Достойная оригинальная история в декорациях сеттинга видеоигры «Cyberpunk 2077», рассказывающая о становлении юного, но крайне перспективного парнишки Дэвида Мартинеза на путь киберпанка, то есть полулегального наёмника, и его движении вверх по лестнице славы Найт-Сити, независимого американского мегаполиса, манящего людей обещаниями исполнить их сокровенные мечты. На восприятие тайтла очень сильно повлияет то, знакомы ли вы со вселенной игры или нет, ибо во многом «Эджраннеры» полагаются на уже имеющиеся у зрителя знания, дабы максимально сократить экспозицию и уделить свой достаточно короткий хронометраж событиям внутри самой истории. Однако нехватка экранного времени все равно ощущается: сюжет достаточно прямолинеен и не отличается особой глубиной, а персонажи обрамлены минимально приемлемым количеством персонального бэкграунда, практически не развиваясь по ходу сюжета; впрочем, это не мешает последним казаться живыми личностями, а истории ─ иметь чёткие заделы и идеи, которые «стреляют» в подходящий срок.
Лучшая сторона «Эджраннеров» ─ то, насколько качественно аниме передаёт вайбы сеттинга. Везде царит атмосфера «high tech – low life», корпораты плетут подковёрные интриги, уличные банды дерутся за районы, в то время как мирные жители ведут свои обыденные жизни, рискуя в любой момент стать жертвой шальной пули; а в середине всего происходящего находятся напичканные имплантами и вооружённые до зубов наёмники-киберпанки, бегущие по тонкой грани между жизнью и смерть, между адекватностью и безумием – лишь для того, чтобы мечты, во имя которых они убивают и предают других, в конце концов оказались горькой пустышкой. В своих начинаниях «Эджраннеры» не стесняются сильно вдохновляться Киберпанком-видеоигрой: многие бэкграунды напрямую срисованы с игровых локаций, нетраннерский интерфейс передан с максимальной точностью, присутствуют привычные модели и специализации оружия, а также появляются камео знакомых персонажей… Да и путь Дэвида во многом зеркален пути Ви:. Кроме прочего, на вовлечение работают визуал с музыкой: угловато-острый стиль рисовки и рваная, гипердинамичная анимация студии «Триггер» прекрасно подошли для визуализации жестоких киберпанковых перестрелок, а саундтрек состоит из сплошных музыкальных тяжеловесов (можно, конечно, упомянуть универсально известную «I Really Want To Stay At Your House», но лично меня зацепила иная гостевая песня, «Who’s Ready For Tomorrow», а также эндинг «Let You Down»).
По итогу у нас выходит новая история, крайне верная духу первоисточника, которая вовлекает зрителя в мир неона и крови, очаровывает атмосферой, побуждает смотреть на одном дыхании, а концовка оставляет горько-сладкое катарсическое послевкусие – в хорошем смысле. К сожалению, ждать от неё глубокой разработки сюжета и персонажей, а также свежих откровений о сеттинге «Киберпанка» вам не стоит. Это идеальный комплиментарный материал для тех, кто уже знаком с игрой и хочет взглянуть на улицы Найт-Сити под немного другим углом, услышать о коллегах и предшественниках Ви, также оказавшихся у самого края пропасти в погоне за мечтой. У тех же зрителей, что незнакомы с «Киберпанком 2077», «Эджраннеры» вполне могут вызвать противоречивые чувства: полное духовное соответствие аниме оригинальной игре (как в декорациях, так и в рассказываемой истории) пройдет мимо них, а вот отсутствие внятной экспозиции и простота сюжета с персонажами явно вызовут определённые вопросы; тем не менее, первоклассная атмосфера тайтла позволяет ему более-менее уверенно заявить о себе как о входной точке для людей, заинтересованных в К/киберпанке (будь то видеоигра или же жанр в целом).
***
Джонни Сильверхенд всё верно сказал: «A happy ending? For folks like us? Wrong city, wrong people»
Лучшая сторона «Эджраннеров» ─ то, насколько качественно аниме передаёт вайбы сеттинга. Везде царит атмосфера «high tech – low life», корпораты плетут подковёрные интриги, уличные банды дерутся за районы, в то время как мирные жители ведут свои обыденные жизни, рискуя в любой момент стать жертвой шальной пули; а в середине всего происходящего находятся напичканные имплантами и вооружённые до зубов наёмники-киберпанки, бегущие по тонкой грани между жизнью и смерть, между адекватностью и безумием – лишь для того, чтобы мечты, во имя которых они убивают и предают других, в конце концов оказались горькой пустышкой. В своих начинаниях «Эджраннеры» не стесняются сильно вдохновляться Киберпанком-видеоигрой: многие бэкграунды напрямую срисованы с игровых локаций, нетраннерский интерфейс передан с максимальной точностью, присутствуют привычные модели и специализации оружия, а также появляются камео знакомых персонажей… Да и путь Дэвида во многом зеркален пути Ви:
они оба пробиваются в «высшую лигу», пойдя на штурм «Арасаки», которая рассматривает их лишь как подопытных пешек для своих сверхновых технологий; разве что первым на протяжении сюжета движут чужие мечты, а вторым (или второй) – отчаянное желание выжить
По итогу у нас выходит новая история, крайне верная духу первоисточника, которая вовлекает зрителя в мир неона и крови, очаровывает атмосферой, побуждает смотреть на одном дыхании, а концовка оставляет горько-сладкое катарсическое послевкусие – в хорошем смысле. К сожалению, ждать от неё глубокой разработки сюжета и персонажей, а также свежих откровений о сеттинге «Киберпанка» вам не стоит. Это идеальный комплиментарный материал для тех, кто уже знаком с игрой и хочет взглянуть на улицы Найт-Сити под немного другим углом, услышать о коллегах и предшественниках Ви, также оказавшихся у самого края пропасти в погоне за мечтой. У тех же зрителей, что незнакомы с «Киберпанком 2077», «Эджраннеры» вполне могут вызвать противоречивые чувства: полное духовное соответствие аниме оригинальной игре (как в декорациях, так и в рассказываемой истории) пройдет мимо них, а вот отсутствие внятной экспозиции и простота сюжета с персонажами явно вызовут определённые вопросы; тем не менее, первоклассная атмосфера тайтла позволяет ему более-менее уверенно заявить о себе как о входной точке для людей, заинтересованных в К/киберпанке (будь то видеоигра или же жанр в целом).
