
I. Субъективность, объективность и интерсубъективность в художественной критике.
ㅤНа первый взгляд, это кажется простым любопытством: зачем объективно оценивать аниме. Но если всмотреться внимательнее, за ним скрыта целая система недопониманий: о природе искусства, о роли критики, о функциях мнения в публичном пространстве. Во-первых, люди приходят к просмотру аниме с разными мотивациями. Кто-то хочет расслабиться, кто-то — поддержать диалог с близкими. Кто-то — заполнить пустоту. Все эти причины валидны. Но если человек задаёт вопрос оценки, он уже выходит за пределы чисто потребительского интереса. И вот тут критически важно провести грань: оценка — это не то же самое, что впечатление.
ㅤФормулировка «объективно оценить» искусство изначально хромает. Она основана на наивной бинарности: будто существует только два варианта — либо полная субъективность («я так чувствую»), либо некий внешний абсолют. Но в действительности существует третий путь — интерсубъективность (см. Габермас, The Theory of Communicative Action, том I, стр. 287), которая является развитием трансцендентальной интерсубъективности у Гуссерля (см. Cartesian Meditations, пятая медитация) и получает развитие у Шютца и позже у Бурдьё, в частности в понятии habitus (см. The Logic of Practice, глава II, параграф 4). Чтобы понять, как она работает, нужно развести три термина.
1. Субъективщина. Субъективщина — это мнение, основанное исключительно на личном ощущении, вкусе, настроении. Оно не предполагает аргументации, не может быть передано, верифицировано или обсуждено как рациональное суждение. В феноменологии он соответствует до-сознательной интенциональности, когда акт восприятия ещё не оформлен в смысл (см. Гуссерль, Logical Investigations, том II, § 15–17).
Пример:
— «Мне не понравилось аниме, потому что я не люблю меха».
— «Главный герой бесит. Просто не моё».
— «Это круто, потому что я плакал».
С этим связаны эмоциональные эвокации (см. Collingwood, The Principles of Art, гл. III), но такие суждения не допускают спора или уточнения.
2. Объективность. Объективность — это то, что можно зафиксировать, измерить, описать без привязки к личному вкусу. Подобное понимание объективности в искусстве восходит к формализму (см. Шкловский, Искусство как приём, 1917) и к аналитической эстетике (см. Danto, The Transfiguration of the Commonplace, гл. 2).
В искусстве к этому относятся:
— Формальные характеристики (монтаж, длительность, структура повествования).
— Технические детали (цветовая палитра, частота кадров, тип камеры).
— Исторические факты (год выпуска, автор, стиль).
Эти характеристики — фактическая база, без которой невозможно последующее осмысление (см. Noël Carroll, The Philosophy of Art, гл. 4).
3. Интерсубъективность. Интерсубъективность — это система оценок, которая формируется в рамках культуры, сообщества, профессионального дискурса. Это согласованные (хотя и спорные) подходы к анализу, базирующиеся на:
— Теории (кинематографической, литературоведческой, визуальной и пр.);
— Практике (академической, режиссёрской, редакторской);
— Критике (институциональной, жанровой, исторической).
Это поле аргументированной оценки, где: суждение поддаётся обсуждению; критерии можно обозначить; выводы встроены в контекст.
ㅤИнтерсубъективные подходы применяют: режиссёры, сценаристы, монтажёры, анимационные супервизоры, storyboard-редакторы и т.д. Они формируют выразительные приёмы, жанровые нормы, визуальные и драматургические структуры. А уже потом — эти принципы описываются, обобщают её, формулируют на языке понятий — и возвращают обратно в практику.
ㅤДаже когда человек пишет «это классное аниме», он, осознанно или нет, опирается на определённый набор представлений: о том, как должен работать сюжет, как выстраивается повествование, насколько выразительны персонажи и как строится драматургическая логика. Всё это — элементы интерсубъективных ожиданий.
ㅤЧтобы разобраться, на каком уровне находимся мы сами, полезно разграничить:
Сенсорное — нравится / не нравится. Первичный уровень. Быстрый, автоматический. Основан на до-критическом впечатлении.
Импрессионистское — нравится потому, что напомнило, вызвало ассоциацию, понравился герой. Всё ещё субъективно, но уже оформлено в язык.
Аналитическое — «работает потому, что...», «темп не выдержан из-за...», «персонаж не раскрыт, потому что...». Здесь начинается критика.
Импрессионистское — нравится потому, что напомнило, вызвало ассоциацию, понравился герой. Всё ещё субъективно, но уже оформлено в язык.
