Поверьте, я думаю о том же, о чём и вы. Начать нужно с названия. По правде сказать, для меня смысловая нагрузка в заглавии аниме долгое время тяготела к части про «сад», нежели к неким «изящным словам». Я имею в виду, настолько тяготела, что я в какой-то момент считал даже «Сад расходящихся тропок» обязательным чтением для понимания фильма Синкая (я передумал прежде, чем взялся за чтение). Действие картины происходит в саду, как нетрудно заметить. Но вот часть про «слова» казалась мне абстрактной, ведь, кажется, слова же есть вообще повсюду. Впрочем, все исключительно изящные слова принадлежат либо Макото Синкаю, либо другому известному эстету.
Между тем, «изящные слова» из «Сада изящных слов» (яп. 言の葉の庭 котоноха но нива) - это не только единственное возможное средство выражения для Евгения Понасенкова, но и разновидность японской поэзии. Вы могли обратить внимание, что главная героиня аниме, Юкари Юкино, по сюжету преподаёт классическую японскую литературу и в одной из сцен цитирует отрывок из «Манъёсю», на что и ссылается название!!
Хорошо, не спешите сдавать билеты обратно! Это ещё не всё, что я хотел сказать!
Сорт изящных слов
Разбираемся в нескольких тезисах
Классическая японская поэзия может быть разной по настроению. Но если выделять мотив наиболее частый, то это меланхолия. Поэты запечатлевают разрозненные атрибуты внешнего и внутреннего миров при роковой непостоянности или изменчивости оных. Подобно тому, как постоянно меняется природа, сменяют друг друга и человеческие эмоции. Не только пространство облагораживает наши впечатления, но и время. Многие наши жизненные моменты мы осмысливаем уже опосредованно. Подобные впечатления навеивают нам некие атрибуты внешнего мира. Древних японцев к тому побуждали опавшие листья, речной поток, весеннее цветение, признаки смены времени года. А трагизм оттачивала невозможность повернуть всё вспять, вернуть прошедшее мгновение, сказать прошлому себе, что сейчас происходит такое, чего не случится потом. Это учит нас хорошенько подумать о восьми часах здорового сна, если вы собрались читать рецензию на момент выхода.
В аниме цитируется отрывок из сборника «Манъёсю», он же «Собрание мириад листьев». Насколько я понимаю, в переводе А. Е. Глускиной, стихотворение звучит так:
О, если б грома бог
На миг здесь загремел
И небо всё покрыли б облака и хлынул дождь,
О, может быть, тогда
Тебя, любимый, он остановил.
Пусть не гремит совсем здесь грома бог,
И пусть не льёт с небес поток дождя, –
Ведь всё равно
Останусь я с тобой,
Коль остановишь ты, любимая моя.
На миг здесь загремел
И небо всё покрыли б облака и хлынул дождь,
О, может быть, тогда
Тебя, любимый, он остановил.
Пусть не гремит совсем здесь грома бог,
И пусть не льёт с небес поток дождя, –
Ведь всё равно
Останусь я с тобой,
Коль остановишь ты, любимая моя.
Мы видим диалоговое стихотворение, – это жанр, в котором один человек начинал импровизированную часть, а партнёр заканчивал своим ответом. Часть, которую цитирует Юкино, относится к зачинателю стихотворного диалога, а Такао цитирует часть отвечающего.
На примере этого отрывка мы можем отметить отличительные краткость и ёмкость японской поэзии. Зачинательницу стихотворения на единение с любимым вдохновляют мотивы грома и дождя. Ёмкость здесь в том, что ответное стихотворение использует названные природные атрибуты в той же мере, что и зачин. Отмечаем мотив мимолётности, непостоянности в образе любимого, которого лирическая героиня желает удержать посредством специфических проявлений природы. Однако она не просит любимого напрямую, лишь намёками она даёт понять, как дорог для неё лирический герой.
Как ни странно, в равной степени лирический герой во втором стихотворении не выражает свои чувства напрямую: он, однако, оставляет свои чувства не на суд природных явлений, а на желание самой героини, что довольно галантно.
На мой взгляд, содержание «Сада изящных слов» раскрывают не только мотивы этого конкретного стихотворения, но и названные мной краткость, ёмкость, психологизм и меланхолия японской поэзии в целом.
Сад изящных слов
Аниме повествует о том, как дождь провоцирует двух людей из школьной среды на антисоциальное поведение и парадоксальным образом излечивает их психологическое здоровье. Оммаж Акире.
