«Истинному воину меч не нужен»
©Торс
Решил пересмотреть «Сагу о Винланде» и могу без расшаркиваний заявить — это один из сильнейших представителей исторической драмы не только среди японской анимации, но и в кинематографе в целом. Сегодня речь пойдёт о первом сезоне, который дал начало всей истории. Попробуем понять, что же отличает «Винланд» от других исторических произведений, как поживает мономиф о герое и как сделать антагониста, без которого история развалится, погнали...
P.s. В рецензии есть спойлеры, имейте в виду (что-то я совсем обленился их закрывать, возможно, причина в том, что я делаю отзывы на аниме, которые большинство посмотрели, и на подсознательном уровне считаю странным скрывать важные детали во время обсуждения сюжета).
Но для начала техническая часть, которая заслуживает внимания не меньше, чем сюжетная. Не могу сказать, что я эксперт по истории Англии и Дании 11 века, так как имею весьма поверхностные представления касаемо быта людей того времени. Однако атмосфера тех лет передана невероятно фактурно (если говорить про мои ощущения). В дизайне окружения и внешнего вида персонажей нет лишних деталей. Такой минимализм облагораживает картинку и прибавляет аутентичности выбранному сеттингу. Приятно наблюдать не цветастое переосмысление исторической эпохи (через гиперболизацию стереотипичных внешних атрибутов викингов), а возможность приблизиться к культурным особенностям кельтского и британского народов, ещё сильнее погрузившись во времена описываемых событий. Отдельный шок и восторг у меня вызвал чардизайн тайтла. Ведь при первом просмотре я думал, что тысячи бородатых викингов будут похожи один на другого, а запомнить, кто есть кто, будет просто нереально. Однако авторы умудрились сделать визуально отличимых героев, не отходя от концепции волосатых мужиков, обмазывающихся маслом. У статистов есть проблема одинаковых фейсов и внешнего вида, но у второстепенных и главных героев она не наблюдается от слова совсем.
Анимация, как мне показалось, равномерно отличная, без перегибов в сторону ежесекундной ссакуги или ужаса для глаз. Битвы выглядят приятно, что в купе с проработаной пластикой движений даёт в полной мере насладиться сражениями викингов (в которые добавили ниндзя приёмов, но глаз не режет). Пару раз (или больше) замечал 3D, но оно было скорее неоднозначным, чем плохим. Есть сильно привлекающие (в плохом смысле) внимание толпы на задних планах, но их не слишком много. Зато использование CGI в переходных кадрах или же при создании окружения делают картинку лучше и разнообразнее (в качестве примера можно вспомнить битву Торкеля и Торфина).
Стоит упомянуть филигранную режиссуру, благодаря которой огромное количество сцен сериала надолго запоминаются. Режиссёр хорошо умеет держать напряжение, выставляя правильные акценты, миксуя это с сильной драматической составляющей и не скатываясь в пошлый пафос. Каждый диалог ощущается настоящим. Даже когда персонажи философствуют, это не чувствуется инородно, ведь к этому ведёт мизансцена и сюжетный контекст. Герои и их действия не фальшивые, благодаря чему зритель может проникнуться личной историей каждого персонажа (даже эпизодичного).
Ну и напоследок немного поговорим о музыке. В саундтреке есть воинственные композиции, треки с культурными и народными мотивами, спокойные и лиричные и по-настоящему красивые. Чтобы не размазываться пеленой из миллиарда букв, напишу про пару-тройку любимых:
Small village - Прекрасный трек в основе которого партия на пианино (или фортепьяно, я хз... клавишный инструмент кароч). Он крайне эмоциональный и навевает на меня потоки грусти с проблесками приятных воспоминаний. Есть ощущение, что идеально прослушивать его сидя на крыльце деревянного дома в начале января. Да и название композиции говорит само за себя. Этот саунд приоткрывает нам частичку суровой жизни обычных людей в жестоком мире Винланда (к слову клавишные композиции в сериале одни из моих любимых).
Intertwined - Крайне тревожный трек который невероятно нагоняет напряжение перед битвой или событиями. Использование здесь в партии духовых инструментов просто великолепно, то как они создают грузное ощущение нависшей опасности не передать словами. При этом трек не однообразный и сменяется спокойными партиями, лишний раз подчёркивая свои взрывные моменты. Обожаю!
