Данный сериал охватывает 63 главы манги в пределах 24-х эпизодов. В среднем это составляет чуть больше 2,5 глав манги на эпизод, не считая 1-го, который основан на довольно длинной 1-й главе. Всё это обеспечивает хороший темп истории, а также позволяет лучше адаптировать ключевые сцены из манги. Одним из таких примеров может служить сцена разговора Yuuji ItadoriЮдзи Итадори с дедушкой.
Есть, казалось бы, небольшое изменение событий оригинала, которое, тем не менее, многое даёт произведению. Изменение касается начальной сцены. Манга начинается с того, что Итадори в школе рассказывает о своей повседневной жизни, а аниме - с событий, не представленных до второй главы: эпизода, который знакомит Итадори со своим наставником Сатору Годзё. Это творческое решение режиссёра Seong-Hu ParkСонху Пака очень эффективно, так как с самого начала задаёт мрачный и таинственный тон - элемент, в котором сериал должен преуспеть.
Таким образом, изменения и дополнения, внесённые в сериал, не только хорошо дополняют некоторые сцены, но и демонстрируют любовь и понимание создателей к исходному материалу.
Анализ... загрузка...
Чисто концептуально у нас тут ремастер Наруто: команда из трёх человек с похожими типажами (дурачок, волк-одиночка и вспыльчивая девочка) под руководством крутого наставника, демон внутри (+ сделки с ним и внезапные сюжетные повторы), надо собрать всех девятихво... пальцы Сукуны, консервативный старичок Дан... ,ой, Yoshinobu GakuganjiЁсинобу Гакугандзи, который старается ради всеобщего блага любыми методами, проблемы внутри клана... Но это общий набор схем и типажей. Главное же реализация.
Сама завязка напоминает завязку Блича, благодаря которой Гэгэ и окунулся в мир манги: люди вокруг героя оказались объектом нападок потусторонних сил, но приходит борец с нечистью и посвящает нашего героя в банду, чему не все рады.
Теперь по поводу сюжетной дыры в завязке (или просто ленивом сюжетном ходе). Мне кажется, что этот ящичек - не лучшее место для хранения опаснейшего проклятого предмета.

Удивительно, что какие-нибудь хулиганы не стащили проклятый предмет ранее, не то что компания злодеев. Причём все остальные особые проклятые предметы, в том числе пальцы Сукуны, хранятся в тщательно охраняемом магическом техникуме. Понятно, что проклятые предметы нужны как амулеты для защиты местных школьников от слабой нечисти. Но скажите мне, кто кладёт ядерную бомбу вместо дубинки в собачью конуру для зашиты кого-то? Проклятий послабее не нашлось? Но ладно, это цветочки.
Второй момент - несоответствие действий ситуации. Маг Megumi FushiguroМэгуми Фусигуро зачем-то рассказывает Итадори о проклятиях, когда наш парнишка даже не съел палец Сукуны, а значит не при делах. Но Мэгуми очень хочет убедить обычного старшеклассника, что проклятые духи существуют и чем опасен найденный им проклятый предмет, вместо того чтобы просто спросить, кому Итадори отдал эту вещь, и пойти дальше, не теряя времени, которое могло бы спасти жизни несчастных.
Все особенности сеттинга завязаны на оккультизме и городской мифологии. В общем, если пропадают люди, кто-то умирает страшной смертью при невыясненных обстоятельствах и т.п., значит к этому причастны "проклятия" - скопление сильных негативных чувств, порождаемых людьми. Как побочный продукт человечества, они сильнее и чаще встречаются в мегаполисах, ибо это густонаселённая среда, наполненная человеческими чувствами. Тут может сразу вспомниться Ao no ExorcistСиний экзорцист. Но по словам Акутами история была вдохновлена Бличом и американскими фильмами ужасов, в частности фильмами «Прочь» (Get Out) и «Реинкарнация» (Hereditary). Неудивительно, что довольно много сцен происходят в ночное время.
Истреблением же этой нечисти занимаются маги. Магия, которая питает персонажей сериала, называется "проклятой энергией" - этакой версией ки, порождённой отрицательными эмоциями, такими как стыд, ненависть, страх и горе. Эта концепция, по словам автора, позаимствована из Hunter x Hunter (2011)Охотник х Охотник (2011), где уровни силы определяются использованием персонажем нэн (управление аурой). Акутами смешал нэн с другими концептами, вроде таковой в World TriggerИмпульс мира, в котором персонажи направляют энергию через уникальное оружие и способности. Общая же концепция изгнания демонов очень похожа на таковую в BleachБлич.
Сильная нечисть и маги могут создавать барьеры - этакие пространства, которые люди не видят. Удобно, практично, конфиденциально. Такая сюжетная деталь закрывает много проблем с реакций общественности, с чем испытывал затруднения не один боевой сёнэн в городском сеттинге (Синий экзорцист, Bungou Stray DogsВеликий из бродячих псов). Помимо накладываемых барьеров, имеются и личные барьеры (расширение территории) мага или сильного проклятия, из которых невозможно выбраться. Напоминает разновидность Благородного фантазма "зеркало души" из серии Fate и работает так же - как коронный приём.
Многие маги здесь - выходцы из кланов со злыми вождями, ревностно охраняющими традиции клана. Магические академии для непосвящённых значатся частными религиозными школами. Обучение студентов, как и в Синем экзорцисте, не показано. Может сложится ощущение, что всё их обучение - это спарринги со студентами по обмену, спортивные мероприятия, да походы на дело с куратором, как в Boku no Hero Academia 5th SeasonМоя геройская академия 5. В общем, практика и досуг имеются, но теорию, видимо, проходят в индивидуальном порядке (тьюторство), если судить по занятиям Годзё с Итадори.

Юдзи Итадори - главный герой, типичный сёнэн-протагонист. Если бы меня спросили, какой главный минус я нахожу в этом аниме, то я однозначно отвечу - это ГГ. А что не так? Мотивация. Точнее, её начальная реализация. Нам подают Юдзи как этакого Питера Паркера, который следует заветам Дяди Бена. На смертном одре дед Итадори дал два очень простых руководящих принципа: «Ты сильный, поэтому спасай тех, кого сможешь» и «каждый заслуживает подобающей смерти».



