Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
9
Великолепно
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
9
Великолепно
«...всякий умрет в некий час, и никто в свой час не избегнет кончины»
"Сага о Вёльсунгах". Сага пятая «Гибель Вёльсунга» в пер. Б. Ярхо
"Сага о Вёльсунгах". Сага пятая «Гибель Вёльсунга» в пер. Б. Ярхо
Сага о Винланде — аниме-адаптация исторической манги Макото Юкимуры производства Wit Studio. Экранизация была признана одним из лучших аниме-сериалов 2019 года. А также выиграла в номинации «лучшая драма» по итогам церемонии Crunchyroll Anime Awards 2020.
С детства Юкимура обожал мангу, в особенности жанры сёнен и сэйнен. Первой крупной работой Юкимуры стали «Странники», а второй, о которой и пойдёт сегодня речь, стала «Сага о Винланде» — историческая манга о жизни викингов на рубеже X и XI веков. На подготовку, сбор информации и изучение исторических трудов у Юкимуры ушло почти два года. Он специально ездил в Исландию, посетил множество музеев и побывал в исторических местах, в которых когда-то жили викинги. Каждые несколько лет Юкимура вновь ездит в северную страну для вдохновения и съёмки пейзажей. Юкимура носил доспехи викингов, жил в их домах, ловил рыбу и готовил её по древним скандинавским рецептам. Часть своих впечатлений он рассказал на дополнительных страницах манги. Например, если какое-то сюжетное событие происходит внутри жилища, то Юкимура продумывает весь интерьер и план дома вплоть до мельчайших деталей. От расположения сундуков и стульев до планировки дымохода и очага. Автор также коснулся интимных деталей жизни викингов, которыми мало кто интересовался.
Юкимура в реквизите
За последние 20 лет вышло много исторической манги, но если выбрать продолжительные, достоверные и при этом увлекательные работы, то едва ли наберётся больше 10 произведений. «Сага о Винланде» — одно из таких. Манга Макото Юкимура переносит читателя на тысячу лет в прошлое, в конец X века, когда викинги беспрекословно главенствовали в море и совершали регулярные набеги на территорию Англии. История основана на Винландских сагах.
События аниме разворачиваются на далёком и заснеженном острове под названием Исландия. Сюжет рассказывает о тяжёлой жизни исландского викинга Торфинна.
Исландия в сериале
Но у скандинавов была письменность — рунический алфавит, притом в нескольких его вариациях. Их выцарапывали на каменных глыбах, создавая тем самым рунические камни — надписи были самого разного содержания, в основном мемориальные (в духе «история о Сигурде, что выпил 10 бочек медовухи за раз, помянем мужика»), хотя порой встречались всякие мистические-магические-ритуальные.
«Сага о Винланде» переносит зрителя на тысячу лет в прошлое, в конец X века, когда викинги беспрекословно главенствовали в море и совершали регулярные набеги на территорию Англии. Сюжет рассказывает о тяжёлой жизни исландского викинга Торфинна.
Сериал можно смело делить на три части: первую — удачную, вторую — затянутую и нудную, и третью — политическую и интригующую. Особенно неудачными вышли серии этак с 11 по 15. В этой арке динамичное, богатое на запоминающиеся события аниме вдруг превращается во вторую часть первого сезона Shingeki no Kyojin. Да-да, ту самую, где герои могли три-четыре серии скакать по лесу на лошадях, перебрасываясь пафосными фразочками, а затем залезали на деревья и продолжали свои бессмысленные диалоги. В Vinland Saga можно почувствовать чувство дежавю, только персонажи вместо путешествий на лошадях выбрали пешие прогулки. Сражения сменились гулянием по лесам и живописным полям Уэльса, а обмены ударами — скучной болтовней. К тому же, в центре внимания вдруг оказывается аморфный принц Кнуд, наблюдения за ужимками которого вряд ли способны доставить удовольствием (хотя как персонаж он и оказывается на своем месте). Причем меняется не только темп повествования, но и его адекватность: ни с того ни с сего персонажи начинают вести себя совершенно иначе, чем вели себя раньше, и принимают совершенно не свойственные им решения(та же чуть ли не моментальная смена личности Кнуда, после всего некоторых диалогов в 18 серии). После качественной первой половины аниме медленная вторая часть воспринимается в штыки и выглядит как попытка растянуть хронометраж — а это очень, очень плохо. Я думал, Wit Studio научились на своих ошибках, однако продолжают натыкаться на старые грабли. Впрочем, последняя арка, где акценты оказываются перенесены на различные интриги и политические склоки, вновь оказалась достаточно интересной — атмосферу заговоров сценаристам удалось передать сполна.
