Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
7
Хорошо
Рисовка
10
Эпик вин!
Звуковой ряд
10
Эпик вин!
Итоговая оценка
9
Великолепно
Франшиза «Евангелиона» официально закончилась в Японии 8 марта 2021 года. Последний ребилд сериала вышел в широкий прокат 13 августа. В нём режиссёр Хидэаки Анно спустя 26 лет после выхода сериала Neon Genesis Evangelion наконец-то разрешает конфликт между NERV и силами сопротивления, проливает свет на истинные мотивы героев и рассказывает, чем же закончился последний удар. Чтобы понять видение режиссёра, необходимо разобрать героев и то, как именно они преподносятся.
Настоящий конец Евангелиона
Оригинальный сериал Neon Genesis Evangelion вышел в 1995 году и получил небывалую популярность даже среди тех, кто не знаком с жанром «меха». Помимо сражающихся в постапокалиптическом мире роботов аниме отличалось психологизмом, метафоричностью, обилием отсылок на религию и культуру. Поначалу происходящее вписывается в каноны жанра: четырнадцатилетний Синдзи Икари избран пилотировать боевого робота Evangelion-01 (сокр. Ева-01) в сражении против неизвестных опасных сущностей — ангелов. Он находит новых друзей, становится увереннее в себе и успешно преодолевает трудности, стоящие перед ним.
Со временем, тон повествования меняется. Теперь Neon Genesis Evangelion — тяжелейшее драматическое произведение про эскапизм и самопознание. В биороботах оказывается больше человеческого, чем в некоторых пилотах. NERV теперь не спасители человечества, а причина его вымирания. На такой ноте завершается сериал, однако через два года выходит фильм Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion, показавший альтернативное завершение этой истории.
Выпуск ребилдов начался в 2007 году. Это технически усовершенствованные фильмы-адаптации, которые продолжают сюжет оригинала. Первые два из них фактически пересказывают Neon Genesis Evangelion, однако сюжет третьего ребилда Evangelion: 3.0 You Can (Not) Redo начинается спустя 14 лет после окончания сериала — апокалипсиса под названием Третий удар. Таким образом, о том, что в итоге будет с героями повествуют именно третий и четвёртый ребилды.
На завершение этой истории потребовалось 26 лет.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601099.jpg)
Персонажи
Сюжет Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time начинается после Четвёртого удара. Трое главных героев оказываются на полуразрушенной Земле без своих Евангелионов.
Синдзи Икари
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601177.jpg)
Пилот Евы-01, сын главы NERV. После смерти Каору Нагисы из-за взрыва управляемого WILLE ошейника, Синдзи находится в глубоком шоке. Он не может есть, спать и даже говорить. Гибель близкого человека насколько ранила Икари, что он не способен находиться даже в обществе двух оставшихся пилотов, не говоря уже о принятии каких-либо решений касаемо дальнейшей борьбы с NERV. Он чувствует неподъёмный груз вины за то, что фактически стал причиной апокалипсиса.
Рэй Аянами
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601172.jpg)
Пилот самого первого Евангелиона — Евы-00. Её тело создано Гэндо Икари для выполнения задач NERV, а душа перенята у его покойной жены Юи. Глава NERV множество раз клонировал Рэй, её оригинальная версия погибла. Вместе с другими пилотами на Земле оказывается одна из копий Аянами, не имеющая воспоминаний о «своём» прошлом и ныне управляющая Евой-09. Это первая копия, получившая возможность познать мир вместо слепого выполнения приказов.
Аска Лэнгли Сорью
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601174.jpg)
Пилот новейшего Евангелиона-02. После запуска серии Шикинами, наряду с серией Аянами, оригинальную Аску неоднократно клонировали. В фильме фигурирует лишь одна из её копий. Теперь они с Мари часть WILLE — организации под командованием Мисато Кацураги, которая борется с NERV.
Мари Илластриэс Макинами
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601105.jpg)
Пилот Евы-08, оригинальный персонаж ребилдов. Одна из первых, кто догадался о замыслах Гэндо. Теперь сражается с его организацией на стороне WILLE.
Каору Нагиса
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601107.jpg)
Пилот-замена Евы-02. На самом деле — ангел в обличии человека. Погиб из-за взрыва управляемого WILLE ошейника в третьем ребилде, чтобы не стать спусковым крючком нового удара.
Мисато Кацураги
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601117.jpg)
Бывшая сотрудница NERV и опекун Синдзи и Аски. После раскрытия плана комплементации человечества, стала лидером WILLE. В фильме с командой учёных управляет флагманом флагмана «Wunder». Её характер изменился после гибели Кадзи и свершения Третьего удара, теперь она холодно и рассчётливо относится к людям, и даже к Синдзи.
Гэндо Икари
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601167.jpg)
Глава организации NERV, автор плана по комплементации человечества. В третьем ребилде он вновь пытается инсценировать апокалипсис, для чего использует Каору в качестве тринадцатого ангела.
Сюжет
Повествование начинается неторопливо. Копия Рэй, Аска и Синдзи скитаются по разбитой после апокалипсиса Земле. Они натыкаются на Деревню-3: поселение выживших людей, которые перешли на натуральное хозяйство и решили попытаться возродить жизнь в привычном её понимании. В деревне пилоты встречают своих бывших одноклассников. У них есть дети, домашние животные, работа и быт. Ранее мы были знакомы лишь с одним тепловодным пингвином — Пен-Пеном, которого Мисато забрала из лаборатории. Теперь этот вид разросся до целой колонии и живёт неподалёку от бывшего штаба NERV. Всё вокруг пропитано жизнью, кроме самих спасителей человечества. Копия Рэй не знает основ общения, а лишь только умеет выполнять приказы. Аску будто не волнует происходящее вокруг, а Синдзи настолько замкнулся в себе, что сбегает жить на берег озера у штаба NERV, лишь бы не видеть других пилотов.
Таким образом, главный герой произносит первое слово на 40-й минуте фильма.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601109.jpg)
Новая Рэй как несмышлённый ребёнок пытается постичь простые радости людской жизни. Она общается с семьёй бывших одноклассников Тодзи и Хикари Судзухары, работает на рисовом поле, ухаживает за детьми и активно общается с местным населением. Через Аянами первую треть фильма зритель знакомится с тем, как живут обычные люди после Третьего удара. Несмотря на трудности, они проявили силу воли, собрали накопившиеся знания и приняли решение продолжать жить. Некогда аморфная Рэй поддерживает их стремление.
Тем временем, Синдзи не может оправиться от шока после произошедшего. Можно сказать, он изо всех сил сопротивляется продолжающейся жизни, ведь до сих пор ненавидит себя. После
гибели копии Рэй
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601110.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601112.jpg)
Вторая треть фильма посвящена операции WILLE по противодействию NERV. Сложно передать содержимое этой части без критически важных спойлеров, поэтому обратимся напрямую к антуражу.
Герои путешествуют в открытом космосе на флагмане «Wunder», который Кадзи заранее подготовил для содержания всех видов семян растений на случай апокалипсиса. Таким образом, в фильме интерпретируется миф про Ноев Ковчег. Перед смертью Кадзи говорит:
Спасение других форм жизни стало самоцелью. Этих же принципов придерживается основанная Мисато WILLE: спасти человечество в оригинальной его форме от искусственной комплементации — эгоистичного желания человека по имени Гэндо. Тем не менее, важно не только предотвратить апокалипсис, но и помочь возродить жизнь на Земле. Поэтому WILLE способствует процветанию оставшихся Деревень.
Во время попытки совершения Дополнительного удара, который должен закончить начатое в третьем ребилде, происходит вторжение пилотируемых Аской и Мари Евангелионов на территорию NERV. Мы видим то, что осталось от планеты. Проще говоря, месиво из слоёв AT-полей и других Ев. Сперва зрителю непонятно, что вообще происходит, однако этот антураж — полный хаос — как раз способствует правильному восприятию происходящего.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601114.jpg)
На фоне этого наиболее контрастно выглядит главный мотив фильма — перезапуск жизни. Его прекрасно иллюстрирует кульминационная сцена.
Благодаря «флагману жизни» «Wunder» команде Кацураги удаётся создать новое копьё для заморозки пробудившегося ангела, который должен начать Дополнительный удар. До этого катализатором апокалипсиса послужил синтез копий, созданных богом — Кассия (надежда) и Лонгиния (отчаяние). Копьё Гая знаменует человеческую силу воли и накопленные знания, о чём нам говорит сама Мисато. Это оружие создано руками человека и являет собой ни что иное, как желание жить.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1600892.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1600893.jpg)
В третьей части фильма противостояние происходит непосредственно между Евами 01 и 13, Синдзи и Гэндо Икари. Впервые за всю франшизу аниме они впервые открыто делятся друг с другом своими чувствами, после чего Гэндо решает сдаться и добровольно уйти из жизни. Его сын получает возможность «перезапустить» вселенную таким образом, чтобы не допустить вымирания человечества. Более подробные пояснения сюжета чреваты спойлерами для тех, кто пока не знаком с ребилдом, поэтому перейдём к диалогу, который режиссёр выстроил со зрителем.
То, как видит Анно
«Прежде всего я хочу порадовать себя, а не аудиторию. Если другие люди смотрят то, что я наснимал — это хорошо, но это как смотреть мастурбационное шоу. Я ублажал себя, а другие люди на это смотрят»
Хидэаки Анно, интервью после выхода фильма.
«Я опять ничё не понял»
Зрители после выхода фильма.
Хидэаки Анно, интервью после выхода фильма.
«Я опять ничё не понял»
Зрители после выхода фильма.
Насколько новый ребилд хорош в плане сюжета, ровно настолько он плох с точки зрения диалога со зрителем. Порой даже реплики героев, в которых прямо объясняется происходящее, не спасают от фрустрации.
Композиция фильма состоит из трёх частей, описанных выше. В первой нас глазами Рэй погружают в деревенскую жизнь обычных людей, во второй мы видим эпичные бои роботов по всем канонам «мехи», в третьей же, спустя полтора часа хронометража, мы наконец получаем возможность пообщаться с героями. Создаётся впечатление банальной нехватки времени на раскрытие каждого из них, но в этом, на самом деле, и состоит режиссёрская задумка.
Глубже всего раскрыли Гэндо Икари. Мы видим историю его любви, потери, аддикции. Его трагическое прошлое «оправдывает» его поступки перед смертью, но нужно ли это действительно герою? Всю дорогу до финала Гэндо был злым стратегом, загадочным и фактически всесильным. Ещё с момента выхода сериала известно, что организатор конца света имеет исключительно эгоистический мотив воссоединения со своей погибшей женой. Во флэшбеке от лица Гэндо нет новой для зрителя информации, зато сам факт его существования идёт во вред образу главного злодея.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601142.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601139.jpg)
Важно и то, что на это уходит драгоценный хронометраж, который, теоретически, мог закрыть сложившиеся сюжетные дыры, связанные с Нагисой.
Одна из популярнейший фанатских теорий о том, что Каору — путешественник во времени, оправдалась. Из сцены с прощанием с Синдзи известно, что он застрял во временной петле, где мальчик-ангел уже успел переродиться бессчётное количество раз. Нагиса неоднократно пытался изменить ход событий, но всё оказалось тщетно. Тем не менее, каждый раз, когда тот оказывался перед Икари, у него не получалось связать и пары слов, чтобы внятно объяснить хотя бы то, как работают копья. Объективно, именно Каору мог предотвратить Четвёртый удар: рассказать Синдзи о временной петле и о том, что произошло за 14 лет, направиться сразу в «Wunder» и попытаться вместе спасти мир. По сути своей, Каору — самый сильный ангел, способный управлять роботами телекинезом, то есть, без участия пилотов. Несмотря на это, тот даже не попытался воспользоваться своими ангельскими способностями для борьбы с NERV. Особенно странно это выглядит в контексте того, что Каору, с его же слов, сделал счастье Синдзи Икари целью своей жизни.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601148.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601152.jpg)
Одним из главных второстепенных персонажей становится Мари, всесильная спасительница из ниоткуда, о которой известно чуть больше, чем ничего. Синдзи и Мари видят друг друга только четыре раза во всей истории (сцена на крыше, сцена с разрушенной Евой-2 во втором ребилде, изолятор и сцена, в которой они уходят вместе в этом фильме), и у них почти нет никаких серьезных диалогов. Анно принимает ещё одно плохое с точки зрения общения со зрителем решение — оставляет всё так, как есть. Тем не менее, это же решение в полной мере раскрывает авторскую задумку, а именно снять фильм для себя. Личная драма Хидэаки Анно завершается здесь, вместе с Евангелионом.
Визуал и звук
Neon Genesis Evangelion смешной. До перемены тона повествования в нём сочетаются фактически все каноны аниме 90-х: визуальный юмор, фансервис, абсурдность бытового поведения подростков. Именно этим пользовался Анно, чтобы обмануть наивного зрителя в начале сериала.
Ребилды усовершенствованы в техническом плане. Проще говоря, они красивые. Весь последний фильм мы видим прорисовку фонов до самых мелких листиков, красочные бои, детализированных новых роботов и даже антураж оригинального сериала. Всё это происходит под новый саундтрек композитора Сиро Сагису, работающего с Анно с начала франшизы.
Тем не менее, помимо демонстрации кропотливой работы аниматоров (прим. сцена с насильным кормлением Синдзи) и постановщиков (прим. сцена свершения Дополнительного удара), в новом ребилде нашлось место иронии, которая и стала изюминкой фильма.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601104.jpg)
Бой биороботов вместо нагнетающего саундтрека сопровождается озорным гитарным баре. С этого момента задаётся тон повествования, показывается отношение режиссёра к происходящему. Апогеем иронии можно считать сцену битвы Евы-01 и Евы-13 посреди съемочных декораций первой серии сериала. Здания Токио-3 оказываются обычными коробками, а небо — раскрашенными кулисами. Внимание зрителя привлекает не столько антураж, сколько сами Евы, выполненные в нарочито плохой CGI-графике. Пафосный бой огромных роботов показан крайне неуклюже и глупо. Их борьба бессмысленна. В итоге Гэндо Икари не останется ничего другого, кроме как выйти на контакт с сыном. Подобная ирония играет несомненно на руку ребилду.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601203.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601130.jpg)
Заключение
Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time — отличное окончание истории. Дети, виной судьбы оказавшиеся втянуты в решение судьбы человечества, наконец обрели счастливый конец. Одним из минусов можно считать направленность фильма не на зрителя, а на самого Анно. Режиссёр ведёт диалог с самим собой, и его действительно мало волнует восприятие окружающих. Тем не менее, недавно Хидэаки в поделился, что возможно ещё вернётся к этой франшизе, чтобы пролить свет на то, что происходило за 14 лет, между вторым и третьим ребилдами.
Несмотря на то, что Евангелион всегда был многослойным и метафоричным произведением, множество зрителей не поняло иронию с CGI-графикой. Это можно считать относительным минусом.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/96580/1601102.jpg)
Теперь Синдзи больше никогда не придётся лезть в грёбанного робота. А значит, всё вполне себе хорошо.
@khhhhh, что за конкурс?@khhhhh@75fee2334f, /forum/news/349161-konkurs-retsenziy-statey-na-shikimori@khhhhh@Mister_A, не ошибаетесь, это моя статья@khhhhh@NetMagic, я разделяю это мнение. тем не менее, на теорию, которую я привожу, многое указывало, поэтому она стала популярной среди фанатов. раз она подтвердилась фильмом, почему бы не привести её?@NetMagic@khhhhh, Да чем она подтвердилась? Пару случайных кадров из которых сделали выводы? Или автор в интервью высказал одобрение?@khhhhh@Goddess of Happiness, добрый вечер. я неверно сформулировала мысль, спасибо за то, что указали на этот недочёт. это интервью анно дал после выхода сериала, во время создания "конца евангелиона" в 1996 году. цитата звучит так:“I only make work for myself, not for the audience. However, making works is still the only way I can relate to other people. This relationship is like a masturbation show, because other people are watching me act to please myself. They decide by themselves how they react to it. I do not directly “pleasure” others. It requires some narcissism to be an author. Someone entirely lacking self-confidence wouldn’t “expose” themselves like I do.”
@Goddess of Happiness@NetMagic, мы знаем об этом из содержания фильма.@NetMagic@khhhhh, Благодарю)@khhhhh, Каждый видит то, что хочет видеть. Можно даже дальше пойти, и из любого события делать свои "выводы"@khhhhh@user#48590, хорош)И мне кажется, именно поэтому концовка такая "жизнерадостная", ведь именно этого ждёт аудитория, хэппи энда.
Если кто знает такую анимацию Вор и сапожник. Она попала в производственный ад,. Режиссёр делал невообразимые эффекты, красочную подачу, количество кадров превышало все допустимые моральные нормы аниматоров того времени. Но за всем этим где-то потерялась история. Что хотел сказать автор-то?
В итоге аниматоры перетащили идею в Дисней и выпустили очень понятный и любимый многими Аладдин.
Так же и здесь. У Анно куча идей, но выдаёт какой-то авторский сумбур. И если в сериале его, скорее всего, контролировали коллеги и формат ТВ. То здесь он предоставлен сам себе. Доходит до смешного, когда он девушку, которая вела документальную съёмку об этом фильме, спрашивает, как на её взгляд будет лучше выглядеть сцена.
Не знаю, мастурбирует ли он в свои 60 с кепкой лет, но внятной подачи у него уже не получается.
Как в сериале было лампово: жизнь - говно, давайте, похлопаем. Без прикрас, чётко, ясно. Так что за всё время, которое прошло после первого просмотра сериала и перепробовав всё, что хотел перепробовать, лучше понимаю слова Екклесиаста:
Жаль, что переступить черту и как-то развить идею он не смог. Хотя вижу, что пытался.
@TheImmovableLord@jakefish, в аниме-сериале её фамилия Сорью, а в ребилдах Шикинами.