С каждым годом аниме приносит всё больше и больше доходов. Это было заметно даже в ковидные времена, но давайте подумаем, как себя чувствуют аниматоры и все причастные? Гаку Нарита, исполнительный директор по оригинальному контенту для Японии в The Walt Disney Company, недавно заявил в интервью The Hollywood Reporter: «Богатеют не только избранные, художники на местах тоже начинают зарабатывать приличные деньги».
Действительно ли это правда? Первая проблема с ответом на этот вопрос заключается в том, что во всей аниме-индустрии не существует фиксированной оплаты. Всё зависит от отдельных студий, работодателей, которые обговаривают бюджет с индивидуальными подрядчиками. В отрасли, которая в значительной степени зависит от фрилансеров и аутсорсинговых студий (часто базирующихся за рубежом, со средними ставками ниже, чем у их японских коллег), это означает, что повышение заработной платы в значительной степени зависит от результата переговоров, а не от давления со стороны внешних сил или государства.
Общение с подрядчиками, работающими в настоящее время в отрасли, рисует неоднозначную картину. Возможно, ближе всего ситуацию можно описать так: «Некоторые художники могут договориться о бо́льших выплатах на некоторых проектах, в зависимости от состояния бюджета релиза и общего графика».
Прежде чем перейти к деталям, одно можно сказать наверняка: за последнее десятилетие бюджеты на производство аниме резко выросли. В настоящее время это отображается в более высоких затратах на лицензирование: по словам Криса Макдональда из Anime News Network, лицензия на высокобюджетный релиз в Северной Америке может стоить $250 тысяч за эпизод, что примерно соответствует производственному бюджету многих сериалов, хотя производство некоторых аниме может обходиться в $500 тысяч за эпизод. По данным Media Development Research Institute Inc., производство среднестатистического телевизионного аниме-эпизода в 2010 году обходилось примерно в $140 тысяч.
Когда Netflix впервые всерьёз занялся аниме, ходили разговоры о том, приведёт ли это к улучшению условий труда и заработной платы, но, по словам инсайдеров отрасли, подобных изменений не наблюдалось. Дизайнер персонажей аниме «JoJo's Bizarre Adventure: Diamond is Unbreakable» Terumi NishiiТэруми Ниси в 2020 году заметил: бюджеты релиза могут быть в два или даже в три раза больше обычного, но зарплата аниматоров останется такой же. В прошлом году аниматор Ippei IchiiИппэй Итии заявил, что MAPPA, работавшая тогда над аниме для Netflix, предлагала работникам 3800 иен ($34) за серию, и, учитывая среднюю ставку от 3800 до 7000 иен, это был порог ставки.
Несколько дней спустя MAPPA опубликовала заявление, в котором утверждалось, что она не занималась принуждением аниматоров и что зарплата определяется в каждом конкретном случае. Всё вышенаписанное ещё раз указывает на основную проблематику вопроса: независимо от того, кто платит, не существует систематизированного стандарта для распределения этих сильно колеблющихся бюджетов.
То же самое можно сказать и об аниме, финансируемом Disney. По словам Джуна Сугавары, руководителя Организации поддержки аниматоров (Animator Supporters advocacy group), младшим аниматорам, работавшим над аниме «Star Wars: Visions», платили 250 иен (примерно $2,25) за кадр. По его словам, это не просто мало — это норма.
Сугавара считает, что именно управленческие должности получили наибольшую выгоду от бюджетной инфляции из-за недавней политики реформирования сферы труда по всей Японии. «Это привело к улучшению отношения к должностям, которые обычно занимают штатные сотрудники, например, менеджеры, — сказал он. — Большинство аниматоров нанимаются в качестве подрядчиков, и это означает, что они не могут извлечь выгоду из государственной реформы».