Демонстрация морской битвы в самом начале сериала
Викинги господствовали на территории, протянувшейся от Гренландии до Скандинавского полуострова и северного побережья Африки в VIII – XI веках, а в районе X века смогли переплыть Атлантический океан и достичь берегов Северной Америки (которую, собственно, и назвали Винланд). Вы просто попробуйте это осмыслить — они добрались до Америки за пять веков до того, как туда сплавал Колумб. Смерть в бою для них — высшая честь, открывающая ворота в Вальгаллу, где их предки сидят в гигантских залах, пьют медовуху и готовятся к великой битве. Гениальные мореплаватели и бесстрашные воины, слава которых не просто так пронеслась сквозь века — это были действительно сильные люди.
Его отца убивает в нечестном бою (как считает сам Торфинн) лидер одной из дружин викингов, Аскеладд.
Отлично развивающийся в первой половине сезона, в определенный момент его прогресс останавливается, и он превращается в банального парнишку с суровым взглядом и вздорным характером — предсказуемого и скучного. В результате история про резкое взросление ребенка в жестоких условиях превратилась в похождения надоедливого подростка с двумя клинками, отрицающего все на свете. Весь потенциал персонажа — действительно интересного в первой половине аниме – спускается в водосточную трубу, и больше до конца сезона оттуда не достается. На мой взгляд, перенос акцентов с развития Торфинна на других персонажей не пошел сериалу на пользу. В определенный момент он просто становится визжащим комком ненависти — выглядит это ужасно, да и сопереживать такому герою как-то не хочется. По крайней мере, уж точно не в роли протагониста.
Маленький Торфинн до того, как станет ослеплённый местью убийцей
Могучий Йомский Тролль
Разумеется, — это лучший персонаж в аниме. Лучший, потому что противоречивый. На его примере отлично демонстрируется, что не существует «белых» и «черных» людей, которые совершают исключительно хорошие или плохие поступки. Особенно если речь идет про времена, когда человеческая жизнь стоила столь мало, а любимым развлечением правителей были постоянные войны. С одной стороны, посмотришь на Аскеладда — и думаешь: «Каков подонок!». Позволяет своим людям грабить, убивать и насиловать. С другой стороны, за ним действительно интересно наблюдать. Это яркий, умный и харизматичный лидер, который внешне заботится о своих людях и даже не особо прогонял Торфинна, когда тот прибился к команде. Противоречивая и яркая личность — вот за какими персонажами интересно наблюдать.
Аскеладд и Торфинн
Харизматичный, огромный и забавный Торкель отлично вписывается в атмосферу аниме — если бы не он, я бы назвал середину сезона посредственной. Однако Торкель на своем горбе в одиночку ее вытягивает.
Торкель в ярости
С одной стороны, он неплох, так как до поры до времени является отличной демонстрацией человека, родившегося не в то время не в том месте и не в том социальном статусе. Добрый, скромный и миролюбивый человек, который совершенно не подходит на роль короля викингов. С другой стороны, он скучен. Я понимаю, какие идеи хотели донести авторы, добавляя подобного персонажа в произведение, однако наблюдать за Кнудом в середине сериала не интересно. Особенно если учесть, что ему уделяется очень много экранного времени. Кроме того, мне категорически не понравилось то, как показана эволюция его характера — по сути, он кардинально меняется благодаря двум-трем разговорам. Извините, но так не бывает. Человек, всю жизнь наделенный тихим и скромным характером не станет в результате пары разговоров прирожденным лидером — это смехотворно. Вот и получается, что у двух центральных персонажей в аниме присутствуют проблемы в развитии их характеров — у Торфинна оно в определенный момент сходит на нет, а у Кнуда оно оказывается негармоничным и резким. Две крайности, негативные каждая по-своему.
Внешне Кнуд смахивает на молодую девушку
Ильва нечасто появляется на экране, но всё равно не выглядит лишней в сериале. Нам немного показывают её собственные переживания и сильный характер.
Скучающая Ильва
Несмотря на то, что на сюжет Бьёрн никак не влияет, его линия взаимоотношений с Аскеладдом очень интересно развязывается, и мы по иному воспринимаем личность Бьёрна, который оказывается не обычным викингом-берсерком, а ещё и человеком, способным на дружбу и преданность.
Бьёрн в форме берсерка
«Лейф Эрикссон открывает Америку» — картина живописца Кристиана Крога, 1893
Довольно интересный персонаж, который демонстрируется как благородный человек, что довольно редко в мире викингов.
Рагнар и Торфинн защищают Кнуда
Режиссёрское кресло занял новичок Сюхэй Ябута, а само аниме создавалась параллельно с третьем сезоном «Атаки титанов». До этого Ябута работал только с трёхмерной анимацией: он занимался режиссурой частично анимационного сериала Inuyashiki и отвечал практически за все трёхмерные сцены в «Атаки титанов».