Ученик школы Takao AkizukiТакао Акидзуки прогуливает первую половину учебного дня, когда на улице идёт дождь. Он сбегает в Императорский сад Синдзюку и занимается чертежами обуви в беседке. Такао мечтает стать сапожником, но не вполне уверен в себе. Главному герою не хватает размеренного душевного тепла, чтобы его дух мягче поддавался обработке. Обычно такого тепла ждёшь от материнской фигуры, но мать Такао часто отсутствует в семье, причём исчезнуть может внезапно. Большую часть аниме Такао служит персонажем, с точки зрения которого зритель воспринимает происходящее.
Учитель литературы Yukari YukinoЮкари Юкино отпрашивается с работы по состоянию здоровья, когда на улице идёт дождь. Она сбегает лечиться в Императорский сад Синдзюку, садится в беседку и принимает
*по версии самой Юкино*
Интересно, что Макото Синкай часто использует принцип симметрии в своих работах. Отчётливее всего это видно в следующем после «Сада» аниме «Твоё имя» (даю подсказку – постер), но и в других своих работах он любит сталкивать два разных мира в некой одной грани. Если в фильме «Твоё имя» сталкиваются буквально два временных пласта, или в «Дитя погоды» сталкиваются реальный и волшебный миры, то «Сад изящных слов» создаёт грань между социальными положениями героев. Этой гранью и служит беседка, в которой встречаются представитель мира юности, Такао, и представитель мира взрослых, Юкино.
Один из конфликтов в аниме даже строится на том, что герои хотят как-то проскочить в среду друг друга. Герои начинают испытывать взаимную симпатию, один восполняет боль другого. Но полноценное решение своих проблем Такао видит в том, чтобы повзрослеть и утвердиться, а Юкино в том, чтобы преодолеть застой взрослой жизни, вернуться во времена перспектив и относительной беззаботности. То есть, по сути, друг в друге они отмечают нечто, недоступное им самим.
«Сад» преподносит конфликт двенадцатилетней разницы в возрасте столь глобально, что возводит целые миры вокруг школьной жизни Такао и взрослой жизни Юкино. Когда они рассуждают про себя о будущей взрослой жизни и о прошедшей молодости, я представляю, что где-то посреди ничего стоит та самая дверь, открыв которую герои смогли бы по-настоящему встретиться в одном из миров. В столь экспрессивной подаче конфликта, который по-хорошему и не будет восприниматься столь серьёзно, если Такао хотя бы немного подрастёт, состоит магическое воздействие «Сада» как художественного произведения.
Ещё одной перчинкой в данном конфликте становится инцидент с туфлями для мамы. Обувь - это лейтмотив данного аниме и буквально зерно, из которого, по словам Синкая, вырос весь сценарий. Туфли же в контексте данного аниме становятся символом созидательной деятельности в целом.
Когда Такао был маленьким, семья подарила его маме туфли. Как вы понимаете, лучше бы семья подарила туфли самому Такао. С тех пор на нём и висит такой гештальт: смастерить туфли самому. Так или иначе туфли становятся атрибутом, связанным с матерью Такао, атрибутом тёплых воспоминаний, которые не получается восполнить теперь, когда семья разваливается, а мать Такао чаще проводит время сама по себе.
Потому роль человека, которому герой изготовит туфли, переходит к Юкино. Она становится в том числе материнской фигурой для героя: как в хорошем смысле, ведь с ней Такао находит дополнительное значение в своём ремесле, так и в плохом, ведь герой начинает переносить на неё то недоверие, какое он испытывает к своей родной матери. Вообще, в том немногом, что мы знаем о матери Такао, подозрительно угадываются черты самой Юкино. Обе молодо выглядят для своих лет (у Юкино это подчёркивается детским голосом в оригинальной озвучке), обе кажутся беспечными, хотя эта беспечность - ответ на неудавшуюся личную жизнь. Не знаю, насколько правомерна эта деталь, но в единственной коротенькой сцене, где появляется мать Такао, - .
Это довольно психологический момент, и дело не только в общеизвестных «отголосках детских травм» или «влечениях к матери». Мотив злой и доброй матери присущ многим общемировым сюжетам. Вспомним Геракла, рождённого от земной матери Алкмены, но утвердившегося в статусе бога только с позволения Геры, и то после того, как она изрядно вымучила своего пасынка. Можно вспомнить и сказки про злую мачеху и добрую крёстную фею. Многочисленные мифологические существа такие, как
связанные с водой кстати
1919x10791919x1079
Хочу ли я сказать, что Такао – это Геракл, а Макото Синкай – это древний грек? Нет. Скорее всего, описанный мотив берёт истоки где-то в нашей психологии и часто служит источником невидимого конфликта. Макото Синкай мог прийти к нему и
ставь лайк за умное слово!
Макото Синкай
Могу сказать, что основной сюжет фильма пришёл мне в голову почти случайно, когда я читал свои старые заметки и увидел там слово "туфли". Тогда я и подумал, что это было бы весьма занимательное зрелище, если потенциальный герой фильма будет будущим башмачником. Когда я фантазировал, в моей голове у меня сам собой нарисовался образ героя, стоявшего под дождём рядом со взрослой девушкой.
Часто одним из главных героев аниме называют сам дождь. Но, как вы понимаете, профиля на Шикимори у него нет, а значит мудрецы решили по-другому. Действительно, природа в аниме служит одним из выразителей эмоций героев. История начинается с рассуждения Такао о том, как дождь приносит ему запах неба. Данная мысль – предвестник того, что именно дождь сведёт Такао с Юкино. А также она служит параллелью к рассуждениям Такао далее:
1920x10801920x1080
1920x10801920x1080
Первый гром в аниме разражается, когда Юкино замечает нашивку школы на одежде Такао, ведь один из учеников стал причиной её бед. Дождь становится убежищем для героев, когда они не могут приступить к решению своих жизненных коллизий. Эдаким лоном, в котором они могут закрыться и восполнить свои силы перед главным испытанием. Наконец, когда Такао получает от Юкино книгу по сапожному мастерству и даёт обещание сделать для неё туфли, он готов полновесно ответить на зов своей мечты. На этом моменте сезон дождей кончается, а герои выходят из комфортного лона, чтобы переосмыслить себя и своё отношение друг к другу. Спустя время герои вновь остаются наедине. Такао раскрыл секреты Юкино, и символически подкрепил данное раскрытие цитатой из стихотворения, которое цитировала Юкино ранее. Но нечто всё равно остаётся невысказанным, и героев вновь застаёт вуаль проливного дождя. До тех пор, пока герои наконец не изливают друг другу свои чувства в пиковом моменте картины.
Опять же, я больше вижу психологическую или эмоциональную роль дождя в данном произведении, нежели полноценное действующее лицо. К слову, о действующих лицах.
Сад изящной вишни
Главные герои неэкспрессивны. Несмотря на то, что перед нами
вспомним великое видео later'а о том, что мультики должны быть экспрессивными, чтобы оправдывать анимацию
Не забываем, что Такао прогуливает часть школьного дня, только чтобы посидеть в беседке под дождём и подумать. Скажем так, если вы не некий русскоговорящий аниме-блогер из Америки, который буквально бдит за успеваемостью аниме-героев в школе, то вы можете найти эту черту занятной, или даже немного романтичной.
Но если вы из этих, то вас может зацепить и целеустремлённость главного героя в постижении именно башмачного ремесла. Ещё до инициирующего события, то есть до того, как он
вот тут я не очень понял, потому что о том, что Такао занимается обувью, знает как минимум его брат, а по-хорошему любой, кто видел его комнату: либо под «другим человеком» имеется в виду не член семьи, либо именно Юкино узнаёт о том, что Такао мечтает посвятить всего себя обуви, а не рассматривает это, например, в качестве хобби
Пиво и шоколадки - яркий атрибут Юкино, помимо того, что она учитель литературы и говорит всякую
Музы! Как я упиваюсь Гомером! Сейчас процитирую, кстати все корабли ахейские!
Боги! А я уже говорил об Античности: колыбели народов всех?
Надо сказать, что в дубляже Реанимедии Юкино звучит более статно, нежели чем в оригинале. Не то чтобы это теперь два разных персонажа, просто, мне кажется, в русской озвучке доминантой Юкино сделали её холодность и таинственность, а Синкай при этом брал на роль сейю с выраженным детским голосом.
Такая маска, к слову, есть и у Такао. Не носили бы оба героя подобные социальные маски – не было бы конфликта в фильме, который строится на том, что герои не могут встретиться в беседке в любое другое время, кроме дождливой погоды. Питая друг к другу некие чувства, герои в то же время, можно сказать, выстроили деловые отношения. Дождь как бы служит гарантом их встречи. Подобно тому, как урок в школе служит гарантом того, что на нём встретятся
Ну или два соседа по парте на случай, если вы мысленно боитесь оставить себя с каким-нибудь учителем-монстром, который кошмарит вас. А вы представляете, он и вас кошмарит, и мою метафору кошмарит. Ненасытное чудовище!
