Сюжет
3
Очень плохо
Персонажи
3
Очень плохо
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
6
Нормально
Итоговая оценка
4
Плохо
Великий Человек
Данная рецензия не предназначена к прочтению лицам младше 57 лет по Меркурианскому летоисчислению, а также людям не способным воспринимать сарказм, негативную критику и мнение, различное от их собственного. Автор обзора не ставила своей целью оскорбить чьи либо фанатские чувства к данному аниме. В рецензии присутствуют спойлеры. Приятного прочтения!
Место в топах лучших тайтлов на разных аниме ресурсах, заоблачные оценки зрителей и огромная фанбаза, тонны мерчендайза и повсеместные рекомендации к просмотру. Что же это? Неужели наши экраны посетил невероятный шедевр? Или же обычная серая посредственность, пытающаяся выехать на непрописанных героях, закинутых в такой же криво прописанный сюжет? Давайте разбираться.
Сегодня мы имеем дело с продуктом аниме студии A-1 Pictures Inc. Режиссером сериала выступил небезызвестный Томохико Ито, прежде принимавший участие в создании таких известных произведений как «Тетрадь смерти», «Девочка, покорившая время» и «Синий экзорцист». Первоисточником сериала послужила одноименная ранобэ за авторством Рэки Кавахара, вышедшая несколькими годами ранее.
Из написанного выше, можно заметить, что вроде бы образовалась благодатная почва для создания добротного аниме: тут тебе и талантливый режиссер, и набравший популярность первоисточник, и армия умелых аниматоров из A-1 Pictures, готовых реализовать самую смелую твою фантазию, но видимо что-то пошло не так.
Начну по старинке с главной составляющей каждого произведения – сюжета. Аниме начинается с громких слов о том, что в недалеком будущем была создана первая многопользовательская игра с полным погружением, известная под названием «Мастера меча онлайн» (в оригинале «Sword Art Online»). В первый же день на сервер игры навалилось 10 тыс. человек, жаждущих поскорее очутится в столь долгожданном мире виртуальной реальности. Но тут происходит нечто странное – один за другим пользователи обнаруживают, что в меню отсутствует кнопка выхода из игры. Внезапно всех игроков переносят на главную площадь Стартового города, где аватар создателя игры разъясняет все основные принципы работы, созданного им виртуального мира. Во-первых, игроки не смогут покинуть «SAO», пока кто-то из них не победит финального босса. Во-вторых, смерть персонажа внутри игры будет означать и смерть настоящего человека в реальном мире. В-третьих, если ко-то посторонний попытается снять шлем виртуальной реальности с пользователя, этот пользователь все также умрет. Не плохая такая основа для нагнетания саспенса, не правда ли?
Изложенное мной выше, это краткое описание событий первой серии. Вот только действительно добротное начало сериала тонет под гнетом рваного повествования и неумелого раскрытия конфликтов в последующих эпизодах.
Вторая серия показывает события уже спустя несколько месяцев после начала игры. С помощью закадрового голоса главного героя нам объясняют, что за это время успело погибнуть несколько тысяч игроков. Грустно, н-наверное. Возможно, это событие было бы еще грустнее, если бы зритель сам мог его увидеть, а не узнать от голоса за кадром? А может быть аниме бережет хрупкое сердечко детишек, которые его смотрят, от показа таких жестоких сцен смерти? Или же сценаристу попросту лень прописать адекватный конфликт и создать атмосферу настоящего психологического триллера, поместив героев в действительно сложную ситуацию? Скорее всего. Что есть в игре эти несколько сотен человек, что их нет, мне абсолютно все равно. Можете сколько угодно называть меня черствой и бездушной, но если я даже не знаю, что это были за персонажи, почему я должна им сопереживать? Вы можете возразить, мол, в той же серии говорится, что это были обычные нубы, которых бросили на произвол судьбы, поэтому тебе должно быть грустно за их смерть. Но, опять же, позже нам показывают Асуну, которая почему-то смогла взять себя в руки, каким-то волшебным образом умудрившись не умереть в первые недели игры, и впоследствии даже ставшей одной из самых сильных игроков «SAO». И в чем тогда разница? А разница лишь в том, что кого-то избрали для роли любовного интереса главного героя, а кого-то попросту убили за кадром для нагнетания псевдо драматизма.
Ладно, оставим в покое эту пресловутую вторую серию и поговорим об особенностях повествования аниме. Сам по себе сезон разбит на две крупные арки. Я даже не буду пытаться описать тот треш, что происходит в сериале после 14 серии, ведь это не подается никакому адекватному объяснению. Саму вторую арку я считаю неуместной и бредовой. Ее физически тяжело смотреть. А причина тому абсолютно «гениальная» идея победы над финальным боссом в середине сезона.
Скажу пару слов о структуре сериала. Каждая серия первой половины сезона происходит спустя довольно продолжительное время, после окончания предыдущей. Именно такое феерически несбалансированное повествование и не дает как следует насладится особенностями мира виртуальной реальности и отследить эволюцию персонажей. Хотя о какой эволюции я здесь говорю? Каким главным герой был в начале аниме, таким и остался, с поправкой лишь на то, что он нашел свою любовь, вроде как обрел друзей и якобы научился ценить жизни окружающих. Из серии в серию мы наблюдаем за похождениями центрального персонажа, который с помощью своих недюжинных навыков в игре, становится одним из наиболее высокоуровневых игроков. Каждый новый эпизод можно видеть, как Кирито (именно так зовут аватар главного героя) либо помогает более слабым игрокам (например, Рико или Силике), либо сражается с очередным боссом, либо мирно проводит время в компании Асуны. Вот и все события первой половины сериала в одном предложении. Довольно уныло и скучно, не находите?
Подавляющая часть событий тайтла разворачивается внутри онлайн игры и если воспринимать эту игру
такой, какой ее задумали создатели аниме, то при просмотре начинают возникать некоторые претензии, касающиеся уровня продуманности данной вселенной.
В сериале нам четко представляют и Армию Освобождения, которая, по сути, является крупным объединением игроков, твердо намеренных пройти игру до конца и освободить всех заточенных в ней пользователей, и персонажа рыбака, который не особо стремился найти выход из ловушки, в которой оказался, а также игроков, промышляющих убийством других пользователей, с целью нежится на их луте и снаряжении.
Так почему же не развить все эти темы? Почему бы не показать и других персонажей, которые смирились с таким положением дел и не хотят возвращаться в реальный мир, ведь многие пользователи погружаются в виртуальную реальность, дабы убежать от реальных проблем? Подобные идеи могли бы существенно повлиять как на убеждения членов Армии Освобождения, так и на поведение главного героя и пошатнуть их веру в целесообразность возвращения в реальный мир. Ведь зачем жертвовать жизнями невинных людей в многочисленных сражениях с боссами на передовых уровнях, если можно просто смериться и наслаждаться жизнью в этом искусственном, но таком прекрасном мире?
Также возникает и другой вопрос: можно ли считать игроков-плеер-киллеров серийными убийцами? Они ведь точно знали, что смерть в игре равна смерти в настоящем мире. Или же вся вина лежит на создателе SAO, это ведь он поместил столько людей в такие сложные условия? Получается, он самый массовый серийный убийца в истории мира этого аниме?
Возникают и другие не состыковки, связанные уже с реальным миром, продемонстрированные в произведении. К примеру, как происходила адаптация игроков, которые смогли выбраться из виртуальной ловушки к реальному миру? Возможно, у них присутствовало что-то вроде поствоенного синдрома, ведь они воочию видели столько смертей? Или опять такая любопытная деталь останется за кадром? А, точно, мы же не логичное и последовательное аниме смотрим. Тогда другой вопрос: каким образом феномен «SAO» повлиял на игровую индустрию данного мира? Может, из-за этого происшествия резко упали продажи игр, в которых используют шлем виртуальной реальности, ведь люди могли начать опасаться за свою жизнь? Ну, хотя бы на этот вопрос аниме дает ответ – ничего не изменилось. Абсолютно. Конечно, в сериале ГОВОРЯТ, что новые модели подобных шлемов стали более безопасными, но опять же, это лишь слова.
Что же касается главного героя, то уже спустя несколько месяцев он вновь погружается в виртуальную реальность. Только теперь это не знакомый с первых серий мир «Мастеров», а новая популярная игра под названием «ALfheim Online», которую вкратце можно описать как приторный мир феечек. В этой ситуации, опять же, сказывается несбалансированный сюжет. В начале сериала на пафосно заявляют, что в мире «SAO» игроки не могут сражаться с помощью магии и что здесь в принципе нет никаких заклинай и тому подобного. И что же мы можем наблюдать спустя несколько серий? Во второй половине сезона персонажи уже спокойно кастуют фаерболы и используют свои магические фейские крылышки для полетов над живописными пейзажами мира «ALO». Поместить одних и тех же героев в разные игры с совершенно разными возможностями действия внутри самих игр? По-моему, это просто отличная идея.
Прописанные персонажи всегда являются ядром хорошей истории. Именно благодаря им мы можем погрузиться в новый, доселе неизвестный нам мир, именно им мы будем сопереживать на протяжении сюжета произведения. Так, каких персонажей нам предлагает «SAO»? Начну, пожалуй, с главных героев.
Кадзуто Киригая, он же Кирито, он же Чёрный Мечник, он же главный герой – ключевой персонаж, за действиями которого нам предстоит следить весь сезон. Он обычный японский школьник, о характере которого можно сказать исключительно позитивное: он добрый, самоотверженный, заботливый, храбрый и решительный. Мало того, он еще и довольно привлекательный, о чем красноречиво говорит наличие нескольких влюбленные в него тян (взять тех же Сугуху или Рику как пример). Из-за этого начиная, приблизительно, с трети сериала, он становится похожим на главного героя какого-то гаремника. Но самое раздражающие в этом персонаже то, что все зрители с самого начала знают, кому из игроков суждено стать «самым сильным» и, в конце концов, победив главного босса, пройти игру до конца. За таким персонажем попросту не интересно следить. Вы, возможно, возразите, заметив, что кому, как не главному герою истории побеждать главного гада? И я могла бы согласиться с Вашим, вполне естественным замечанием, находись мы в цельной истории, то бишь такой, где персонажи меняться на протяжении сюжета, улучшают свои навыки, дабы одержать победу над злом, а не уныло шататься по виртуальному миру на протяжении всей игры. А, ну и конечно весь путь прокачки Кирито из серии в серию вкладывается в несколько слов о том, как он повысил свой уровень. Все самое интересное, а именно само развитие персонажа, как в плане навыков, так в плане характера, либо оставили за кадром, либо попросту забили на это дело.
Приблизительно такую же характеристику можно присвоить и Асуне, с поправкой лишь на то, что она дочь президента крупной японской корпорации. Все та же привлекательная внешность, тот же идеальный характер и, кроме того, она еще и вкусно готовить умеет. Дайте две, пожалуйста.
Второстепенных персонажей постигла более страшная судьба – их представили абсолютно безликими. Нет, не безликими в прямом смысле слова, ведь в плане привлекательного дизайна здесь все отлично. Просто милые мордашки им сделать потрудились, а наполнить эти красивые обертки внятным характером, видимо, забыли. К примеру, здесь буквально присутствует персонаж девушки з драконом, которая в сюжете появляется на полторы серии, но уже пафосно красуется на постере наряду с главными героями. Кто она, какая ее роль в сюжете, зачем было ее вводить в повествование (если не учитывать растягивание хронометража, конечно же) – разбирайтесь с этим сами. А, точно, тут в продажу поступила новая партия фигурок и подушечек с миловидным личиком героини, так что всех все устраивает. И таковы все второстепенные персонажи – они попросту бесхарактерная мебель.
Отдельного внимания заслуживает злодейский злодей, великий манипулятор и изобретатель, который и является создателем «SAO», и имя ему Акихико Каяба. Зачем же он создал такой огромный виртуальный мир? Да просто потому что ему так захотелось. В своем последнем монологе он прямым текстом говорит, что и сам уже забыл, зачем ему все это надо. Он просто хотел построит исполинскую крепость в небе. Наверное, это очередная гениальная метафора, которую поймут только избранные фанаты. Ну, построил бы он свой летающий замок, вот только зачем тогда становиться убийцей? Вопрос остался без ответа. Хотите знать больше – читайте книжки, короче.
Многие нахваливают данный тайтл за хорошую романтическую линию, называя пару Кирито/Асуна одной из лучших канонических пар в аниме. Почему-то. Видимо многие считают, что они неплохо смотрятся вместе. Что-ж, это уже чистой воды субъективизм. В этом же пункте я хочу остановится на развитии отношений между героями, а не на их привлекательных мордашках.
Первое, на что хочется обратить внимание это внезапно вспыхнувшая любовь между главными героями. Асуна появляется в сюжете во втором эпизоде, представая перед зрителем совершенно не смыслящей в игре, но талантливой персоной. Затем она пропадает на несколько серий, что бы потом явится перед Кирито уже прокаченной тян, да и к тому же членом сильнейшей гильдии «SAO». Несколько совместных сцен, неловкие пикантные моменты, без которых видимо никак нельзя обойтись и вуаля – герои уже по уши влюблены друг в друга. Сумбурно, одним словом.
Вторая значимая деталь, это запретная любовь Сугухи к своему старшему брату. Действительно, почему бы и нет. Уверена, эта подробность мира аниме была безумно необходима повествованию, ведь создавать драму из воздуха это любимое занятие сценаристов данного тайтла.
Примечание: если подобный треш присудствует и в первоисточнике, а скорее всего так и есть, то это просто занавес. И действительно, куда же в современном популярном тайтле без инцеста? Чему я собственно удивляюсь?
С чем-чем, а с этим пунктом у «Мастеров» все просто отлично. Прорисованные задники, иллюстрирующие невероятно красивые пейзажи, хорошо проработанные города с детализированной псевдо средневековой архитектурой и уютные маленькие деревеньки, которые радуют глаз. Не подвела и анимация, в особенности во время динамических сцен сражения. Единственное, к чему здесь можно придраться, так это 3d боссы, с которыми сражаются герои – они немного выбиваться из общей стилистики. Причина использование 3d технологии предельно проста – банальное упрощение роботы с такими крупными объектами как огромные монстры, поэтому я не буду углубляется в эту тему, ведь, опять же повторюсь, графическая составляющая в целом на высоте.
По поводу музыкального сопровождения сказать особо нечего. Опенинги и эндинги ничем примечательным не выделяются, их не хочется пересушивать отдельно от сериала. Скорее всего, это уже мое субъективное мнение, ведь, судя по всему многих такой тривиальный подход к интро совершенно устраивает. Музыкальные темы, которые сопровождают действие в самом сериале, не плохи, однако в них все так же нет ничего выдающегося.
Почему? Почему мы в итоге получили такое посредственное аниме? Этот вопрос не давал мне покоя. Возможно, все дело в первоисточнике и все вышеизложенные огрехи тайтла связаны именно с этим? С этими мыслями я решила ознакомиться с первоисточником. И, на мое большое удивление, он оказался не плох. Действительно не плох. Я, конечно, не успела ознакомиться с данным произведением полностью, но те несколько глав, что мне удалось прочитать, написаны весьма толково. Их нельзя назвать идеальными, но, бесспорно, в них присутствует много положительных моментов, которые особо ярко проявляются на контрасте со слабой адаптацией.
Здесь, думаю, стоит упомянуть о различиях между первоисточником и исходником, которые неприкрыто бросаются в глаза. Расписывать эти различия я буду на примере все той же многострадальной второй серии и, соответственно, тех нескольких глав ранобэ, которые описывают те же события.
Первым, что бросается в глаза, является отсутствие в аниме такого любопытного персонажа как Арго. Да, она появляется в эпизоде про поиски Святого Николая, но ее роль в сюжете ограничивается одной единственной фразой. Уверена, большинство из смотревших аниме даже не вспомнят о ее существовании, хотя именно она отыграла одну из ключевых ролей в подготовке рейда на босса первого уровня.
Другое крупное замечание, это информация о том, что среди сотен погибших в первые недели игроков были и бета-тестеры. Причем процент смертности сред бета-тестеров был значительно више, чем у новичков. За вышеуказанный срок погибло около 18% новичков против 40% среди тестеров. Весьма интересная деталь повествования, которая легко могла бы добавить напряжения в сюжет, перекочуй она в аниме, но ее почему-то проигнорировали.
Третьим пунктом хочу отметить смерть Диабэля, а именно ее тупость в аниме. В ранобэ у Кирито в руках небыло никакого лечебного зелья, мало того, Диабэль даже свою предсмертную фразу договорить не успел. В первоисточнике он показан человеком, готовым пожертвовать собой ради блага других, тогда как в исходнике он выглядит недалеким, так как вместо того, что б принять лечебное зелье от главного героя, он предпочитает умереть, напоследок толкнув пафосную речь.
В итоге, мы имеем довольно посредственное аниме, которое не удосужилось полностью раскрыть те теми, которые само и затрагивает. Заурядную пустышку, наполненную такими же пустыми персонажами в любопытном, но не проработанном сеттинге. Второсортный сериал, который не может похвастаться ничем кроме хорошей визуальной составляющей и неплохой музыки.
Мне трудно рекомендовать сие произведение к просмотру после всех вышенаписанных слов. Хотя, как показывает практика, массовому зрителю легко угодить, о чем красноречиво говорит высокий рейтинг данного
тайтла.
На этом мои разглагольствования заканчиваться.
Спасибо за внимание!
З.Ы. Если Вы не согласны с моим мнением, я с радостью подискутирую с Вами в комментариях, ведь диалог с адекватным человеком это всегда приятно. И пожалуйста, не пишите мне, что я просто тупой хейтер, который не понял истинного скрытого смысла «Мастеров меча онлайн», не нужно скатываться к примитивным оскорблениям.
@Telos_Orpheus,Что за ахинею я только что прочитал?
А ты когда то писал предметно и конструктивно?
@Telos_Orpheus849x1200
Anything else?)
@gvammer@Telos_Orpheus, вот ты и не видешь дорогу из-за своего бревна в глазу. Я не виноват что ты слепой.@Telos_OrpheusДобрейшего дня и скорейшего приобретения навыков чтения не только из дебрей собственного сознания, уважаемый))
@gvammer@Telos_Orpheus,Ты для начала сам следуй своему совету.
А об этом тайтле можно наверно рассуждать вечно, но суть одна, аниме было сильно переоценено в начале (сам не без греха, в онгоинге же смотрел и помню как сообщество бурно обсуждало первый эпизод), поэтому теперь столько споров ЗА и ПРОТИВ. Но Вы в целом описали всё отлично, спасибо.
"Мне нинраица этти, нелепые сцены с Асуной. Мне нинраица инцест, тупые сцены с сестрой." В общем автор перечислил свои личные неприязни и отношения к ним. И сейчас бы иметь что-то против инцеста в 2018, я в шоке, куда родители глядят?
@UmiS@LoliJuice,Да с инцестом как то было не в тему в данном тайтле, хочешь посмотреть экшена и приключений, а тут на тебе - романтика...Да и с Юи (ссылку не могу вставить, ибо там таких много) было как то все запущено, бред какой то, ага. Я просто не вижу логики создания этого персонажа, но детям то зайдет, это главное.
Слишком много вкусовщины и надуманности. А почему персонаж не зделал то? А почему аниме не пошло по этому пути? Такие вопросы не должны быть в рецензии, обозревать нужно то, что есть, а не то, что хочешь видеть. Вот и получается куча ненужного текста, который только для срачей и годится, нужные темы не затронуты, режиссерская и сценарная работа тоже. Некоторые комменты интересней рецензии.
Но за пункт отличий от первоисточника, таки выклянчила у меня лайк.
Ухх.. ДЕФФКА .
Свёрстано тоже нормально, есть разделения на разделы, пробелы между абзацами и т.д.
Много опечаток, больше чем должно быть, Некоторые слова, на мой взгляд, выбиваются из стилистики (доселе и т. п.). В общем, "язык" неплох.
Мало сказано о технической стороне (вдруг кому-то это интересно?)
@Lexiya,Выделиться? Вы серьёзно? Автор бы выделился, если бы написал положительный отзыв. Рассматривать сие творение как за "превосходнейший тайтл" первый признак атрофии мозга
P.S - есть ооооочень много популярных тайтлов, которые не заслуживают своей оценки, всё потому-что они предназначены для ознакомления с полноценными аниме тайтлами.
Или же сценаристу вообще никаким боком не нужно было прописывать развитие жанра триллера, потому что жанры тайтла: романтика, игры, приключения, фентези, экшен?
"Так почему же не развить все эти темы?Почему бы не показать и других персонажей, которые смирились с таким положением дел и не хотят возвращаться в реальный мир, ведь многие пользователи погружаются в виртуальную реальность, дабы убежать от реальных проблем?"
Потому что это будет интересно только требовательным критикам, которым и так не угодишь, и сильно повлияют на хронометраж?
В общем очередная "так называемая рецензия" в которой критика идет ради критики из разряда "на уровнях были столбы, почему бы не рассказать историю этих столбов, почему их 5 и они образуют симметричную фигуру? каков принцип телепорта? каким образом работают массовые телепорты? какая инфляция валюты в этой ММОРПГ? почему не рассказано какой лут продают НПЦ?".
П.С. Собственно после этого "Я даже не буду пытаться описать тот треш, что происходит в сериале после 14 серии" это уже можно считать не за рецензию, а за расширенный отзыв.
@Derflinger[comment=5377235], бывает не субъективная резензия?Объективная это взять мнение большинства и выдать за своё?))