзен), священник-хиллер (Хайтер) и эльфийка на позиции мага (Фрирен). Преследуемые ими цели тоже типичные, они волею судеб собрались вместе для того чтобы отправиться в долгий путь на встречу злоключениям. Спустя 10 лет, сразив армию демонов, наши герои побеждают их главаря, они возвращаются, их встречают как героев, им ставят памятник, им воздают заслуженные почести. Но вместе с тем, эта героическая история всё время присутствует где-то на заднем плане, мы с ней напрямую не знакомы, мы о ней знаем исключительно в пересказе, в воспоминаниях о давно прошедших днях. То есть, можно сказать, что повествование Sousou no Frieren строится ретроспективно, история движется с конца в обратную сторону. Если в прошлый раз Фрирен 10 лет шла на север чтобы уничтожить владыку демонов, то теперь она хочет расставить всё по полочкам, Не случайно хронология аниме в качестве точки отсчёта использует кончину Химмеля, которая с ног на голову перевернула жизнь Фрирен.
1366x7681366x768
Её погоняло "Провожающая в последний путь" можно понимать двояко, и с точки зрения демонов, для которых Фрирен была последним что они видели в своей жизни, и в том смысле. что Фрирен обречена на то чтобы пережить всех своих друзей. Жизнь эльфов тянется тысячами лет, Фрирен своими глазами видела как падали одни государства и появлялись другие, так что вполне резонно предположить что Химмель явно не первый человек которого она "проводила в последний путь", в конце концов, до него она похоронила Фламме. Это положение дел можно определить как обречённость на одиночество, поскольку с кем бы Фрирен ни пересеклась, с кем бы ни имела близость, рано или поздно этот кто-то близкий навсегда уйдёт в небытие. Все умрут, а она останется, так и не успев как следует поговорить с друзьями. Единственное, что остаётся от них, это воспоминания. По сути, память является лейтмотивом аниме, к ней постоянно возвращаются, воспоминаниям уделено много места в сюжете.
1366x7681366x7681366x768
1366x7681366x768
Её погоняло "Провожающая в последний путь" можно понимать двояко, и с точки зрения демонов, для которых Фрирен была последним что они видели в своей жизни, и в том смысле. что Фрирен обречена на то чтобы пережить всех своих друзей. Жизнь эльфов тянется тысячами лет, Фрирен своими глазами видела как падали одни государства и появлялись другие, так что вполне резонно предположить что Химмель явно не первый человек которого она "проводила в последний путь", в конце концов, до него она похоронила Фламме. Это положение дел можно определить как обречённость на одиночество, поскольку с кем бы Фрирен ни пересеклась, с кем бы ни имела близость, рано или поздно этот кто-то близкий навсегда уйдёт в небытие. Все умрут, а она останется, так и не успев как следует поговорить с друзьями. Единственное, что остаётся от них, это воспоминания. По сути, память является лейтмотивом аниме, к ней постоянно возвращаются, воспоминаниям уделено много места в сюжете.
1366x7681366x7681366x768
О памяти
Давайте теперь немного порассуждаем об этом. Путешествие, которое заняло 1/100 часть жизни Фрирен, стало главным событием в ней. Что такое память для Фрирен? Это всё, что осталось ей от друзей. В погоне за утерянной возможностью поговорить с ним Фрирен, собственно, отправляется в Энде, где, как известно, живые могут встретиться с умершими. Это, я думаю, такая вещь, которая знакома многим из читателей, ведь все мы были на поминках, посещали могилы, оставляли на них еду и горячительные напитки (вспомните как Фрирен облила надгробие Хайтера вином). Может быть, мы надеемся на то, что люди не уходят в небытие, что мы с ними когда-нибудь вновь встретимся. Так или иначе, контакт со смертью неизбежно выводит нас на разговор об основах религиозности, тем более что в лоре Sousou no Frieren есть место для обсуждения религии, но лучше оставить его на новый сезон, когда тему с Богиней развернут более обширно.