Такао бывает фамильярен в общении с Юкино, но он в то же время уважает её статность, из-за чего так же вынужден носить маску и подавлять свои искренние чувства и переживания по её поводу. Для Такао происходит срыв этой маски в сцене, где он идёт бить старшеклассников из-за Юкино – а это действие как бы нарушает устоявшиеся непринуждённые отношения, - и в сцене, где Такао всё же высказывается Юкино, пускай и
К слову, я бы сам такое же сказал лет в 15 и посчитал бы себя оратором
Иллюстративный, но самый страшный и психологически давящий укор оставляю под спойлером. Открывайте на свой страх и риск!
И дело ведь не в том, что вот Такао сейчас старшеклассников больно и унизительно покарает за Юкино. На эмоции пробирает то, что он проиграет повсюду: старшеклассники сильнее Такао, социальный строй выше побуждений Такао, и Юкино будет вынуждена отказать Такао. И несмотря на эту череду роковых неудач, Такао всё же получит награду за свою искренность ответной искренностью со стороны Юкино, хоть и с налётом грусти.
Сад изящной птички
Рисовка великолепная. Что ещё сказать? Но всё же выделю пару интересных моментов. Поражает пластичность персонажей. Так как лейтмотив аниме – это обувь, важно было достоверно и сочно отрисовать ступни героини. И благодаря работе аниматоров та самая сцена, в которой Такао делает мерки со ступней Юкино, чувствуется по-хорошему интимной.
Другие части тела героев также анимированы пластично. Меня всегда цепляет анимация того, как Такао делает чертежи в скетчбуке. Сам Макото Синкай почему-то выделяет сцену, в которой у Юкино трясутся руки после того, как она уронила и раскрошила палетку. Ну… Ладно. Хотя мне кажется, что в сцене, где Юкино рвётся с лестницы к Такао, больше накала.
Макото Синкай не только бездумно прорисовывает облака и чайники, но и наполняет кадры аниме дополнительным содержанием за счёт мелких деталей. Речь не только о том, что некоторые из картинок пришлось сжать, чтобы добавить в рецензию, но и о наполнении кадра. Так, о характерах героев мы можем судить не только по тому, что они говорят, но и по тому, как выглядят их комнаты.
1919x10791920x1080
За счёт таинственности образа Юкино, больше всего в аниме мы находим кадров, которые служат иносказанием именно к её душевному состоянию.
К слову, когда будете смотреть, обратите внимание, каким кадром нас знакомят с Юкино в начале аниме.
Но не обошлось и без явного фансервиса... Макото Синкай, вы уверены, что такой вырез можно показывать на большом экране?
Отличительной чертой рисовки также служит цветовое единение персонажей с фоном. На других скриншотах в рецензии вы можете отметить особый зелёный отблеск на персонажах, когда их окружает природа. По словам Синкая, было очень трудно, но в то же время интересно создать для зрителя иллюзию, что он находится в саду вместе с главными героями аниме. Он же смеет предположить, что техника, которую они со стаффом предложили для данного решения, революционная. Подробное объяснение Синкая, а также цитаты, которые я использовал в рецензии, вы можете найти в видео (предупреждаю, по ссылке попадёте на рутуб, не обессудьте): Сад Изящных Слов: интервью с режиссёром и актерами (русские субтитры) 4K. Впрочем, Синкай не может объяснить, почему даже тут его герои иногда выглядят, .
Сад изящной вышки
Ubisoft представляет
В одной из положительных рецензий на «Сад» указано, что в аниме на 45 минут про сюжет особо и не расскажешь. Но я замечу, что видео «Сад Изящных Слов: интервью с режиссёром и актерами (русские субтитры) 4K» длится 52 минуты. И я люблю «Сад» за его ёмкость. Макото Синкай наполняет 45 минут настолько богатым внутренним содержанием, что мне аж захотелось самому поделиться своими соображениями по поводу этого аниме. Хотя Синкая я считаю главным злодеем 2016 года и первым человеком, творчество которого я обвиняю в том, что анимешников обманули. Ну очень красивое аниме
Мой любимый момент - когда он кричит: «Как твоё имя?»
Но можно ли ещё лаконичнее? Скажем, 25 минут для условной аниме-антологии? При всей медитативноти аниме и названном его богатстве внутреннего содержания - вновь у меня проблема с будто бы затянутой финальной третью. И как бы я понимаю, что это часть про двух странных людей, которые не могут синхронизироваться, если на улице не идёт дождь, но с точки зрения драматургии мне всё равно не хватило какого-то саспенса в этом сегменте. Не говоря уже о том, что Такао и Юкино всё же смогли встретиться не под дождём, а за просто так. Цена не была заплачена!
