Отвратительна романтика та, которая не зиждется на искренней любви. Подростковая влюблённая уходит мимолётно, а студенческая пора разочаровывает, даёт надежды и оставляет измены. В главной роли потерянное существо – Банри Тада, парень без ума, фантазии, памяти и прописки. От такого персонажа девочки плачут из-за отсутствия вменяемости. К счастью, в душе он романтик, но оттого становится ещё печальнее. Человек, забывший всю свою прошлую жизнь внезапно влюбляться в СДВГ-шницу с приставучим характером. “И снится мне сон, как я полюбил блондинку и смог убедить её в этом.” С нулевым пациентом вроде бы понятно, амнезия – вещь неприятная и очень коварная. Героиня и главная виновница торжества – Коко Кага с неприличным непристойным прошлым и настоящим. В прошлом любила Банри (ГГ), но в последствии переключилась на красавчика. Одни лишь заветные слова “Я люблю тебя!” и девочка влюблена. Потёкшие ножки и легкомысленные решения дают возможность менять парней при каждом удобном случае.
Ещё один пострадавший – Нана Хаяшида. Девушка, проявляющая симпатию к ГГ и получает взаимность . Любовная линия тянется и обрывается по надуманным непоняткам Банри. Любит – не любит. Адекватная добродушная и, честно говоря, заслуживает лучшего, нежели ей предлагает Автор, как вариант – блондинчик, которого крайне мало мелькал на экране. Мицуо Янагисава – жертва неразделённой любви от биполярной девчули, которая любит то одного, то другого, возможно, всех сразу. В этом аниме все друг другу признаются в любви и вроде бы искренне говорят, но по факту фиг разберёшь кто кого любит по-настоящему. Какой-то цирк вольнолюбности. И хотя рассказ ведётся про студентов, на экране типичные подростки с таким же уровнем интеллектуального и эмоционального развития, хотя по факту первокурсникам 18 лет, что, по сути, вчерашние школьники, следовательно нечему удивляться. Студенческая жизнь показана правдоподобно, но романтика совсем цундерно-ояшная, что следует общему канону аниме.
24 серий не спасают ситуацию, а лишь усугубляют. Ряд эпизодов со странными сценарными перипетиями можно смело выкидывать, повторяющиеся диалоги, романтические мини-арки и ужать оставшееся в 12 серий. Флешбэки с памятью ГГ, внезапные любовные чувства героини, томление Наны в ожидании реальной любви - это всё театр для маленьких принцесс, которые ещё не выросли и думают, что настоящие любовные отношения так развиваются в студенческие годы. Что ж, хоть подобное маловероятно в реальности, но пусть помечтают, авось и проведут параллели между своими отношениями и анимешными.
В общем типичная романтика с претензией на гениальную концепцию отношений из которой можно вычленить что-то стоящее, но в целом не представляет интереса. 6 амнезийных состояний из 10 надежд на ответную любовь.
Долго, долго я откладывал просмотр топ 1 аниме мира по версии вообще всех вокруг, так как я сам невольно отношусь изначально скептически к любым тайтлам, о которых из каждого утюга орут. Так было всегда, и в 2017 с Геройской академией, и в 2018 с Милым во франксе, и в 2019 с Клинком, рассекающим демонов, ну и так далее. Я не хотел смотреть эти аниме, так как заранее знал, что буду предвзято их оценивать и не смогу дать более честную оценку. Само собой с Фрирен та же самая ситуация, о ней наверное года полтора орут из всех щелей, она бьёт все рекорды, двигает алхимика с колоссальным разрывом, порно по Фрирен вообще миллиард, и как это обычно водится - люди находят глубокие смыслы, философские подтексты и прочее прочее прочее. Поэтому я просто не мог пройти мимо. И понятное дело, что я ничего нового не скажу, поэтому я в этом отзыве хочу не просто рассказать о своём опыте просмотра Фрирен, но и порассуждать - как это аниме стало номером один? Не с позиции оценки тайтла, а с позиции людей, с позиции того, что происходит в индустрии, с позиции того, что мы имеем рядом.
Отступление на рассуждения №1. Первое, что я хотел бы сказать - феномен миграции массового сознания, я это называю так. Он распространён не только на аниме, но и на фильмах, играх и вообще везде. Что это такое? Когда определённое комьюнити негласно выбирает рандомно определённый тайтл и возносит его. Я уже не первый год анализирую такие тайтлы, и понимаю, что качество тайтла не имеет к этому отношения. Это чистой воды рандом. О манге по Фрирен до анонса аниме вообще ничего слышно не было, она просто не существовала в инфополе. Поэтому глубокие смыслы люди начали находить уже после аниме. Казалось бы логично - про мангу не знают, соответственно никто её возносить не будет, какой бы там не был сюжет, а аниме дало буст, как это обычно и бывает. Но как по мне, если сюжет в манге великолепный - о манге будут знать. Работы Иноуэ (Бродяга, Реальность), Страна Самоцветов, известная именно по манге, а не аниме, ПунПун, работы Урасавы. Если манга действительно хорошая - ей не нужен буст в виде аниме, она и так будет на слуху. С Фрирен такого и рядом не было. В целом Мета Миграции Массового Сознания в 2023-2025 годах это троица Фрирен, Дандадан и Фармацевт, они рука об руку задалбывают инфополе. При этом что-то я уверен, что все три произведения ну не выше обычного, как это обычно и бывает. Феномен миграции массового сознания я лично связываю с потеницалом для порно (сколько порно можно выжать из определённого произведения) и с рекомендациями в тик токе, которые работают аки магия.
Что мы имеем по факту? Фентези иясикэй с уклоном в сёнены новой школы. Иясикэй сам по себе жанр очень на любителя, из известных представителей, которые похожи на Фрирен - Тетрадь дружбы Нацумэ и Мастер Муши. Муши я не смотрел, поэтому более детально буду сравнивать с Нацумэ, так как сходства в темпе и атмосфере определённо имеются. Поэтому такой высокий рейтинг явно не за жанр и не за атмосферу - тогда почему Мастер Муши намного ниже, а Нацумэ вообще в глобальном плане произведение нишевое? Тут можно и начать отзыв.
Фрирен - история об эльфийке, чья жизнь тянется медленнее, чем у людей, поэтому она всё чувствует иначе, и вот она пытается понять людей. Якобы философские темы поднимаются в первых двух сериях, а потом... А потом миллион сайд квестов и разговоры об одном и том же, тематика, заданная в начале, просто топчется на месте. И тут кроется первая проблема - псевдофилософская проблема довольно слабая (в том плане, что тебе не приходится слишком долго думать над этим вопросом), хоть нам и пытаются показать её через стабильно успешные приёмы, которыми чаще всего пользуются Миядзаки и Синкай. Тут главный вопрос аниме - имеет ли смысл заводить связи, если всё это кончится? Вроде бы хороший вопрос, но когда ты человек более менее разумный, ты находишь ответ сразу - ценить надо текущий момент, а не думать о будущем. И по сути аниме очень медленно ведёт именно к этой истине, тут даже подумать не над чем. Глубокие смыслы тут могут находить только люди, у которых в потреблении контента очень мало опыта. Просто навесили красивую мишуру и на первый взгляд что-то глубокое, и люди на это купились, начали везде писать, что тут да, надо думать, хотя если начать думать - смысл наоборот становится менее глубоким, парадоксально. Те же вопросы из Берсерка или Атаки Титанов из разряда "Какова цена свободы?" или "На что человек готов ради мечты?" глубже, потому что ты не можешь дать конкретного ответа даже после просмотра произведения.
И так вот, у нас прошли первые две серии, якобы философские вопросы кончились и происходит... Всё подряд, выполнение квестов, над которыми лучше не задумываться (серия 2 - почему бабка сразу, а не спустя полгода, не дала эти семена? Почему Фрирен не использовала полёт, чтоб искать синие цветы?), новые персонажи, новые истории. Казалось бы - это аниме не ради итога, не ради результата, а ради процесса. И будете правы! Но тут возникает новая проблема - темп. Да, вы скажете, что медленный темп не баг, а фича, Фрирен медленно всё делает, потому что для неё жизнь течёт медленнее, и тоже будете правы. Но тут замедленный темп буквально во всём, в каждой серии, даже в битвах, в каждом диалоге. К третьей серии это медленно начинает наскучивать, к четвёртой ты решаешь поставить скорость 1.25 и внезапно ты начинаешь смотреть аниме в нормальном темпе. Внезапно. Причём оно не чувствуется ускоренным, не чувствуется потеря атмосферы из-за ускорения, ибо аниме по-прежнему медлительное, но теперь его хотя бы можно смотреть. Короче тут как в меме с кольцом, которое ломается, когда поглощает в себя много негативной энергии - хреновый материал просто удобно продали. Мы такое уже проходили тридцать лет назад с Евангелионом. Там почему-то на это все ругались и в топ 1 оно не выходило, что же случилось тут?
Небольшое отступление на рассуждения №2. Очень много отзывов тут говорит, что это глоток свежего воздуха в мире фентези среди потока дешманских исекаев, поэтому люди, уставшие от этого, выбили Фрирен в топ 1. Но тогда возникает вопрос - а на кой хрен вы вообще потребляете ширпотребные исекаи? Вы разве не понимаете, почему они выходят в таком количестве? И не понимаете, что это произведения исключительно на внутренний рынок Японии? Зайду издалека. В конце семидесятых в Японии фурор производит вышедший Мобильный Воин Гандам. Настолько успешное произведение во всех смыслах, что буквально пара тройка лет и мир аниме наполняется всеми возможными меха аниме разного уровня качества, от довольно успешных до лютого ширпотреба, это я молчу про некоторых сектантов, которые добрались до производства аниме. Потом в нулевых был бум на романтику - аниме заполнилось ширпотреб романтикой. К концу нулевых выходит Кейон, Лаки Стар - Япония вновь наполняется ширпотреб слайсами. Середина десятых - Оверлорд, Ре Зеро, частично Сао. И мир вновь получает волну ширпотреб исекаев. И вот мы подходим к тому, с чего я начал. Весь этот ширпотреб, созданный исключительно на волне популярности, исключительно ради того, чтоб въехать в поезд хайпа и заработать, вы смотрите и жалуетесь, что это ширпотреб и вот, наконец что-то достойное вышло. Не, ну вы серьёзно? Или вы не знали, что смотрели, когда видели очередной тайтл с километровым названием, снятый по ранобэ? Ладно бы ещё хоть это была экранизация манги, там тоже откровенного мусора хватает, но у авторов манги всё таки порог вхождения выше, чем у авторов ранобэ. Потому что авторы манги и ранобэ такие же люди, а японцы люди с огромными прибабахами в голове. В ранобэ практически всегда откровенный мусор, потому что их пишет буквально кто угодно. Это представьте щас Ergenty задолбается наконец смотреть миллион исекаев в день и вместо отзывов решит сделать своё исекай ранобэ? Вот что-то такое и экранизируется. Поэтому те, кто даёт почести Фрирен просто потому, что до этого смотрит откровенный мусор - ну вы поняли. Отсюда и предисловие к моему отзыву. Фрирен - последствие, рождённое из последствий. Были нормальные фентези исекаи --> дешёвые исекаи --> популярность Фрирен.
Можно подумать, что я считаю Фрирен прям плохим аниме. На самом деле есть тут и положительные вещи - визуал и музыка. К музыке вопросов ноль, единственное только j-pop опенинг от ёасоби прям рушит атмосферу, он максимально не в тему, плюс скучный и ровный, что для опенинга плохо, нет перепадов. Визуал тоже хорош, анимации много, единственное только лица героев меня смущают. Не буду много разглагольствовать об этом, а просто покажу один арт Исиды Суи:
Что касается персонажей: Они хорошие, но есть одно но: вся троица основного каста мусор. Фрирен - её эмоции очень слабо поддаются логике. У неё есть три состояния: полная кудере, моэ-фансервис, внезапный нелогичный приступ эмоций. Она проявляет эмоции в очень тонких моментах, но совершенно безразличная в моментах, где эмоции должны быть через край. Она плакала над Химмелем, но когда Хайтер упал на пол от болезни - ноль реакции. Фрирен страшно быть внутри мимика, хоть и знает, что ничего опасного нет (если ей так страшно, чё ж она так долго ждала, пока Ферн её вытянет, прежде чем сказать, что пихать надо в другую сторону?), но когда огромная птица берёт их повозку - ноль реакции. Попала в тюрьму? Ноль реакции. Обидела Ферн? Слёзы и крики, внезапно. Её поведение очень сильно вызывает вопросы к логике, поэтому за ней следить тяжело. А комедийные элементы мало того, что портят атмосферу аниме, превращая его в сёнен для дошколят, так и портят образы персонажей, обрушивая логику этого мира. Вообще она мне напомнила Аянокоджи, тоже великолепная во всём без исключений, только людьми не манипулирует. Но Аянокоджи один из худших представителей главного героя, и если Класс превосходства за это ругают, то тут рейтинг 9.31, это другое. Ферн - вечно обижается, кричит, дуэт со Старком шаблонный донельзя, типичный для шипперов-подростков, в остальном эмоции проявляет не чаще Фрирен, только какие-то замашки цундере (автоматом мусор), она ещё менее интересная, тут мне даже сказать и нечего. Ну она сильная, экзамен на мага сдала, круто. Неинтересные персонажи у нас обычно подвергаются критике, то тут рейтинг 9.31, это другое. Старк - типичный мальчик для унижений. Автор не хотел портить имидж Фрирен и Ферн, но чтоб делать шутки про унижения, он добавил третьего героя чисто ради этого. Мальчик для унижений - тип персонажей, чаще всего комик релифы, чьё развитие в сюжете искусственно заторможено с той целью, чтоб просто создавать юмористические ситуации над ним. Если Фрирен у нас вообще не проявляет эмоции, то Старк истерит как Эрен Йегер и Аста, но если там это всех раздражает, то тут рейтинг 9.31, это другое.
Тогда кто же тут хороший? Крафт, например, и Зайн. Они интересные, проявляют эмоции в меру, ведут себя классно, но у них хронометража кот наплакал. Ещё есть вот эти вот челы на звание мага, но тут отдельная песня. Вся арка с экзаменом, как уже миллион раз говорили, прям типичный сёнен новой школы, по типу геройской академии, магической битвы. Серьёзно, тут прям шаблоны на шаблонах, от испытаний до самих участников. Теперь у нас не медленный иясикэй, а такой же медленный бесцельный батл сёнен, где Фрирен опять же без всяких эмоций разносит всё. Серьёзно, уже даже Ванпанчмен это высмеивал настолько долго и сильно, что сам стал тем, что высмеивал, а Фрирен это не чурается показывать на серьёзных щах с самого начала. Фрирен всё аниме делает то же, что и Сайтама - заторможенно реагирует на опасность, чтобы не вынести врага раньше времени. По сути за всё аниме единственный враг Фрирен - это сама Фрирен, с её копией единственный бой был, который длился больше пары ударов. Но и то, угрозы он не представлял. Уже в ВПМ были вопросы, а зачем в таком произведении делать серьёзные боевые арки, когда есть Сайтама, тут вопросов не меньше. Ещё есть мини арка с демонами, но она ощущается один в один как в Адском Рае или в Клинке, рассекающем демонов.
Подводя итоги, что я могу сказать? Популярность аниме строится на нескольких вещах. Миграция массового сознания, перенасыщение каловыми исекаями и хорошая внешняя оболочка произведения, так как массовый зритель смотрит именно на неё. Просто большое количество людей в кои-то веки столкнулось не с самым плохим произведением, поэтому много кто десяток и наставил, а поиски всяких философских тем и глубинных смыслов, как это водится, появляется уже после поставленной десятки. Мне плевать на смыслы и философствования, так как я сравниваю это с тортом. Сюжет, персонажи и основные составляющие - это коржи, а отсылки и смыслы - вишенка на торте. Если у вас коржи сделаны из говна и пропитаны мочой, то даже самая вкусная вишенка не сделает торт вкуснее. И оценку я поставил не потому, что я против всего популярного и смотрю лишь нишевое дерьмо на 2,5 человека фанбазы, а потому что для меня это аниме просто более менее, на красивую картинку можно поглазеть, послушать музыку, проникнуться какими-то героями, но не более. Более-менее, как и гласит оценка 5/10. Отзыв тут не с целью хейтить кого-то, этим у нас занимаются уже последние тридцать пять тысяч комментариев, я просто высказал то, что лично я думаю. Я не считаю кого-то лучше или хуже, кто смотрит это аниме или то, не считаю, что Алхимик или кто-то должен стоять выше. Я просто не хочу, чтоб миграция массового сознания слишком сильно меняла то, что уже давно устоялось. Если через 3-4 года мир наполнит ширпотребная иясикэй фентезятина, вы знаете, кто за это в ответе и с чего всё началось. Что ж, спасибо за прочтение, жду сотню дизлайков, две сотни комментов, что я не выкупил и прочее, но постарайтесь хотя бы без перехода на личности. Увидимся!
@Alex Ralison, Ну у Синкая, кажется, графон в первую очередь ради красивой картинки, кинематографичности и зрелищности, тогда как во Фрирен он работает именно на атмосферу, сочетается с ритмом повествования и общей подачей, создавая ощущение цельности. Это скорее элемент глобального нарратива, а не просто "вау-эффект" в моменте. У Синкая визуал конечно тоже может выполнять нарративную функцию, но чаще он скорее подчёркивает эмоциональные пики, тогда как во Фрирен картинка встроена в общую ткань повествования, усиливая её на протяжении всего сериала. По типажу это ближе скорее к примерам в духе Вайолет Эвергарден (если смотрел), чем к Синкаю. Почему это важно: потому что визуал тогда воспринимается не как самоценность, а как часть истории. Здесь фэнтезийный мир, расслабляющий вайб, неторопливая подача, темы памяти и прощания, ощущение "жизни после главной битвы", атмосферная и ненавязчивая музыка, мягкая цветовая палитра - и всё это вместе создаёт кумулятивный эффект. Графика просто становится одним из способов это выразить. Именно это и оставляет у людей такое впечатление. Знаю даже людей, которые именно через Фрирен "распробовали" такой тип графики и подачи, когда ко всяким Синкаям оставались равнодушны.
Возвращаясь к теме оценки, еще пару мыслей. По моим наблюдениям, если что-то популярно, то это наоборот часто занижает среднюю оценку, именно потому что произведение находят и смотрят многие просто на волне хайпа, а не потому, что оно изначально заинтересовало. Поэтому связывать среднюю оценку с популярностью - не совсем корректно. Тут я думаю обратная связь, очень высокие оценки от зрителей еще больше разгоняют популярность, а эту переоценку уже можно отдельно обсуждать, в отрыве от популярности. Еще предположение: у многих людей есть какой-то фетиш на что-то необычное, а такие фэнтези как Фрирен я и не могу даже припомнить, не смотря на то, что казалось бы во Фрирен есть все то, чего люди ожидают от "классического" фэнтези, и известные приемы. Ближайшие аналоги, которые должны цеплять хотя-бы примерно похожими вещами, это разве что упомянутое ранее Вайолет Эвергарден и Мастер Муси, да и те отличаются заметно, плюс оба все же чуть потяжелее будут, каждый по своему (и кстати оба тоже с высокими оценками). Возможно поэтому и так перехваливают Фрирен.