Видеоверсия, если вам удобнее смотреть, а не читать.
Дисклеймер: присутствуют спойлеры к Akame ga Kill, не спойлерящие сюжет напрямую
Когда-то давно, в былые времена, люди посмотревшие Наруто и Евангелион по телевизору, открывали для себя мир японской анимации и шли в интернет с вопросом — что такое аниме и с чем его едят?
Обычно они попадали на Википедию, где узнавали термины "сёнен", "сёдзе", "сейнен" и "дзёсей", и потом делились этим знанием, рассказывая, что Наруто — это сёнен.
Даже сейчас, если открыть эту статью про жанры аниме, там можно найти описание: "сёнены — это манга про мальчиков и для мальчиков от 12 до 18, там истории про дружбу, а сейнены — для более взрослых мальчиков, с серьезными сюжетами, много крови и гуро".
Я не хочу отдельно критиковать русскоязычную Википедию, потому что это перевод с англоязычной, ссылающейся на статью AnimeNewsNetwork от 1998 года. Эти понятия о жанрах настолько впились людям в голову, что многие ими оперируют, не понимая их сути. Это легко можно назвать большой проблемой аниме-комьюнити, и надеюсь, этот текст поможет понять почему.
Начнем с того, что сёнен не является жанром, как бы вы его ни определяли.
Возьмем, например, словарь Ушакова.
Жанр это: Род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.).
Почти все определения сходятся на том, что у каждого жанра есть определенные признаки, которые можно найти в любом произведении этого жанра. В романтике мы ожидаем любовную линию. В детективе — загадочное событие, которое нужно раскрыть. Если этих элементов нет в произведении, то его нельзя отнести к этому жанру.
Учитывая, что подходящей классификации для таких терминов нет, будем называть их демографическими тегами, так как они рассчитаны на определенную целевую аудиторию. Теперь пусть любой, кто считает сёнен жанром, назовет хотя бы одну деталь, по которой можно точно определить, что это сёнен.
Возможно, вы скажете, что обычно герои сёненов — это парни 12-18 лет, которые с помощью силы дружбы добиваются своих целей.
А сёдзе? Обычно там героиня — девушка, решающая девичьи проблемы, часто связанные с любовью.
А сейнен? Обычно говорят, что это про взрослых мужчин, поднимает взрослые темы, часто с жестокостью и расчлененкой.
Дзёсей? Как правило, все что люди знают про дзёсей так это то, что главные героини — взрослые женщины..
Ну и теперь, давайте поиграем в игру. Я называю аниме, а вы отвечаете, в каком оно жанре, согласно вашим представлениям.
Помните пару лет назад мангу Act-age, автор которой оказался педофилом и был посажен в тюрьму? Главная героиня — девушка, которая хочет стать актрисой, но слишком сильно вживается в роли, что делает ее отличной актрисой, но влияет на ее психику. Вроде главная героиня — девушка, и проблема — "девочка слишком сильно переигрывает". По всем параметрам, это должно быть сёдзе? Как это сёнен из Джампа?
1920x1144
Недавно вышла аниме-адаптация манги "Рок-тихоня!", рассказывающая о девочке с социофобией и ее подругах, которые создают музыкальную группу. В смысле сейнен?
Ну ладно, продолжаем игру. У вас два варианта: одно аниме — сёдзе, другое — дзёсей. Первая манга — Нана, история про взрослых девушек, переживающих драму. Вторая манга — Чихаяфуру (Яркая Чихая), про школьницу, играющую в каруту, японскую карточную игру со стихами.
Вы уже почувствовали подвох и ответили, что Нана — сёдзе, рассчитанное на 13-летних девочек, а Чихаяфуру — на взрослых женщин.
Можете ли вы определить критерий, по которому можно точно сказать, что аниме относится к сёненам или сейненам?
Но критерий, конечно же, существует. И он называется “журнал в котором печатается манга”. Только и всего. Если манга печатается в сёнен-журнале, она будет сёненом. Человек-Бензопила не является сейненом только из-за расчлененки. Нет, Атака Титанов тоже не сейнен. Нет критериев, которые делают мангу сейненом только из-за содержания. В первой главе Атаки Титанов человека съедают, а в Человек-Бензопиле показывают расчлененные трупы. Но это не делает их сейненами.
Не существует фактора, который можно найти только в одном демографическом теге и не встретить в других. Можно сказать, что в сёненах главные герои всегда мальчики 13-20 лет, но это не так. В Shonen Jump с 80-х печаталась манга Cat’s Eye про три сестры-воровок.
Недавно тренд девушек-героинь в сёненах набирает популярность. В Обещанном Неверленде одна из главных героев — девушка, и можно сказать, что она самая важная. Есть манга Act-Age с девушкой в главной роли. В последние годы популярна манга Акане-Банаши про девушку-ракугоку, которую рекомендовали мастодонты индустрии, такие как Ода Эйичиро и Хидеаки Анно. Нет боев и никто не умирает, что эта манга делает в Shonen Jump?
Есть ли что-то общее между Акане-Банаши и Человеком-Бензопилой, несмотря на публикацию в одном журнале? Или между Атакой Титанов и мангой "Сезон беспокойных дев", про пять девушек, открывающих свою сексуальность, тоже из одного журнала, Bessatsu Shounen Magazine?
И так можно продолжать очень долго. Коми-сан — манга про девушку с коммуникативным расстройством, желающую завести друзей, а Детектив Конан — про раскрытие жестоких убийств из Weekly Shonen Sunday. Или Кагуя-сама, ромком про школьников, и Токийский Гуль из Young Jump.
Иногда мангакам достаточно публиковать комиксы в Твиттере, и если они станут популярными, издательства могут предложить сериализацию, независимо от содержания. Обычно это делают небольшие веб-издательства. Например, Mieruko-chan, манга про "девочку, которая видит это", публикуется в веб-журнале Web Comic Apanta из-за популярности в Твиттере, и у нее нет демографического тега.
Фактор издания в журнале зависит от тех же факторов, что и прием на работу: мангаки подают свои работы во все издательства и конкурсы, а затем публикуются там, где ответят. Некоторые манги меняли журналы во время публикации, превращаясь из сёненов в сейненов. Седьмая часть ДжоДжо начиналась в Weekly Shonen Jump, была еженедельной с января по октябрь 2004 года, а затем перешла в ежемесячный сейнен журнал Ultra Jump с марта 2005 года.
То же касается Vinland Saga, которая начиналась в еженедельном сёнен-журнале, но через несколько месяцев Макото Юкимура, автор манги, перешел в ежемесячный сейнен-журнал.
Переход в сейнен дает авторам возможность поднимать серьезные темы и показывать откровенные сцены. Однако это возможно и в Weekly Shonen Jump, как видно в "Человек-Бензопила" или "Невероятные приключения ДжоДжо".
Появились обсуждения, что Чеинсоумен, хоть и публикуется в сёнен-журнале, можно назвать сейненом из-за содержания. На Западе придумали термин "soft seinen" или "мягкий сейнен" для описания таких тайтлов, как Akame ga Kill, где жестокость и частые убийства персонажей.
Самое заметное отличие при чтении манги на японском — наличие фуриганы в сёнен манге, поясняющей, как правильно читать кандзи.
Помните пример с Рок-тихоней, оказавшейся сейненом? "Жанры", перечисленные ранее, больше говорят о демографии, на которую они изначально были рассчитаны, чем о содержании. Аниме про милых девочек, делающих милые вещи, может показаться, что целевая аудитория — такие же девочки-подростки, как героини.
Но это не так! В среднем большинству девушек интереснее смотреть аниме с множеством мужских персонажей. Многим людям приятнее видеть персонажей противоположного пола, хотя это не касается всех.
Поэтому такие аниме, как Bocchi the Rock!, K-ON! или Золотистая мозаика являются сейненами. Они рассчитаны на взрослых мужчин, жизнь которых потеряла любые краски в работе от рассвета до заката. Когда они приходят домой с 22 часовой смены офисного планктона, то у них не остается сил на то, чтобы смотреть какие-то серьезные аниме с запутанным сюжетом. Им хочется отдохнуть за просмотром, и аниме с милыми девочками подходят лучше всего всего.
Но знаете, кто средний читатель Weekly Shonen Jump? Можно подумать, что это мальчики 13-20 лет, но на самом деле больше всего журнал читают девушки старше 20 лет.
Это подтверждается показами третьего фильма Моей Геройской Академии, одной из самых больших сёнен-франшиз. 76,5% зрителей были женщинами, большинство из которых старше 20 лет.
Статистика Shonen Jump, хоть и немного устарела, показательная. Женская аудитория преобладает в таких мангах, как Волейбол (66,8% женщин) и Баскетбол Куроко (58,9% женщин). Это не удивительно, ведь многим девушкам приятно смотреть на команды спортивных парней, хорошо дружащих друг с другом.
1000x5771191x740
Также в топ попала Гинтама с 63,8% женской аудитории. Это понятно — в манге много привлекательных мужских персонажей, в том числе харизматичный Гинтоки. Далее идет "Репетитор-киллер Реборн" с 62,4% женской аудитории. Возможно, благодаря личному опыту Акиры Амано было проще привлечь женщин.
В топ-5 также входят Ван Пис и Блич, едва переваливая за 50%. Причины те же — девушки тоже любят хорошие истории и привлекательных мужских персонажей.
Среди манг с мужской аудиторией можно отметить Nisekoi (гаремник), Кочикаме (манга про полицейского, выходившая с 1976 по 2016 год), Медака Бокс (фансервис, отталкивающий женскую аудиторию), а также Вельзепуз и Наруто.
Хорошо известно понятие именуемое “Эффектом Одагири”, названный в честь актера Джо Одагири. В 2000 году, когда снимался сериал Kamen Rider Kuuga, целевой аудиторией были подростки, но Одагири привлек взрослых женщин своей внешностью. (Kamen Rider — токусацу, аналог Mighty Morphin Power Rangers).
325x480
Учитывая этот эффект, создатели сериалов и манги начали делать более привлекательных мужских персонажей, что отразилось на популярности сёнен-манги. Например, Темный дворецкий, несмотря на женскую аудиторию, публикуется в сёнен-журнале и остается сёненом.
В 80-х годах трендом стало очерчивание конкретной аудитории и реклама только на нее. Однако Shonen Jump понял, что можно увеличить прибыль, привлекая женскую аудиторию. Тогда начали выходить манги вроде Cat’s Eye про трех сестер-воровок, популярной до сих пор. Истории стали универсальными, и девушки тоже начали читать журнал.
Конечно, на самом деле не все так радужно, как хотелось бы. В 2019 году появилась новость, что женщины не могут стать редакторами в Shonen Jump, якобы не понимая "сердца мальчиков". Но, наверное, в Джампе не знают о мангаке Хирому Аракава и ее Стальном Алхимике, Румико Такахаши, которая создает сёнен-мангу более 40 лет, Q Хаяшиде (авторке Dorohedoro), или Чики Умино и ее Мартовском Льве (публикуемом в том же журнале, что и Berserk).
Так или иначе, мнение, что "сёнен-манга — это только для мальчиков" все еще существует. По этой логике, девушкам не стоит смотреть сёнен-аниме, например Наруто или Ван Пис, так как они якобы не поймут "глубину" таких сериалов. Но, как показано выше, это полный бред.
Касаемо возраста — сюрприз-сюрприз, но люди не перестают читать сёнен мангу как только им исполняется 20 лет.
"О нет, я теперь взрослый мальчик и по законам манги, мне теперь нельзя узнать чем закончится ван пис, который я читал с 7 лет!".
Нет, такого не происходит.
Даже так, посылы и темы таких сериалов, как важность дружбы и взаимопомощи, универсальны и не зависят от пола зрителя.
Похожее наблюдается и в сериалах, рассчитанных на молодую женскую аудиторию, таких как Sailor Moon или My Little Pony. В какой-то момент выяснилось, что заметная часть фанатов этих франшиз — взрослые мужчины, чего создатели не планировали. Хорошо написанные истории трогают сердца людей независимо от пола, гендера, возраста или национальности. Конечно, вкусы у всех разные, но это касается и тайтлов в жанрах "сёнен, сёдзе, сейнен, дзёсей".
Многие любят серьезные произведения вроде Берсерка, Винланд Саги, Vagabond, но не переносят такие тайтлы, как Кагуя-сама, K-ON! или Золотистая мозаика, несмотря на то что они сейнены. И наоборот: кому-то внутри Джампа могут нравиться Ван Пис и Гинтама, а все остальное не понравится, хотя они рассчитаны на одну целевую аудиторию.
Надеюсь, после прочтения этого сегмента вы не будете слишком обращать внимание на теги. Проще всего представить, что их не существует. Не думайте, что "это сёдзе, а я пацан, значит, мне не понравится". Лучше просто посмотреть и попробовать для себя. Проблема использования терминов, таких как сёнен или дзёсей, в том, что эти слова только для манги и ее аниме-адаптаций. На сайтах вроде Shikimori или MyAnimeList такие теги не ставят под оригинальными аниме, адаптациями ранобе или визуальных новелл.
Иногда манга-адаптации получают демографический тег, который иногда попадает на оригинальные аниме. Но это почти не влияет на сами аниме, так как они не относятся к каким-то демографиям. Еще одна причина бесполезности демографических тегов — художественные произведения часто воруют идеи друг у друга. Например, в аниме Akatsuki no Yona главная героиня сражается наравне с мужчинами, что редко для сёдзе манги.
