Хотелось бы оставить небольшое предупреждение для потенциального читателя. Во-первых, данную работу рекомендую к прочтению тем, кто уже имел честь ознакомиться с приключениями медведевоськи лично, хотя и не считаю, что она будет безынтересна всем прочим. Во-вторых, и как следствие из первого пункта, в статье содержатся спойлеры, если вас это каким-либо образом страшит, то чтение очевидно не рекомендуется.
Постмодернистская парадигма подарила европейской культуре массу интересных концепций, которые, хоть и являются по сути своей лишь деконструкцией идей и течений минувших парадигм, все-таки имеют некоторый общий дух, свое неповторимое и несвойственное ни одной из предыдущих парадигм настроение. Философия экзистенциализма XX века ни в коем случае не является исключением. В данной работе под первой волной экзистенциализма я буду подразумевать религиозный экзистенциализм Кьеркегора, под второй – постмодернистский экзистенциализм Сартра, а сущность третьей волны я постараюсь раскрыть по ходу повествования.
Для отделения третьей волны от всех предыдущих, необходимо понять по какому принципу была отделена первая волна от второй. Собственно, это заметно уже по названиям: Кьеркегор был приверженцем религиозного экзистенциализма, который предполагал познание христианского Бога не посредством разума, тем самым признавая трансцендентную природу Его, а через существование или же экзистенцию. Экзистенцианированию человека (= познанию Бога), по мнению Кьеркегора, ни в коем случае нельзя было мешать. Его философия предполагала полную свободу личности и выбора, что выводилось Кьеркегором напрямую из Писания, а также первичность Бога и существования перед сущностью. Данные позиции заложили фундамент для второй волны экзистенциализма, однако, как и многие другие идеи, были подвергнуты деконструкции.
Наиболее важная деконструкция произошла в работе Жана-Поля Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». В ней он упразднил Бога как такового в прочтении философии экзистенциализма, сняв максиму Кьеркегора:
Бог → Существование → Сущность
и перейдя к своему положению:
Существование → Сущность
Весь экзистенциализм ХХ века строится на принципе первичности существования (этот принцип можно пронаблюдать в работах самых разных экзистенциалистов: от Камю до Хайдеггера), что значит полное отрицание детерминизма и взятия человеком ответственности за свои поступки. Тезис религиозного экзистенциализма о полной свободе человека не претерпел серьезных изменений, однако теперь ее обеспечивает не Бог, а сам человек. В связи с этим появляется чувство заброшенности (Бог оставил человека) и отчаяния (человек несет ответственность за себя и свои действия).
Вторая волна экзистенциализма недолго была в философском мейнстриме, ее довольно быстро вытеснила более стройная аналитическая философия. В чем же была её главная проблема? На мой взгляд, самая важная ошибка Сартра – отрицание факта существования какого-либо детерминизма в принципе. Согласитесь, довольно забавно, что философия, имеющая претензию хоть на что-то, в ХХ веке не берет в расчет существование естественных наук (например, биологии).
И вот тут мы наконец-то переходим к произведению, упомянутому в названии работы. «Эксперименты Лейн» сложно назвать типичным аниме даже в рамках своего жанра, не говоря уже обо всей индустрии в принципе. В нем крайне интересно раскрыта тема слияния разума человека с компьютером, авторы буквально не делают между ними никакой разницы. По началу кажется, что мы наблюдаем за жизнью обычной школьницы, однако вся эта обычность быстро уходит, когда мы осознаем, что в том мире граница между «реальностью» и Сетью попросту перестала существовать. К этому осознанию нас подводят постепенно, от этого эффект некого экзистенциалистского опуса становиться лишь сильнее.
Завязка аниме демонстрирует нам типичную «пограничную ситуацию» по Сартру, Лейн столкнулась со смертью: девочка из школы, в которой она учится, совершила суицид. Далее происходит первое значимое столкновение с Сетью, Ивакура получает сообщение от мертвой девочки, в котором та сообщает, что не погибла, а, используя словесный инструментарий данной работы, изменила способ своего существования, то есть перешла в Сеть. Это происшествие сподвигает Лейн начать интересоваться компьютерами, с которыми она, как сообщается зрителю, раньше почти не взаимодействовала.
Вообще в сериале есть несколько таких моментов и чем ближе к финалу, тем понятнее становится, что это вовсе не альтернативные версии, а другие измерения существования оригинала. В этом аспекте заключается первая черта Ивакуры, как идеального с точки зрения экзистенциалистов существа – ее существование многомерно. Наиболее наглядно это можно объяснить, проведя аналогию с христианским Богом. Он триедин, то есть существует одновременно как Бог-отец, Бог-сын и Святой дух, Лейн существует так же, отличие лишь в том, что Сеть позволила ей быть не триединой, а бесконечно единой, ее есть столько, сколько нужно и во всех ее Я содержится одинаково много ее. Это принципиальный момент, который наследуется экзистенциализмом от философии Кьеркегора.
Пройдя пограничную ситуацию и встречу с собственной экзистенцией, та часть существования Лейн, которую мы видим, как главную героиню аниме, можно сказать забрасывает в новый мир (на самом деле он остается прежним, но новая информация полностью меняет восприятие его Ивакурой) о котором конкретно она, как единица существования всеобщей Лейн, ничего не помнит. Однако помнит она или не помнит – не имеет никакого значение, ведь в игру вступает максима Сартра, по которой существование всеобщей Лейн предопределило сущность той, за которой мы наблюдаем. В итоге она делает, то что делает (вероятно она делала это уже много раз в прошлом), не совсем понимая истинного смысла своих поступков (существование слишком опередило сущность).
В аниме есть еще один довольно значимый персонаж Масами Эйри. Это талантливый сетевой инженер, который добрался до результатов экспериментов по использованию экстрасенсорных способностей детей. На основе полученных результатов Эйри нашел способ создать цифровую копию сознания человека, которая постоянно синхронизировалась бы с физическим оригиналом с помощью резонанса Шумана. Подключение всех людей к Сети стало основной целью Масами, для этого он заключил сделку с крупной корпорацией, однако из-за разногласий был уволен. После увольнения он совершил суицид и стал, вероятно, первым человеком, уничтожившим оригинал своего сознания, оставив лишь цифровую копию. Эйри в сериале выступает в роли классического персонализированного божества, он постоянно апеллирует к пророчествам, его сторонники образовали хакерскую группу «Рыцари» (аналогия с тамплиерами). Однако не стоит забывать, что «если бы кошки выдумали бога, то он был бы котом», вот и Эйри несмотря на свое сетевое могущество существует как человек, более того, взаимодействуя с Лейн, направляя ее по тому пути, который предлагало ей пророчество (Лейн должна была стать агентом, который переведет сознание всех людей в Сеть, то есть исполнит цель Эйри), он воспринимает ее как человека, хотя ему известно о ее истинной природе. Этот персонаж, как художественный образ, призван показать слабость старых премодернистских божеств перед принципиально новым идеальным существом третьей волны экзистенциализма.
В чем же заключается сущность третьей волны и чем она отличается от всех предыдущих? Как мы помним, все предыдущие экзистенциальные теории рушились из-за детерминизма. Кьеркегора от него защищал Бог, но Бога не стало и теория исчезла. Сартр просто начал его отрицать как постмодернист, за что был раскритикован, а его теория уничтожена. Лейн же справилась с детерминизмом просто перейдя в иной план существования – информационный. Математика абстрактна, внутри математики вас не достанет ни биологический, ни физический, ни любой другой вид детерминизма. Масами Эйри это только понимал, Ивакура же начала существовать внутри этого понимания, она познала это так, как Кьеркегор предлагал познавать Бога. Существуя в плане, лишенном детерминизма, Лейн смогла сама менять свою эссенцию и экзистенцию, то есть стала абсолютно ответственной и абсолютно заброшенной, ибо никто ей не мог противостоять. Любое противостояние заканчивалось тем, что Ивакура просто выписывала проблему из своего бытия (иногда даже не осознавая этого). Ее борьба с Эйри носила скорее характер смены, смены старого, слабого антибожества новым идеальным экзистенциалистским существом.
Подытожим. Собственно, мною было выделено основное отличие между волнами экзистенциализма – способ борьбы с детерминизмом. В результате анализа идеального существования Лейн в рамках третьей волны, можно сделать вывод, что современные экзистенциалисты, вероятно, нашли наиболее оптимальное решение извечной проблемы их философии. Уничтожение естественного детерминизма невозможно при существовании в естественном (реальном) мире, который к тому же лишен метафизических существ (вроде Бога). В связи с этим необходимо открыть новый «мир идей», основанный на абстрактной математике и существовать внутри его. На мой взгляд, это единственное рабочее решение проблем экзистенциализма как культурной и общественной идеи, его дискурс в принципе имеет смысл только в таком мире.
Комментарии
Твой комментарий
@RavvinZilberman, ух, мне прям страшно было открывать. Думала, обматеришь.Сегодня беседовала про экзистенциализм с криминальным психологом, специализирующемся на диссоциативных расстройствах. Надо переварить, чтоб что-то стройное выстроить. И твои слова я еще обмозгую. Спасибо, это очень интересно.
@RavvinZilberman@kaurka, и тебе спасибо.Это авторы аниме сами сказали?
Рыцари в аниме это аллюзия на группу Knights of the Lambda Calculus, которая была мемом в среде пользователей языка Lisp, на котором писала и Лэин. Связь с тамплиерами. если нет пруфов очень сомнительна.