Это породило необоснованные слухи про маленький бюджет экранизации «Винланда» (якобы сериал снимают аниматоры-новички, а остальной бюджет ушел на очередных «Титанов»), и что само аниме будет нарисовано в полном 3D. Фанаты всерьёз опасались, что повторится история последней экранизации «Берсерка». К счастью, опасения не сбылись. В сериале отлично совместили трёхмерную и традиционную анимацию. Даже в сложных батальных сценах главные герои нарисованы от руки. Компьютерная анимация используется только для массовки, спецэффектов и кораблей. Язык не поворачивается назвать этот сериал низкобюджетным или похожим на провальный «Берсерк». Арт-дирекшеном занимается Юскэ Такэда — ветеран аниме-индустрии. Он работал над Ghost in the Shell: Stand Alone Complex, Higashi no Eden, Kimi no Todoke, Sword Art Online и другими известными сериалами.
Wit Studio уже давно доказали, что они способны создавать изображения поразительной красоты, а последние сезоны Shingeki no Kyojin и Koutetsujou no Kabaneri смогли заткнуть даже самых требовательных критиков. Wit Studio единолично поднимает современные стандарты графики и анимации до новых высот. Приятно, что художники продолжают придерживаться высоких стандартов — визуальная часть в Vinland Saga выглядит очень достойно. Не уровень Атаки титанов, но все равно достойно. В первую очередь выделю дизайн персонажей, большинство из которых получились запоминающимися и яркими. Во-вторых, радует обилие крупных планов, наделенных большим количеством мелких деталей. В-третьих, отмечу фоновые изображения — как правило, в Vinland Saga они выглядят очень достойно. Даже у третьестепенных персонажей лица оказываются проработанными. В-четвертых, порадовала анимация некоторых сражений, от которых так и веет духом Shingeki no Kyojin — то же желание ставить просмотр на перемотку и многократно пересматривать движения героев в мельчайших деталях. Кроме того, отдельно отмечу то, как нарисованы частички снега в двадцать второй серии – очень красиво и атмосферно. К недостаткам отнесу CGI, используемый в некоторых батальных сценах и выделяющийся на фоне остальных кадров (чего случаться не должно). Кроме того, хотелось бы видеть больше эпичных личных противоборств, от наблюдения за которым захватывало бы дыхание: как, например, от первой битвы Торфинна и Торкелля. Так что, как по мне, в графической составляющей Vinland Saga недостатки все же есть, но они незначительны и полностью покрываются достоинствами.
ED'S:
OST'S:
Осторожно спойлеры!
Первые 54 главы «Саге о Винланде» — это пролог. Гигантский восьмитомный пролог, в котором читателя знакомят с основными персонажами и постепенно вводят в жестокий мир викингов. Эту часть манги вполне можно рассматривать как отдельное и завершённое произведение с собственной концовкой. Всё что дальше — совсем другая история. Тем страшнее, что 2 сезон выйдет более слабым, чем первый. Ситуация с «Винландом» напоминает спор по поводу второй половины культовой манги «Берсерк» от Кэнтаро Миуры, которую до сих пор критикуют за отход от мрачной атмосферы, обилие неуместного юмора и партию разношёрстных персонажей в духе Dungeon & Dragons. Одни читатели довольны авторским взглядом, другие — ненавидят столь резкие перемены в сюжете и атмосфере произведения. Весь мрачный и депрессивный пролог «Винланда» вполне можно сравнить со знаменитой аркой «Золотого века» в «Берсерке». Здесь тоже есть заговоры, убийства мирных жителей, завоевательные сражения и другие неотъемлемые элементы дикого Средневековья. Главное отличие от «Берсерка» — это полное отсутствие мистики и элементов традиционного фэнтези. Ещё поклонники манги часто сравнивают знаменитый пролог «Винланда» с «Игрой престолов», так что аниме вполне можно рекомендовать фанатам сериала. А вот понравится ли манга дальше пролога — вопрос личных предпочтений. Ясно одно: не все будут рады кардинальным переменам в сюжете и атмосфере произведения.
В манге, после пролога, в сюжете появилось больше юмора, а проблемы героев часто носят бытовой характер. Заметны традиционные элементы сёнена с пресловутым сбором команды, превозмоганиями и великой целью, которую преследует главный герой и его товарищи. Столь резкий сюжетный поворот Юкимура задумал ещё в самом начале, да и упоминание Винланда добавлено не для красоты. Автор пишет собственную скандинавскую сагу, основанную на реальных событиях.
Важно отметить, что в каждой саге большое внимание уделено становлению персонажа и его приключениям. Сначала читателя подробно знакомят с героем и его подвигами в прошлом, а потом сюжет плавно переходит к основной истории. Поэтому мангу можно легко поделить на три части: пролог о молодости, становление воина и новая жизнь в Винланде.
Но какие бы перемены не происходили, за героями Юкимуры почти всегда интересно следить. Будь это отпетые мерзавцы, простодушные вояки (без Торкеля «Винланд» многое бы потерял) или коварные военачальники — у каждого есть своя детальная история, мотивы и проработанный характер. В манге почти нет бесполезных персонажей, которые сделаны для галочки и совсем не влияют на общий сюжет (или хотя бы на читателя).