Аналитическое — «работает потому, что...», «темп не выдержан из-за...», «персонаж не раскрыт, потому что...». Здесь начинается критика.
[size=20]Есть ли объективные принципы восприятия?
ㅤДа, есть. Некоторые элементы искусства (в том числе в аниме, кино, литературе, музыке и визуальном дизайне) основаны на свойствах человеческого восприятия, которое: биологически обусловлено (строение глаза, уха, мозга), повторяемо в реакциях, изучаемо экспериментально и теоретически.
Примеры таких принципов
1. Композиция и симметрия
— Горизонтальная и вертикальная симметрия воспринимаются как устойчивость, равновесие.
— Диагонали — создают напряжение и динамику.
— «Правило третей» (в изобразительном искусстве и кинематографии) — улучшает фокус внимания.
Эти принципы активно используются в живописи, кино, анимации, рекламе, и работают вне культурных различий.
2. Цветовые сочетания
— Тёплые цвета (красный, оранжевый) вызывают возбуждение, агрессию, тревогу.
— Холодные (синий, зелёный) — спокойствие, отстранённость.
— Контрастные цвета (жёлтый+фиолетовый, красный+зелёный) усиливают восприятие, «выделяют» объекты.
3. Ритм, темп, повтор
— Повторяющиеся элементы создают ощущение порядка.
— Нарушение ритма воспринимается как «сбой» или драматургический поворот.
— Быстрый темп — напряжение; замедление — акцент.
4. Внимание и фокус
— Зрение направляется туда, где высокий контраст, движение или лицевое выражение.
— Центр кадра и область золотого сечения — естественные точки фокусировки взгляда.
II. Введение. Что такое объективность?
ㅤМы слышим это слово повсюду: в журналистике, науке, философии и даже в повседневных разговорах, но мало кто по-настоящему понимает, что оно означает. Традиционно «объективность» — это факт, не зависящий от мнения. Кажется просто?
ㅤДаже наука, считающаяся оплотом рациональности, не свободна от предвзятости: учёные сами выбирают, какие гипотезы проверять, какие данные учитывать, а их инструменты ограничены рамками текущей парадигмы. Квантовая физика, например, разрушает само понятие объективного наблюдателя. Принцип неопределенности Гейзенберга утверждает, что сам факт наблюдения влияет на наблюдаемый объект. Таким образом, объективное измерение становится невозможным, потому что сам процесс вмешательства в реальность уже меняет её. Также многие фундаментальные научные теории основываются на косвенных данных. Например, частицы, такие как кварки, не могут быть непосредственно наблюдаемы. Мы принимаем их существование на основе косвенных доказательств, таких как поведение других частиц в ускорителях.
ㅤㅤㅤㅤ


1. Математика и формальные системы. В этих областях можно достичь определенного уровня объективности, потому что два плюс два будет всегда четыре, и неважно, что ты об этом думаешь. Но даже здесь всё зависит от правил, которые установили. Например, евклидова геометрия кажется объективной, пока мы не сталкиваемся с неевклидовыми пространствами. В одной системе параллельные линии не пересекаются, в другой — могут.
2. Физические факты. Да, если я скажу, что Земля вращается вокруг Солнца, это объективно с точки зрения нашего текущего понимания астрономии. В эпоху Птолемея «объективным» было геоцентрическое представление. Ньютоновская механика была догмой, пока Эйнштейн не доказал, что пространство и время относительны.
3. Ты думаешь на языке, а язык — это уже интерпретация мира. Даже то, как мы структурируем предложения, уже может искажать реальность. Если в языке нет слова для концепции, она почти не существует в сознании носителей. Например, в японском есть слово tsundoku — привычка покупать книги и никогда их не читать. В русском или английском аналогов нет, но явление существует.
4. Наши органы чувств постоянно искажают информацию. То, как мы видим, слышим и воспринимаем мир, уже ограничено нашими физическими возможностями. Цвета не существуют — это просто электромагнитные волны. Запахи — это молекулы, но мы их не осознаём, пока они не попадают в рецепторы.

ㅤВывод: человечество на протяжении веков пыталось подогнать реальность под рамки логики, но чем больше мы стремимся объяснить, тем менее стабильным и предсказуемым становится окружающий нас мир. Логика даёт нам узкий угол зрения, ограничиваясь лишь тем, что возможно определить как «А, следовательно, Б». Это мышление, сформированное для выживания, а не для понимания бесконечной сложности мира. Поэтому попытки судить мир логикой в лучшем случае приведут к искажённой картине, а в худшем — к полному заблуждению.