1366x7681366x7681366x7681366x768
Остановимся на том, что Фрирен испытывает фрустрацию из-за невозможности коммуникации со старыми друзьями. Память важна также потому что ею можно делиться с другими. Всякие мелочи навроде приятных впечатлений о вкусном тортике или встреча рассвета в первое новогоднее утро обретают своё значение только потому что тебе есть с кем разделить эти мелочи. В шестнадцатой серии Фрирен радуется встрече со стариком Фоллем именно потому что единственный приятель с которым можно поговорить о прежних временах. Сам Фолль, правда, уже смутно помнит зачем он вызвался защищать деревню, даже лица жены не помнит, но он помнит главное, что эта деревня дорога его жене, и память об этом он пронёс через века. Вместе с этим, зацикленность на памяти является ещё и частью тревоги о конечности других людей и о собственной конечности, то есть память может представлять собой напоминанием о смерти. Все мы, так или иначе, хотим помнить других людей и хотим чтобы о нас вспоминали, хотим однажды сделать нечто такое что бы вписало наши имена в историю. Например, Химмель чуть ли не в каждой деревне по дороге оставил памятник самому себе. Но этими памятниками являются не каменные изваяния, о которых быстро забудут, а те добрые дела, те хорошие воспоминания о себе, которые Химмель оставил после себя.
1366x7681366x7681366x768
1366x7681366x7681366x7681366x768
Остановимся на том, что Фрирен испытывает фрустрацию из-за невозможности коммуникации со старыми друзьями. Память важна также потому что ею можно делиться с другими. Всякие мелочи навроде приятных впечатлений о вкусном тортике или встреча рассвета в первое новогоднее утро обретают своё значение только потому что тебе есть с кем разделить эти мелочи. В шестнадцатой серии Фрирен радуется встрече со стариком Фоллем именно потому что единственный приятель с которым можно поговорить о прежних временах. Сам Фолль, правда, уже смутно помнит зачем он вызвался защищать деревню, даже лица жены не помнит, но он помнит главное, что эта деревня дорога его жене, и память об этом он пронёс через века. Вместе с этим, зацикленность на памяти является ещё и частью тревоги о конечности других людей и о собственной конечности, то есть память может представлять собой напоминанием о смерти. Все мы, так или иначе, хотим помнить других людей и хотим чтобы о нас вспоминали, хотим однажды сделать нечто такое что бы вписало наши имена в историю. Например, Химмель чуть ли не в каждой деревне по дороге оставил памятник самому себе. Но этими памятниками являются не каменные изваяния, о которых быстро забудут, а те добрые дела, те хорошие воспоминания о себе, которые Химмель оставил после себя.
1366x7681366x7681366x768
О демонах и эльфах
К слову, учитывая вышесказанное, можно ли говорить о том, что мы имеем дело с влиянием людей на долгожителей вроде дворфов и эльфов? Довольно очевидно, что из-за продолжительности онтогенеза у разных рас сложится разное мироощущение. В частности, Фрирен, которая никогда никуда не торопилась, для которой 10 лет как 1 день, постепенно, по ходу взаимодействия с людьми, стала интересоваться чужим временем. Если она это имеет ввиду, значит Фрирен в полной мере осознаёт конечность жизни людей. Вообще, обсуждая лор Sousou no Frieren в контексте взаимоотношений различных фэнтезийных рас, можно заметить явную параллель между эльфами и демонами. Во-первых, они живут тысячелетиями, во-вторых, что следует из первого, это самые древние расы этого мира, в-третьих, они не имеют привычного нам института семьи и деторождения. Вместе с тем, эльфы и демоны строго антагонистичны друг другу, что выражается в их давней войне, которую эльфы проиграли, ведь они практически истреблены. Ощутимой разницей между ними является магические способности, эльфы в большей степени ими одарены. Это не значит что демоны не являются сильными магами, просто они сильны только в одном заклинании, которое задрачивается столетиями.
