Комментарий #11025698

Asoko
@Ballast1, дополнение. Последний пост я писал долго и потерял мысль, а написанным был недоволен, так что нахожу нужным дополнить недостающее.

Эстетическое описание музыки уместно при представлении характера темы, звучания и всего такого. Но это не всем будет интересно, т.к. анализом это не является. Так что если вы решаете построить свою рецензию на этой основе, ваш текст должен быть исключительно вкусно написан. Здесь всё зависит от литературных задатков, нежели проявления профессиональных музыкальных навыков. Но как я уже писал - вы это можете. Можно пойти дальше - взять на себя интерпретацию произведения, рассказать о возникающем образе или сюжете, если таковой прослеживается. Здесь нужно помнить, что музыка может передать многие человеческие чувства, но в ней нет практически никакой фактической информации (в отличии от литературы или живописи). Интерпретация произведения требовательна к опыту. Главное не удариться здесь в СПГС.
642x902
:cool2:
В обзорном плане можете начать с систематизации музыки. Это совершенно не обязательно должно попасть в итоговый текст, но это поможет вам понять, из чего состоит саундтрек и про что писать. Если вы найдёте здесь что-то, что отличает данный саундтрек от других, возможно об этом и стоит написать. Итак, что имеем? Есть ли a capella, полифония, крупная форма. В каком направлении - эстрадное, академическое, народное. Дальше можете уточнить - например в академ блоке опять Лунная соната. Или что-то своё. Народное - академически стилизованное (народная тема, обработанная композитором-профессионалом с использованием академического багажа знаний) или таки фольклор в первозданном виде (самый редкий случай, в аниме почему-то японцы этого избегают, про причину сего я хотел бы почитать).

Дальше можно отметить, насколько музыка стилистически выдержана и как это сопоставляется с происходящим на экране.
Можно глянуть книгу З.Лиссы "Эстетика киномузыки". studfile.net/preview/1788318/page:2/
Но если честно я на этой книге засыпаю.

Самой сложной частью является сам музыкальный анализ или анализ музыкальной формы. Это ответ на вопрос "а как музыка написана?", а также доказательства уровня "почему так, а не сяк". У академистов муз.анализ - это преподаваемый предмет. Так что как это делать есть очень конкретные учебники. Можете в принципе глянуть для интереса, "Музыкальная форма", автор Способин. Предмет этот идёт на 4ом курсе муз. училища для не теоретических отделений. В муз.анализе нужно применять навыки и знания со всех пройденных дисциплин - понадобится вообще всё. И самое главное - необходим гармонический анализ, т.е. для муз.анализа нужен освоенный предмет "гармония" (и "полифония" опционально), которые в дмш например не преподают. Книги по всем этим дисциплинам есть в сети, но для начала работы с ними нужен освоенный учебник "элементарная теория музыки" и сольфеджио. К счастью, сайт не профильный, полный разбор здесь не нужен. Так для чего я это написал? Проблема в том, что без абсолютно никаких навыков анализа музыки вы будете довольствоваться только прилагательными и эпитетами, интерпретацией муз.сюжета и образов, и на этом далеко не поедешь. Так можно ли вообще что-то здесь сделать? Можно. Вот когда вы писали про "реверсивную мелодию" - это уже элемент анализа. В представленном выше учебнике Способина вполне можно прочесть параграфы №№ 3, 6, про типы изложений: №№ 7, 8, 10, 11, про принципы развития: №№12-18, гомофония и полифония: №20. Только с оговоркой - там будут как вполне понятные для вас тезисы (обычно первые абзацы каждого параграфа), так и чисто профессиональные вещи. Вот дремучий лес можете читать по диагонали и смело это пропускать, не забивайте голову. Но вот понятные абзацы думаю можно взять на вооружение. Текста в учебнике не много.
nakhodka-music.ru

Кстати после усвоения муз.периода можно переходить к разбору двухчастной и трёхчастной формы (там просто определение чутка посложнее, чем уровня что двухчастная - это две части, а в трёхчастной их три, и в этом определении всё будет строится на определении периода.).

1109x1469
О чём собсна предмет...

Абзац выше - это проф.уровень музыканта. Со своей колокольни я бы посоветовал обратиться к музыкальной драматургии, смотреть в сторону текстов искусствоведов-музыковедов, считай музыкальная литература. Я думаю это направление музыкальных изысканий будет вам сподручнее. Например, музыкальные разборы опер. Ещё очень хорошо бы было разобраться в музыкальной форме "сонатное аллегро", с разбором симфонии. Я бы рекомендовал 40 симфонию Моцарта. Но мне пока не подвернулось найти материал, который я мог бы вам посоветовать. Опять же, не всё сразу.

А вот с оперой вот такой пример. В принципе это сейчас разбирают на уроках музыки в обычной школе, если был толковый препод по музыке. Конфликтная сцена в опере М.Глинки "Жизнь за царя". Обратите внимание на метроритмическое сопоставление тем Сусанина и поляков (вообще, уметь определять размер музыки для вас будет полезным навыком). В каком месте находится кульминация? Какими средствами достигается высшая точка напряжения?
спойлер
2-я половина 3-го действия. №13. Сцена и хор. Это единая сцена сквозного развития. Тема семейного счастья в оркестре унисон. G-dur. Спокойная тема. Двухдольный размер. На ее фоне звучат реплики – речитативы действующих лиц. Постепенно в музыке происходят изменения. Впервые в опере с помощью музыки создается мрачная атмосфера. Тема в d-moll, а потом поворот в бемольные тональности. Затем идет прерванная каденция и переход в Es-dur. Интонации и ритм полонеза. Поляков еще нет. Ваня говорит: “Я слышу конский топот”. При появлении польской темы двухдольный размер сменяется трехдольным. В музыке нарастает беспокойство и пробивается ритм полонеза. Наконец, входят поляки и полностью в Es-dur звучит полонез. Хор поляков: “Эй, кто тут? Чей здесь дом?”. При ответах Сусанина опять двухдольный размер и тема семейного счастья с судорожным аккомпанементом в оркестре. Сусанин прикидывается глупым стариком. Отвечает уклончиво. Все реплики поляков основаны на полонезе и на трехдольном размере. Поляки заставляют его вести их в Москву. Первый ответ Сусанина – первый вариант заключительного хора “Славься” в Des-dur на 6\4, медленный темп, измененная интонация: “Велик и свят наш край родной”. После этого вся партия поляков основана на ритме мазурки. Конфликт двухдольного и трехдольного размера. Второй ответ Сусанина – опять двухдольный размер, “Родина моя” в чистом виде: “Страха не страшусь, смерти не боюсь”.F-dur, а в интродукции был G-dur. Они думают, что с ним делать. Возникает наслоение 4\4 на 3\4. У Сусанина 4\4: “Боже, дай силы мне”.[Эскиз декорации эпилога оперы "Иван Сусанин" работы Ф.Федоровского.1940г.] Прямой конфликт. Поляки решили подкупить Сусанина, и он якобы соглашается. Полонез сменяет мазурка.
smolapo.ru
Ссылка на саму сцену.
youtube

Тайм код 1:36:15 (со слов Вани "я слышу шум" - звучит лейтмотив поляков) - 1:47:00

Если интересно, могу дать пример с лейтмотивами. Но мне нужно подготовиться.
Ответы
Ballast1
Ballast1#
@Asoko, @Asoko, премного благодарен. Постепенно займусь изучением азов музыки, но прям до проф. анализа очевидно нырять не стану. Почитал уже про некоторые термины и инструменты, достаточно занимательно. Про основные характеристики музыки поглядел. Вот этот абзац про тембр понравился:
1069x109
Думаю через недельку-другую в лс отпишусь о своих успехах, поправите меня если что не так пойму. Хотел ещё уточнить про сольфеджио - уроки нормальные есть на просторах интернета? И смогу ли я по ним заниматься учитывая погрешность наушников?
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть