Комментарий #8234138

Пазу
Для начала, разберись с тем, что такое "религиозно-магическое сознание".
Я в курсе. Магический тип выделяют как раннюю форму религиозного сознания. Вот Тарковский и стремился правдоподобнее выразить религиозное сознание в своём фильме "Андрей Рублёв". Особенно он заморачивался с этим в сценах языческого шабаша. Там же происходит настоящее столкновение религиозного и мифологического сознаний.
режиссёры, продюсеры и прочие ответственные настолько детально подошли к вопросу воссоздания антуража и подбору актёров, что диву даёшься и даже сегодня оно не плохо смотрится
В советских экранизациях романов Генриха Сенкевича в качестве реквизита участвуют подлинные артефакты начала семнадцатого века, где они крупным планом попадают в кадр: сабли-мечи, пистолеты и прочее.
В общем, ты крайний сторонник аутентичности антуража. А что ты думаешь об "Александре Невском" Эйзенштейна в этом плане ? Мне просто интересен твой уровень притязательности по этому параметру.
То есть, с точки зрения историзма там всё сделано на высшем уровне науки тех лет.
Под "историзмом" ты подразумеваешь попытку изображения религиозно-магического сознания, о которой говорил до этого? А то у Оливье в фильме с этим не всё так гладко. Тот же Генрих V из цикла "Пустая корона" справляется с этим получше, на мой дилетантский взгляд, хотя эта экранизация куда театральнее.
859x1200
Или тут дело в уровне науки?
все персонажи (которые как-то нам раскрываются за то недолгое время, пока я смотрел сериал) не реалистичные
Потому что анимешные. Или , как я писал ранее, будто из самурайских боевиков дзидайгэки сбежали.
Почему они все без шлемов в бою? На брони деньги есть, а на шлем нет?
Кто как.
Оно есть для того, чтоб придумать дизайн персонажу.
Запоминающийся дизайн. Основано на манге же.
В общем, хороших исторических фильмов с той или иной стороны много, но именно "Генрих Пятый" образец того, как надо снимать правильное, хорошее историческое кино.
Я бы сказал, как надо экранизировать классику на исторические темы. Фильм замечательный.
Покрытый льдом остров в раннем средневековье, когда был средневековый климатический оптимум?
А тут тоже не всё так просто. Да, бурение льдов дало данные, что климат в X веке был мягче, породив гипотизу о климатическом паноптикуме. Но были споры, насколько был мягче климат.
В 982 году Эрик отплыл на запад вместе с семьей, слугами и скотом, но плавучий лед помешал ему высадиться на берег.
Поэтому ему пришлось обогнуть остров. Приплыл он в итоге южной оконечности.
259x989
Тем более, чем выше по материку, тем больше находили останки скота, больше пригодного для жизни в холодном климате.
Да и почему-то предположительно всё в том же 1000-м году переселенцы начали спешно искать другую землю. Одна из версий причин была - неуживчивые соседи-эскимосы.
Но недавно выяснилось...
"Многие наши коллеги считали, что викинги поселились в Гренландии во время необычно теплого периода, но до нас это никому не удавалось однозначно подтвердить. Более того, недавние исследования показывали, что все могло быть ровно наоборот. Поэтому "зеленый остров" опять стал для нас большой климатической загадкой", — рассказывает Ярроу Эксфорд (Yarrow Axford) из Северо-Западного университета в Эванстоне (США).
vitalidrobishev.livejournal.com/7098581.html

Ну меня уже первые действа покорежили.
Не тебя одного. Прыжки с корабля на корабль, мужик гребёт на одной стороне за десятерых огромным веслом... "настоящему воину не нужен меч"... Это было забавно. Впрочем, я изначально ожидал чего-то в духе "300 спартанцев".
Лейф вообще возвращался хоть раз в Исландию?
Неизвестно. Насколько помню, в сагах об этом ни слова. Только о возвращении в Гренландию. Согласно Вики некоторые исторические хроники указывают, что он продолжал заниматься торговлей и был в Норвегии, после чего занялся христианизацией Гренландии. Умер там же.
Торфинн с Лейфом не +- одного возраста, поколения?
Да там вообще есть персонажи разных эпох. Аналогичное было и в Гладиаторе, а также Храбром сердце (на вторых ролях).
@Batkovich3, не пойми меня неправильно. Я уважаю твою притязательность по историчности произведений. Но мне интересно, как ты относишься к жанру пеплум - эпическому кино или зачастую даже (трэш-)боевику на историческую тематику. Как бы ты их тогда охарактеризовал в жанровом плане?
Ответы
Batkovich3
Batkovich3#
@Пазу, нет. Магическое сознание, религиозно магическое и религиозное - это разные типы мировосприятий и мышлений. Магическое сознание - до логическое. Религиозное уже работает на принципах логики, но основа всего мироощущения строится на проявлении воли сверхсущностей. Религиозно-магическое где-то по середине. Маг совершенно точно знает, что если посмотреть на уходящий месяц через левое плечо, то умрёшь. "И семи лет не прошло, как он напился и упал с колокольни, а ведь знал дурак!.."