1366x7681366x7681366x768
А магия в мире Фрирен это про воображение и творческое начало, которое у демонов отсутствует. Это связано с тем, что зло, которое демоны репрезентируют, является отсутствием блага, то есть демоны не способны к чему-либо положительному, они могут только заниматься имитацией. Демоны не способны по-настоящему любить, не способны испытывать эмпатию, не способны говорить правду. Для демонов язык и коммуникация это только инструмент манипуляции, а собеседник всегда является средством для достижения цели, а не самой целью. В этом проявляется типичное поведение хищника, вся суть демонов - приманить жертву и съесть. В отличии от них, люди это существа глубоко социальные и зависимые от языка, который занимает центральную роль в нашей коммуникации. В свою очередь, посредством коммуникации происходит выражение нашего психического состояния, в частности, выражение наших эмоций, в чём мы, люди, нуждаемся, и чем мы друг с другом занимаемся. Тем самым, общение для людей становится самоцелью, оно ценно само по себе, а не потому что оно является средством для чего-то другого.
1366x7681366x768
Единственное что объединяет демонов с людьми это гордыня, что следует из их довольно примитивной социальной организации, где кто сильнее, тот и прав. Они кичатся своей маной, они никогда её не скрывают, они попросту не способны сделать этого поскольку демонам западло скрывать свою силу, что, разумеется, играет с ними злую шутку. Главное оружие Фрирен это самоуверенность противника и её привычка скрывать ману. Про самих эльфов не так много рассказано, кроме того что они древние и что их можно по пальцам посчитать. Также понятно, что Фрирен по эльфийским меркам довольно молодая девушка, Зерие и монах Крафт намного старше её по возрасту. Крафт, кстати, пусть и эпизодический персонаж, но потенциально занимает куда больше места в сюжете чем может показаться на первый взгляд. Как минимум, потому что он изображён на памятнике неизвестным героям, который стоит столетиями. А ещё Крафт монах и верит в Богиню, в отличии от той же Фрирен или Айзена, причём нам намекают что он пришёл к вере в силу своего возраста, то есть Крафт наверняка помнит что-то, о чём Фрирен просто не могла узнать. Вообще, интересно было бы подумать о её идентичности, ведь Фрирен ребёнком удочерила и воспитала Фламме, главная героиня большую часть своей сознательной жизни прожила вне эльфийской культуры и без взаимодействия с эльфийским обществом. Что вообще для неё значит быть эльфийкой?
1366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
1366x7681366x7681366x768
А магия в мире Фрирен это про воображение и творческое начало, которое у демонов отсутствует. Это связано с тем, что зло, которое демоны репрезентируют, является отсутствием блага, то есть демоны не способны к чему-либо положительному, они могут только заниматься имитацией. Демоны не способны по-настоящему любить, не способны испытывать эмпатию, не способны говорить правду. Для демонов язык и коммуникация это только инструмент манипуляции, а собеседник всегда является средством для достижения цели, а не самой целью. В этом проявляется типичное поведение хищника, вся суть демонов - приманить жертву и съесть. В отличии от них, люди это существа глубоко социальные и зависимые от языка, который занимает центральную роль в нашей коммуникации. В свою очередь, посредством коммуникации происходит выражение нашего психического состояния, в частности, выражение наших эмоций, в чём мы, люди, нуждаемся, и чем мы друг с другом занимаемся. Тем самым, общение для людей становится самоцелью, оно ценно само по себе, а не потому что оно является средством для чего-то другого.
1366x7681366x768
Единственное что объединяет демонов с людьми это гордыня, что следует из их довольно примитивной социальной организации, где кто сильнее, тот и прав. Они кичатся своей маной, они никогда её не скрывают, они попросту не способны сделать этого поскольку демонам западло скрывать свою силу, что, разумеется, играет с ними злую шутку. Главное оружие Фрирен это самоуверенность противника и её привычка скрывать ману. Про самих эльфов не так много рассказано, кроме того что они древние и что их можно по пальцам посчитать. Также понятно, что Фрирен по эльфийским меркам довольно молодая девушка, Зерие и монах Крафт намного старше её по возрасту. Крафт, кстати, пусть и эпизодический персонаж, но потенциально занимает куда больше места в сюжете чем может показаться на первый взгляд. Как минимум, потому что он изображён на памятнике неизвестным героям, который стоит столетиями. А ещё Крафт монах и верит в Богиню, в отличии от той же Фрирен или Айзена, причём нам намекают что он пришёл к вере в силу своего возраста, то есть Крафт наверняка помнит что-то, о чём Фрирен просто не могла узнать. Вообще, интересно было бы подумать о её идентичности, ведь Фрирен ребёнком удочерила и воспитала Фламме, главная героиня большую часть своей сознательной жизни прожила вне эльфийской культуры и без взаимодействия с эльфийским обществом. Что вообще для неё значит быть эльфийкой?
1366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
О людях
А с людьми получается особенно интересно. С одной стороны, люди во многих аспектах проигрывают остальным расам, и в продолжительности жизни, и в физической силе, но при этом всём именно люди наиболее успешно освоили фэнтезийный мир Sousou no Frieren. Помните как в 27 серии Фрирен говорит о том что наступила "эпоха людей"? Возможно, чтобы понять в чём тут дело, нам следует посмотреть на самих себя глазами тех кто может позволить себе прожить 1000 лет. Как ни странно, именно короткий век является главным конкурентным преимуществом людей. Они, подгоняемые смертью и забвением, стремятся как можно скорее что-то оставить после себя. Для какого-нибудь Квала 80 лет это практически ничто, но дайте людям эти 80 лет и они превратят смертоносный Зольтраак в базовое заклинение, которое знает практически любой маг. Мы также может взглянуть на реальный мир и вспомнить о том как выглядел мир 80 лет назад и каким он стал теперь. Так что Фрирен отдаёт себе отчёт в том, что будущее её мира принадлежит человеческому прогрессу, ведь, как было сказано в самом начале, ученики обязательно превзойдут учителей.
1366x7681366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
1366x7681366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
О том что значит быть героем
Ферн и Штарк, так-то, наследуют отряду Химмеля, Айзен, Хайтер и Фрирен приняли активное участие в их воспитании и обучении. В принципе, всю сюжетную ветку Ферн можно охарактеризовать как историю о становлении величайшей волшебницы, которая прошла путь от потери семьи в раннем возрасте (параллель с Фрирен) до батлрояля в конце сезона за место перворангового мага. И разумеется, раз уж она путешествует со сверстником, не обошлось без пубертата, в процессе которого Ферн и Штарк знакомятся друг с другом, пытаются угадывать чувства друг друга и потихоньку учатся тому что значит повзрослеть и быть взрослым. А ещё сюжетная линия Штарка задаётся интересным вопросом - что значит быть героем? Согласитесь, довольно важная тема в рамках обсуждения приключенческого жанра.
1366x768
Ну вот кто такой настоящий герой? Это тот, кто носит белый плащ и самый настоящий меч героя? Это тот, кому на роду написано быть героем? Химмель своим примером показал что можно быть героем и с фейковым мечом, и вовсе без меча. Может быть, герой это тот, кто самоотверженно лезет на рожон и показывает всем что он герой? Фламме тоже показала что нет, спасая Фрирен, она не собиралась соответствовать демоническим представлениям о чести. Более того, у героев руки дрожат и поджилки трясутся. А что, если герой это тот, кто имеет такой врождённый талант? И опять мимо, поскольку старший брат Штарка и Айзен готовили стейк не для тех, кто родился героем, а кто каждый день трудился, не щадя себя. Из всего этого следует, что настоящим героем и воином можно быть только по духу, а не по социальному статусу, и приходит это не с фатумом (Химмель победил Повелителя демонов фейковым мечом, напомню), а в результате усердия и труда над самим собой.