Однако даже многочисленные жалобы не означают, что никто на местах не видит преимуществ от решения правительства, а руководители просто прикарманивают все деньги. По словам отраслевого аналитика Тадаси Судо, студии нуждаются в более солидных бюджетах больше, чем когда-либо, и сразу по нескольким причинам. Их суть состоит в следующем: из-за растущего осознания проблем отрасли студии пытаются тратить больше на обучение и цифровизацию производства. Кроме того, необходимость производить достаточное количество аниме для удовлетворения спроса, даже если у студии на самом деле нет для этого ресурсов, означает, что затраты на аутсорсинг будут расти, особенно когда горят дедлайны.
По словам анонимного инсайдера, плюсом ко всему идут плохие управленцы и хромающий бухгалтерский учёт. «Многие менеджеры не умеют читать бухгалтерский баланс, не могут отслеживать денежные потоки, поступающие и уходящие из компании, не понимают важности внутренних резервов и беспокоятся только о том, чтобы жить от зарплаты до зарплаты. Поэтому, когда у них заканчиваются наличные, они соглашаются на работу над новым аниме-проектом ради получения предоплаты. Затем они сталкиваются с проблемами на производстве, и рабочее место превращается в ад. Корень трудовых проблем в аниме-индустрии проистекает из отсутствия у менеджеров способности планировать всё заранее и работать над финансовыми показателями».
Для многих студий это рисует действительно мрачную картину. Банк данных Teikoku сообщает, что в 2020 году 37,7% компаний по производству аниме оказались в минусе. Terumi NishiiТэруми Ниси по этому поводу сравнивает производственные бюджеты Netflix с дождём в пустыне: «Всё поглощает песок — этого недостаточно, чтобы заставить растения расти».
Так кто же может зарабатывать деньги?
Как и писалось в начале статьи, некоторые художники могут договориться о больших выплатах, в зависимости от состояния бюджета релиза и общего графика. Но кто эти художники? По словам Тадаси Судо, изменения больше всего сосредоточены на профессиях с нехваткой персонала, а паршивость ситуации варьируется от аниматора к аниматору. Несмотря на то, что условия труда аниматоров начального уровня, работающих в качестве сотрудников крупных студий, значительно улучшились, главной задачей ставится устранение всех существующих организационных пробелов.
В условиях кризиса перепроизводства аниме аниматоры становятся всё более ценной рабочей силой. Внештатный переводчик и координатор производства FAR (известный своим вкладом в аниме «Wonder Egg Priority») говорит, что менеджеры по производству находятся под большим давлением, и всё из-за попыток привлечь как можно больше талантов. «[Oни] значительно более отчаянны и гораздо менее опытны в плане ведения переговоров и управления финансами, и это означает, что впервые в истории индустрии аниматоры могут начать одерживать верх в переговорах о цене за кадр».
Говорят, что одному работнику удалось договориться о ставке, в три раза превышающей обычную. Это требует смекалки и готовности отказаться от изначальной суммы, но опытные художники, которые знают, чего они стоят, могут позволить себе стоять на своём с самого начала.
В то же время ответственность за согласование своей доли бюджета не должна лежать на отдельных аниматорах. Подобная система вызывает разочарование, ведь она означает, что деньги есть, но повышать зарплаты всем никто не планирует, поэтому просто идут на уступки отдельным кандидатам.
Даже при более высоком бюджете деньги не будут доходить до низших цепей производства, если никто не возьмёт на себя ответственность за это. Чтобы стандартные ставки выросли, производственные комитеты, ответственные за финансирование, должны понимать важность затрат на рабочую силу заранее и учитывать все заблаговременно.
Легко читать подобные истории и впадать в меланхолию, но не стоит забывать, что внутри страны есть люди, выступающие за реформы, которые борются и не сдаются. Растущая международная осведомлённость о подобной проблеме — один из важных факторов в процессе переговоров за закрытыми дверьми. Если Вы, как фанат, хотите помочь сложившейся ситуации, делитесь информацией и поддерживайте общественные инициативы.
Статья позаимствована из группы Шикимори во ВКонтакте
Перевод: Арсений Охрименко
Редактура: Евгения Адушева
Источник: www.animenewsnetwork.com
Комментарии
Твой комментарий
Нет, это было к тому, что нужно думать головой, а не сыпать популистскими лозунгами. Что, кстати, не отменяет возможности неплохо зарабатывать и без минимальной ЗП. Оплату на уровне МРОТ или ниже и так получают всего несколько процентов официально трудоустроенного населения, а вот что будет, если её повысить - вопрос, мягко говоря, неочевидный.
И я только что привёл пример того, что может случиться, если уйти с этим в другую крайность.
Значит руководители этих студий молодцы, как и Генри Форд. Из этого никак не следует то, что государству нужно ввести какие-то квоты или усреднённые выплаты вообще для всех аниматоров и студий, это в любом случае не решит проблему злоупотреблений. Да и те самые менеджеры тоже не идиоты, если бы все могли делать так же, как Ghibli, то этим бы и занимались, правда чего-то не выходит. Объём бюджета и прочие факторы у всех разные.
Вот именно, что к этому должны прийти сами студии, тогда те кто не сделает подобного просто не станут успешными.
Естественно, нормальный менеджер не будет стремиться к тому, чтобы у него не осталось сотрудников. Моё негодование и заключается в устранении подобной вульгарной тривиализации, свойственной таким статьям про плохих менеджеров с отсутствием конкретики.
@neyokiТак вот, о чем бишь я. Из-за абэномики стало практически невозможно заниматься производством анимации в тех темпах, которые были ранее. Зато возможно в масштабах, что привело к частичному перенасыщению. Рынок труда поимел всех в этой сфере, японцы более за дошик работать не хотят. Теперь бюджеты кусками распихивают по карманам создатели, а остатки уходят в аутсорс. Профит от лицензирования в других странах низок, так как на экспорт уходит в лучшем случае десятая часть рынка. Снижение спроса на анимацию в самой стране - вот проблема номер один.
Впереди пересмотр абэномики и отпуск инфляции, в ближайшие несколько лет в стране могут настать их "90-е". Тогда уж поднимать такую тему будет весьма смешно.
@neyoki@neyoki,@S John@TheGamer120, на то они и простые.@ManWithBox, очень любопытные замечания. А можно ли узнать, какой индекс коррупции имеется ввиду?@𝖐𝖔𝖙𝖟, а причем здесь плотность населения?@ManWithBox,@𝖐𝖔𝖙𝖟@neyoki, настоящий индекс коррупции мы никогда не узнаем, на это есть три причины. Первая, она же главная - сами японцы. За десятки лет моего знакомства с этой культурой они во всех сферах всегда рисуют цифры ближе к желаемым, чем к реальным, при чем на государственному уровне (помним Фукусиму). Вторая, не менее важная - лоббизм, там где он - там всегда "серые" схемы. Третья - рейтинг составляют организации, типа ширмочной фридом хаус, которые играют на руку штатам.Если взять существующий список по индексу восприятия, то сразу можно заметить тот факт, что самые менее коррумпированные государства это те, где у запада больше всего интересов, а самые коррумпированные - те, на кого запад навалил санкций за то, что не лижут зад западу. Совпадение?
Не буду вдаваться в политоту.
@neyoki, а причём тут коррупция или же мафия это@neyoki[comment=8459285], возможно, конечно, не мировой лидер, но сам факт преобладания в японском обществе способа улаживать практически все проблемы путем денежных подношений, о многом говорит. Ни в одной другой стране в мире я такого не видел.По поводу уровня жизни. В Японии действительно низкий уровень жизни, ниже даже, чем в России (это если захотите сравнить). Ведь основными факторами уровня жизни являются покупательная способность населения и доступность современных материальных благ. С платежеспособностью у населения проблемы, около 80% живет под расчет доходов, а в пригородах каждый выращивает себе на огороде рис и овощи - такого нет в "более отсталой России", где продукты питания во много раз дешевле. Добавить туда жопные условия труда, проблемы с жилищем, проблемы с демографией, консерватизм (до сих пор основой сми являются печатные издания), ценовая политика, про соцпомощь я даже говорить не стану, по факту её нет.
