Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
8
Отлично
Исходные условия: 1) оригинал автора культового (оцените хотя бы число публикаций в Sakugabooru блоге) Хёка-Мороженки, 2) студия, в числе своих немногих работ выпустившая артистичный Сарадзаммай Кунихико Икухара, также разделивший с обсуждаемым тайтлом саккана и основного ED дизайнера, и 3) режиссер Мамору Камбэ, отметившийся в Навсикая из Долины ветров и Сакура — собирательница карт и создавший Эльфийскую песнь и Обещанный Неверленд. Недавно он возглавил Ниндзяла с 135+ полноразмерными эпизодами, о котором я мало что знаю (
бросил после 1-й серии
Предыдущие работы создателей тайтла:
Сцена Нобуюки Такэути из Ходячего замка ✧ Музыкальный клип Тао Тадзима
Оммаж Хёка: он все-таки сказал это!
При этом решение Камбэ взяться за Маленького гражданина производит впечатление акта отчаянной дерзости: тайтл может восприниматься как продолжение темы аниме трагически погибшего Ясухиро Такэмото. Японцы крайне мнительны в вопросах, касающихся смерти — ходили слухи, что Хонобу Ёнэдзава наотрез отказался иметь дело со студией Kyoto Animation. Если не несколько десятилетий опыта и репутации Камбэ, подобная адаптация наверняка бы не имела места.
Еще немного пояснений. Такэмото погиб во время страшного пожара в KyoAni, пытаясь спасти других людей и тем не оставив себе никаких шансов. До этого он выпустил знаменитую Мороженку, продолжения которой безуспешно ожидали еще во время его жизни. Не дождались, а после смерти шансы упали практически до нуля, поскольку ответственность велика и никто не желал рисковать. В общем, это приняли с пониманием — так получилось, ничего не поделаешь, помешали трагические обстоятельства. Проходят годы. И тут приходит новость, что на аниме Такэмото вместо продолжения выпускают... пародию (см. дальше). Что?!
И что же получилось? Прежде всего, настроение и стиль в определенной, учитывая более кровожадную ¹ сюжетную линию, степени следуют Хёка. Последнее есть непременное условие для доброжелательного отношения со стороны критика, оригинал обязывает. Роскошная графика, где присутствуют комбинации рисунков и натурных съемок, кинематографические форматные соотношения, резкие межкадровые монтажные переходы (джамп-кат), загораживание переднего плана, контрастные цвета и другие нестандартные приемы в стиле студии Шафт, вероятно под влиянием Нобуюки Такэути.
Использование фотографий в Историях монстров и Маленьком гражданине
Лиса и волк ✧ Приближение кульминации
¹ Новеллу вполне можно назвать «кровожаБной» , потому как имеется подозрение, что Маленький гражданин был создан в качестве самопародии на Мороженку — Ёнэдзава говорил, что хочет сделать его другим. Начало первого не только воссоздает CGDCT повседневность предшественника, но и доводит ее до слащавости (тортик жалко). События развиваются неспешно и несуетливо, не торопясь прыгать к вам на коленки. А затем на голову ничего не подозревающего зрителя обрушивается решительный сюжетный поворот.
Всё оказалось не таким, каким представлялось на первый взгляд, хотя догадаться было не сложно — по ходу действия мы получили ряд подсказок. Изумляла чрезмерная нацеленность героев на выяснение подноготной поступков окружающих, граничащая с недоверием и даже опасением. Визуальные эффекты джамп-кат подчеркивали нервозность обстановки и создавали впечатление, что за происходящим стоит нечто большее, чем невинное разгадывание пустячных загадок. Присутствовали метафоры преследователей — волка и лисицы — в опенинге и соответствующем фрагменте диалога Юки Осанай и Дзёгоро Кобато. Кроваво-красный фон сопровождал изображения Юки. И вы поверили, что режиссер Эльфийской песни обойдется без жертв? Ружье Чехова заняло снайперскую позицию и безжалостно нажало на спусковой крючок.