Раскритикованная некоторыми фанатами комичность и специфический японский юмор часто разряжают напряжённую обстановку. При этом сюжет всегда остаётся серьёзным и не скатывается в откровенный фарс или комедию. Да, некоторые персонажи порой ведут себя нелепо, прыгают в бою будто акробаты или рубят людей пополам одним махом.
Но не стоит забывать о том, что это манга, а не историческая реконструкция. Реалистичные бои — вообще очень редкое явление для японских комиксов.
Торкель умеет метать копьё дальше 200 метров. В реальности же 98 метров — максимально зафиксированный рекорд
История вышла захватывающая, жестокая и трогательная, которая твёрдо заняла место рядом с другими классическими произведениями. В целом, «Сага о Винланде» рассказывает о взрослении, наполненном уроками и потерями, трагедией и созерцанием, батальными сценами и лёгким юмором. Редко можно найти мангу, которая способна не только увлечь, но и не утомлять во время медленного чтения. Почти все персонажи хорошо развиты, есть разные палитры архетипов. Главные герои изображены как боги на поле битвы, и всё же автор часто напоминает, что они смертны. Негативный аспект состоит в том, что ознакомление может стать настоящим испытанием: сложные сюжетные повороты, насилие и драма на основе исторических событий. Это определённо не «лёгкое чтиво», а наводящие на размышления диалоги, от которых люди иногда устают. Даже в нынешнем виде манга легко входит в число лучших всех времён. Аниме получилось по-настоящему многогранным: увлекательный сюжет, хорошо проработанный мир, неоднозначные персонажи, постепенно развивающийся главный герой — неудивительно, что оно имело успех и в Японии, и за её пределами. Однако история ещё далека от завершения.
Vinland Saga — это история о сильных людях, живших в чрезвычайно тяжелые времена. История о взрослении юного парня, которому буквально пришлось становиться сильным, пропуская несколько шагов взросления и становясь кровожадным монстром. И все это обернуто в историю с отличным северным колоритом, политическими интригами, пиратским духом и интригующими баталиями, причем с грамотно продуманной структурой и интересными второстепенными историями. Не знаю, как вы, а я долго ждал появления чего-то подобного. Причем знаете, что особенно ценно? То, что история викингов в Vinland Saga выглядит не как развесистая клюква, созданная очередным японским фантазером на основании дошедших до него предрассудков, как это часто бывает в аниме, посвященных западным традициям (или, в данном случае, северным). Нет, на самом деле в Vinland Saga видно, сколь много усилий было потрачено автором первоисточника, чтобы сделать повествование более-менее реалистичным — но не без умеренной доли фантазии, конечно. С восьмого по одиннадцатый век викинги действительно доминировали в европейском регионе. Действительно разоряли территории с Гренландии, Исландии и Британских островов и по северные побережья Африки и Каспийский регион. И действительно прекратили свои набеги с уменьшением общего населения и принятием христианства, не одобряющего жестокость по отношению к ближним. И за эти четыре века произошло столько громких, я бы даже сказал легендарных событий, что можно не один сезон аниме сделать, а несколько десятков. И я рад, что Vinland Saga выглядит не как жалкая пародия, неспособная передать дух норманнов, а нечто продуманное и полноценное.
Думаю, многие люди с почтением относятся к этому тайтлу. При всём моём уважении к аниме 2019 года выпуска, но я не могу не поставить Сагу на 1 место среди всех них. А 9 место в турнире — это настоящее оскорбление одному из лучших аниме последних 10, а то и 20 лет.
Величайшая несправедливость
@Batkovich3Т. е. Для вас историческим фильмом является нечто, вроде "Андрея Рублева" А. Тарковского или "Имя розы" Жан-Жака Анно?
Популярность Винланда говорит против вашего тезиса о проблемах с погружением.
Интересно, что вы думаете о сериале Спартак: кровь и песок, в котором гладиаторский быт перевран в угоду зрелищности?
А какие случаи были непонятны вам в Винланде?
@Batkovich3@Пазу, Для начала, разберись с тем, что такое "религиозно-магическое сознание". Если не знаешь, могу отдельно рассказать и книжку посоветовать.Далее, исторический фильм? "Генрих Пятый" с Лоуренсом Оливье 1944 года (если не ошибаюсь, так как в 1955 или позже тоже Лоуренс Оливье снимался в фильме Ричард Третий. Или Ричард раньше?) Почему привёл в пример именно Генриха Пятого? На момент середины двадцатого века историческая наука накопила солидный пласт знаний про средневековье, но не настолько большой, как сейчас, плюс, не было такой штуки, как интернет, но режиссёры, продюсеры и прочие ответственные настолько детально подошли к вопросу воссоздания антуража и подбору актёров, что диву даёшься и даже сегодня оно не плохо смотрится. Особенно это касается самого Олуренса Оливье. То есть, с точки зрения историзма там всё сделано на высшем уровне науки тех лет. Ну и фильм сам по себе отличный, кстати.