1366x7681366x768
1366x768
Ну вот кто такой настоящий герой? Это тот, кто носит белый плащ и самый настоящий меч героя? Это тот, кому на роду написано быть героем? Химмель своим примером показал что можно быть героем и с фейковым мечом, и вовсе без меча. Может быть, герой это тот, кто самоотверженно лезет на рожон и показывает всем что он герой? Фламме тоже показала что нет, спасая Фрирен, она не собиралась соответствовать демоническим представлениям о чести. Более того, у героев руки дрожат и поджилки трясутся. А что, если герой это тот, кто имеет такой врождённый талант? И опять мимо, поскольку старший брат Штарка и Айзен готовили стейк не для тех, кто родился героем, а кто каждый день трудился, не щадя себя. Из всего этого следует, что настоящим героем и воином можно быть только по духу, а не по социальному статусу, и приходит это не с фатумом (Химмель победил Повелителя демонов фейковым мечом, напомню), а в результате усердия и труда над самим собой.
1366x7681366x768
О новом и старом
Получается, в Sousou no Frieren происходит демонтаж архетипа сказочного героя и пересборка его во что-то более человеческое. Заметьте, никакого лишнего пафоса, Вирбель попал в маги-рыцари просто потому что таково было его детское обещание. Закончить обсуждение сюжета хочется на том, почему именно Фрирен не получила первый ранг, хотя, казалось бы, кто как не она соответствует званию первоклассной волшебницы? С одной стороны, можно списать на то, что Фрирен, в отличии от Ферн, не заметила ничего странного в ауре Зерии, по крайней мере она об этом промолчала. Однако стоит вспомнить что Фрирен также спросили о её любимом заклинании, ведь именно из-за ответа на этот вопрос Зерие забраковала Фрирен.
1366x7681366x768
Можно сказать, что в сериале присутствует конфликт двух систем ценностей, двух точек зрения о том какой должна быть магия. Я считаю, что их следует представить по аналогии с Ветхим и Новым заветами Библии. Зерие репрезентирует архаику, где магия прежде всего оценивается как нечто могущественное, а сама она предназначена, прежде всего, для утоления амбиций. А вот Фрирен, как ученица Фламме, представляет новый взгляд на магию, которая основывается на любви и умилении, которая призвана радовать и создавать новые воспоминания. Поэтому понятно почему Зерие отвергла Фрирен, это же бьёт по её самолюбию, поскольку среди огромного количества могущественных заклинаний выбор Фрирен пал на какую-то бесполезную фигню. И правда, поля цветов не убивает драконов, оно не позволит обогатиться или приобрести вес в обществе. Но важно понимать одну простую вещь:
1366x7681366x768
Можно сказать, что в сериале присутствует конфликт двух систем ценностей, двух точек зрения о том какой должна быть магия. Я считаю, что их следует представить по аналогии с Ветхим и Новым заветами Библии. Зерие репрезентирует архаику, где магия прежде всего оценивается как нечто могущественное, а сама она предназначена, прежде всего, для утоления амбиций. А вот Фрирен, как ученица Фламме, представляет новый взгляд на магию, которая основывается на любви и умилении, которая призвана радовать и создавать новые воспоминания. Поэтому понятно почему Зерие отвергла Фрирен, это же бьёт по её самолюбию, поскольку среди огромного количества могущественных заклинаний выбор Фрирен пал на какую-то бесполезную фигню. И правда, поля цветов не убивает драконов, оно не позволит обогатиться или приобрести вес в обществе. Но важно понимать одну простую вещь:
Это я решил взяться за основные сюжетные линии, текста стало бы в два раза больше если разбирать все личные истории второстепенных героев. Так что ради этого я когда-нибудь пересмотрю Фрирен в третий раз, ведь аниме, которое можно пересматривать трижды, по определению годное. Да, конечно, не всем понравилась арка с батлроялем, из-за него сюжет теряет динамику ближе к финалу, но это не критично, учитывая что потраченное экранное время ушло на хорошее раскрытие новых второстепенных персонажей. Мне вообще нравится мысль о том, что их жизнь не заканчивается на проваленном экзамене. Вот такое вот аниме мы с вами посмотрели и будем, по всей видимости, пересматривать перед новым сезоном. Может быть, нам побольше расскажут об эльфах, раскроют монаха Крафта как героя с интересной судьбой, познакомят с погребальными ритуалами дворфов. А ещё мы обязательно узнаем о том, встретил ли Зайн
1366x768