Комментарий #11213695

Томас Д. Райан
@AgatZan,
Именно поэтому, в случае споров, так часто встречаются ad hominem и прочие логические ошибки, ибо человек рационален. на всякий случай предвосхищу, не полностью рационален.
Проблема в когнитивных искажениях, а не в структуре логики. То, что человек совершает ошибки в логических рассуждениях, не означает, что логика ему чужда. Это лишь подтверждает, что человек не совершенен.
Значит, если для движения к истине надо прибегать к неудобной логике, ее необходимо упразднить в пользу более сподручного инструмента.
Если «неудобную» логику отбросить, то чем ты её заменишь? Эвристикой? Интуицией?
Тем, что вы маскируете за логикой процесс действия, поиска улик, опрос подозреваемых и прочее. Логика тут инструмент непротиворечивости. Мол, так и так в наших выводах противоречий нет. А потом, оказывается, что вывод не противоречив, но ложен. Ибо все указывает на Холмса, а виноват Мориарти. Например по случаю взятки.
Это проблема не логики, а входных данных. Если ты кормишь систему искажённой информацией (взятка, подставные улики), логика выдаст соответствующий результат, но логика никогда не гарантирует абсолютной истины. Она гарантирует непротиворечивость вывода при корректных предпосылках.
Мол, так и так в наших выводах противоречий нет. А потом, оказывается, что вывод не противоречив, но ложен. Ибо все указывает на Холмса, а виноват Мориарти.
Ну конечно, потому что её задача не в том, чтобы предсказывать реальность, а в том, чтобы структурировать информацию и проверять взаимосвязь. Пример:

Факт: Улика №1 указывает на Холмса.
Факт: Улика №2 указывает на Холмса.
Логика: Холмс — подозреваемый №1.

Что тут неправильно? Данные-то указывали именно на него. Ошибка будет на этапе сбора данных или интерпретации, а не в логическом выводе.
Что оооочень часто встает граблями в естественных науках, хотя на самом деле это вообще никак им не мешает.
Но это проблема сложности моделей и пределов наших знаний, а не проблема логики как инструмента.
Я же в первую очередь об этом говорю, что логика не избыточна в вопросах практики, а истина определяется по ней+аксиомам о практике(физике+метафизике+гносеологии)
Спасибо, Кэп. Но вот загвоздка: аксиомы физики в итоге выводятся через наблюдения и эксперименты -> логика нужна, чтобы связать факты с теорией. Метафизика. Вот тут уже мягко говоря проблемы: метафизические аксиомы часто неверифицируемы. Ты можешь считать их «истиной», но это будет субъективное восприятие, завязанное на философскую школу (кантианцы против спинозистов, например). Сама гносеология базируется на логических принципах, таких как «истина = соответствие». Т.е. ты зависишь от логики больше, чем хочешь признать.
Секрет Полишинеля, но ни 1 научное открытие не может противоречить ее натурфилософским основам, в которых мы лишь убеждаемся.
Кто мы? В чём именно? Как ты определяешь, что «убеждение» в натурфилософских истинах не является просто когнитивным предвзятым суждением?
Вот вы прибегаете к допущениям религия есть философия без логики(которая является пустым термином)
Без логики ты бы даже эту фразу не смог сформулировать.
А я, тогда, знание ни есть подлинное знание, покуда в нем есть частица веры. И кека в том, что от веры невозможнони у кого не вышло, Картезий пытался пытался, да допустил веру. Мы мыслим, оказывается. избавиться.
Интересное заявление, но у меня к тебе вопрос: а как ты определяешь «веру»? Если вера — это принятие чего-либо без достаточного обоснования, то она как раз противоположна знанию. Знание, по определению, базируется на верифицируемых данных, а вера — на субъективных убеждениях.
А так как логика зиждется на вере, значит она приобретает игрушечный характер
Логика не требует «веры» в классическом смысле, она требует аксиом — утверждений, которые принимаются как базовые для построения системы. Да, аксиомы не доказываются, но они не «верой» взяты, а выбраны так, чтобы быть: 1. Полезными. 2. Практичными.
Логика, этакий паразит, глубоко въелся под корку.
Тогда почему ты используешь её прямо сейчас? В каждом твоём аргументе, в каждой твоей попытке доказать своё мнение ты опираешься на логическую структуру: тезис → аргумент → вывод.
Ну, если судить вообще, человек не рационален пока не доказано обратное. Вообще говоря это и не значит, что человек является иррациональным. Имеется лишь факт неоднозначности.
Это утверждение вообще не операционализируемо: как проверить степень этой самой неоднозначности? Если утверждение остаётся настолько размытым, то оно теряет любую аргументационную ценность.
А чтобы это доказать, что надо?
Она не нуждается в верификации внутри системы, потому что сама система надстроена на ней.
Правильно, а как убедиться в ее верности
Ответ прост: верность аксиом определяется их полезностью.
но через другую аксиоматику.
А ничего, что аксиоматика по определению не требует доказательства? Она создаётся как основа, не претендующая на абсолютную истину, но оцениваемая через её полезность и непротиворечивость. Если каждая аксиома требует другой аксиоматики, это не означает, что мы ничего не можем доказать. Это просто напоминает нам о том, что знание строится слоями. Физика базируется на математике, которая базируется на логике, которая базируется на философии.
Так, содержится ли множество всех множеств в самом себе?
Вопрос: зачем ты тянешь сюда парадокс Рассела? Оно бессмысленно без конкретной формальной системы. В Зермело-Френкеля? Нет, не содержится. В теории типов? Тоже вряд ли. Это вроде как задавать: «Если я всегда вру, то правда ли, что я вру сейчас?» — классическая самореференция, которая разрушает логику текущей системы. Но это не значит, что логика «сломана». Это значит, что вопрос вне её рамок.
Ответы
sanketsuame
sanketsuame#
Но вот загвоздка: аксиомы физики в итоге выводятся через наблюдения и эксперименты -> логика нужна, чтобы связать факты с теорией. Метафизика. Вот тут уже мягко говоря проблемы: метафизические аксиомы часто неверифицируемы. Ты можешь считать их «истиной», но это будет субъективное восприятие, завязанное на философскую школу (кантианцы против спинозистов, например). Сама гносеология базируется на логических принципах, таких как «истина = соответствие». Т.е. ты зависишь от логики больше, чем хочешь признать.
Ты выдаешь субъективные интерпретации философских школ за универсальные ограничения познания, игнорируя, что метафизические аксиомы не обязательно требуют верифицируемости, поскольку их функция — не быть "истиной", а задавать структуру, в рамках которой эмпирические истины становятся осмысленными; твоя зависимость от логики — это лишь удобная иллюзия консистенции, обусловленная твоей культурной эпистемологической матрицей, а не универсальный принцип.
AgatZan
AgatZan#
@Томас Д. Райан,
Это лишь подтверждает, что человек не совершенен.

