Сюжет
6
Нормально
Персонажи
7
Хорошо
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
9
Великолепно
Итоговая оценка
7
Хорошо
Сдаёшься после одного дня? Нельзя так.
Продать гитару всегда успеешь,
но если продолжишь на ней играть,
рано или поздно станешь её достойна.
Продать гитару всегда успеешь,
но если продолжишь на ней играть,
рано или поздно станешь её достойна.
Предисловие
такое аниме как Bocchi the Rock!Одинокий рокер!. Здесь мы вместе пройдемся будто по струнам гитары вдоль главных аспектов материала. Окунёмся в жизнь обычных девочек подростков, познаем какими элементами рисовки или анимации можно удивить, рассмешить и попытаемся познать настоящий рокерский дух страны восходящего солнца.
Приятного чтения!
Но перед тем как рассказать о основных аспектах структуры аниме, я всё таки хочу у вас спросить пару вопросов. Любите ли музыку? Хотелось бы вам иногда взять в руки какую-нибудь бас гитару и сыграть любимую песню? Или же говорят вам о чём то такие названия как Babymetal, X-Japan, Versailles? Если да, то поздравляю, вы знакомы с японским роком. Японский рок для российского слушателя довольно экзотичен и порой странен, однако о нём стоит узнать, и его стоит послушать. Японская тяжёлая музыка полна сюрпризов. Жанровые границы стёрты, необычное сочетание различных элементов удивляет и поражает. Японцы соединяют дэт-метал и симфоническую музыку, народные инструменты с электрогитарами. В итоге мы слышим весьма экзотические треки, забыть о которых точно нельзя. И если же вы не хотите читать книжки или статьи про это, то бегом как раз к просмотру данного аниме. Через призму персонажей, музыкальной составляющей мы узнаем подробности об этой музыкальной культуре настолько, насколько позволяет хронометраж в 12 серий. Японский рок в нашем случае так же является основополагающим фактором, вокруг которого и вертятся все сегменты аниме. Вкратце познакомившись с данным понятием, теперь можно приступить непосредственно к главной части сегодняшнего обзора.
Персонажи
Главный упор у авторов здесь идёт на персонажей и показе их совместной деятельности. Если в плане общего сюжета может быть здесь не густо, то сюжетные арки персонажей спасают данную ситуацию. Аниме благодаря героям посвящает зрителя проблемам коммуникации с окружающими людьми и поиску самого себя. Именно персонажи являются инструментами для выражения этих тем.
- Hitori GotouХитори Гото, интроверт, которая поставила себе мечту на первый взгляд неравная ей. Через призму её действий мы узнаём как побороть страхи, о важности живого общения и каково быть духовным лидером в группе. Даже если ты со стороны можешь выглядеть жалко, то тебя и твоя мечта разделяет всего лишь то один шажок из зоны комфорта.
- Ryou YamadaРё Ямада, одинокая волчица со своим мирком, которая в отличии от Гото, кайфует от отсутствия людей вокруг неё. Персонаж, который рассказывает что такое быть индивидуальной личностью и чем надо пожертвовать ради достижения огромной популярности. Вы можете идти на поводу у толпы и стать популярным, но тогда потеряете свою частичку души в плане музыки. Если же вы захотите быть верным себе и делать то, к чему лежит сердце, готовьтесь больше прикладывать сил и быть готовыми ловить взгляды призрения на себя по началу. Рано или поздно ты встретишь ту самую группу ценителей, которая уж точно никогда тебя не оставит одного. Результат оправдывает средства.
- Nijika IjichiНидзика Идзити, очень амбициозная девушка с высокими целями, любящая всех вокруг. В особенности Нидзика очень любит свою сестру, Seika IjichiСэйка Идзити, и готова ради неё вроде бы пойти на невозможное, стать одной из самых популярных рок групп по стране и таким образом прославить музыкальный клуб сестры. Именно она является краеугольным камнем как в создании группы, так и для развития персонажей. Не начни она эту авантюру, то никто бы просто друг с другом не познакомился и остался б жить со своими душевными ранами.
- Ikuyo KitaИкуё Кита, экстраверт, которого знают все в школе. Умница, красавица и просто чудо, излучающее свет вокруг себя. Но скрывает ли она что-то? Если на публике она всегда жизнерадостная и улыбчивая, то, найдя себе настоящих друзей, начинает раскрываться уже с другой стороны. Терзания о несамостоятельности и о низкой силе духа двигают её к обучению игре на гитаре с нуля ради достижения цели становления чем-то большим для группы.
С ней и Гото выстраивается интересная ситуация. Интроверт, который очень способный в изучении новых вещей, укрепления коллектива и ищущий радость в абсолютной популярности, сталкивается собственно с экстравертом, который видит ситуацию по другому и хочет стать полезным для окружающих. Они помогают лучше понять друг друга, чем скрепляются и становятся хорошими товарищами. - Kikuri HiroiКикури Хирои, уже более второстепенный персонаж, который однако всё же помогает героям в преодолении трудностей. Именно она помогает Гото впервые найти себе поклонниц и учит хитростям преодолении страха на сцене. В случае Хирои она использует дешевый алкоголь. Но чтобы не быть уж настолько радикальным, то всегда можно найти что-то другое для придачи себе уверенности( для Гото к примеру это стали товарищи). Она является для нас и для героев в равной степени проводников и наставником в мир поджанров инди-рок групп.
Сюжет
Повседневность и музыка. В данных жанрах за год выходит огромное количество аниме и в среднем только 20% из них могут чем-то удивить и чем-то завлечь в плане повествования. Сегодняшнее произведение, хоть звёзд с неба не хватает, но в какой-то степени входит в эти 20%, избавляясь в жанре музыки от классических песен, пропитывая его своим рокерским духом и увлекая зрителя при помощи интересных сюжетных арок персонажей. Приведу пример одной из таких сюжетных арок поподробнее.
Hitori GotouХитори Гото, обычная девушка, которая поставила себе необычную цель, стать рок звездой мирового уровня. Именно в этом и заключается основная завязка сюжета. Друзей ей заменяют иконки пользователей в интернете, а величает она себя там guitar hero. И вроде бы всё хорошо, не так ли? Она популярна в этих рамках. Но нашей главной героине почему-то всё равно тяжко на душе... В минуты грусти она нам показывает свое детство. Что только музыка смогла занять место в её сердце. Сможет ли что-то пошатнуть такую ситуацию?
В сюжете можно выделить 4 основных фрагмента, когда Гото растёт как личность и как член сформировавшийся группы. Во-первых, это непосредственно встреча и пробное выступление с остальными главными героинями, которые так или иначе кладут кирпичик за кирпичиком в повышении самооценки Хитори. Во-вторых, это момент, когда Гото впервые встречает своих поклонниц. Она понимает, что не одинока и нашла тех самых зрителей, но теперь и в реальной жизни. В-третьих, настоящее выступление главных героинь, здесь Гото становится тем самым винтиком команды, из-за которого всё начинает в ней двигаться. И в-четвертых, фестивальный день в школе и музыкальный номер на нём. Именно в кульминационном моменте аниме Гото делает уже полноценный первый шаг к своей мечте. Она распускается как цветок, что аж все одноклассники, которые раньше даже не замечали её, впервые оценивают её по достоинству. Одиночка, которая смогла преодолеть все невзгоды.
Что же по темпу повествования? В данном аниме на каждую серию отведено одно какое-то событие, которое уже в следующей плавно переливается в другое. Это не позволяет заскучать на одном месте. Аниме старается не концентрироваться только на одном герое, показывая всегда в кадре всю группу. Группу здесь можно назвать отдельным персонажем, который параллельно действует и развивается вместе с её членами. Часто в аниме, где есть больше 2 героев, зритель просто не может проникнуться к кому-то определенному, прыгая от одного к другому. Авторы не понимают как именно распределить хронометраж по всем героям, чтобы задеть каждую арку. В особенности этим как раз страдают 12-ти серийные аниме. К счастью, сегодняшний тайтл избежал данного недуга. Сюжет прокатывает нас будто аттракцион по всем 4 сюжетным аркам героев, каждый раз заставляя задуматься над появляющимися вопросами. Какова цена популярности? Что стоит за преодолением своих страхов?
Автор не отвечает сразу как именно герои достигнут своих целей. И смогут ли вообще? Что предстоит преодолеть нашему квартету и хватит ли им силы духа для этого?
Рисовка
В наше время очень тяжело удивить какой-то графикой. За эти годы вышло множество тайтлов, которые старались удивлять своими необычными решениями. И вряд ли аниме в жанре музыка/повседневность способно добавить свою лепту в этот список. Или же способно? Авторами аниме является студия CloverWorks, основанная 1 апреля 2018 года на базе студии A-1 Pictures, которая прославилась такими тайтлами к примеру как Sono Bisque Doll wa Koi wo SuruЭта фарфоровая кукла влюбилась, HorimiyaХоримия, Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo MinaiЭтот глупый свин не понимает мечту девочки-зайки. Студия всегда умела работать с хайповыми аниме и в этот случай не стал исключением. На моей памяти приёмы, которые используют здесь, очень редко можно найти в других произведениях. Что же такого авторы намудрили?
- Во-первых, здесь используются 3D элементы. Но в других же аниме тоже часто такое делают. В чём отличие? Здесь они сделаны на отличном уровне и появляются в тех моментах, в которых они нужны. Если другие студии не могут совладать с этим и они будто экономят на 2D рисовке, вставляя его куда не надо, портя своё произведение и будто всем своим видом говоря "Нам лучше оставаться в тематике 2D рисовки", то здесь авторы смогли правильно исполнить интегрировать это. Я имею ввиду грамотную стилизацию элементов, не выбивающиеся из общей 2D-стилистики. Герои выглядят естественно и не выделяются из общего фона, из-за чего остаётся только наслаждаться прекрасной музыкой. Так же стоит отметить непосредственно анимации игры на гитаре во время выступлений группы. Данный элемент является основной проблемой во многих аниме музыкального жанра, но здесь всё выглядит на отменном уровне.
- Во-вторых, в показе эмоциональных состояний главных героев авторы идут во все тяжки и выпрыгивают из штанов лишь бы удивить. Каждому герою и его характеру отведена отдельная рисовка и стиль. В особенности своего пика эта идея достигается при показе главной героиней,Hitori GotouХитори Гото. С ней авторы наигрались на славу, вечно меняя ей то рисовку, то дизайн. Авторы не чураются кажется делать отсылки к другим аниме и моментами будто проламывать 4 стену к зрителям, демонстрируя кадры из реальной жизни, снятые и склеенные с 2D рисовкой.
- В-третьих, так как аниме у нас музыкальное, то и музыкальные аспекты здесь нарисованы на достойном уровне. Гитары, усилители звука и прочие инструменты выглядят очень сочно и детально.
Если говорить в общем о визуале, тот тут каждый сам решит с своими приоритетами в данном вопросе. В общих чертах аниме звёзд с неба не хватает и держится на уровне обычных средних рисовок аниме в жанре повседневность, к примеру Kaguya-sama wa Kokurasetai: Tensai-tachi no Renai ZunousenГоспожа Кагуя: в любви как на войне или же Kawaii dake ja Nai Shikimori-sanМоя девушка не только милая. Герои и локации выглядят сочно и ярко. В глаза не бросаются уж совсем халтурные моменты и всё смотрится органично.
Звуковой ряд
Музыкальное сопровождение полностью оправдывает дух рокерских инди-групп Японии. Музыка здесь идет рука об руку с каждым из персонажей. Саундтэки, которые есть в этом аниме, написаны непосредственно главными героями. Они вкладывают в них свои эмоции и переживания. Таким образом музыка здесь не просто способ подстроить визуал под ситуацию и время, она так же является отличным способом проникнуться переживаниями нашей группы и не только. Если вникнуть, то можно разобраться о чём текста их песен, они совмещают в себе грусть, одиночество, волю к некой самореализации и любви к индивидуальности. К примеру хочется привести музыкальный номер в исполнении Kikuri HiroiКикури Хирои, которая использует поджанр психологического рока, подходящий как нельзя кстати к летящему характеру этой героини. Данные песни в сумме с визуальным рядом создают уникальные эмоции.
Юмор
Помимо жанров повседневность/музыка аниме включает в себя юмористическую часть. Авторы делают на этом большой упор, вкладывая огромное количество сил , чтобы рассмешить и удивить зрителя. В чём могут вообще состоять способы создания юмора? Комичные ситуации во многом в различных произведения формируются засчёт создания визуальных и ситуативных моментов, словесных каламбуров, кривляний , рожиц. В этом моменте у аниме можно выделить как минус, так и плюс. Смешные рожицы являются в своём роде тяжёлым наследием манги и встречаются почти повсеместно. Авторы попросту не могут придумать по большей части как правильней всего интерпретировать юмор с бумаги в аудио или визуальный формат. Авторы данного аниме самую малость смогли в каком-то смысле обновить и модернизировать юмор, строившийся на рожицах, добавив им анимационных деталей в виде некоторых искажений и с заигрыванием изменений рисовки. Если в плане аудио юмора здесь всё относительно скудно, то не стоит забывать о визуальном юморе. Как раз засчёт усовершенствования кривляний и рожиц, показа комичных ситуаций различными визуальными приёмами, авторам удаётся создавать в каждой серии такой юмор, который может заставить смеяться рядового зрителя. Основным генератором шуток тут является Hitori GotouХитори Гото. Так как Гото у нас интроверт, то ей чужды простые вещи как поработать или же с кем то поболтать. От этого при совершении данных действий она начинает выдавать такие перфомансы, от которых моментами надрываешь живот.
Хочется привести пример такого перфоманса визуального юмора от Гото. Первое серьёзное выступление всей группы, все волнуются. И тут главная героиня говорит, что ей дурно. Как бы обычно авторы показали это? Показом смешных лиц или как-то кадрами показа собственно тошноты? В нашем случае авторы решили продемонстрировать данный процесс техническими неполадками и показом различных префектур Японии. Это смотрится органично с ситуацией и заставит смеяться даже самого угрюмого зрителя.
Не нравится юмор с интровертами? Аниме может вам предложить обширный список других тем. Любите ли юмор, построенный на стереотипах о экстравертах? Или же может вы любите шутки, связанные с темой алкоголя и его последствий? У аниме получается выдавать смешные моменты по всем направлениям, не просто рассказывая шутку, но ещё и создавая множество ситуаций при помощи интересных решений анимации.
Итоги
Первый сезон закладывает почву для развития персонажей и создаёт огромный интерес к будущим событиям. Конечно всегда можно прочитать мангу, но вы тогда лишитесь уникального визуального стиля музыки и юмора, который удалось создать авторам. Лучше дождаться второго сезона и ещё раз с головой окунуться в мир инди рок групп. Именно все эти аспекты смогли помочь аниме завоевать такую популярность и высокие оценки среди рядовых зрителей. Данный тайтл позволил людям вернуться в те славные времена, когда выходил K-On!Кэйон!. Ибо как и там, аниме заставляет зрителя забыть на хронометраж о реальности и побывать на умопомрачительных концертах музыки, так ещё в нашем случае пропитаться настоящим рокерским духом. Сегодняшним же обзором я попытался немного развеять мифы о аниме в жанре повседневность, даже среди них скрыто множество интересных деталей. Многие рядовые зрители часто, видя, что вышло новое аниме в данной категории, сразу ставят крест на нём. И правда, нередки случаи халтуры со стороны авторов в плане сюжета, персонажей, юмора или рисовки. То авторы переборщат с юмором, сделав его например слишком пошлым, то сэкономят на рисовке, отчего смотреть становится невозможно. В данном же случае авторы сделали где-то всё в меру, где-то так даже на хорошем уровне. Это является тем случаем, когда хайп всё таки оправдался.
@S John, тут я перегнул, но вряд ли суть меняется. А вообще согласен с тобой - банально, пускай пишут ерунду и апают тред рецензии на форуме. Лишать русскоязычную аниме-энциклопедию рейтинга критиков просто потому, что оценки иногда сложно ставить или они вызывают срачи, явно того не стоит.@Пазу,@S John@S John,@neyoki, ок, подумаем.@S John@neyoki,@neyokiЕсли говорить упрощённо, начиная с шестёрки мы имеем нормальное произведение, десятка - шедевр. Конечно, оценки в пределах этого интервала не могут являться абсолютно точными, но должны стремиться к тому. И у изучающего тайтл автора как раз есть возможность порассуждать над этим подробнее и сравнить разные произведения. Если люди оценивают как-то иначе, то делают это неправильно. Отсутствие низких оценок у большинства пользователей это нормально, и говорит лишь о том, что люди не склонны смотреть плохие тайтлы.
Этот испорченный телефон находится в голове у такого читателя, а не в рецензии, потому что при большой выборке "нормально = отлично" это просто нонсенс. Да, я знаю пользователей, которые оценивают сериалы только на десятки и единицы, либо каким-то ещё изощрённым способом. Например, используя шкалу от единицы до пятёрки для вполне обычных сериалов. В целом это неверно и в рамках сайта является лишь небольшой статистической погрешностью. Формулировать правила на основе исключений глупо.
Кароче говоря, вы видите проблему в потерях точности и "сломанном телефоне". А теперь представьте, что мы убираем унифицированную шкалу оценок и предоставляем пользователям возможность ставить свои "шикарно" в конце рецензии. То есть мне каждый раз нужно будет отмотать вниз, параллельно зайти в профиль условного Пазу (не в обиду его замечательным трудам) или любого другого пользователя, ознакомиться с очередной хитровыверенной А-B-C системой оценивания и попытаться спроецировать её на собственную. Серьёзное противоречие и слишком большой объём ненужной работы. При том что можно воспользоваться единым рейтингом, а в случае, если возникают вопросы почему сняли то или иное количество баллов, обратиться к соответствующему пункту самого текста рецензии. Сравнение - один из основных инструментов анализа, а оценки - сравнения.
@Gyroscope19@neyoki,@Пазу, я позволю себе обрисовать возможные изменения в системе оценок рецензий.1. Агрегированная оценка должна быть обязательной и первой строкой рецензии.
Я бы воспользовался случаем и наконец-то ввел полу-балльную градацию оценок. Она не только назрела, но даже перезрела. Я бы не стал вводить произвольную дробную часть, поскольку она не будет хорошо идентифицироваться читателем.
Я бы также ограничил нижнюю оценку 4-мя баллами. Обоснование здесь: sjohnru.wordpress.com. Я бы даже ввел ограничение, что пользователи с менее 1000 комплитов не будут иметь возможности ставить оценки ниже 5-ки.
2. Качественные параметры.
Многолетнее изучение рецензий Шики привело меня к заключению, что авторы не способны адекватно оценивать индивидуальные качественные параметры по шкале 1-10. Что, в частности, приводит к комментариям пользователей, которые приводил Пазу.
Я бы вместо этого ввел оценки качественных параметров по шкале
Что касается расширенного набора качественных параметров, то вы можете взять за основу мою статью: sjohnru.wordpress.com/recommend/evaluation-criteria/. Я даю право администрации Шики использовать ее материал по своему усмотрению.
@erogamer24,@S John,@S John@S John,Вот это уже бред лютый. С какой стати те кто меньше тыщи посмотрели не могут адекватно оценить то что считают днищем? Ладно, окей есть люди которые дропают ужасные аниме-сериалы и не оценивают, но с ужасными фильмами-то как быть? Их-то дропать смысла особого нет, особенно смешно если концовка обесценивает весь фильм превращая его в то, что точно ниже 5.
@S John@erogamer24,@erogamer24@S John, А вы считаете что большая часть пользователей на сайте малолетние дебилы?@S John,@Иманити@erogamer24@erogamer24@Иманити, даже те кто ни одного комментария не написали, а просто ведут список со своими оценками никого не трогая?@S John,естественно нормально, потому что унижаться любой адекватный человек не будет. В этом суть хорошей самооценки.
@S John, в общем прочитал статью, и так нормального обоснования и не нашёл.Твои рассуждения насчёт верхушки и низа оценок тайтлов неверно из-за личного мнения субъекта к тайтлу, ему может как и понравится что-то с оценкой 5, так и не понравится что-то с оценкой 8, это абсолютно нормально и нет смысла как-то ограничивать систему, человек же может адекватно мыслить и обосновать почему он считает то, что всем так нравиться на 3-4 или даже меньше. Ты же сам пишешь в статье
и смысла запрещать тоже нет.
Я может и соглашусь что есть тролляки и совсем уж дети что могут однёрками раскидываться и оскорблять людей за иное мнение (кхм, Чупакабра), но не всем же портить жизнь из-за таких вот индивидов. Я ничего тут не увидел, кроме навязывания своего субъектиного видения.
@Иманити,@S John@erogamer24, даsjohnru.wordpress.com
@unidentified account@neyoki,Во-вторых, общепринятые числовые оценки нуждаются в знании системы оценивания автора рецензии также как и авторские шкалы оценки. Вы должны знать, какие средние оценки ставит автор, какие критерии повышения, уменьшения балла, несколько сериалов, которым автор выставил те или иные оценки. Это всё также "большой объём ненужной работы".
В-третьих, оценка из нескольких слов(например "шикарно") нуждается в знании системы оценивания автора намного меньше чем числа, потому что выражена общим языком, обладает большей точностью и гибкостью.
@S John, мне вот стало интересно: а что вы подразумеваете под объективной оценкой? конечно же в контексте написания рецензии, а не простого списка пользователя. возможно это моя придирка к слову объективно, но как вообще оценить творчество в этом смысле? волей-неволей мы будем устанавливать рамки про хорошо и плохо. так что я не совсем понимаю этот момент. конечно, нам ничего не мешает назвать качества субъекта, а-ля фпс, тон голосов сэйю, количество использованных цветов и т.д. но тут тогда другой вопрос: зачем это знать обычному обывателю, если он может просто посмотреть аниме, от сухой статистики ему ни горячо, ни холодно. хоть я только недавно начал писать отзывы, но я больше пытаюсь раскрыть произведение через свою призму и логику, иногда стараюсь абстрагироваться, пока что слабо получается. по сути я пытаюсь донести читателю информацию, основываясь на свой вкус, опыт, эмоции от аниме и т.д.. офк, я не хочу сводить все к эмоциональным всплескам, все-таки нужно стараться обосновать свое мнение, но оно не может быть объективным. можно было бы обращаться к мнению критиков (экспертов) в этой области, но, бывает такое, что их мнение расходиться (если говорить в общем, конечно никто не будет гнать на хорошую анимацию или что-то в этом роде). так что интересно узнать ваше мнение по поводу выставления оценок (в рецензиях), как и их объективности п.с. прочитал вашу статью про критерии оценки. может ваше мнение изменилось/укрепилось?@S JohnВ первой версии предполагался 1-10 диапазон оценок и я даже пытался предложить хитрую математическую формулу (была в одной из промежуточной версий, потом я ее удалил). Сейчас я предлагаю
Неудовлетворительно
Ниже среднего
Среднее
Выше среднего
Выдающееся.
@unidentified account@S John,@S JohnВообще по моей задумке "Неудовлетворительно" и "Выдающееся" должны быть предельно редки. Может быть один из них встретится один раз на несколько десятков рецензий. А случай, когда они присутствуют оба, - практически невозможный. Один из таких - Грехи Кассяна. С одной стороны у него выдающаяся графика, с другой он зубодробительно скучен. Для таких у меня лично припасена специальная оценка 7.5 = (5+10)/2. ))
@unidentified account@S John, в целом я понял вашу логику и систему оценок. спасибо за пояснения. хотя для меня как-то чуждо понятие "объективно" в оценивании творчества, но слово удобное. учитывая, какую вы предлагаете систему и что рецензент должен иметь огромное кол-во комплитов + хорошо разбираться в ремесле - у меня все легче укладывается в голове