Очень смелый эксперимент, который, при этом, удался.
Мне кажется, сразу стоит упомянуть некоторую проблему относительно оценок данного произведения. Его нельзя хоть сколько-то объективно оценить, не посмотрев целиком и не вникнув в сюжет всё так же целиком. Несмотря на условное деление на эпизоды(которое, кстати, реализовано великолепно, каждая серия заканчивается так, чтобы с нетерпением хотелось смотреть следующую) история всё-таки неделимая. Невозможно судить о какой-то детали, не увидев картину полностью. К чему всё это предисловие? Да к тому, что в случае Врат Штейна мало смысла читать обзоры и слушать мнения, стоит только увидеть самостоятельно. Если скучно первые 8 эпизодов, то, вопреки мнению большинства, дальше лучше не будет. Безусловно, триллерная составляющая более явно проявляется во второй половине, но если упущены детали первой половины, если нет заинтересованности в том, что в этой первой половине происходит, остальное смотреть не стоит. И вот на этой ноте рекомендую тем, кто не смотрел, остановиться и посмотреть, потому что дальше возможны спойлеры. Самые значительные будут помечены, само собой, но конкретно в случае Врат Штейна любые спойлеры очень губительны, на мой взгляд, так что тем, кто не смотрел дальше стоит продвигаться исключительно на свой страх и риск.
Продолжая тему заглавной фразы: почему Врата Штейна - смелый эксперимент? Дело в том, что вся эта неровность повествования(вышеупомянутая "скучность" первой половины и более бодрый темп второй) является основой всего в этой истории. Первая половина - поэтапное и медленное знакомство с персонажами. Да, с первой серии нам показывают триллер, смерть Макисе Курису, какие-то непонятные изначально события и самая первая смена мировой линии. Дальше же идёт "повседневность", цель которой - знакомство с персонажами и всё большее влияние изменений прошлого на настоящее. Вторая часть просто не работает без первой и наоборот. Такое смешение, очевидно, даёт проблемы в виде неровного темпа, но другой эта история быть просто не могла и создатели это понимали... и пошли на риск.
Учитывая тот факт, что эта часть пишется для тех, кто уже смотрел, мало смысла рассказывать о завязке сюжета. Персонажи, помимо главного героя, наверное, типичные до их большего раскрытия во второй половине и втором сезоне(с ним всё сложно, о нём позже). Я недостаточно смотрел ни аниме, ни подростковых сериалов, чтобы эти образы как-то лично мне могли надоесть и приесться. Каждый из них довольно обоснован и логичен, у всех есть предпосылки быть тем, кем они являются. Каждый, в той или иной степени, не особо принят внешним миром и так называемая "Лаборатория Гаджетов Будущего" стала для каждого местом, где можно быть собой.
Стоит, наверное, более детально остановиться на двух основных женских персонажах: Маюри и Курису. Маюри, казалось бы, очень стандартная. Ко всем добрая, наивная и слегка не от мира сего. Но мне понравилось, что была раскрыта очень важная часть характера таких людей. Очевидно, что все эти хакеры, безумные и гениальные учёные в основном при решении проблем полагаются на логику, в то время как Маюри, являясь эмпатом, полагается в основном на интуицию и эмоции - свои и чужие, обращая внимание не на те факты, на которые опираются остальные. Самый очевидный пример: осознание, что отец Сузухи - Хасида. И за счёт подобного персонаж Маюри никогда не кажется лишним и ненужным в сюжете.
По поводу Курису и её "цундере"-манеры поведения. Опять же, мне довольно трудно судить, поскольку мало аниме видел(даже пришлось гуглить, кто такие эти ваши цундере при первом просмотре), но мне и персонаж Курису не показался штампованным вообще.
Тот факт, что она не хотела раскрываться перед Окабе - следствие психологического защитного механизма, который органично исходит из её предыстории. У неё не было нормальных отношений с родителями, да и вообще с кем угодно, кроме коллег по научной деятельности, но там речь о близком общении не идёт. Очевидно, откуда замкнутость в себе и нежелание делиться своими чувствами взялись.
И, кстати об Окабе. Его "альтер-эго" безумного учёного тоже имеет под собой довольно объяснимые основания. Нам показано было, как зародился этот образ. В момент, когда Окабе испугался за отсутствие воли к жизни Маюри после смерти её бабушки, он просто сделал первое, что пришло в голову - выдал какую-то глупость, которая потом переросла в постоянный образ, потому что какая-то часть Окабе после того дня всегда оставалась тем напуганным подростком, не знающим, что делать. И он сам понимает, что это всё затянувшееся цирковое представление.
Также весь лишний пафос, часто характерный для любых историй на экране заложен в лице Хооина Кёмы. И через него же и высмеивается. И это, я считаю, круто.
Помимо всего прочего, Врата Штейна идут по пути хорошей научной фантастики. Есть одна единственная фантастическая условность - принцип работы Телефоноволновки. Остальное от начала до конца базируется на этой одной условности. История никогда не нарушает своих же правил. Концепция Мировых Линий, представленная в сюжете всегда соответствует тому, как происходят прыжки во времени. Отношение количества изменений прошлого к количеству сюжетных несостыковок, которых и нет, поражает. Всё продумано до мелочей. И это при том, что "Назад в Будущее", где на один прыжок во времени приходится по тридцать сюжетных дыр, считается классическим и гениальным.
Эмоции героев в большинстве случаев довольно натуральные для аниме. Триллерная составляющей довольно много и радует тот факт, что нет никаких преувеличений по части реакции. Если, например, Эдвард Элрик в Стальном Алхимике постоянно вопит без повода, то Врата Штейна прибегают к истошному крику только тогда, когда это действительно нужно.
Но есть и то, что эту историю для меня от идеала всё-таки отдаляет и не даёт поставить чистые 10 баллов. Во первых, это проблема второго сезона. Врата Штейна - полностью самодостаточная история, помимо одной единственной детали - сообщение с видео, которое Окабе получает от будущего себя в предпоследней серии. И это, фактически, то, ради чего были созданы Врата Штейна 0, чтобы рассказать от начала до конца о том Окабе с другой мировой линии. А они уже, в свою очередь, слегка послабее оригинала. Всё ещё прекрасны, но слабее. Помимо этого, персонажам Хасиды и Сузухи довольно мало времени было уделено в основной истории, они намного больше раскрыты в Нуле.
И ещё моё личное фи заключается в не сильно значительной детали, которая, тем ни менее, меня неприятно удивила.
Рука Урушибара отправляет сообщение в прошлое на пейджер своей матери, беременной им на тот момент, с призывом есть больше овощей, чем мяса, чтобы родилась девочка.
Несмотря на минусы, Врата Штейна всё-таки шедевральны именно на уровне исполнения изначальной идеи. Всё, что связано с влиянием на ход времени исполнено на 11/10. Как минимум за это тайтл заслуживает своего признания. На уровне всех остальных аспектов Врата Штейна просто очень хороши. Это многогранная, комплексная и продуманная история, в которой при каждом повторном просмотре находишь новые детали и новые смыслы. Лично для меня Врата Штейна всегда будут занимать для меня особое место среди аниме и любых художественных произведений в целом.
Комментарии
fAnToM89036#
Очень подробный и действительно годный отзыв
Твой комментарий