Человек не может постоянно следовать логике -> это одна из причин ей не следовать.
Большая часть котируемых вами научных открытий в момент их предложения -- не логичны. Те, кто их развивают, делают это вопреки логике. Даже в этой анимке, старый ученый исходит не из логики, а из эстетики.

Если «неудобную» логику отбросить, то чем ты её заменишь? Эвристикой? Интуицией?
Ее этим и так заменяют. Хотя даже не так, к ним прибегают, потому что логика не отвечает их требованиям.
Ну и так, вот такой вот прикол вставлю.
Значит, если для движения к истине надо прибегать к неудобной логике, ее необходимо упразднить в пользу более сподручного инструмента. Другое дело какого. Юморески ради, но может скоро Н-град похорошеет на столько, что достаточно будет лишь на коробочном уровне просить получить следствия. Мол, о великий ЭйнштейнГПТ, я хочу решить вот эту проблему, интеллектуальную проблему помоги.

Кстати, так вы при этом тоже сами отвечаете на свой вопрос. Пользоваться тем, что работает, не смотря ни на что. Правда дальше надо понять что такое работает и почему именно это, ну это хотя бы логичнее чем проверять на непротиворечивость.


Факт: Улика №1 указывает на Холмса.
Факт: Улика №2 указывает на Холмса.
Логика: Холмс — подозреваемый №1.

Что тут неправильно? Данные-то указывали именно на него. Ошибка будет на этапе сбора данных или интерпретации, а не в логическом выводе.

А логика нам для чего? Смысл применения логики в вопросах познания, чтобы выводить новые факты, чтобы выполнить функцию движения к истине, но она в этом в данном примере не применима. Непротиворечивость бесполезна. Самолеты не падают, не потому что выкладки непротиворечивы. Непротиворечивость бесполезна, логику мы используем для получение противоречивости. Потому что, как мы знаем, из лжи следует что угодно. А теперь применим предельный переход и скажем: наша аксиома по отношению к истине ложна, но выводы это нам делать не мешает. И что тогда? Я хочу, чтобы вы на это в первую очередь ответили. Логика не помогает угадывать и применять интуицию, а вставляет лишь палки. Потому что, как мы знаем, из лжи следует что угодно.