Согласно истории, чем лучше условия жизни в стране, тем проще развивать коррупцию, Дубай тому пример. Но и чем хуже - тоже проще. Страны с низким уровнем обычно имеют средний, средне-высокий уровень жизни, даже по рейтингу это заметно. А отсутствие коррупции может быть только в маленьких полисах с жесткой регуляцией, как в Сингапуре.
@aquaxsxs@neyoki[comment=8459285], Коррупция обычно широко распространена в развивающихся странах. До сих пор в политике постиндустриальных экономик они придерживались строгих принципов и пытались воплотить какой-то свой собственный социализм, поэтому они быстро развивались и перестраивались в послевоенный период. Коррупция - удел некоторых отсталых примитивных рас (в их понимании). Там никогда такого не было: вам нужна была какая-то справка, вы пошли в ближайший офис и купили ее; на вас тут же подадут в суд и больше не возьмут на работу, а тем более доверят бизнес вам. Вы понимаете, на какой основе все должно строиться в цивилизованных странах. Что, черт возьми, такое коррупция - это просто неприемлемо. Их следует немедленно поставить к стене и всех расстрелять.[comment=8459285]1800x464
При этом заработки остаются на том же уровне
[comment=8459285]Если же говорить про относительную бедность разных слоев населения, то
www.nippon.com/ru/features/h00072/
@𝖐𝖔𝖙𝖟@S John, В общем, да. За последнее время, после распада Советов, все капиталистические очень сильно скатились, как гуманитарном развитии демакратии и прав человека, так и экономическом и технологическом развитии. За последнее время только развивался Китай, и да, кстати, наверно в Китае тоже анимешный жанр должен пользоваться популярностью. Я всегда считал, что расширение рынка во всевозможные стороны, повышение уровня жизни во всех странах, может только пойти на пользу увеличения прибыли и стабильности в экономик стран.@MrZolКакое интересное откровение. Значит ли это что говно-3d современности пихается не с целью экономии и нормальное 2d нулевых обходилось дешевле?
@𝖐𝖔𝖙𝖟, Ещё великий Оруэлл указывал, что наличие благосостояния позволяют пролам тратить слишком много времени на мышление и потому главной целью любого желающего продолжить своё существование режима является уничтожение любых порождаемых прогрессом излишков ради поддержания населения в состоянии бедности и тупости. Только Оруэлл полагал методом сжигания бесконечную и бессмысленную войну, а в реальности для этого используется Bullshit Jobs. Не сомневаюсь, что при хоть сколько то пристальных раскопках большая часть "возросших затрат на анимацию" прожирается кардинально разросшимся в отрасли количеством офисных крыс.@𝖐𝖔𝖙𝖟@MrZol, Социалисты всегда дельные вещи говорили, хотя, как политики, не все хорошие; всё-таки, чтобы вас демоны не обложили - нужно больше чем социалистом быть.Если в 2019 общаясь с менеджером с 2х2, и он говорил, что у низх бюджет на одну серию 250000р на 2019 год это примерно 3500$
Можно узнать, за какой тайтл платили по 140 000 $?
@Toku Tonari@Ksenobyte, Возможно удивлю, но большая часть трат на производство серий это зарплаты. Чем они больше, тем дороже будут стоить серии. То же самое касается и озвучивания сериалов, вам нужна куча дорогостоящих популярных актеров. Ну и маркетинг, который в Японии наверняка не дешевый.И даже так, если спросить то же самое у американцев, то они скажут "Как это серия мультфильма всего за 140000 тысяч долларов? Это же сущие копейки! Как на них можно что-либо снять?". Особенно учитывая, что какая-нибудь серия симпсонов стоит по пять миллионов долларов за серию
@Ksenobyte@Toku Tonari, стоит только мечтать, чтобы у нашей анимации были такие бюджеты (((@ManWithBox, Порекомендуй что почитать по экономике пж, тоже хочу изучить...@Nyuusu Meikaa,Комитету получается, раз аниматоры работают за кошка жену и миска риса 🗿