Верующий это обьяснит божьим промыслом, то есть существует первопричина, неодолимая простым смертным и остаётся только молиться за упокой души старого грешника.

Логичное мышление - третий тип, на котором основан диалектический материализм. То мышление, которое должно быть у современного человека.

Эзенштейна критиковали за не историчность ещё когда фильм только снимали. Критиковали совершенно за дело. И, как исторический фильм "Невский" с Черкасовым в главной роли, провалился под пенопластовый лёд вместе с псами-рацарями. Но фильм настолько бодрый, особенно в качестве политической агит-продукции, что тут остаётся только уважительно кланяться.
Мне в качестве исторического, опять-таки с Черкасовым, нравится фильм про Ивана Грозного. Там дух политических интриг и психологического давления, что оказывался на царя, вполне себе не плохо передан. Жизнь у царя Ивана Грозного, за крутость нрава прозванного "Васильевичем", была не лёгкой.
Я что хочу сказать - исторический фильм должен быть историчным. То есть, это часть исторической реконструкции, как итога работы учёных-историков. Проще говоря, красочная иллюстрация для массового потребителя о том, что же там происходило много-много лет назад. Я вот тут вспомнил о саге об отложенной мести, то есть, саге об Омлоде (Омледе, Хамледе, Гамлете) и о том, как эту сагу интерпретировал Шекспир, осовременив под свои реалии, а потом, как его историю осовременили в 19 веке. Можно ли говорить, что какая-либо из интерпритаций является историческим произведением?

Про представленный тобою фильм - не видел ни разу. Погляжу на досуге. Про Лоуренса Оливье и религиозно-магическое сознание. Экзальтированность и нарочитая набожность далеко не всегда является проявлением религиозного или магического сознания. Например, наши скандинавские любимцы викинги были запредельно религиозны, настоящие маги, но при этом вели себя по отношению к своим (да и к чужим тоже) богам хуже любого воинствующего атеиста.
Фатализм, непоколебимая уверенность в том, что все вот-вот умрут и мир будет уничтожет, в то, что только достойные смогут попасть в дружину к верховному конунгу - така мысль была понятна скандинаву в раннем средневековье и Генриху Пятому в развитом средневековье. Ах, да и всех ждут только мучения после смерти. Только христианство говорило, что после мучений, если очистишься от грехов, будет вечное возрождение и рай, а скандинавские боги вообще ничего не обещали, кроме крови, боли и вечных сражений. Ах, да, мир после рагнарёка вновь отстроят, но он будет хуже предыдущего.

Про персонажей - если они онимэшные, то о каком историзме речь идёт?

По поводу материальной культуры, представленной в сериале - как слёт ролевиков в нулевые, которые косплеят условное раннее средневековье. Надо было Юкимуре пообщаться с реконструкторами по-плотнее, они бы ему показали как могли бы выглядеть скандинавы того времени.

По поводу дизайна - вот уж с чем с чем, а с дизайном запоминающимся у скандинавов был полный порядок! Они такие все красивые и разные были, что ни какому юкимуре не выдумать лучше.

По поводу пеплумов. Большие исторические фильмы не снимают энтузиасты. Их снимают профессилналы на деньги заказчика. А заказчик, представь себе, собирается эти диньги отбить. Отбить их прокатом дело маловероятное, так как до сих пор фильмы проваливаются с треском. Даже очень хорошие фильмы проваливаются. Значит, если заказчик дал деньги на большое кино (а мы пропеплумы, они маленькими не были, если мне память не изменяет), то надеется он отбить затраты на другом. Например, на политической пропаганде, чтоб вбить в головы простых граждан, что восставать против тирании диктаторов - это хорошо и правильно, а все, кто против демоктически избранных сенаторов - те какие-то терорристы и их надо убить. Как пример. Отсюда вывод- такие большие фильмы очень редко когда снимали именно для искусства и истории. Хотя, порой, получались замечательные произведения, а иногда даже попадали в цель в тех или иных моментах. Как пример - Иван Грозный Эзенштейна и политические реалии довоенного СССР - оно же там очень близко было по контексту и духу, а потому и фильм вышел отличной агиткой, отличным историческим фильмом (уверен историки найдут огрехи, но это не избежно), отличным произведением искусства: Сергей Эйзенштейн был глыбой - не зря его фильмы использют в лучших кино-вузах мира как учебное пособие. (я его периодически зову "Эзенштейн" - это я ошибаюсь, но править лень).

За беседу спасибо.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть