Помните: Абсолютно объективно оценить любое произведение искусства, включая аниме, невозможно. Даже самая продуманная система с числовыми критериями остается субъективным инструментом. Всегда найдётся кто-то, кто не согласится с вашей оценкой, даже если она основана на самой детальной и рациональной системе.
На наше восприятие аниме влияет множество факторов:
Внешние обстоятельства: Настроение во время просмотра / Жизненный опыт и возраст / Завышенные ожидания от произведения
Личные предпочтения: Любимые и нелюбимые жанры / Эстетические вкусы / Жизненные ценности
Мы, люди, уникальны: у каждого свои вкусы, предпочтения, жизненный путь и эмоциональный фон. Именно поэтому восприятие аниме — глубоко индивидуальный процесс. В очередной раз, когда ваша оценка тайтла, кардинально отличается от чужой, не стоит тратить время и нервы на бесполезные споры, пытаясь убедить другого в его «неправоте» или «непонимании». Уважайте чужое мнение так же, как вы ожидаете уважения к своему.
Наше время и нервы слишком ценны, чтобы расходовать их на доказывание неопровержимого — что мнения могут отличаться. Лучше потратить их, на поиск новых интересных историй, чем на доказательство правильности своих оценок. Любая критика и любое мнение, имеет право на существование, однако оно должно быть здравым и аргументированным, тогда и мир аниме, будет меняться в лучшую сторону.
Цель данной системы — не найти «единственно правильную» оценку, а структурировать собственные мысли и лучше понять, почему конкретное аниме вызвало у вас такие эмоции и произвело на вас такое впечатление. Используйте её для анализа, а не для споров о «вкусах». почему оно вызвало у вас такие эмоции.
Шкала оценок:
Нижмид, Не советую, посмотреть можно, но только если очень любишь жанр
В основном это малобюджетные клишированные истории.
- 1 — Ужасно. Субъективная оценка, тайтл который вызвал в вас куча негативных эмоций. Бессмысленный и халтурный тайтл, не имеющий ни художественной, ни сюжетной, ни технической ценности. Потраченное время не оправдывается ничем.
- 2 — Слабо. Плохой сюжет, слабая рисовка/анимация, шаблонные персонажи.
- 3 — Плохо. Может быть пара неплохих сцен или идей, но всё тонет в плохой реализации.
- 4 — Ниже среднего. Потенциал есть, но сюжет не раскрыт, персонажи плоские, визуал посредственный. Могло быть лучше, но что-то пошло не так.
мид, На один раз, но лучше поискать что-то получше
- 5 — Середнячок. ( «Золотая середина», ни рыба ни мясо. ) Сюжет понятный, но не захватывающий. Штампы, отсутствие глубины, невнятный темп. Смотрится «на фоне».
выполняет свою задачу в рамках жанра, доставляет удовольствие, но не выделяется чем-то особенным
- 6 — Удовлетворительно. ( Хорошо для своего жанра, но без выдающихся качеств ) Сюжет прямолинейный, герои клишированы, развитие слабое, но в целом вызывает приятные эмоции. Это «аниме для отдыха»: выключить голову и расслабиться.
вышмид, Есть идея и достойная реализация
- 7 — Хорошо. ( Выше среднего, с заметными достоинствами ) Аниме, которое выделяется качественным исполнением в одном или нескольких аспектах: интересный сюжет, харизматичные запоминающиеся персонажи, техническая часть. Персонажи демонстрируют некоторый рост или развитие. Иногда что-то не дожато — финал, ритм, атмосфера.
пик, Сильное произведение, которое выделяется даже вне своего жанра
- 8 — Отлично. ( Выдающееся произведение в своём жанре, которое превосходит большинство конкурентов. ) Оно радует почти во всех аспектах: продуманный сюжет, хорошо прописанные персонажи с заметным развитием, проработанный мир и достойное техническое исполнение. Могут быть мелкие недочеты, но они не портят общего впечатления.
вышпик, Вызывает сильные эмоции, технически и художественно превосходно
- 9 — Великолепно. ( Почти идеал, с глубоким воздействием ) Сюжет глубокий многослойный, с неожиданными поворотами и проработанным лором. Персонажи — живые, с яркими характерами, сложной мотивацией и значимым развитием. Техническое исполнение (анимация, саундтрек, режиссура на высшем уровне. Возможно, есть мелкие шероховатости, но в контексте общего впечатления они теряются.
абсолют синема, субъективный идеал
- 10 — Шедевр. ( Нет произведения, у которого не бывает минусов. Всегда можно сделать лучше и нужно к этому стремится ) Это не обязательно «идеальное» произведение — минусы могут быть, но они меркнут на фоне того, как сильно тайтл вас зацепил. Это истории, которые вызвали бурю эмоций, изменили ваше восприятие или оставили след в душе. Такие аниме становятся частью вашего жизненного опыта. Оценка 10 — это не про объективность, а про личную связь с произведением. Будьте сдержанны с этой оценкой, чтобы она не потеряла ценность.
Критерии оценки:
1. Сюжет и Сценарий (Вес: 25%)
Оценивает фундамент аниме: насколько история увлекательна, логична и глубока.- Оригинальность и логика: Уникальна ли подача сюжета? Избегает ли клише или использует их свежо? Есть ли сюжетные дыры?
- Темп и развитие: Держит ли история интерес, нет ли затянутости? Насколько глубоко раскрываются основные идеи и конфликты?
2. Персонажи (Вес: 20%)
Оценивает, насколько герои живые, запоминающиесяи значимые для истории.- Проработка и развитие: Есть ли у героев чёткая мотивация? Меняются ли они на протяжении истории: проходят через личностный рост или стагнацию, которая имеет смысл для сюжета.
- Харизма и взаимодействие: Вызывают ли герои эмоции? Остаются ли в памяти? Есть ли между героями химия?
3. Визуальная составляющая (Вес: 15%)
Оценивает анимацию, стиль рисовки и режиссуру в целом.- Качество анимации и дизайн: Плавные движения, детализированные и динамичные? Уникален ли дизайн героев? Насколько он соответствует их характерам и общей стилистике аниме?
- Фоны, цвета и композиция: Как режиссура (кадрирование, ракурсы и качество прорисовки окружения) усиливает эмоциональное воздействие и динамику сцен?
4. Эмоциональное Воздействие (Вес: 20%)
Оценивает способность аниме вызывать сильные чувства и оставлять след в памяти.- Интенсивность и послевкусие: Вызывает ли аниме слёзы, смех, гнев? Оставляет ли сильное впечатление после просмотра? Заставляет ли сопереживать?
- Запоминающиеся моменты: Есть ли сцены, которые остаются в памяти надолго благодаря своей силе, красоте или эмоциональной глубине?
5. Музыка и Звуковой Ряд (Вес: 10%)
Оценивает, как звук обогащает атмосферу и эмоциональное восприятие.- Саундтрек и эффекты: Качество оригинальных композиций OST, звуковые эффекты и атмосфера.
- Опенинги и Эндинги: OP/ED насколько цепляют и соответствуют тону аниме?
6. Темы и Посыл (Вес: 5%)
Исследует интеллектуальную и смысловую глубину аниме.- Глубина идей и актуальность: Затрагивает ли аниме важные или актуальные темы (любовь, дружба, смысл жизни)? Насколько успешно аниме доносит свой посыл? Есть ли скрытый смысл, который побуждает к размышлениям? Насколько темы актуальны и универсальны?
7. Соответствие Жанру и Инновации (Вес: 5%)
Оценивает, насколько аниме успешно работает в рамках своего жанра и вносит что-то новое.- Грамотное использование жанра: Достигает ли аниме целей жанра?
- Новаторство: Вносит ли аниме что-то новое в свой жанр? Предлагает ли свежий взгляд или ломает устоявшиеся шаблоны?
Эта система — не догма, а инструмент для осознанного просмотра. Аниме можно любить и без анализа, но если хочется глубже понять, почему одни работы трогают до слёз, а другие разочаровывают — критерии помогут. Старайтесь не превращать оценки в математическую формулу. Не игнорируйте собственные эмоции ради «объективности».
Лучшая система оценки — та, которая помогает вам лучше понимать собственные предпочтения и находить новые произведения, которые понравятся именно вам. Используйте эти критерии как отправную точку, но не бойтесь адаптировать их под себя. Главное не оценка, а удовольствие от просмотра.
Не зацикливайтесь на числах — они лишь инструмент для структурирования мыслей. Сравнивайте определенное аниме, с похожими произведениями в том же жанре: Комедию - с комедией. Романтику - с романтикой. Драму - с драмой. Психологию - с психологией. Спорт - с спортом. Детектив, Приключение, Повседневность Экшен и так далее.
Философский вопрос: Может аниме с «плохим» Визуалом, но гениальным сюжетом, получить 10/10? И наоборот, с качественным Визуалом, но простым сюжетом. Например: Клинок
@Anshin,Изменил трактовку, поздно, да и не знаю на сколько это актуально, но все же.
