Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
8
Отлично
Исходные условия: 1) оригинал автора культового Хёка (Мороженки), 2) студия, в числе своих немногих работ выпустившая артхаусный Сарадзаммай Кунихико Икухара, также разделивший с обсуждаемым тайтлом саккана и основного ED дизайнера, и 3) режиссер Мамору Камбэ, отметившийся в Навсикая из Долины ветров и Сакура — собирательница карт и ставший создателем Эльфийской песни и Обещанного Неверленда. Совсем недавно он возглавил Ниндзяла с 135+ полноразмерными эпизодами, о котором я мало что знаю (
бросил после 1-й серии
Сцена Нобуюки Такэути из Ходячего замка ✧ Музыкальный клип Тао Тадзима
При этом решение Камбэ взяться за Маленького гражданина производит впечатление акта отчаянной дерзости: тайтл может восприниматься как ответвление шедевра трагически погибшего гениального режиссера легендарной студии. Японцы крайне мнительны в вопросах, касающихся смерти человека, и у любого тряслись бы поджилки — если не несколько десятилетий опыта и репутации Камбэ, подобной адаптации наверняка бы не случилось. Ходили слухи, что ранее Хонобу Ёнэдзава наотрез отказался иметь дело с KyoAni, хотя там причина могла быть другой.
Если не совсем очевидно, о чем я говорю, еще несколько слов. Режиссер Ясухиро Такэмото погиб во время страшного пожара в Kyoto Animation. Погиб, пытаясь спасти других людей и тем не оставив себе никаких шансов. До этого он выпустил знаменитое аниме, продолжения которого безуспешно ожидали еще во время его жизни. Не дождались, а после смерти шансы сократились практически до нуля, поскольку ответственность велика и никто не желал рисковать. В общем, это приняли с пониманием — так получилось, ничего не поделаешь, помешали трагические обстоятельства. Проходят годы. И тут приходит новость, что на аниме Такэмото вместо продолжения выпускают... пародию (см. дальше). Что?!
Оммаж Хёка: он все-таки сказал это!
И что же получилось? Прежде всего, настроение и стиль, которые в определенной, учитывая более кровожадную ¹ историю, степени следуют Хёка. Последнее есть непременное условие для доброжелательного отношения со стороны критика, оригинал обязывает. Роскошная графика, где присутствуют комбинации рисунков и натурных съемок, кинематографические форматные соотношения, резкие межкадровые монтажные переходы (джамп-кат), загораживание переднего плана и другие нестандартные приемы в стиле студии Шафт, возможно под влиянием Нобуюки Такэути.
Фотографии в Историях монстров и Маленьком гражданине
¹ Можно назвать оригинал "кровожаБным" , потому как имеется подозрение, что Маленький гражданин был создан в качестве самопародии на Мороженку. Начало первого не только воссоздает CGDCT повседневность предшественника, но и доводит ее до слащавости (тортик жалко). События развиваются неспешно и несуетливо, не торопясь прыгать на коленки к читателю. А затем на ничего не подозревающего обозревателя внезапно обрушивается сюжетный поворот.
Приближение кульминации
Всё оказалось не таким, каким выглядело на первый взгляд, хотя догадаться было можно — по ходу действия мы получили некоторые подсказки. Изумляла чрезмерная нацеленность героев на исследование подоплеки поступков окружающих, граничащая с недоверием и даже опасением — сам я в начале просмотра ее только отметил, не придав важного значения. Визуальные эффекты джамп-кат подчеркивали нервозность обстановки и создавали впечатление, что за поступками действующих лиц стоит нечто большее, чем невинное разгадывание пустячных загадок. Присутствовали метафоры волка и лисицы (т. е. преследователей) в опенинге и соответствующем фрагменте диалога Юки Осанай и Дзёгоро Кобато. Кроваво-красный фон сопровождал изображения Юки. В результате ружье Чехова обязано было выстрелить и оно это сделало.
Лисица, волк и опасная Юки
Показателен комментарий пользователя TV Tropies, сделанный сразу после выхода 7-го эпизода, в котором Юки похищают:
Эпизод 7: ...Не то чтобы я считал, что Осанай находится в большой опасности, потому как, думаю, она как-то все спланировала. Честно говоря, я бы больше беспокоился за ее похитителей.
Эпизоды 8-9: Никогда не связывайтесь с Осанай...
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
fillerdude, "Shoshimin: How To Become Ordinary", TV Tropies, 2024
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
fillerdude, "Shoshimin: How To Become Ordinary", TV Tropies, 2024
Преступление — это не конфеты, Осанай
Надо сказать, персонажи в Хёка были заурядными и немного архетипичными, как того требует жанр наивного городского романа-сказки. Чего, возможно, попытался избежать более приземленный Маленький гражданин, сопроводив их неожиданными деталями. Например, одна из особенностей, выделяющая рисовку тайтла — украшение глаз персонажей цветными градиентными заливками. Из-за этого облик невысокой Юки приобрел кошачьи черты и она, походит, это прекрасно осознает и умело обыгрывает — ведет себя как пятилетняя девочка или котенок и прячется за Кобато, когда кто-то появляется рядом. Она типичный пример тропа, где самые якобы тихие и застенчивые оказываются самыми способными на насилие.
Главные герои Хёка и Маленького гражданина ✧ Юки прячется
А теперь речь у нас пойдет о названии. Оно, как обычно бывает, и о содержании тоже. Оригинальный заголовок на японском — «小市民シリーズ», дословно «Сериал маленького гражданина». Что вообще-то является не чем-то просто пришедшим в голову автора ранобэ, а вполне устоявшимся обозначением кинематографического жанра 小市民 映画 (фильм маленького гражданина), впервые появившимся в статье авторитетных японских критиков в далеком 1932 году. Разница только в замене слова «фильм» на «сериал». Определение следующее:
По сути, это фильм о жизни пролетариев или представителей низшего среднего класса, о порой юмористических, порой горьких отношениях в семье, о борьбе за существование... такой фильм, который многие японцы считают произведением о «нас с вами».
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film – Art & Industry», Charles E. Tuttle Company, 1959
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film – Art & Industry», Charles E. Tuttle Company, 1959
Постер Netflix: «Сериал маленького гражданина: Как стать обычным»
Для обсуждаемого термина кинокритики также предложили синоним «драма обычного человека», который я бы счел более удачным названием для аниме, лучше раскрывающим его содержание. Возможно именно о такой драме автор хотел нам поведать. Или о злоключениях «агентов 007 на пенсии», которыми действующие лица себя изображают. Еще существует вероятность, что некоторые детали истории его главных героев (их расставание) являются отсылкой к классике жанра Наша соседка Яэ-тян (1934). Поворот достаточно неожиданный, особенно для привычной легковесности аниме, если не предполагать его роль уважительного реверанса к декларируемой жанровой принадлежности.
Главные герои Нашей соседки Яэ-тян
Интересно увидеть, в каком направлении события будут разворачиваться во 2-м сезоне: Юки со ржавым тесаком охотится на одноклассников, в то время как Дзёгоро методом дедуктивной «работы мудрости» вычисляет место ее следующей вылазки? Увы, ранобэ (одни источники называют новеллой, другие ранобэ, примерно 50 на 50) я не читал (
точнее пытался читать без особого успеха
Продолжение франшизы повернулось к нам спиной
Подытоживая, у нас имеется блестящая команда создателей под руководством известного режиссера, богатая неортодоксальная графика с мотивами студии Шафт и увлекательный нестандартный сюжет с деконструкцией редкого жанра повседневного детектива (日常の謎). В результате, конечно, не Хёка и не шедевр, но к просмотру однозначно рекомендуется. Даже если не ради получения полноценного удовольствия, то чтобы насладиться общением с диковинным зверем, оказавшимся в ваших руках.
А теперь отдыхаем!
@S John,@S John, какие люди!Читал ваш отзыв, и, в какой-то мере, ждал его в этом разделе, хоть и опасался, что вы действительно нейронкой доработаете
Всё достаточно лаконично подано, и даже второй раз мне было интересно это читать.
Вижу тут уже возникают сомнения о принадлежности работы к формату рецензии - всё в порядке. Одобрено.
Думал вообще посмотреть тайтл, но, наверное лучше Хёку сначала глянуть, да?
@Batrachomyomach,@S John@MR_nick_Russ@Romantic, ПоддерживаюСам ведь упоминает, что Хёка остается на уровне пустяковых историй, а гражданин поднимает ставки
@Nick K.,@S John@average miros fan, чего-то он куда-то не туда их поднимает. В сторону мастермайнда , которая четко знает, что похитившие её торчкогопницы могут с ней сделать, а что - нет. "Невозможно понять логику непрофессионала", как говорил один партайгеноссе, но только не для героини. В Хёке таких гениев-суперманипуляторов не было, и это было здорово.Хотя что понимать под приземленностью...
@S John@Ballast1, спасибо.@Nick K.,Какой подход лучше, а какой хуже — вопрос спорный, не будем забывать, что оба произведения одного и того же автора. Утверждение, что сложное лучше и совершеннее простого, не всегда верно. Самогонка прямо из перегонного аппарата всегда сложней прошедшей очистку.
@Epolih, Так лол, если ты настрочил во Фрирен пару миллионов символов, это не значит, что все должны так делать.@Epolih@Kosh2302, Сейчас каждый 5-ый отзыв больше этой рецензии, вот я и прикинул, что она бедновата.@NyaLion DEER INSIDE@думский, он все по факту рассказал про 1 сезон. Не нравится - сам пиши.@Epolih@NyaLion DEER INSIDE,@S John@Moji, привет!@Moji@S John@Moji, хорошо.)