@RavvinZilberman@rainfog, мем про рыцарей лямбды сам по себе содержит отсылку к тамплиерам. Я не слишком погружен в сообщество англоязычных лисп программистов, но если просто прогуглить эту группу, то почти на каждом ресурсе будет упоминание о том, что название отсылается в том числе и к тамплиерам.@rainfog@RavvinZilberman, Даже если так, в Лэин никакой отсылки к тамплиерам нет. Есть отсылка именно в этим лисп-хакерам.@RavvinZilberman@rainfog, нет, если там отсылаются на то, что отсылается к тамплиерам, значит там есть отсылка к тамплиерам просто по закону транзитивности. Но вообще это довольно пустой разговор, потому что какие отсылки есть, а каких нет -- по большей части вопрос интерпретации.@RavvinZilberman, ####### - нечеловек@RavvinZilberman@flanchan, не знаю, что там было написано, но вроде база.@flanchan@Batrachomyomach@RavvinZilberman, База, десу~@mond92, нифига вы молодец. Платон - это вершина философии вообще, его диалоги читают вот уже больше 2 тыс. лет и все никак не могут исчерпать интерпретации и объяснения его философского учения. А вы раз - и освоили. Об этом надо книжку писать, на самом деле.@mond92@Batrachomyomach, я не говорил, кажется, что освоил, написал что осилил прочитать только.Да и то далеко не все диалоги, "Государство" и ещё штуки четыре сверху.
@Batrachomyomach@mond92, без шуток - это круто. С таким багажом потом можно потихоньку двигаться уже дальше. В конце концов, сказал же кто-то из англичан (Уайтхед? Запамятовал), что вся европейская философия - это один большой комментарий к Платону.@RavvinZilberman@Batrachomyomach, диванон, блин. Студент:3@Batrachomyomach@RavvinZilberman, да нормальный студенческий текст у вас. Есть куда расти. Смотрите на обсуждение здесь как на возможность внести правки, расширить и углубить анализ.@RavvinZilberman, нахожу забавным этот контраст между – студентами факультета философии и обычными работягами.Разводить такую философскую графоманию (графомания - не самое корректное выражение, но читать про философию экзистенциализма в статье про аниме, на анимешном сайте...) было лишним, неужели нет клуба - любителей плаванья во всей этой "воде"?
И вообще мой вам совет - горе от ума, лучше бросайте это дело, а нето вдруг мочу из сапог пить начнёте.
@удалёный акаунтРазмышления интересные и таких нужно побольше, чтобы единомышленники не стеснялись выходить на подиум чаще чем раз в никогда. Весьма естественно, что контекст обуславливает темы для мыслительной жвачки. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Поэтому и требуется систематическое реформирование постироничного монастыря, где сейчас нормальным считается переливать из пустого в порожнее едкие споры ради споров о несовпадении вкусов, но редкие познавательные статьи, дающие возможность посмотреть на вещи под иным углом, оборачиваются в ярлык псевдоинтеллектуальности и подвергаются зачаточному остракизму вследствие защитного механизма психикой анти-псевдоинтеллектуалов осознания своего несоответствия порогу входа в понимание вещей, о которых ведется речь.
Занимательно наблюдать софистику тех, кто обесценивает хирургические операции бритвой Оккамы над тайтлами типа Евы (не дай бог упомянуть, что финальная комплементация может выступать неплохой иллюстрацией экологического общества Букчина, сразу накинут ярлычок ШУЕ), приводя в качестве аргумента искаженные реплики из интервью создателей, утверждавших, что никаких подобных смыслов, какие обнаруживаются щепетильными фанатами постфактум, они не закладывали. Раз уж находимся в контексте экзистенциализма, то Камю есть что сказать на этот счет: "Мы рассматриваем логику сознания, исходящего из философии, полагающей мир бессмысленным, но в конце концов обнаруживающего в мире и смысл, и основание". Это доказательство от противного экстраполируется на область массовой культуры. Не так важно, какой смысл закладывается в произведение сознательно. Важна открытость интерпретаций для людей, каждый из которых неизбежно обладает собственным жизненным опытом и уникальным образом может скомпилировать знания из круга своей эрудиции в нечто новое. Важно, что создатели даруют зрителям свободу. Свободу в действии, в возможности породить нечто новое. Свобода требует виртуозности, а виртуозность может быть явлена только перед аудиторией, так же как исполнение музыки скрипачом требует тех, кто будет музыку слушать. Утверждение, что интеллектуалы должны молча отсиживаться, обитая в своем interior domus, не имеет под собой никаких оснований (за исключением личной неприязни) именно за счет существования необходимости делиться смыслами и показывать свою точку зрения для реализации свободы.
Меня триггерит поддержание огонька имплицитного общественного запрета на свободный доступ к публичному пространству, где свобода как виртуозность может себя явить. Поэтому мой вам непрошеный совет – не слушать непрошеных советов. Правильное дело вы делаете, развивая идею геймификации стыка гуманитарных и математических дисциплин. Как по мне, это именно то, что требуется современному разуму, страдающему переизбытком стимуляции от разного рода контента: применять нейронные рельсы философии для повышения качества проглоченных маняме, игр, 'вставьте свой яд' с одной стороны, и с другой – за счет тесного взаимодействия развлекательного контента с областью исследований серьезных дядек повышать глобальный уровень заинтересованности в скучных/взрослых/сложных сторонах жизни, в нынешних реалиях используемых большинством скорее для пропитания, нежели воплощения личностного потенциала.
@dmoloshy, +