И значительная часть 2-ой серии посвящена переходу героя от внешней навязанной мотивации к внутренней, личной. И к чему же приходит герой?



Вот контрольный вопрос в 21-й серии.




В принципе, можно разглядеть истоки проблемы. Итадори во многом напоминает Ichigo KurosakiИчиго Куросаки, у которого тоже зачастую не было какой-то чёткой причины сражаться. Но Tite KuboТайто Кубо хотя бы злоупотреблял дешёвыми приёмами похищения близких: Рукии, Орихимэ...
Прчиём, следование заветам деда самим Итадори, видимо, выражается в том, чтобы умереть за кого-то, ибо другой возможности у него нет: какая разница, когда помирать, но лучше не от рук магов, а защищая других, как дед завещал. Только вот тут проблема с логикой. Итадорив качестве жертвы, чья смерть положит конец сильнейшему из проклятий, способен принести больше пользы, чем просто пожертвовав собой в битве с мелким проклятием:
1. Пока он жив, он может спасти больше людей.
2. Если он погибнет, защищая кого-то, то его жертва будет напрасной, так как он так и не смог кого-то защитить.
3. Работая на магов и заводя новые знакомства, он собирает больший человеческий капитал, который будет иметь возможность оплакивать его смерть.
В общем, история только началась, и Итадори надо самому осознать нужду в друзьях, подобно тому, как это осознавал Наруто (а ведь у того сие стремление было порождено историей детства, когда Наруто все сторонились, но в МагБитве этот момент упущен), надо осознать личный мотив быть магом и желать жертвовать собою (и не потому, что я хороший парень и совесть меня замучает, если я не принесу себя в жертву; как говорил Достоевский: "Человек есть существо ко всему привыкающее"). Конечно, осознание ценности своей жизни может быть дугой развития персонажа, но пока на это нет даже намёка. У Итадори должно быть чёткое видение, куда и зачем он идёт, а не полёт по инерции "достойно умереть за добро и друзей, потому что дед завещал".
Ладно, а что там с суперсилами, спросят у меня любители экшена, которым не нужны психологические тонкости. Топорный боец ближнего боя. Никаких вам хитростей Хантера. Если герой хорошенько огребает, то сериал прибегает к сюжетным поворотам, знакомым ещё по Ураганным хроникам Наруто, когда внутренний демон в силу тех или иных причин берёт ситуацию под контроль. Разве что иначе разыгрывает этот троп. Не знаю, как там дальше, но пока с образом Итадори всё печально. Не считая кооперации с братаном, где Итадори прямо сияет, но это, скорее, заслуга другого персонажа.
Немного интересных фактов. Акутами Гэгэ говорил, что прототипом для образа Итадори был его старший брат, который является его полярной противоположностью. Для Акутами его брат всегда был лучшим во всём, будь то учёба или спорт, и именно это Гэгэ и перенес на надежного и положительного Итадори. Можно догадаться, что лучшая черта его брата, вложенная в героя, - то, что Итадори готов поставить себя на порог смерти, если это означает спасение других. Мне кажется, Гэгэ слишком много внимания уделял тому, что его брат крутой, но упускал из виду то, как и почему он таковым стал, потому и образ Итадори вышел не самым удачным.
Что касается темы, которая выражается непосредственно через образ Итадори. В арке противостояния MahitoМахито главгерой знакомится с Дзюмпэем Ёсино, который в свою очередь был знаком с проклятием Махито.

Над Дзюмпэем постоянно издевались в школе, из-за чего юноша потерял веру в людей и ему оказалось довольно легко перенимать нигилизм Махито. Дзюнпэй искренне поверил в то, что душа – это главный элемент человеческой сущности, поэтому над телом можно проводить любые манипуляции. Но он ещё сомневается, и однажды спрашивает у Итадори, если бы тот столкнулся с плохими магами, убил бы он их. Итадори отвечает:
В столкновении с Итодори Дзюмпэй выдаёт, что "жизнь - лишь результат метаболизма души". На что Итадори в своей манере замечает, что такой нигилизм опасен, ибо им можно оправдать всё что угодно. Дзюмпэй является "двойником" Итодори. И причины "падения" первого раскрываются визуально через параллельный монтаж флэшбеков.Я всё равно не хочу их убивать...
Если я кого-нибудь убью, то смирюсь с тем, что теперь врагов можно убивать. Ценность жизни станет для меня сомнительной....



Учитывая то, как смерть от способности Махито выворачивает идею о достойной смерти, ситуация с Дзюмпэем, параллельный монтаж и сама смерть Дзюмпэя будто бы намекают на то, что автор в словах дедушки Юдзи подразумевает не столько "подобающую" смерть, сколько саму смерть в окружении друзей как факт подобающей жизни. Таким образом, образ Итадори, верный дедовым заветам, выражает пафос ценности и осмысленности человеческой жизни.Люди злы в той мере, в какой несчастны (С. Моэм)
В конце последней серии мы всё же можем увидеть развитие дедовских взглядов у Итадори после разговора с Нобарой. Он по незнанию убивает человека. Нобара даёт ему дельную мысль, что им "всё равно не спасти абсолютно всех". Реакция Итадори: "Но над тем, кого я убил, кто-то лил слёзы". В то время как типичная функция протагониста боевого сёнэна состоит в том, чтобы изменить мир вокруг себя с помощью единственной цели, "Магическая битва", видимо, признаёт это невозможным. Сериал пытается примирить идеалы своего жанра с сокрушительной природой современной жизни, при этом оставляя место для надежды. Все это сказывается на Итадори. Он ценит человеческую жизнь, хотя свою пока не очень сильно, и оттого боится убивать людей, и ужасается той изнанке мира, которая ему открылась.

Мэгуми Фусигуро - девтерагонист, здешний аналог Саскэ или Хиэя, напарник/соперник главного героя. Также мрачен, скрытен, флегматичен. Заботится о друзьях, но по-своему; не любит демонстрировать телячьи нежности. В принципе, адекватный и спокойный персонаж. Его способность - призыв фамильяров.

Во Nurarihyon no Mago: Sennen MakyouВнук Нурарихёна: Тысячелетняя столица духов мы можем увидеть, какой потенциал имеется у этой способности, хотя и в Нурарихёне Yura KeikainЮра Кэйкаин не раскрывает всего возможного потенциала сего концепта. Благодаря этой способности Мэгуми приглянулся Сукуне (Двуликому). Видимо, Акутами готовит что-то поистине интересное в этом плане. Пока нам показали, что его духи могут эволюционировать, а также кооперацию нескольких духов.
Личная мотивация? Имеется. Даётся намёк, что эта цель как-то связана с его сестрой.



Причём, в своём возмездии Мэгуми руководствуется совестью.
Эту мысль он высказывает в столкновении с Noritoshi KamoНоритоси Камо. Тогда как Норитоси чтит клановые традиции магов, Мэгуми повинуется голосу сердца, чему свидетельствует факт того, что он попросил Годзё оставить Итадори в живых. Даже по виду Юдзи хороший парень, однако само его существование как сосуда Сукуны потенциально опасно. Другими словами, Итадори не совершал ничего плохого. И даже наоборот, спас подругу и помог Мэгуми в бою. По концепции справедливости Мэгуми он заслуживает жизни. В то же время заключённые такой участи не заслуживают. Однако Мэгуми не считает свои взгляды верными, это лишь его личный принцип, по которому он действует.Я просто доверю совести. И помогаю людям, повинуясь ей.


Нобара Кугисаки - местный аналог Sakura HarunoСакура Харуно. Если кратко, сильная, слегка высокомерная и вспыльчивая девушка. Родом из деревни. Оттуда же привезла с собой слезливую, но совершенно бесполезную предысторию, которая пока никак толком не характеризует персонажа.
Мотивация?



Но вот с чем у Нобары точно всё хорошо, так это с магической специализацией.



Практикующая - обычно презираемая женщина - одетая в белое и увенчанная железным кольцом с тремя зажжёнными свечами, забивает гвозди в священное дерево (神木, синбоку) синтоистского святилища. В современной общепринятой концепции гвозди вбивают в соломенное чучело жертвы, пронзённое на дереве позади неё. Ритуал должен повторяться семь дней подряд, после чего заклинание считается успешным, вызывая смерть цели, но считается, что присутствие свидетеля в действии аннулирует заклинание.

В этом плане Нобара - самый многообещающий персонаж, ибо способность не имбалансная и требует изощрённого подхода к каждой ситуации.
Также приятно, что сериал даёт Нобаре показать себя как стоящего члена команды, а не только как группу поддержки мужской её части, как это постоянно случалось с Сакурой в Наруто. Например, в последней битве сериала именно Нобара заставляет снять ядовитое проклятие с себя и Итадори и ослабляет противников своей техникой, чтобы Итадори мог нанести удар, когда дружеский соперник Мэгуми валяется без сил неподалёку. Момент обоюдного вклада в сражение фиксируется кадром.

Собственно, вот главная тройка. Не считая Итадори, два персонажа лучше своих предшественников из Наруто. Что печалит, так это динамика развития образов. За 24 серии вы так и не видите заметного прогресса (даже если что-то и есть в случае с Мэгуми и отчасти с Итадори, то лишь с затравкой на будущее). Понятно, что это только начало истории, и моё замечание больше выглядит придиркой: мол, кто оценивает изменение образа в старых длинносёненах по первым 24 сериям. Однако даже в Хантере или Наруто за 24 серии был какой-то прогресс. Я уж не говорю о каком-нибудь Kemono JihenИнцидент Кэмоно, который в этом плане рвёт и мечет. А в "Магической битве" за 24 серии нам демонстрируют худшего сёнэн-протагониста и его стандартных спутников без каких-либо изысков. Сказать о них пока толком нечего, а ведь Нобара с Мэгуми потенциально интересные образы. Ладно, поживём - увидим. Второй сезон не за горами.

Курирует эту тройку местный аналог Какаси-сенсея с щепоткой Kisuke UraharaКискэ Урахара (в плане характера) - Сатору Годзё, который мгновенно покорил зрительские сердца своей харизмой и бездонными голубыми глазами. Самый сильный маг в аниме и цель здешних злодеев, Ванпачмен местного разлива. Ещё одна тёмная лошадка.
Теперь субъективный момент. Главных героев "Магической битвы" вряд ли можно назвать очень интересными. И проблема тут проста. Главным героям нужны загадки и интригующие детали в личной истории. Тайна Саске и его клана в Наруто или история семейных отношений Killua ZoldyckКиллуа Золдик в Хантере - вот некоторые хорошие примеры. Даже в Бличе были отношения Рукии с Бьякуей... Почему он из всех шинигами так непреклонен в том, чтобы отправить сестру на эшафот? У Мэгуми есть намёк на трагичную историю, но является она зрителю не так скоро, чтобы заинтересовать. Что касается Нобары, то у неё с этим всё плачевно. Чем важнее персонаж, тем более действенным должен быть его "крючок" для зрителя. Это могут быть мелочи, раскрывающиеся постепенно. Возьмём, например, Kakashi HatakeКакаши Хатакэ. Он важный персонаж, но не главный. Откуда у него Шаринган, если он не из клана Учиха? Почему он учит детей тому, что защита товарищей по команде важнее всего остального, что противоречит кодексу шиноби? Ни у Сатору Годзё, ни тем более у Нобары пока ничего такого нет.
А вот со второстепенными персонажами, как ни странно, ситуация намного лучше.

В роли временного наставника выступает Kento NanamiКэнто Нанами. Его история проста и понятна. Аналогично и с мотивацией, которая соответствует возрасту персонажа. Он не обладает какой-то уберспособностью, отчего ему приходится хорошенько импровизировать и соизмерять силы. Да и сам Кэнто довольно вменяемый.


Kento NanamiКэнто Нанами, Маки и Maki ZeninМаки Дзэнин, Koukichi MutaКокити Мута , PandaПанда, Noritoshi KamoНоритоси Камо, Aoi ToudouАой Тодо - эти ребята представлены, как надо: у них есть история, которая объясняет их цели, есть трудности на пути к цели, но есть и решимость в силу личных историй и важности цели, готовность на жертвы во имя цели (или уже совершённая) - стандартный набор, но работающий, как швейцарские часы. У героев есть различные фишки и странности, подчёркивающие индивидуальность образа, которые тоже объяснены. Например, почему Панда - панда. Или вообще возьмём тёмную лошадку из второстепенных - Toge InumakiТогэ Инумаки. Он постоянно говорит всякую ерунду. Но это связано с его способностью. А способность, опять же, довольно интересная.
По поводу трудности на пути героя к цели/счастью. На примере сестёр Маки и Май комментируется место женщин в обществе и бремя традиций. Более подробно последняя тема раскрывается на примере Noritoshi KamoНоритоси Камо, являя более адекватную версию сюжетной линии Neji HyuugaНэджи Хюга. Персонажи характеризуются через трудности, которые довлеют над героями. Основные способы выражения судеб персонажей - флешбеки и действия, которые флешбеки и объясняют. Почему персонажи раскрываются именно через флэшбеки (причём, все)? Акутами признался, что учился искусству введения и развития персонажей у Кубо...
Отдельно выделю взаимодействие персонажей. Это ещё один плюс сериала. Чтобы не лить воду приведу самый показательный пример: отношения братанов Итадори и Aoi ToudouАой Тодо и их кооперация в бою. Зритель хорошо видит, на какой основе сошлись герои, что их впоследствии объединяет и т.п. Да и способность Тодо Буги-Вуги очень сама по себе необычная и интересно работает.Bleach многому научил меня, когда выводить персонажей на пенсию и как использовать их, пока их время не истечёт. Арка Арранкаров в частности включала в себя огромный состав «актёров». И хотя некоторые персонажи явно были ненадолго, вам нужно было узнать самое главное о том, кем они были, прежде чем ушли.

Теперь небольшое лирическое отступление. Кумир Акутами Кубо Тайто в интервью оценил женских персонажей "Магической битвы" как "довольно грозных". Видимо, он имел ввиду Нобару и сестёр Дзэнин, которым уделяется наибольшее внимание. И хотя Акутама на прямой вопрос кумира ответил уклончиво...
...в аниме можно найти интересную дискуссию женских персонажей о силе и стереотипе женственности.Кубо: В то время как ваши мужские персонажи бывают разных типов, я чувствую, что ваши женщины в основном соответствуют одному образцу. Может быть, у вас есть отвращение к созданию женских персонажей, соответствующих гендерным ролям?
Акутами: Нет, просто я уклоняюсь от проблемы… Я знаю, что рисовать женщин не умею. Поэтому я притормозил создание так называемых «женственных» персонажей. <...> я не предпочитаю какие-то архетипы в целом. Если бы вы спросили меня о моих любимых женских персонажах, я бы замер. Кроме того, я не знаю, хотят ли читатели видеть в моей манге каких-нибудь женственных или соблазнительных женских персонажей.
Momo NishimiyaМомо Нисимия ратует за женственность, или даже "идеальность".
И действительно, милых и слабых женских персонажей зачастую не воспринимаешь всерьёз. Хороший примером сего могут служить "девушка в беде" Orihime InoueОрихимэ Иноуэ на фоне Рукии Кучики и Hiyori SarugakiХиёри Саругаки. С другой стороны, слишком сильный женский образ теряет стереотипное женское обаяние. В рамках этой загвоздки поднимается проблема женской идентичности в попытке следовать ожиданиям и стереотипам. По крайней мере, я так понял этот диалог. Но Нобара не заморачивается и даёт удивительный в своей простоте ответ.Сильные женщины должны оставаться милыми, иначе их будут недооценивать. Хотя их будут недооценивать и когда они милые, но слабые.От сильных женщин-магов требуют отнюдь не силу, а совершенство.
Это одновременно и приём характеристики персонажа через столкновение взглядов, но также и комментарий по актуальной (даже в рамках сериала) проблематике. И выполнено это очень хорошо.Кто сказал, что мы должны соответствовать идеалу или жёстким требованиям? Я нравлюсь себе, когда я красивая и приодетая. Мне нравится, когда я сильная!
А теперь о злодеях.

Одним из главных антагонистов является Сукуна Рёмэн, он же Двуликий, он же Король проклятий. Он является главной целью магов и желанным союзником или марионеткой для других проклятий. Как антагонист Сукуна не сильно-то активен, так как запечатан в своём сосуде - Итадори Юдзи, и обычно работает как субверсия тропа "демона внутри".
Сам образ Сукуны в МагБитве явно вдохновлён древней летописью, содержащей также мифологические сказания, Нихон сёки, в которой данный товарищ представлен как четверорукий демон с двумя головами, что соотносится в аниме с тем, как Сукуна представлен 1000 лет назад. Напоминает японскую версию римского двуликого Януса.

Примечательно, что в японской префектуре Гифу Сукуна представлен не как демон, но как мятежник и национальный герой (всё так же с двумя лицами и четырьмя руками). Например, одна из легенд рассказывает, что Сукуна принёс буддизм в Хиду и построил древний храм Сенко-дзи. Интересно, это связано с тем, что "расширение территории" Сукуны в аниме - "Демоническая гробница" создаёт буддийский храм, украшенный черепами?В провинции Хида жил один человек. Его звали Сукуна. У него было два лица, но одно туловище, каждое обращено к другой стороне. Верхняя часть головы была плотно прилегающей и не имела затылка, у каждого туловища были конечности, колени, но не было задней части коленей и пяток. Он был силён и ловок, держал мечи слева и справа, а также два лука в четырёх руках. Он не подчинялся императорскому приказу и наслаждался грабежом со стороны народа. Поэтому был послан предок Ваньюдзи Такефурукума (чтобы победить его).

Несмотря на статус Сукуны как героя префектуры Гифу, представление о нём в популярной культуре в основном соответствовало описаниям Нихон сёки. Гэгэ Акутами в интервью Мандо Кобаяши признался, что при создании антагониста своей манги вдохновлялся городским мифом 2005 года. Сама легенда упоминает мумифицированный труп с двумя лицами и четырьмя руками. С людьми, которые лицезрели мумию, случались странные несчастье, а иногда они и умирали. В места пребывания мумии случались катастрофы (Великое землетрясение Канто в Японии эпохи Тайшо). Возможно, отсюда и идея о мумифицированных останках Сукуны.
Кстати, о проклятых предметах "пальцах Скукуны". Есть теория, что двуликий Сукуна Нихон сёки - это символ братьев-близнецов Усу-но-Микото и Оусу-но-Микото (т.е. Ямато Такеру-но-Микото и его брата). Согласно легенде, после того, как Усу-старший начал капризничать, отец спросил Оусу, не может ли он научить своего близнеца хорошим манерам. Оусу спокойно усадил своего брата, а затем начал отрезать его конечности, а потом избавиться от него в безымянном месте.
Больше легенд о Сукуне можете найти здесь, здесь и здесь.
О взаимодействии Сукуны с Итадори. Оно больше всего напоминает взаимодействие Ichigo KurosakiИчиго Куросаки с Хичиго:
спойлер
Куда более действующим и не менее опасным антагонистом является Сугуру Гэто.1. Как только Ичиго терял над собой контроль, над ним брал верх внутренний "пустой". Внешность Ичиго при этом могла деформироваться.
2. Когда Ичиго не смог одолеть очень сильного врага, как, например, в случае с Улькиоррой, но его друзьям требуется помощь, герой превращается в невероятно сильное чудовище - пустого Васто Лорда - которое атакует даже друзей.
3. Внутри Ичиго герой борется со своим пустым, чтобы получить над ним контроль, аналогично тому, как Итодори делал попытку надрать задницу Сукуне внутри себя. Только результаты у героев двух франшиз разные.

Этот шибко умный падший маг собирает сильнейшие проклятия, олицетворяющие древнейшие страхи человечества. В рамках первого сезона о нём мало что известно. Пока у него та же функция, что и у Соскэ Айдзэна в арке Арранкаров: реализовывать таинственные коварные планы, используя пешек.
Основной идеей, которой Акутами руководствовался при создании своих персонажей (что он подчеркивал в своих интервью), является то, что никто не знает истины – ни положительные, ни отрицательные герои, а, следовательно, все по-своему оказываются правы. И в этом плане прежде всего характерен Махито - олицетворение страха перед человечеством. Его сила подразумевает деформацию души и плоти (в сериале проводится дуализм духа и тела), что ведёт к обезображиванию других, превращению в гротескных монстров при прикосновении.

Махито типичный сёнэн-манипулятор, он по-детски жесток, и его ужасающая сила усиливает его веру в то, что жизнь бессмысленна по своей сути, а поэтому с ней можно играть, подрывая саму идею веры Итадори в достойную смерть.
По словам Акутами, человечество само по себе может быть "бичом", поэтому, когда злодей хочет уничтожить человечество, основываясь на своей этике и логике, некоторые читатели понимают его и встают на его сторону. По мне, это какой-то авторский маразм, но общая логика понятна: зритель должен иметь право выбирать, за какую команду персонажей болеть. Но уж слишком Махито отбитый на голову, чтобы ему сочувствовать. Да и всю его софистику можно списать на этот факт, что он "родился из ненависти людей друг к другу и их страха друг перед другом". Но как злодей боевика, Махито очень даже хорош. А его идеология зеркалит в кривом отражении дедушкины заветы Итадори Юдзи.
Из других злодеев вымученные речи можно услышать от HanamiХанами: люди губят природу, поэтому ради блага природы их надо бы уничтожить. Мегашоблонище даже по меркам западных сериалов. Но это не коронный злодей, поэтому есть и ладно.
Кстати, о сочувствии. Учитывая, что на стороне магов Сатору Годзё, то злодеям действительно можно посочувствовать.
Однако в данном сериале имеются и не самые типичные для данного жанра сюжетные ходы. И на этой ноте я бы хотел упомянуть о авресиях, субверсиях и деконструкциях сёнэн-тропов, о которых любят говорить обозреватели аниме в YouTube и просто фанаты, отмечая сие неоспоримым достоинством сериала.
терминология
Аверсии тропа.Аверсия (избегание) — осознанный отказ от применения тропа в привычном месте. Читатель ждет уж рифмы «розы»? Да пошел он! Наиболее яркий эффект получается при избегании заезженных, привычных аудитории штампов. Ну, например, сёнен, в котором у главгероя нет мрачного, трагичного прошлого.
Субверсия (букв. «подрывание») — иное обыгрывание привычного тропа.
В чём отличие? При аверсии аудитория ждёт появления штампа, руководствуясь исключительно законами жанра — а троп в их нарушение не появляется. А с субверсией уже в самой истории даётся намёк, что сейчас появится то самое — и вроде бы поначалу всё идёт в привычном ключе, но затем ситуация развивается совсем в другом направлении.
Например, если после того, как сэр Всеславур и сотоварищи разгромили цитадель Мораббаша в пух и прах, не оставив там ничего, кроме гор трупов головорезов, зритель ждал большого бадабума, а ничего не обрушилось и никто даже не думает ничего взрывать — это аверсия тропа "Рушится царство кощеево". А если нам показывают Альбендальфа Мудрого, накладывающего перед отступлением взрывные заклятия, потом он произносит последнюю руну, гремит взрыв — но цитадель остаётся стоять как ни в чём не бывало, или взрывается совершенно не то, что планировали, то вот она, субверсия.
Деконструкция - демонтаж тропа. Как достигается?
1. Суть тропа не изменяется ни в каком виде (чем деконструкция и отличается от субверсии), но при этом берутся в расчёт все возможные последствия его применения. Деконструкция — это как бы инструкция к лекарству, в которой перечислены все побочные действия, например: «Стрельба по-македонски. Побочные действия: снижение меткости на 75 %, двухкратный перерасход боеприпасов, затруднённая перезарядка. Передозировка: ранение или смерть в перестрелке».
2. Если в неком весёло-мультяшном тропе присутствует некий серьёзный компонент, то этот компонент выводится на первый план. Например, штамп из боевиков, где герой в пафосной позе выходит из взрывающегося здания, а за спиной его распухает огненный шар. Минутку, взрыв? Почитаем-ка про него на Википедии. Ударная волна? Оп, а герой-то контужен и оглох. При разрушении здания возможно разбрасывание обломков? Ой-ой-ой, один обломок попал в напарника, и его надо срочно везти в реанимацию. Итог: героя и напарника увозит «Скорая», пафоса не получилось, а троп деконструирован.
Субверсия (букв. «подрывание») — иное обыгрывание привычного тропа.
В чём отличие? При аверсии аудитория ждёт появления штампа, руководствуясь исключительно законами жанра — а троп в их нарушение не появляется. А с субверсией уже в самой истории даётся намёк, что сейчас появится то самое — и вроде бы поначалу всё идёт в привычном ключе, но затем ситуация развивается совсем в другом направлении.
Например, если после того, как сэр Всеславур и сотоварищи разгромили цитадель Мораббаша в пух и прах, не оставив там ничего, кроме гор трупов головорезов, зритель ждал большого бадабума, а ничего не обрушилось и никто даже не думает ничего взрывать — это аверсия тропа "Рушится царство кощеево". А если нам показывают Альбендальфа Мудрого, накладывающего перед отступлением взрывные заклятия, потом он произносит последнюю руну, гремит взрыв — но цитадель остаётся стоять как ни в чём не бывало, или взрывается совершенно не то, что планировали, то вот она, субверсия.
Деконструкция - демонтаж тропа. Как достигается?
1. Суть тропа не изменяется ни в каком виде (чем деконструкция и отличается от субверсии), но при этом берутся в расчёт все возможные последствия его применения. Деконструкция — это как бы инструкция к лекарству, в которой перечислены все побочные действия, например: «Стрельба по-македонски. Побочные действия: снижение меткости на 75 %, двухкратный перерасход боеприпасов, затруднённая перезарядка. Передозировка: ранение или смерть в перестрелке».
2. Если в неком весёло-мультяшном тропе присутствует некий серьёзный компонент, то этот компонент выводится на первый план. Например, штамп из боевиков, где герой в пафосной позе выходит из взрывающегося здания, а за спиной его распухает огненный шар. Минутку, взрыв? Почитаем-ка про него на Википедии. Ударная волна? Оп, а герой-то контужен и оглох. При разрушении здания возможно разбрасывание обломков? Ой-ой-ой, один обломок попал в напарника, и его надо срочно везти в реанимацию. Итог: героя и напарника увозит «Скорая», пафоса не получилось, а троп деконструирован.
1) Троп "Men Act, Women Are". В сериале почти столько же женских персонажей, сколько и мужских. Кроме того, почти всем из них, особенно Нобаре, Маки и Mei MeiМэй Мэй, предоставлена свобода действий в соответствии с историей, будь то активная помощь в битве или влияние на события тем или иным образом, что большая редкость для жанра.
2) Вот типичный троп, когда один из персонажей (как правило злодей) рассказывает слезливую историю, дабы зритель проникся и сочувствовал ему, невзирая на всё, что он совершил/-ает. Наруто особенно любит этот троп. И вот этот троп воспроизводится в "Магической битве", да не раз. Но за ним сразу следует реакция персонажа-слушателя...



1) Герой просит у демона внутри помощи, и по законам жанра (была бы аверсия) и договору, демон должен бы помочь, но... демон лишь издевается над героем, а визуал использует параллельное наложение демонов на фоне, подчёркивая их родство. Подорван троп "Status Quo Is God".


Говоря о деконструкции, стоит вспомнить ситуации с Годзё и Сукуной. Они являются двумя сильнейшими персонажами в этом аниме. Их лояльность склонила бы чашу весов в пользу того, на чьей бы стороне они ни были. Однако обладание такой подавляющей силой делает их значимыми фигурами (целями) в игре фракций в духе "перемани или убери с доски".
1. Статус антагониста Сукуны не приносит пользы злодеям, поскольку он не заботится ни об одной из сторон. Когда Сукуна берёт верх над Итадори, то демонстрирует презрение ко всем, ясно показывая, что не решит ситуацию ни для одной из сторон конфликта: он усугубляет ситуацию для героев, в то же время создавая злодеям некоторые препятствия.
2. Один из героев - сильнейший. Вот только это никак не помогает персонажу, кроме локальных сражений, делая его большой мишенью. Проклятиям приходится придумывать способы свести силу на нет, избегая прямой конфронтации, что делает врагов сильнейшего куда опаснее, а их планы коварнее. Аналогичную ситуацию можно увидеть в Boku no Hero AcademiaМоя геройская академия.
Это двойная деконструкция тропа "Сила, разрушающая историю". Хотя примечательным является случай с Сукуной. Сама концепция того, что главный антагонист за пазухой, к помощи которого можно прибегать, но нужно трижды подумать, да и плевать который хотел на всех, даже других антагонистов, довольно оригинальна.
Деконструкция через аверсии происходит в сцене, когда тройка героев впервые сталкивается с сильным противником. Даже по мономифу Кэмпбэла, герой должен превозмочь. Для сёнэнов стандартны 2-3 пути:
1. Помощь друзей. Когда тройка героев впервые сталкивается с противником, которого не может одолеть, то привычная кооперация не срабатывает. Во-первых, враг прибегает к принципу разделяй и властвуй, отправляя Нобару подальше. Во-вторых, когда герои осознают разницу в силе и что им вряд ли что-то поможет, то решают позвать более компетентный магов: Мэгуми спешно отступает, когда Итадори пытается задержать проклятие, ведь ему так и так умирать. Таким образом, происходит аверсия: друзья спасаются бегством. Это более прагматичная версия дружеского героизма ("Бегите, я его задержу"), только без возврата друзей, отклоняющих такое самопожертвование.
2. Ну и вот ситуация, когда Итадори один на один с наголову превосходящим противником. Происходит аверсия: как бы герой ни был мотивирован защитить друзей и мирных жителей и какой бы решимости не умирать сейчас у него ни было, вместо получения силы духа, превозмогающей любую вражину, Итадори отрывают руки и ломают морально (герой осознаёт свою беспомощность).

3. И тут уже применяется троп "Порог Годзиллы" (всё настолько кошмарно, что нет лучшего варианта, нежели призвать "Годзиллу") в виде внутреннего демона. Но вместо того, чтобы быть неправильно понятой сущностью, подобно Торе или Кураме, Сукуна - жестокий и бесчувственный садист, который рад убить друзей Итадори, да и самого героя, что уже делает обращение к этому приёму крайне нежелательным вариантом даже в самой плохой ситуации. И сей инцидент заканчивается тем, что Итадори оказывается отнюдь не в больничной койке. Т.е. произошла лёгкая деконструкция аж двух тропов. Данный эпизод не только наглядно демонстрирует, что юные герои могут оказаться беспомощными и с треском проиграть, и что никакая сила дружбы или решимости им не помогут (превышен порог Годзиллы"), но и то, что помощь внутреннего демона, у которого, по самой своей сущности, нет ни мотивов, ни особого желания помогать людям, многократно усугубит ситуацию.
И благодаря этой деконструкции вполне понятны упомянутые ранее аверсии тропов: Итадори не победит более сильного противника, если у него будет правильная причина победить. И на протяжении всего сериала, и особенно в последних сериях, мы видим, что герои побеждают, кооперируясь друг с другом (Итадори и Нанами, Итадори и Тода, Итадори и Нобара) или используя механику "проклятой энергии", основанной на негативных эмоциях. Даже овладение сильной техникой Мэгуми - не столько следствие преисполнения решимостью не проигрывать, ибо друзья в беде, сколько использование базовой механики: он перестаёт сдерживаться, даже если это опасно для его жизни, даже если его техники будут не завершены.

Это опять напоминает боевую механику Хантера. И прежде всего, невероятный подъём сил Гона Фрикса вследствие отчаяния/решимости. Правда, Мэгуми не открывает разом весь свой потенциал за всю жизнь, а лишь достигает максимума, на который способен в данный момент. Даже его коронная техника "территории" была незавершённой, и ей герой лишь отвлекал противника, победив его фамильяром.
Иными словами, "Магическая битва" хоть и начинена типичными тропами жанра под завязку, исполняет их отнюдь не самым тривиальным образом. Так "Магической битве" удаётся вдохновляться предшественниками, при этом развивая старые тропы.
Также в "Магической битве"хорошая турнирная арка. Она коротка, динамична и максимально работает на демонстрацию второстепенных персонажей и их конфликтов. Это даже каким-то турниром не назвать. Больше подойдёт моральное и физическое столкновение персонажей.
Ну а теперь о не самом хорошем. Глобальный сюжет за весь сериал топчется на месте. Даже когда злодеи предпринимают какие-то действия, ничего существенно не меняется. Конечно, это связано с осторожностью злодеев перед Сатору Годзё и постепенным затягиванием капкана. Но многим сезон может показаться откровенно скучным. И то, что это только начало истории, не для всех будет хорошим оправданием.
Далее. Внутренний раскол в среде магов никак пока не проявляется, договор Сукуны с Итадори также ждёт своего моменты, твист с предателем намечен только в последней серии. Да... запрягает "Магическая битва" очень долго, поэтому продолжению придётся оправдывать такую "подготовку".












Следующий интересный элемент - гротескность злодеев.






