В основе фильма довольно простая тема мужества, идеально вписанная в композиционную раму:
- Завязка. Глава организации охотников на демонов Kagaya UbuyashikiКагая Убуясики, разглядывая надгробия своих подчинённых на кладбище, говорит о том, что люди гибнут, но сколько бы демоны ни убивали, человеческая воля непоколебима.
- Развитие действия. Тандзиро и особенно Рэнгоку реализуют эту идею в действии.
- Развязка. Действие возвращается на кладбище, где Kagaya UbuyashikiКагая Убуясики, узнав о героической смерти Рэнгоку, говорит о том, что люди слабы, но пока они не сдаются, их так просто не одолеть.
В сериале Тандзиро толком не рефлексировал о смерти своей семьи, что странно для мальчонки. В этом же фильме он преодолевает своё чувство вины по поводу произошедшего и не без сожаления принимает прошлое таким, какое оно есть. Хотя логичнее было сделать это намного раньше. Чем-то напоминает ситуацию с Субару в ReZero, когда о подобной же проблеме вспомнили во втором сезоне. Смирение Тандзиро параллелится и смирением мальчика, болеющего туберкулезом, который впечатляется мужеством главгероя.
Однако главной изюминкой фильма является Кёдзюро Рэнгоку.
Многим зрителям будет нелегко установить эмоциональную связь с ним, потому что изначально об огненном столпе мало что известно. Более того, никто из наших героев его тоже не знает. Хотя он и появлялся ненадолго в самом сериале, он был в равной степени антагонистом и комическим помощником во время суда над Нэдзуко. До событий фильма Ренгоку и Тандзиро никогда даже не разговаривали. В этом фильме, помимо разговоров в бою, у них есть только две коротких беседы: одна в начале фильма и одна в конце, — и ни одна из них не является особенно содержательной. В силу всего этого финальный аккорд фильма бьёт не так сильно, как мог бы.
Тем не менее, образ Рэнгоку отлично отыгрывает свою роль в рамках фильма. В его предыстории показаны ключевые детали, объясняющие его характер и определяющие выбор в финале (отказ от искушения силой и долг служения слабым). Рэнгоку не получил желанных признания и уверенности в своём выборе в прошлом, но к концу фильма он осознаёт, что его путь всегда был правильным. Тем более, воспоминания Рэнгоку сосредоточены на его отношениях с отдельными людьми: отцом, братом и матерью. С этой краткой экспозицией и героическим пафосом образа Рэнгоку эмоционально напряжённая кульминационная битва приносит ощутимую отдачу. Хотя и не такую впечатляющую, какой она могла быть, установи Рэнгоку с главной троицей или хотя бы Тандзиро более тесные отношения ещё в сериале.
Напарники Тандзиро выступают в роли чрезмерно карикатурного комического облегчения, и только, что однозначно плохо. Почему?
- Эмму погружает всех охотников в сон, делая их очень уязвимыми. И уничтожить демон хочет своих неприятелей ментально, а не физически. И только благодаря подсознанию Тандзиро и отчасти Рэнгоку зритель чувствует опасность, грозящую героям. И мне кажется, такая ситуация — не самый лучший момент для карикатурных скетчей.
- Испытание сладким сном — отличная возможность для дополнительной характеристики и развития персонажей. Возможность получше раскрыть образы второстепенных персонажей куда более перспективная, чем в арке паучьей семейки из сериала. Представьте себе, как бы Дзеницу пришлось найти в себе силы и мужество отказаться от идиллии с Нэдзуко, чтобы поспешить на помощь друзьям. Но «Поезд "Бесконечный"» игнорирует эту замечательную возможность.
С Акадзой всё понятно. Он тёмная лошадка, и со своей задачей машины смерти справляется. Однако его подводят диалоги. Шарманку заело.
До событий фильма у многих сильных демонов каждой арки, с которыми сталкивалась троица истребителей, была грустная предыстория, и зритель вместе с Тандзиро мог сопереживать, даже когда главгерой их уничтожает. Например, для Кёгая, его демоническая игра в барабаны была потребностью быть признанным. Или вот RuiРуй пытался восполнить свои семейные узы, которые он сам когда-то и разрушил, игрой в семью демонов. И на этом было выстроено противопоставление с семейными узами Тандзиро и Нэдзуко. У Эмму же нет ничего подобного. Это просто безумный садист, позволяющий своим жертвам испытать их величайшие мечты во сне лишь для того, чтобы превратить их блаженство в кошмар и разрушить их разум. Если бы не его дизайн, Эмму, вероятно, был бы самым проходным злодеем франшизы.
Теперь об упущенных, на мой взгляд, перспективах. Эмму наделён поистине опасной способностью к гипнозу. Однако единственное, на что он способен, заставить заснуть либо с помощью гипнотического шёпота своей руки, либо же с помощью демонических глаз. А ведь можно было целый фильм про битву с демоническим Фрэдди Крюгером снять.
Но стоит отдать должное. Использует свои, пускай и ограниченные, способности к гипнозу Эмму в битве с Тандзиро хорошо. Например, сначала демон показывает герою сладкие сны, в которых хочется остаться, пока приспешники демона охотятся за ядрами сознания, а уж в последующем столкновении играется с кошмарами, давящими на самые больные точки Тандзиро, которые действительно могли бы морально уничтожить главгероя.
Не могу не отметить карикатурную театральность злодея. И если Рэнгоку становится несколько серьёзнее с приходом демонов, а уж Акадзы и подавно, то Эмму держит марку безумного актёра, который слишком много болтает сам с собой и убийцами демонов, до конца.
Идейный конфликт Тандзиро с Эмму можно описать следующим образом: «Делает ли человеческое сердце нас слабыми или оно может быть нашей силой?».
Только, в отличие от того же семейного конфликта с Руем, этот никак напрямую между персонажами не выражен хотя бы на уровне диалога, а заложен в самой ситуации, да и как-то стушёвывается, когда Эмму замечает серёжки Тандзиро и вспоминает о приказе своего господина. Впрочем, убедительное и пафосное решение данного конфликта стоит целого фильма о преодолении кошмаров на грани с безумием.Каждым человеком движет его сердце, его дух... Все человеческие сердца устроены похоже. Они хрупкие и уязвимые, словно сделаны из стекла. (Эмму)
Кстати, забавное совпадение.
В контексте франшизы фильм имеет мало толку. Глобально сюжет не продвинулся, т.е. ближе к Кибуцудзи Мудзану герои не стали. Тандзиро ничего не узнал о технике огня, но хотя бы получил зацепку. О своей договорённости с TamayoТамаё собирать кровь демонов-лун для создания лекарства для Нэдзуко герой и вовсе забыл.
С другой стороны, финальный твист отличный. Центральному персонажу картины не удается одержать верх над демоном, но удаётся победить в бою, защитив как своих товарищей, так и пассажиров поезда до утра. И всё это укладывается как в заглавную тему фильма о стойкости благодаря мужеству, так и в идейный конфликт с Акадзой, ведь по мнению Рэнгоку: «Сила — это не то, что относится лишь к телу». Сюжетная арка персонажа завершена. И при этом Рэнгоку не исцеляют в финале deus ex machin'ой.
В то время как сериал был сосредоточен в основном на эффектах воды, заставляя их выглядеть так, как будто они сошли прямо с картин Хокусая, «Поезд "Бесконечный"» сосредотачивается на эффектах огня.
Музыкальное сопровождение стилистически выдержано в едином ключе, соблюдает взятый вектор патетического направления. При этом всё же имеются существенные проблемы с качеством исполнения и записи. Например, «Operation Start» или «Secret».
Среди треков встречается относительно нечастое решение по музыкальной форме и внутреннему содержанию, например, «Long Dream».
Инструментовка и исполнение во многих треках излишне выпячивает на передний план партию бас-гитары. Прослеживается недостаточная фактурность средних голосов в гармонической вертикали. Яркий пример сему кульминационный трек «Akaza vs Rengoku».
Впрочем, стоит упомянуть и хорошие примеры. «light of hope».
Таким образом, пропущенный через синтезатор «зажатый» голос, а также неоптимальный динамический баланс партий или плохая запись произведений говорят о крайней слабости саундтрека, который при этом неплохо работает в контексте фильма. Взять ту же сцену появления Акадзы, когда начинает играть «Akaza vs Rengoku». Хотя почти каждый cover на эту композицию получается лучше оригинала.
Конечно, есть и недостатки, вроде ущербного антагониста Эмму, кустовых роялей в виде собственного Я и призрака отца, бестолкового Дзэницу, ужасных 3D-щупалец и не самого впечатляющего саундтрека, но не могу сказать, что это очень критично для сёнэн-боевика.
Юношеский боевик категории А-.
P.S.
Кое-какие замечания о режиссёре навеяны этим отзывом.
@margaretti, поправочка, юношеские боевички. А ты условный Наруто с каким-нибудь даже не Берсерком, а Онихеем или Шигуруй сравниваешь. Так-то и Dead LeavesМёртвые листья можно вспомнить.Ганц и Манускрипт - трешачки. Я бы их тем более отдельно оценивал. Есть ещё Afro SamuraiАфросамурай, где мочилово не такое уж и тупое с драматургической точки зрения.
Квартал фонарей вообще демонстрирует новое слово в этом деле. Но этот сериал меня сильно разочаровал.
@margaretti@Пазу,@ПазуА теперь вернёмся к началу. Попробуй припомнить сёнэн-боевик, который бы ты навязал хорошим.
@margaretti@Пазу,@ПазуThe Last: Naruto the MovieНаруто: Последний фильм. Драматургически даже лучше. И главное, не какой-то филлер, а добротное завершение франшизы.
Dragon Ball Super: BrolyДраконий жемчуг: Супер — Броли. Весь фильм - одна сплошная битва (очень зрелищная), что обычно плохо. Однако и драматургическое противостояние персонажей там имеется, и не такое прямое, как обычно (кукловодство).
Ну и категория А+ One Piece Film: ZВан-Пис: Z.
@margaretti@Пазу, Вот и сошлись во мнениях, хоть в чем то)Только Наруто из этого видел. Действительно лучше.
@Пазу, а уместно ставить два двоеточия без перечисления или пояснения для второго двоеточия?@Пазу[comment=8951006], я больше привык к обычным ГОСТовским текстам, посему не знаю, что да как в разноформатируемом.Просто есть ошибки, которые делаются от незнания правила, а есть ошибки от незнания правильной трактовки правила. В этом случае я вообще пытался понять, что за правило.
@Пазу@Мурасаки Зэрозаки, я заметил ошибку, когда редактировал текст. У меня было двоеточие в конце предложения в этом списке вместо точки. Спасибо!@Мурасаки Зэрозаки@Пазу, да, я про неё и говорил. Когда-нибудь я научусь писать большие первые сообщения...@Пазу764x328
@Пазу@Пазу@Мурасаки Зэрозаки, главное не размер, а ясность.@had25, ожидаемо.@Azym1, рад, что пригодилась.@Пазу@Clear Foe, если я правильно помню, активное продвижение началось после первых показов, когда вскрылись рекорды просмотров. Там и мерчендайзеры подключились. И даже было решено выпустить первый сериал в виде фильмов.Одному из глав аниме-индустрии и бизнеса даже пришлось интервью давать, отвечая на вопросы о популярности фильма. До показов особо крупной рекламной компании толком и не было. А дальше сыграл именно эффект фильма на зрителей и рекорды просмотров. Это я и имел ввиду.
@Clear Foe@Пазу, понятно. Но мне кажется, что выпуск в рамках набравшей популярность франшизы, уже само по себе неплохая реклама. Тем более, спам официальными картинками не особо-то и прекращался. Был бы фильм оригинальным, вот тогда — другое дело.@Пазу@Clear Foe, неплохая, но, мне кажется, недостаточная, чтобы побить просмотры Твоего имени с Унесёнными призраками. Даже по фанатской раскрутке это не как с Бензопилой, когда многие, далёкие от франшизы, знают о произведении задолго до выхода сериала.Впрочем, успех у сериала кое-какой был. Возможно, вы и правы.
@Пазу@Holy Ghost,