1920x1080 1920x1080
Опасная Юки
Наглядный комментарий, сделанный сразу после показа сцены похищения Юки:
Эпизод 7: ...Не то чтобы я считал, что Осанай находится в большой опасности, потому как, думаю, она как-то все спланировала. Честно говоря, я бы больше беспокоился за ее похитителей.
Эпизоды 8-9: Никогда не связывайтесь с Осанай...
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
«Shoshimin: How To Become Ordinary», TV Tropies, 2024 — comm. ##15, 17 и 20
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
«Shoshimin: How To Become Ordinary», TV Tropies, 2024 — comm. ##15, 17 и 20
Надо отметить, герои Хёка выглядели несколько заурядно и архетипично, как того и требовал жанр наивного городского романа-сказки. Чего, возможно, попытался избежать более приземленный Маленький гражданин, сопроводив их образы неожиданными деталями. Например, одна из особенностей, выделяющих рисовку тайтла — украшение глаз персонажей цветными градиентными заливками. Из-за этого облик невысокой Юки приобрел кошачьи черты и, походит, она это прекрасно осознавала и старательно обыгрывала — вела себя как пятилетняя девочка или котенок и пряталась за Дзёгоро, когда кто-то появлялся рядом. Она типичный пример тропа, где самые якобы тихие и застенчивые оказываются самыми способными на насилие.
Главные герои Хёка и Маленького гражданина ✧ Юки прячется
Текст лого: «Сериал маленького гражданина: Как стать обычным»
А теперь поговорим о названии. Оригинальный заголовок на японском: «小市民シリーズ», дословно «Сериал маленького гражданина». Что вообще-то является не чем-то, просто пришедшим в голову автора новеллы, а вполне устоявшимся обозначением кинематографического жанра — 小市民 映画 впервые появился в статье авторитетных японских критиков в далеком 1932 году, разница только в замене слова «фильм» на «сериал». Его смысл в следующем:
По сути, это фильм о жизни пролетариев или представителей низшего среднего класса, о порой юмористических, порой горьких отношениях в семье, о борьбе за существование... такой фильм, который многие японцы считают произведением о «нас с вами».
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film — Art & Industry», 1959
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film — Art & Industry», 1959
Для обсуждаемого термина существует альтернативный вариант 庶民劇 (драма обычных людей), чье качественное прилагательное попало в подзаголовок официального лого сериала. Возможно именно о такой драме хотел нам поведать автор, о злоключениях «агентов 007 в отставке», коими персонажи себя усиленно выставляют. Еще существует вероятность, что некоторые детали истории главных героев (их расставание) являются отсылкой к классике жанра Наша соседка Яэ-тян (1934). Для привычной легковесности аниме поворот неожиданный, если не учитывать его предполагаемую роль уважительного реверанса к декларируемой жанровой принадлежности.
Главные герои Нашей соседки Яэ-тян
Продолжение франшизы повернулось к нам спиной
Интересно увидеть, в каком направлении события будут разворачиваться во 2-м сезоне: Юки со ржавым тесаком охотится на одноклассников, в то время как Дзёгоро методом дедуктивной «работы мудрости» вычисляет место ее очередной вылазки? Увы, новеллу я не читал (
точнее пытался читать без особого успеха
Подытоживая, у нас имеется блестящая команда создателей под руководством известного режиссера, неортодоксальная графика с мотивами студии Шафт и нестандартный сюжет с деконструкцией редкого жанра повседневного детектива (日常の謎). В результате, конечно, не Хёка и не шедевр, однако авторитетный Vulture внес его в список лучших аниме сериалов 2024 года, так что к просмотру хотя бы по этой причине рекомендовать можно. Если не ради получения полноценного удовольствия, то чтобы насладиться общением с диковинным зверем, оказавшимся в ваших руках.
А теперь отдыхаем! (
[Chorus]
You bother me
You're ahead of me
All due to nothing but jealousy
You're blame-free
Steppin' up for me
And beyond the magic, you're buggin' me
You bother me (Woop!)
You're ahead of me (Woop!)
How can you be so placid, when you disagree?
You're fault-free
Steppin' up for me
I'm the hero's sidekick
(Oui, c'est la vie)
[Post-Chorus]
(Again)
[Outro]
What did you do?
Where have you been?)
[Chorus]
You bother me
You're ahead of me
All due to nothing but jealousy
You're blame-free
Steppin' up for me
And beyond the magic, you're buggin' me
You bother me (Woop!)
You're ahead of me (Woop!)
How can you be so placid, when you disagree?
You're fault-free
Steppin' up for me
I'm the hero's sidekick
(Oui, c'est la vie)
[Post-Chorus]
(Again)
[Outro]
What did you do?
Where have you been?
@vladshumi, спасибо на добром слове.)Если говорить о негативной реакции, то она более-менее была запрограммирована и не вызвала у меня удивления. Рецензия, как заявлено в ее первых строках, предназначена для уже завершивших просмотр. Кто-то посмотрел аниме и пошел читать на него рецензию отчасти как продолжение просмотра. Значит рецензия должна хотя бы отчасти сохранять стиль и настроение обсуждаемой работы. Ключевым словом данного аниме является "пародия". В рецензии ей соответствует нотка иронии. А юмор и иронию пользователи Шикимори на дух не переносят. Так что если буду писать про какое-нибудь другое аниме, реакция может быть будет получше.
Что касается самих цифр дизлайков, то я обнаружил забавную закономерность. За день рецензия набирала некоторое число плюсиков, а затем каждый раз в одно и то же время суток логинился мне знакомый пользователь, не скрывающий свою солидную коллекцию твинков, и негативный баланс одномоментно восстанавливался. Он уже несколько дней не появлялся, что позволило плюсикам уйти в отрыв.) Без учета этого фактора соотношение было бы где-то 18/6, что уже вполне разумно.
@不明,@S John@S John, словил лютые флэшбеки с камикадзеди. тем не менее сумасшедшие, ставящие миллионами аккаунтов минусики реально существуют@S John@不明,@Нaгибaтop, Так шики же оценки с МАЛа берет.@kost12000,@Нaгибaтop@PrizrakSHIZA,Если даже не смайла бы брали - это всеровно мало , что изменило думаю.
@PrizrakSHIZA, так у шики есть же и свой рейтинг@kost12000@Нaгибaтop,Еще скажи он лучше майла?
@Amanecer М,@Нaгибaтop@kost12000, Конечно лучше ибо он наш, то есть отображает мнение людей выросших в нашей культурной среде@kost12000@kost12000,Ну там хоть не фрирен на первом месте
@kost12000@Нaгибaтop,Хм ну ок. Зашел ради интереса на анидб. И там 7 рейтинг по отзывам.
Меня не парит ее высокий рейтинг, как многих.) Парит только, что перебор с разговорами о ней и все.
И да для меня лучший рэйтинг - это 7. Для любого хорошего аниме.
@Amanecer М,Сомнительно это.) У нас уже все скатилось в западные вкусы. Так же помешаны на исекаях.
А про то, что ты говоришь. Таких меньшинство.) Либо деды уже.)
Отдельный респект за подробный разбор смысла названия. Я прям чувствовал что оно где-то в этой области, и мне больше понравился вариант перевода на русский "Маленький человек", как отсылку на отечественную литературную традицию.
Я кстати, Хёку не смотрел, а но данный тайтл мне очень зашёл. Видно же, что история прорисована и продумана до мелочей, надо только вдумчиво смотреть, не говноисекай на экране.
плюсег - поставил.