Я не особо побоялся спойлерить, как раз потому, что «Сад», на мой взгляд, - это кладезь визуального и эмоционального содержания, а не фабульного или драматического.
Я понимаю, что моя признательность к «Саду изящных слов» может быть воспринята странно, как и часть рассуждений отсюда. И, если честно, я готов отдать всё, чтобы вновь встретить тебя… Рецензия Щебеды со сравнительной аналитикой «Сада изящных слов» и
а такие слова сейчас можно говорить на Шикимори?
Кажется, всегда могли. Хотя отношения не имеет - спорный вопрос. Думается, фанаты Наруто поддержат вас в том, что редакторы делают рукопись автора только хуже. Автор же всегда прав, да?
Это так. Но, думается, автора сообщения беспокоит, что великолепное творение с оригинальным стилем вообще имеет возможность кто-то осквернить.
Исключение нескольких фраз и шуток, не существенных для смысла текста (при сохранении львиной доли авторского юмора и иронии), да замена особо ярких просторечий и слэнга на нейтральные варианты, дабы удовлетворять правилам, позволяет вам делать такое сравнение? Да и был ли союз писателей таким уж злом? (отвечать на этот вопрос не обязательно)
Выдвигайте свою кандидатуру в модерацию. Если примут, может быть, разведёте свою политику.
@Epolih@Пазу,@Ballast1,@Ballast1,@Пазу,@Epolih@不明@Epolih, честно говоря, не знаю. Но, предположу, что отображается только сам факт редактуры. Я скорее выделю, что нужно править чем сам буду этим заниматься. Скорее всего грамматику/орфографию поправили, скажем так, у всех без исключений с этим проблемы возникают. Хотя меня только на один раз подобного хватило, это как работа ощущается.@Пазу,@Epolih@Epolih, думаю, зря беспокоишься.1. Сомневаюсь, что этой функцией до меня кто-то из модераторов хоть как-то пользовался. И то, я использовал эту функцию лишь в крайних случаях, два из которых - попытка подредактировать рецензии, авторы которых переборщили с оформлением настолько, что им не давалась редакция своей рецки (или сайт укладывался при попытке оной). Хотя данный случай примечателен тем, что автор был готов к отправке своей не самой плохой работы в оффтоп, а потом даже поблагодарил за редактуру.
Но я нынче такой же неэлитарий, как и все.
@Ballast1 имеет негативный опыт. Поэтому можешь выдохнуть.2. Да и зачем кому-то это делать? Были какие-то претензии к твоей работе?
@Epolih,@Epolih@Пазу,@ypsidshi, но они безосновательны(как и многие другие), я законтрил их по словам@earney ссылками на вики и на тогдашние правила сайта.Пазу, помните ли вы, что я 3 месяца назад просил вас оценить рецу? Вы ответили что потом прочтете. Я готов улучшить её хоть сейчас, если вы соблаговолите её прочесть.
P.S: Я лично считаю, что рецензию
@earney по Фрирен(заоффтопил её как раз ипсиди), можно было не оффтопить, совету вам присмотреться к ней, такой взгляд имеет право на существование. Жалко работу.Хоть я представитель умеренных, а он явный хейтер, но всё же, ныне, как вы сами знаете, мы испытываем дефицит хороших работ.
@earney,@ПазуP.S. Спасибо за добрые слова.
@Epolih@earney,@earney@Epolih@earney, Ты же помнишь, у меня были претензии к тебе самые конструктивные, касающиеся визуала. Самый первый комм.@earney@Epolih, ага, только не к тому, о чем я в рецензии писал.@Epolih@earney, Крч, репобликуешь туже рецу, мб местами шлефанутую, тогда поговорим.@earney@Epolih, да, уже бегу.@Epolih@Kapitan Darwin, возмущенные какие-то вы все тут взялись. сочинение тоже на экзамене в виде изложения писали:?@earney, Нет я же без шуток, выключи свою ни кому не нужную гордость и прислушайся хотя бы немножко.Да и я больше не модератор. Если нужны именно мои замечания, то придётся подождать. Предположительно, до следующих выходных.
@Пазу,Извините что досаждаю по пустякам, но пиктограмма(с карандашиком)о редактуре исчезла сама собой. Такое бывает?
@Пазу,@Ballast1@Epolih, не замечал. На моих висит. В чужой статье, которую я очень давно правил, тоже висит. Баг какой?@Epolih, интересно как. Ранее не замечал подобного, хотя не сказать, что обращал на это внимание.