Далее, будешь смеяться, но даже "Тринадцатый воЕн" с Антонио Бандеросом очень не плохо рассказывает о том, кто такие были скандинавские викинги с точки зрения науки истории. То есть, как люди.
В советских экранизациях романов Генриха Сенкевича в качестве реквизита участвуют подлинные артефакты начала семнадцатого века, где они крупным планом попадают в кадр: сабли-мечи, пистолеты и прочее.
В общем, хороших исторических фильмов с той или иной стороны много, но именно "Генрих Пятый" образец того, как надо снимать правильное, хорошее историческое кино.
Популярность Винланда обусловлена тем, что это анимэ, снятое для анимэшников, и смотрели его анимэшники. А как угодить этой публике за дёшево бурятские мультипликаторы знают.
Спартак, Кровь и песок - это фентази. Фентази хорошее, но мне не зашло. Винладн - тоже фентази, но дурацкое.
какие случаи не понятны? Зачем Исландию сделали такой, зачем йомсвикинги в там оказались? Что Юкимуре сделал Кнут , кстати, какой? Это, получается, Кнут Могучий? Или имеется ввиду Хардекнут? Так и тот и другой были настолько лихими мужчинами, что просто как-то не понятно, зачем оно всё? Как андрогинность анимэшного Кнута двигает сюжет? Его все любят, жалеют, защищают ... и....? !!,,,,..
Взаимоотношения между детьми и родителями в воинской аристократии тех лет и того региона богато описаны в тех же сагах. Сага о Греттире, Сага об Эгиле Скаллагримсоне, и так далее. Хотя, тут могло быть и иначе, в той же саге об Олафе Трюгвассоне описывается самая настоящая и нежная любовь Олафа к его первой жене, чего вообще не ожидаешь от такого человека, как Олаф-конунг. То есть, как я описывал ранее, все персонажи (которые как-то нам раскрываются за то недолгое время, пока я смотрел сериал) не реалистичные. Их таких быть не могло тогда и там. Это самый главный минус сериала с точки зрения истории. Да и драматургически это всё такое себе.
Меня очень много что ввело в изумление, особенно мне не понятно - почему они все без шапок? Почему они все без шлемов в бою? На брони деньги есть, а на шлем нет? Какую это драматическую нагрузку несёт? Зачем у того странного мужчины не понятный торакс (так называемый "лорика мускулата")? Я бы понял, будь оно таким не правильным или не историчным, или не из того региона, если бы оно было сценарно и драматургически оправдано! Но нет. Оно есть для того, чтоб придумать дизайн персонажу. Ай.... Пофиг уже на визуал, я даже смотреть на эти мечи и ножи не могу.
@Пазу,@ПазуТорфинн встречался с Лейфом в Исландии? Разве уже в Исландии Торфинн, послушав истории про Винланд, загорелся идеей туда поплыть? Торфинн с Лейфом не +- одного возраста, поколения? Не слишком ли большая разница в возрасте показана?
Лейф вообще возвращался хоть раз в Исландию? Т.е. было ли это описано?
Я профан
@ПазуВ общем, ты крайний сторонник аутентичности антуража. А что ты думаешь об "Александре Невском" Эйзенштейна в этом плане ? Мне просто интересен твой уровень притязательности по этому параметру.
Под "историзмом" ты подразумеваешь попытку изображения религиозно-магического сознания, о которой говорил до этого? А то у Оливье в фильме с этим не всё так гладко. Тот же Генрих V из цикла "Пустая корона" справляется с этим получше, на мой дилетантский взгляд, хотя эта экранизация куда театральнее.
859x1200
Или тут дело в уровне науки?
Потому что анимешные. Или , как я писал ранее, будто из самурайских боевиков дзидайгэки сбежали.
Кто как.
Я бы сказал, как надо экранизировать классику на исторические темы. Фильм замечательный.
А тут тоже не всё так просто. Да, бурение льдов дало данные, что климат в X веке был мягче, породив гипотизу о климатическом паноптикуме. Но были споры, насколько был мягче климат.
Поэтому ему пришлось обогнуть остров. Приплыл он в итоге южной оконечности.
259x989
Тем более, чем выше по материку, тем больше находили останки скота, больше пригодного для жизни в холодном климате.
Да и почему-то предположительно всё в том же 1000-м году переселенцы начали спешно искать другую землю. Одна из версий причин была - неуживчивые соседи-эскимосы.
Но недавно выяснилось...
Не тебя одного. Прыжки с корабля на корабль, мужик гребёт на одной стороне за десятерых огромным веслом... "настоящему воину не нужен меч"... Это было забавно. Впрочем, я изначально ожидал чего-то в духе "300 спартанцев".