Или, например, манга "Не говори тайна", вошедшая в топ-10 по продаваемости в 2022 году. Обычно детективные манги — сёнены (например, Детектив Конан) или сейнены (как Монстр), но эта манга — дзёсей, хотя главному герою-студенту часто приходится расследовать жестокие убийства.
Можно взять в пример и ту же Госпожу Кагую. На первый взгляд, это романтика про школьников и должно быть сёдзе. Однако Кагуя-сама пародирует этот стереотип, включая целую главу, высмеивающую штампы сёдзе-манги. Мангака даже стебет себя, показывая, что хотя он может показать панцушоты, немного наготы и сцены секса — таких сцен нет в манге, только трусы парня, что также является стёбом.
Нет сюжетных ходов или клише, присущих только сёненам или только дзёсей. Мангаки читают разнообразную мангу для вдохновения и иногда воруют идеи из успешных манг, независимо от журнала.
Даже автор Берсерка, Кентаро Миура, говорил, что можно считать Берсерк сёдзе мангой, так как важно делать упор на эмоции персонажей и их чувства. Кентаро Миура даже делал фанарт по Йоне на Заре, упомянутой ранее.
1920x1225
Одно заметное отличие сёдзе-манги от сёненов заключается в том, что сёнен-манга чаще получает аниме-адаптации, тогда как сёдзе и дзёсей часто получают лайв-экшены. Это связано с тем, что в Японии взрослые женщины больше смотрят дорамы, чем аниме, поэтому лайв-экшен адаптации имеют больше смысла.
Например, многие удивлялись, что упомянутая выше "не говори тайна", занявшая девятое место среди самых продаваемых манг 2022 года, не имела аниме. Это казалось странным, но разгадка проста: манга получила лайв-экшен адаптацию, которая была популярна.
Не стоит думать, что девушки мало смотрят аниме или что они менее платежеспособная аудитория. Аниме для девушек выпускается реже, но когда выходит что-то хорошее, оно быстро становится популярным и прибыльным. Например, Yuri on Ice в 2016 году имел аудиторию девушек и продавал по 50,000 копий за диск. Странно, что анонсированный сиквел фильма задержался в производстве.
Вспомнив сёнен-мангу, такую как Геройская Академия или Клинок, рассекающий демонов, можно заметить, что девушки также смотрят сёнены. Например, манги Обещанный Неверленд, Act-age или Акане-банаши, хотя и являются сёненами, включают элементы сёдзе. Точно так же делает и Кагуя-сама, хотя это сейнен.
Некоторые считают, что сейнен лучше сёнена, потому что затрагивает более серьезные темы, из-за чего, им хочется думать, что их любимые истории — сейнены. Однако хорошие истории остаются хорошими независимо от целевой аудитории. В Японии Ван Пис читают и дети, и взрослые.
Подытоживая, система разделения манги на сёнены, сёдзе, сейнены и дзёсеи создает барьеры в чтении. Множество парней избегают сёдзе-манги и дзёсей-аниме, думая, что они не им понравятся только из-за целевой аудитории. Это ограничивает их доступ к интересным произведениям. Девушки, как правило, не сталкиваются с такой проблемой.
Йона на Заре, несмотря на то что является сёдзе, имеет отличный сюжет и много крутых боевых сцен, лучше чем у большинства сёненов.
Корзинка фруктов, недавно получившая полную адаптацию на 63 серии, уже стала классикой аниме.
Клуб свиданий старшей школы Оуран — отличная комедия, независимо от целевой аудитории.
Если брать дзёсеи, то Chihayafuru, про старшеклассницу, которая играет в игру, которая играет в игру, требующую выбрать правильную карту по услышанному стиху, остается интересной даже после 75 серий.
Сёва-Генроку Двойное самоубийство по ракуго — отличный показ истории Японии с 30-х годов через нишевое искусство японского театра.
Также упомянутый сериал "Не говори тайна". В отличие от обычных детективов, которые фокусируются на том, кто убийца или как произошло убийство, эта манга и сериал исследуют, что может толкнуть человека на убийство, сосредоточив внимание на психологии преступников.
1280x749
Пожалуйста, посмотрите Chihayafuru
Если где-то в момент зарождения манга-журналов, система разделения имела смысл для узкой аудитории. Сейчас, когда издатели понимают, что можно создавать истории для всех, необходимость в этом разделении почти отпала. Хотя издатели все еще указывают целевую аудиторию, это не должно мешать вам открывать для себя интересные произведения.
