Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
8
Отлично
В наши дни аниме и телефильмы имеют тенденцию быть слишком болтливыми и изобилующими ненужными подробностями, тогда как предлагаемая работа идет вразрез с современным направлением. Чему и я, и [режиссер] Камбэ-сан безмерно рады. У нас имеется визуальное представление, мы должны доверять его силе.
Тосия Оно, автор сценария и планировщик
Тосия Оно, автор сценария и планировщик
Аниматик Кэйсукэ Хироэ
Так случилось, что Маленький гражданин (Shoushimin), несмотря на свою невысокую популярность, получил преимущественно положительные отзывы. Мы намереваемся обсудить некоторые его неочевидные особенности, связанные как с процессом производства, так и развитием сюжета. Внимание! Статья содержит ряд досадных спойлеров, способных испортить впечатление от планируемого просмотра. Так что если вы еще не знакомы с произведением, то лучше пока воздержитесь от ее чтения.
Исходные позиции: ¹) оригинал автора культового (оцените хотя бы число публикаций в Sakugabooru блоге) Хёка-Мороженки, ²) студия, в числе своих немногих тайтлов выпустившая артхаусный Сарадзаммай Кунихико Икухара, также разделившего с обсуждаемым проектом его саккана и основного дизайнера эндинга, и ³) режиссер Мамору Камбэ, участвовавший в этапных Навсикая из Долины ветров и Сакуре — собирательнице карт и отметившийся Эльфийской песнью и Обещанным Неверлендом. Недавно он возглавил Ниндзяла с его 135+ полноразмерными эпизодами, о котором я мало чего знаю, но масштаб вызывает уважение. Короче, аниме попало в хорошие руки.
Предыдущие работы создателей проекта:
Сцена Нобуюки Такэути из Ходячего замка ✧ Музыкальный клип Тао Тадзима
Оммаж Хёка: он все-таки сказал это!
Вместе с тем решение режиссера взяться за Shoushimin производит впечатление акта отчаянной дерзости: тайтл может восприниматься как своеобразное продолжение аниме трагически погибшего Ясухиро Такэмото. Японцы крайне мнительны в вопросах, касающихся смерти — ходили слухи, что после известных событий Хонобу Ёнэдзава наотрез отказался иметь дело со студией Kyoto Animation. Если бы не несколько десятилетий опыта и репутации Камбэ, подобная адаптация наверняка не имела места. (см.
Такэмото погиб во время страшного пожара в KyoAni, пытаясь спасти других людей и тем не оставив себе никаких шансов. Ранее он выпустил знаменитую Мороженку, чье продолжение безуспешно ожидали еще во время его жизни. Не дождались, а после смерти шансы упали практически до нуля, поскольку ответственность велика и никто не желал рисковать. В общем, это приняли с пониманием — так вышло, ничего не поделаешь, помешали трагические обстоятельства. Проходят годы. И тут приходит новость, что на его аниме вместо продолжения выпускают... пародию (см. дальше). Что?!
Что же получилось? Как и следовало ожидать, настроение и стиль в определенной, учитывая более кровожадную ¹ сюжетную линию, степени берут пример с Хёка. Роскошная графика, где присутствуют комбинации рисунков и натурных съемок, кинематографические форматные соотношения, резкие межкадровые монтажные переходы (джамп-кат), загораживание переднего плана, контрастные цвета и другие нестандартные приемы в стиле студии Шафт, вероятно под влиянием Нобуюки Такэути. Хорошо выдержан темп — события, ни на что не отвлекаясь, следуют непрерывной чередой.
Использование фотографий в Историях монстров и Маленьком гражданине
Загораживание переднего плана (эпизод Такэути) ✧ Лиса и волк
¹ Имеется подозрение, что Shoushimin был создан в качестве самопародии на Мороженку, на подобное намекают слова Оно о юмористическом характере работы и Ёнэдзава о желании сделать ее другой. Начало первого не только возрождает CGDCT повседневность предшественника, но и доводит до необыкновенной сладости.
Досадно, в обоих случаях речь идет о преступлениях против кондитерских изделий — смерть двух клубничных пирожных в первых эпизодах вызывает неподдельную грусть, а то, как Кэнго съедает кусок шоколадного торта, само по себе является беззаконием.
Rebecca Silverman, «SHOSHIMIN: How to become Ordinary», Anime News Network, 2024 — Episodes 1-2
Rebecca Silverman, «SHOSHIMIN: How to become Ordinary», Anime News Network, 2024 — Episodes 1-2
Всё оказалось не таким, каким представлялось поначалу, хотя догадаться было не сложно — по ходу действия мы получали многочисленные подсказки. Упорное стремление Юки Осанай и Дзёгоро Кобато выявить подноготную чужих поступков граничило с недоверием и даже опасением. Визуальные эффекты джамп-кат подчеркивали нервозность обстановки и создавали впечатление, что за происходящим стояло нечто большее, чем невинное разгадывание пустячных загадок. Присутствовали метафоры преследователей — волка и лисицы — в опенинге и соответствующей реплике Дзёгоро. Кроваво-красный фон сопровождал изображения Юки.
Неужели она тайный серийный убийца?
Op. cit. — Episode 3
Op. cit. — Episode 3
Опасная Осанай
Думаете, режиссер Эльфийской песни обойдется без невинных жертв? Ружье Чехова заняло снайперскую позицию и безжалостно нажало на спусковой крючок. Наглядный комментарий, сделанный сразу после показа сцены похищения Юки:
Эпизод 7: ...Не то чтобы я считал, что Осанай находится в большой опасности, потому как, думаю, она как-то сама все это спланировала. Честно говоря, я бы больше беспокоился за ее похитителей.
Эпизоды 8-9: Никогда не связывайтесь с Осанай...
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
«Shoshimin: How To Become Ordinary», TV Tropies, 2024 — Comm. ##15, 17 и 20
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
«Shoshimin: How To Become Ordinary», TV Tropies, 2024 — Comm. ##15, 17 и 20
Надо отметить, типажи предыдущей инкарнации выглядели несколько заурядно и архетипично, как того и требовал ее жанр наивного городского романа-сказки. Чего, возможно, попытался избежать более приземленный Маленький гражданин, сопроводив их образы неожиданными деталями. Например, одна из особенностей, выделяющих рисовку тайтла — украшение глаз персонажей цветными градиентными заливками. Из-за этого облик невысокой Юки приобрел кошачьи черты и, походит, она это прекрасно осознавала и даже акцентировала на этом внимание — вела себя как пятилетняя девочка или котенок и пряталась за Дзёгоро, когда кто-то появлялся рядом. Она типичный пример тропа, где самые якобы тихие и застенчивые оказываются самыми способными на насилие.
Юки прячется: оммаж Спирали?
Действующие лица Хёка и Shoushimin ✧ Логотип: «Сериал маленького гражданина: Как стать обычным»
А теперь перейдем к названию. Японский оригинал звучит как «小市民シリーズ», дословно «Сериал маленького гражданина». Что является не просто фигурой речи, а вполне устоявшимся обозначением кинематографического жанра — 小市民 映画 впервые появился в статье авторитетных японских критиков в далеком 1932 году, разница только в смене формата фильма на сериал. Его смысл в следующем:
По сути, это фильм о жизни пролетариев или представителей низшей части среднего класса, о порой юмористических, порой горьких отношениях в семье, о борьбе за существование... такой фильм, который многие японцы считают произведением о «нас с вами».
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film — Art & Industry», 1959
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film — Art & Industry», 1959
Для приведенного термина существует альтернативный вариант 庶民劇 (драма обычных людей), чье качественное прилагательное попало в подзаголовок официального лого. Возможно именно о такой драме хотел нам поведать автор, о злоключениях «агентов 007 в отставке», коими герои себя усиленно выставляли. Еще существует вероятность, что некоторые детали истории персонажей (их расставание) являются отсылкой к классике жанра Соседка Яэ-тян (1934). Для привычной легковесности аниме поворот неожиданный, если не учитывать его предполагаемую роль уважительного реверанса к декларируемой жанровой принадлежности.
Герои Соседки Яэ-тян ✧ Продолжение франшизы повернулось к нам спиной
Интересно понаблюдать, в каком направлении события будут разворачиваться во втором сезоне: Юки со ржавым тесаком охотится на одноклассников, в то время как Дзёгоро методом дедуктивной «работы мудрости» вычисляет место ее очередной вылазки? Что касается дальнейшего развития, то 1-й сезон аниме адаптировал первые 2 тома оригинала из 5-ти, 2-й собирается заняться 3-м, вероятно обеими частями, и 5-м. То есть скорее всего на полноценный 3-й сезон материала не хватит, а надежды на новые тома, ввиду официального завершения произведения, нет. (см.
Дальше будут несущественные спойлеры. Обоим не нравились те партнеры, с которыми начали встречаться, и поначалу они пытались сохранять лишь видимость отношений. Только чтобы доказать, что даже поодиночке могут вести себя как обычные люди. Ничего не вышло, кроме скучных свиданий, никаких поцелуев или чего-то в физическом плане, если вас это волнует. Новый парень однажды попытался поцеловать Осанай, но она его остановила, а Кобато никогда не старался продвинуться в отношениях с новой девушкой.
Спойлеры к развязке. У девушки, пригласившей Кобато на свидание, уже были серьезные отношения с другим молодым человеком и она начала встречаться с Кобато скорее в шутку. Последний же был больше озабочен тем, как проводит время Осанай, поэтому оставался равнодушным, и дважды даже не смог вспомнить имя новой девушки. Та это заметила и они расстались.
Тем временем Осанай разозлилась на нового кавалера за то, что тот полез целоваться без ее согласия. В результате наша героиня заставила его подозревать, что именно она стояла за делами о поджогах (это не так). По сути унизила на том основании, что он пытался строить из себя крутого следователя, тогда как не был способен заметить, что кто-то оставляет очевидные улики, и они расстались. Вскоре Кобато и Осанай снова начали встречаться.
«About Season 2», Reddit, 2024 — Comm. Professional-Oil7496
Спойлеры к развязке. У девушки, пригласившей Кобато на свидание, уже были серьезные отношения с другим молодым человеком и она начала встречаться с Кобато скорее в шутку. Последний же был больше озабочен тем, как проводит время Осанай, поэтому оставался равнодушным, и дважды даже не смог вспомнить имя новой девушки. Та это заметила и они расстались.
Тем временем Осанай разозлилась на нового кавалера за то, что тот полез целоваться без ее согласия. В результате наша героиня заставила его подозревать, что именно она стояла за делами о поджогах (это не так). По сути унизила на том основании, что он пытался строить из себя крутого следователя, тогда как не был способен заметить, что кто-то оставляет очевидные улики, и они расстались. Вскоре Кобато и Осанай снова начали встречаться.
«About Season 2», Reddit, 2024 — Comm. Professional-Oil7496
Хотя в романе романтическое направление не получило достаточного развития, можно предполагать, что если ничего не помешает, то со временем отношения между героями превратятся во что-то более серьезное, поскольку для них уже есть хорошие предпосылки в виде уважения и симпатии.
Подытоживая, у нас имеется солидная команда создателей под руководством известного режиссера, неортодоксальная графика с мотивами студии Шафт и нестандартный сюжет с деконструкцией редкого жанра повседневного детектива 日常の謎. В результате, конечно, не Хёка и не шедевр, однако авторитетный Vulture внес его в список лучших аниме сериалов 2024 года, а Anime News Network удостоил редкой привилегии — публикации поэпизодного обзора. Так что к просмотру хотя бы по этой причине рекомендовать можно. Если не ради получения полноценного удовольствия, то чтобы насладиться общением с диковинным зверем, оказавшимся в ваших руках.
А теперь отдыхаем! (см.
[Chorus]
Ты меня раздражаешь, ты впереди меня
Из-за ничего, кроме зависти
Ты не виноват, встаешь за меня
И помимо магии, ты меня раздражаешь.
Ты меня раздражаешь (упс!), ты впереди меня (упс!)
Как такой спокойный, раз не согласен?
Ты безупречен, встаешь за меня
Я подручный героя (да, это жизнь).
[Post-Chorus]
(Опять)
[Outro]
(Что ты наделал?)
(Где ты был?))
[Chorus]
Ты меня раздражаешь, ты впереди меня
Из-за ничего, кроме зависти
Ты не виноват, встаешь за меня
И помимо магии, ты меня раздражаешь.
Ты меня раздражаешь (упс!), ты впереди меня (упс!)
Как такой спокойный, раз не согласен?
Ты безупречен, встаешь за меня
Я подручный героя (да, это жизнь).
[Post-Chorus]
(Опять)
[Outro]
(Что ты наделал?)
(Где ты был?)
@Нaгибaтop, Так шики же оценки с МАЛа берет.@kost12000,@Нaгибaтop@PrizrakSHIZA,Если даже не смайла бы брали - это всеровно мало , что изменило думаю.
@PrizrakSHIZA, так у шики есть же и свой рейтинг@kost12000@Нaгибaтop,Еще скажи он лучше майла?
@Amanecer М,@Нaгибaтop@kost12000, Конечно лучше ибо он наш, то есть отображает мнение людей выросших в нашей культурной среде@kost12000@kost12000,Ну там хоть не фрирен на первом месте
@kost12000@Нaгибaтop,Хм ну ок. Зашел ради интереса на анидб. И там 7 рейтинг по отзывам.
Меня не парит ее высокий рейтинг, как многих.) Парит только, что перебор с разговорами о ней и все.
И да для меня лучший рэйтинг - это 7. Для любого хорошего аниме.
@Amanecer М,Сомнительно это.) У нас уже все скатилось в западные вкусы. Так же помешаны на исекаях.
А про то, что ты говоришь. Таких меньшинство.) Либо деды уже.)
Отдельный респект за подробный разбор смысла названия. Я прям чувствовал что оно где-то в этой области, и мне больше понравился вариант перевода на русский "Маленький человек", как отсылку на отечественную литературную традицию.
Я кстати, Хёку не смотрел, а но данный тайтл мне очень зашёл. Видно же, что история прорисована и продумана до мелочей, надо только вдумчиво смотреть, не говноисекай на экране.
плюсег - поставил.
@S John,@Пазу@Zdesь был Leo, спасибо.@Пазу,@Zdesь был LeoПричём, даже "новый маленький человек" или "обычный человек" рассказов Зощёнко и др. сатириков XX века не подходят, ибо это обыватели, которые зачастую не умют ценить то, что у них есть, и мечтают о большем, но, ничего толкового не делая, лишь ругают обстоятельства или пытаются показать другим, что у них всё замечательно. (это если н берём просто чудаков, которых не воспринимают другие, как в "Критиках" (от таких чеховским "Ионычем" веет)).
Мне вот как раз анализа этого момента и не хватило. Упоминание старой традиции есть, но разбора значения в словах и действиях персонажей нет. Ведь тут у нас как раз необычные люди, которые изо всех сил стараются вести обычную жизнь без причуд, хотя это, как видим, не очень-то у них получается. Т.е. кинотрадиция "маленьких граждан" для них является этаким образцом тихой мирной жизни, к которой они стремятся. По крайний мере, для Дзёгоро.
@S John, что ответишь на критику?@S John@S John, я идейно и принципиально сначала смотрю тайтл, потом знакомлюсь с мнением о нём от других людей.@S JohnТема «М.ч.» имеет интернационально распространение, а ее истоки относятся к глубокой древности...
Последовательно разрабатывалась тема «М.ч.» в русской литературе 19 в., особенно после «Станционного смотрителя» (1830) А.С.Пушкина...
Конвульсии и гибель «М.ч.» в сетях обезличенных, отчужденных и беспощадных сил — тема многих произведений западной и русской литературы (Ф.Кафка, Дж.Джойс, А.Камю, М.Зощенко, А.Платонов).
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Ред. А.Н. Николюкин, Интелвак, 2001 — Ст. «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»
Кроме того считать данное утверждение априори истинным не совсем корректно. Классический пример — отнести Сэндзёгахару к архетипу цундере только на основании ее слов. Я же с самого начала сделал акцент на более сложных вещах.
Другой вопрос, почему в работе я не формулирую эту идею сразу, в первых строках? Потому что не желаю раньше времени раскрывать интригу.) Структура статьи в какой-то степени следует структуре рецензируемого произведения:
@ПазуЖелание казаться "маленькими людьми" разве делает их таковыми? На людей низкого соц. положения они не похожи, судя по кол-ву скушанных тортиков. Это просто незаурядные детишки, которые играют в игру "мы самые обычные".
Ясно. Визуал тебе интереснее диалогов и сценария. Может быть, у меня профдеформация, но я наблюдаю, что люди (маленькие, особенно ) визуальную часть воспринимают куда лучше текста.
Может быть, наиболее склонными к насилию?
@S John,@S JohnЯ прекрасно понимаю, что основной читатель рецензий принадлежит к той же самой аудитории, что и зритель, поэтому лучше всего воспринимает критику, созданную на основании изучения примитивных текстов аниме. Но я не каждый раз в настроении опускаться до его уровня. Да, обычно я стараюсь предельно упрощать свои статьи, но здесь изменил своей привычке.
@S John, посмотрел Хёку, а сразу после Маленького человека/гражданина. Остался очень доволен.Связываю это с тем, что ранее не был знаком с бытовым детективом как таковым. Даже в этом тайтле мне больше понравились бытовые эпизоды про какао, пончики, шарлотки и т.д., чем про магистральную идею становления маленьким человеком.
Занятен факт того, что
Спасибо за рекомендацию, надеюсь продолжение не разочарует. Порекомендуете что-нибудь схожее?
@S John,@S JohnСреди похожих часто упоминают Зарэгото, который ИМО не очень близок, но имеет культовый статус прежде всего благодаря кооперации Нисио/Шафт, так что посмотреть в любом случае стоит. Из жанра cozy mystery может имеет смысл попробовать недавний Монолог фармацевта, я смотрел его с удовольствием. А вот настоящих бытовых детективов я не припомню. Наверно надо спросить
@Пазу, вроде бы он составлял список детективов.Toshiya Ohno – Interview on Shoushimin Series, Newtype (September 2024 issue)
@Пазу@S John, я только за передачу смысла визуальными средствами, но упомянутое моё высказывание немножко о другом. Давай перефразирую. Визуальный стиль и почерк конкретного аниматора, визуальные приёмы сами по себе, тебе куда интереснее того, о чём это аниме (сюжет как текст).@S John