ㅤКогда мы говорим об объективности в рамках нашей статьи, мы имеем в виду стремление к нейтральному взгляду, хотя бы приближенному. Это умение видеть плюсы и минусы каждой стороны, даже если одна из них тебе ближе. Чем больше перспектив учтено, чем меньше эмоций и когнитивных искажений — тем ближе к объективному пониманию.
III. Что есть искусство: между объектом и интерпретатором.
ㅤ«А вдруг это просто чайка срет?» — классический вопрос зрителя, столкнувшегося с произведением, которое он не понял. А может, и правда. Может, автор ничего не имел в виду. Может, вообще был пьян. Но это ничего не меняет. Образ может работать и без сознательной авторской установки.
ㅤСмысл в искусстве может быть намеренным, а может быть интуитивным или даже случайным. Автор может: чётко знать, что он хочет сказать, и выстроить структуру под эту мысль; просто интуитивно собирать образы, не осознавая до конца, как они будут интерпретированы; ничего не закладывать, но объект всё равно вызовет у зрителя переживание, ассоциацию, размышление.
ㅤПочему так происходит? Потому что: он работает через интуицию, чувства, архетипы; он затрагивает коллективные, бессознательные структуры; он не может предугадать, в каком контексте зритель будет это читать. Художник не может контролировать всех этих факторов. Он может их учитывать — но никогда не охватит полностью. Поэтому многие смыслы, которые рождаются в контакте с произведением, не обязаны быть заложенными.
ㅤЗначит ли это, что любой смысл — валиден? Нет. Есть простая проверка. Если: у тебя есть наблюдение, оно подтверждается в структуре произведения (монтажом, ритмом, композицией, символами), ты можешь аргументировать свою интерпретацию, то это — тогда это не натяжка, а осмысленная работа восприятия.
IV. В чём различия искусство и товара?
ㅤㅤЧеловечество спорит об этом веками. Каждая эпоха и школа предлагает своё. И это уже само по себе — факт. Почему? Потому что искусство — это концепция, а концепции существуют не в объективной реальности, а в человеческом восприятии. Если бы вы запросили «научную ссылку» на точное определение искусства, вам пришлось бы получить десятки ссылок — и всё равно не найти единого ответа. Просто потому, что научного консенсуса по определению искусства не существует.
❯ Моррис Вайц (Morris Weitz), один из наиболее цитируемых философов искусства XX века, утверждал: «Искусство — это открытая концепция, которую невозможно зафиксировать одним определением».
❯ Джордж Дики предложил институциональную теорию искусства: «Искусство — это то, что арт-сообщество называет искусством». Но и это — лишь одна из точек зрения.
❯ Лев Толстой, Нельсон Гудман, Ганс-Георг Гадамер, Артур Данто — все они предлагали собственные подходы, часто вступающие в противоречие друг с другом.
Это объясняет, почему у разных культур — разные взгляды на искусство. Иногда это путают с субъективизмом — мол, раз нет единого ответа, значит, всё «на вкус и цвет». Но это не так. Вкус — субъективен. Тебе может нравиться одно, мне — другое. Это нормально. Но критерии — существуют. Не абсолютные, но интерсубъективные — то есть общие внутри профессионального сообщества.
Например, объективные принципы композиции, симметрии, цветовых сочетаний влияют на восприятие произведения независимо от того, осознаёт ли зритель эти элементы или нет. Эти принципы не сводятся только к вкусу, а базируются на опыте, наблюдении и анализе. Они могут быть проверяемы, и в этом смысле — условно-объективны.
ㅤИтак, существует три ключевых взгляда на искусство:

ㅤОднако, они слишком абстрактны, поэтому дадим более рабочее определение, которое можно использовать для анализа:
1. Искусство — это когда форма служит идее. Это выражение мыслей, эмоций, мировоззрения через визуальный, звуковой или повествовательный язык. Оно задаёт вопросы, провоцирует, заставляет думать. Оно не боится неудобных тем. И оно не исчерпывается утилитарной функцией.
2. Товар — это когда форма заменяет идею. Это продукт, заточенный под максимальную продажу. Диски, фигурки, гача-игры, билеты на ивенты. Смысл, эстетика, идея вторичны, если они вообще есть.
Аниме может быть и тем, и другим. Разница — в цели: если сначала стоит идея, а потом — коммерческая упаковка, это потенциально искусство. Если же идея — просто обёртка для мерча и фигурок, это товар. Важно понимать: наличие продажи не делает вещь плохой. Но отсутствие мысли — делает.
Можно также искусственно размыть границы, чтобы впаривать людям всякую чушь. Именно это делают современные галереи с их «концептуальным искусством» — когда в зале стоит унитаз, а толпа интеллектуалов обсуждает «глубокий смысл».
V. Жанровая социология: откуда берётся мусор
ㅤЛюбой жанр, если он становится массовым, проходит примерно одну и ту же эволюцию:
ᐳ Жанр появляется как новая форма выражения. Он свежий, провокационный, идейный, личный. Пример: первые иссекаи или меха-аниме — это были размышления о власти, войне, мире, идентичности.
ᐳ Жанр закрепляется, становится узнаваемым. Появляются устойчивые тропы, зритель понимает «что ожидать». Это ещё не плохо, но уже предсказуемо.
ᐳ Продюсеры понимают, как это продавать. Начинается массовое клонирование: пять новых тайтлов с одинаковым сюжетом, только глазки другого цвета. Цель — не высказаться, а продать фигурки, Blu-ray и подписки.
ᐳ Когда внутри жанра накапливается слишком много штампов, авторы начинают смеяться над ними — часто неосознанно. Герои сами комментируют сюжетные клише, но не выходят за их пределы. Возникает «псевдоирония»: фан-сервис, мета-юмор, ссылки на жанр ради ссылок.
ᐳ Пустой скелет. Пародии умирают. Остаётся оболочка. Жанр сводится к чеклисту: завязка, бой, крик, флэшбек, финал. Без души. Без мысли. Просто контент.
Важное уточнение: Зритель не виноват в начале цикла, но участвует в его закреплении. Когда жанр только зарождается, зрителей, способных массово влиять на тренды, ещё нет. Именно авторы и продюсеры первыми начинают: копировать удачную формулу, встраивать её в рынок, упрощать ради повторяемости. Зритель не просил клонировать авангард. Он просто пришёл позже и застал уже формализованный жанр, где всё «так и должно быть».
Ответственность на этом этапе полностью лежит на авторах и продюсерах. Зритель начинает участвовать позже — как «подтверждающий» механизм. Когда зритель видит повтор, он: либо радуется знакомому, либо не замечает, что это клон — особенно новички, либо чувствует усталость, но продолжает смотреть по инерции. Это уже потребитель. Он не виноват в появлении мусора, но он помогает мусору оставаться на плаву.
Ответственность на этом этапе полностью лежит на авторах и продюсерах. Зритель начинает участвовать позже — как «подтверждающий» механизм. Когда зритель видит повтор, он: либо радуется знакомому, либо не замечает, что это клон — особенно новички, либо чувствует усталость, но продолжает смотреть по инерции. Это уже потребитель. Он не виноват в появлении мусора, но он помогает мусору оставаться на плаву.
ㅤПочему так происходит? Молодые сценаристы и режиссёры часто не понимают, почему работают определённые приёмы. Новое поколение выросло на штампах. Они не помнят, откуда всё началось. Они копируют форму, не зная, зачем она нужна. Следствие — жанр умирает, когда в нём перестают задавать вопросы. Когда автор больше не думает, зачем делает флешбек. Вот тогда жанр превращается в мусор.
VI. Аутсорс и производственный комитет: почему аниме делают на износ.
ㅤ
ㅤРабочие руки из других стран, студии на грани банкротства, вечные дедлайны — всё это не случайность. Это следствие бизнес-модели, о которой почти не говорят, хотя она влияет на каждый второй тайтл. Ты смотришь аниме: сильный старт, хороший визуал, неплохие герои. А потом — всё сыпется. Сюжет буксует, темп проваливается, анимация упрощается. Почему?
Причина — система.
ᐳ Производственный комитет — группа инвесторов (обычно четыре-шесть компаний), которые совместно финансируют создание аниме. Каждый — со своими интересами. Один хочет экранизировать ранобэ ради продажи. Другой — добавить фансервис, чтобы продавать фигурки. Третий — требовать, чтобы аниме шло ровно двенадцать серий, потому что под это куплен слот на ТВ.
ᐳ Студия — это фабрика исполнения. Она не владеет IP. Все права — у комитета. Всё, что она получает — фикс за выполнение и выживает от заказа до заказа. Сценаристы работают под: давлением дедлайнов; правками инвестора; цензурой; продукт-плейсментом; шаблонами жанра. Иногда студия сдаётся на 8 серии — потому что нет денег даже на кофе, не говоря уже о ретейках. Анимация может быть урезана. Музыка — заменена.
Пример: Samurai Champloo создавался в условиях реального тайм-продакшна. Это был не эксперимент — это была вынужденная мера, потому что буфера не было вообще.
Пример состава:
ᐳ Издатель оригинала — Kadokawa, Shueisha и др.
ᐳ Телеканал — TV Tokyo, Fuji TV.
ᐳ Музыкальный лейбл — Aniplex, Lantis.
ᐳ Игровая компания — Bandai, Sega.
ᐳ Платформы/стриминг — AbemaTV (Япония).
ᐳ Издательство Blu-ray/DVD — Aniplex.
ᐳ Фигурки, мерч — Good Smile Company, Movic.
Почему всё аутсорсят? Потому что Япония просто не справляется с объёмами. Индустрия перегрета: слишком много тайтлов, слишком мало рук. Поэтому студии массово передают работу за границу — Южная Корея, Вьетнам, Китай, Филиппины. На аутсорс уходит: ин-бтуины (межкадровая анимация); черновая покраска; бэкграунды; даже кей-анимация (ключевые кадры). Это — дёшево, быстро, позволяет выжить при трёх-месячном продакшене на двенадцать серий
VII. Почему мнение «извне» важно, даже если аниме — локальный продукт.
На первый взгляд, в этом есть логика: автор говорит «своим», в рамках своей культуры. Но уже к 2000-м ситуация начала меняться, а в 2010-х — изменилась окончательно. Сегодня:
ᐳ Стриминговые платформы (Netflix, Crunchyroll, Disney+) напрямую финансируют и лицензируют японские студии.
ᐳ Мерч, Blu-ray и локализации приносят миллионы долларов за пределами Японии.
ᐳ Некоторые сериалы делают изначально с прицелом на глобального зрителя — как визуально, так и структурно.
Существует явление, известное как cultural feedback — культурная обратная связь. Это когда произведение, созданное в рамках одной культуры, воспринимается аудиторией из другой — и уже в переосмысленном виде возвращается к создателям, влияя на будущие работы. То есть:
ᐳ Локальный автор создаёт что-то «для своих».
ᐳ Это воспринимается и переосмысливается аудиторией «снаружи».
ᐳ Эта обратная связь (feedback) влияет на будущее творчество автора или жанра.
Примеры:
1. Шиничиро Ватанабэ, автор Samurai Champloo, вдохновился западным хип-хопом и сэмплированием. Он прямо говорил, что идея «визуального сэмпла» легла в основу его режиссуры: Эдо + хип-хоп = новый гибридный стиль, понятный и «своим», и «чужим». Ссылка: medium
2. После того как Princess Mononoke столкнулась с холодным приёмом на Западе, Хаяо Миядзаки и студия Ghibli осознанно работали над Spirited Away как над проектом, который поймут в любой стране. Это принесло им «Оскар» и мировой успех. Ссылка: Time Magazine
VIII. Разбор мифов.
ㅤСокрушим гнилые догмы и популярные самооправдания, которыми обмазываются те, кто боится смотреть в суть вещей.
ㅤМиф 1: «О вкусах не спорят». Это фраза-отмазка. Вкус — не врождённый дар, а навык, который формируется через: наблюдение, сравнение, разбор, опыт. Ты не можешь улучшить вкус, не оспаривая его. Иначе ты не развиваешься — ты просто потребляешь.
ㅤМиф 2: «Не обязательно всё разбирать, просто наслаждайся» Если ты не умеешь разбирать, ты не понимаешь, чем именно наслаждаешься. Ты не чувствуешь смысл, ты чувствуешь нейронный всплеск.
ㅤМиф 3: «Попкорновое — хаваю. Претенциозное — тоже хаваю, но уже со смыслом». Такое поведение — типичная повадка культурного хамелеона, который жрёт всё подряд, лишь бы вписаться в оба лагеря. И якобы ты весь такой «эклектичный», «открытый». Такие «всеядные» не разбираются ни в чём, зато делают вид, что «у них широкий спектр вкусов».
ㅤМиф 4: «Мне нравится — значит, я искренне анализирую». Нет. Глубина — это не свойство объекта. Это свойство взгляда. Ты можешь: думать о меме глубже, чем кто-то — о Достоевском, или смотреть «Евангелион» как фон под пельмени. Нравится ≠ понял. Впечатление ≠ анализ.
Разберём конкретный пример того, как человек может ошибаться. Ниже — реальные слова оппонента, которые иллюстрируют, как поверхностная реакция мешает увидеть структуру и смысл:
Тезис один: «Главный герой мастурбирует на грудь раненой, без сознания подруги. А по оценкам — это якобы глубоко и философски. А если я просто вижу, что он достал причиндал и дрочит на полумёртвую девушку — кто из нас неправ?»
1. Ты это увидел, но что автор показывает? Как снята сцена? В каком контексте она находится? Намерение автора важно не меньше твоей реакции. Если сцена снята не для возбуждения, а для того чтобы вызвать отвращение, ужас, моральное напряжение — это драматический приём, работающий на конфликт и смысл.
2. Допустим, это омерзительный поступок героя. Если сцена вызывает у тебя отвращение — значит, она работает. Сцены насилия, извращений, подлости не обязаны быть «нравственными». Их задача — создать этическое напряжение. Как ты реагируешь — это уже вопрос твоей системы ценностей и способности анализировать художественное выражение.
3. Что ты можешь сделать? Разобрать сцену, а не только реакцию на неё. Какая была завязка? Что происходит в голове героя? Есть ли символический слой? Как отреагирует мир после этого, есть ли последствия? Камера: фетишизация или деперсонализация? Если всё это отсутствует, если сцена реально оправдывает действия героя или эстетизирует насилие — тогда да, это тупо, пошло и заслуживает критики.
Тезис два: Не люблю псевдофилософию. Я не против сложных произведений. Но если ты тратишь чужие деньги, с тобой работает команда — постарайся выразить мысль понятно, а не заваливать всё туманными метафорами. Вот, допустим: чайка срет на дерево. Автор — в восторге, видит в этом борьбу человека с природой. А зрители ещё миллион смыслов напридумывали. А если это просто чайка срет?
1. Это справедливое требование к рекламе, инструкциям и докладам, но не к искусству. Если художник думает только о том, чтобы быть «понятым» всеми и сразу — он превращается в официанта. Если тебе «непонятно» — это не значит, что произведение провалилось. Это может значить, что ты ещё не дорос до его вопросов. Или не попал в нужную оптику. Кроме того, «понятно» — не значит «просто».
2. Да, буквально это просто физиология птицы. Но культура вся построена на метафоре. Всё, что мы называем искусством, существует не в объекте, а в интерпретации. Пример: автор рисует пустой стул. Он просто рисует стул. Но зритель видит одиночество, смерть, ожидание. Смысл «надумывается». И в этом его сила. Потому что смысл рождается не от одного, а между двумя: между тем, кто сделал, и тем, кто смотрит.
Тезис три: Ставьте оценки, как хотите — с разбором или просто на эмоциях. На длинной дистанции всё равно сработает коллективный интеллект: средняя оценка выровняется и будет примерно отражать реальное качество. Разница между сайтами вроде Shikimori и MAL — минимальна, в пределах 0.1–0.2 балла у большинства тайтлов.
1. Центральная предельная теорема работает только при: независимых, случайных, непредвзятых оценках; репрезентативной выборке; стабильных, неискажённых критериях. На практике, оценки ставят: по первым сериям, по настроению, по хайпу, в пьяном угаре, и чаще всего — без анализа. Огромная часть зрителей ставит оценку, не поняв даже жанр. В итоге «средняя оценка» отражает не качество тайтла, а массовую реакцию в момент хайпа.
2. Даже при больших числах выборка может быть нерепрезентативна. На аниме-сайтах оценки ставят в основном: фанаты жанра, постоянные зрители, и те, кому вообще не лень голосовать. То есть — не случайная публика, а предвзятая. Так что выравнивание среднего в этом контексте не равно «истине», это просто статистика в замкнутом круге.
Тезис четыре: Единственное, с чем я не согласен — это важность контекста. Если речь о массовом развлечении, мне всё равно, кто и когда это сделал. Контекст может быть интересен, только если сам тайтл настолько зацепил, что я хочу узнать больше об авторе. А в обычной ситуации — он не нужен. Например, я бросил SAO на втором сезоне, потому что автор повторяет одну и ту же идею в каждой арке. И мне не важно, в каком он был настроении или в каком году писал — это не влияет на мою оценку.
1. Если просто «развлекаешься», контекст тебе ни к чему. Но тогда не надо путать развлечение с анализом. Без контекста ты оцениваешь не само произведение, а свою реакцию на него. Это — не плохо, но и не аргумент. Никто не говорит: «Это хорошо, потому что старое». Контекст нужен, чтобы точнее понять замысел, стиль, ограничения, этап развития жанра или автора.
2. Когда ты не учитываешь контекст, ты можешь обвинить автора в примитивности, хотя он работал в рамках тогдашних ограничений. Или наоборот — принять поверхностную поделку за откровение, потому что не знаешь, что всё это уже было тридцать лет назад и гораздо лучше сделано.
IX. Источники и литература:
В разработке. ¯\(ツ)/¯
Aristotle — Poetics
George Dickie — The Art Circle
Arthur Danto — The Artworld
plato.stanford.edu/entries/art-definition/
plato.stanford.edu/entries/beardsley-aesthetics/
@Нянпасу, я про содержание@Нянпасу@Eraclea, вам название своей дипломной написать?@Eraclea@Нянпасу, Изначально я просто интересовалась, на какую именно тему ты писал дипломную работу, но это была лишь попытка завязать непринуждённый диалог. Типааа лол, пон@Eraclea,@InvisibleKidЗачем?
Познавая то, что существует, вы можете познать то, чего не существует. Такова пустота.
То, чего люди не знают, не есть подлинная пустота. В этом их заблуждение.
Вы должны изучать боевые искусства и не отступать от Пути ни на шаг.
Не нарушая покоя своего духа, тренируйтесь ежедневно, ежечасно.
Очистите две стороны своего духа, сердце и ум.
Проясните две стороны своего видения, зрение и восприятие.
Когда ваш дух не будет замутнен, облака заблуждения развеются, и вы постигнете подлинную пустоту.
Когда вы задумаетесь о вещах в широком смысле и выберете пустоту в качестве Пути, вы постигнете Путь как пустоту.
В пустоте есть добродетель и нет порока.
Мудрость обладает существованием, принцип обладает существованием.
Путь обладает существованием, дух обладает пустотой.
А глубинная проблема этой позиции в её деструктивном воздействии на общественное сознание. Отказ от объективных моральных ориентиров подрывает возможность осуждать зло, защищать справедливость и выстраивать правовые институты. В логике релятивизма любое действие от лжи до системного насилия может быть оправдано культурным контекстом, личной правдой или угловой традицией.
В результате мы получаем нормативный вакуум, в котором исчезает различие между добром и злом, а моральная ответственность растворяется в тумане альтернативных точек зрения. Это не нейтралитет, это социальная анархия в философской оболочке, лишённая как внутренней целостности, так и практической применимости
P.s Я не вдавалась в подробности диалога, но со стороны вашего оппонента довольно сомнительно использование уловок, вроде:
- а вот моральный релятивизм утверждает иное.
И что с того? В самом деле, кто угодно может выдвигать любые теории и строить гипотетические конструкции, но само по себе существование таких терминов разве придаёт им вес или значимость?@InvisibleKid,@atzan@atzan@Eraclea, я, с одной стороны, согласен, что моральный релятивизм может быть "вреден" для общества. Но не стоит умалчивать и об опасности морального абсолютизма, когда некто начинает претендовать на то, что бы быть источником "единственно верной" морали, пилит под нее законы и т.д. Если в не спорных вопросах это все не вызывает особых проблем, то вот в вопросах спорных (преступления без потерпевших, всякая моралофагия) - излишнее морализаторство напрямую уничтожает судьбы реальных людей через парвоприменение, самосуд и т.д. Я тут рассуждаю не с точки зрения пользы для общества, а пытаюсь разобраться в сущности явления морали. И при этом я склоняюсь к тому, что мораль это не более чем управленческий общественный конструкт, во всяком случае "общественная мораль". Личная мораль - результат воспитания и индивидуальных особенностей, но так же и влияния "общественной", навязанной. Но никакой самостоятельно существующей универсальной морали не существует, способов её построить, которые были бы чем-то объективно обусловлены, а не взяты как аксиомы - тоже пока не наблюдается. Существующие же морали противоречивы, обладают лицемерием, двойными стандартами и логически не последовательны.@Eraclea,@atzan@InvisibleKid@Eraclea, если законы не будут опираться на не кодифицированную мораль - это скорее лишь плюс. В таком случае, у законодателя не будет предлога для введения всё новых произвольных запретов в своих интересах, оправдывая это защитой морали и нравственности. Но они не спешат от этого отказываться, например, в нашей Конституции "мораль и нравственность" - это защищаемые законом ценности. Защищаемые законом, это значит что реального человека можно реально штрафовать (штраф - равноценен приравниванию части труда человека к рабскому) или лишать свободы, сажая в бетонную клетку во имя защиты воображаемого, произвольного, нигде и никем не прописанного концепта, идеи. И это, в свою очередь, в высшей степени аморально (по моему моральному компасу лол). Добросовестному (т.е. такому, которое не хочет обмануть общество) государству для конструирования законов нужно лишь определиться с ценностными ориентирами. Например, благосостоянием общества и т.д. (обычно это благосостояние государя, а не общества). И уже из этого ориентироваться при написании законов. Это не будет моралью в обычном понимании, можно назвать её синтетической или прикладной (по сути, это эксплицитные произвольные костыли, которые лучше скрытой "настоящей" морали тем, что они хотя бы эксплицитные и кодифицированные, их хотя бы можно оспаривать по существу, не оказываясь при этом аморалистом, имморалистом и т.д. в случае не согласия). Часто эту роль выполняют "права человека" и Конституция. Я, собственно, даже и не предполагаю, что при написании законов законодатель в реальном а не в добросовестном государстве искренне оглядывается на какую-то там мораль и нравственность. Руководит всем лишь целесообразность и прагматизм с точки зрения удержания власти классом, её заполучившим. Мораль в их руках не более чем предлог. И раз уж так вышло, что ныне это не более чем предлог для изъятия прав, то для общества более полезно её унижать, деконструировать, считать не существующей (что так и есть) для десакрализации порядка, его порабощающего, оставляя на уровне смыслов лишь примитивную угрозу применения санкций за неподчинение (террор, грабеж), а не трепет перед какими-то высокоуровневыми конструктами все это дело псевдо-морально "обосновывающими". Пришлось отвлекаться при написании, но, надеюсь, понятно что я хотел сказать.@Eraclea,@Eraclea@InvisibleKid, Ты конечно поднимаешь важные, но совсем иного порядка темы, про мораль, право, власть и природу законодательства. Это объёмный политико-философский разговор, выходящий далеко за рамки обсуждения статьи и анализа восприятия аниме. Думаю, подобные размышления заслуживают отдельного формата и контекста. Иначе они просто поглощают основную тему, не давая ей развернуться. Начали с аниме, пришли к обсуждению морального релятивизма, а закончили рассуждениями о власти, законе и термине "рабство". Темы, мягко говоря, совсем другого характера и за пределами обсуждаемогоПоэтому, утверждаю, она подобная и строится из одних и тех, же вещей. Не существует общества, в котором в жены можно было бы взять любую женщину. Не существует общества, в котором можно просто так убивать других людей. Мы можем изобрести субъективную мораль не больше, чем новый основной цвет. Мы можем придумать новую мораль, никак не связанную с объективной моралью, не больше, чем новый способ дыхания.
А вообще, зачем распинаться. Бог наш единый Иисус Христос, испустил нам благодать в виде нравственного закона.
@InvisibleKid, Добавлю напоследок, что я с твоей позицией не согласна и прежде всего потому, что в ней нет внятной мировоззренческой опоры. Ты отвергаешь кодифицированную мораль, потому что даешь ей определение "инструмент власти", но при этом сам предлагаешь нечто вроде синтетической морали или как ты это называешь «ценностных ориентиров», которые по сути ничем не отличаются от того же набора норм, только озвученных другими словами. Это та же мораль, просто без признания, что она моральТы говоришь, что защищаемые законом абстрактные категории вроде нравственности, это лишь предлог для насилия. Это, слишком упрощённая и циничная картина, которая не объясняет, почему права человека вообще появляются как политико-правовой предмет.
Мораль и право исторически и концептуально взаимосвязаны. Отрицать их как категории, это значит лишать себя инструмента анализа, а не обретать свободу. Современные государства, конечно, используют эти понятия в интересах суверенитета, но это не значит, что за ними ничего не стоит. Просто потому, что альтернатива это уже не прагматизм, как ты говоришь, а идеологическая пустота
P.s Не разделяю твоих взглядов и не могу с тобой согласиться, потому как у меня уже своя сформированная идеологическая и моральная опора, которую я возвожу в абсолютную истину. Всё сказанное тобой, не может пошатнуть наличие вышестоящей модели морали и права, ведь даже Сократ утверждал, что мораль имеет объективную природу, а не является просто социальным соглашением или набором привычек. Он считал, что такие понятия как справедливость, благо, добродетель, это не субъективные факторы, а вещи, которые можно рационально исследовать и познавать, примерно так же, как числа или геометрию, в чем я не сомневаюсь
@InvisibleKid,ты насрал, чел. Изложи проблемы интерсубъективности кратко, по пунктам, с толковыми аргументами и примерами.2) Не любое зло может быть оправдано в рамках данной системы. В частности, регулярное оправдание может вызвать бурление, если оно не сходится с данной моральной системой. Навроде барин слишком долго и много обирал крестьян — они подняли бунт.
@Eraclea,@Eraclea@atzan,То есть, я не говорю, что релятивизм не отрицает наличие морали, он отрицает её универсальность. Да, в рамках каждого общества существует мораль, но как я сказала, это "Отказ от объективных моральных ориентиров"
В чем моя ошибка?
@atzan