В детстве, смотря мультики по телевизору, вы могли наткнуться на сериалы как "Сейлор Мун", "Чародейки" или "Тоталли Спайс!", предназначенные для девушек. Но мальчики не задумывались, стоит ли им смотреть такие шоу, и просто наслаждались хорошими мультфильмами.
То же касается и других сериалов, рассчитанных на определенную аудиторию. Возможно, вы не входите в нее, но не позволяйте тегам на Shikimori или MyAnimeList влиять на ваш выбор.
Если вам было интересно, то подписывайтесь на мой телеграм канал - там гораздо больше текстов про аниме.
Комментарии
Твой комментарий
@Lefèbvre@𝖐𝖔𝖙𝖟, как ты представляешь себе выбор аниме для просмотра из двух десятков тысяч без использования жанровых тегов? Понятно, что жанры не могут объять в себя всю полноту каждого отдельного произведения, но по другому никак.Возьмем, например, словарь Ушакова.
Жанр это: Род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.).
Почти все определения сходятся на том, что у каждого жанра есть определенные признаки, которые можно найти в любом произведении этого жанра. Если у нас романтика, то мы можем ожидать любовную линию. В детективе у нас есть загадочное событие, которое необходимо раскрыть. Если этих вещей нет в вашем произведении, то вы не можете их отнести к определенному жанру.
Учитывая, что в итоге подходящей классификации для таких терминов нет, то дальше эти термины будут называть демографическими тегами, так как подразумевается, что они рассчитаны на определенную целевую аудиторию. А теперь пусть, пожалуйста, любой человек, который считает, что сёнен это жанр, назовет хоть одну деталь, по которой можно точно сказать, что оно относится к сёнену? Возможно, вы как раз можете сказать, что обычно герои сёненов это парни 12-18 лет, и они с помощью силы дружбы добиваются своих целей.
А сёдзе? Ну обычно там героиня девушка, которая решает девочковые проблемы. Как правило про любовь.
А если сейнен? На такое обычно отвечают, что оно про взрослых мужчин, поднимает взрослые темы, и там часто можно увидеть жестокость и расчлененку.
Дзёсей? Как правило, максимум, что люди знают про дзёсей так это то, что там главные героини это взрослые женщины."
Начав читать этот ...опус, я думал, что текст нормальный, но приведённая выше цитата прям крутая. Автор текста вкинул утверждение, привел выдержку из словоря и успешно опроверг своё утверждение дальнейшим текстом. Автор зря старался, когда писал это, ибо это прям плохо.
"Если вам было интересно, то подписывайтесь на мой телеграм канал - там гораздо больше текстов про аниме."
А закончил автор рекламой своего телеграма. Самопиар залог успеха.
Да и вообще, если в массовом сознании людям удобнее понимать под сененом истории про мальчиков 12-18 - в чем, собственно, проблема? Автор, ты же сам написал, что люди, которые начали читать условный ванпис в 7 лет, по становлению 20 летними не перестают его читать. Так в чем тогда смысл статьи? Не понятно
@Виктор Васев,@S John@S John,@Ivt3xНа это Цицерон привел следующий довод. В договорах, которые Рим заключал с другими государствами, иногда присутствовал пункт о возможности двойного гражданства. Из этого Цицерон заключил, что отсутствие пункта о двойном гражданстве для конкретной страны предполагает, что с ней необходимо поступать так же, как с другими, где он имеется. То есть раз уже имеются случаи исключений, то они подтверждает правило, в котором эти исключения являются его частью. Или, совсем коротко, "исключения подтверждают правило".))
@Azorr@S John, интересная информация. Не могу привести пруфов, но я слышал другое толкование этой крылатой фразы, звучит как: "Исключение из правила подтверждает наличие неизвестного на данный момент правила" (как раз и описывающего то самое исключение). Что-то на околонаучном в общем))@S John@Виктор Васев, про какую грамматику речь?) И как то, что я не точно использовал фразу отменяет моих доводов?@Toku Tonari@Greeuld, Всегда пожалуйста! Рад, что понравилось.шах и мат, говоришь?
@geneya,@Zephirus@Toku Tonari, он ждал этого год.@Toku Tonari, ну кто ж знал, что поправят@Toku Tonari@alxsuper, ну, собственно статья про то, что это теги, и нет ничего плохого в том чтобы обходить то, что потенциально не нравится. Но мне кажется некрутым если человек просто видя теги "седзе" обходит, и вот им я предлагаю попробовать. Но если не понравилось, то и не стоит мучать себя.