Пора подводить итоги 2022 года.
За этот год мне удалось посмотреть и ознакомиться с очень большим количеством произведений. Этот год выдался крайне насыщенным и интересным. Это тот самый маяк который оставляет надежду и веру, что как бы много вещей я не посмотрел, то всё равно смогу наткнуться на нечто новое, испытать эмоции которые до этого не испытывал или же найти очередной шедевр. С этой точки зрения, год получился действительно очень богатым по всем критериям. Результаты которые вы увидите дальше прошли очень тяжёлую и жаркую конкуренцию обойдя кучу достойных противников, претендентов и номинантов. Будет множеств вариантов из которых находить лучшего мне было невероятно интересно и в то же время очень сложно. Да, было 2 года стагнации, когда я относительно мало смотрел нового за целый год, и было два года где один какой-то тайтл мог занять монополию. С одной стороны это было правильно. Ведь лучшее должно занять все лучшие ячейки, с другой стороны для меня самые лучшие итоги это те, которые имеют под собой разнообразие. В связи с этим я столкнулся с двумя большими проблемами. А до них и с ещё одной.
1) Я давно хотел разнообразить итоги года, введением целого ряда новых номинаций. Но придумать их сложнее чем кажется. Нет, конечно можно напихать кучу ненужного бреда по типу лучший сенен года, лучший учитель года, лучшая комедия года и т.д. Но это всё довольно мусорные номинации. Точнее говоря каждая новая номинация должна быть сопоставимой с такой, как например лучший персонаж в этом году как герой, так и злодей. Если рядом ставлю лучший какой-то архетип это смотрится более низко. По сути все эти итоги не только праздник нового года, не только некая викторина, но и аллея памяти где должны лежать самые яркие осколки уходящего года. Поэтому в принципе невозможно найти достаточное количество действительно внятных новых номинаций, но тем не менее наверное я нашёл решение проблемы.
2) В поиске новых номинаций, а я сразу говорю, я не просто так всё это расписываю и впереди действительно будут обновления. То есть с этого года будут введены новые вещи для таких итогов. Так вот, однажды всё стало понятно, что сам принцип поиска категорий состоит в том, чтобы придумать такую категорию которая отразит лучшее из всего мною просмотренное. Если точнее, то лучший кузнец года может не отразить вообще ничего. Или лучший мечник года и тд. Иными словами, одним из лучших персонажей может попадать под разную номинацию, поэтому я не могу создать определённую номинацию которая сможет вбирать в себя лучшего представителя среди аниме вне зависимости от жанра аниме или характера персонажа. Единственное что под это подходит это 3 уже и так существующие номинации до этого. Поэтому с этого года я придумал как решить несколько проблем связанных с этим. Поиск большего числа номинаций не решает проблемы того, что лучшие персонажи могут например просто не подходить под сами условия номинаций. Пока остановимся, и всё что будет дальше будет рассказано в соответсвующих разделах.
Теперь стоит поговорить о рейтингах года.
- Очевидно чтобы составить баллы по просмотренным тайтлам, мне пришлось поставить каждому оценки от 1 до 10.
- Ниже я хочу представить напоминалку, в первую очередь для себя, как именно нужно давать оценки. Я не планирую подробно разъяснять как и почему для остальных.
- Цель ведения среднего балла это в числовом эквиваленте показать ту или иную разницу итогов одного года по сравнению с другим. Ещё раз. Я могу не ставя никаких оценок, просто сравним одни тайтлы с другими, и сказать какой год лучше или хуже. Но задача состоит выразить это в числовом эквиваленте, чтобы это выглядело как какая-то статистика, поэтому оценки и ставится.
- И отсюда следует, что эти оценки должны отражать эпохальность каждого просмотренного тайтла и что система оценок должна отличаться от обычной системы, чтобы выполнить изначальную функцию, отразить насколько предыдущий год был хуже или лучше. Поэтому я буду пользоваться иной логики оценивания чем делают это все пользователи на Шики, которые используют десятибальную меру.