@Anshin@дерево чая@puet, вообще то это мое мнение объективная истина.@puet@дерево чая, привет мудрый дуб, слушай я тебя конечно уважаю но кофейные деревья лучше, как минимум они... ну они кофе делают сам понимаешьв следствие этого очевидно ты не можешь быть обьективным - quod erat demonstrandum
@дерево чая@puet, по моему объективному мнению чай намного лучше кофе.@puet@дерево чая, и тебе не стыдно?@дерево чая@puet, нет@puet@дерево чая, чудик ты@дерево чая@puet, сам такой@puet@дерево чая, не, я ж не глупое дерево что предпочитает чай кофено ладно отдаю тебе должное идти против общественного и истиного мнения всегда тяжело, так что ты не плох, гордись этим... хотя бы этим
@set0n1x, Разделение по жанрам помогает, но я хотел главным образом указать на узость подхода. Вот пытаемся мы пройти по представленной системе через оценку оригинального To heart, и что у нас получается:1. Сюжет отсутствует, сценарий посерийный и еле проглядывающийся.
2. Персонажи невзрачные, в памяти не откладываются.
3. Визуал пастельный, динамики и детализации никакой.
4. Эмоциональное воздействие минимальное.
5. Музыка как музыка.
6. Темы отсутствуют. Посыл выловить тяжело, он в лучшем случае между строк.
7. Самая обыкновенная романтика, инновации отсутствуют.
В итоге должно получаться что-нибудь вроде пятерки, тогда как на деле это одна из самых приятных картин о школьной повседневности, золотой стандарт душевной теплоты дней юности. А все потому что мы пытаемся найти здесь те свойства, которые казались рабочими в других местах. Не всем историям нужна глубина, развитие, целостность сюжета. Их наличие скорее исключение чем правило.
И отдельно стоит упомянуть, что оригинальность не есть качество. Если взять первую арку Сао, она попадет под описание как шестерки (прямолинейный сюжет, клишированные герои, слабое развитие), так и десятки (вызывает бурю эмоций, изменяет восприятие, оставляет след в душе). Арка выстроена так, чтобы однонотными историями, угадываемыми персонажами и привычными повествовательными приемами произвести эффект, сила которого как раз в простоте и заложена. С другой стороны бывают вещи вроде Kill la kill, когда и оригинально, и запутанно, и динамично, а на выходе полнейший абсурд.
@Anshin@flyoffly, Автор только задает форму, содержание в нее вливается само. Будь создание историй ремеслом, в нем давно уже были бы строгие рецепты, это была бы наука. На деле авторы не столько творцы сколько проводники приходящих неизвестно откуда образов, и разбираться в получившемся у них обычно нет ни возможности, ни желания. Будь глубина авторского понимания выше читательской, статьи с наиболее полным разбором произведений были бы так же за их авторством, чего не наблюдается. Да и пойти просто почитать интервью некоторых, товарищи лево от права в собственных историях порой отличить не могут. Толкиен так и не обьяснил, что собой репрезентирует кольцо, Лукас так и не обьяснил как устроены стороны силы. Оба пытались, да не вышло, а фандомы голову сломали, пытаясь из их слов выловить хоть какой-то смысл. Оригинальная статья о смерти автора уже хороший аргумент в пользу игнорирования его позиции, а ее позднейшая меметическая мутация вопрос только усугубляет.@flyofflyПоиск смыслов там где их нет это болезнь "Апофения"
@Anshin@flyoffly, Подобная редукционистская позиция убивает любой анализ, знаешь ли. Зачем рассуждать, если мы можем ошибаться? Зачем споры, зачем статьи. Нужно просто ждать пока абсолютный авторитет в виде автора что-нибудь заявит. Великолепный подход, очень занимательный.@flyoffly@Anshin@flyoffly,@flyoffly@Anshin, Нет. Это мнение васи-пупкина. которые считает себя самым умным и считает себя правее автора.Спрошу по другому.
Зачем что-то обсуждать, если у "каждого своя истина" - тогда и обсуждать нечего. Любое обсуждение и анализ это поиск истины, и в этом смысл, а истина не может существовать без возможности её проверить.
@Anshin@flyoffly, Люди потому и сталкивают позиции, что ощущают недовольство их неполнотой. Искания это постоянные ревизии своих выводов. Речь не о том что чужое мнение это не повод задуматься, а о том что абсолютизация такового мнения ставит в тупик собственные поиски. Сомнения в своей правоте должны соседствовать с сомнениями в правоте кого угодно другого.