Акихито Цукуси после долгой работы в достаточно крупной игровой компании решил посвятить себя созданию манги, ремеслу, в котором он сможет раскрыть свои идеи и навыки в полной мере. Думаю не стоит говорить, что показ на экранах стал для него своего рода гарантом стабильности, но при этом начал ограничивать его как автора, который теперь вынужден идти на поводу у издателя, которого интересует прежде всего прибыль.
Студия «Kinema Citrus» же решила предварительно закрепить коммерческий успех и продолжить свою лучшую адаптацию, выпустив трилогию фильмов, первые два из которых включают в себя более сжатое изложение сериала и не представляют для нас какого-либо интереса. В отличие от них, третий фильм является прямым продолжением истории, охватывая четвёртый и пятый том манги, напротив, дополняет первоисточник,
В ходе работы будут проанализированы основные сюжетные события и разобраны персонажи. Отдельно будут рассмотрены повествование и общие тенденции, режиссура и качество адаптации, а также проведено сравнение с первоисточником. Присутствуют отдельные блоки с художественным анализом визуальной и музыкальной составляющей произведения.
Рецензия предполагает, что душа читателя уже встретила свой рассвет, пройдя этот тёмный путь вместе с героями. Кстати о них...
К ранее представленному детскому дуэту Рико и Рэга добавилась пушистая Наначи, которая берёт на себя роль связиста и информатора, а также разрабатывает стратегию боя. Перенесённые ранее испытания показали героям их уязвимость и недостатки, дали понять, что нужно действовать слаженнее и осторожнее, что явно пошло на пользу, но, честно говоря, кардинально ситуация в группе не изменилась.
Разберем этот тезис на примере вступительной сцены с жуками-имитаторами. Группа стала ответственнее относиться к выбору позиции – если раньше детишки не могли нормально распределиться в пространстве, в результате чего хрупкая Рико оказывалась лицом к лицу с опасным зверем, в то время как мощный Рэг медлит где-то позади, то теперь все на своих местах и не мешают друг другу. Достигнуто это было путем введения нового члена команды в лице сообразительной и сдержанной Наначи, которая привносит порядок в группу, усмиряя пытливый энтузиазм Рико и командуя нерешительным Рэгом.
Все на своих местах: ребёнок - в тылу, робот - на передовой
Враг всегда на два шага впереди
Главным достижением всего фильма, да и, наверное, всей франшизы, является белый свисток Бондрюд. Он самый настоящий исследователь Бездны, что готов поскупиться как моральными принципами, так и жизнями людей, не брезгуя в том числе детскими, ещё не окрепшими судьбами. И всё ради правды, ради истины, ради тех открытий, что не способны совершить люди, скованные консервативными нормами, люди, что из-за своей совести никогда не смогут разгадать тёмную и таинственную природу Бездны. Об этом твердит и его прозвище, полученное от других искателей. Ведь только Лорд Рассвета (Lord of Dawn) способен пролить свет на такой непреступный, окутанный тьмой феномен, как Бездна, чем вызывает уважение у других опытных авантюристов. Даже, казалось бы, добродушный дядька Хаболг восхищается его зверскими, но крайне действенными методами.
Беспросветная тьма, прикрытая маской
Храбрые дети, не боящиеся шагнуть со мной в Бездну, сделайте шаг вперёд...
Десятки глаз, горящих неизведанным
Принципов, которые я использовал при создании персонажа Бондрюда, было два: он не лжёт и не злился в открытую. Бондрюд также был в некотором роде реакцией на стереотипных злодеев, которые поверхностно демонстрируют свою жестокость и беспричинно набрасываются на своих подчиненных.
Напоследок отмечу его голос. Тосиюки Морикава, будучи достаточно востребованным сэйю, за свою долгую карьеру озвучил множество занятных антагонистов. Именно его голосом вещает одержимый своей мечтой макиавеллист Гриффит, а также Йошикагэ Кира, маньяк-фетишист, что хочет тихой жизни. Стоит ли говорить что его спокойный, но уверенный голос отлично подошёл ещё одному психопату, плюющему на общественные и моральные нормы? Будет большим упущением смотреть фильм не в субтитрах, ведь в таком случае вы лишите себя одной изумительной составляющей персонажа.
Говоря о Бондрюде не могу не сравнить его с другим печально известным учёным в аниме-сообществе. Речь идёт о Шо Такере из «Стального алхимика». Они оба новаторы, добившиеся внушительного успеха в своей стезе, которые зарекомендовали себя в первую очередь как ужасные семьянины. Главным отличием этих деятелей науки является мотив, который как раз таки и определяет отношения зрителя к ним.
Такер предстаёт как презренный урод, который будучи государственным алхимиком, решается на изувечивание жены и родной дочери из-за страха потери финансирования и статуса. Тот факт, что он уже имел любящую семью и приличную работу выставляет его поступки как отчаянную последнюю меру, которую может совершить человек, доведённый до ручки. Ключевое здесь слово "человек". На мой взгляд, создатель химер вдохновлён реальными людьми, тихими и добрыми, незаметными семьянинами, которые внешне производят положительное впечатление, но на деле обладают серьёзными проблемами с психикой, которые порой обнажаются для окружающих наинеприятнейшим образом. В каком-то смысле именно человечность, а точнее её утрата, вызывает у аудитории такую лютую ненависть к Такеру.
Злодеи — самые сложные персонажи. Они олицетворяют всё худшее, что есть в людях и в человеческой природе. В них есть всё, чего мы боимся, с чем мы не хотели бы столкнуться в жизни.
- Том Хиддлстон
Подытожим о человечности символической сценой с последним выходом учёного. Безликое воплощением тьмы, что скрывает свою мрачную природу под маской даже во время битвы открывается нам очередным артефактом, что должен привести к победе, но не лицом. И лишь после, окончательно открывшись впервые в образовавшейся пробоине виднеется взгляд, его потускневшее зеркало души.
Позитивная и открытая девчушка, приёмная дочь Бондрюда, что на пару лет старше прибывших детишек. Именно она первая встретит героев на Идофронте и станет их единственным союзником в этом опасном месте. Прушка быстро сблизится с командой, но особенно крепкую эмоциональную связь она выстроит с дочкой другого белого свистка. Её жажда приключений, свойственная всем детям, воспылает в ней словно пламя, благодаря Рико, которая словно огниво, способна разжечь теплящийся огонь авантюризма в каждом мечтателе.
Хочешь потрогать мою шапочку?
Рико: Эй, Прушка, а что за человек твой отец?
Прушка: Почему ты такое спрашиваешь?... Он лучший папа на свете! Он научил меня стольким вещам...
Прушка: Почему ты такое спрашиваешь?... Он лучший папа на свете! Он научил меня стольким вещам...
Мэйнасторим, в быту - Мейня
Пожалуй, главной темой фильма является метафорический рассвет. Мы воспринимаем смену ночи днём как нечто фундаментальное и цикличное, как что-то, что сопровождает всю нашу жизнь. День за днём мы погружаемся в блаженный сон лишь затем, чтобы встретить очередной рассвет, который уже воспринимается не как что-то новое, а как данность.
Но в Бездне не всходит и не садится солнце, там его попросту нет. Погружаясь в сеть пещер авантюристы ненароком лишают себя зари и заката, находя в глубинах новый, иной свет, что исходит из глубин человеческих душ. И как же будет восприниматься приход невиданного света, если ранее внутри не было ничего кроме тьмы? Каким будет этот первый рассвет? Подарит ли он тепло и озарит дальнейший путь или лишь обожжёт блуждающего во тьме?
С позиции Бондрюда сейчас Бездна находится во тьме, во мраке неизвестности. Сколько тысяч лет она остаётся недоступной, неосознаваемой для людского ума и всей существующей науки в целом. Он, как учёный, хочет узнать что же сокрыто в ней, какие тайны она скрывает. Используя выверенный научный подход, он постепенно приближается к разгадке этого феномена, осознавая какую ценность представляют человеческие эмоции и желания, какой силой и потенциалом обладают людские души. Бондрюд пытается понять, на какие чудеса способна пробудившаяся человеческая сущность, встретившая свой долгожданный рассвет.
Ахх... Так вот какое оно... благословление...
Рассвет был встречен слезами радости
Эта сцена ещё и разрешает кризис мотивации Рико, что был основным в сериале
На этот ряд вопросов нам ответит Наначи. Её переживающая утрату душа находит новый ориентир в лице новых товарищей, которые своей добротой и искренностью напоминают ей времена с Митти ещё до злосчастного эксперимента. Чувство вины перед подругой, которой она так и не смогла помочь, побуждает её отказаться от мечты в пользу сохранности друзей, но у Бондрюда были другие планы на этот счёт.
Утраченное и обретённое сокровище
Ещё одной из центральных тем фильма, как бы это не было странно, является любовь и проблема её восприятия разными людьми. Речь, конечно, не о романтическом влечении, а о любви в более широком смысле, т.е. о дружбе, семье и узах, о том, на что способен человек ради своих близких. Эта тема начинает просачиваться ближе к середине фильма и, на мой взгляд, служит исключительно для переосмысления персонажа Бондрюда, обставляя его действия с более неоднозначной позиции.
Дальнейшими рассуждениями я не ставлю цели убедить вас принять его позицию, отнюдь. Бондрюд - антагонист, он негативный персонаж, который выступает против интересов героев и, следовательно, зрителя. Его бесчеловечные действия аморальны и непростительны, их нельзя оправдать. Их нельзя оправдать, но следует попытаться понять.
Как уже, наверное, уже всем стало понятно, Бондрюд одержим наукой и открытиями, это его абсолютные приоритеты, которые доминируют над всеми прочими. Деньги, слава, статус, да даже собственная и чужая жизнь - всё это не значит для него и дрянного артефакта. Он считает, что истина находится выше всех этих ценностей. Довольно показательным в этом плане является его диалог с Рико касательно природы белых свистков, который с наибольшей точностью выражает зрительскую позицию.
Я могу понять... стремление. Но то, до чего опустился ты, такое нельзя простить или оправдать.
Обратите внимание где мы его чаще всего застаём
Страдания которым он подвергает близких, воспринимаются им не как что-то плохое, а как данность, вынужденная необходимость, без которой не получится достичь желанного результата. Бондрюд действительно хочет, чтобы Прушка тоже отправилась в приключение с героями, но за это ей придётся заплатить свою цену, доказать свою решимость.
Цветок рассвета увядает, когда приходит полдень.
Тяжело не обратить внимание на то, что Прушка появляется в сюжете крайне спонтанно. Цукуси, пускай и не всегда хорошо, но умеет заряжать чеховские ружья, что заметно на примере Наначи, слежку которой заметил Рег, на примере невозможности использования чужого белого свистка, о чём героям говорили и Хаболг, и Озен. Говоря о фильме я не могу не отметить достаточно явную предпосылку к появлению Митти в будущем. Но почему же такой чести не удостоилась такая ключевая героиня, которая сыграет достаточно важную роль в сюжете? У Цукуси явно была прекрасная возможность продемонстрировать её в, например, предыстории Наначи, что создало бы большую эмоциональную связь как с самой крольчихой, так и со зрителем...
Думаю, вы понимаете к чему я клоню. Изначально Прушки не планировалось в сюжете и её роль сырья для свистка должна была исполнить Наначи. Но благословлённая является слишком важным персонажем для Цукуси, он не может от неё избавиться. Как фанаты отреагируют, если с всеобщей любимицей, отвечающей за весь фансервис, что-то случится?
Q: Какой ваш любимый персонаж?
A: Наначи! Потому что когда манга только начинала выходить, её продажи были не очень хорошими, но после того как появилась Наначи, манга стала хитом.
A: Наначи! Потому что когда манга только начинала выходить, её продажи были не очень хорошими, но после того как появилась Наначи, манга стала хитом.
В начале, я писал историю, думая, что Наначи может умереть, но она была спасена благодаря Прушке. Вот почему я просто стараюсь вписать персонажа, даже если это кажется непоследовательным, всякий раз, когда у меня уже имеется интересный персонаж.
Отмечу как достаточно занятно разбавляется повествование, пик развития которого был достигнут именно в фильме. Крайне жестокие и отвратительные сцены с изувеченными людьми и различными ампутациями чередуются с повседневными сценами готовки, демонстрируя довольные физиономии героев, забавные разговоры или какую-то безобидную похабщину.
Просто красота. Без уродства.
Карта запахов Наначи
Если в плане содержания адаптация не претерпела серьёзных изменений, то в плане постановки сцен можно наблюдать ряд изменений преимущественно в лучшую сторону.
Самым, на мой взгляд, значимым достижением фильма в плане адаптации является избавление от всех клиффхэнгеров, которые раз за разом появлялись в конце каждой главы. Появление новых персонажей в один фрейм, как в случае с Гьярике и Прушкой, демонстрация переломных событий для сюжета, да и более подходящие под термин ситуации, когда герои находятся в опасной, безвыходной ситуации.
Последние страницы первых глав четвёртого тома
"Свисающий с обрыва"? Скорее уж "Летящий с обрыва"
Ещё один пример клиффхэнгера
Ужас, паника и безысходность - всё в одном взгляде
Сколько ж гнева и любви в этом выражении лица. Брови напряжены, уши торчком, пот по лбу капает, в глазах огонь, в улыбке восхищение и отвращение одновременно.
- Гений с характерным никнеймом "Заяц Ннаа"
Цукуси не особо силён в динамичных боевых сценах
В данном блоке хотелось бы независимо рассмотреть визуальную составляющую фильма, несколько абстрагируясь от первоисточника.
Начнём, пожалуй, с пейзажей четвёртого слоя, которые прекрасно открывают полный метр. Густой туман, окутывающий массивные стволы чаш великанов, сменяется сумрачными видами оснований гигантских растений, которые обросли кристаллами и заселились мелкими светящимися жучками.
Кевин Пенкин зарекомендовал себя как выдающийся музыкант, способный своими композициями дополнять произведения с интересными персонажами и прекрасными художественными мирами. Его выдающаяся работа над сериалом принесла ему победу в категории «Лучший саундтрек» на Crunchyroll Anime Awards 2018 года. После этого, как можно заметить, Пенкин стал пользоваться большим спросом и теперь регулярно наблюдается в различных проектах.
Хочу напомнить, что при работе с Бездной он прибегнул к необычному приёму: в моментах, когда звучит яркий, высокий вокал нет осмысленных слов, присущих хоть какому-либо языку. Этот набор звуков, "тарабарщина", как открывает фильм, погружая зрителя прямиком в далёкий мир Бездны, так и дополняет различные эмоциональные эпизоды, стирая все языковые барьеры между смотрящими, что делает эмоциональный опыт от просмотра идентичным для самых разных людей.
Напомню и об продуманном подходе Пенкина к написанию музыки. Он сам погружается в мир произведения, его нарратив, сеттинг, ставит себя на место персонажей, музыкальные темы которых он разрабатывает, думая об их характерах, поведении, истории.
Когда я пишу для игр или аниме, я всегда использую метод погружения. Изучаю его сюжет, эстетику, наполнение, визуальную стилистику и диалоги, если они есть, и уже на основе этого выбираю музыкальные средства. Я отталкиваюсь от самого произведения.
В большинстве композиций именно скрипка и её более низкие по звучанию родственники перетягивают на себя внимание. В композиции “Field of Eternal Fortunes” скрипка прекрасно передаёт утончённую красоту цветочного поля, которое очень любила Лайза. Отмечу, что эта красота несколько омрачается чувством тревоги, будто что-то не так, будто где-то рядом таится угроза, что доносится за счёт кроткого выпада другого смычкового инструмента.
Следующая чуть позднее “Prayer and Immolation” с некой тоской и принятием оплакивает цветочную поляну, которой скоро не станет. Крики сирены ненадолго перекрывают скрипку, происходит борьба природы с неугомонным пламенем, в результате которой огонь одерживает верх, подавив бойкий оркестр.
Но проигрывает он только за тем, чтоб во всю сиять в открывающей весь фильм композиции “The Return of Made in Abyss”, что своим названием прекрасно знаменует о возвращении истории. Тяжело отметить какую-то одну сторону трека, ведь он включает в себя сильную оркестровую композицию, которая прекрасно дополняет ярчайший вокал, подготавливая зрителя к прекрасному и величественному зрелищу.
Духовые так же играючи преподносят повседневные, бытовые эпизоды как в случае с композицией “Riko's Cooking”. Сцена готовки сопровождается непринуждёнными, легкими звуками, даёт передохнуть как героям, так и зрителю.
Можно отметить композицию “The Girl with Curly Green Hair”, которая сопровождает первое появление Прушки. Лёгкое, спокойное звучание настраивает зрителя, что героиня такой же озорной, дружелюбный ребёнок, как герои.
Не могу не отметить как нежно духовые открывают ностальгическую композицию “The Fourth Layer”, позднее отдавая инициативу вездесущей скрипке. Этот трек находит очень теплый отклик у смотрящего, будто во сне вспомнилась вдохновляющая мечта из детства. Вообще мне эта мелодия по атмосфере напоминает одну из моих любимых инструментальных композиций “A Nostalgic Dream”, которая погружает в беззаботные, счастливые времена.
Композиция “Prushka Sequence” способна растрогать и даже довести до слёз. Сопровождая весь жизненный путь Прушки, композиция начинается как драматичная, позже становится повседневной, а заканчивается величественно, как бы говоря, что настал черёд героини отправиться в приключение.
Но даже если зритель осилил предыдущий эпизод, то в случае с следующей сценой шансов не зарыдать – нет. “Tozo Hanoline ft. Uyanga Bold” знаменует конец затянувшейся битвы и в некоторой мере переосмысляет мотивы антагониста, показывая его с другой стороны. Даже при сборе материалов для этой работы, наталкиваясь на эту сцену раз за разом, я не мог сдержать слёз, когда Бондрюд “отпускал” свою дочь в путешествие с друзьями. То, как эта сцена сделана даже нивелирует ту сюжетную недоработку, которую создал Цукуси, пытаясь обелить антагониста.
Первой такой нагнетающей композицией является “Encounter the Umbra Hands”, сопровождающая первую встречу с одним из молящихся. Мелодия постепенно становится более напряжённой, будто готовит к предстоящей битве, но резко сбавляет, когда Гьярике просит вести себя тише, указывая на опасность под ногами.
Абсолютно неприятной и зловещей получилась композиция "The Intimate Chair". Тихая реверсивная мелодия постепенно дополняется какими-то промышленными звуками стука пресса вперемешку с позвякиванием проржавевших листов металла, что ещё раз напоминает о переходе из природной среды в индустриальную бойню.
Одной из таких композиций является “Water Sanctum”, звучащая во время первой битвы героев с Бондрюдом. Она начинается довольно спокойно и хорошо набирает по мере драки становится громче за счёт яркой игры тубы и валторн.
“Dark Reg, Nightmare Fuel” с ходу бьёт слушателя по ушам громким рёвом и звуками строительных инструментов, которые постепенно перетекают в свистящую электронную музыку с твёрдой героической подоплёкой, но позже успокаивается лишь за тем, чтоб набрать новые обороты в дальнейшем. У меня есть серьёзные подозрения, что для записи части звуков использовалась бензопила.
Заключительной боевой темой является “The Rumble of Scientific Triumph”. Для начала отмечу название композиции, ведь формулировка “грохот научного триумфа” взята из самой манги и имеет важное значение. Именно здесь Пенкин реализовал, наверное, одну из самых гениальных и душераздирающих идей: во время поднятия наверх Бондрюда сопровождает детский хор, который постепенно сокращается по мере того, как он теряет картриджи. В конце сражения хор замолкает насовсем.
Мне нравится, что в аниме музыка не привязана к одной конкретной сцене... Я пишу музыку, находясь в гибком контексте. И только потом музыка подбирается к конкретным сценам во множестве эпизодов.
Стоит отметить великолепные звуковые эффекты, без которых часть сцен сильно бы потеряла в атмосферности. Чего стоят звуки крушения камней и лязганье металла в битвах, та же сцена со стулом не была бы и на десятую долю такой ужасающей и отторгающей, если бы не отвратительные, режущие слух и психику звуки ампутации руки.
Говоря кратко, если вам понравился сериал, то и фильм не разочарует. Он отлично продолжает историю, раскрывает ранее заложенный конфликт Наначи и презентует, на мой взгляд, одного из лучших антагонистов в аниме. Фильм охватывает сильнейшую сюжетную арку произведения, добавляя в неё как совсем новые сцены, так и переосмысляя старые, достаточно неудавшиеся фреймы, подкрепляя всё это выдающимся визуальным и музыкальным сопровождением.
Говоря про специфичность содержания, то отмечу, что фильм в этом плане на голову превосходит приквел, показывая ещё более жестокие, мерзкие и шокирующие сцены, словом, совсем не то, что изначально ожидаешь от тайтла с таким визуальным стилем. При этом фильм хоть и вышел, когда финансовые дела у Цукуси пришли в порядок, но, на мой взгляд, на этом этапе идеи и концепты, которые он изначально закладывал в произведение, всё ещё сильно доминируют над желанной прибылью.
Исключением можно считать только описанное мною “жертвоприношение”, оно же "гамбит" или "зевок", тут уже как вам больше нравится. Хотя всё зависит от того, как Цукуси распорядится новоиспечённой "королевой", от того, какой ход он сделает дальше... К слову, а что же будет дальше? Мне кажется, что рассвет, показанный в фильме, предзнаменует только яркий день, день, когда вы воочию узреете палящее солнце. Солнце, вспыхнувшее в Золотом городе.
- Огромный документ со всеми интервью и прочим связанным контентом. Основной материал взят из блока “Q&A Movie 3 Twitter Report”
- По ссылке конкретно вопросы и ответы касательно фильма.
- Немного вопросов и ответов с Comic Fiesta 2022.
- Как Пенкин писал музыку для MiA. Многие его цитаты произнесены там.
- Как Пенкин писал музыку для Героя щита. Немного, но про Бездну тоже есть, полезно.
- Как Пенкин писал музыку для Башни Бога. Хорошо демонстрирует производственный процесс и подход Пенкина
- Справка касательно композиции “The Rumble of Scientific Triumph”
А это что такое?
707x266
Там ещё и до этого были намёки на то, что он не просто так заботиться о ней, у неё особая роль.
Ты так пишешь, будто она не в вещь превратилась, а стала девочкой-волшебницей.
Правильно я понимаю, учёный, который знает, чем закончится его эксперимент, и окончится он неким, допустим, биологически прогрессивным, изменением, то его опыты над людьми - дело благое?
Поэтому они его собственность и он может делать с ними всё, что захочет? Или я что-то не так понял?
Кстати, вспомнилось.
800x600
Кстати, да. Что-то такое было в неказистом втором сезоне. В отличие от Бондрюда, она ценила жизни своих подопечных. А мешала им сбежать, так как понимала, что их ждёт за стенами домика. В общем, неподходящий пример. Даже антипример.
@Ballast1,@Onturt KantarУ меня вообще давно созрела идея, как этот пролог можно было бы лучше обыграть. Рико же дочь легендарной Лайзы, узнай о ней, наёмники тут же шкуру с неё спустят. Можно было создать ситуацию, когда она была бы вынуждена отправиться в Бездну, т.к. на поверхности за ней идёт охота.
@Onturt Kantar,@Пазу@Ballast1, я если честно не понял, про какие вы звуки вы имеете ввиду, какие кажутся чужеродными.Пенкин, как и Савано, любит добавлять эффекты. У него этих сирен может быть... в каждом треке. Если он решил, что "держите меня семеро". Эксперементирует. Сама запись с явно слышимой (избыточной) реверберацией. В реале на акустических инструментах вы такого звука не получите.
Переслушал трек с сиреной.
Сирена там присутствует и в первом разделе, но она звучит только на сильную долю. Во втором разделе пульсация усиливается - на каждую долю; растёт и её динамика. По функции этот раздел вроде бы срединный. Основное назначение - придание неустойчивости (относительно экспозиционного, первого раздела, где идёт показ темы), ну и развитие на основе вычлененных элементов первой темы. И это там всё же есть. Мотивное сходство - есть. Сирена получает развитие - именно здесь она выходит на передний план, хотя и была уже в первом разделе (и пропадает в заключительном). В последнем проведении на tutti сирена совпадает с общим звучанием и растворяется. Идёт утверждение. На мой взгляд, чисто с т.з. анализа музыки сирена - неотъемлемая часть.
С т.з. эстетики. Ну я здесь криминала не вижу. Трек выполнен интересно и хорошо. Понравится/воспримется такое или нет зависит от музыкального опыта и личных предпочтений. Совмещение струнных с ~электрогитарой(?) решение специфическое. Не всем зайдёт. Сам по себе Пенкин что в Башне, что здесь (частично, что я здесь по верхам послушал) - ту ещё муру пишет. (хотя вроде здесь помелодичнее уже) На любителя. Это не плохо и не хорошо. Просто ...особенности. Что там в Щите было я забыл.
Кстати в оркестрах бывает два человека сидят за одним пюпитром. Но играют разное. Это норма. Зависит от конкретики. Ну например, на партии штатно 2 человека. Но в этом произведении этот инструмент - солирующий с оркестром. Вот и будет напарник отдуваться за двоих, а концертмейстер партии - своё поливать.
А так я читаю да. Часто единственное, что я читаю из рецензий - это музыкальный раздел. Вот на днях я узнал, что в Киберпанке сочинял адвокат, а в Башне Бога заказали людей из симфы. Причём на другом конце планеты относительно заказчика, как я понял. Вот сижу и... культурно в шоке.
@Ballast1@Ballast1,@Пазу,Рика довольно стремная, и близкие окружающие об этом знали. Не уверен, что они принимали ее человеком или настоящим человеком.
И для меня Бондрюд сложный злодей. Он страшен мне тем, что продукт системы, его исследования бесчеловечны, но поддерживаются правительствами стран с которыми он сотрудничают. Безнадега сгущается, чем глубже в бездну - тем мрачнее и государственный ученый следующий этап на этой лестнице жестокости.
@Ballast1Поддерживаю. Считаю, пролог в Бездне крайне глуп.
Я против того, чтобы это именовалось любовью. Если только извращённой.
Возможно, тебе стоит посмотреть вот это аниме.
Смысл в бессмертии, если ты не сможешь им наслаждаться привычным образом?
Вот, он делал это для себя!
Родители так иногда поступают, когда делят имущество, а вместе с ним и детей или когда заставляют детей реализовывать их нереализованные мечты. Но не все же! Между выполнением родительского долга и выращиванием подопытного кролика есть разница.
Странно. Это одно из самых любимых произведений школьников. Во-первых, пафосно-героическое, а во-вторых, понятное и по понятиям. В понедельник буду беседовать с детьми об этом.
800x600
@Ballast1Чуть позже доработаю ранее упомянутый блок, а также отдельно (в комментариях) опубликую невошедший блок про циничную фауну Бездны.
@Asoko, благодарю за разбор. Я бы хотел, скажем так, повысить уровень своих знаний о музыке в целом. Не могли ли вы поделиться какими-нибудь ресурсами для новичков? Что-нибудь об устройстве ансамбля/оркестра, различных приёмах и т.д. Я планирую ещё писать рецензии и мне хотелось бы повышать качество последующих работ.@Пазу,Меня крайне привлекает такая идея около-трансгуманизма с отказом от органической оболочки в угоду бессмертному телу из минералов (в частности кремния). Был вроде какой-то роман про нечто схожее, буду крайне признателен, если подскажите название. Эдакий отказ от примитивной физиологии в угоду нерушимой, фундаментально-космической вечности.
Наверное поэтому мне очень понравилась страна самоцветов.
@Onturt Kantar, ну она всё же не совсем человек. По инфе от Цукуси она не может жить за пределами Бездны. Её душа сильно привязана к этому месту. Озен про это весомо так нагнетала жути. Вообще существует теория, гласящая, что Лайза пошла на поиски изначальной души Рико, которая осталась в Бездне из-за её смерти.@Onturt Kantar,@Asoko,@Asoko@Ballast1, Я это к тому вел, что когда изначально увидел как маленькую девочку отпускают одну изучать бездну, также подумал, что серьезно все это воспринимать не нужно. Но потом мнение изменилось.С ресурсами для новичков зависит от степени погружения. Из интернетов пользуюсь www.belcanto.ru/dic01.html , если нужно удостовериться в чём-то. Но уровень вхождения высокий, так что пользоваться вам этим сайтом будет сложно. Но вот те же www.belcanto.ru/dic02.html жанры могут быть полезны.
Если вы хотите двигаться в сторону более обстоятельного подхода с музыкой, то что я могу посоветовать? Полезно периодически сверяться с энциклопедиями по поводу тех музыкальных терминов, которые вы хотите использовать. Просто пробейте используемое словосочетание и удостоверьтесь, что оно всплывает в выдаче. Т.е. действительно существует и используется. Желательно, чтобы бились энциклопедии уровня Бельканто, уроки по сольфеджио и всё такое. Если не гуглится - возможно словосочетание уровня "масло масляное", что-то с ним не так. Здесь же сверьте значение термина по энциклопедии, чтобы удостовериться в правильном применении. В рецензиях на сайте с этим часто накладки. И здесь же советую в музыкальной части избегать использования бытовых околомузыкальных эпитетов, которые можно услышать повсеместно или даже встретить в виде безобидного эпитета в других разделах рецензии. Эти эпитеты как правило используют вполне конкретные термины и их применение в общебытовых оборотах в разделе рецензии "музыка" не только не уместно, но и часто искажает смысл термина и таким образом полностью обесценивает предложение с ним.
О чём писать? Поставьте себе вопрос - музыка, какая она? И дальше можно поупражняться с эпитетами и показать ваш литературный слог. Здесь это уместно. Однако прилагательных следует избегать в аналитической части, там нужны факты. Будет достаточно слов, после которых читатель поймёт характер и стилистические особенности произведений. Избегайте графомании и самоповторов и, естественно, никаких предложений что вы не спец в музыке или включать Капитана Очевидность "ну музыка призвана усиливать эмоциональное восприятие зрителя" (львиная доля рецензий на сайте). Такие предложения сразу отправлять в утиль, они не несут никакой ценности.
Если вы пишете обзорную статью, то можно дать характеристику всему саундтреку и рассказать, что в нём есть. А можно начать лезть в дебри типа поиска роковых лейтмотивов и изменений в нём на фоне переломного момента для персонажа. Но аниме не опера и можно после нескольких часов поиска обнаружить, что музыку ставили от балды.
Вам как рецензенту полезно будет держать в уме, что флейту относят к деревянным духовым инструментам. А слова рояль и пианино - это не синонимы, чтобы ими разбавлять повторяющиеся слова. У кого-то видел здесь - то рояль в тексте, то пианино. Чтобы не вносить путаницу можно использовать "фортепиано". Это название класса этих инструментов. Написав фортепиано, никогда не ошибётесь.
"Различные приёмы" - это про что вы хотите услышать? Просто есть приёмы игры, это называется штрихами (легато, стаккато, нон легато - основные штрихи. У многих инструментов есть штрихи, присущие только им, но вот эти три встречаются у всех). А если вы спрашиваете про приёмы гармонизации и всякие интересные вещи такого рода, то здесь нужно браться за музыку основательно. Постепенно, последовательно и постоянно.
Если вы хотите копнуть глубже. В сторону тех тем, которые вам всегда пригодятся при рецензировании. То я бы посоветовал вам вникнуть в разницу между гомофонно-гармоническим складом музыки и полифоническим складом музыки. Т.е., например, понимать разницу между песней и полифонией.
Если вам интересно, а как музыка устроена внутри, лучше начать с основ. Есть такой термин, называется музыкальный период. Это минимальная самодостаточная единица музыкальной формы. Период состоит из мотивов, фраз и предложений. Чтобы было понятнее - грубо говоря, период - это как предложение в русском языке. И слово предложение в музыке вполне сравнимо с предложением в языке. Только простых предложений, как в языке, в музыке почти не встречается. Большинство периодов содержат сразу два предложения. Но называется такая конструкция не сложное предложение, как в русском языке, а музыкальный период.
1920x811
Попробуйте, посмотрите вот этот урок, держа перед глазами блок-схему муз.периода выше.
@S John,@Ballast1@Asoko, может в статью? Было бы чертовски полезно. А то жалко оставлять в отдельной рецензии.@Ballast1, дополнение. Последний пост я писал долго и потерял мысль, а написанным был недоволен, так что нахожу нужным дополнить недостающее.Эстетическое описание музыки уместно при представлении характера темы, звучания и всего такого. Но это не всем будет интересно, т.к. анализом это не является. Так что если вы решаете построить свою рецензию на этой основе, ваш текст должен быть исключительно вкусно написан. Здесь всё зависит от литературных задатков, нежели проявления профессиональных музыкальных навыков. Но как я уже писал - вы это можете. Можно пойти дальше - взять на себя интерпретацию произведения, рассказать о возникающем образе или сюжете, если таковой прослеживается. Здесь нужно помнить, что музыка может передать многие человеческие чувства, но в ней нет практически никакой фактической информации (в отличии от литературы или живописи). Интерпретация произведения требовательна к опыту. Главное не удариться здесь в СПГС.
642x902
В обзорном плане можете начать с систематизации музыки. Это совершенно не обязательно должно попасть в итоговый текст, но это поможет вам понять, из чего состоит саундтрек и про что писать. Если вы найдёте здесь что-то, что отличает данный саундтрек от других, возможно об этом и стоит написать. Итак, что имеем? Есть ли a capella, полифония, крупная форма. В каком направлении - эстрадное, академическое, народное. Дальше можете уточнить - например в академ блоке опять Лунная соната. Или что-то своё. Народное - академически стилизованное (народная тема, обработанная композитором-профессионалом с использованием академического багажа знаний) или таки фольклор в первозданном виде (самый редкий случай, в аниме почему-то японцы этого избегают, про причину сего я хотел бы почитать).
Дальше можно отметить, насколько музыка стилистически выдержана и как это сопоставляется с происходящим на экране.
Можно глянуть книгу З.Лиссы "Эстетика киномузыки". studfile.net/preview/1788318/page:2/
Но если честно я на этой книге засыпаю.
Самой сложной частью является сам музыкальный анализ или анализ музыкальной формы. Это ответ на вопрос "а как музыка написана?", а также доказательства уровня "почему так, а не сяк". У академистов муз.анализ - это преподаваемый предмет. Так что как это делать есть очень конкретные учебники. Можете в принципе глянуть для интереса, "Музыкальная форма", автор Способин. Предмет этот идёт на 4ом курсе муз. училища для не теоретических отделений. В муз.анализе нужно применять навыки и знания со всех пройденных дисциплин - понадобится вообще всё. И самое главное - необходим гармонический анализ, т.е. для муз.анализа нужен освоенный предмет "гармония" (и "полифония" опционально), которые в дмш например не преподают. Книги по всем этим дисциплинам есть в сети, но для начала работы с ними нужен освоенный учебник "элементарная теория музыки" и сольфеджио. К счастью, сайт не профильный, полный разбор здесь не нужен. Так для чего я это написал? Проблема в том, что без абсолютно никаких навыков анализа музыки вы будете довольствоваться только прилагательными и эпитетами, интерпретацией муз.сюжета и образов, и на этом далеко не поедешь. Так можно ли вообще что-то здесь сделать? Можно. Вот когда вы писали про "реверсивную мелодию" - это уже элемент анализа. В представленном выше учебнике Способина вполне можно прочесть параграфы №№ 3, 6, про типы изложений: №№ 7, 8, 10, 11, про принципы развития: №№12-18, гомофония и полифония: №20. Только с оговоркой - там будут как вполне понятные для вас тезисы (обычно первые абзацы каждого параграфа), так и чисто профессиональные вещи. Вот дремучий лес можете читать по диагонали и смело это пропускать, не забивайте голову. Но вот понятные абзацы думаю можно взять на вооружение. Текста в учебнике не много.
nakhodka-music.ru
Кстати после усвоения муз.периода можно переходить к разбору двухчастной и трёхчастной формы (там просто определение чутка посложнее, чем уровня что двухчастная - это две части, а в трёхчастной их три, и в этом определении всё будет строится на определении периода.).
1109x1469
О чём собсна предмет...
Абзац выше - это проф.уровень музыканта. Со своей колокольни я бы посоветовал обратиться к музыкальной драматургии, смотреть в сторону текстов искусствоведов-музыковедов, считай музыкальная литература. Я думаю это направление музыкальных изысканий будет вам сподручнее. Например, музыкальные разборы опер. Ещё очень хорошо бы было разобраться в музыкальной форме "сонатное аллегро", с разбором симфонии. Я бы рекомендовал 40 симфонию Моцарта. Но мне пока не подвернулось найти материал, который я мог бы вам посоветовать. Опять же, не всё сразу.
А вот с оперой вот такой пример. В принципе это сейчас разбирают на уроках музыки в обычной школе, если был толковый препод по музыке. Конфликтная сцена в опере М.Глинки "Жизнь за царя". Обратите внимание на метроритмическое сопоставление тем Сусанина и поляков (вообще, уметь определять размер музыки для вас будет полезным навыком). В каком месте находится кульминация? Какими средствами достигается высшая точка напряжения?
Ссылка на саму сцену.
Тайм код 1:36:15 (со слов Вани "я слышу шум" - звучит лейтмотив поляков) - 1:47:00
Если интересно, могу дать пример с лейтмотивами. Но мне нужно подготовиться.
@Ballast1Интересно, его музыку ассоциирую как раз вне контекста. Слушаю его ост, когда читаю мангу. В том числе из фильма. Прямо эпично так всё получается.
Что реально? Или это оговорка?
@Ballast1@Asoko,@Asoko, премного благодарен. Постепенно займусь изучением азов музыки, но прям до проф. анализа очевидно нырять не стану. Почитал уже про некоторые термины и инструменты, достаточно занимательно. Про основные характеристики музыки поглядел. Вот этот абзац про тембр понравился:1069x109
Думаю через недельку-другую в лс отпишусь о своих успехах, поправите меня если что не так пойму. Хотел ещё уточнить про сольфеджио - уроки нормальные есть на просторах интернета? И смогу ли я по ним заниматься учитывая погрешность наушников?
@Asoko@Moji,@MojiКогда вижу его эпичные пейзажи у меня как-то музыка сама возникает. Включишь её, и прямо так всё живенько представляется.
Да, в следующем году может ещё рекап выпустят. Для арки нужна какая-то кульминация. А я всё ещё не вижу конфликта. Но лично мне последние два тома понравились. Постарался он, молодец.
@Ballast1Основная проблема что предмет этот сугубо практический. Без препода очно у вас мало шансов проработать именно ваши трудности. Почему я не стал кивать на уроки сольфеджио (на самом деле начинать надо с нотной грамоты, я же дал примеры чтобы может быть заинтересовать) - если теорию можно выучить, то для сольфеджио всё же необходимо брать уроки, хотя бы 1-2 раза в месяц. Да к тому же знание тех же интервалов это хорошо, но по первости эти знания вы мало где примените. Если вы сами не играете на каком инструменте, т.е. занимаетесь музыкой на любительском уровне. Правда теория всё равно рано или поздно упрётся в отсутствие сольфеджио. Уроки желательно брать у теоретика (музыкант, у которого специальность именно сольфеджио, гармония и композиция с музлитрой.).
Нет, это не станет проблемой. Расстроенный инструмент даст погрешность большую, чем ваши наушники . А вот правильно ли вы интонируете (попадаете голосом в ноты) - вот это вам скажет только человек со стороны.
Что правда, так это то что нельзя заниматься сольфеджио на расстроенном инструменте.
Во многом зависит, что вы на выходе хотите получить, какие цели преследуете - научиться чему-то практическому или же научно-популярная любознательность. Так что я тоже предлагаю перейти в ЛС, т.к. некоторые вопросы могут предполагать конфиденциальный характер.
@Ballast1@Kosh2302, я считаю, что ставить оценки достаточно сложно. Подробнее в этой ветке.Если вкратце, то в моём понимании для оценивания нужно учитывать крайне много факторов, а также нужна точная система.
В связи с этим в рамках рецензий тайтл не оценивается по какой-либо шкале. Отсутствие оценки ставит читателя в более нейтральную позицию, что вынуждает не слепо следовать за сухой оценкой, а принимать собственные решения на основе приведённых мною доводов, фактов, рассуждений. Ну и манга банально в онгоинге всё ещё.
@Kosh2302@Ballast1, Так надо понимать, что никто не просит оценивать объективно, ибо это попросту невозможно. Зато благодаря цифрам можно понять степень заинтересованности к тому или иному тайтлу. По ходу рецензии можно только предполагать насколько тебе понравилось аниме, но более точно нельзя оценить просто из-за отсутствия оценок@Ballast1@Ballast1@nickelpower, прочитал ваш отзыв на франшизу и, в принципе, как мне кажется, понял вашу позицию по тайтлу. Особо нечем её оспорить - персонажи действительно достаточно слабенькие, у них слабые конфликты. Только Боря прям выделяется в лучшую сторону. Ну и про то, что автор сделал большой упор на девиантный фансервис, а не раскрывает худ. мир.Я сторонник того, что любая фикция имеет право на существование. Пускай он все тёмные и отталкивающие фантазии с лолями/шотами и всякими травмами рисует, повергая в шок смотрящих/читающих. Я считаю что вот такие приколы как раз являются важным нарративным элементом. Это такой узнаваемы почерк автора, который придаёт произведению индивидуальности, которая может как оттолкнуть кого-то, так и наоборот, понравиться.
Не навязываю своё мнение, просто хочу отметить, что тайтл достаточно уникальный/выделяющийся (важно - не хороший/плохой), особенно на фоне тонн выходящего мусора.
@Kosh2302, в рамках рецензии я стараюсь бы объективным, следовательно и оценки должны к этому стремиться. Объективно тут общая оценка варьируется от 4 до 8.@Moji,