Feast - Довольно этнический мотив и быстрая динамика в относительном миноре, дают ощущение от присутствия на холодном деревенском рынке где кипит своя жизнь. Интересная композиция по многим параметрам начиная от подбора различного рода звуков, до общего настроения. Тут много скрипки которая не так часто появляется в других песнях, так что лишний бал в копилочку.
End of the Prologue — великолепный во всех отношениях трек для конца первого и начала второго сезонов. Одновременно торжественный, местами настраивающий на приключения и где-то немного грустный. В нём сошлось огромное количество инструментов, сливающихся в настоящий небесный оркестр. Прочувствовать энергетику этой песни можно физически, сердце от неё бьётся чаще, а душа рвётся ввысь. Шедевр ни дать ни взять!
Первый опенинг мне не слишком зашёл. Визуал у него обычненький, а песня как-то уж совсем не зацепила. Не знаю, насколько правильно такое определение, она слишком японская. Будто включил топ хитов страны восходящего солнца и на 59 месте тебе попался поп-трек, который ты забыл сразу после переключения на следующий. Как говорится, против ИМХО не попрёшь. В целом OP неплохой, но желания его переслушивать не было от слова совсем.
Второй опенинг гораздо лучше первого. Песня тут сильнее попала в меня. Есть чутка рока, чутка питченного голоса с закосом в электронику, ну и, конечно, драйвовый припев на фоне размашистых ударов топорами. Можно сказать, что визуально и музыкально он весьма подходит к самому сериалу, актуально передавая атмосферу брутальности второй половины (так сказал, будто первая половина сериала не брутальная). Короче, зачёт!
Первый эндинг достаточно лиричный и спокойный. Есть в нём что-то достаточно чувственное, чтобы проникнуться и влюбиться. Так ещё и визуально он достаточно интересный и насыщенный, несмотря на размеренность. Не слушал его слишком часто, но каждый просмотр вызывал приятные чувства.
Второй эндинг чем-то напоминает первый. В первую очередь, конечно, музыкально, но и моментами с эскизным стилем рисунка, который есть в обоих ENDах. Тут музыка цепанула меньше, но в целом мне зашло, хоть и смотрел его всего пару раз.
OP
END
OST
P.p.s. Честно говоря, не знаю, отличаются ли песни в саундтреке первого и второго сезонов, поэтому тут будет общий плейлист OST, который был найден мной на Ютубе.
Сюжет, безусловно, сильнейшая часть «Винланда» как произведения. Тем примечательней, что, по сути, его костяк — это банальный мономиф о герое, однако хорошо реконструированный и насыщенный новыми деталями. Наш главный герой слышит внутренний голос (проще говоря, внутренне желает) следовать за образом отца, представляющимся ему великим воином (не до конца понимая, что это означает в своей сути). По итогу Торфинн идёт на зов приключений, отправляясь вместе с отцом к перевалочному пункту Йомсвикингов (отцовская фигура Торса тянется через весь сериал, напоминая о человеке, послужившем по сути началом и концом пути Торфина).
1920x10131920x1015
Гг претерпевает разрушение привычного уклада мира через смерть Торса. Найдя главного злодея в лице Аскелада (разрушившего его жизнь). Торфинн весь сериал старается убить Аскелада ответственного за убийство отца, попутно проходя испытания и совершенствуясь физически.
Закономерно в конце главный враг Аскелад умирает, что завершает путь героя, который, как мы убедимся во втором сезоне, получает дар богов (в награду за пройденный путь, согласно мономифу) в виде опустошения от смерти хтонического монстра (это я про Аскелада, если что). Можно увидеть сильное совпадение с классическим путём героя из мономифа, но некоторые моменты всё же отличаются, тем самым кардинально усложняя нижние уровни повествования. Во-первых, главное зло сериала в лице нашего любимого блондинистого бородача самостоятельно и самобытно. У Аскелада есть своя арка, свои мотивы, и он существует независимо от Торфина, в отличие от последнего (ведь по сути Торфинн в первом сезоне никто без Аскелада, это можно увидеть в первых сериях 2 сезона). Он является олицетворением мировоззрения, полностью противоречащего конечной морали всего сериала, но именно он триггер, который ведёт главного героя через боль и страдание, давая в конце возможность сойти с пути ненависти. Уже один только антагонист делает классический сюжет мономифа интереснее, ведь в сериале нет всеобъемлющей личности героя, который бы затмевал всех остальных.