@S John,@Пазу@Zdesь был Leo, спасибо.@Пазу,@Zdesь был LeoПричём, даже "новый маленький человек" или "обычный человек" рассказов Зощёнко и др. сатириков XX века не подходят, ибо это обыватели, которые зачастую не умют ценить то, что у них есть, и мечтают о большем, но, ничего толкового не делая, лишь ругают обстоятельства или пытаются показать другим, что у них всё замечательно. (это если н берём просто чудаков, которых не воспринимают другие, как в "Критиках" (от таких чеховским "Ионычем" веет)).
Мне вот как раз анализа этого момента и не хватило. Упоминание старой традиции есть, но разбора значения в словах и действиях персонажей нет. Ведь тут у нас как раз необычные люди, которые изо всех сил стараются вести обычную жизнь без причуд, хотя это, как видим, не очень-то у них получается. Т.е. кинотрадиция "маленьких граждан" для них является этаким образцом тихой мирной жизни, к которой они стремятся. По крайний мере, для Дзёгоро.
@S John, что ответишь на критику?@S John@S John, я идейно и принципиально сначала смотрю тайтл, потом знакомлюсь с мнением о нём от других людей.@S JohnТема «М.ч.» имеет интернационально распространение, а ее истоки относятся к глубокой древности...
Последовательно разрабатывалась тема «М.ч.» в русской литературе 19 в., особенно после «Станционного смотрителя» (1830) А.С.Пушкина...
Конвульсии и гибель «М.ч.» в сетях обезличенных, отчужденных и беспощадных сил — тема многих произведений западной и русской литературы (Ф.Кафка, Дж.Джойс, А.Камю, М.Зощенко, А.Платонов).
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Ред. А.Н. Николюкин, Интелвак, 2001 — Ст. «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»
Кроме того считать данное утверждение априори истинным не совсем корректно. Классический пример — отнести Сэндзёгахару к архетипу цундере только на основании ее слов. Я же с самого начала сделал акцент на более сложных вещах.
Другой вопрос, почему в работе я не формулирую эту идею сразу, в первых строках? Потому что не желаю раньше времени раскрывать интригу.) Структура статьи в какой-то степени следует структуре рецензируемого произведения:
@ПазуЖелание казаться "маленькими людьми" разве делает их таковыми? На людей низкого соц. положения они не похожи, судя по кол-ву скушанных тортиков. Это просто незаурядные детишки, которые играют в игру "мы самые обычные".
Ясно. Визуал тебе интереснее диалогов и сценария. Может быть, у меня профдеформация, но я наблюдаю, что люди (маленькие, особенно ) визуальную часть воспринимают куда лучше текста.
Может быть, наиболее склонными к насилию?
@S JohnЯ прекрасно понимаю, что основной читатель рецензий принадлежит к той же самой аудитории, что и зритель, поэтому лучше всего воспринимает критику, созданную на основании изучения примитивных текстов аниме. Но я не каждый раз в настроении опускаться до его уровня. Да, обычно я стараюсь предельно упрощать свои статьи, но здесь изменил своей привычке.
@S John, посмотрел Хёку, а сразу после Маленького человека/гражданина. Остался очень доволен.Связываю это с тем, что ранее не был знаком с бытовым детективом как таковым. Даже в этом тайтле мне больше понравились бытовые эпизоды про какао, пончики, шарлотки и т.д., чем про магистральную идею становления маленьким человеком.
Занятен факт того, что
Спасибо за рекомендацию, надеюсь продолжение не разочарует. Порекомендуете что-нибудь схожее?
@S JohnСреди похожих часто упоминают Зарэгото, который ИМО не очень близок, но имеет культовый статус прежде всего благодаря кооперации Нисио/Шафт, так что посмотреть в любом случае стоит. Из жанра cozy mystery может имеет смысл попробовать недавний Монолог фармацевта, я смотрел его с удовольствием. А вот настоящих бытовых детективов я не припомню. Наверно надо спросить
@Пазу, вроде бы он составлял список детективов.