***
Джонни Сильверхенд всё верно сказал: «A happy ending? For folks like us? Wrong city, wrong people»
Комментарии
Твой комментарий
@Kirashigada,@Kуoma@rainfog, тут многое зависит от определения. В моём личном понимании киберпанк - это жанр научной фантастики в эпохе "недалёкого будущего", который изучает последствия внедрения в общество массовых кибернетических технологий (памятного "хай-тека" - от протезов до киборгов), в основном фокусируясь на негативных ("лоу-лайф"), вроде возможностей массового контроля людей, общей духовной деградации или увеличения разрыва уровня жизни между бедными и богатыми. В рамках этого "Эджраннеры" прекрасно себе работают как представитель жанра, ибо показывают нам то, как живущие в Найт-Сити искатели лучшей доли замыкаются в бесконечном цикле наёмничества и самокибернетизации, гоняясь за славой-деньгами-чужими мечтами - и в конце-концов умирают, слишком поздно вспоминая, что могли бы выбрать иной путь и задуматься над тем, чего они (и дорогие им люди) в самом деле желают. Массовая кибернетика - есть, её влияние на мораль и мышление общества, вплоть до самих героев - показаны, рассуждения о том, что люди во мраке технологий не должны потерять свою человечность - рассуждаются. Я - вовсе не гуру жанра, но с некоторыми вещами знаком ("Нейромант", "Бегущий по лезвию", "Призрак в доспехах", Deus Ex), и в своей оценке "киберпанковости" опираюсь на них и на объединяющую их... философию, если её уместно таковой обозвать. Такова моя полная аргументация по вопросу.@rainfog@Kirashigada, самое киберпанковское в этом аниме это история Глории. Ее история это настоящий киберпанк. Она живет в мире технологий и освоилась в нем. Не ставит себе тупых имплантов, не занимается всякой фигней. Она просто живет.Проблема остального аниме в том, что и мир и технологии показаны скудно. В настоящем киберпанке технологии нейтральны, а в этом аниме технологии подаются как причина проблем. В том же "Нейроманте" технологии спасают жизнь Кейса, который без сети никто. Я понимаю что отчасти это проблема сеттинга игры, но ведь можно было как показать что технологии могут дать шанс, спасти, помочь выжить в городе. Но нет, тут авторы решили сделать мокбастер на Yofukashi no UtaПеснь ночных сов, где все помрут. Поэтому это не киберпанк.
Тому, кто хочет увидеть киберпанк лучше посмотреть "Призрак в доспехах", потому что там технологии нейтральны и мир показан куда более детально. Плюс сюжет очень грамотен технологически.
В аниме же киберпсихоз это инструмент для того, чтобы проще завершать сюжетные линии. Можно ли назвать его итогом человеческой природы? Не уверен
@Kirashigada@rainfog, в самом киберпанке 2077 то от жанра мало чего. Общая суть конечно есть, но киберпанк в игре намного.. даже хз, ярче что-ли. Хотя когда я читал Гибсона, то у меня просто флэшбекало в игру, там.. если играть за корпората, то начало книги почти 1 в 1, только с другой локацией и другими обстоятельствами.@rainfog@rainfog, как уже говорил, моя аргументация строится на моём личном понимании жанра, скорее пессимистичном по своей натуре, даже если оно может считаться искажённым или поверхностным - и поэтому с контр-критикой "мрака технологий" в киберпанке мне трудно согласиться. Суть как раз в том, что технологии открывают для человека невероятный потенциал, который по итогу большинством используется для того, чтобы либо обижать и порабощать ближнего своего, либо заниматься саморазрушительной фигнёй - ведь его конструктивное использование требует сознательных усилий. А такое под силу только стойким духом, и они как раз являются теми, кто может ориентироваться во "мраке". Вот что я имею в виду. Воронка карьеры бегущего по грани - тот же "мрак технологий", из которого практически никто не находит выхода, ибо все ослеплены амбициями и ради них готовы и на Смэшера полезть, и голыми в "Афтерлайфе" потанцевать, и - в первую очередь - хромом с ног до головы закататься./
Благодарю за разъяснение! Было достаточно полезно узнать альтернативную точку зрения по тайтлу и жанру в целом.
@rainfog@Kуoma, современный киберпанк это 99% подражание Гибсону, а точнее, "Нейроманту" и за редким исключением чему-то другому. Поэтому неудивительно что все игры чем-то похожи и его напоминают.@Kirashigada, Koukaku Kidoutai: SAC_2045Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2045 - киберпанк про проблемы Японии и сегодняшнего мира, Robotics;NotesЗаписки о робототехнике пост-киберпанк про роботов и гик-культуру, Lycoris RecoilЛикорис Рикоил - наупанк про OSINT, хакинг и дроны, довольно близко к тому, что Гибсон писал в 1 и 2 трилогиях. Это лучшее, что есть из актуального по киберпанку и близким жанрам.