Я действительно считаю идею DP чрезвычайно интересной, поскольку ее огромный потенциал виден с первого взгляда. Ставить персонажей в непростые условия, чтобы они действовали на пределе своих возможностей, постоянно меняясь под давящим грузом обстоятельств - звучит прямо-таки как определение хорошей драматургии. И хотя более подробный разбор будет далее, уже сейчас могу сказать, что это шоу реализует свой концепт как надо.
Одним из двух главных героев, связующим звеном для всех элементов сериала является DecimДеким. Он всегда абсолютно спокоен и, пожалуй, даже иногда выглядит апатичным. Будучи судьей чистилища, он полностью лишен эмоций, и потому в любой ситуации ведет себя так, как должен, чтобы добиться нужного для суда эффекта. Деким объясняет правила игры прибывшим к нему людям, при необходимости мотивируя их играть. Если нужно, он продемонстрирует сочувствие, а если того требуют обстоятельства, заставит почувствовать отчаяние.
Но вскоре к нему попадает темноволосая девушка, которая помнит о том, что мертва (хотя и не помнит, как именно умерла и почему). Судить ее, как остальных, не получится, поэтому местный босс/куратор NonaНона приставляет ее к Декиму в качестве помощника до тех пор, пока тот не найдет способ вынести ей вердикт. Чиюки (а зовут девушку именно так) может казаться сдержанной, но это больше обусловлено ее смятением, вызванным столкновением с новым для нее миром. На самом деле, она может быть весьма эмоциональной, что особенно ярко проявляется во время суда: по сравнению с Декимом, Чиюки несравненно тяжелее игнорировать страдания людей, вынужденных играть друг с другом на свои жизни. Именно отношения Декима и Чиюки являются этакой красной нитью истории. По ходу повествования, человек пытается научить судью (который является «марионеткой»), что такое человеские эмоции, что на самом деле чувствуют люди и как их понять.
Значительная часть серий DP представляет собой судебные процессы в игровой форме. Однако события этих эпизодов влияют на главных героев - Декима и Чиюки. Т.е. филлерами их не назовешь. Каждый такой эпизод строится по следующей формуле. Два человека, попадающие в бар Декима, принимают его предложение сыграть, ведь выбраться из бара нельзя, а сам Деким угрожает убить их в случае отказа. Во всяком случае, с перспективы двоих умерших его слова выглядят именно так. В баре эти двое знакомятся, если не были знакомы изначально, и составляют первое впечатление друг о друге, тем самым определяя начальную точку для последующего развития их отношений в ходе игры. Игры, представленные в шоу, кстати, весьма разнообразны: бильярд, дартс, боулинг и т.д., так что каждый раз мы наблюдаем за чем-то новым, что, безусловно, приятно. По мере того, как игра приближается к концу, игроки постепенно вспоминают различные события их жизни, и лишь в самом финале они узнают, что мертвы. На этой почве они выясняют отношения окончательно, а Деким, все это время наблюдавший за ними, выносит свой приговор.
Во-первых, игроки в большинстве случаев так или иначе связаны между собой, и воспоминания, которые возвращаются к ним в процессе игры, заставляют их менять свое отношение к сопернику. Ну или к самому себе. Например, кто-то, зная, что у него еще остались дорогие ему люди, к которым он стремится вернуться, будет желать победы куда больше, вплоть до готовности, скажем, избить оппонента; кто-то будет прямо-таки метаться от любви к ненависти и обратно, но смотрится это оправданно и закономерно. Воспоминания подаются в виде флэшбеков, но в DP такой способ раскрытия персонажа, который многие другие аниме используют крайне примитивно и безыдейно, что вызывает лишь раздражение или скуку, выглядит абсолютно уместно. Ведь, по сути, мы узнаем о прошлом персонажей одновременно с ними, понемногу, и поэтому понять их и начать им сопереживать очень легко, тем более что это оправдано правилами, по которым ведется игра в этом сериале.
Во-вторых, Деким, если посчитает нужным, может моментально вмешаться в игру незаметно для участников и создать стрессовую ситуацию для кого-то из них, вынуждая его совершать опрометчивые поступки. Это повышает напряжение, а следовательно, и интерес к происходящему. И в-третьих, сама игра. Она вполне может служить лишь основой для всего вышеперечисленного, не играя важной роли сама по себе. Но так происходит не всегда. Скажем, один из участников может превосходить в плане навыка другого – так появляется еще один фактор, давящий на персонажей и вынуждающий их действовать.
На протяжении всего сериала истории про суд разбавляются сценами "повседневной" жизни различных работников данной организации, в частности, Ноны. По большей части, у них две функции: во-первых, немного больше познакомить зрителя с принципами, по которым работает местное чистилище, а во-вторых, дать иную точку зрения. И если говорить про первую функцию, то тут все достаточно печально. "Мир" в сериале проработан довольно поверхностно. Каких-то четких фактов о том, как появилась вся "контора", почему для суда используются именно игры, по каким принципам работают вещи вроде передачи воспоминаний игроков судье, не имеется. Максимум, иногда в диалогах или визуальном ряде проскальзывает информация вроде "воспоминания хранятся в материальной форме", что говорит мало о чем.
Касательно второй функции, упомянутой выше, она четче всего прослеживается в конфликте Ноны и вот этого парня. Последний придерживается строгих правил о том, что судьи не более чем марионетки, они не живы, они лишены чувств и так далее. Которые, надо сказать, излишне часто повторяются в сериале, и это немного раздражает. Нона же на примере Декима, благодаря Чиюки ставшего более человечным, стремится доказать обратное. Конфликт простой, функциональный, и представляет из себя исключительно противостояние идей. Впрочем, со своей задачей обосновать решение Ноны свести Декима и Чиюки, а также прямо указать на ряд вопросов, поставленных в сериале, он вполне справляется. Имеет ли судья право испытывать эмпатию к тем, кого судит? Нужны ли судье эмоции? Может ли судья, изначально лишенный эмоций, научиться им?
Кстати, о конфликтах. В сюжете есть еще одно прямое противопоставление персонажей. Я говорю о Декиме и GintiГинти, таком же судье, но с несколько иной идеологией и методами делать свою работу.
Из-за полученной во время выступления травмы она потеряла возможность кататься, но причина роскомнадзора даже не в этом. Хотя было показано, что ее родные, ее друзья навещали ее, явно старались поддержать, она "чувствовала себя чужой для них", на этой почве начала себя ненавидеть и самоубилась. Да, в сериале это подается примерно так же скомкано. Это ощущается странным, неубедительным и даже глупым, и сопереживать такому мне было проблематично.
спойлер
И опять же, сцена крайне эмоциональная: коль скоро каждый из нас знает, что такое отношения родителей и их детей, проникнуться переживаниями героев легко. Чиюки на протяжении всего сериала демонстрировалась как человек с развитой эмпатией, она как никто в сериале понимает чужую боль, и поэтому не готова причинять ее другим, по сути, собственноручно. Так что ее поведение выглядит абсолютно оправданным. То есть, выглядело бы, если бы не та самая предыстория Чиюки. Деким организует что-то вроде представления: он показывает Чиюки страдания ее матери, потерявшей дочь, а затем предлагает ей возможность одним нажатием кнопки вернуться к жизни ценой смерти случайного человека на планете. Правда, все это обман, призванный "пробудить темную сторону души", на самом деле воскреснуть даже за счет жизни другого человека невозможно. Чиюки хочет вернуться к матери, но и причинять страдания другим не желает, и потому просит Декима нажать кнопку за нее.
Все выглядит так, что, когда она видит страдающую мать, она сама осознает глупость и бессмысленность своего решения уйти из жизни
С точки зрения развития образа Декима, финал вполне закономерен: хотя Деким и проводит суд над девушкой по старым лекалам, не зная других способов, он все же желает лучше узнать и понять ее. Другими словами, чему-то он все-таки научился, так что в этом контексте пробуждение у него эмоций выглядит более логично. Хотя я все еще нахожу этот момент неправдоподобным. Я имею в виду, можно предположить, что Гинти стал таким раздражительным пофигистом, меняясь постепенно в процессе работы, но в то, что Деким, еще недавно совершенно хладнокровный, столь остро прочувствовал боль Чиюки, я верю лишь с натяжкой.
@Simplyage, Музыка и визуал, честно, меня не интересуют, нарратив почти всегда в приоритете, почти в любом произведении. Описывать их придется разве что для протокола. А насчет личного мнения - оно так и так просочится в рецензию в том или ином виде. Это же не научная статья, мы тут как бы искусство обсуждаем. Вопрос в том, как не злоупотреблять этим, и как аргументировать свое мнение. Логично же, как думаешь?@SimplyageЭтого достаточно. Это и есть чёткая структура текста. Текст необязательно разграничивать главами. Тем более, в данном случае о практически всецело сюжете написано.
Точнее, их должно быть как можно меньше. В идеале, кончено, лучше вообще без них.
Личных местоимений и выражения своего мнения (особенно, о персонажах) в этой рецке поболе будет. А уж о нехилом лирическом отступлении о композиторе, которое является темой отдельной статьи, но не рецензии об аниме, и говорить не хочется.
@margaretti,@Simplyage@Пазу, А зачем нужен 13 пункт и как эта рекомендация поможет улучшить качество рецензий? Все же и так понимают, что рецензия - это твое мнение и твоя интерпретация.@ПазуНу как бы по классике идей о загробной жизни - человека судят по прожитым годам. Где-то человек на суде, если я правильно помню, должен или может, сам, ссылаясь на моменты из своей жизни, доказывать, что он такой весь хороший. Вроде у египтян такое было.
Однако в этом тутле пошли по иному пути - вместо того, чтобы оценивать человека "цельно", оценить всю его жизнь или хотя бы просто дать ему самому нормально оправдаться - зачем-то проводится игра или скорее экзамен, который имеет вес не меньший, а то и больший, чем вся прожитая человеком жизнь, которая как правило наполнена огромным количеством таких вот "экзаменов". Наши современные реформаторы образования пробрались и в японское судопроизводство, не иначе.
Главный герой, по сюжету, вроде является неким невольным "экспериментатором". Эксперимент тоже вызывал некие вопросы, но я уже плохо помню какие, лол. Однако в случае с ним хотя бы прослеживается идея, которую хотел донести автор, что и было описано в рецензии.
Новые правила почти готовы. У меня пока нет времени их подробно вычитать и структурировать. В ближайшие месяцы я вряд ли даже рецки публиковать буду.
@Projecter, я вот что скажу. В какой-то момент упоминается, что раньше всем этим заведением управлял, собственно, Бог, но он "покинул это место давным-давно". Да и вообще тут хватает вещей, показывающих, что вся эта контора не работает, типа, "правильно" или "справедливо". Гинти передает привет.@ProjecterВ принципе, Пазу все и так уже сказал, но хотелось бы добавить пару моментов:
И да, если тебя ну так распирает высказать свои личные впечатления, то выдели их в постскриптум.
@eLcL@Роман Кушнир,@Роман Кушнир@eLcL, после редактирования стало сильно лучше. Во всяком случае, в отличие от многих, ты пытаешься выделить в тайтле главное, а не просто набросать 7000 символов на темы "сюжет", "персонажи", "графика".@eLcL@Роман Кушнир, какая-то мелочная придирка у тебя по поводу "я считаю". Если я далее аргументирую свою точку зрения, то что, много смысла докапываться до этой фразы?@Роман Кушнир@eLcL,@Пазу,@Роман Кушнир,@Projecter@eLcL, есть определенные стилистические правила, я пояснил почему они не с потолка взялись и какое отношение к их нарушению. Можно ли нарушать их? Да, если это имеет некий смысл в рамках данного материала, а не просто потому, что тебе вот захотелось. В твоем материале нет никакого смысла подчеркивать персональность мнения.@Simplyage,@Simplyage@Роман Кушнир, большинство пользователей приняло подобную структуру рецензий за основу. И это правильно. Если подобных элементов не будет, то тогда рецензии ничем не будет отличаться от обычных отзывов. Сравни любую свою рецензию с рецензией Нормана на "Город". Если после этого сравнения мои слова всё ещё будут казаться чушью, то я умываю руки. Я не понимаю, почему принцип "чем меньше, тем лучше" вызывает у тебя такое восхищение. Рецензия должна быть максимально разносторонней. Это точка зрения, которой придерживаются здешние авторы рецензий. И я не вижу здесь никакой проблемы.@Роман Кушнир@Simplyage, если " большинство пользователей приняло подобную структуру рецензий за основу", то пусть это большинство и решает, заминусовывая неправильные рецензии, модерация здесь не требуется.Я какбе не против "больших" рецензий, пусть будут любые — большие, маленькие, побритые и волосатые — мне не нравится, когда некие граждане начинают пытаться админресурсом навязать, что рецки должны быть исключительно Пазу-стайл, с непременным разбором причин наличия синих занавесок. Причем, сам Пазу вполне либерален, в отличие от тонких ценителей разносторонности, навроде тебя.
@margaretti,@Sarevok@Роман Кушнир, Во многом согласен.@eLcL, ну, как я и писал, она и не должна работать правильно, эффективно, и неважно ушел ли там Бог куда-то или нет. Вот просто есть у кого-то представление, что загробный мир мог бы работать и так.Кому-то и пастафарианство заходит наверное.
Лишнее нагромождение текста только утомляет.
@ವಿವರಣೆ@Роман Кушнир, тоже выражаю свое согласие с Вами. Приводить в пример рецензию /animes/z34572-black-clover/critiques/1738 - идея очень спорная. При том, что мне эта рецензия показалась лучше многих других, но брать за ее образец, мягко говоря, опасно.@Simplyage@Sarevok, да это был просто рандомный пример, ну чего вы сразу начали-то@pg.EvilEye, Ho-Ho-Ho, Ваш cummentary, как сладкий pancake, сделанный grandmother в The village of Burenka.