Также есть не менее значимая часть произведения в виде Кнуда. Его жизненный путь и развитие как персонажа во многом противопоставляется Торфинну. В большей степени последствия этого мы видим уже в сиквеле, но предпосылки прозрачно заметны в конце первого сезона. Кнуд, в отличие от ГГ (изначально), верующий христианин с высоким положением в обществе, избалованный безбедной жизнью во дворце (закроем глаза на козни внутри дворца, в те времена мало кому хорошо и безопасно жилось). В дальнейшем пережитая Кнудом личная драма ломает его веру в бога, которому он обещает показать силу людей, поклявшись создать рай на земле любыми возможными средствами. Торфинн же в дальнейшем, наоборот, уходит от парадигмы «цель оправдывает любые средства», становясь олицетворением пацифизма (это я уже забежал вперёд).
А что касаемо отличий от других произведений в жанре исторической драмы? Ну тут всё просто, в большинстве своём это истории, рисующие образ эпохи или людей, находящихся строго в контексте этой эпохи. «Сага о Винланде» по сути использует исторический контекст как резонатор для транслируемых идей, делая их более контрастными и заметными за счёт черт показываемого времени (вроде распространённости рабства или любви к насилию у викингов). Ибо драмы персонажей по сути могли бы существовать в любой период времени, не потеряв своей актуальности. Этим сериал сильно привлекает, ведь он полагается не на время, не на срез эпохи или обстоятельства, а на истории героев, которые самодостаточны в отрыве, при этом идеально вписывая их в выбранный сеттинг.
Итог у всего этого великолепия лишь один: моя железная рекомендация и твёрдые 9 баллов из 10 (есть пара минусов в динамике развития нескольких персонажей и особенности Торфина, особенно это заметно в середине сериала). Это очень брутальная, жестокая, но вместе с тем чувственная история, которую хочется рассказывать, слушать и советовать, что я, собственно, и сделал. Всем пис!
©Торс
Решил пересмотреть «Сагу о Винланде» и могу без расшаркиваний заявить — это один из сильнейших представителей исторической драмы не только среди японской анимации, но и в кинематографе в целом. Сегодня речь пойдёт о первом сезоне, который дал начало всей истории. Попробуем понять, что же отличает «Винланд» от других исторических произведений, как поживает мономиф о герое и как сделать антагониста, без которого история развалится, погнали...
P.s. В рецензии есть спойлеры, имейте в виду (что-то я совсем обленился их закрывать, возможно, причина в том, что я делаю отзывы на аниме, которые большинство посмотрели, и на подсознательном уровне считаю странным скрывать важные детали во время обсуждения сюжета).
Но для начала техническая часть, которая заслуживает внимания не меньше, чем сюжетная. Не могу сказать, что я эксперт по истории Англии и Дании 11 века, так как имею весьма поверхностные представления касаемо быта людей того времени. Однако атмосфера тех лет передана невероятно фактурно (если говорить про мои ощущения). В дизайне окружения и внешнего вида персонажей нет лишних деталей. Такой минимализм облагораживает картинку и прибавляет аутентичности выбранному сеттингу. Приятно наблюдать не цветастое переосмысление исторической эпохи (через гиперболизацию стереотипичных внешних атрибутов викингов), а возможность приблизиться к культурным особенностям кельтского и британского народов, ещё сильнее погрузившись во времена описываемых событий. Отдельный шок и восторг у меня вызвал чардизайн тайтла. Ведь при первом просмотре я думал, что тысячи бородатых викингов будут похожи один на другого, а запомнить, кто есть кто, будет просто нереально. Однако авторы умудрились сделать визуально отличимых героев, не отходя от концепции волосатых мужиков, обмазывающихся маслом. У статистов есть проблема одинаковых фейсов и внешнего вида, но у второстепенных и главных героев она не наблюдается от слова совсем.
Анимация, как мне показалось, равномерно отличная, без перегибов в сторону ежесекундной ссакуги или ужаса для глаз. Битвы выглядят приятно, что в купе с проработаной пластикой движений даёт в полной мере насладиться сражениями викингов (в которые добавили ниндзя приёмов, но глаз не режет). Пару раз (или больше) замечал 3D, но оно было скорее неоднозначным, чем плохим. Есть сильно привлекающие (в плохом смысле) внимание толпы на задних планах, но их не слишком много. Зато использование CGI в переходных кадрах или же при создании окружения делают картинку лучше и разнообразнее (в качестве примера можно вспомнить битву Торкеля и Торфина).
Стоит упомянуть филигранную режиссуру, благодаря которой огромное количество сцен сериала надолго запоминаются. Режиссёр хорошо умеет держать напряжение, выставляя правильные акценты, миксуя это с сильной драматической составляющей и не скатываясь в пошлый пафос. Каждый диалог ощущается настоящим. Даже когда персонажи философствуют, это не чувствуется инородно, ведь к этому ведёт мизансцена и сюжетный контекст. Герои и их действия не фальшивые, благодаря чему зритель может проникнуться личной историей каждого персонажа (даже эпизодичного).
Ну и напоследок немного поговорим о музыке. В саундтреке есть воинственные композиции, треки с культурными и народными мотивами, спокойные и лиричные и по-настоящему красивые. Чтобы не размазываться пеленой из миллиарда букв, напишу про пару-тройку любимых:
Small village - Прекрасный трек в основе которого партия на пианино (или фортепьяно, я хз... клавишный инструмент кароч). Он крайне эмоциональный и навевает на меня потоки грусти с проблесками приятных воспоминаний. Есть ощущение, что идеально прослушивать его сидя на крыльце деревянного дома в начале января. Да и название композиции говорит само за себя. Этот саунд приоткрывает нам частичку суровой жизни обычных людей в жестоком мире Винланда (к слову клавишные композиции в сериале одни из моих любимых).
Intertwined - Крайне тревожный трек который невероятно нагоняет напряжение перед битвой или событиями. Использование здесь в партии духовых инструментов просто великолепно, то как они создают грузное ощущение нависшей опасности не передать словами. При этом трек не однообразный и сменяется спокойными партиями, лишний раз подчёркивая свои взрывные моменты. Обожаю!
Feast - Довольно этнический мотив и быстрая динамика в относительном миноре, дают ощущение от присутствия на холодном деревенском рынке где кипит своя жизнь. Интересная композиция по многим параметрам начиная от подбора различного рода звуков, до общего настроения. Тут много скрипки которая не так часто появляется в других песнях, так что лишний бал в копилочку.
End of the Prologue — великолепный во всех отношениях трек для конца первого и начала второго сезонов. Одновременно торжественный, местами настраивающий на приключения и где-то немного грустный. В нём сошлось огромное количество инструментов, сливающихся в настоящий небесный оркестр. Прочувствовать энергетику этой песни можно физически, сердце от неё бьётся чаще, а душа рвётся ввысь. Шедевр ни дать ни взять!
Первый опенинг мне не слишком зашёл. Визуал у него обычненький, а песня как-то уж совсем не зацепила. Не знаю, насколько правильно такое определение, она слишком японская. Будто включил топ хитов страны восходящего солнца и на 59 месте тебе попался поп-трек, который ты забыл сразу после переключения на следующий. Как говорится, против ИМХО не попрёшь. В целом OP неплохой, но желания его переслушивать не было от слова совсем.
Второй опенинг гораздо лучше первого. Песня тут сильнее попала в меня. Есть чутка рока, чутка питченного голоса с закосом в электронику, ну и, конечно, драйвовый припев на фоне размашистых ударов топорами. Можно сказать, что визуально и музыкально он весьма подходит к самому сериалу, актуально передавая атмосферу брутальности второй половины (так сказал, будто первая половина сериала не брутальная). Короче, зачёт!
Первый эндинг достаточно лиричный и спокойный. Есть в нём что-то достаточно чувственное, чтобы проникнуться и влюбиться. Так ещё и визуально он достаточно интересный и насыщенный, несмотря на размеренность. Не слушал его слишком часто, но каждый просмотр вызывал приятные чувства.
Второй эндинг чем-то напоминает первый. В первую очередь, конечно, музыкально, но и моментами с эскизным стилем рисунка, который есть в обоих ENDах. Тут музыка цепанула меньше, но в целом мне зашло, хоть и смотрел его всего пару раз.
OP
END
OST
P.p.s. Честно говоря, не знаю, отличаются ли песни в саундтреке первого и второго сезонов, поэтому тут будет общий плейлист OST, который был найден мной на Ютубе.
Сюжет, безусловно, сильнейшая часть «Винланда» как произведения. Тем примечательней, что, по сути, его костяк — это банальный мономиф о герое, однако хорошо реконструированный и насыщенный новыми деталями. Наш главный герой слышит внутренний голос (проще говоря, внутренне желает) следовать за образом отца, представляющимся ему великим воином (не до конца понимая, что это означает в своей сути). По итогу Торфинн идёт на зов приключений, отправляясь вместе с отцом к перевалочному пункту Йомсвикингов (отцовская фигура Торса тянется через весь сериал, напоминая о человеке, послужившем по сути началом и концом пути Торфина).
1920x10131920x1015
Гг претерпевает разрушение привычного уклада мира через смерть Торса. Найдя главного злодея в лице Аскелада (разрушившего его жизнь). Торфинн весь сериал старается убить Аскелада ответственного за убийство отца, попутно проходя испытания и совершенствуясь физически.
Закономерно в конце главный враг Аскелад умирает, что завершает путь героя, который, как мы убедимся во втором сезоне, получает дар богов (в награду за пройденный путь, согласно мономифу) в виде опустошения от смерти хтонического монстра (это я про Аскелада, если что). Можно увидеть сильное совпадение с классическим путём героя из мономифа, но некоторые моменты всё же отличаются, тем самым кардинально усложняя нижние уровни повествования. Во-первых, главное зло сериала в лице нашего любимого блондинистого бородача самостоятельно и самобытно. У Аскелада есть своя арка, свои мотивы, и он существует независимо от Торфина, в отличие от последнего (ведь по сути Торфинн в первом сезоне никто без Аскелада, это можно увидеть в первых сериях 2 сезона). Он является олицетворением мировоззрения, полностью противоречащего конечной морали всего сериала, но именно он триггер, который ведёт главного героя через боль и страдание, давая в конце возможность сойти с пути ненависти. Уже один только антагонист делает классический сюжет мономифа интереснее, ведь в сериале нет всеобъемлющей личности героя, который бы затмевал всех остальных.
Также есть не менее значимая часть произведения в виде Кнуда. Его жизненный путь и развитие как персонажа во многом противопоставляется Торфинну. В большей степени последствия этого мы видим уже в сиквеле, но предпосылки прозрачно заметны в конце первого сезона. Кнуд, в отличие от ГГ (изначально), верующий христианин с высоким положением в обществе, избалованный безбедной жизнью во дворце (закроем глаза на козни внутри дворца, в те времена мало кому хорошо и безопасно жилось). В дальнейшем пережитая Кнудом личная драма ломает его веру в бога, которому он обещает показать силу людей, поклявшись создать рай на земле любыми возможными средствами. Торфинн же в дальнейшем, наоборот, уходит от парадигмы «цель оправдывает любые средства», становясь олицетворением пацифизма (это я уже забежал вперёд).
А что касаемо отличий от других произведений в жанре исторической драмы? Ну тут всё просто, в большинстве своём это истории, рисующие образ эпохи или людей, находящихся строго в контексте этой эпохи. «Сага о Винланде» по сути использует исторический контекст как резонатор для транслируемых идей, делая их более контрастными и заметными за счёт черт показываемого времени (вроде распространённости рабства или любви к насилию у викингов). Ибо драмы персонажей по сути могли бы существовать в любой период времени, не потеряв своей актуальности. Этим сериал сильно привлекает, ведь он полагается не на время, не на срез эпохи или обстоятельства, а на истории героев, которые самодостаточны в отрыве, при этом идеально вписывая их в выбранный сеттинг.
Итог у всего этого великолепия лишь один: моя железная рекомендация и твёрдые 9 баллов из 10 (есть пара минусов в динамике развития нескольких персонажей и особенности Торфина, особенно это заметно в середине сериала). Это очень брутальная, жестокая, но вместе с тем чувственная история, которую хочется рассказывать, слушать и советовать, что я, собственно, и сделал. Всем пис!