аксиомы физики в итоге выводятся через наблюдения
Как вывести экспериментально то, что реальность существует?: Есть рука? Как вывести экспериментально то, что 100000 лет назад во-первых что-то существовало?: Углеродный анализ? Во-вторых работало по тем же правилам, что и сейчас?: Пока работает -> истинно. Это не логично, но работает, следовательно противоречивость не помогает в работоспособности.

Как ты определяешь, что «убеждение» в натурфилософских истинах не является просто когнитивным предвзятым суждением
На основании интуиций. И того, что меж строк считывается притязание к формам, которые аксиоматизируются в натурфилософии.


субъективное восприятие, завязанное на философскую школу
Забавно, но буквально это я вам и предоставляю, ваша любовь к логике субъективное восприятие, завязанное на философскую школу науки.



Сама гносеология базируется на логических принципах, таких как «истина = соответствие».
Гносеология ни на чем не базируется, если так можно сказать, это если можно назвать направление мысли, если опошлить то, данная редукция подобна тому, что физика базируется на термодинамике(ну или математике, если угодно).

Существует десятки если не сотни определений того, что есть истина.

Но это проблема сложности моделей и пределов наших знаний, а не проблема логики как инструмента.
Если я правильно понимаю, то вы сейчас говорите, "Если факты противоречат моей теории -- тем хуже для фактов."

Без логики ты бы даже эту фразу не смог сформулировать.
Как это без логики, без языка. Я же вам доказывал не все что мыслимо -- логично. Хотя помнится я также озвучил интуицию, что вы заочно любую мысль называете логичной, тогда, конечно. Невозможно не пользовать логику при передачи мысли, так как логика = язык.



Логика не требует «веры» в классическом смысле
В каком таком классическом смысле? Согласно вики. Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры; убеждённость, глубокая уверенность, в ком- или в чём-либо.

А на основе чего еще аксиомы выбираются, если не на субъективной убежденности и глубокой уверенности?
Ответ прост: верность аксиом определяется их полезностью.
Ах да точно. А это не субъективная убежденность ли? Ответ прост.
Правильно, а как убедиться в ее верности, правильно, никак, но через другую аксиоматику
Другая аксиоматика это -- Аксиома волка №1 то что полезно то и можно использовать. Вам может не нравиться это называть аксиомой, тогда вы подберете такую аксиому, по которой Аксиома волка №1 -- теорема.




Тогда почему ты используешь её прямо сейчас? В каждом твоём аргументе, в каждой твоей попытке доказать своё мнение ты опираешься на логическую структуру: тезис → аргумент → вывод.
У этого есть несколько причин.
  • Используя логику ее проблемы становятся очевидными.
  • но злые языки будут буянить, крутить у виска, намекая на несанкционированное вмешательство в их разумы, что никогда не откроются для чужестранцев, презабавная Япония выходит из закулисья. Зазвучит тихий музыкальный аккомпанемент, разбудит ждавшего усопшего. Ваше любимое, если не ошибаюсь… Будет ласковый дождь, буду счастлив едва ль, я проснусь, но мне, вас, будет немного жаль.
    ,
    Выбрался из смирительной рубашки, перепилил решетку на окне

  • Я не знаю как по другому. Если вы знаете, расскажите. Если я чего-то не знаю, то это не значит, что этого нет.

А ничего, что аксиоматика по определению не требует доказательства?
И вот я прибег к небольшому уровню художественности и тут же сталкиваюсь с тем, что ты явно не обозначил, что когда ты говорил, что будешь использовать аксиоматику для доказательства аксиомы, ты должен был явно обозначить, что то, что ранее было аксиомой, теперь является теорией.
логике, которая базируется на философии.
Так логика же.
Без языка, который связывает их в систему, они — просто пиктограммы на бумаге.

А ну и да, физика не базируется на математике, она базируется на практике. Тут та, же проблема, валидная физическая математическая конструкция может оказаться не валидной в "Реальности". То, что нынче удобно использовать математический язык физикам, как с логикой, ну так случилось, обязательно должно быть так -- нет.


