Это вторая часть статьи “Хватит смотреть на аниме-студии!”. Желательно прочитать первую часть, но не обязательно.
Если первая часть была больше посвящена самим студиям, и то, почему название студии обычно не отражает качество ее проектов, то эта статья будет о глобальной картине в аниме-индустрии, и о роли аниме-студий в ней.
В конце прошлой статьи я поставил несколько вопросов, на которые хочу ответить.
“Почему студии отдают свои аниме другим студиям?”
Прецедентов, когда аниме меняют студию довольно много. Второй сезон One Punch Man перешел из Madhouse к J.C. Staff, третий сезон Семи Смертных Грехов перешел от A-1 Pictures к Deen, второй сезон Oregairu, перешел от Brains Base к feel. В первых двух случаях, качество аниме резко упало, в чем и были обвинены новые студии.
Рассмотреть данную ситуацию мне хочется на самом известном примере аниме-индустрии: Переход Атаки Титанов из Wit в Mappa.
Первые три сезона были созданы Wit Studio, и при этом это был их первый проект. Это уже разбивает стереотип о том, что студия новая и у нее еще не было успешных проектов влияет на качество аниме. Конечно, знатоки аниме-индустрии знают, что Wit является дочерней компанией Production I.G., тем не менее — студия создавалась с нуля, и поэтому у них были отлажены процессы, так как она создавалась профессионалами аниме-индустрии.
Возвращаясь к Атаке Титанов, второй и третий сезон были показаны, после чего поступила новость о том, что Wit больше не будет заниматься этим сериалом, и следующие сезоны будет делать другая студия. Часть аудитории недоумевала, ведь Атака Титанов — это главное детище студии Wit, которое они отдали в детдом. Учитывая, что это одно из самых популярных аниме в мире, а манга стабильно находятся в топах продаж пока еще выходила — что же заставило студию отказаться от Титанов когда большая часть манги уже адаптирована?
ТАТАКАЭ, MAPPA!
Стоит понимать, что Shingeki no Kyojin уже со второго сезона не было прибыльным проектом, из-за высоких затрат на производство, так как в нем много экшн-сцен, требующих большого количества времени на создание. Из-за чего, студия попросту отказалась от проекта. Но как тогда проект перешел в другие руки? Тут на сцену выходит хедлайнер сегодняшнего действия, который ответственен почти за все происходящее в аниме-индустрии: производственные комитеты. Возможно, вы даже и не слышали о них, но именно ими объясняется большинство вопросов аниме-индустрии.
Комитеты состоят из представителей разнообразных компаний, каждая из которых инвестируют в аниме, и потом, именно этот комитет и получает всю прибыль с аниме. При этом, как правило, аниме-студии в эти комитеты не входят, за редкими исключениями. Pony Canyon, Kodansha и Production IG - именно представители этих компаний как раз и состояли в комитете и инвестировали в Атаку Титанов.
Скорее всего, вы видели байки о том, что если продать много блю-рей дисков, то тогда студия заработает много денег и решит делать новый сезон. Так вот, это неправда. Не студия получит деньги с дисков, а именно комитет. Как правило, в комитет входят издательство оригинального источника аниме, распространители музыки, дистрибьюторы аниме на различных рынках. Так, например, в последние годы, зарубежные стриминговые сервисы, по типу американских Netflix и Crunchyroll или китайского BiliBili стали входить в данные комитеты, инвестируя в аниме.
Как пример, из недавнего аниме, в производстве которого учавствовал Crunchyroll - Gaikotsu Kishi-sama/Рыцарь-Скелет. Вполне вероятно, что именно Crunchyroll поспособствовали тому, что опенинг этого аниме исполняет популярный в англоязычной сфере норвежский исполнитель аниме-каверов PelleK - ссылка ведет на его видео про это событие.
Sony, в лице своей дочерней компании Aniplex в последние годы активно взялась за рынок аниме, выкупив Crunchyroll. Сам Aniplex уже долгие годы является одной из самых больших компаний в аниме-индустрии, владея студией A-1 Pictures, а также продюсируя такие аниме как Mahou Shoujo Madoka Magica, Sword Art Online, Monogatari Series, Kimetsu no Yaiba, а также продюсирует игры по этим франшизам, такие как Fate/Grand Order и Magia Record: Puella Magi Madoka Magica Side Story.
Важно и то, почему спонсируют сразу несколько компаний. Это делается с целью того, чтобы разделить удар по себе в случае провала. Углубляясь в экономику Японии, по такому же принципу работают японские кейрецу, которые ранее назывались зайбацу — главным принципом которых как раз и являлась взаимозависимость компаний друг от друга, и разделение убытков для того, чтобы не рисковать всем своим капиталом сразу. То есть это определенная форма страховки.
В случае, если одна компания решит полностью взять на себя все издержки производства, то есть вероятность того, что она полностью обанкротится в случае провала. Именно поэтому издательства ранобэ и манги не вкладывают большое количество денег только в один проект, а диверсифицируют свои расходы, инвестируя в большое количество сериалов. Именно из-за этого мы и имеем настолько большое количество разнообразных адаптаций исекай-ранобэ от Kadokawa — даже если совсем небольшой процент из них окупится, то издательство выйдет в плюс. Также, у самой Kadokawa есть карманная студия ENGI, которая занимается адаптацией ранобэ от этой компании. Не всегда удачно.
1920x10801920x10801920x10801920x1080
Чтобы сильно вас не запутать, вот анимешные девочки из аниме Animegataris объясняют то же самое, но вкратце.
Атака Титанов представляет из себя довольно редкий случай, так как сама Production IG, материнская компания Wit состояла в этом комитете, и поэтому у студии была мотивация делать успешное и качественное аниме, для того, чтобы получить прибыль. Но учитывая сложность проекта, Production IG и Wit не смогли договориться с остальными участниками комитета, и впоследствии решили отказаться от проекта из-за его убыточности. Студии, которые не находятся в комитетах попросту получают фиксированное количество денег, выделенное комитетом на создание аниме, из которых платится зарплата аниматорам и часть денег уходит на производство, то есть на закупку оборудования, покупку лицензий, аренду помещений, итд…
В таком случае, студия не получает никаких роялти с выручки аниме, потому что все уходит комитету. С одной стороны, это значит, что в случае успеха, студия не получает никаких дополнительных денег, но это же и значит, что в случае провала — студия не несет финансовых рисков. К сожалению, так и выходит в аниме-индустрии, что студии это просто инструмент, и не имеет особого значения, какая именно студия занимается аниме. Важнее то, какие именно режиссеры и аниматоры занимаются отдельными проектами, так как профессионалы понимают, как правильнее планировать работу и как надо расходовать бюджет.
Если брать те же студии Wit и Mappa, то первый сезон Vinland Saga был сделан на студии Wit, однако ответственными за второй сезон стала студия Mappa. Только в этот раз ситуация кардинально отличается от Атаки Титанов, так как режиссер Винланда успокоил зрителей, что над вторым сезоном работает та же команда, что и над первым, просто теперь под крылом другой студии. Так что если команде дадут достаточное количество времени на проект, то тогда, он будет такого же качества, как и первый сезон. В случае с Shingeki no Kyojin, большая часть команды поменялась.
А теперь можно даже ответить на все эти вопросы:
"Почему аниме-студии отдают свои проекты другим студиям?" — Это не студии отдают проекты, а комитеты решают, какие студии будут делать определенные проекты. Именно издательство владеет правами на интеллектуальную собственность, и производственный комитет решает, какая студия будет делать аниме. Обычно, если проект успешен и студия свободна, то студию не меняют, но если комитет что-то не устраивает, или студия забронирована на несколько лет наперед, - то тогда не остается ничего другого кроме как менять студию.
"Почему нет нового сезона моего любимого аниме?" — Обычно в такой ситуации винят студию, будто это именно их прихоть, делать второй сезон или нет. Раньше над студией Madhouse шутили, что они почти не делают сиквелов, даже если аниме было успешным. Только вот не им решать, что получит второй сезон, а, что - нет. Точно так же, не студия решает сколько серий будет в аниме, 12 или 24, и остальные детали, типа таймслота.
Если вы ждете второй сезон No Game No Life, теперь вы знаете кого винить.
Для лучшего понимания, вот вам аналогия. Студия это просто маляр, который красит стены, пока этот комитет - это заказчик, которому нужно покрасить офис. Если вам нужно покрасить 4 комнаты, а предыдущий маляр уже покрасил 3, но отказался красить четвертую, что вы будете делать в такой ситуации? Думаю, ответ очевиден. Найдете нового маляра. Точно так же, комитет просто каждый раз находит новую студию, если предыдущая отказывается.
У комитета есть офис на 6 комнат, и маляры только что покрасили одну комнату. И потом маляры приходят и говорят: "А давайте вы нам заплатите за то, что мы вам вторую комнату покрасим, а?". А вам эта комната не нужна. И что тогда? Это комитет решает, сколько сезонов надо сделать, и сколько серий будет в каждом. Возможно, они заключат контракт сразу на несколько сезонов, и тогда аниме будет распланировано сразу несколько сезонов, производство которых будет идти подряд.
"Почему аниме часто выходят такого низкого качества?" — Опять же, дело в том, состоят ли студии в комитете или нет, а вовсе не в мифическом бюджете, как принято думать. Студия, будучи наемным рабочим, получит фиксированное количество денег за работу, и поэтому, как у большинства офисных сотрудников, у студии нет почти никакой мотивации делать продукт высокого качества. Тем более, в обычных условиях — денег и времени на работу дают мало, что только усугубляет ситуацию.
Почему почти? Делая качественные аниме, студия нарабатывает себе репутацию, которая необходима для того, чтобы договариваться с комитетами на лучшие условия в будущем. Репутация также влияет и на то, какие именно проекты вам будут предлагать аниме-комитеты. Так например, студия Doga Kobo после успеха с Yuru Yuri стала получать большое количество предложение делать Slice of Life аниме про милых девочек, также как и студия White Fox получила большое количество просьб от комитетов сделать “темное фэнтезийное аниме” после успеха Re:Zero.
При этом, ситуация становится почти обратной для некоторых особенных студий, которые пытаются вырваться из этого порочного круга. Главным исключением является студия Kyoto Animation, которые решили открыть собственное книжное издательство, а затем адаптировать свои же ранобэ, чтобы всегда быть в комитете. Издательство называется KA Esuma Bunko, и в нем печатаются ранобэ, которые легли в основу большинства сериалов Kyoto Animation последних лет.
Именно поэтому каждое их аниме и выглядит невероятно — они лучше всех понимают, что чем лучше аниме будет выглядеть, тем популярнее они будут, и благодаря этому, вырастет их доля прибыли. Для этого они прилагают огромное количество усилий. Это не значит, что они только адаптируют свои же тайтлы, как пример, манга в основе Kobayashi-san Chi no Maid Dragon/Дракон-горничная госпожи Кобаяси издается издательством Futabasha, а Hibike! Euphonium - издательством Takarajimasha.
Примерно то же самое можно сказать и про студию ufotable, которая часто состоят в комитетах, получают прибыль за счет своего кафе, благодаря устраиваемым там коллаборациям по тайтлами, которые они производят. А еще директор студии не платит налоги. При этом, как известно из первой статьи, ufotable почти не аутсорсят производство в другие студии, и даже имеют собственный 3D отдел. Благодаря этому, им удалось достигнуть высокого качества анимации, что позволило им договариваться с комитетами на своих условиях для производства аниме.
Оно стало настолько популярным местом среди отаку, что его даже показывают в других аниме.
Для манга-адаптаций, почти всегда издательство будет в комитете, пока студия — не обязательно, а в случае оригинального аниме, студия как правило будет в комитете, пока издательства часто попросту и нет. Именно поэтому студия Wit в последние годы стремится к тому, чтобы делать больше оригинальных аниме. Great PretenderВеликий притворщик и Vivy: Fluorite Eye’s Song явный тому пример. Хотя есть и исключения, как например Ousama RankingРейтинг короля. Конечно, официальная позиция Wit Studio после отказа делать Атаку Титанов заключается в том, что они хотят делать новые проекты. Однако, стоит понимать, что студии это в первую очередь бизнес, и поэтому прибыль всегда будет главным приоритетом. Искусство это хорошо, но для того, чтобы платить зарплату сотрудникам и платить аренду, нужно зарабатывать деньги. Даже сама идея делать Shingeki no Kyojin в первую очередь была расчитана на то, что Wit нарабатывала себе репутацию для того, чтобы договариваться на лучшие условия для себя.
Студия P.A. Works тоже стремится к тому, чтобы делать оригинальные аниме, то есть без первоисточника. И даже они нарушили традицию в весеннем сезоне 2022 года, адаптировав мангу Paripi Koumei, которая является их первой адаптацией манги. Также, они делали аниме AnotherИная, по книге от Yukito AyatsujiЮкито Аяцудзи. У них тоже, как и у ufotable есть свой 3D отдел, что сильно экономит им время и деньги, а также - одним из преимуществ данной студии является то, что они находятся в городе Нанто, в префектуре Тояма, в отличие от большинства аниме-студий, которые находятся в Токио, с высокой стоимостью аренды помещений и стоимости проживания.
Вернемся к финальному сезону Атаки Титанов. Ситуация получилось такой, что один из сезонов аниме и мангу хотели закончить одновременно, для того чтобы произошел взаимный пиар, что позволяет увеличивать эффективность. Аниме нужно было срочно выпускать в 2020. То что Wit не будут делать финальный сезон, было ясно еще во время производства третьего сезона, так что у комитета почти не было времени на то, чтобы найти новую студию, так как сроки поджимали. Нужно было сделать более чем 12 серий всего за полтора года. Тут опять же, опровергается тезис о том, что титаны - прибыльный проект. На его производство нужно множество сил и времени, но его не было, — так что любая студия, которая взялась за такой проект были бы явными безумцами. Но такие нашлись - Mappa, у которых и так была куча проектов, но они взялись еще и за Атаку Титанов. Сериал все-таки вышел в 2020 году, даже если в совсем нестандартное время, в декабре.
Угадайте что было их главным требованием Mappa для того, чтобы они взялись за Атаку Титанов? Вступление в комитет, для того, чтобы студия могла получать прибыль. Комитет на это согласился. Использование 3D титанов как раз и обозначает сжатые сроки, ведь у студии был всего год, а это значит, что нужно было резать углы где только можно. 3D не удешевляет производство, так как 3D аниматоры получают гораздо больше денег, но зато экономит время, потому что вы можете сделать одну 3D модель и потом двигать ее, вместо того, чтобы рисовать каждый кадр отдельно.
Почти всегда компании из комитета указаны в титрах, и как пример - титры финального сезона Атаки Титанов. Компании идут в порядке важности: Pony Canyon, Kodansha, Mappa.
Почти любое решение, которое вы можете себе представить, касающиеся производства аниме делается именно комитетом, а не студиями. Интересен случай, которые касается аниме второго сезона Re:Zero. Обсуждения каждой серии часто хвалят аниме за то, что серии там идут не привычные 24 минуты, а все 27 или 29, часто пропуская опенинги и эндинги, хваля при этом студию White Fox. На деле же, надо в первую очередь хвалить именно комитет, который как раз и занимается такими делами и дал добро на такой рисковый шаг. Получается, что они показывают меньше рекламы и теряют прибыль из-за такого хода.
В статье очень часто упоминались студии Kyoto Animation, ufotable, P.A. Works, которые постепенно отошли от того, чтобы быть наемниками и вместо этого стать полноценными игроками на рынке, — и все больше студий следуют их примеру. Так, например в июле 2022 года прошла новость о том, что студия Mappa напрямую обратилась к издательству Shueisha для создания аниме по манге Chainsaw Man. Это же будет означать, что все расходы на производство лягут на плечи Mappa и Shueisha, но с другой стороны, если сериал ждет успех, то и вся прибыль достанется только им. А также создала новое отделение, в котором, по заявлениям самой студии, будет сделан упор на рабочие условия аниматоров.
Подробнее об их новом отделении можно посмотреть здесь — https://architecturephoto.net/122400/
Для аниме-индустрии, студии просто являются такими же наемными единицами, как и аниматоры, которые почти не принимают бизнес-решений. Однако, в последнее время, такая модель постепенно отходит в прошлое, так как аниме становится более прибыльным бизнесом, а аниме-студии, будучи главным производителем контента, все более недовольны ситуацией, когда плоды их работы оседают в карманах продюсеров. Постепенно, ситуация меняется, и хочется надеяться, что все больше студий смогут получать прибыль из аниме, которые они производят.
Если ситуация с производственными комитетами не будет меняться, то и влияние аниме-студий останется таким же слабым. Однако, постепенно, качественные кадры будут уходить в студии, которые предлагают лучшие условия, и если этих студий станет большинство, то общая атмосфера в аниме-индустрии может очень сильно пошатнуться. С увеличением прибыли в аниме-индустрии, студии все чаще будут пытаться избавиться от влияния производственных комитетов, и тогда будут полностью ответственны за качество сериалов.
Даже совсем недавно мы уже слышали новости о том, что компании Shueisha, Aniplex, Wit Studio и CloverWorks создают новую компанию для производства аниме под названием JOEN. Еще рано о чем-либо говорить, но подвижки в аниме-индустрии будут происходить все чаще и чаще, и никто не знает, к каким последствиям это все приведет. Остается только надеяться, что к хорошим.
Если вам было интересно, то подписывайтесь на мой телеграм канал - там гораздо больше текстов про аниме, а также полное видео из аниме Animegataris, которое цитировалось выше.
Комментарии
Твой комментарий
@po1sonivy невердай,1336x743
@po1sonivy невердай@Toku Tonari, спасибо!!1!!@Toku Tonari@Toku Tonari, СПАСИБО Я ТЕБЯ ОБОЖАЮ@Toku Tonari@Toku Tonari, СПАСИБО МОЙ КУМИР!!!11!!@Toku Tonari@neyoki,@po1sonivy невердай,@воскресло снаружи 🎃, все ради фанатовНо все эти расходы являются причиной того, что у такого малого количества студий есть этот отдел и ещё у меньшего, кто активно его развивает(уфо и маппа). Большинство студий в лучшем случае имеет пару 3d режиссёров и на этом всё. Слишком дорого развивать и ещё дороже содержать.
Ван Пис - Фуджи и Тоеи.
346x234
Возможно фильм Окады пойдёт по пути финансирования человека-бензопилы.
Так уж выходит, что 2 отдел будет толчком для развития и улучшения всей студии, что сейчас и происходит. В прошлом году повысили зп всему 2 отделу, а в начале этого года распространили на первый. Как себя покажет обучение за свой счёт аниматоров, которых планируют обучить на уровень KA пв1 человека-бензопилы пока не понятно. Но взятая на данный момент тройка довольно многообещающая.
А так, хорошая статейка.
@Toku TonariИ да, и нет. Это как бы "странный" комитет, учитывая, что раньше там была куча компаний, а сейчас они сократили до четырех. Тут надо будет смотреть на будущее, как он будет поступать, и будем смотреть на последствия.
Вообще, наверно стоит действительно переформулировать, то что сильно упала прибыль. Ну и да, дальше я пишу о том, что студия прибыли напрямую все равно не получает.
Конечно, точных подтверждений нет, но думаю Shueisha понимают силу этого IP, и готовы инвестировать ради большей прибыли. Они получат отчисления за использование IP, но думаю они тоже будут в партнерстве.
Хм, даже интересно, откуда у вас такие детальные познания. У меня нет времени столько ресерчить, чтобы в такие детали погружаться.
@SubariuchansНу имеется пара знакомых, которые имеют контакты с ассистентами по производству некоторых студий и не только. Вообщем люди из производственной команды студии.
@Toku Tonari, спасибо большое эта статья кое,- что подтвердила в моих сображениях в моём готовящемся ролике . РеспектВсе накручено на комитетах
Ну понятно короче
Вот поэтому всякий хлам и создаётся)
А могли сделать все по уму
Смотреть на авторов, режиссёров, художников и т.д - умно, но сложно
Возьмём Ninja Kamui - Аниме производства E&H Production о которой я никогда в жизни не слышал, и которую не видел, и которая к тому же не имеет за плечами опыта в аниме. Но тем не менее, они выпускают ОЧЕНЬ годный тайтл, с очень годной рисовкой, анимацией, сюжетом. Всё потому, что часть команды(как и основатель студии) работали раньше в MAPPA, да и в целом, команда у них опытных ребят, и с финансированием всё хорошо. Так и получается, что рождается действительно крутая студия с очень хорошими тайтлами с самого старта.
С другой стороны. J.C Staff, которые имеют огромный опыт за спиной, кучу тайтлов, но регулярно поручают создание тайтла неумёхам, которые спавнят второй сезон ванпанчмена(который ужасен) и калличный второй сезон перерождения со смартфоном. И это после прекрасных комбатантов и мира без похабных шуток, ангела кровопролития и владыки скрытого мира, которые по праву считаются хорошими тайтлами.
И всё равно, любой тайтл, от автора любых аниме может быть крутым, в конце концов, на вкус и цвет товарища нет. Даже легендарные и крутые студии могут выпускать калл. К примеру МАППА и Дорохедоро. KC и третий сезон восхождения героя щита. Pierrot и Токийский гуль(можете меня осуждать).
@Animator007@Са-чан@Swyzen, видимо да.@Swyzen@Са-чан, Нет, не так. Комитет из компаний типа показов и дистрибуции музыки, а сами студии очень редко состоят в комитетах. Кстати многие все больше предпочитают работать отдельно, типа как "бизнес", риски больше, но и прибыть практически вся достается им@Са-чан@Swyzen, я не знаю.Ты то вроде должен знать, что налоги которые не выплачивал Кондо лежали у него в личном сейфе и не тратились на производство. А у мимокрокодила может сложится впечатление будто они входили в комитеты и жили потому что налоги тырили, когда это не так.