Неизвестно. Насколько помню, в сагах об этом ни слова. Только о возвращении в Гренландию. Согласно Вики некоторые исторические хроники указывают, что он продолжал заниматься торговлей и был в Норвегии, после чего занялся христианизацией Гренландии. Умер там же.
Да там вообще есть персонажи разных эпох. Аналогичное было и в Гладиаторе, а также Храбром сердце (на вторых ролях).
@Batkovich3, не пойми меня неправильно. Я уважаю твою притязательность по историчности произведений. Но мне интересно, как ты относишься к жанру пеплум - эпическому кино или зачастую даже (трэш-)боевику на историческую тематику. Как бы ты их тогда охарактеризовал в жанровом плане?@Batkovich3@Пазу, нет. Магическое сознание, религиозно магическое и религиозное - это разные типы мировосприятий и мышлений. Магическое сознание - до логическое. Религиозное уже работает на принципах логики, но основа всего мироощущения строится на проявлении воли сверхсущностей. Религиозно-магическое где-то по середине. Маг совершенно точно знает, что если посмотреть на уходящий месяц через левое плечо, то умрёшь. "И семи лет не прошло, как он напился и упал с колокольни, а ведь знал дурак!.."Верующий это обьяснит божьим промыслом, то есть существует первопричина, неодолимая простым смертным и остаётся только молиться за упокой души старого грешника.
Логичное мышление - третий тип, на котором основан диалектический материализм. То мышление, которое должно быть у современного человека.
Эзенштейна критиковали за не историчность ещё когда фильм только снимали. Критиковали совершенно за дело. И, как исторический фильм "Невский" с Черкасовым в главной роли, провалился под пенопластовый лёд вместе с псами-рацарями. Но фильм настолько бодрый, особенно в качестве политической агит-продукции, что тут остаётся только уважительно кланяться.
Мне в качестве исторического, опять-таки с Черкасовым, нравится фильм про Ивана Грозного. Там дух политических интриг и психологического давления, что оказывался на царя, вполне себе не плохо передан. Жизнь у царя Ивана Грозного, за крутость нрава прозванного "Васильевичем", была не лёгкой.
Я что хочу сказать - исторический фильм должен быть историчным. То есть, это часть исторической реконструкции, как итога работы учёных-историков. Проще говоря, красочная иллюстрация для массового потребителя о том, что же там происходило много-много лет назад. Я вот тут вспомнил о саге об отложенной мести, то есть, саге об Омлоде (Омледе, Хамледе, Гамлете) и о том, как эту сагу интерпретировал Шекспир, осовременив под свои реалии, а потом, как его историю осовременили в 19 веке. Можно ли говорить, что какая-либо из интерпритаций является историческим произведением?
Про представленный тобою фильм - не видел ни разу. Погляжу на досуге. Про Лоуренса Оливье и религиозно-магическое сознание. Экзальтированность и нарочитая набожность далеко не всегда является проявлением религиозного или магического сознания. Например, наши скандинавские любимцы викинги были запредельно религиозны, настоящие маги, но при этом вели себя по отношению к своим (да и к чужим тоже) богам хуже любого воинствующего атеиста.
Фатализм, непоколебимая уверенность в том, что все вот-вот умрут и мир будет уничтожет, в то, что только достойные смогут попасть в дружину к верховному конунгу - така мысль была понятна скандинаву в раннем средневековье и Генриху Пятому в развитом средневековье. Ах, да и всех ждут только мучения после смерти. Только христианство говорило, что после мучений, если очистишься от грехов, будет вечное возрождение и рай, а скандинавские боги вообще ничего не обещали, кроме крови, боли и вечных сражений. Ах, да, мир после рагнарёка вновь отстроят, но он будет хуже предыдущего.
Про персонажей - если они онимэшные, то о каком историзме речь идёт?
По поводу материальной культуры, представленной в сериале - как слёт ролевиков в нулевые, которые косплеят условное раннее средневековье. Надо было Юкимуре пообщаться с реконструкторами по-плотнее, они бы ему показали как могли бы выглядеть скандинавы того времени.
По поводу дизайна - вот уж с чем с чем, а с дизайном запоминающимся у скандинавов был полный порядок! Они такие все красивые и разные были, что ни какому юкимуре не выдумать лучше.