Это значит, что вопрос вне её рамок.
Собственно, вопрос поставлен так, обязан ли лежать проблема познания в рамках логики. По моему так. Хотя, тут, наверное, поднимались скорее что-то ближе к: Непротиворечивость бесполезна, логика пригодна исключительно к проверке на противоречивость.
AgatZan
AgatZan#
@Томас Д. Райан,
Когда доктрина утверждает, что истина невыразима словами, она, парадоксально, делает это через слова.
В этом и прикол. "Почему ты используешь нелогичную систему в пример нелогичной системы."

Логика не требует слов. Она работает с символами, структурами и отношениями.

Слово — это сочетание звуков и букв. И вы, кажется, путаете математику с логикой, потому что в чем тогда разница с математикой.

А теперь скажи, можно ли одновременно отрицать инструмент (речь, а с ней и логику) и пользоваться им
В дзене утверждение «логика неприменима»
Да, так как это не инструмент достижения истины, это указатель. Только вот они как раз им не пользуются, они прибегают к более прогрессивным методам обретения истины, пробуждение от умиротворяющей медитацией отработка палкой по хребтине с животными выкриками.

Не в дзене утверждается, а я утверждаю о том, что в дзене. И очевидно, что суждение вы можете распарсить логически. Тут смысл в том, что этот процесс бесполезен и не приводит к просвещению.

А кто сказал, что её нельзя обосновать? Любое утверждение, включая твое, само нуждается в обосновании, если оно претендует на значимость.
Бремя доказательства лежит на том, кто дает ассертотическое суждение. Я дал скептическое, усомнившись в том, что истина является обоснованной, что вы подразумеваете, когда продуцируете умозаключения.

Да и отвечал я на это. Тут как с истинной демократией, можно проголосовать, чтобы от нее отказаться, так и тут достаточно принять аксиому, которая разрешает истине быть не обоснованной. Я принял аксиому, которая это делает, qed. А дальше логика не имеет к истине никакого отношения и имеет исключительно эстетический характер.


Ибо ты не можешь её проверить, обсудить или применить.
Аксиома о свойствах истины? Или теорема о свойствах истины, выводимая из аксиомы о том, что то, что сподручно, то и имеет право быть выбрано.

На самом деле даже в этом разговоре, логика лишь мелькает, и вроде мы что-то обсуждаем, какие-то цитаты, может можно проверить даже.


Никто и не говорит, что она обязана.
Вы, буквально, абзацем выше.


чем она вообще отличается от вымысла?
А кто сказал, что она отличается чем-то от вымысла? Ну, я с вашего позволения прибегну к интуиции и скажу, что тут запрятана догма.


Такой логике не хватает универсальности, ведь она ограничена догматами, которые не подлежат критике.
В самое сердце. Логика ограничена догмами(аксиомами), чтобы она работала, которые не подлежат критике. Так чем ваша логика отличается от их, тем что у вас во главе угла правильные догмы? То, что догмы, я готов согласиться, но принять то, что они правильные не получается ибо с чего.

Если аксиома не подлежит проверке, то логика превращается в ритуал.
Как вы проверите аксиомы, если аксиомы принимаются буквально на веру и никак иначе. Если аксиома принимается не на веру, то это теорема. Ну и тут уже можно зафиксировать признание -- логика = ритуал. Поди еще немного рассуждений и религиозности науки перестанет удивлять, еще пару и религиозность науки станет интуитивно очевидно априорной.

Это сказали сами философы
Вы же понимаете, что это не универсально. Один философ сказал, что надо 30 лет на печи "фимоз растягивать" и что.


Даже континентальная философия работает с логикой, просто делает это иначе — через деконструкцию, феноменологию или диалектику.
Получается все что мыслица это логика?

Все киты — пузыри — это допущение, не подтверждённое практикой
Если логика не работает без практики, логика бесполезна, потому что практика работает без логики.

А вообще, с какой практикой работают математики? Что вы можете сказать о практике гомотопической алгебры и прочих резольвент. Стоп, а зачем даже туда, вот мы можем взять философов, которые используют логику, откуда там практике взяться?
Вася — кот, значит, он пузырь — это формально правильно, но содержательно бессмысленно
Кажется тут можно сказать, вы начали ощущать проблему логики. Потому что логика не видит разницу в содержательно бессмысленном и осмысленном. Оно же.
Это проблема не логики, а входных данных. Если ты кормишь систему искажённой информацией (взятка, подставные улики), логика выдаст соответствующий результат, но логика никогда не гарантирует абсолютной истины. Она гарантирует непротиворечивость вывода при корректных предпосылках.
А откуда вы корректные предпосылке берете, от Бога?


: предупреждение. п.8 правил сайта, оффтоп.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть