Долго не решалась на прочтение Берсерка. Основные причины - участившиеся перерывы в выходе глав (коих уже 360) и, по слухам, туманная прогрессия истории, где за 30 лет выпуска серии непонятна стадия, на которой находится сюжет - то ли развязка уже близка, то ли события только пересекли экватор. В любом из этих случаев есть шансы не увидеть конец истории. Тем не менее уже попавшись в ловушку Hunter x Hunter и Vagabond я поняла, что нет смысла отказываться от знакомства с действительно легендарным проектом.
Арт
Начну с простого. Я считаю, визуально Берсерк - это то, что стоит испытать каждому любителю манги. Густая атмосфера фэнтези всех сортов (преимущественно мрачного), огромное количество детализированных разворотов, задников, по-хорошему мерзкий дизайн большинства чудовищ, красивые доспехи и архитектура разных стран и эпох, обилие мифологического, религиозного и другого символизма. Любителем видеоигр будет интересно знать, что уже сама по себе культовая серия Dark Souls позаимствовала довольно много в плане визуала и атмосферы у Миуры. Остальным отмечу, что как минимум сцены из "Затмения" (первая треть манги) и "Возрождения Фантазии" (последняя треть) надолго останутся у вас в памяти, да и без них моменты найдутся в каждой арке. Без недостатков тоже не обошлось. Экшен весьма однообразный и обычно не имеет за особой интересной тактики или стратегии боя (ожидайте 1000 и 1 фрейм того, как Гатс огромным мечом шинкует очередное мясо). Также в том же экшене зачастую сложно точно понять, что происходит из-за странной хореографии и переизбытка тех самых деталей, который размывают фокус.
Сюжет и персонажи
Манга на одних иллюстрациях, конечно, может найти своего потребителя, но вряд ли получит тот ореол, который витает вокруг детища Миуры. История Гатса достаточно интересна, чтобы прочитать 360 глав. Однако тут всплывает куда больше проблем, чем в предыдущем абзаце. Это не идеальный утюг для мозгов марки «исекай», где неудачник путем упругого столкновения с грузовиком отправляется в фэнтезийный «мир мечты» с гаремом (желательно рабынь) и полной неуязвимостью, но и вершин писательского мастерства не так часто встретишь. В первопричинах я вижу два момента. Манга выпускается на протяжении 30 лет с тех пор, когда мангаке было 23 года. За это время автор, разумеется, изменился, это не могло не отразиться тоне истории, подходе к темам и прочим элементам, поэтому видны скачки. Другой аспект состоит в том, что Миура – не профессор, журналист или историк, а отаку и гик. Его литературные вкусы не столь изысканы, и, если на старте манги он пытался этот аспект особо не демонстрировать, то со временем «кавайные» девочки и мальчики, а также юморески с отсылками на поп-культуру стали частыми гостями. Теперь немного конкретнее.
Отличительная черта, за которую мангу часто превозносят – это мрачность. Мерзкие монстры, зачастую с фрейдистскими подтекстами, обилие демонстративного насилия, как физического, так и сексуального и персонажи, которые в соответствии с миром вокруг них не всегда совершают благородные поступки. На первый взгляд, это суровая история о человеке против судьбы, о возможности мечты в реальности рока и неопределенности с отчетливыми ницшеанскими отголосками. Гатса, который прорубает себе дорогу через орды порождений зла, и Гриффита, который по головам идет к самым вершинам, можно сравнить со сверхчеловеком, где в первом случае автор явно транслирует свои взгляды, а второй, скорее, выступает в роли антихриста. Что касается морали, по-настоящему сомнительных поступков у героев не так уж и много, ещё реже за ними следуют серьезные последствия. В случае чего почти всегда найдется простыня объяснений, то есть автор не так часто пытается вступить в конфликт с читателем. Его рассуждения о дружбе, любви, войне, религии и обществе на поверку часто оказываются поверхностными. Хотите месседж про вред религии? Держите арку про карикатурных инквизиторов. Гатс – главный герой, мечник с огромным куском металла за спиной, хоть и впадает в ярость периодически, часто бывает груб и резок с другими из-за своего трагического прошлого, в общем, предстает весьма неплохим парнем, который не станет кем-то жертвовать и вряд ли убьет кого-то безобидного. Сопереживать ему очень легко, и его развитие, наверно, лучшее, что получилось у Миуры по персонажам. Даже его переход к «отцовской» личности выглядит вполне естественно и не как простое следствие взросления автора. По идее, за вопрос неоднозначности должен отвечать. Гриффит – лучший друг Гатса, но, на мой взгляд, с момента «Затмения» он потерял большую часть характера. Возможно, он окажется не чистой воды злодеем, но говорить о чем-то пока рано, есть только туманные намеки от автора. Для меня события вокруг него гораздо интереснее личности, потому что оказывают огромное влияние на мир. Со всеми оговорками оба персонажа хорошо дополняют друг друга, и их соперничество выступает сильным стержнем всей истории. Есть ещё Каска - молодая воительница и очень важный персонаж для Гатса, но её роль, помимо излюбленный наживки для насильников, весьма спойлерная. Также со временем интересных персонажей стало все-таки больше (банда Ястреба образца Золотого Века была приятной, но не более), но почти все они вращаются вокруг двух орбит, то есть Гатса и Гриффита.
Увы, выходит, что серьезность и мрачность в большой степени касаются антуража, потому что, как правило, Берсерк использует типичные для приключенческого жанра тропы – те же самые, за которые ругают произведения, рассчитанные на более молодую аудиторию. Способности далеко за гранью разумного в данном сеттинге, феерические превозмогания, спасения в последнюю минуту, раздражающие комментарии и переговоры во время боя, да даже сила дружбы имеет место быть. С появлением в магии 200-х главах все стало ещё краше. Также увеличилось количество юмора уровня Стального Алхимика. Любите Звездные Войны и айдолов? Так вот, Миура их любит больше. Уменьшение концентрации обезьян-насильников в манге (замечу, не полное их исчезновение) многих огорчает, но, мой взгляд, эти вещи всегда были поверхностны, и не в этом главная проблема. На данный момент единственная арка с непоправимыми трагическими последствиями для персонажей – Золотой Век, пожалуй, лучшая арка и фактически один длинный флешбек, в котором возможна любая жесть, ведь это уже в прошлом. Все остальные 260 глав трагедийный молот систематически избегает любых персонажей, к которым читатель может испытывать толику привязанности (есть ровно 1 исключение, но что-то мне подсказывает, что автор просто хотел сделать отсылку к джедаям). Есть место и для сильно надуманных сюжетных поворотов. Например, излюбленный прием Миуры: «бац, персонаж куда-то пропал или пошел один просто потому что». Между прочим, это завязка одной из крупных арок. Не помогает и прямолинейность истории, которая диктует многим персонажам подчиняться и поубавить свою индивидуальность, чтобы не создавать лишних конфликтов, плюс подобная скованность иногда ведет к возникновению «причуд» вместо какой-либо личности. Большую часть истории есть 2 ветки. Гатс со своим квестом и соратниками, которых он подбирает по ходу действия. Гриффит с такой же схемой, и всеми возможными привилегии идущими с почти божественным статусом (идеальные планы, неуязвимость, сильнейшие соратники и т.д.). Это приглушает приключенческий мотив, так как мотивация большинства персонажей играет не столь значительную роль, и мир кажется сильно сжатым в размерах.
Мир
Вселенная Берсерка, несмотря на местами странное развитие (первые 100 глав было ощущение, как будто религия практически не играла роли в их обществе) и сильные тональные переходы, связанные с увеличением неловкого юмора и «моэ» элементов, оставляет приятные чувства. Концепции из психоанализа тут сосуществуют вместе с обычной магией и инфернальной версией христианства, а также существами из самых разных мифологий. Для обогащения опыта от чтения не лишним будет прочитать про скандинавскую мифологию, в особенности Одина, так как Гатс и Гриффит имеют важные символические сходства с ним (берсерк – это воин, поклоняющийся Одину, если что).
Итог
В итоге я не пожалела о знакомстве с этой мангой. История Черного Мечника даже в подвешенном состоянии и неясными перспективами достаточно интересная, чтобы вы потратили несколько вечеров, наслаждаюсь прекрасными иллюстраторскими навыками Кентаро Миуры. Разве что слегка умерьте ожидания, если всеобщая похвала и популярность на вас подействовали.
8 из 10
Арт
Начну с простого. Я считаю, визуально Берсерк - это то, что стоит испытать каждому любителю манги. Густая атмосфера фэнтези всех сортов (преимущественно мрачного), огромное количество детализированных разворотов, задников, по-хорошему мерзкий дизайн большинства чудовищ, красивые доспехи и архитектура разных стран и эпох, обилие мифологического, религиозного и другого символизма. Любителем видеоигр будет интересно знать, что уже сама по себе культовая серия Dark Souls позаимствовала довольно много в плане визуала и атмосферы у Миуры. Остальным отмечу, что как минимум сцены из "Затмения" (первая треть манги) и "Возрождения Фантазии" (последняя треть) надолго останутся у вас в памяти, да и без них моменты найдутся в каждой арке. Без недостатков тоже не обошлось. Экшен весьма однообразный и обычно не имеет за особой интересной тактики или стратегии боя (ожидайте 1000 и 1 фрейм того, как Гатс огромным мечом шинкует очередное мясо). Также в том же экшене зачастую сложно точно понять, что происходит из-за странной хореографии и переизбытка тех самых деталей, который размывают фокус.
Сюжет и персонажи
Манга на одних иллюстрациях, конечно, может найти своего потребителя, но вряд ли получит тот ореол, который витает вокруг детища Миуры. История Гатса достаточно интересна, чтобы прочитать 360 глав. Однако тут всплывает куда больше проблем, чем в предыдущем абзаце. Это не идеальный утюг для мозгов марки «исекай», где неудачник путем упругого столкновения с грузовиком отправляется в фэнтезийный «мир мечты» с гаремом (желательно рабынь) и полной неуязвимостью, но и вершин писательского мастерства не так часто встретишь. В первопричинах я вижу два момента. Манга выпускается на протяжении 30 лет с тех пор, когда мангаке было 23 года. За это время автор, разумеется, изменился, это не могло не отразиться тоне истории, подходе к темам и прочим элементам, поэтому видны скачки. Другой аспект состоит в том, что Миура – не профессор, журналист или историк, а отаку и гик. Его литературные вкусы не столь изысканы, и, если на старте манги он пытался этот аспект особо не демонстрировать, то со временем «кавайные» девочки и мальчики, а также юморески с отсылками на поп-культуру стали частыми гостями. Теперь немного конкретнее.
Отличительная черта, за которую мангу часто превозносят – это мрачность. Мерзкие монстры, зачастую с фрейдистскими подтекстами, обилие демонстративного насилия, как физического, так и сексуального и персонажи, которые в соответствии с миром вокруг них не всегда совершают благородные поступки. На первый взгляд, это суровая история о человеке против судьбы, о возможности мечты в реальности рока и неопределенности с отчетливыми ницшеанскими отголосками. Гатса, который прорубает себе дорогу через орды порождений зла, и Гриффита, который по головам идет к самым вершинам, можно сравнить со сверхчеловеком, где в первом случае автор явно транслирует свои взгляды, а второй, скорее, выступает в роли антихриста. Что касается морали, по-настоящему сомнительных поступков у героев не так уж и много, ещё реже за ними следуют серьезные последствия. В случае чего почти всегда найдется простыня объяснений, то есть автор не так часто пытается вступить в конфликт с читателем. Его рассуждения о дружбе, любви, войне, религии и обществе на поверку часто оказываются поверхностными. Хотите месседж про вред религии? Держите арку про карикатурных инквизиторов. Гатс – главный герой, мечник с огромным куском металла за спиной, хоть и впадает в ярость периодически, часто бывает груб и резок с другими из-за своего трагического прошлого, в общем, предстает весьма неплохим парнем, который не станет кем-то жертвовать и вряд ли убьет кого-то безобидного. Сопереживать ему очень легко, и его развитие, наверно, лучшее, что получилось у Миуры по персонажам. Даже его переход к «отцовской» личности выглядит вполне естественно и не как простое следствие взросления автора. По идее, за вопрос неоднозначности должен отвечать. Гриффит – лучший друг Гатса
и главный антагонист, который фактически пожертвовал друзьями и продал душу дьяволу в обмен на возможность исполнить свою мечту
Увы, выходит, что серьезность и мрачность в большой степени касаются антуража, потому что, как правило, Берсерк использует типичные для приключенческого жанра тропы – те же самые, за которые ругают произведения, рассчитанные на более молодую аудиторию. Способности далеко за гранью разумного в данном сеттинге, феерические превозмогания, спасения в последнюю минуту, раздражающие комментарии и переговоры во время боя, да даже сила дружбы имеет место быть. С появлением в магии 200-х главах все стало ещё краше. Также увеличилось количество юмора уровня Стального Алхимика. Любите Звездные Войны и айдолов? Так вот, Миура их любит больше. Уменьшение концентрации обезьян-насильников в манге (замечу, не полное их исчезновение) многих огорчает, но, мой взгляд, эти вещи всегда были поверхностны, и не в этом главная проблема. На данный момент единственная арка с непоправимыми трагическими последствиями для персонажей – Золотой Век, пожалуй, лучшая арка и фактически один длинный флешбек, в котором возможна любая жесть, ведь это уже в прошлом. Все остальные 260 глав трагедийный молот систематически избегает любых персонажей, к которым читатель может испытывать толику привязанности (есть ровно 1 исключение, но что-то мне подсказывает, что автор просто хотел сделать отсылку к джедаям). Есть место и для сильно надуманных сюжетных поворотов. Например, излюбленный прием Миуры: «бац, персонаж куда-то пропал или пошел один просто потому что». Между прочим, это завязка одной из крупных арок. Не помогает и прямолинейность истории, которая диктует многим персонажам подчиняться и поубавить свою индивидуальность, чтобы не создавать лишних конфликтов, плюс подобная скованность иногда ведет к возникновению «причуд» вместо какой-либо личности. Большую часть истории есть 2 ветки. Гатс со своим квестом и соратниками, которых он подбирает по ходу действия. Гриффит с такой же схемой, и всеми возможными привилегии идущими с почти божественным статусом (идеальные планы, неуязвимость, сильнейшие соратники и т.д.). Это приглушает приключенческий мотив, так как мотивация большинства персонажей играет не столь значительную роль, и мир кажется сильно сжатым в размерах.
Мир
Вселенная Берсерка, несмотря на местами странное развитие (первые 100 глав было ощущение, как будто религия практически не играла роли в их обществе) и сильные тональные переходы, связанные с увеличением неловкого юмора и «моэ» элементов, оставляет приятные чувства. Концепции из психоанализа тут сосуществуют вместе с обычной магией и инфернальной версией христианства, а также существами из самых разных мифологий. Для обогащения опыта от чтения не лишним будет прочитать про скандинавскую мифологию, в особенности Одина, так как Гатс и Гриффит имеют важные символические сходства с ним (берсерк – это воин, поклоняющийся Одину, если что).
Итог
В итоге я не пожалела о знакомстве с этой мангой. История Черного Мечника даже в подвешенном состоянии и неясными перспективами достаточно интересная, чтобы вы потратили несколько вечеров, наслаждаюсь прекрасными иллюстраторскими навыками Кентаро Миуры. Разве что слегка умерьте ожидания, если всеобщая похвала и популярность на вас подействовали.
8 из 10
Комментарии
Твой комментарий
@Роман Кушнир,@Роман Кушнир,Хотя доказать тебе, что ты тролль я всё равно не смогу, так что и смысла-то от этого всего? Будь добрее. У меня всё
@Ясука Такая, А Вы думали, что я не отвечу? А я отвечу.Религия в мире была, но религиозный фанатизм вспыхнул на фоне вторжения Кушан и засилья разнообразных демонов, когда привычные институты рухнули.
Как, например, во времена Чёрной смерти люди ударялись и в религиозный фанатизм и в язычество.
@Ясука Такая@Exi-san, но не так же быстро! И подъем таких идей было бы разумно показывать с самого начала, по чуть-чуть. Конечно, можно сказать, что до этого в манге просто не было повода для рассказа о пробуждении в людях религиозности, но имхо все выглядит так, как будто мангака просто придумал подробности слишком поздно.@Gorefield@Ясука Такая, лучше поздно, чем никогда@Ясука Такая@Gorefield, ну, наверное... Я, если честно, остановился где-то на двухсотой главе, так что до "конца" не дочитал, но лучше бы автор двигал изначальный сюжет, чем создавал новые сюжеты и персонажей таким образом. Хотя среди такого типа манги так приятно, как я понимаю.@Роман Кушнир, о как остроумно. Дело в том, что действительно зассал бы.@Роман Кушнир@Spike Spigel, судя по таким офигенным заявлениям, возраст ты себе завысил лет на семь, а может и на восемь.@Spike Spigel@Роман Кушнир, я просто споров в инене не вывожу, а в живую поспорить люблю, всего то навсего. И в живую мы бы с тобой устроили бы дискус, а вот в инету, уж увольте, не охота. Можешь написать в лс, где живёшь, если живём рядом и действительно интересно подискутировать - я только за. Если опять будешь токсичить, то уж извини, пройди далеко и на долго@Роман Кушнир@Spike Spigel, знаешь, меня как-то вызывали на дуэль в Смоленск, но вот вызов в реал на дискуссию – такое впервые.Так-то, берс в своей основе чисто мужицкий боевик. Поэтому претензии такого плана, разве что с целью просто докапываться. Каска именно второстепенный персонаж и в рамках отведенной роли справляется. Требовать с нее сверху быть сложной можно, но это такое. Хотя у нее был шанс вырасти после затмения, но автор решил повременить с этим, затем безбожно затянул и наконец не успел.
Фарнезе, потенциальная упоротая фанатка Гатса в духе Каски для Гриффита, как-то затерялась в отряде или слили в угоду третьей. Но про Ширке даже не о чем сказать, кроме того что она функциональна полезна. В общем, женская часть по идее должна была расцвести напоследок, но увы.
@Роман Кушнир@Moonzen, изначально, речь шла о том, что этот самый мужицкий боевик превратили в сененчик про Гатса и его друзей. Так-то я не в претензии, что девочкам в Берсерке уготована вторая роль. Но я начал читать мужицкий боевик, а закончил сказку — вот тут как-то неприятно вышло.@whois,@ДрyгС другой стороны, что-то в этом есть. Идёшь к женщине — не забудь плетку!
900x748
@whois,@Роман Кушнир@Дрyг, какие люди.@Дрyг@whois, так, наведаться решил, пока на работе посвободнее дышать стало.@whois@Дрyг, о, хорошо слышать, что тебя разгрузили.@Дрyг@whois, да я сам себя разгрузил. Наконец-то закрываю проект, что с осени висел мёртвым грузом. Осталось ещё пару хвостов подбить - и можно со спокойной душой в отпуск топать.@whois@Дрyг,@Дрyг, выше есть авторитетное мнение, что с девочек-волшебниц оно и начиналось.