Положительные моменты:
- Перспективная главная тройка. Отличные второстепенные персонажи, кучу из которых удалось раскрыть. Kento NanamiКэнто Нанами (он сам по себе плюс). Хорошее взаимодействие между героями.
- Простая, но дельная боевая система. Способности некоторых персонажей, вроде Нобары или Toge InumakiТогэ Инумаки довольно интересны и перспективны.
- Стильный, но сдержанный дизайн персонажей.
- Отличная анимация боёв.
- Хорошая звукорежиссура. Голоса проклятий, играющие в нужный момент треки и проч.
- Атмосферные треки хорошо поддерживают жуткие или напряжённые сцены, но лучше всего электронным трекам удаётся нагонять драйва в боевых постановках.
- Хорошие опенинги.
- Главный герой и его мотивация.
- Динамика характеров персонажей главной тройки. Слегка меняется и что-то осознаёт лишь Megumi FushiguroМэгуми Фусигуро. И это за 24 серии!
- Глобальный сюжет толком не движется за весь сезон. Отчего я бы не рекомендовал начинать знакомство с данным сериалом до выхода второго сезона тем, кто не очень-то переносит, когда произведение долго готовится к настоящему действию.
Юношеский боевик категории А-.
Качественные аналоги ремейков сёнэн-боевиков прошлых поколений: Hunter x Hunter (2011)Охотник х Охотник (2011), Ushio to Tora (TV)Усио и Тора, JoJo no Kimyou na Bouken (TV)Невероятное приключение ДжоДжо.
О поколениях
Поколения - это довольно условное деление сёнэн-боевиков фанатами по проявляющейся в них специфике работы с традиционными тропами жанра.
1-е. Поколение: Dragon BallДраконий жемчуг и Saint SeiyaРыцари Зодиака. Первопроходцы и законодатели мод.
2-е Начиная с Невероятное приключение ДжоДжо (беседы и тактика во время боя), Yuu☆Yuu☆HakushoОтчёт о буйстве духов (турнирные арки, мститель с красный глазами и многие тропы великой тройки), Ushio to ToraУсио и Тора (троп демона внутри и договора с ним) и One PieceВан-Пис (во многом наследник Драконье жемчуга) и до начала 2000-х Среди них есть и такие оригиналы, как Кенсин или Fullmetal AlchemistСтальной алхимик. А так, это Shaman KingШаман Кинг, NarutoНаруто, Hunter x HunterОхотник х Охотник, BleachБлич, Fairy TailХвост Феи, Ao no ExorcistСиний экзорцист.
3-е поколение (где-то с 2010 или ориг. манга с 2007). Зачинатель - Soul EaterПожиратель душ. А так, это Blood LadКровавый парень, NoragamiБездомный бог, Magi: The Labyrinth of MagicМаги: Лабиринт магии, Black CloverЧёрный клевер, Boku no Hero AcademiaМоя геройская академия... Это современные молодёжные боевики, которые в лице лучших представителей отдают дань 2-му поколению, но иначе обыгрывают тропы, а зачастую вообще высмеивают.
1-е. Поколение: Dragon BallДраконий жемчуг и Saint SeiyaРыцари Зодиака. Первопроходцы и законодатели мод.
2-е Начиная с Невероятное приключение ДжоДжо (беседы и тактика во время боя), Yuu☆Yuu☆HakushoОтчёт о буйстве духов (турнирные арки, мститель с красный глазами и многие тропы великой тройки), Ushio to ToraУсио и Тора (троп демона внутри и договора с ним) и One PieceВан-Пис (во многом наследник Драконье жемчуга) и до начала 2000-х Среди них есть и такие оригиналы, как Кенсин или Fullmetal AlchemistСтальной алхимик. А так, это Shaman KingШаман Кинг, NarutoНаруто, Hunter x HunterОхотник х Охотник, BleachБлич, Fairy TailХвост Феи, Ao no ExorcistСиний экзорцист.
3-е поколение (где-то с 2010 или ориг. манга с 2007). Зачинатель - Soul EaterПожиратель душ. А так, это Blood LadКровавый парень, NoragamiБездомный бог, Magi: The Labyrinth of MagicМаги: Лабиринт магии, Black CloverЧёрный клевер, Boku no Hero AcademiaМоя геройская академия... Это современные молодёжные боевики, которые в лице лучших представителей отдают дань 2-му поколению, но иначе обыгрывают тропы, а зачастую вообще высмеивают.
P.S.
Несколько мыслей было позаимствовано из рецензии Chingy Nea.
@Leonid™@Пазу@InfinityMuryoku, спасибо за замечание, я подумаю об этом при редактуре.@Daemas@Пазу@InfinityMuryoku, очепятка!@InfinityMuryoku, так наоборот круто же, мелким оптом все сразу оценишь@InfinityMuryoku@Пазу, жду, когда в тексте останутся только уникальные существительные и активные глаголы@Пазу@Daemas, не дождёшься. Я уже закончил с этой рецензией. Надоело. Сейчас над статьёй работаю. Не до рецок.@Leonid™, и то верноЕсли же ты говоришь именно о самом наличии длинной раскрывающей сцены, то это уже вопрос а) Целесообразности, в) Умения автора, с) Желания автора. По моему мнению третий вариант, ибо даже там, где хочет и уместно все равно получается на уровень ниже.
@ПазуИ тех, и тех объединяет то, что это художественные образы. Борьба духов за "жизнь" - это, конечно, тот ещё полёт фантазии, но в Бличе иномирие очень уж близко к категориям реального мира. У шинигами дети родятся...
Далее, далеко не всех арранкаров раскрывают. Чьи истории показывают флешбеками: Гриммджо, Харрибель, Старк, Нелл и Нойтора, Баррагган. Причём, прям хорошо так показали только Нойтору и отчасти Старка. Остальные стандартные... их истории олицетворяют те или иные аспекты: от одиночества до жертвенности.
Далее, многие недалеко ушли от подростков. Чего только стоит Гриммджо или Нойтора. С Гриммджо автор, кажется, сильно даже не заморачивался: олицетворяет разрушение, значит хочет драки, а его история это битва за выживание.
Так что ваши претензии субъективны. И в Бличе, и в МБ одно и то же.
С этим не поспоришь. Есть в этом направлении редкостные самородки.
Резонный довод. Но спрошу у читавшего мангу... Сукуна же не станет добрым? Не будет же такого?
Не в этом дело. А в этом...
Ведь этот троп нужен не для антогонизма, а углубления образа антогониста. Благодаря такой истории герой, а вместе с ним и зритель, мог проникнуться злодеем. Этот троп очень любила литература романтизма, романтизировавшая образы за гранью добра: от пиратов и преступников до демонов. Можешь здесь почитать об этом феномене вообще.
А ДБ проигрывает этот троп, но сразу же прерывает романтизацию: "Думаешь, если ты несчастный и у тебя грустная история, это как-то оправдывает то, что ты творишь? Ты гнус и точка!". Т.е. применяется этакое остранение - приём, имеющий целью вывести зрителя "из автоматизма восприятия".
Потом посмотрим.
Не соглашусь. С этим в МБ всё отлично. Сравни с битвами в Black CloverЧёрный клевер. Вот там, действительно, непонятно, кто, где, куда, откуда...
Ещё как. Драгон Бол, Ван-Пис, Yuu☆Yuu☆HakushoОтчёт о буйстве духов, Shaman KingШаман Кинг, NarutoНаруто (особенно, в филлерах), BleachБлич (что Куросаки, что Рендзи помогало).
Я про этот дурацкий боевиковый троп, когда герой огребает от противника, но преисполнившись решимости (найдя какую-то причину победить), он одолевает-таки врага.
@Виктор ВасевДа и в МБ это никак не обыграть, ибо есть Годжо, это тебе не "батл мечты" из бензопилы.
@ПазуНикаких претензий. Только реакция на ваше в «Бличе» лучше... хотя то же самое.
Да, с Кенпачи и Бьякуей механика вывезла.
Значит навыки, задатки и боевой опыт не играют значения?
@Виктор ВасевС Бьякуей просто пустой вмешался, хотя Ичиго и так был сильнее, но не имел опыта в использовании банкая, из-за чего навредил своему телу.
@Пазу@VayLik, спасибо за информацию.