По поводу пеплумов. Большие исторические фильмы не снимают энтузиасты. Их снимают профессилналы на деньги заказчика. А заказчик, представь себе, собирается эти диньги отбить. Отбить их прокатом дело маловероятное, так как до сих пор фильмы проваливаются с треском. Даже очень хорошие фильмы проваливаются. Значит, если заказчик дал деньги на большое кино (а мы пропеплумы, они маленькими не были, если мне память не изменяет), то надеется он отбить затраты на другом. Например, на политической пропаганде, чтоб вбить в головы простых граждан, что восставать против тирании диктаторов - это хорошо и правильно, а все, кто против демоктически избранных сенаторов - те какие-то терорристы и их надо убить. Как пример. Отсюда вывод- такие большие фильмы очень редко когда снимали именно для искусства и истории. Хотя, порой, получались замечательные произведения, а иногда даже попадали в цель в тех или иных моментах. Как пример - Иван Грозный Эзенштейна и политические реалии довоенного СССР - оно же там очень близко было по контексту и духу, а потому и фильм вышел отличной агиткой, отличным историческим фильмом (уверен историки найдут огрехи, но это не избежно), отличным произведением искусства: Сергей Эйзенштейн был глыбой - не зря его фильмы использют в лучших кино-вузах мира как учебное пособие. (я его периодически зову "Эзенштейн" - это я ошибаюсь, но править лень).
За беседу спасибо.
@S John,@Пазу@Пазу,@Batkovich3religion.wikireading.ru/68057
cyberleninka.ru
Ну или вот примеры других работ, которые оперируют данной системой понятий:
Режабек Е.Я. Мифомышление. Когнитивный анализ.
Шенкао М.А. Специфика мифо-эпического сознания.
Лосев Ф. Античный космос и современная наука.
Элиаде М. Аспекты мифа.
Элиаде М. Священное и мирское.
Например, в Аспектах мифа Мерча Элиаде пишет, что мифологическое мышление суть априорная экзистенциональная функция человеческого разума, играющая важную роль на всех стадиях общественного развития, даже будучи десакрализованной. Спорный тезис, но не будем об этом.
Некоторые исследователи, особенно теологи и исследователи религии, делят религиозный тип сознания (или мировоззрение) на магический и механистический, чтобы подчеркнуть разницу между людьми тёмных веков, когда был упадок науки и искусства, но господство церкви, и механистический как плацдарм для перехода к эпохе Возрождения и формированию критического. Хотя я мало читал таковых работ.
tsargrad.tv
Пожалуй, теперь заинтересовал. Что же это за книжка такая?
Магическое сознание как дологическое... Что-то такое, помнится, было в статье Вл. Шкоды "У истоков европейской философии". Но, во-первых, там всё же путь от мифологического типа мышления к логическому, а во-вторых, это развитие рассматривается сугубо в рамках рассуждений, логики, философствования как такового, а не отношения человека к миру, хотя и это учитывается.
История как основа для сюжета. И тут я подразумеваю не научный метод или философскую школу. Приведу параллель. Допущения в области науки и даже псевдонауки или просто убедительных художественных условностей в научной области формируют жанр НФ. Бывает хардкорная (по большей части, соответствующая научному знанию) НФ и помягче. Есть даже такая шутливая штука. С твоим подходом истинной НФ можно считать PlanetesСтранники или даже Контакт. Ну или Steins;GateВрата Штейна или Интерстеллар. А у всяких Vivy: Fluorite Eye's SongВиви: Песнь флюоритового глаза, например, тогда нужно отбирать слово научный. А то, фиг ли так ненаучно, да ещё и анимешно! ну или недавно у меня была переписка о том, что фэнтези, где магия не сильно выделяется - больше исторические произведение.
Это я к чему. История как основа, но вот сам уровень достоверности или историчности - это, по мне, вопрос относительный. Тут можно (да и нужно) просто критиковать такой фильм с позиций исторической достоверности. А уж до ужаса достоверный исторический фильм в нашу эпоху видится уже чем-то элитарным. Когда-то читал статью крупного западного издания на эту тему, но пока не могу её найти.
Мне кажется, он намеренно пошёл по штампам в расчёте на популярность своей манги, т.е. учитывал ориентацию на ЦА. Включение сказочно-легендарного Аскеллада будто бы на это намекает. Серьёзная историческая манга вряд ли бы хорошо продавалась.
Неплохо сказано.
Неужели?
@Batkovich3@S John, Христианство вплоть до конца средневековья было очень сильно похоже на монолатрию, а не монотеизм. Особенно мне нравится по этому поводу читать сагу о Сигурде Крестоносце, где они там именую себя стрелами асов, тут же крики хильд, с помощью Тора и Одина, но во имя Иисуса Христа идут отвоёвывать Гроб Господень. А все эти бесчисленные святые, которые натурально заменили собой младших богов язычества. А все эти реликвии - 16 голов Иона Крестителя, пять копий Лонгина. Причём, когда в Антиохии нашли очередное копьё Лонгина, все окружающие прекрасно знали, что в Константинополе уже одно лежит, при чём, настоящее. Но никого это не смутило, копьё взяли с собой в атаку и победили совершенно эпическим способом, тем самым доказав, что и это копьё настоящее. Такие дела. То есть, именно чистого монотеизма в массе христиан не наблюдалось вплоть до наступления 19-ого века.Это по поводу монотеизма. Далее. Сравнивать не то что нельзя, а не понятно - зачем? Исторический фильм и не должен этого делать, он должен рассказать зрителю о таком явлении, как жизнь в то время, погрузить в контекст, чтоб можно было проникнуться духом времени.