- Оценивая тайтл по 10 бальной шкале человек в первую очередь берёт за основу здесь эту градацию чисел как оценок. Я же в первую очередь, изначально работаю с градацией аниме. Поэтому оценка должна выражать не качество числa по отношению друг к другу, а качество аниме. Сейчас поймете о чем я. Когда человек думает о том как он будет оценивать тайтлы по 10 бальной шкале, он в первую очередь акцентируется на системе баллов. Что 10 это значит тайтл который должен быть таким сяким (любое количество хвалебных описаний), а то и тайтл настолько идеален, что не может существовать, потому что это как бы высший балл и потому что человек теоретизирует. То есть воображая об оценке 10 он работает с воображаемым тайтлом который он выдумал в голове, возможно которого даже не существует, и исходя опять из описаний многими самих оценок. То есть всё крутится вокруг того что цифры обозначают что это слишком высоко или слишком низко. Как например 1 это значит что должно быть слишком ужасно. В моей же оценке числa вторичны, а аниме первичны. Я не работаю с несуществующими аниме. Чтобы сравнить один год с другим я сравниваю уже в принципе просмотренные мною вещи. Числа мне служат тут лишь помощниками и инструментами. Давайте максимально просто. Обычно подгоняются аниме под систему оценок, чтобы поставить им балл. Я же подгоняю сами оценки под аниме. Буквально наоборот. Всё для того чтобы эти цифры по итогу смогли хотя бы как насколько-то отобразить разницу в качестве одного года от другого. И таким образом я эту систему оценок, по крайней мере на момент написания этого текста буду использовать только при оценивании самих итогов года. В остальных случаях, то есть в работе с самим сайтом Шики, я буду работать так же, как работают и все другие люди. То есть подгоняя аниме под оценки где первична сама система. Ну и да, оценка которая будет применяться тут, на самом деле гораздо-гораздо строже чем то, как я оцениваю обычно. Я специально сделал так, чтобы я мог гораздо сложнее поставить кому-то даже 8/10.
Теперь сама система. 10. Этот тайтл уже входит в десятку лучших на мой взгляд произведений. Очевидно, я посмотрел те вещи, которые считаю что они 10/10.
Кратко:Тут мой топ 10.
9. Этот тайтл является на уровне топ 10 аниме, но пока никого оттуда не сместил. То есть он им в очень много соотвествует и может полностью конкурировать, но вытеснить - пока никого не вытеснил. Очевидно, что важным критерием будет то, что сам тайтл сравним с произведением искусства. Он способен либо заставить испытать глубокие и яркие переживания, способен заставить всерьёз задуматься над какими-то вещами и даже изменить твою жизнь после просмотра, а такие бывали. В 10 же и вовсе произведения, которые являются достоянием культуры всего человечества и представляют в себе такой яркий и великий нарратив который является основой для всего.
Кратко: топ 10 тоже, но если бы количество слотов не было бы ограничено числом 10.
8. Даётся лучшим представителям какого-то жанра или направления как например манускрипт ягью, шигуруй или шедевральная полнометражка, но по каким-то причинам не достигшим уровня оценки в 9, например по причинам которые не могут им дать ограниченный охват повествования, формат или ориентировка на эмоции у зрителя. Так же это не просто должны быть лучшими представителями, но и те тайтлы которые сами по себе стоят позади тех что стоят за оценкой уровня 9 или на равне сними. Это действительно лучшее, очень выдающиеся произведения, но которым может в целом не хватать сил соперничать с топ 10, а кому то и немного не хватать до сравнимости с 10 лучших тайтлов, то есть той самой оценки 9. Максимальная строгость и критичность при сопоставлении.
Кратко: такие же 9ки только обрезанная форма, которая им и мешает только когда речь заходит о сравнении одних тайтлов с другими, а так всё просто прекрасно. Или же необрезанная форма 9ки, но по ощущениям не много всё таки хуже буквально на пару см.
7. Это тоже добротные произведения, которые мне могли очень сильно понравится и даже запомнится, то что я буду с большой вероятностью пересматривать. Это хуже 8/10, но 7/10 это обязательно то, что мне понравилось и где у меня нет каких-то серьёзных претензий которые бы мне мешали воспринимать или оценивать произведения. Это просто что-то хорошее, но не вышка.
Кратко: буквально те же 9 только уже похуже, либо топовый фандом, но который живет только на том факте что он фандом (Кенган).
6. Опять же, снова хорошее произведение, но уже которое имеет какой-то недостаток. Что-то, что могло мне не понравится или где-то было скучно, но при этом тайтл оставил положительные впечатления и в целом является хорошим. 8 и 7/10 посадют так же фандомы которые заставили на себя подсесть довольно прочно и надолго. Если есть такой фандом, но при этом он имеет какие-то существенные и при этом объективные с моей точки зрения недостатки он может оказаться на 6/10. Это должен быть серьёзный минус, который в первую очередь должен быть он сколько ужасным, сколько критичным. Такой фандом при должном качестве попадает на шестое поле.
Сюда так же относятся аниме имеющие какой то сильный и яркий плюс соответсвующий по качеству с высшим баллом, но при этом это всё, чем они могут похвастаться. Например темнее чёрного имеющий крутого главного героя, который круто позиционируется и показывается в тайтле, но при этом ничего особенного это аниме нет вообще, а местами он и скучен вовсе. Если всё это довольно печально, то такой тайтл может съехать в 5/10. В случае с другим примером, в ситуации которую я описывал в начале, то это может быть блич или хвост феи. В случае когда нету как таковых объективных минусов, но при этом и само произведение не выстрелило, но и при этом оно хорошее, то это может быть моя геройская академия.
Кратко:1) восьмёрка и семёрка с недостатком. (Как аниме, так и фандом)
2) Тайтл без недостатка, но послабее тех что в первом пункте.
3) Тайтл который сам по себе не тянет, но очень сильно тянет каким-то элементом. Такой вот контраст.
5. Есть уже проседание граничащее с положительными свойствами тайтла. Если в 6 поле впервые я заговорил о недостатках, то в пятом пункте мы говорим либо об усилении недостатка, либо о понижении положительных качеств. Недостаток тут является обязательным в отличие от ситуации в 6 поле, когда его может там не быть. Разница по первому критерию в том, что недостаток не только объективный, то есть объективность тут как показатель наличия, но и теперь это мешающий недостаток как соринка в глазу, мешающий смотреть тайтл, который мог раздражать. Если недостаток без нового компонента (эмоциональность которую он несёт), но при этом положительные качества как художественного произведения, так и фандома выражены не сильно, то это так же пятёрка.
Ещё одна важная категория. Это тайтлы которые были довольно таки хорошими, как например 6 или возможно даже 7, но которые заставили полностью к ним охладеть и забыть, не пройдя проверку временем. То есть это такой тип забвения, который не заставляет поставить этот тайтл на уровне с лучшими представителями шестого поле, так как данная вещь потеряла актуальность. Это возможно не моя вина что я не популярна, город в котором меня нет, канон и т.д. главное чтобы они объективно не проламывали крышу шестого поля. Таких тайтлов может быть досрочно много. Та часть из них которая уступает многим другим, отправляется ещё ниже - на четвёртый уровень. Это вещи которые объединяют в себя 1) Были хороши когда я их смотрел. Я не могу сказать что они были плохи как типичный представитель 4 поля, но и это точно не шестое поле по качеству 2) я про них забыл и мне не резонно их пересматривать. Я не могу получить от них профит как с первого раза в том числе по своим субъективным причинам, иначе говоря они не прошли проверку временем. Это например Дрифтерс, второй размер.
Кратко: 1) Та же шестёрка только с градацией вниз недостатка или же положительных свойств.
2) Не прошедшее проверку временем, где эта проверка сказалась на итоговом субъективным, но не объективным восприятии.
4. Это линия ➖ где я не испытываю эмпатию к произведению. То есть мне могло быть скучно, или мне было норм, но я забросил это и даже не пересматриваю или же ни рыба, ни мясо. То есть было нормально при просмотре, мог получать даже удовольствие, не скажу что не понравилось, но были вещи которые мне не нравились, поэтому в итоге я не выкупил тайтл. Ярким примером этого описания является Кагуя.
Второй тип тайтлов это слабые произведения которые повторяют суть последних критериев в пятом поле.
И третий тип тайтлов это возможно хорошие тайтлы, причём Объективно, но к которым я поменял отношение с резко положительного на негативное, как например ванпанчмэн.
3. Всё то же самое как и в 4, но есть существенная разница. Если в четвёртом поле я выказывал нормальное отношение к тайтлу, то здесь он склоняется уже к минусу. То есть мне скорее не понравилось. Вполне вероятно что были и хорошие моменты с моменты, которые мне нравились, но по итогу мне всё равно аниме не понравилось. То ару сюда входит.
2. Недостаток очень существенен.
1. Это аниме повредило мне как зрителю. Проще говоря тут даже не сколько всё так плохо. Здесь есть какая-то язва у этого аниме которая превратила его в сущий кошмар. Которая заставило разрушиться всё ожидания на крайне резкое отторжение. Или же спс по себе какой-то сверх убогий тайтл, который по каким-то причинам я почему-то досмотрел.