Еврея Эйзенштейна за про-русскую направленность? Was ist los?!
@Пазу, Никогда не используй ссылку на Вики, если хочешь что-то доказать.По поводу литературы по первобытному сознанию. Лучше Люсьена Леви-Брюля нет никого. Ссылка на ЯндексДиск docs.yandex.ru
По поводу анимэшности. Понимаешь, есть литературные произведения. И они таковыми становятся, если у них есть внутренняя логика повествования. Сюжет не важен, к слову. Далее, есть фантастика, где описываются некие не возможные в реальной жизни ситуации, явления, но там всё ещё есть не противоречие внутренней логике. А есть научная фантастика, где есть непротиворечие современной научной мысли, в дополнение к внутреннему непротиворечию произведения собственной логике.
А "анимэшность" не предполагает ни здравый смысл, ни логику вообще. "Анимэшность" - это результат капиталистического подхода к изготовлению массового медия продукта. А изготавливать популярный массовый медия продукт надо в соответствии с физиологией людей и психологией толпы. Никакого специального пересечения с логикой тут нет. Потому "анимэшность" мне и не нравится. Это явление не характерно только для анимэ-индустрии, отнюдь. Это явление характерно для любого массового медиа продукта.
Критика Эйзенштена - строго научная академик АН СССР Тихомиров М.Н. Например. На него очень много кто ссылается, когда речь заходит о "Ледовом побоище"и мифах, которые породил фильм Эйзенштейна.
А... НЕ то прочитал. Ты гражданину тыкни, куда смотреть, а то, я подумал, что это ты мне отвечаешь, мол, Сергея Эзенштейна не критиковали за историчность.
Кстати, Юкимура не пишет собственную сагу. Сага это , как сказал Клим САныч, предок модернового соцреализма. То есть, то, что в этих кЕтайских мультиках зовётся "повседневность" - вот это максимально близко к понятию "сага". Ну или протокол милицейский: "В ходе совместного распития спиртных напитков на почве внезапно возникшей неприязни потерпевшему было нанесено восемь ножевых ран..." - вот это типичная сага.
@S JohnСам Эйзенштен под влиянием тусовки критически отзывался о своем фильме, где "политика взяла верх над достоверностью" (воспроизвожу по памяти) и высказывал желание его переделать. Однако фильм остался в истории как шедевр кинематографического искусства, признанный во всем мире.
Да, фильм наверно не лишен недостатков. Довженко (не помню точно) критиковал его за педалирование бедности русских земель. Но с моей точки зрения как раз этот акцент был правильным: "бедные" русские победили "богатых" захватчиков.
@Batkovich3@S John, Про монолатрию - да, оно не имеет отношение к нашему обсуждению.По поводу не научной критики Эзенштейна. Критика логична и последовательна. Если это не так, то это не критика. Я вот как-то не нашёл адекватных критических статей по политологов. Блюм мелкобуржуазный элемент, присосавшийся к здоровому телу молодого рабоче-крестьянского государства. Остальные такие же?
Тот же Тихомиров хоть учёный и критиковал именно с научной и обоснованной точки зрения.
По поводу нации: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. При этом само собой понятно, что нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец". (И. В. Сталин, Соч., т. 2, стр. 296 — 297.)
Есть у меня сильное сомнение, что русская нация могла сформироваться в Российской Империи. Как и любая другая (хотя, поляки... да и финны). А к 1938-ому году формировалось над-национальное образование "советский человек" в которую вливались разные этносы, в том числе и русский. Почему у меня сомнения в том, что русская нация была до 1991 года? А обособленная экономическая деятельность русских не существовала. Она протекала до создания СССР для большинства населения империи едва ли не в виде натурального хозяйства, а после образования СССР - в плотнейшей спайке с другими союзными республиками и другими этносами. Потому можно сказать, что русский этнос сформировался под взаимным влиянием других народов империи, но говорить о русской нации до образования капиталистического государства Российская Федерация, по меньшей мере странно.
@S John@Batkovich3@S John, не, просто он не театральный критик, а историк. И критиковал именно с точки зрения истории. В общем, так же было сказано, что Невский не был таким уж ласковым котиком, как его представляют в фильме Эзенштейна. Собственно, Тихомиров не был одинок в своём возмущении этим фильмом с точки зрения истории. Но Партии надо было хорошую агитку. И правильный большевик Эзенштейн ответил "Есть!"@S John@Batkovich3@S John, аналогично.. Ротфронт, товарищи!@Batkovich3, А не, присмотрелся - это стилизация под шлем святого Вацлава. Изначально был без наносника, судя по данным археологии. Представляет собой, как и норманДский шлем, цельнотянутую конструкцию с ребром жёсткости.@kolisya, пропустила такую жару!@kolisya@Roshanak, ну да.